Методическое пособие по выполнению практических заданий по дисциплине История
методическая разработка на тему

Е.А.Дроздова

Методическое пособие по выполнению практических занятий по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.04 История

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_istoriya_prakt.docx52.42 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Краснодарского края

«Гулькевичский строительный техникум»

Методическое пособие

по выполнению практических занятий по общеобразовательной учебной дисциплине История

Гулькевичи

2015

СОГЛАСОВАНО

на заседании учебно-методического объединения гуманитарных дисциплин

протокол № ___ от ____________

Председатель _________М.Н.Яворская

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ КК ГСТ

 «____» «________» 2015г.

_____________ А.В.Рыбин

м.п.

Автор-составитель: Дроздова Е.А.., преподаватель ГБПОУ КК ГСТ

Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами техникума при изучении общеобразовательной дисциплины «История». Отражает основной материал разделов и тем рабочей программы дисциплины.  Цель данного методического пособия  – формирование наиболее полной ориентировочной основы для последующего выполнения студентами практических занятий.

Содержание

Пояснительная записка

4

Основные термины и понятия

6

Практические занятия № 1 - № 10

14

Список рекомендуемой литературы и источников

19

Пояснительная записка

Общеобразовательная учебная дисциплина «История» является учебной дисциплиной в цикле гуманитарных наук, которая обеспечивает общеобразовательный уровень подготовки учащегося. Она изучается учащимися всех специальностей и профессий  техникума.

Целью и задачей изучения дисциплины являются воспитание у студентов  гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся;  способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира;  учащиеся должны освоить систематизацию знаний об истории человечества; сформировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; овладеть умениями и навыками поиска, комплексным анализом исторической информации.

Данное методическое пособие разработано, чтобы   оказать помощь в работе над практическими занятиями по дисциплине ОУД.04 История.  

Практическое занятие – 1) одна из форм учебного занятия, целью которого является формирование у студента практических навыков и умений; 2) это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий — упражнений, задач и т. п. — под руководством и контролем преподавателя.

В результате решения практических занятий  учащийся должен будет овладеть основами знаниями по дисциплине, формируемыми на нескольких уровнях:

Иметь представление:

- о роли истории в современном мире, общности ее понятий и представлений;

Знать:

- основные факты, процессы и явления, исторические термины и даты, имена выдающихся деятелей истории человечества;

Уметь:

- анализировать историческую информацию, различать в исторической информации факты и мнения, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

Владеть:

- умением представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, презентации.

Критерии оценок: оценивается работа по 5 бальной системе.

Оценка «5» выставляется, если студент:

- безошибочно выполнил задание;

- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;

-  сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;

- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;

- свободно применяет полученные знания на практике.

Оценка «4» выставляется, если студент:

- обнаружил знание программного материала;

- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;

- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

-  в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.

Оценка «3» выставляется, если студент:

-  обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов преподавателя;

- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;

- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

- в устных и письменных ответах допускает ошибки.

Оценка «2» выставляется, если студент:

- имеет отдельные представления о материале;

- в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки

Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «История» входит в общеобразовательный цикл.

Основные термины и понятия

Абсолютная монархия, абсолютизм – тип государственного управления, при котором монарху принадлежит неограниченная верховная власть. 

Анархизм (греч. безвластие) – общественно-политическое течение, выступающее за уничтожение всякой государственной власти.

Аннексия (лат. присоединение) – насильственный захват одним государством всей или части территории, принадлежащей другому государству или народности.

Барщина – даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работавшего собственным инвентарем в хозяйстве феодала за полученный в пользование участок земли.

Баскак – представитель монгольского хана в завоеванных землях. Контролировал местные власти. В русских княжествах во второй половине XIII – начале XIV в. – ордынский сборщик дани.

«Бироновщина» – название режима, установившегося в период правления императрицы Анны Иоанновны (1730–1740), по имени ее фаворита Э. Бирона. Отличительные черты «бироновщины»: политический террор, всесилие Тайной канцелярии, неуважение к российским обычаям, жесткое взимание налогов, муштра в армии.

Бояре – 1) высший слой общества в России в X–XVII вв. Занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. 2) С XV в. – высший чин среди служилых людей «по отечеству» в Русском государстве. 

Боярская дума – в России высший совет при князе (с 1547 г. при царе) в X–XVIII вв. Законосовещательный орган, обсуждал важные вопросы внутренней и внешней политики.

Варяги (норманны, викинги) – так на Руси называли участников грабительских походов – выходцев из Северной Европы (норвежцев, датчан, шведов).

Верховный тайный совет – высшее государственное учреждение России в 1726–1730 гг. Создан указом Екатерины I как совещательный орган при монархе. Фактически решал все важнейшие дела внутренней и внешней политики.

Вече (старосл. Вет – совет) – народное собрание у восточных славян; орган государственного управления и самоуправления на Руси.

