Проект программы самореализации личности по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 6-й класс.
проект по теме
Для изучения повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorealizatsii_lichnosti_pushkin_kapitanskaya_dochka.docx | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
http://nsportal.ru/suhovey-olga-vladimirovna
Программа самореализации личности
«Береги честь смолоду»
(комплексная система заданий по повести Александра Пушкина
«Капитанская дочка»)
Юный друг!
Александр Пушкин в повести «Капитанская дочка» поднимает проблему любви и ненависти, чести и бесчестия, благородства и коварства и доказывает, что выбор на жизненном пути приходится делать каждому свой. Чем руководствоваться в собственном выборе? Что в жизни главное?
Желаю тебе успехов!
Предлагаю выполнить разные виды заданий и выразить своё отношение к каждому из них.
№ п/п | Виды заданий | Твоё отношение |
1 | Учимся объяснять замысел автора | |
2 | Учимся аргументировать | |
3 | Развиваем умение отстаивать свою точку зрения | |
4 | Выражаем собственное суждение | |
5 | Определяем проблематику произведения | |
6 | Учимся давать характеристику образам произведения | |
7 | Учимся объяснять замысел автора | |
8 | Учимся философскому осмыслению исторических и общественных явлений | |
9 | Углубляемся в психологию автора | |
10 | Учимся творчеству | |
Условные обозначения: ! – интересно, ? – трудно, * – неинтересно |
Задание 1. Учимся объяснять замысел автора.
Эпиграфом повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» является пословицу «Береги честь смолоду». Объясни такой замысел автора. Подбери 2-3 собственных эпиграфа. Аргументируй свой выбор.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Учимся аргументировать.
Существует такое мнение, что образ Емельяна Пугачёва довольно неоднозначный. Составь историческую справку о Емельяне Пугачёве и подтверди или опровергни это мнение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Развиваем умение отстаивать свою точку зрения.
Дай оценку сцене дуэли Гринёва со Швабриным с позиции героев повести. Объясни свою точку зрения.
Герои произведения | Оценка сцены дуэли |
Твоё отношение |
Задание 4. Выражаем собственное суждение.
К каждому разделу повести писатель подобрал эпиграфы. Почему, по твоему мнению, именно эти слова стали эпиграфами? Заполни таблицу.
Раздел | Название повести | Эпиграф | Твой комментарий |
7 | «Приступ» | Голова моя, головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую, Еще петельку шелковую. | |
12 | «Сирота» | Как у нашей у яблонки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому. | |
14 | «Суд» | Мирская молва — Морская волна. |
Задание 5. Определяем проблематику произведения.
Определи основные проблемы повести. Исследуй, являются ли они актуальными в наше время. Аргументируй своё мнение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Учимся давать характеристику образам произведения.
Составь ассоциативный куст к образу Маши Мироновой. Выдели цветным карандашом черту характера, которую ты считаешь самой главной. Аргументируй свой выбор.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Учимся объяснять замысел автора.
Как раскрывается образ Пугачёва с помощью сказки про ворону и орла, которую он рассказывает? Докажи, что она является ответом Пугачёва на вопрос «В чём заключается смысл жизни?»
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Учимся философскому осмыслению исторических и общественных явлений.
Описание общего разорения после Пугачёвского восстания Пушкин завершает фразой: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! Вырази своё мнение по поводу этих эпитетов, объясни, изменилась ли со временем природа бунта или бунт, независимо от времени, народов и обстоятельств,– «бессмысленный и беспощадный».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Углубляемся в психологию автора.
Маша Миронова, которая «…в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию», осмелилась на встречу с императрицей. Что придало ей смелости так поступить? Объясни причины её решительности.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Учимся творчеству.
Составь синквейн (к любому образу) по повести Александра Пушкина «Капитанская дочка».
Алгоритм составления:
Существительное.
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол.
Предложение.
Юный друг!
Ты завершил выполнение всех заданий. Надеюсь, что тебе было интересно.
А теперь проверь свои знания.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Тесты по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
I. Тесты закрытого типа. Выбери правильный ответ.
1. Слова «…береги платье снову, а честь смолоду» Петру Гринёву сказал:
А) Савелиевич:
Б) Андрей Петрович Гринёв;
В) Миронов.
