Час общения на тему: «Искусство общения»
план-конспект занятия на тему

Воробьёва Наталия Николаевна

Цель: развитие коммуникационной компетентности; формирование нравственно-эстетических качеств личности; формирование у студентов навыков эффективного общения, показать, как влияет на общение индивидуальность человека; рассмотреть способы взаимодействия на человека посредством общения; рассмотреть формы и компоненты общения; формировать жизненную позицию каждого студента, воспитывать уважение к окружающим, толерантность.

Оборудование: презентация в программе Microsoft Power Point; книжная выставка.

Предварительная подготовка: студенты группы делятся на 8 микрогрупп, каждая из которых работает над изучением материала и выработкой рекомендаций по одному из компонентов общения; проведение тестирования «Приятно ли с вами общаться?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_obshcheniya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения на тему: «Искусство общения»

        

        Цель: развитие коммуникационной компетентности; формирование нравственно-эстетических качеств личности; формирование у студентов навыков эффективного общения, показать, как влияет на общение индивидуальность человека; рассмотреть способы взаимодействия на человека посредством общения; рассмотреть формы и компоненты общения; формировать жизненную позицию каждого студента, воспитывать уважение к окружающим, толерантность.  

        Оборудование: презентация в программе Microsoft Power Point; книжная выставка.

        Предварительная подготовка: студенты группы делятся на 8 микрогрупп, каждая из которых работает над изучением материала и выработкой рекомендаций по одному из компонентов общения; проведение тестирования «Приятно ли с вами общаться?»  

Дата и место проведения: 3. 02. 2014,  аудитория № 22.

        Преподаватель: Воробьева Н.Н.

Участники: студенты 2 курса группы «Б»

        

        

Три шага ведут к успешной коммуникации.

 Первый шаг – знать, чего ты хочешь.

 Второй шаг – знать, чего хочет твой партнер.

Третий – как вам обоим прийти к победе.

Д. Лаборд

Самая великая на свете роскошь – это роскошь человеческого общения.

Антуан Сент-Экзюпери

Ход часа общения

  1. Вступительная часть.
  1. Вступительное слово руководителя группы.

– Все мы живем среди людей, а основной формой взаимодействия людей является общение.   Общение имеет  большое значение в жизни каждого из нас. А педагогическая деятельность подразумевает 100 % общения между учителем и его учеником-воспитанником. И вас, как будущих учителей эта проблема должна волновать уже сейчас. Как правильно выстроить общение, чтобы оно было эффективным, созидающим, нравственным, чтобы оно приносило удовольствие каждому из вступающих в диалог?  Каким должен быть этот процесс? На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего часа общения? Мы познакомимся с компонентами эффективного общения, рассмотрим конкретные примеры поведения в различных ситуациях, возникающих в процессе общения, познакомимся с интересными мыслями различных ученых, философов, педагогов и психологов о процессе общения и литературой по этой теме.

  1. Основная часть.

1. Работа со справочной литературой, обсуждение темы часа общения.  

–     Итак, тема нашего часа общения – «Искусство общения». Давайте вдумаемся в эту формулировку. Как вы понимаете слова «общение»? И что означает сочетание «искусство общения»?

– В словаре Ожегова дается такое определение понятию «общение»: Общение – взаимные сношения, деловая или дружеская связь.

В других справочниках дается следующие определения: Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

         Общение — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности.

        Действительно, общение это не просто процесс обмена информацией, но вид деятельности очень важный в нравственном отношении, т.к. при общении происходит взаимовлияние.

        – Потребность в общении испытывает каждый человек. В вашем возрасте особенно велика потребность в общении со сверстниками. Что для вас значит общение со сверстниками, можно ли научиться искусству общения? (ответы студентов)

        – Испытывают ли люди проблемы в общении? Можно ли научиться искусству общения? (ответы студентов)

        2. Объявление результатов тестирования «Приятно ли с вами общаться?»

Тест  «Приятно ли с вами общаться?»

