Методическая разработка по учебной дисциплине Основы социологии и политологии
методическая разработка на тему
Методическая разработка творческого урока
на тему «Социальный статус»
по учебной дисциплине Основы социологии и политологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_status_-_urok.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕБЕДЯНСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка творческого урока
на тему «Социальный статус»
по учебной дисциплине Основы социологии и политологии
Автор - преподаватель
Солдатов Ю.И.
г. Лебедянь, 2015 г.
Тема: «Социальный статус»
Тип урока – урок усвоения знаний
Вид занятия - исследование проблемы.
Цели:
общеобразовательные:
- дать представление о социальном статусе и социальной роли человека в обществе;
- подвести студентов к пониманию социальной структуры как определенного способа связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей.
развивающие:
- развивать умения высказывать собственные суждения;
- комментировать высказывания, анализировать текст.
воспитательные:
- прививать интерес к изучению учебной дисциплины Основы социологии и политологии;
- показать значимость данной темы для будущих специалистов;
- формировать чувство уважения друг к другу;
- осмысливать собственную социальную позицию.
Методы – словесный, объяснительный, исследовательский, работа с учебником, дискуссия
Оборудование:
индивидуальный раздаточный материал: задание для домашнего выполнения
технические средства обучения: ПК, интерактивная доска, видеоролики «Женская доля», «Неравный поединок» (из серии киножурнала «Ералаш»)
Литература:
- Коротец И.Д., Тальнишних Т.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Академцентр, 2012
- Кравченко А.И. Основы социологии: Учеб. пособие для студентов ссузов. – М.: Раритет, 2013
- Мухаев Р.Т. Основы социологии и политологии: учебник для уч-ся сред. проф. учеб. завед. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
Ход занятия:
Оргмомент (2 мин.)
проверка готовности аудитории и группы к занятию, сообщение темы, вида, цели занятия.
Здравствуйте. Садитесь. Начнем наше занятие.
Тема нашего занятия: личность в системе социальных отношений
Данная тема рассматривается в учебнике на стр. 150-159
Эпиграфом нашего занятия являются слова: «Займите место и положение, подобающие вам, и все признают это»
(Р. Эмерсон, американский философ).
План занятия: 1. Социальный статус: понятие, виды
2. Социальная роль.
- Повторение изученного (10 мин.)
Прежде чем начать изучение нового материала, необходимо повторить материал о социальной структуре общества.
- Что собой представляет социальная структура общества?
ответ
- Перечислите основные элементы структуры общества.
ответ
- Какие критерии выделения социальных групп мы знаем?
ответ
Итог: Таким образом, мы уже знаем, что общество это не просто совокупность отдельных людей, и что каждый человек принадлежит к какой-либо социальной группе, а сами группы занимают различное положение в обществе.
2. Мотивация (или актуализация) занятия (3 мин.)
Сегодня на занятии мы будем рассматривать вопрос, с которым сталкивается каждый человек – как стать успешным, состоявшимся в жизни, как занять подобающее место. Как же этого добиться?
Пожалуй, полностью готовых рецептов нет. Сегодня мы с вами попытаемся ответить на очень следующие вопросы - что помогает человеку занять более высокую социальную позицию в обществе? Как быть успешным в этой жизни?
Итак, тема сегодняшнего занятия – Личность в системе социальных отношений
Вопросы исследования.
Начиная изучать новую тему, я хочу представить вам вопросы для исследования:
- От чего зависит положение человека в обществе?
- Каким образом связаны между собой социальный статус и социальная роль личности?
В течение занятия, вы должны письменно составить условия успешности для себя и затем озвучить их.
3. Изучение нового материала (68 мин.)
Перейдём к рассмотрению 1-го вопроса - Социальный статус: понятие, виды
- Определенное положение в обществе занимает не только социальная группа, но и каждый человек. Следовательно, каждый индивид в обществе всякий раз занимает определенную позицию, которая связана с определенными правами и обязанностями или его социальным статусом.
От чего он зависит?
У кого положение в обществе будет более высоким и стабильным у юноши 17-18 лет или мужчины 35-45 лет?
Почему? (дискуссия)
Значит, положение в обществе зависит от следующих факторов (слова преподавателя):
- возраста
- престижности профессии
- семейного положения
- стремления к успеху личности.
Давайте сделаем вывод, что такое статус личности?
(слайд – определение социального статуса)
Статус - это положение человека в социальной структуре общества (группы), место в системе общественного разделения труда, связанное с другими статусами социальными функциями, взаимными правами и обязанностями.
Статусы связаны между собой, прежде всего, выполнением социальных функций. А функции включают в себя права и обязанности. Обязанности предписывают то, что носитель данного статуса непременно должен делать по отношению к носителям других статусов. Права говорят о том, что человек может свободно позволить себе или допустить в отношении других людей.
А всегда ли одинаков социальный статус?
Задание:
Сравните социальный статус английской королевы и директора школы.
Что общего? Чем отличаются?
Вывод:
Английская королева родилась в королевской семье и стала королевой
Директор достиг своего положения сам, за счет чего?
Один человек обладает множеством статусов, т. к. участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие американского социолога Роберта Мертона). Но и в статусном наборе можно выделить разные виды статусов (работа с учебником Мухаев Р.Т. Основы социологии и политологии: учебник для уч-ся сред. проф. учеб. завед. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, стр.153-157, тема Социальный статус и социальная роль)
Главный - статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего - статус, связанный с работой, профессией, для женщин - домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты. Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Социальный - положение человека в обществе как представителя большой социальной группы.
Личный – в малой, зависит от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы в соответствии с его личными качествами. Например, лидер, аутсайдер, душа компании в группе.
Социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей.
Приписываемый статус – такое положение в обществе, над которым человек не имеет контроля и которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.
Приписываемым может быть прирожденный статус, в котором человек рожден и который получил подкрепление в общественном мнении (пол, национальность, раса.) Биологическим, но не прирожденным является возрастной статус. Система родства дает целый ряд прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, дедушка, бабушка, тетя и т. д. Родственники в законе - приписываемые, но не прирожденные (теща, свекор, падчерица).
Достигаемый приобретается в результате свободного выбора, личных усилий, находится под контролем человека, требует принятия самостоятельных решений и самостоятельных действий.
В современном открытом, динамически развивающемся обществе достигаемые статусы имеют существенно большее значение, чем предписанные.
Смешанный обладает чертами приписываемого и достигаемого.
Статусы
определяет стиль жизни
по принадлежности к группе
главный
социальный
по способу приобретения
приписываемый смешанный
достигаемый
Задание: Перед вами список статусов (слайд): определите, к какому их 3 видов - приписываемому, достигаемому, смешанному - относятся следующие позиции: (1 студент у доски)?
Вождь, украинец, полицейский, граф, космонавт, папа римский, профессор, женщина, свекор, китаец американского происхождения, народный депутат, император.
А теперь посмотрим правильные ответы, совпадают ли они с ответами студента: (Ответ студента и проверка ответа по таблице).
Приписываемые статусы | Достигаемые статусы | Смешанного типа |
украинец | полицейский | вождь |
женщина | космонавт | профессор |
свекор | папа римский | китаец американского происхождения |
граф | народный депутат | император |
А теперь подумайте над своим статусным набором. Какой из статусов является для вас главным? (слайд)
Актуализация профессионального определения.
Еще недавно вы были на распутье: куда пойти учиться? Какую профессию выбрать?
Ответьте на вопросы:
какую профессию вы выбрали и престижна ли она?
чем определяется престижность? (реальной полезностью тех социальных функций, которые выполняет человек; системой ценностей характерной для данного общества)
в чем отличие престижа от авторитета?
кто для вас является авторитетом?
Вывод (делают студенты):
Итак, можно сказать, что престижным может быть тот или иной вид деятельности, связанный с социальным статусом, а авторитетным – определенный человек, что связано с его личным статусом.
Задание:
Вам предлагается 10 профессий:
Банкир
Бухгалтер
Юрист
Врач
Менеджер
Милиционер
Военный
Пожарник
Учитель
Портной
Необходимо расставить эти профессии в порядке ранжирования
с учетом престижности
с учетом значимости
Вывод делает преподаватель (зачитывает заметку из газеты «Комсомольская правда»)
Дискуссия
Ваше суждение по поводу высказывания Михаила Михайловича Пришвина (родился в с. Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния) — русский, советский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей.)
«Унизительных положений нет, если сам не унизишься»
Слова преподавателя.
Иногда в обществе может сложиться такая ситуация, что статусы человека противоречат друг другу: например, президент страны – средний теннисист, женщина, успешно делающая карьеру, не справляется с ролью матери, жены, домохозяйки. Это явление называется статусная несовместимость (или несовпадение статусов). Один человек участвует во множестве групп и организаций, в каждой из них своя иерархия, и человек может занимать разное положение в этой иерархии: его называют рангом статуса. Несовпадение статусов возникает при двух обстоятельствах.
Дома самостоятельно выполните задание, которое размещено на раздаточных листах. Вам необходимо закончить предложения:
А) Несовпадение статусов возникает, когда 1) индивид занимает …………. в одной группе и ………... в другой, 2) права и обязанности одного статуса …………. или …………… осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.
Б) Статусная несовместимость – проблема не только личная, но и социальная: человек испытывает чувство…………….., и именно такие люди, объединившись, совершают ……. .……. в обществе.
В) Статусная несовместимость заставляет человека менять профессию, страну, образ жизни, т. е. может стать фактором …………., в результате чего возникает явление………., когда человек оторвался от одного слоя и не пристал к другому.
Приведите свои примеры статусной несовместимости.
Вопрос 2 Социальная роль
Обратите, пожалуйста, внимание на цитату, которая помещена на экране.
«Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль…».
У.Шекспир.
- Как вы понимаете выражение: «Весь мир – театр»?
- Назовите, какие роли могут быть у разных людей?
(Ответы студентов).
Слово преподавателя:
Социальная роль – это определенная модель поведения, признанная целесообразной для людей данного статуса в данном обществе.
Роль именуют еще динамической стороной статуса. Социальная роль невозможна без ожидания членов группы.
Существует ролевой набор – совокупность ролей, ассоциируемый с одним статусом.
Базисные социальные роли:
роль труженика
роль собственника
роль потребителя
роль гражданина
роль члена семьи
Однако только один из статусов и одна из ролей, являются основными, главными.
Подумайте и скажите, а каков ваш ролевой набор?
Ответы студентов
Слово преподавателя
Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения
Применительно к характеристике поведения и деятельности принято говорить о ролевом ожидании и о ролевом исполнении.
Соответствие индивида исполняемой им социальной роли оценивается тем, что ждут от него другие члены общества. Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими ролями. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное – наказывается.
Иногда мы буквально сливаемся с ролью. Люди переносят стереотип поведения с одного статуса на другие. Они сливаются со своей главной ролью (главным статусом). Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а минимальное – дистанцированием от роли. Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции.
Просмотр видеороликов «Женская доля», «Неравный поединок» (из серии киножурнала «Ералаш»)
Посмотрите видеоролики и скажите, насколько соответствует индивид исполняемой им социальной роли
Ответы студентов
Таким образом, не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково – с одними (личностно значимыми) больше, с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли).
А теперь проверим, какие условия успешности вы для себя определили (записи в тетради зачитывают студенты)
Озвучивание результатов
Подведение итогов урока (5 мин.)
Сегодня на занятии мы изучали тему «Социальный статус»».
Сделаем вывод, что человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Положение личности в системе социальных общностей характеризуется через понятие статуса, т. е. позиции личности в социальной системе, связанной с принадлежностью к социальной группе и анализ ее социальных ролей и того, как она эти роли выполняет.
Статус и роль тесно связаны. Статус и роль отражают динамические и статистические аспекты социального положения
Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание (2 мин.):
Учить тему 13 «Социальный статус и социальная роль»» (Мухаев Р.Т. Основы социологии и политологии: учебник для уч-ся сред. проф. учеб. завед. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, стр. 151-159).
Ответить на вопросы к теме.
Проведите опрос знакомых. Попросите их проранжировать (расположить по значимости) шесть символов успеха: образование, дружеские связи, престиж, гарантия работы, собственный дом, деньги.
Что у них в наибольшей степени способствует успеху, как его понимают респонденты? Полученные ответы соотнесите с социальной позицией респондента. К каким выводам вы придете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по дисциплине: Основы социологии и политологии "Государство и гражданское общество"
Методическая разработка урока...
Методическая разработка урока по дисциплине: Основы социологии и политологии "Личность в системе социальных отношений"
Методическая разработка урока...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Учебная дисциплина: «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» Тема: «Культура, как родовое свойство человека»
Методическая разработка...
Методическая разработка по учебной дисциплине Основы макетирования по теме: " Последовательность выполнения конической юбки методом наколки"
Методическая разработка является конспектом урока по теме " Последовательность выполнения конической юбоки методом наколки". С её помощью можно выполнить практическое задание или внеадиторну...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Основы социологии и политологии» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 49.02.01 – Физическая культура
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 49.02.01 – Физическая ку...
Методическая разработка по учебной дисциплине "основы экономики" . Тема "зарплата"
Методическая разработка по дисциплине "Основы экономики". Тема "Заработная плата"...
Методическая разработка по учебной дисциплине «Основы материаловедения» Тема: «Чугуны. Классификация чугунов»
Методическая разработка по учебной дисциплине «Основы материаловедения» Тема: «Чугуны. Классификация чугунов»...