Каковы были причины крестовых походов?
статья на тему
Постановка вопроса о Крестовых походах. Причины походов, их культурное и социальное значение. Развитие Западной Европы в период Крестовых походов (XI-XIII века). Влияние Крествых походов на религиозные отношения в Европе и Мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
333.docx | 42.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«География»
По теме:
«Каковы были причины крестовых походов?»
Исполнитель: Матвеева Диана Викторовна
Кандалакша
2016 год
Введение
Ещё в древности началась борьба за господство в странах Передней Азии, особенно в Сирии и Месопотамии, а также за овладение Египтом. Эти страны являлись одним из богатейших и культурных районов тогдашнего мира. Через них пролегали пути международной торговли. За господство в этих странах вели борьбу Византия и Иран, Иран и арабы, арабы и Византия. В конце XI в. в борьбу вступили и феодальные государства Западной Европы.
Завоевание Палестины турками имело важные политические последствия. Пока Иерусалимом владели арабы, христианские паломники имели свободный доступ к его святыням, потому что арабы вообще не притесняли христиан и даже относились с уважением к их святыням. Для христианских народов тот или другой приём, какой встречали в Святой Земле приходившие туда богомольцы, не мог быть безразличен, так как этих богомольцев было достаточно большое количество. Когда, однако, турки захватили Иерусалим, обращение новых господ священного города с приходившими в него паломниками сделалось совсем иным. Турки стали притеснять их и вымогать у них деньги. Известия об этом, приходили в Европу, и в ней возникла мысль ополчиться для освобождения гроба Господня из рук неверных. (Позднейшая легенда приписала инициативу всего движения одному пилигриму, Петру Пустыннику, который проповедовал надобность похода в Палестину). С конца XI в. в течение двух столетий из Западной Европы отправлялись в Палестину ополчения ради достижения этой блаженной цели. Отдельные предприятия этого рода получили в истории название крестовых походов. В крестоносных ополчениях принимали участие разные западноевропейские народы, но преимущественно французы и немцы. Предприятие стало популярным в обществе, потому что, кроме своей благородной цели, оно соответствовало стремлениям отдельных классов населения. Феодальное рыцарство было настроено воинственно и искало завоеваний. Среди закрепощенного крестьянства также было много людей, которые, будучи недовольны своим тяжким бременем, были готовы идти в новые земли ради поиска лучшей доли. Этим общественным настроением искусно пользовалась католическая церковь, взявшая под своё покровительство идею крестовых походов и по своим чисто политическим соображениям.
- Крестовые походы – важная веха в истории Мира
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095–1291) – ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для освобождения Святой Земли от Ислама.
В Крестовые Походы были вовлечены многие социальные слои западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принявшие обет крестоносца, имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жажда приключений, третьими двигали исключительно духовные мотивы.
Благодаря легендам крестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарской силы и отваги. Но рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах, конечно же, изобиловали преувеличениями. Кроме того, в них упускается из виду тот “малозначительный” исторический факт, что, несмотря на проявленные крестоносцами храбрость и геройство, а также воззвания и обещания римских пап и стойкая уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободить Святую Землю. Крестовые походы привели лишь к тому, что мусульмане стали бесспорными властелинами Ближнего Востока.[1]
- Причины крестовых походов
Начало крестовым походам было положено папами, которые номинально считались руководителями всех мероприятий подобного рода. Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем, кто рискнёт своей жизнью ради святого дела. Кампания по привлечению добровольцев оказалась успешной благодаря религиозным мотивам, которые господствовали тогда в Западной Европе. Но какими бы ни были личные мотивы для участия, воины Христа были уверены в том, что сражаются за правое дело.
Непосредственной причиной крестовых походов явился рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии. Выходцы из Средней Азии, в начале века сельджуки проникли в подвластные арабам области, где их вначале использовали как наёмников. Постепенно, однако, они делались все более самостоятельными, завоевав в 1040-е годы Иран, а в 1055 Багдад.
Затем сельджуки стали расширять границы своих владений на запад, ведя наступление на Византийскую Империю. Поражение византийцев при Манцикерте в 1071 дало возможность сельджукам выйти к берегам Эгейского моря, завоевать Сирию и Палестину и в 1078 (указываются и другие даты) взять Иерусалим.
Угроза со стороны мусульман вынудила византийского императора обратиться за поддержкой к западным христианам. Падение Иерусалима обеспокоило христианский мир.
Завоевания турков-сельджуков совпали по времени с религиозным возрождением в Западной Европе в X-XI вв., которые было во многом инициировано деятельностью бенедиктинского монастыря Клюни в Бургундии, основанного в 910 герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым. Усилиями настоятелей, настойчиво призывавших к очищению церкви и духовному преображению христианского мира, аббатство стало весьма влиятельной силой в духовной жизни Европы.
