Разработка урока по истории "Правление Ярослава Мудрого и его сыновей"
план-конспект урока на тему

Данная разработка урока поможет ознакомить ребят с новым материалом по истории Древней Руси, воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Правление Ярослава Мудрого и его сыновей

Подготовила учитель истории: Кузнецова Виктория Валерьевна

Цели: 1. Ознакомить ребят с новым материалом по истории Древней Руси.

2. Развивать аналитические способности, умение вести диалог.

3. Воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны.

Оборудование: карта «Киевской Русь», генеалогическая таблица «Рюриковичи»; изображение древнего Киева, Золотых ворот,  портреты Ярослава Мудрого и членов его семьи, карточки с заданиями. На уроке можно использовать отрывки текстов источников – «Повести временных лет», «Русской Правды»

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

План: 1. Важнейшие события политической истории 1015-1054гг.

2. Управление страной и принципы престолонаследия.

3. Русь при Ярославичах

4. Расцвет Киевской Руси. Династические связи.

Учитель: На прошлом уроке мы изучали историю Киевской Руси времен князя Владимира Святославича. Принятие христианства и повышение международного авторитета Киевской державы, строительство оборонительных сооружений на подступах к столице и успехи в борьбе с внешними врагами- таковы важнейшие итоги этого кнежения. Что же произошло после кончины крестителя Руси, последовавший в 1015г.? Как управляли страной сыновья и внуки Владимира Красное Солнышко? (Следует краткий рассказ о борьбе за власть между сыновьями Владимира – об убийстве Святополком Окаянным Бориса и Глеба(которые впоследствии были причислены к лику святых) и Святослава; о походе на Киев новгородского князя Ярослава и окончательном поражении Святополка после нескольких лет борьбы.

Учитель: Можно ли найти сходство между событиями 978-980 и 1015-1019гг (После смерти великого князя киевского происходила борьба за власть между его сыновьями , княжившими в различных русских городах; в итоге власть над большей частью Руси сосредоточилась в руках одного из братьев. Победу одержал князь, пришедший с севера и опиравшийся на поддержку  новгородцев и варягов.)

Однако в отличие от Владимира Святославича Мудрый все же не стал правителем всех русских земель. Обособленно держался Полоцк, где у власти утвердились потомки одного из братьев Ярослава Мудрого- Изяслава. А другой сын Владимира Святого, Мстислав (княживший в расположенной на юге Тмутаракани), вступил в борьбу с Ярославом и отвоевал левобережье Днепра, утвердившись в одном из важнейших политических центров Руси-Чернигове. Только после его кончины Левобережье вновь оказалось под властью киевского князя.

Опираясь на данные генеалогической таблицы, учитель объясняет существование в Древней Руси принципы «лествичного восхождения» к великокняжескому столу. Далее следует сообщение о международном положении Руси при Ярославе Мудром (в частности, о взаимоотношениях с Византией и скандинавскими странами), об успешной борьбе с печенегами (которые были разгромлены под Киевом в 1036г)

Учитель: Мог ли, согласно принятым на Руси в XIв. Правилам, претендовать на киевский великокняжеский престол полоцкий князь Всеслав, отцу которого никогда не принадлежало старейшинство в роде Рюриковичей? (Нет, не мог. Он считался изгоем).

        После рассказа о распределении владений между сыновьями Ярослава Мудрого – Изяславом, Святославом и Всеволодом – следует повествование о событиях 60-х гг. XI в (О нападении половцев, киевском восстании и возведении на великокняжеский престол Всеслава Полоцкого, о победе над половцами Святослава Черниговского и о возвращении в Киев старшего из Ярославичей- Изяслава. Затем – о ссорах Ярославичей с племянниками и между собой; об основании Киево-Печерского монастыря и взаимоотношениях первых игуменов с великокняжеской властью.)

        После объяснения учителя об издании первого на Руси письменного законодательства, «Русской Правды», зачитываются и разъясняются несколько статей из этого источника.

Вопросы и задания для закрепления пройденного:

1.Кто первым из русских был удостоен причислениям к лику святых? (Борис и Глеб)

2. Какие города были названы по именам Ярослава Мудрого? (Ярославль- по языческому имени и Юрьев – по имени, данному при крещении).

3. Как назывались кафедральные храмы Киева и Новгорода, построенные в годы княжения Ярослава Мудрого? Как вы думаете, почему? (Софийские соборы, в подражание византийской столице- Константинополю)

4. определите, в каких городах княжили старшие Ярославичи в 1054-1068гг. Святослав, Всеволод, Изяслав – Киев, Чернигов, Переяславль Южный. (Изяслав- в Киеве, Святослав – в Чернигове, Всеволод- в Переяславле Южном).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"

Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...


 

Комментарии

Данная разработка урока для 6-х классов, позволит ознакомить ребят с новым материалом по истории Древней Руси