Образность фразеологизмов
план-конспект занятия на тему
В конспекте урока рассматриваются вопросы образности фразеологизмов в зависимости от функционального стиля речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraznost_frazeologizmov.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия «Образность фразеологизмов»
( из раздела «Употребление фразеологизмов в речи»)
Преподаватель русского языка и культуры речи ГБПОУ МССУОР № 3 Спиридонова Т.П.
Цель : рассмотреть вопросы образности фразеологизмов в зависимости от функционального стиля и функционально-смыслового типа речи.
Задачи:
1) раскрыть зависимость употребления фразеологизмов от стиля и типа речи и целей использования фразеологизмов;
2) рассмотреть приемы создания образности фразеологизмов ( метафора и метонимия, сравнение, слова-символы);
3)расширить словарный запас учащихся, продолжить изучение «кладовых запасов» русского языка.
Форма занятия : лекционная с элементами беседы.
Примерный план лекции :
- Образная основа фразеологизмов (метафора и метонимия).
- Фразеологизмы- сравнения.
- Слова -символы в русской фразеологии.
Ход урока:
1.Повторение:
-Что такое образность языка? Вспомните художественно-изобразительные средства языка ( сравнения, метафоры , метонимия и т.д.)
-Что подразумевается под словом символ? Приведите примеры любых символов.
2. Содержание лекции :
Образность – основа многих фразеологизмов. С помощью фразеологизмов передается не только содержание высказывания , но и чувства человека.
Образность достигается совмещением двух явлений, из которых одно становится основанием, а второе с ним сравнивается. Сравните свободное сочетание красный петух и фразеологизм пустить красного петуха, где мы имеем в виду огонь, пожар , который в свою очередь напоминает именно красного петуха.
В процессе развития языка часто фразеологизмы утрачивают образность по следующим причинам -исчезают предметы, лежащие в основе образа; например, например, лезть на рожон;
-исчезают слова из лексического состава языка, сохраняясь лишь в составе фразеологизма , например попал как кур во щи, где кур-петух, вышедшее из свободного употребления слово;
-исчезает значение слова, а слово живет с другим значением; например, во фразеологизме оставлять с носом ( т. е. подношением невесте как выкуп за нее) слово нос в этом смысле вышло из употребления, а в современном звучании нередко связывается с частью лица;
-когда из ранее известного выражения вычленяется только одна часть, а другая отбрасывается;
Например, фрагмент голод не тетка взят из пословицы Голод не тетка, пирожка не подсунет.
Образность обычно носит метафорический характер.
Обычно берется в качестве основания явление , хорошо известное носителям языка и употребляемое как символ чего-то. Например, слово слон- символ чего-то огромного, медведь-неуклюжего, осел- упрямого и т.д.
Наиболее легко образность создается в выражениях, сохраняющих форму сравнительного оборота, например: как ветром сдуло, как за каменной стеной, как в аптеке и т.д.
При создании фразеологизмов используются некоторые художественные приемы, например, гипербола и литота : как гора с плеч, море по колено и т.д.
Обратимся к символике предметов , часто употребляемым в составе фразеологизмов.
Слово-символ может иметь несколько значений, может менять свои значения.
Так, слово орех первоначально имело значение-несерьезное дело ( давать деньги на орехи означало давать деньги на расходы ради баловства), а затем это выражение стало означать «наказать, покарать». Затем к слову орех прикрепилось другое значение- нечто трудно распознаваемое, разрешимое: крепкий орешек, раскусить орешек. Именно в этом значении в современном русском языке фразеологизм и употребляется.
В русской фразеологии наблюдается тенденция символизации имен: Фефела-рохля, Иван-дурак и т.п.
Во многих фразеологизмах, дошедших до наших дней , символы лишь подразумеваются, например :гореть желанием, тушить ссору, проглотить обиду и т.д.
Различные чувства, беспокоящие человека, символизировались в виде живых существ, отсюда и образность : тоска грызет, раскаяние гложет, тревога заползла в сердце.
Интересно, что у писателей ХУШ- Х1Х вв. эти образы имеют четкое воплощение:
В бездействии ночном живей горят во мне змеи сердечной угрызенья ( А.С.Пушкин)
Червь злобы точит ваше сердце в настоящую минуту! (А. Писемский)
3.Закрепление полученных знаний.
Выполните следующие задания:
1.Определите образность фразеологизма и ее основы :
Как сонная муха, муха укусила, белые мухи, мухи мрут, из мухи слона , муха не пролетит, мух не ловит, муха не пролетит.
2. Слова красный и черный в русской фразеологии противопоставлены. Подберите фразеологизмы с этими словами ( например, красное словцо, черная полоса).
3. Вспомните фразеологизмы -сравнения ( например, бежать как на пожар).
4. Подведение итогов занятия.
Задание на дом:
Какие фразеологизмы из басен И.А.Крылова вы помните? Проанализируйте создание образности в этих фразеологизмах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - лингвистическая игра по теме: «Образные выражения французского языка» в 10 классе
В данной материале представлен урок в виде лингвистической игры по фразеологизмам французского языка....
Особенности образной драматургии хора «У берега зелёного» из кантаты Г.В. Свиридова «Ночные облака»
В данной работе проведён музыкально-исполнительский анализ произведения "У берега зелёного" из кантаты "Ночные облака" Г.В.Свиридова....
Источники фразеологизмов.Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ.
ЦЕЛИ:Повторение понятий « фразеологизм», « синонимия фразеологизмов»; систематизация знаний о происхождении фразеологизмов и сфере их употребленияРазвитие стойкого интереса к фразеологии как к науке...
Отрытый урок по классу фортепиано "Формирование и развитие музыкально-образного мышления у ученика-пианиста средствами синтеза искусств"
"Формирование и развитие музыкально-образного мышления у ученика-пианиста средствами синтеза искусств".Взаимосвязь познавательных процессов и эмоциональных факторов обучения, основанная на единстве чу...
методическая разработка с использованием технологии проектирования занятий на образно - эмоциональной основе
Урок усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала и его роли в будущей профессиональной деятельности, посре...
Урок русского языка в 6 классе на тему «Фразеология. Фразеологизмы». «Этот удивительный мир фразеологизмов".
Методическая разработка урока русского языка...
Презентация к уроку русского языка по теме "Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний"
Данная презентация может использоваться в качестве сопровождения на уроке русского языка по теме "Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний" для студентов 1 курса....