В XI в. выросло число паломничеств в Святую Землю. “Неверного турку” изображали как осквернителя святынь, варвара и язычника, чьё присутствие на Святой Земле нетерпимо для Бога и человека. Кроме того, сельджуки угрожали христианской Византийской империи.[2]
Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широких возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж – все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель. Приняв участие в крестовом походе, они уже могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие братья.
Крестьянам крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев.
По чисто экономическим мотивам в крестовых походах были заинтересованы города. На протяжении нескольких веков итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцы вытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря. Они предприняли морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов крестовые походы означали лишь перенос военных действий из Западного Средиземноморья в Восточное.
- Начало Крестовых Походов
Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095 г. Папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы, и многие заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, раздражающих церковь и клиру. В своей речи Папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому, сложившему в нем голову – место в раю. Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело.[3] Он дал понять, что крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы – всё за счет арабов и турок.
Ответом на речь явились крики слушателей: “ Бог того хочет!” (“Deus vult!”). Слова эти стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну.[5]
Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей Западной Европе. Архиепископы и епископы (наиболее активным среди них был Адемар де Пюи, взявший на себя духовное и практическое руководство подготовкой похода) призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вроде Петра Пустынника и Вальтера Голяка, донесли слова папы и до крестьян.
Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая, что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как вершителям святого дела.
Однако местные жители встречали их с презрением, и тогда воины Христа принялись за мародёрство. Между византийцами и ордами с запада разыгрывались настоящие бойни. [2] Те же, кому удалось добраться до Константинополя, не были желанными гостями византийского императора Алексея и его подданных. Их селили вне города, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию, где с ними в скором времени расправлялись турки.
- 1-й крестовый поход (1096–1099)
Сам 1-й крестовый поход начался в 1096. В нем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своим главнокомандующим. Тремя основными маршрутами, по суше и по морю, они прибывали в Константинополь в течение 1096 и 1097. Поход возглавили бароны-феодалы, в том числе герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский и князь Боэмунд Тарентский. Формально они со своими армиями подчинялись папскому легату, но фактически игнорировали его указания и действовали самостоятельно.[6]
Крестоносцы, двигавшиеся по суше, отбирали у местного населения еду и фураж, осадили и разграбили несколько византийских городов, неоднократно устраивали столкновения с византийскими войсками. Присутствие в столице и вокруг нее 30-тысячного войска, требовавшего жилья и питания, создавало сложности для Византии. Обострялись разногласия между императором и военачальниками крестоносцев.
Отношения между императором и рыцарями продолжали ухудшаться по мере продвижения христиан на восток. Крестоносцы подозревали, что византийские проводники намеренно заманивают их в засады. Армия оказалась совершенно не готовой к внезапным набегам вражеской конницы, которая успевала скрыться, прежде чем рыцарская тяжелая кавалерия бросалась в погоню. Нехватка пищи и воды усугубляла тяготы похода. Колодцы, встречавшиеся по пути, часто были отравлены мусульманами. Те, кто перенес эти тяжелейшие испытания, были вознаграждены первой победой, когда в июне 1098 была осаждена и взята Антиохия. Здесь, согласно некоторым свидетельствам, один из крестоносцев обнаружил святыню – копье, которым римский воин пронзил бок распятого Христа. Сообщается, что это открытие чрезвычайно вдохновило христиан и в немалой степени способствовало их дальнейшим победам и продвижению. Жестокая война длилась еще год, и 15 июля 1099, после продолжавшейся около месяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население, мусульман и иудеев, мечу.
Королем Иерусалима был избран Готфрид Бульонский, который, избрал титул “защитника Гроба Господня”. Готфриду и его преемникам досталась в управление держава, объединенная номинально. Она состояла из четырех государств: графства Эдесского, княжества Антиохийского, графства Триполи и собственно Иерусалимского королевства. Король Иерусалима располагал в отношении прочих трех довольно условными правами, поскольку их правители утвердились там еще до него, так что свою вассальную присягу королю они исполняли лишь в случае возникновения военной угрозы. Кроме того, власть короля была значительно ограничена церковью: поскольку крестовые походы проводились под эгидой церкви и номинально возглавлялись Папой. Патриарх Иерусалимский, был здесь чрезвычайно влиятельной фигурой.
В этом время получили развитие по крайней мере десять важных центров коммерции и торговли. Среди них можно назвать Бейрут, Акру, Сидон и Яффу. В соответствии с привилегиями или пожалованиями полномочий итальянские купцы учредили в прибрежных городах собственную администрацию. Обыкновенно они имели здесь собственных консулов (глав администрации) и судей, обзаводились своей монетой и системой мер и весов. Их законодательные уложения распространялись и на местное население.
