Разработка урока по истории по теме "Первая российская революция 1905-1907 гг."
план-конспект урока на тему
Материал рассчитан для старшеклассников. Снабжен документами для групповой работы, раздаточными материалами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока с раздаточными материалами и документами для групповой работы на уроке | 70.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Первая российская революция 1905-1907 годов.
Цели урока: Подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905-1907 гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить её значение для дальнейшего развития страны.
Задачи урока
Образовательная: Сформировать представление о том, что причины первой русской революции вытекают из особенностей социально – экономического и политического развития России в начале ХХ века; углубить знания о развитии революционного движения в России; показать какие изменения произошли в стране в ходе революции в политической и социально-экономической сферах.
Развивающая:
- Развитие умений сравнивать два потока в революции – либеральный и радикально-революционный; графически изображать ход революции; анализировать и оценивать исторические документы.
- Развивать логическое мышление, речь учащихся, память.
- Уметь обосновывать свою точку зрения;
Воспитательная: Формировать неравнодушное уважительное отношение к определённым этапам отечественной истории, патриотизма и гражданственности; воспитывать чувство товарищества, умение работать в малой группе, выслушивать мнение других. Повысить интерес к общественным наукам.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы:
- репродуктивный
- частично-поисковый
- объяснительно-иллюстрационный
Приёмы работы:
- словесные (беседа, рассказ, объяснение);
- наглядные (работа с дидактическим материалом);
- практические (самостоятельная работа)
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная
- парная
- индивидуальная
Основные понятия: «полицейский (зубатовский) социализм»; стачка; Совет; революция; движущие силы революции; два пути революции; ход революции; «думская монархия».
Оборудование урока:
- Учебник: Загладин Н.В., Н.А. Симония «История России и мира в ХХ – начале ХХI века», 11 класс.
- Учебное пособие: Хрестоматия по истории России, А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др.
- дидактический материал.
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие;
- Готовность к уроку.
- Введение.Тема сегодняшнего урока о событиях более чем столетней давности. Но я хочу начать нашу работу с вопроса о жизни современного российского общества.
- Что вы знаете о выборах на территории РФ, которые состоятся 18 сентября 2016 года? ( Выборы депутатов в Государственную Думу РФ VII созыва)
- Что такое Государственная Дума? (Законодательный орган государственной власти РФ, нижняя палата парламента РФ – Федеральное собрание)
- кто имеет право участвовать на выборах? (все граждане РФ, кроме признанных судом недееспособными и тех, кто находится в местах лишения свободы по приговору суда; т.е. пользуясь избирательным правом вся активная часть общества участвует в управлении государством через своих избранников, влияет на принятие новых законов, в чем проявляется деятельность гражданского общества)
- Как вы думаете, с какого времени начинает свой отсчет российский парламентаризм? Когда россияне впервые получили гражданские права и свободы, избирательное право? (это произошло чуть более ста лет назад, в результате первой российской революции)
II. Подготовка к восприятию нового учебного материала
- Объявление темы урока «Первая российская революция 1905-1907 гг.»
- Цель учебного занятия: сегодня нам предстоит изучить и проанализировать события 1905 – 1907 годов в России; раскрыть характер и итоги революции, определить ее значение для дальнейшего развития страны.
- Словарная работа: революция, абсолютная монархия, конституционная монархия
III. Изучение нового материала
План:
- Причины и начало первой русской революции.
- Два пути революции.
- Основные события
- Два Манифеста
- Итоги революции 1905-1907 гг.
- Причины первой русской революции вытекают из особенностей социально-экономического и политического развития России в начале ХХ века.
? Изучите информацию карточки №1 и ответьте на следующие вопросы:
- кто выступал с критикой политики власти?
- какие требования предъявляли крестьяне? (экономические)
- какие требования предъявляли рабочие (экономические и политические) – недовольство политикой самодержавия
(Рост недовольства связан с ухудшающимся положением в экономике, как последствие мирового экономического кризиса начала ХХ века)
- какая была неудача во внешней политике? (проигрыш в русско-японской войне)
- Поводом к началу революции послужило «Кровавое воскресенье». Что вы знаете об этом событии? (9 января 1905 г)?
Рассказ учителя о «полицейском социализме» (чиновник Департамента полиции Российской империи Зубатов), о роли священника Г.Гапона в рабочем движении Петербурга и событиях 9 января.
(деятельность революционных организаций)
Используя дидактические материалы [карточка 2] учащиеся формулируют эти причины и кратко записывают их в тетради:
- недовольство политикой самодержавия;
- последствия мирового экономического кризиса 1900-1903гг.;
- поражение в войне с Японией 1904-1905 гг.;
- деятельность революционных организаций.
2.Два пути революции.
Кроме сил рабочих и крестьян революционную силу составляли и представители мелкой буржуазии, страдающей от бесправия в своей предпринимательской деятельности, но в отличие от крестьян и рабочих они придерживались либеральных взглядов (?)
Таким образом, в первой российской революции можно выделить два потока:
Первый поток – либерально-земское движение, которое было ориентировано на путь мирных эволюционных реформ в сторону конституционного реформирования страны.
Второй поток – радикально революционный, включавший в себя разнообразные формы социального протеста от крестьян до рабочих, которые были представлены различными политическими организациями (эсерами, социал-демократами, анархистами и др.).
Учащиеся составляют в тетради таблицу №1
Два пути революции Таблица № 1
| Либеральный (мелкая буржуазия) | Радикально-революционный (крестьяне, рабочие) |
Основные программные требования | Конституционная монархия | Республика |
Введение политических свобод | Сохранение помещичьего землевладения | Ликвидация помещичьего землевладения |
Наделение нуждающихся крестьян землёй | За плату | Безвозмездно |
3.Ход революции (работа в группах).
А)Основные события
Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника и дидактическим материалом [карточка №2, документ №1, 2; задания 1-3, рисунок 1] для изучения хода революции.
Задание 1.
Изучите ход революции 1905-1907 гг. (учебник стр.62-63). Укажите наиболее значимые события. (Рисунок 1)
Рисунок 1
Объясните, почему именно эти события вы рассматриваете как важные.
Б) Два Манифеста
Задание 2.
Прочтите документ «Манифест 17 октября 1905 г.». Задание по документу:
- о чем этот документ?
- его значение для дальнейшего развития событий в стране
- почему император решился провозгласить его?
– своевременность принятия, характер и глубина предложенных мер, влияние на настроения в обществе.
— Какие изменения в политической жизни страны предусматривались Манифестом от 17 октября 1905 года?
(гражданские свободы населению – неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собрания и советов; общее избирательное право, формирование законодательного органа государственной власти Государственной Думы; после провозглашения Манифеста либеральная часть революционных сил отмечала победу и начала отходить от революции)
! Очень большое значение имеет этот Манифест, его можно приравнять к Конституции. На основании положений у российского народа возникло избирательное право, право участвовать в управлении государством, возможность формирования гражданского общества и развитие России по пути конституционной монархии
Задание 3.
Прочтите документ «Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года»
- Какие положения были установлены этим документом в порядке организации выборов? (многоступенчатые выборы; рост количества лиц, лишенных избирательного права)
- Новое положение о выборах улучшили или ухудшили права населения? (ухудшили).
Изданием нового закона о выборах Николай II нарушил Манифест от 17 октября 1905 года, который считается главной победой в ходе революции. Поэтому дата 3 июня 1905 года является датой завершения революции, ее поражения. Новым законом была установлена «Третьеиюньская монархия»(более подробно ее черты рассмотрим на следующем уроке)
4.Итоги и последствия революции 1905-1907 гг.
Обсуждение вопросов по теме:
- какие изменения произошли в политической сфере?
- какие изменения произошли в социальной сфере?
- какие изменения произошли в экономической сфере?
В тетради заполняют таблицу:
Итоги и последствия революции 1905-1907 гг. Таблица № 2
В политической сфере | В социальной сфере | В экономической сфере |
Учреждение Государственной думы. Преобразование Государственного совета в верхнюю палату парламента. Дарование политических свобод | Введение рабочего законодательства Начало аграрных реформ П.А.Столыпина. | Отмена выкупных платежей. |
Подведем итоги: причины революции, два пути революции, наиболее важные события, два Манифеста НиколаяII, результаты революции.
IV. Закрепление нового материала
Вопрос для обсуждения: Согласны ли вы с утверждением, что революция 1905-1907 гг. потерпела поражение? Аргументируйте свой ответ.
Учитель обобщает, что главные проблемы российской действительности не получили своего решения, что сохраняло основу для грядущих революционных выступлений в дальнейшем.
Общая позиция: в целом революция не была завершена, но ее последствия были очень важными для дальнейшего развития страны.
В ходе реформ последнего десятилетия ХХ века пригодился опыт парламентской деятельности начала ХХ века.
V. Подведение итогов занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории
В результате революции 1917 г. появился новый, уникальный политический строй – советская власть. Для сохранения власти большевикам – необход...
Методическая разработка урока по истории "Широкая Масленица"
Методическая разработка урока истории. Можно использовать как внеклассное мероприятие....
разработка урока по истории. Тема: "Гражданская война в Советской России
Урок по истории .Тема "Гражданская война в Советской России" разработан по модульной технологии....
План бинарного урока (литература + история) по теме "Отражение революции в творчестве В. В. Маяковского"
План бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения....
План бинарного урока (литература +история) на тему "Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского"с применением технологии проблемного обучения
На данном уроке применяется технология проблемного обучения, используются активные формы и методы обучения, элемент технологии критического мышления, позволяющие быстро включиться в работу, сделать вы...
Разработка урока по истории "Правление Ярослава Мудрого и его сыновей"
Данная разработка урока поможет ознакомить ребят с новым материалом по истории Древней Руси, воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны....
Методическая разработка урока по истории - «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни» для групп СПО преподавателя истории СПБ ПСК Центра подготовки спасателей Ивановой М.М.
Урок «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни», посвящен 75-летней годовщине полного снятия блокады Ленинграда (Урок Мужества) Он направлен на актуализацию знаний студентов ...