Как это было... Глава III. Великий Г.Ф. Морозов здесь жил и творил.( К 125- летию со дня основания ХЛК им. Г.Ф. Морозова)
статья по теме

Малкова Любовь Александровна

Газета «Путь Ильича» от 03 февраля 1957 года. 90-летие со дня рождения  Г.Ф. Морозова.(1967 – 1957 г.). Установление   мемориальной доски. Газета «Путь Ильича» от 07 сентября 1958 г. 70-летие  ХЛК (1888 – 1958 гг.)     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_eto_bylo_70_letie.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Как это было... ( К 125-ой годовщине основания Хреновского

 лесного колледжа   им. Г.Ф. Морозова).        

Глава III.    Великий  Г.Ф. Морозов здесь жил и творил.

                                                          Газета «Путь Ильича» от 03 февраля 1957 года.                                  

                                       90-летие со дня рождения  Г.Ф. Морозова.(1967 – 1957 гг.)

                                                                            Установление   мемориальной доски.

                                                                    Газета «Путь Ильича» от 07 сентября 1958 г.

                                                                                    70-летие  ХЛК (1888 – 1958 гг.)                                                                                                              

          На пожелтевших от времени страницах районной газеты с Хреновое «Путь Ильича» № 15 от 3 февраля 1957 года информация о том, что «31 января 1957 года в корпусе Хреновского лесного техникума состоялось расширенное заседание педагогического совета, посвященное 90-летию со дня рождения основоположника русского лесоводства профессора Георгия Федоровича Морозова».  Далее автор статьи  написал, что в зале заседания была организована выставка трудов и фотографий ученого, вывешена специально выпущенная к юбилею  газета «Лесовод». На стене – портрет Морозова, написанный масляной краской. В заседании принимали участие преподаватели техникума, лесные специалисты и общественность Хреновского производственно – показательного и Бобровского лесхозов, агролесопитомника, лесозавода, железнодорожного питомника – всего около 100 человек.

        С докладом «Значение трудов Г.Ф. Морозова для развития лесоводства» выступил Павел Петрович Медведев. В своем выступлении «Г.Ф. Морозов как человек, педагог и общественный деятель» Анатолий Петрович Сулханов привел немало примеров из наблюдений и личных встреч с Морозовым во время учебы в Петербургском лесном институте и на работе в Хреновском бору. С воспитаниями  о Георгии Федоровиче выступили преподаватели Востриков Тихон Иванович, Вавин Александр Иванович, и др.

Важнейшие даты жизни  и работы Георгия Федоровича Морозова:

1867 г., 7 января (по старому стилю) – дата рождения;

1877 – 1884 гг. – Александровский кадетский корпус;

1884 – 1886 гг. - учеба в Павловском военном училище;

1886 – 1889 гг. – служба подпоручиком 5–ой вылазочной батареи Ковенской крепостной артиллерии (Динабург);

1889 – 1893 гг. -  годы учебы в Петербургском лесном институте;

1894 – 1896 гг. – работа в Хреновском лесничестве помощником лесничего и преподавателем низшей лесной школы;                                                                                                               1896 г. – публикация статьи «О борьбе с засухой при культурах сосны» в 5 –выпуске «Лесного журнала»;

1896-1898 гг. – заграничная командировка;

1899 г. – выход в печать статьи «Почвоведение и лесоводство»;

1899-1901гг. – лесничий  Каменно -  степного лесничества;

1901 г. – получает кафедру общего лесоводства в  «alma-mater» -Лесном институте»

1902 г. – экстраординарный профессор ;

1907г. – до конца 1917 г. – ординарный профессор по кафедре общего лесоводства;

1912 г. – выход в свет книги «Учение о лесе»;

1918 г. – 1920 г. – работа в Крыму;

1920 г., 9 мая (по новому стилю) на 54 году жизни Г.Ф. Морозова не стало.

Профессор Г.Ф. Морозов – выдающийся ученый. Он по праву входит в число крупнейших отечественных биологов. Труды Г.Ф. Морозова в свое время были вершиной русской науке о лесе и не утратили актуального  значения и в настоящее время.

        Научные идеи Г.Ф. Морозова нашли наиболее концентрированное и яркое выражение в его капитальном труде «Учение о лесе». Этот труд является образцом гармоничного сочетания формы и содержания. Книгу эту по праву называют                               « блестящей поэмой, о жизни леса, принадлежащей к числу замечательнейших творений научной мысли»  Она многократно переиздавалась в нашей стране и опубликована в ряде зарубежных стран.