Воевода – военачальник, правитель у славянских народов.

Военные поселения – особая организация части войск в России с 1810 по 1857 г. Целью их создания было сокращение расходов на содержание армии и создание резерва обученных войск. 

«Вольные хлебопашцы» – крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости с землей по взаимной договоренности с помещиком на основании указа от 1803 г.

Восточный вопрос – название группы проблем и противоречий в истории международных отношений последней трети XVIII – начала XX в., возникших в связи с ослаблением Османской империи 

Вотчина (отчина – перешедшая от отца, иногда от деда) – древнейший вид феодальной земельной собственности. Возникла в Древнерусском государстве как наследственное семейное (княжеское, боярское) или групповое (монастырское) владение.

Временнообязанные крестьяне – категория бывших помещичьих крестьян, освобожденных от крепостной зависимости в результате реформы 1861 г.

Городская дума – бессословный орган городского самоуправления в России (1785–1917). 

Государственная дума – представительное законодательное учреждение России с 1906 по 1917 г. Учреждена Манифестом Николая II от 17 октября 1905 года. 

Государственные крестьяне – особое сословие в России в XVIII – первой половине ХIХ в. Оформлено указами Петра I из черносошных крестьян, однодворцев, половников и других крестьянских категорий. Государственные крестьяне жили на казенных землях и платили казне ренту. 

Гражданская война– наиболее острая форма социальной борьбы населения внутри государства.

Губерния – административно-территориальная единица России с 1708 г.

ГУЛАГ – главное управление лагерей НКВД (МВД) СССР. Сокращение ГУЛАГ употребляется для обозначения системы концентрационных лагерей, существовавших при Сталине.

«Гулящие люди» – в России XVI – начале XVIII в. общее название вольноотпущенных холопов, беглых крестьян, посадских людей и пр., которые не имели каких-либо определенных занятий и местожительства и жили главным образом разбоем или работой по найму. Не несли повинностей.

Дань – натуральный или денежный сбор с побежденных в пользу победителя, а также одна из форм налога с подданных. На Руси известна с IХ в.

Дворцовые крестьяне – феодально-зависимые крестьяне в России, жившие на землях великих князей, царей и лиц царской фамилии и несшие повинности в их пользу. С 1797 г. стали называться удельными крестьянами.

Дворцовых переворотов эпоха – принятое в историографии название периода 1725–1762 гг., когда в Российской империи после смерти Петра I, не назначившего наследника, верховная власть переходила из рук в руки путем дворцовых переворотов, которые совершались дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.

Дворянство – господствующее привилегированное сословие, часть феодалов. 

Десятина – налог в пользу церкви. Составляла десятую часть урожая или других доходов населения.

Думные чины – в Русском государстве должностные лица – бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки, имевшие право участвовать в заседаниях Боярской думы.

Единонаследие – установленный указом Петра I в 1714 г. порядок перехода земельной собственности по наследственности, направленный против дробления дворянских имений .

Ереси – религиозные течения в христианстве, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшее распространение получили в Средние века.

Закупы – в Древней Руси смерды (см. Смерды), работавшие в хозяйстве феодала за «купу» – заем. Отработав долг, освобождались. 

Западники – представители направления русской общественной мысли середины ХIХ в. Выступали за европеизацию России, основываясь на признании общности России и Западной Европы.

«Заповедные лета» – в конце XVI в. так называлась годы, в которые крестьянам запрещался переход от одного землевладельца к другому в Юрьев день. Являлись важным этапом закрепощения крестьян.

Земская изба – выборный орган местного самоуправления, созданный в результате земской реформы Ивана IV. 

Земские соборы – центральные общегосударственные сословно-представительные учреждения в России с середины XVI по 50-е годы XVII в.

Земщина – основная часть территории Русского государства с центром в Москве, не включенная Иваном Грозным в опричнину. Земщина управлялась Боярской думой и территориальными приказами. 

Избранная рада – узкий круг приближенных царя Ивана IV – А.Ф. Адашев, Сильвестр, Макарий, А.М. Курбский и др., фактически неофициальное правительство в 1546–1560 гг. 

Издольщина – вид земельной аренды, при которой арендная плата уплачивается собственнику земли долей урожая (иногда до половины и более).

Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства для роста производительных сил и подъема экономики. 

Иосифляне – представители церковно-политического движения и религиозного течения в Русском государстве (конец XV – середина XVI в.). 

Испольщина – разновидность издольщины, при которой арендная плата за землю составляет половину урожая.

Казачество – военное сословие в России, которое включало население ряда южных районов России. 

Кириллица – древняя славянская азбука, названная по имени славянского просветителя Кирилла. 

Коллегии – центральные государственные учреждения, образованные Петром I в ходе реформ государственного управления в 1717–1722 гг. и существовавшие до начала ХIХ в. В основу деятельности коллегий был положен коллегиальный принцип обсуждения и решения дел.

