Методическая разработка по учебной дисциплине Основы социологии и политологии
методическая разработка на тему

Солдатов Юрий Иванович

Методическая разработка творческого урока

на тему «Социальный статус»

по учебной дисциплине Основы социологии и политологии

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_status_-_urok.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЕБЕДЯНСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка творческого урока

на тему «Социальный статус»

по учебной дисциплине Основы социологии и политологии

Автор - преподаватель

Солдатов Ю.И.

г. Лебедянь, 2015 г.

Тема: «Социальный статус»

Тип урока – урок усвоения знаний

Вид занятия - исследование проблемы.

Цели:

общеобразовательные: 

- дать представление о социальном статусе и социальной роли человека в обществе;

- подвести студентов к  пониманию социальной структуры как определенного способа связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей.

развивающие: 

- развивать умения высказывать собственные суждения;

- комментировать высказывания, анализировать текст.

воспитательные: 

- прививать интерес к изучению учебной дисциплины Основы социологии и политологии;

- показать значимость данной темы для будущих специалистов;

- формировать чувство уважения друг к другу;

- осмысливать собственную социальную позицию.

Методы – словесный, объяснительный, исследовательский, работа с учебником, дискуссия

Оборудование:

индивидуальный раздаточный материал: задание для домашнего выполнения

технические средства обучения: ПК, интерактивная доска, видеоролики «Женская доля», «Неравный поединок» (из серии киножурнала «Ералаш»)

Литература:

  1. Коротец И.Д., Тальнишних Т.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Академцентр, 2012
  2. Кравченко А.И. Основы социологии: Учеб. пособие для студентов ссузов. – М.: Раритет, 2013
  3. Мухаев Р.Т. Основы социологии и политологии: учебник для уч-ся сред. проф. учеб. завед. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

Ход занятия:

Оргмомент (2 мин.)

проверка готовности аудитории и группы к занятию, сообщение темы, вида, цели занятия.

Здравствуйте. Садитесь. Начнем наше занятие.

Тема нашего занятия: личность в системе социальных отношений

Данная тема рассматривается в учебнике на стр. 150-159

Эпиграфом нашего занятия являются слова: «Займите место и положение, подобающие вам, и все признают это»

(Р. Эмерсон, американский философ).

План занятия: 1. Социальный статус: понятие, виды

2. Социальная роль.

  1. Повторение изученного (10 мин.)

Прежде чем начать изучение нового материала, необходимо повторить материал о социальной структуре общества.

- Что собой представляет социальная структура общества?

ответ

- Перечислите основные элементы структуры общества.

ответ

- Какие критерии выделения социальных групп мы знаем?

ответ

Итог: Таким образом, мы уже знаем, что общество это не просто совокупность отдельных людей, и что каждый человек принадлежит к какой-либо социальной группе, а сами группы занимают различное положение в обществе.

2. Мотивация (или актуализация) занятия (3 мин.)

Сегодня на занятии мы будем рассматривать вопрос, с которым сталкивается каждый человек – как стать успешным, состоявшимся в жизни, как занять подобающее место. Как же этого добиться? 

Пожалуй, полностью готовых рецептов нет. Сегодня мы с вами попытаемся ответить на очень следующие вопросы - что помогает человеку занять более высокую социальную позицию в обществе? Как быть успешным в этой жизни?

Итак, тема сегодняшнего занятия – Личность в системе социальных отношений

Вопросы исследования.

Начиная изучать новую тему, я хочу представить вам вопросы для исследования:

- От чего зависит положение человека в обществе?

- Каким образом связаны между собой социальный статус и социальная роль личности?

В течение занятия, вы должны письменно составить условия успешности для себя и затем озвучить их.

3. Изучение нового материала (68 мин.)

Перейдём к рассмотрению 1-го вопроса - Социальный статус: понятие, виды

- Определенное положение в обществе занимает не только социальная группа, но и каждый человек. Следовательно, каждый индивид в обществе всякий раз занимает определенную позицию, которая связана с определенными правами и обязанностями или его социальным статусом.

От чего он зависит?

У кого положение в обществе будет более высоким и стабильным у юноши 17-18 лет или мужчины 35-45 лет?

Почему? (дискуссия)

Значит, положение в обществе зависит от следующих факторов (слова преподавателя):

- возраста

- престижности профессии

- семейного положения

- стремления к успеху личности.

Давайте сделаем вывод, что такое статус личности?

(слайд  – определение социального статуса)

Статус - это положение человека в социальной структуре общества (группы), место в системе общественного разделения труда, связанное с другими статусами социальными функциями, взаимными правами и обязанностями. 