Костяк армии крестоносцев образовывали два рыцарских ордена – рыцари-храмовники (тамплиеры) и рыцари cв. Иоанна (иоанниты или госпитальеры). В них входили преимущественно низшие слои феодальной знати и младшие отпрыски аристократических семейств. Первоначально эти ордены были созданы для защиты храмов, святынь, ведущих к ним дорог и паломников; предусматривалось также создание больниц и забота о больных и раненых. Поскольку ордены госпитальеров и тамплиеров ставили наряду с военными религиозные и благотворительные цели, их члены вместе с воинской присягой давали монашеские обеты. Ордены смогли пополнять свои ряды в Западной Европе и получать финансовую помощь от христиан, кто не смог принять участие в крестовом походе, но жаждал помочь святой цели.[7]
За счет таких взносов тамплиеры в 12–13 вв. по существу превратились в мощный банкирский дом, осуществлявший финансовое посредничество между Иерусалимом и Западной Европой. Они субсидировали религиозные и торговые предприятия на Святой Земле и давали здесь ссуды феодальной знати и купцам, с тем чтобы получить их уже в Европе.
3.2. Последующие Крестовые Походы
3.2.1 2-й крестовый поход (1147–1149)
Когда в 1144 Эдесса была захвачена мусульманами, глава монашеского ордена цистерцианцев Бернар Клервоский убедил германского императора Конрада III (правил в 1138–1152) и короля Франции Людовика VII (правил в 1137–1180) предпринять новый крестовый поход. В этот раз Папа Евгений III издал в 1145 специальную буллу о крестовых походах, в которой имелись точно сформулированные положения, гарантировавшие семьям крестоносцев и их имуществу защиту церкви.
Силы, которые удалось привлечь к участию в походе, были огромны, однако из-за отсутствия взаимодействия и продуманного плана кампании поход завершился полным провалом. Более того, он дал повод сицилийскому королю Рожеру II совершить походы на византийские владения в Греции и на островах Эгейского моря.
3.2.2 3-й крестовый поход (1187–1192).
Если христианские военачальники постоянно пребывали в раздорах, то мусульмане под началом султана Салах-ад-дина объединились в государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Салах-ад-дин легко разбил разобщенных христиан, в 1187 взял Иерусалим и установил контроль над всей Святой Землей, за исключением нескольких прибрежных городов.
3-й крестовый поход возглавили император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. Германский император утонул в Малой Азии при переправе через реку, и лишь немногие из его воинов достигли Святой Земли. Два других монарха, соперничавших в Европе, перенесли свои раздоры и в Святую Землю. Филипп II Август под предлогом болезни возвратился в Европу, чтобы постараться в отсутствие Ричарда I отобрать у него герцогство Нормандское.
Ричард Львиное Сердце остался единственным вождем крестового похода. Совершенные им здесь подвиги породили легенды, окружившие его имя ореолом славы. Ричард отвоевал у мусульман Акру и Яффу и заключил с Салах-ад-дином договор о беспрепятственном допуске паломников в Иерусалим и к некоторым другим святыням, но большего ему добиться не удалось. Иерусалим и бывшее Иерусалимское королевство остались под властью мусульман. Самым весомым и договременным достижением Ричарда в этом походе явилось завоевание им в 1191 Кипра, где в результате возникло самостоятельное Кипрское королевство, просуществовавшее до 1489г.
3.2.4 4-й крестовый поход (1202–1204)
В объявленный Папой Иннокентием III 4-й крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы. По первоначальной договоренности венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой Земли и снабдить их вооружением и провиантом. Из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венецию прибыло только 12 тыс., которые в силу своей малочисленности не могли оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложили французам, чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план – использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину – был на время отложен.
Узнав о планах венецианцев, Папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 объединенная армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила. После этого венецианцы предложили французам ещё раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела. Отыскался и благовидный предлог: крестоносцы могли рассчитывать, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет.
Не обращая внимания на запрет Папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя и вернули Исааку трон. Однако после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию растаяли. Тогда крестоносцы захватили Константинополь и грабили его в течение трех дней. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский.
Просуществовавшая до 1261 империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы. Тем самым они выиграли от крестового похода больше всех, но до Святой Земли его участники так и не добрались.
Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды – он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под своё покровительство, стремясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола. [8]
3.2.5 5-й крестовый поход (1217–1221)
На 4-м Латеранском соборе в 1215 папа Иннокентий III объявил новый крестовый поход. Выступление было намечено на 1217, его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Эндре II и др. В Палестине военные действия шли неспешно, однако в 1218, когда прибыли новые подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря.
Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на Дамиетту, но папский легат Пелагий, ожидавший подхода с востока легендарного христианского “царя Давида”, не дал на это согласия. В 1221 крестоносцы предприняли неудачный захват Каира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на отступление.