Рассуждения по поводу основных разделов «Учения о лесе»…

        Формирование учения о лесе шло у Г.Ф. Морозова постепенно. Первые мысли об учении о лесе, о лесоведении были высказаны им накануне XX столетия – за два года до прихода его на кафедру. В целом оно сформировалось у Г.Ф. Морозова в процессе дальнейшей педагогической и научно-исследовательской работы его в Лесном институте.

        Практическое знакомство с лесным хозяйством и лесами России и зарубежных стран, знание трудностей и нужд русского лесного хозяйства, понимание большого географического разнообразия русских лесов, позволили Морозову заявить о неприемлемости шаблонного подхода к лесному хозяйству России.

        В 1912 году вышло первое издание книги «Учение о лесе». Это издание содержало раздел «Введение в биологию леса». В 1920 году была издана книга «Основная учения о лесе» в более широком плане. Наиболее полным и лучшим «Учением о лесе» надо признать издание книги 1930 года под редакцией В.В. Матренинского, ученика

 Г.Ф. Морозова, который скрупулезно, по крупицам собирал литературное наследие своего учителя.

        В формировании научного лесоводственного мировоззрения Г.Ф. Морозова главную роль сыграли следующие факторы:

1. Достижения естествознания второй половины ХIХ в. и прежде всего появление труда Ч. Дарвина «Происхождение видов». Подобно своему современнику К.А. Тимирязеву, Г.Ф. Морозов был убежденным дарвинистом.

2. Влияние основоположника научного почвоведения В.В. Докучаева. Работая в составе его экспедиции, Г.Ф. Морозов горячо проникся учением Докучаева, идеей природной зональности.

3. Практическое знакомство с природой и хозяйством средне – и южнорусских лесов и насаждений; общение с выдающимися русскими практиками – лесничими этих районов, например с Н.Д. Суходским.

4. Двухлетнее знакомство с опытом ведения лесного хозяйства и постановкой научного лесоводства в Германии и Швейцарии, где он работал под руководством профессоров К. Гайера и  Г. Майра в Баварии, А. Шваппаха в Эберсвальде и Флюри в Швейцарии.

5. Влияние пионеров – лесотипологов,  лесоводов-практиков, главным образом северных лесоустроителей и лесничих, а также лесоводов-ученых, предшественников и современников Г.Ф. Морозова (В.Я. Добровлянского,

Д.М. Кравчинского, Г.Н. Высоцкого и др).

   Разделяя научные взгляды Ч. Дарвина, Г.Ф. Морозов признавал в жизни леса борьбу за существования, приводящую  к естественному отбору, и индивидуальную изменчивость. Он считал необходимым изучение не только биологических свойств  древесных пород, но и биологические свойств леса.

        Будучи учеником В.В. Докучаева, Г.Ф. Морозов пришел к познанию леса как явления географического, стал проводником его идей в лесоводство. Отмечая, что разнообразные формы леса могут быть поняты в связи с внешней или географической средой, Г.Ф. Морозов в понятие внешней среды вкладывал не только климат, но и почву и ряд других экологических факторов.

        Таким образом, по Г.Ф. Морозову, «природа леса слагается из природы пород, природы их сочетаний, природы условий местопроизрастания». Эта простая природа Морозова дает ключ к пониманию природы леса.

В соответствии с нею учение Г.Ф. Морозова о лесе распадается на следующие части:

  1. биология лесных пород;
  2. биология насаждений;
  3. учение о типах насаждений.

Этим частям предпосылается очень важный отправной отдел – «Введение в биологию леса». В нем Г.Ф. Морозов излагает общий взгляд на природу леса, останавливая внимание на различиях деревьев в лесу и вне леса, различиях в форме деревьев, произрастающих в лесу, естественном отборе в лесу, дает развернутое оригинальное определение леса. В своем определении он показал, что «лес не есть простая совокупность древесных растений, а представляет собой сообщество, или такое соединение древесных растений, в котором они проявляют взаимное влияние друг на друга, порождая тем целый ряд новых явлений, которые не свойственны одиноко растущим растениям»).