Статусы связаны между собой, прежде всего, выполнением социальных функций. А функции включают в себя права и обязанности. Обязанности предписывают то, что носитель данного статуса непременно должен делать по отношению к носителям других статусов. Права говорят о том, что человек может свободно позволить  себе или допустить в отношении других людей.

А всегда ли одинаков социальный статус?

Задание:

Сравните социальный статус английской королевы и директора школы.

Что общего? Чем отличаются?

Вывод:

Английская королева родилась в королевской семье и стала королевой

Директор достиг своего положения сам, за счет чего?

Один человек обладает множеством статусов, т. к. участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие американского социолога Роберта Мертона). Но и в статусном наборе можно выделить разные виды статусов (работа с учебником Мухаев Р.Т. Основы социологии и политологии: учебник для уч-ся сред. проф. учеб. завед. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, стр.153-157, тема Социальный статус и социальная роль)

Главный - статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего - статус, связанный с работой, профессией, для женщин -  домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты. Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет  стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Социальный - положение человека в обществе как представителя большой социальной группы.

Личный – в малой, зависит от того, как его  оценивают и воспринимают члены этой группы в соответствии с его личными качествами. Например, лидер, аутсайдер, душа компании в группе.

Социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей.

Приписываемый статус – такое положение в обществе, над которым человек не имеет контроля и которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.

Приписываемым может быть прирожденный статус, в котором человек рожден и который получил подкрепление в общественном мнении (пол, национальность, раса.) Биологическим, но не прирожденным является возрастной статус.  Система родства дает  целый ряд прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, дедушка, бабушка, тетя и т. д. Родственники в законе - приписываемые, но не прирожденные (теща, свекор, падчерица).

Достигаемый приобретается в результате свободного выбора, личных усилий, находится под контролем человека, требует принятия самостоятельных решений и самостоятельных действий.

В современном открытом, динамически развивающемся обществе достигаемые статусы имеют существенно большее значение, чем предписанные.

Смешанный обладает чертами приписываемого и достигаемого.

Статусы

                                                 определяет стиль жизни

                                           

                                  по принадлежности к группе

             

                                      

                             

        главный

        социальный

                                    по способу приобретения

                     

          приписываемый        смешанный

                                                     достигаемый

Задание: Перед вами список статусов (слайд): определите, к какому их 3 видов - приписываемому, достигаемому, смешанному - относятся следующие позиции: (1 студент у доски)?

Вождь, украинец, полицейский, граф, космонавт, папа римский, профессор, женщина, свекор, китаец американского происхождения, народный депутат, император.

А теперь посмотрим правильные ответы, совпадают ли они с ответами студента: (Ответ студента и проверка ответа по таблице).

Приписываемые статусы

Достигаемые статусы

Смешанного типа

украинец

полицейский

вождь

женщина

космонавт

профессор

свекор

папа римский

китаец американского происхождения

граф

народный депутат

император

А теперь подумайте над своим статусным набором. Какой из статусов является для вас главным? (слайд)

Актуализация профессионального определения.

Еще недавно вы были на распутье: куда пойти учиться? Какую профессию выбрать?

Ответьте на вопросы:

        какую профессию вы выбрали и престижна ли она?

        чем определяется престижность? (реальной полезностью тех социальных функций, которые выполняет человек; системой ценностей характерной для данного общества)

        в чем отличие престижа от авторитета?

        кто для вас является авторитетом?

Вывод (делают студенты):

Итак, можно сказать, что престижным может быть тот или иной вид деятельности, связанный с социальным статусом, а авторитетным – определенный человек, что связано с его личным статусом.

Задание:

Вам предлагается 10 профессий:

Банкир

Бухгалтер

Юрист

Врач

Менеджер

Милиционер

Военный

Пожарник

Учитель

Портной

Необходимо расставить эти профессии в порядке ранжирования

с учетом престижности

с учетом значимости

Вывод делает преподаватель (зачитывает заметку из газеты «Комсомольская правда»)

Дискуссия

Ваше суждение по поводу высказывания Михаила Михайловича Пришвина (родился в с. Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния) — русский, советский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей.)

«Унизительных положений нет, если сам не унизишься»

Слова преподавателя.

Иногда в обществе может сложиться такая ситуация, что статусы человека противоречат друг другу: например, президент страны – средний теннисист, женщина, успешно делающая карьеру, не справляется  с ролью матери, жены, домохозяйки. Это явление называется статусная несовместимость (или несовпадение статусов). Один человек участвует во множестве групп и организаций, в каждой из них своя иерархия, и человек может занимать разное положение в  этой иерархии: его называют рангом  статуса. Несовпадение статусов возникает при двух обстоятельствах.