3.2.6 6-й крестовый поход (1228–1229)
Этот крестовый поход, иногда его называют “дипломатическим”, возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать войны, путём переговоров он получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами.
3.2.7 7-й крестовый поход (1248–1250)
Его возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась позорным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за своё вызволение огромный выкуп.[4]
3.2.8. 8-й крестовый поход (1270)
Не вняв предостережениям советников, Людовик IX вновь пошел войной на арабов. Он направил удар на Тунис в Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270). С его смертью завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю.
Военные походы христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акру в 1291. [6]
Заключение
Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились разрушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьёзное влияние на многие стороны европейской жизни и быта.
Византийская империя
Возможно, крестовые походы действительно отсрочили турецкое завоевание Византии, однако они не смогли предотвратить падение Константинополя в 1453. Византийская империя длительное время находилась в состоянии упадка. Её окончательная гибель означала появление турок на европейской политической сцене. Разорение Константинополя крестоносцами в 1204 и венецианская торговая монополия нанесли империи смертельный удар, от которого она не смогла оправиться даже после своего возрождения в 1261.
Торговля
Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья.
Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши – шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах.
Феодализм и церковь
В крестовых походах сложили головы тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений.
Влияние крестовых походов на авторитет церкви
Если первые походы способствовали укреплению авторитета Римского Папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировал власть Понтифика даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III.
Крестовые походы имели важное историческое значение. Это было самым крупным столкновением между христианским и мусульманским мирами, между которыми вообще шла борьба. Оно началось в ту эпоху, когда халифат уже распался на отдельные государства, но и между христианами не было согласия. В истории Западной Европы эти походы были непосредственными продолжением других завоевательных предприятий феодального рыцарства; с походами в Святую Землю, можно сказать, окончились воинственные передвижения средних веков.
Наконец, эти войны не только разъединяли, но и сближали между собой отдельные народы. Рыцари разных стран, участвуя в общем деле, постоянно сталкивались между собою, а посещение ими Византии и мусульманских стран приводило их в соприкосновение с чуждою им материальной и духовной культурой. За воинами на Восток шли купцы, и крестовые походы даже создали всю венецианскую и генуэзскую торговлю второй половины средних веков. Крестоносцы знакомились с новыми странами и народами, с их бытом и понятиями и в эту эпоху приносили с собою в Европу множество новых знаний и обычаев, что, конечно, подрывало прежнюю культурную исключительность Запада.[7]
Список литературы
- Эпоха крестовых походов. М., 1914
- Заборов М. Крестовые походы. М., 1956
- Заборов М. Введение в историографию крестовых походов (латинская хронография XI–XIII вв.). М., 1966
- Заборов М. Историография крестовых походов (XV–XIX вв.). М., 1971
- Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977
- Заборов М. Крестом и мечом. М., 1979
- Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М., 1980
- Кардини Ф. Истоки Средневекового рыцарства. — М. 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа "В начале было слово"
Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...
Как это было... Глава I. Его Превосходительство Господин Министр изволил приказать... ( К 125 летию со дня основания ХЛК им. Г.Ф. Морозова)
В этом материале "Как это было..." рассказывается об истории возникновения лесной школы, о значимых событиях( 50 летии, 70 летии, 100 летии и 120 летии колледжа, а также о подготовке к 125 годов...
Как это было… Глава II. С большевистским приветом.50- летие лесного техникума -1888-1938 гг. (К 125 летию со дня основания ХЛК им. Г.Ф. Морозова).
По сохранившимся материалам газеты " Больвистская правда" от 30.07.39 года рассказывается о праздновании 50- летнего юбилея лесного техникума (1888- 1938 гг.) ...
Как это было... Глава III. Великий Г.Ф. Морозов здесь жил и творил.( К 125- летию со дня основания ХЛК им. Г.Ф. Морозова)
Газета «Путь Ильича» от 03 февраля 1957 года. 90-летие со дня рождения Г.Ф. Морозова.(1967 – 1957 г.). Установление мемориальной доски. Газета «Путь Ильича» от 07 сен...
«Музыка в сказках». «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».
План-конспект урока с учащимся 1класса Блохиным Тимофеем (музыкальный инструмент «Блокфлейта»)....
"Жило-было причастие". Разработка урока по русскому языку в 6 классе с использованием электронных образовательных ресурсов и ИКТ.
Я применяю ИКТ на уроках, во-первых, для того, чтобы решить социальные практические задачи:- для изучения нового материала, предъявления новой информации;- для закрепления пройденного, отр...
Внеклассное мероприятие "Каково на дому, таково и самому"
Внеклассное мероприятие "Каково на дому, таково и самому"...