  1. Вы любите больше слушать, чем говорить?
  2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
  3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
  4. Любите ли вы давать советы?
  5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?
  6. Вы раздражаетесь, когда вас не слушают?
  7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
  8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы её развивать?
  9. Вы любите быть центром внимания?
  10. Есть хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?
  11. Вы хороший оратор?

Если вы ответили положительно на 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11 вопросы, можете засчитать себе по одному баллу за каждый из них. А теперь посчитаем.

1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли вы настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, а порой - даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.

4-9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.

9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сцене?

Итак, мы с вами выяснили, что в основном вы люди общительные.

        – Действительно, несмотря на то, что люди, являясь существами общественными, не могут обойтись без общения, зачастую испытывают целый ряд проблем в процессе коммуникации. Неслучайно не так давно 21 ноября стали отмечать Международный день приветствий. А это говорит о том, что в современном мире люди обратили внимание на проблемы общения. С одной стороны современные технологии облегчили процесс общения, сделав его более доступным. Изобретены мобильные телефоны, интернет ресурсы помогают быстро связаться с человеком, находящимся хоть на другом конце земного шара. Но все эти современные технологии не решают проблемы общения внутри семьи, с близкими и друзьями, на работе – в любых сферах нашей жизни.

        3. Знакомство с компонентами общения. _        

– Давайте поближе рассмотрим компоненты общения и разберемся, как на каждом этапе общения можно поработать над тем, чтобы сделать наше общение наиболее эффективным и приятным для себя самого и нашего собеседника.

        – С чего же начинается любое общение?

        Конечно, первым компонентом общения является приветствие.  

        Студенты готовили небольшие сообщения об истории возникновении традиции приветствия и приветствиях народов мира. (Прослушивание сообщения с демонстрацией приветствий)

        Встречая человека, мы, прежде всего, встречаемся с ним взглядом и выражаем в той или иной форме, что мы рады существованию этого человека, рады, что он среди нас.

        В разных странах люди по-разному приветствуют друг друга. В большинстве стран мира, рукопожатие является универсальной формой приветствия. Эта форма приветствия пришла к нам из далекого прошлого. Древние греки пожимали друг другу руки так же, как мы делаем это сейчас, и это являлось жестом дружелюбия, гостеприимства и доверия. В средневековой Европе короли и рыцари протягивали друг другу руки, чтобы показать, что у них нет оружия, и они не несут никакого вреда другому человеку. Этот жест также означал равенство, в отличие от поклона и целования рук, которые означали различия и господство одного человека над другим. При рукопожатии, оба участника должны находиться на одном уровне, чтобы показать одинаковый уровень уважения. Рукопожатие принято во всем мире, особенно в Европе и Северной Америке. Так приветствуют друг друга европейцы и американцы (демонстрация рукопожатия).

        В некоторых странах рукопожатия недостаточно, чтобы показать свое расположение к собеседнику, и от вас ожидают взаимного поцелуя, универсального знака глубокой привязанности. Письменные упоминания еще 2000 лет до н.э. показывают, что люди прикасались друг к другу лицами, чтобы показать духовную связь. В настоящее время поцелуем приветствуют друг друга французы, испанцы, австрийцы, голландцы, бельгийцы. (демонстрация). В Новой Зеландии во многих племенах остался обычай приветствовать друг друга соприкасаясь носами. (демонстрация).

        Во многих азиатских странах существуют разные варианты поклона в качестве приветствия. В арабских и мусульманских при приветствии люди складывают руки, как при молитве, и кланяются, чтобы показать свое признание другому. (демонстрация) Во многих странах, в частности, в  странах Латинской Америки также принято обнимать близких друзей и членов семьи. (демонстрация). В Тайланде при приветствии складывают руки «домиком» перед грудью и слегка кланяются. (демонстрация). Англиане при встрече чаще всего ограничиваются легким кивком головы вперед (демонстрация). А японцы кланяются, держа при этом руки вдоль тела (демонстрация).