2. Петруша Гринёв смастерил змея из:
А) книги;
Б) географической карты;
В) тетради.
3. Когда крепость захватили мятежники, Мария Ивановна спряталась у:
А) Гринёва;
Б) попадьи Акулины Панфиловны;
В) генерала Ивана Карповича.
4. Письмо от Марии Ивановны Гринёву передал(а):
А) Максимович;
Б) Савелиевич;
В) попадья Акулина Панфиловна.
5. Пугачёв подарил Гринёву:
А) двух коней, заячий тулуп;
Б) башкирского коня, овечий тулуп, деньги;
В) ружьё и халат с лисьим мехом.
6. Перед отъездом Гринёва в Оренбург Маша вручила ему:
А) письмо родным;
Б) ружьё;
В) шпагу.
7. Освободить Петра Гринёва с тюрьмы помогло письмо:
А) Катерины II;
Б) Катерины I;
В) Елизаветы II.
8. Как звали ротмистра-бильярдиста, выигравшего у Гринёва в Симбирском трактире 100 рублей?
А) Иван Кузмич Миронов;
Б) Алексей Иванович Швабрин;
В) Иван Иванович Зурин.
II. Тесты открытого типа. Допиши правильный ответ.
1. «Женишься – ни за что пропадёшь»?, – сказал Гринёву _________________________
2. Повесть «Капитанская дочка» была написана в ________________________________
3. Емельян Пугачёв присвоил себе имя императора _______________________________
4. Учителя-француза Петруши звали ___________________________________________
III. На соответствие. Установите соответствие понятий и их определений.
- эпиграф; а) столкновение противоположных
интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие;
- композиция; б) цитата, помещаемая во главе сочинения или его части
с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему
автора;
- конфликт; в) важнейший, организующий элемент художественной
формы, придающий произведению единство и
цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу
и целому.
IV. На последовательность. Установи последовательность событий в повести.
А) «Мы вошли в комендантский дом. Иван Игнатьич отворил двери, провозгласив торжественно: «Привел!» Нас встретила Василиса Егоровна. «Ах, мои батюшки! На что это похоже? как? что? в нашей крепости заводить смертоубийство! Иван Кузмич, сейчас их под арест!»
Б) « – Ах, Петр Андреевич! – сказала она, всплеснув руками. – Какой денек, какие страсти!..
– А Марья Ивановна? – спросил я неторопливо. – Что Марья Ивановна?
– Барышня жива, – отвечала Палаша. – Она спрятана у Акулины Памфиловны.
– У попадьи! – вскричал я с ужасом. – Боже мой! да там Пугачёв!..»
В) «Бога ты не боишься, разбойник!" - отвечал ему Савельич сердитым голосом. - "Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои
окаянные плечища».
Занеси ответы в таблицу для проверки
I-й уровень. Тесты закрытого типа. | II-й уровень. Тесты открытого типа. | III-й уровень. На соответствие. | IV-й уровень. На последовательность. |
1- 5- | 1. | 1- | |
2- 6- | 2. | 2- | |
3- 7- | 3. | 3- | |
4- 8- | 4. | ||
Оценка _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение возможности творческой самореализации личности
В статье говорится о том, какими средствами можно обеспечить возможности самореализации личности в образовательной организации СПО....
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Традиционная система подготовки педкадров формирует фундаментальные знания, а также не отвечающие потребностям практики способности, воспроизводящее мышление будущих учителей. Использование инновацион...
Статья "ЛИТЕРАТУРА ЗАУРАЛЬЯ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ"
Статья для сборника "Край волшебный, моё Зауралье..."...
Проект программы самореализации личности по балладе Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед" (I вариант). 5-й класс.
Для изучения баллады Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед"....
Проект программы самореализации личности по балладе Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед" (II вариант). 5-й класс.
Для изучения баллады Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед" в 5-м классе....
МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Сегодня в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед педагогом стоят следующие задачи:приобретать новые знаниявладеть современными педагогическими технологиями и методикамиизменять сти...
Доклад "Применение метода проектов для творческой самореализации личности студентов"
В современных условиях в связи с переходом на новые образовательные стандарты, в системе СПО, стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориен...