Образность фразеологизмов
план-конспект занятия на тему

Спиридонова Татьяна Павловна

В конспекте урока рассматриваются вопросы образности фразеологизмов в зависимости от функционального стиля речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraznost_frazeologizmov.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  занятия «Образность фразеологизмов» 

 ( из раздела «Употребление фразеологизмов в речи») 

Преподаватель русского языка и культуры речи ГБПОУ МССУОР № 3 Спиридонова Т.П.

Цель : рассмотреть вопросы образности фразеологизмов в зависимости от функционального стиля и функционально-смыслового типа речи.

Задачи:

1) раскрыть зависимость употребления фразеологизмов от стиля и типа речи и целей использования фразеологизмов;

2) рассмотреть приемы создания образности фразеологизмов ( метафора и метонимия, сравнение, слова-символы);

3)расширить словарный запас учащихся, продолжить изучение «кладовых запасов» русского языка.

Форма занятия :   лекционная с элементами беседы.

Примерный план лекции :

  1. Образная основа фразеологизмов (метафора и метонимия).
  2. Фразеологизмы- сравнения.
  3. Слова -символы в русской фразеологии.

Ход  урока:

1.Повторение:

-Что такое образность языка? Вспомните  художественно-изобразительные средства языка ( сравнения, метафоры , метонимия и т.д.)

-Что подразумевается под словом символ? Приведите примеры любых символов.      

2. Содержание лекции  :

Образность – основа многих фразеологизмов. С помощью фразеологизмов передается не только содержание  высказывания  ,  но и чувства человека.

Образность достигается  совмещением  двух явлений, из которых одно становится основанием, а второе с ним сравнивается. Сравните свободное сочетание  красный петух и фразеологизм пустить красного петуха, где мы имеем  в виду  огонь, пожар , который в свою очередь напоминает именно красного петуха.

В процессе развития языка часто фразеологизмы утрачивают образность по следующим причинам -исчезают предметы, лежащие в основе образа; например, например, лезть на рожон;

-исчезают слова из лексического состава языка, сохраняясь лишь в составе фразеологизма , например попал как кур во щи, где кур-петух, вышедшее из свободного употребления слово;

-исчезает значение слова, а слово живет с другим значением; например, во фразеологизме оставлять с носом ( т. е. подношением невесте как выкуп за нее)  слово нос в этом смысле вышло из употребления, а в современном звучании нередко связывается с частью лица;

-когда из ранее известного выражения вычленяется только одна часть, а другая отбрасывается;

Например, фрагмент голод не тетка взят из пословицы Голод не тетка, пирожка не подсунет.

Образность обычно носит метафорический характер.

Обычно берется в качестве основания  явление , хорошо известное носителям языка и употребляемое как символ чего-то. Например, слово слон- символ чего-то огромного, медведь-неуклюжего, осел- упрямого и т.д.

Наиболее легко образность создается в выражениях, сохраняющих форму сравнительного оборота, например: как ветром сдуло, как за каменной стеной, как в аптеке и т.д.

При создании фразеологизмов используются некоторые художественные приемы, например, гипербола и литота : как гора с плеч, море по колено и т.д.

Обратимся  к символике предметов , часто употребляемым в составе фразеологизмов.

Слово-символ может иметь несколько значений, может менять свои значения.

Так, слово орех первоначально имело значение-несерьезное дело ( давать деньги на орехи означало давать деньги на расходы ради баловства), а затем это выражение стало означать «наказать, покарать». Затем к слову орех прикрепилось другое значение-  нечто трудно распознаваемое, разрешимое: крепкий орешек, раскусить орешек. Именно в этом значении в современном русском языке фразеологизм и употребляется.

В русской фразеологии наблюдается тенденция символизации имен: Фефела-рохля, Иван-дурак и т.п.

Во многих фразеологизмах, дошедших до наших дней , символы лишь подразумеваются, например :гореть желанием, тушить ссору, проглотить обиду и т.д.

Различные чувства, беспокоящие человека, символизировались в виде живых существ, отсюда и образность : тоска грызет, раскаяние гложет, тревога заползла в сердце.

Интересно, что у писателей ХУШ- Х1Х вв. эти образы имеют четкое воплощение:

В бездействии ночном живей горят во мне змеи сердечной угрызенья ( А.С.Пушкин)

Червь злобы точит ваше сердце в настоящую минуту! (А. Писемский)

3.Закрепление полученных знаний.

Выполните следующие задания:

1.Определите образность фразеологизма и ее основы :

Как сонная муха, муха укусила, белые мухи, мухи мрут, из мухи слона , муха не пролетит, мух не ловит, муха не пролетит.

2. Слова красный и черный в русской фразеологии противопоставлены. Подберите фразеологизмы с этими словами ( например, красное словцо, черная полоса).

3. Вспомните фразеологизмы -сравнения ( например, бежать как на пожар).

4. Подведение итогов занятия.

Задание на дом:

 Какие фразеологизмы из басен И.А.Крылова вы помните? Проанализируйте   создание образности в этих фразеологизмах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - лингвистическая игра по теме: «Образные выражения французского языка» в 10 классе

В данной материале представлен урок в виде лингвистической игры по фразеологизмам французского языка....

Особенности образной драматургии хора «У берега зелёного» из кантаты Г.В. Свиридова «Ночные облака»

В данной работе проведён музыкально-исполнительский анализ произведения "У берега зелёного" из кантаты "Ночные облака"  Г.В.Свиридова....

Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ.

ЦЕЛИ:žПовторение понятий « фразеологизм», « синонимия фразеологизмов»; систематизация знаний о происхождении фразеологизмов и сфере их употребленияžРазвитие стойкого интереса к фразеологии как к науке...

Отрытый урок по классу фортепиано "Формирование и развитие музыкально-образного мышления у ученика-пианиста средствами синтеза искусств"

"Формирование и развитие музыкально-образного мышления у ученика-пианиста средствами синтеза искусств".Взаимосвязь познавательных процессов и эмоциональных факторов обучения, основанная на единстве чу...

методическая разработка с использованием технологии проектирования занятий на образно - эмоциональной основе

Урок  усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала и его роли в будущей профессиональной деятельности, посре...

Презентация к уроку русского языка по теме "Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний"

Данная презентация может использоваться в качестве сопровождения на уроке русского языка по теме "Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний" для студентов 1 курса....