        Конечно, достаточно трудно запомнить все способы, с помощью которых люди во всем мире приветствуют друг друга, выражая уважение и радость встречи. Если возникают сомнения, помните, что уверенно, но нежное рукопожатие, обычно правой рукой, улыбка и открытость будут приняты в большинстве стран. Также вы можете просто подождать и повторить то, что делает ваш собеседник.    

        – Чем еще можно дополнить словесное приветствие?

        Безусловно,  улыбкой. Именно улыбка подчеркивает ваше расположение к людям. Владимир Солоухин пишет об улыбке следующее: «Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаз – смотреть, находить, рот – поглощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы ее даже никогда не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, легко и радостно. Это ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся тоже. Душа зябнет и каменеет».

        Вторым компонентом эффективного общения является положительное подкрепление. Оно необходимо для придания человеку уверенности в своих достоинствах и добром к себе отношении со стороны партнера.

        – Попробуйте привести пример положительного подкрепления. (Произнести комплимент, выразить удивление проявленным достоинствам, подчеркнуть значимость партнера, оценить суждение как личное впечатление).

        Следующим компонентом общения является благодарность.

– За что и какими словами можно поблагодарить партнера по общению?

        - За совместные усилия (спасибо, что пришли, благодарю за внимание, за заботу, за старание и т.д.);

        – за знаки доброго отношения (вы так любезны, мне так приятно ваше доброе отношение, польщен вашей оценкой, люблю добрых людей, спасибо за сотрудничество, весьма польщен);

        – за сделанное сообщение или высказанное мнение (от имени всех благодарю, ваше мнение важно для нас, спасибо за ваш труд);

        – за исполнение просьбы или оказание помощи (спасибо большое, очень тронут вашей заботой, что бы я делал без твоей помощи);

– за совет, инструкцию, рекомендацию (спасибо, непременно учту…,  так полезно общение со знающим человеком, непременно исполню все сказанное вами с благодарностью);

– за выслушанную речь (спасибо за внимание, за то, что выслушали, за ваш отклик);

– за подарок (прежде всего, благодарю за внимание, какой замечательный подарок – впрочем, он же от замечательных людей, спасибо за чуткость – вы угадали мое пристрастие к …, спасибо – это доставит мне постоянную радость);

Следующим компонентом общения является внимательное выслушивание партнера.   

Психолог Дейл Карнеги писал: «Будьте сердечны в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их и повторять в течение всей жизни – повторять спустя годы и после того, как вы забудете их».

Задание группе: попробуйте выразить одобрение сидящему рядом с вами человеку или похвалите его за что-нибудь. При этом постарайтесь быть искренними, чтобы ваши слова действительно тронули человека, а не прозвучали, как лесть.

Для одобрения можно использовать такие поводы:

– Видел твою новую фотографию в соцсети – отлично выглядишь!

– Недавно я вспомнил, как хорошо ты сделал … (вспомните случай, когда ваш собеседник отличился в каком-то деле).

– Знаешь, я так благодарен тебе за то, что ты тогда выручил (вспомните случай, когда ваш собеседник помог вам).

– Я думаю, ты правильно поступил, что… (начал заниматься к какой-либо секции, кружке; помог кому-то в трудной ситуации).

– У тебя такой бодрый голос, что у меня и самого настроение поднялось!

        Когда вы делаете человеку комплемент, хотите похвалить его или выразить одобрение не забывайте, что никакая самая высокая похвала не трогает сердце человека так, как звук его имени.  Давайте послушаем сообщение о магии имени и советы о том, как запомнить имена собеседников. (Выступление  подготовленного студента)    

        Все люди любят комплементы, все ждут одобрения или похвалы. Но ни один самый изысканный комплимент, ни самое теплое ободрение не трогает сердце человека, как звук его имени.

В мистических традициях Востока считается, что в имени заключена часть человеческой  души, и поэтому, называя чье-либо имя, вы обращаетесь непосредственно к его душе.

Имя – это первый звук, который слышит новорожденный младенец. Ни одно слово мать не произносит так часто, как имя своего малыша. В сознании каждого человека его собственное имя прочно связано с материнским теплом, ее любовью и заботой. Где-то глубоко внутри у нас живет уверенность в том, что всякий, кто называет наше имя, так же, как наша мать, считает нас самым важным человеком на свете. Подсознание человека отзывается на звук его имени с трепетным ожиданием. Но в произнесении имени человека есть свой секрет. Когда вы называете имя человека, это не должно звучать фамильярно, натянуто, сердито или официально сухо. Вам необходимо научиться делать это непринужденно и тепло. Перед тем, как вы произнесете имя человека, слегка приподнимите уголки губ, чтобы они сложились в полуулыбку и это придаст вашему голосу нужную теплоту и непринужденность. Прибавьте к ежедневному «здравствуйте» и «до свидания» лишь одно слово – имя человека, к которому обращаетесь и вы заметете, что общение с этим человеком будет происходить значительно легче, ведь ваша речь будет наполнена магией – магией имени, – против которой невозможно устоять.      

         Дейл Карнеги писал: «Слушайте внимательно, и вы доставите людям удовольствие. Вас сочтут хорошим собеседником, даже если вы говорили очень мало».

        Давайте послушаем советы психологов о том, какие упражнения и советы помогут научиться правильно слушать и слышать собеседника.  (Выступление подготовленного студента).

        Кому-то способность слушать дана от природы, кто-то приобрел ее благодаря воспитанию, а кому-то для развития этой способности нужны многочисленные тренировки. К счастью, тренироваться вы можете хоть каждый день – ведь вы ежедневно общаетесь с другими людьми. Наиболее эффективным упражнением может стать упражнение «Человек-локатор».         Вы должны выработать в себе привычку мгновенно настраиваться на общение. Как только с вами кто-то заговорит, вам нужно раскрыть свои внутренние «локаторы». Научитесь «обращаться в слух». Представьте, что вы – человек-локатор, который улавливает все поступающие к нему сигналы. Полностью сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Обратите внимание: когда мы действительно чем-то увлечены, то вся наша поза выражает сосредоточенность. Забудьте на время о себе. Повернитесь к собеседнику не боком, не вполоборота, а всем корпусом. Смотрите ему в глаза с выражением внимательности и заинтересованности.   Все психологи сходятся в том, что самый быстрый способ вызвать на разговор, а также и расположить к себе собеседника – показать, что вы готовы его выслушать. Древний мыслитель Плутарх говорил: «Тебе даны два уха и один рот; так что и слушать ты должен в два раза больше, чем говорить».

        В процессе взаимодействия часто присутствует такой компонент, как просьба.

        Если вы хотите попросить о чем-то собеседника или подвести его к нужному вам действию, сделайте это без давления. Просьба не должна подменяться приказом. Вместо того чтобы приказывать, поинтересуйтесь у собеседника, а чего хочет он сам. Для этого можно использовать вопросы.

        – Не хочешь ли ты сделать это?

        – Как ты думаешь, может быть, будет лучше, если сделать так?

        – Как ты относишься к тому, чтобы поступить вот так?

        – Не подойдет ли тебе вот такое решение?

        Задавая вопросы вместо приказов, вы демонстрируете человеку, что уважаете его, учитываете его интересы, и заботитесь о том, чтобы он тоже оказался в выигрыше.

        Помните, прямые просьбы в форме «Помоги!» или «Дай!» звучат не вежливо, они отталкивают от вас собеседника. Просьбы должны быть смягчены словами «пожалуйста», «будьте добры», «если вас не затруднит», «будьте любезны», «не мог бы ты…», «не станете ли вы возражать против…» и т.п.  С помощью этих «волшебных» слов «скрывается» просьба и партнеру предоставляется право выбора: делать либо не делать то, что столь нужно другому человеку. Если соблюсти все выше названные правила, то вы сможете услышать ответ, произнесенный светлым и даже радостным тоном (сочту за честь, с удовольствием, сделаю, конечно, мне совсем не трудно это сделать; спасибо, что сообщил о возможности тебе помочь).

        Вопрос партнеру – именно он открывает общение. У Сократа есть высказывание: «Заговори, чтобы я тебя увидел».  Какие вопросы уместно и неуместно задавать во время беседы? Об этом нам расскажет…(выступление студента)

 Часто общение угасает, не успев начаться. Это происходит оттого, что люди задают неправильные вопросы. Неправильный вопрос – это вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Такие вопросы не следует задавать, если действительно хотите разговорить собеседника. Стройте вопросы таким образом, чтобы на них можно было дать развернутый ответ. В начале разговора уместно спросить собеседника о его самочувствии, о том, как он живет. Главное – проявить искренний интерес. Дайте человеку понять, что вам не все равно. И тогда он действительно начнет рассказывать вам про то, что у него на душе.

Поставив вопрос и выслушав ответ, следует проследить обратную реакцию – словесную, мимическую, действием: очень рад за тебя, сочувствую Вам, мне приятно это слышать, так и должно было быть – ты же умный (сильный, талантливый, сообразительный, ответственный).

Нельзя нарушать запрет на вопросы о деньгах, болезни, возрасте, интимных чувствах и отношениях. Если такой вопрос все же поставлен, следует отклонить его либо проигнорировать: например: «Как-нибудь в другой раз мы побеседуем на эту тему» или «Я затрудняюсь ответить».

Желательно последовательность вопросов подчинить жесткому правилу «От внешнего к внутреннему и от мелкого к главному»: сначала обсудить вопрос о текущих обстоятельствах (погода, обстановка, условия, события), потом – вопрос, касающийся деятельности собеседника, и затем можно перейти к сфере интересов партнера, только потом – об отношениях к явлениям мира, о внутреннем духовном мире.

Полезно в ходе общения ставить вопрос самому себе, как бы испытывая психологическую готовность собеседника к выходу на данную тему в определенной тональности (я часто думаю…, иногда задаю себе вопрос…, если спросить самого себя, то…).

Противоречие или конфликтная ситуация может возникнуть в процессе общения.

 Но сохранить доброжелательные отношения можно, если:

– довести сказанное или сделанное до логического конца (если ты прав…, то тогда…; пусть будет так, как ты считаешь, но тогда…);

– выразить сомнение в адрес собственного мнения или поступка (значит, я плохо сделал, вероятно…; я, наверное, неточно выразил свою мысль…; неужели я так глуп, что понимаю все иначе…);

– привести в качестве аргументов дополнительные доводы к высказанному либо сделанному (пока твои аргументы меня не убеждают, не найдешь ли для плохо понимающих другой аргумент?, повтори, пожалуйста, свои аргументы в пользу сказанного…);

– заключить консенсус (мы не похожи – поэтому наши мнения тоже…, придется с этим смириться…);

– примите собеседника таким, какой он есть (ладно, пусть так…, делай, как хочешь).

4. Обсуждение притчи об ответственности за сказанное.

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. Затем количество забитых гвоздей уменьшалось, т.к. юноша делал усилие и сдерживал свои гневные импульсы. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «А теперь вынимай по одному гвоздю из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения».

Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: – Сын, ты справился с моим заданием, но смотри, сколько дырок осталось в воротах! Они никогда уже не будут такими, как раньше.

 Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему что-нибудь злое, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Ты можешь вонзить в человека нож и потом, извинившись, вытащить его, но навсегда останется рана. И будет не важно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.  

Хотя известная поговорка гласит, что в спорах рождается истина. Многие психологи утверждают, что редко в каких случаях это действительно так. Большинство споров все-таки рождают не истину, а обиду и непонимание. Поэтому прежде чем вступить в спор или конфликт постарайтесь понять, почему ваш собеседник так настаивает на своем. Понимание чужой точки зрения поможет избежать ненужного конфликта.  