        Биология лесных пород в учении Г.Ф. Морозова рассматривается в широком смысле. При разработке биологии лесных пород Г.Ф. Морозов ставил главной целью выявление лесообразующей роли древесных пород. Он подробно рассматривает отношение древесных пород к экологическим факторам (свету, зольным веществам почвы, влаге, теплу), характеризует быстроту роста пород, размножение их. В результате подробного научного анализа он разъясняет читателю, почему, например, дуб образует смешанные насаждения, сосна же – и чистые, и смешанные, отчего дубравы представляют собой обычно сложные формы, ельники – простые и т.д.

        Биология насаждений является продолжением биологии лесных пород. От биологии лесных пород,  их лесоводственных свойств  Г.Ф. Морозов, естественно, переходит к учению о лесоводственных свойствах насаждений. До него этот отдел лесоводственной науки находился в зачаточном состоянии. Анализируя природу сочетаний деревьев в насаждениях, Г.Ф. Морозов отмечает, что «кроме борьбы за существование, в лесу наблюдают и другие виды взаимодействия древесных пород» - их «сотрудничество, защита и взаимное приспособление».

        Учение о смене древесных пород, созданное Г.Ф. Морозовым, представляет весьма большой интерес. Он блестяще показал динамичность биологических процессов, совершающихся в лесу, изменение леса во времени. «Все в природе течет и изменяется, рука времени касается всего, что есть в природе живого и неживого. И лес, как ни устойчив в отдельных своих формах, в  проявлениях тоже подвержен тому же закону времени, тоже течет… Лес не есть что-либо однородное, не только в пространстве, но и во времени» Рассматривая взаимоотношения сосны и ели, Г.Ф. Морозов пишет: «Биологические свойства ели, сами по себе взятые, говорят еще очень мало; только в связи с почвенно-грунтовыми условиями и климатом они могут иметь значение, например, теневыносливость ели – превосходное орудие в борьбе за существование, но только не на сухих и бедных почвах, где эта теневыносливость ели – нисколько не устроит ее и не даст ей победы над светолюбивой сосной».  Г.Ф. Морозов допускает также длительное совместное существование сосны и ели в одном пологе на почвах среднего качества. Еще в 90-х годах прошлого столетия в литературе существовало положение, сводящееся к тому, что светолюбивый дуб не может конкурировать с елью и пихтой и должен уступить место теневыносливым породам. Г.Ф. Морозов вместе со своими учениками выдвинул ряд доказательств обратного. Он вскрыл и объяснил процесс смены сосны дубом, указав, что решающую роль в этом неблагоприятном явлении сыграла хозяйственная деятельность человека.  Несмотря на более чем 90-летний период, истекший со времени первого опубликования «Смены пород», и происшедшее за это время значительные изменения в лесоводственной и ботанической науках, этот раздел в «Учении о лесе» Г.Ф. Морозова и до сих пор имеет большое научное значение.

        Учение о типах насаждения Г. Ф. Морозова получило наибольшее широкую известность среди лесоводов еще при его жизни. Он показал, что «учение о типах выросло не только из жизни, но при том из русской деятельности».Зачатки знания о типах русских лесов зародились в нашем народе, который уже давно подметил, что «каков грунт, таков и лес».«Северному крестьянину, - пишет вслед за П.П. Серебренниковым  Г.Ф. Морозов, - хорошо известно, что на «бору беломошнике» он найдет лучший материал для смолья – подсочки, что в «бору – ягоднике» или на еловых «холмах» он может выбрать лучший материал для построек, что если он срубит бревно в «сурадке», «суболотке» или «согре», то такие бревна будут суковаты, креневаты, кроме того, недолговечны, так  как скоро загнивают, что наконец «соргу» можно расчисткой обратить в сенокос».

        Однако эти по существу глубоко правильные и точные народные представления о лесе не сразу стали достоянием лесохозяйственной практике, а тем более лесоводственной науки. Только в конце прошлого столетия некоторые северные лесоустроители и лесничие, столкнувшись с этими понятиями и оценив их практическую значимость, начали разделять леса по типам насаждений. Опубликование результатов их работ способствовало популяризации и развитию первоначальных сведений по практической типологии лесов Севера. 

Трудно назвать современный учебник по лесоведению и лесоводству в европейских странах, где бы ни цитировали Г.Ф. Морозова. Его ученые взгляды и положения цитируются в капитальных трудах: немецкого учёного К. Рубнера, под редакцией которого в Германии в 1928 году вышло первое зарубежное издание

Г.Ф. Морозова «Учение о лесе»; второе издание на немецком языке вышло в 1959 г.

