Ролевая игра как методический прием
статья на тему

Серова Наталья Николаевна

Ролевая игра это методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра есть одна их форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями или игровым сюжетом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serovannstatya.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра как методический прием

…”We need to give students time to rehease their dialogues…

…Role-plays are effective when they are open-ended”…

The practice of English Language Teaching

Jeremy Harmer 2003, London

Ролевая игра это методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра есть одна их форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями или игровым сюжетом.

Формы ролевой игры

на уроках иностранного языка

Младший школьный возраст

Средний школьный возраст

Старший школьный возраст

Сюжетная игра сказочного содержания

Сюжетная ролевая игра бытового содержания

Имитационно-ролевая игра мировоззренческого содержания

Имитационно-ролевая игра познавательного содержания

Имитационно-ролевая игра познавательного содержания

Имитационно-ролевая игра познавательного содержания

Ролевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения)

Ролевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения)

При организации игрового общения следует исходить из того, что ролевая деятельность есть совокупность речевых действий, входящих в какую-нибудь деятельность и подчиненных этой деятельности. Поэтому для правильной организации ролевой игры необходимо определить содержание, т. е. деятельный фон общения, а так же обозначить необходимость речевых действий.

На характер речевого взаимодействия участников оказывает влияние количество игровых ролей. Например, в полилоге, по сравнению с диалогом, количество вопросительных фраз у участников бывает более равномерным. Естественность диалогического общения повышается, если один участник игры в соответствии со своей ролью сообщает что-то, или побуждает к действию, а другой – спрашивает и оценивающе реагирует.

В учебных целях следует разнообразить коммуникативные типы реплик каждого участника игры.

В диалогической речи (общении) каждая фраза сопровождается ответной реакцией, обращенной непосредственно к ученику, произнесшему фразу. В полилоге реплика не обязательно сопровождается ответной реакцией, которая может быть адресована другому участнику игры.

Игровое общение приближается к естественному, если на стадии подготовки выполняется серия упражнений, способствующих овладению типичными способами речевого взаимодействия. Одним из таких (наиболее простым) является присоединение незавершенных фраз типа:

“I think that teens choose a subculture because”…

“The main reason is that”…

“Teens join gangs to express”…

“The main difference between the generations is that the teens”…

Для достижения вариативности и самостоятельности высказываний учащиеся в игровых обстоятельствах необходимо выполнение серии лексических упражнений, направленных на овладение лексикой по теме, развивать умение расширять фразу с использованием дополнительных конструкций, атрибутивных и обстоятельственных групп, менять логическую последовательность фраз и ответных реплик, использовать в своих высказываниях самостоятельные факты и сведения.

Для управления речевой деятельностью учащихся используются речевые опоры. В зависимости от успешности овладения темой, игровое общение может носить репродуктивный, полутворческий и (в идеале) творческий характер.

а) Репродуктивный способ речевого общения используется для учащихся с низким уровнем обучаемости. Задачей этой категории учащихся является воспроизвести и игровых обстоятельствах текст-образец.

б) Учащимся со средним уровнем обучаемости можно предложить самостоятельно включить в текст-образец дополнительные элементы, изменить последовательность реплик, внести другие изменения.

в) Для речевого общения школьников с достаточным и высоким уровнем обучаемости по иностранному языку может быть предложен более творческий вариант, который будет способствовать выявлению инициативы и способности к самостоятельности в высказывании.

Эффективность ролевой игры как методического приема обучения зависит от правильного распределения продолжительности речевого общения участников.

Учебный материал для обучения может быть организован, по определению Ниязовой Л. Е., Каро, так называемым «кейсовым методом». Каждый кейс может содержать упражнения, обеспечивающие активизацию четырех основных компонентов, выделяемых в содержании обучения говорению:

· мотивационного                · результативного

· процессуального                · рефлексивного.

Эти аспекты обучения соотносятся с этапами (Зимняя И. А.):

а) порождения высказывания – мотивационно-побудительный, формирующий общий замысел, предмет высказывания

б) процессуальный аспект – этап формирования мысли, осуществления отбора средств и способов формирования и формулирования мысли на английском языке

в) Результирующий – этап говорения, осуществления фонации

г) Рефлективный аспект связан с такими компонентами говорения как контроль, анализ, самоконтроль.

Освоение содержания в этих четырех аспектах должно осуществляться в упражнениях, направленных на обеспечение учащихся:

а) темой, учебно-речевой ситуацией

б) языковым и речевым материалом (лексика и лексические упражнения)

в) схемами и таблицами для планирования и программирования высказывания

схемы

Ask your partner

Answer the question and ask your partner about…

Answer the question and…

Express your opinion

Explain why and ask your partner…

Agree or disagree with your partner

Thank you partner for information

Fight                                        Gangs                                        Spidograph

                        Violence                Treats

Fear                                                Cruelty

                

                        Idea

First                Secondly                Thirdly                Finally

                        Conclusion

Карточки опоры: “ You may use the following words and phrases”: I think the same, I’m sure that: No, I can’t say… I agree, to my mind and so on.

3) Упражнения, направленные на проведение контрольных заданий и для оценки учащимися своих достижений (указать эквиваленты следующих выражений)

3а)

Английский

Русский

- to be packed with

- вечерний выход

- настроить

- to be forbidden

Быть напичканным

Evening out

To turn up

Быть запрещенным

3б) write antonyms:

- classical – modern

- evil – good

- together – by oneself

3в) fill in preposition

- to make ___(by)

- to point ___ (to)

- to give rise ___ (to)

- to play  a great role ___ (in)

- to be part ___ (of)

3г) match the words with their explanation:

1 a jure-box   d        a) a lot of people

2 a fan   e                b) to let something fall to the ground

3 a pub   c                c) a traditional place where Britons meet each other

4 to drop   b                d) a machine that play records

5 a crowd  a                e) a person who supports smb or smth.

Источники:

Сб. Методики обучения ин. яз. в школе. 2005г Каро

Кузовлев В. П. и Лапа – учебник

А. В. Смирнова: доп. упр-я для учащихся 10 классов 2004 г.

The practice of English Language Teaching Jeremy Harmer 2003 Longman.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока – ролевой игры: "Влияние лекарственных веществ на организм человека на примере действия ацетилсалициловой кислоты"

Методическая разработка урока - ролевой игры: "Влияние органических лекарственных веществ на организм человека на примере анализа действия ацетилсалициловой кислоты". Дисциплина "О...

открытый интегрированный урок - ролевая игра "Магазин в Простоквашино"

Разаработка открытого интегрированного урока в виде ролевой игры....

Урок - ролевая игра "Суд над растительным маслом"

При изучении потребительских свойств различных продовольственных товаров на уроках товароведения весьма полезно показать двойственность значения того или иного продукта: его положительные и отрицатель...

Ролевые игры. Занятие в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме "Любите книгу-источник знаний"

Ролевые игры. Примерный материал занятия в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме"Любите книгу-источник знаний" (форма-устный журнал). Роли участников игры и их обязанности. Роль книги в жизни чело...

Сестринский уход при заболеваниях легких.Ролевые игры.

Методическое пособие для контроля знаний студентов....

Методическая разработка сюжетно-ролевые игры.

Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Детский сад » Методические разработки ДОУ Из личного опыта работы. Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) НА ТЕМУ «В ГОСТИНИЦЕ»,

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПОДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ)НА ТЕМУ «В ГОСТИНИЦЕ»,...