Один из самых непростых компонентов общения – отказ. Чтобы отказ не обидел собеседника запомните некоторые правильные формулы отказа:

– к сожалению, не могу…,

– боюсь, что не смогу…,

– как жаль, что не смогу…,

– очень досадно, что я тебе отказываю, но…,

– прошу меня простить за отказ…,

– извини, но я не смогу…,

– не имею возможности…,

– как-нибудь в следующий раз…,

– когда будет больше времени для…,

– а нельзя ли перенести твою просьбу на другой день…,

– я мог бы, но хорошо ли это будет…,

– а давай сделаем завтра,

– я соглашусь, если ты…

Как мы видим, научиться приемам эффективного общения не так сложно, если следовать несложным правилам.

Сейчас искусство общения – проблема очень актуальная для всех людей не зависимо от их положения в обществе, потому что успешным в современном мире может стать только тот, кто имеет навыки эффективного общения. Многими известными психологами уже давно были сформулированы правила, которые могут помочь сделать общение более эффективным. В начале 90-х годов 20 века большую популярность приобрели книги американского психолога Дейла Карнеги (они написаны около 100 лет назад). В них в доступной форме автор рассказывает, как приобрести друзей, как научиться выступать публично и сделать свою жизнь более гармоничной. Некоторые студенты нашей группы прочитали книги этого автора и готовы выделить основные советы от Карнеги, которые помогут нам овладеть азами искусства общения. (сообщение студента)

Правило 1. «Искренне интересуйтесь другими людьми»

Правило 2. «Улыбайтесь»

Правило 3. «Имя человека – самый важный для него звук на любом языке»

Правило 4. «Поощряйте других говорить о самих себе»

Правило 5. «Говорите больше о том, что интересует вашего собеседника»

Правило 6. «Внушайте собеседнику сознание его значительности».

5.  На нашей книжной выставке находятся и другие интересные книги, связанные с темой нашего часа общения. (Работа с книжной выставкой)

  1. Заключительная часть.

– Л. Фейербах писал: «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». Как вы понимаете это высказывание?

        Действительно, общение не просто процесс обмена информацией. Общаясь, собеседники передают свое отношение к окружающей действительности, обогащают свой внутренний мир за счет тех мыслей, чувств и новых идей, которые исходят от его партнера по общению. Таким образом два человека, два собеседника, сопереживая восходят вверх по ступеням личностного развития.   В связи с этим можно говорить о том, что общение имеет особую ценность в процессе становления личности человека, которая происходит в школе. И, я надеюсь, что, когда вы будете работать в школе, вы будете помнить о важности процесса общения в профессии учителя. В нашей профессии общение играет 100% роль. Учитель взращивает личность, и процесс общения ученика и учителя играет в этом становлении  ведущую роль.    

Благодарю всех за активную работу и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."

Это помощь преподавателя  для проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусства".на тему "Рококо"....

Методическая разработка преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Искусство Голландии XVII века".

Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться преподавателями колледжа художественной направленности, уичтелями художественных школ и средней школы на уроках МХК и ИЗО...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Италии XVII века. Архитектура барокко»

Презентация по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Искусство Италии 17 века. Архитектура барокко", выполненная преподавателем ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А., может ...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему:«Искусство барокко в творчестве Лоренцо Бернини»

Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях в колледжах соответствующей направленности, уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах, в художественных ш...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему:«Искусство Фландрии XVII века»

Презентация преподавателя Серовой Т.А. на тему: "Искусство Фландрии XVII века" может использоваться преподавателями и обучающимися, как на занятиях по "Истории изобразительного искусств...

Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» на тему: «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»

Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесн...

Технологическая карта открытого урока-семинара по дисциплине "Психология общения" на тему "Характеристики общения"

Итоговый урок по дисциплине "Психология общения" по блоку Характеристики общения подводит итог изученному и контролирует знания учащихся. Этому способствуют вопросы обобщающего и повторитель...