Хорошо знают труды Г.Ф. Морозова лесоводы Болгарии. Ряд  лесоводственных положений Г.Ф. Морозова, в том числе по вопросам возобновления и воспитания леса приводят в своих трудах лесоводы Чехии и Словакии. Книга Г.Ф. Морозова  «Учение о лесе» используется в известных учебниках Фанзелова, опубликованного в Германии в 1931 г., Бейкера (США, 1934г.), Денглера (Германия, 1935 г.), Гартмана (Австрия,1952г.), Н. Пенева и М. Радкова (Болгария, 1952г.) и др.

                   Из рукописи Ванина С.Д., Здрайковского Д.И. »Хреновскому лесхозу-техникуму – 100 лет»: « В 1958 году техникум отметил 70-летний юбилей. Вся работа по подготовке юбилея проводилась под девизом «Встретим 70-летие техникума высокими показателями в учебной и воспитательной работе». На начало юбилейного года в техникуме числилось 565 учащихся и 30 преподавателей. В этом году техникум окончило 240 человек. К юбилею в брошюре, вышедшей в апреле 1958 года, был обобщен многолетний опыт 16 преподавателей по  организации учебной практики в техникуме. 6 сентября состоялось расширенное юбилейное заседание педагогического совета. На нем присутствовали бывшие воспитанники лесной школы и  лесоводы, получившие образование в техникуме за годы Советской власти, ученые Воронежского ЛТИ, института леса Академии Наук СССР, преподаватели, учащиеся, рабочие и служащие техникума, представители других техникумов и лесхозов. После доклада директора техникума Карасикова С.А.  с воспоминаниями выступили преподаватели и выпускники разных лет. Далее были  оглашены приветствия от организаций и официальных лиц. По окончании педсовета состоялся большой концентр художественной самодеятельности.

    На следующий день, 7 сентября, у здания учебного корпуса состоялся митинг, посвященный открытию мемориальной доски из белого мрамора с надписью:                                                                     «Здесь работал выдающийся ученый-лесовод, создатель Учения о лесе, профессор                        Г.Ф. Морозов(1893 – 1895 гг.). После этого участники юбилея осмотрели выставку технического творчества, посетили дендросад и совершили экскурсии в лес и на конный завод».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как это было... Глава I. Его Превосходительство Господин Министр изволил приказать... ( К 125 летию со дня основания ХЛК им. Г.Ф. Морозова)

В этом материале "Как это было..."  рассказывается об истории возникновения лесной школы, о значимых событиях( 50 летии, 70 летии, 100 летии и 120 летии колледжа, а также о подготовке к 125 годов...

Как это было… Глава II. С большевистским приветом.50- летие лесного техникума -1888-1938 гг. (К 125 летию со дня основания ХЛК им. Г.Ф. Морозова).

По сохранившимся материалам газеты " Больвистская правда" от 30.07.39 года рассказывается о праздновании 50- летнего юбилея  лесного техникума (1888- 1938 гг.) ...

Методическая разработка вечера песни «Громить врага нам помогала песня, а песню подвига здесь каждый написал» (к 70-летию Победы в ВОВ) с участием волонтерского отряда

Разработка волонтерского музыкального вечера  для пожилых и инвалидов, обслуживающихся в центре социального обслуживания населения....

Крапивенский лесхоз-техникум вчера, сегодня, завтра… (к 130-летию со времени основания)

В статье дается историческая справка, современное состояние учебного заведения и тенденции развития....

Положение о конкурсе, посвященном 100-летию комсомола, "Легенды расскажут, какими мы были!"

Положение о конкурсе "Легенды расскажут какими мы были!" разработано для проведения внеклассного мероприятия среди студентов колледжа, ставящего  цели патриотического, нравственно-эстет...

Методическая разработка Мастер-класс Посвященный празднованию 120-летия со дня основания лицея Для обучающихся первых и вторых курсов по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» Тема мастер-класса «Анимация как способ повышения продаж гостиничного пр

Повышение эффективности образования, в соответствии с новыми образовательными стандартами, зависит от степени активной позиции студентов в учебном процессе. Преобразования требуют существенных перемен...

Сценарий к концерту, посвящённому 25-летию со дня основания образцового показательного детского коллектива- оркестра русских народных инструментов Новоаганской детской школы искусств "Югорская фантазия"

Юбилейный концерт был проведен 18.05.2018 года. Это мероприятие - творческий отчет о деятельности оркестра, о его репертуаре, о составе и солистах. В сценарии озвучены достижения оркестра и ансамбля р...