Дома самостоятельно выполните задание, которое размещено на раздаточных листах. Вам необходимо закончить предложения:

А) Несовпадение статусов возникает, когда 1) индивид занимает …………. в одной группе и ………... в другой, 2) права и обязанности одного статуса …………. или …………… осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.  

Б) Статусная несовместимость – проблема не только личная, но и социальная: человек испытывает чувство…………….., и  именно такие люди, объединившись, совершают ……. .……. в обществе.

В) Статусная несовместимость заставляет человека менять профессию, страну, образ жизни, т. е. может стать фактором …………., в результате чего возникает явление………., когда человек оторвался от одного слоя и не пристал к другому.

Приведите свои примеры статусной несовместимости.

Вопрос 2 Социальная роль

Обратите, пожалуйста, внимание на цитату, которая помещена на экране.

«Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…».

У.Шекспир.

- Как вы понимаете выражение: «Весь мир – театр»?

- Назовите, какие роли могут быть у разных людей?

(Ответы студентов).

Слово преподавателя:

Социальная роль – это определенная модель поведения, признанная целесообразной для людей данного статуса в данном обществе.

Роль именуют еще динамической стороной статуса. Социальная роль невозможна без ожидания членов группы.

Существует ролевой набор –  совокупность ролей, ассоциируемый с одним статусом.

Базисные социальные роли:

        роль труженика

        роль собственника

        роль потребителя

        роль гражданина

        роль члена семьи

Однако только один из статусов и одна из ролей, являются основными, главными.

Подумайте и скажите, а каков ваш ролевой набор?

Ответы студентов

Слово преподавателя

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения

Применительно к характеристике поведения и деятельности принято говорить о ролевом ожидании и о ролевом исполнении.

Соответствие индивида исполняемой им социальной роли оценивается тем, что ждут от него другие члены общества. Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими ролями. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное – наказывается.

Иногда мы буквально сливаемся с ролью. Люди переносят стереотип поведения с одного статуса на другие. Они сливаются со своей главной ролью (главным статусом). Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а минимальное – дистанцированием от роли. Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции.

Просмотр видеороликов «Женская доля», «Неравный поединок» (из серии киножурнала «Ералаш»)

Посмотрите видеоролики и скажите, насколько соответствует индивид исполняемой им социальной роли

Ответы студентов

Таким образом, не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково – с одними (личностно значимыми) больше, с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли).

А теперь проверим, какие условия успешности вы для себя определили (записи в тетради зачитывают студенты)

Озвучивание результатов

Подведение итогов урока (5 мин.)

Сегодня на занятии мы изучали тему «Социальный статус»».

Сделаем вывод, что человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Положение личности в системе социальных общностей характеризуется через понятие статуса, т. е. позиции личности в социальной системе, связанной с принадлежностью к социальной группе и анализ ее социальных ролей и того, как она эти роли выполняет.

Статус и роль тесно связаны. Статус и роль отражают динамические и статистические аспекты социального положения

Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание (2 мин.):

Учить тему 13 «Социальный статус и социальная роль»» (Мухаев Р.Т. Основы социологии и политологии: учебник для уч-ся сред. проф. учеб. завед. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, стр. 151-159).

Ответить на вопросы к теме.

Проведите опрос знакомых. Попросите их проранжировать (расположить по значимости) шесть символов успеха: образование, дружеские связи, престиж, гарантия работы, собственный дом, деньги.

Что у них в наибольшей степени способствует успеху, как его понимают респонденты? Полученные ответы соотнесите с социальной позицией респондента. К каким выводам вы придете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по учебной дисциплине Основы макетирования по теме: " Последовательность выполнения конической юбки методом наколки"

Методическая разработка является конспектом урока по теме " Последовательность выполнения конической юбоки методом наколки". С её помощью можно выполнить практическое задание или внеадиторну...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Основы социологии и политологии» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 49.02.01 – Физическая культура

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 49.02.01 – Физическая ку...

Методическая разработка по учебной дисциплине "основы экономики" . Тема "зарплата"

Методическая разработка по дисциплине "Основы экономики". Тема "Заработная плата"...

Методическая разработка по учебной дисциплине «Основы материаловедения» Тема: «Чугуны. Классификация чугунов»

Методическая разработка  по учебной дисциплине  «Основы материаловедения» Тема: «Чугуны. Классификация чугунов»...