Кондиции – условия вступления на престол Анны Иоанновны, составленные в 1730 г. членами Верховного тайного совета с целью ограничить монархию в пользу аристократии.

Контрибуция – денежные платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя.

Контрреформы в России – название мероприятий правительства Александра III в 1880-х годах, пересмотр реформ 1860-х годов. Была восстановлена предварительная цензура, введены сословные принципы в начальной и средней школе, отменена автономия университетов, установлена бюрократическая опека над земским и городским самоуправлением.

Кормление – система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения на Руси. 

Крепостное право – форма феодальной зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлено Судебником 1497 г., указами о «заповедных» и «урочных» летах, а окончательно закреплено Соборным уложением 1649 г. В XVII–XVIII вв. все категории зависимого населения слились в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861 г.

Крестьяне – основная масса сельских производителей, земледельцев.

Культ личности – преклонение перед кем-либо, почитание, возвеличивание кого-либо. В СССР в 1929–1953 гг. существовал определяется как культ личности И.В. Сталина.

Культурная революция – ряд мер, осуществляемых в 20—30-е годы в СССР, направленных на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. 

Лендлиз (англ. давать взаймы и сдавать в аренду) – политика, осуществлявшаяся США в годы Второй мировой войны. Включала передачу взаймы и в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия странам-союзникам по антигитлеровской коалиции. 

Ливонский орден – католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Прибалтике. 

Лига Наций – международная организация сотрудничества народов за мир и безопасность (1919–1946). 

Мануфактура – крупное предприятие, основанное на разделении труда и преимущественно ручном производстве. В России появилась в XVII в.

Монополия – исключительное право на производство или продажу чего-либо.

Наместник – в Русском государстве в XII в. наместники – должностные лица, управлявшие отдельными территориями. 

Народничество – ведущее направление в освободительном движении пореформенной России XIX века. Основывалось на системе взглядов о самобытном пути развития России, способной, минуя стадию капитализма, создать, с опорой на крестьянскую общину, социалистическое общество. 

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты и вещи производятся для собственного употребления, а не на продажу.

«Норманнская теория» – возникла во второй четверти XVIII в. Ее сторонники считали норманнов (варягов) создателями государства в Древней Руси. Основана на летописном предании о призвании варягов.

Оброк – форма феодальной ренты. В России – ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками. Продуктовый оброк отменен реформой 1861 г., денежный сохранялся до 1863 г.

Община – возникшая в древности форма объединения людей. Отличительные черты общины – общее владение средствами производства, полное или частичное самоуправление.

Опричнина (опричь – древнерус. кроме) – в 1565–1572 гг. название удела Ивана IV, в который были выделены ряд земель, а также часть Москвы. В опричнине вводилось свое управление: Боярская дума, приказы, войско. Опричниной также принято называть всю систему мер Ивана Грозного – массовые репрессии, земельные конфискации и т. п., – которая применялась царем для борьбы с предполагаемой изменой и остатками удельного сепаратизма.

Ордынский выход – дань, оброк, выплачиваемый русскими князьями ханам Золотой орды.

Отрезки – участки земли, отрезанные от находившихся в пользовании крестьян наделов в ходе крестьянской реформы 1861 г. и отошедшие к помещикам. 

«Оттепель» – распространенное обозначение перемен в социальной и культурной жизни СССР, наметившихся после смерти И.В. Сталина (1953). 

«Официальной народности теория» – национальная государственная доктрина Российской империи, выдвинутая в правление Николая I. Главные принципы теории сформулировал министр просвещения граф С.С. Уваров в 1832 г.: «православие, самодержавие, народность».

Патриаршество – форма церковного управления в православии, при которой во главе церкви стоит патриарх. Возникла в раннем Средневековье. В Русской православной церкви патриаршество было установлено в 1589 г., в 1721 г. упразднено, а возродилось в начале 1917 г.

«Перестройка» – преобразования, осуществлявшиеся в СССР с середины 1980-х до 1991 г. под лозунгом преодоления изживших себя форм общественной жизни и методов работы. Важнейшим направлением этой политики была демократизация, в том числе расширение гласности. Другой стороной «перестройки» были экономические преобразования. 

План «Барбаросса» – кодовое название плана агрессивной войны фашистской Германии против СССР. Начал разрабатываться в июле 1940 г. План предусматривал нанесение поражения СССР в быстрой кампании, при этом основные силы Красной Армии предполагалось уничтожить западнее линии Днепр – Западная Двина, не допустив их отхода в глубь страны. В дальнейшем намечалось захватить Москву, Ленинград, Киев, Донбасс и выйти на линию Астрахань – Волга – Архангельск. План «Барбаросса» был сорван героической борьбой советского народа.

Подворное обложение – в России XVII – начала XVIII в. система раскладки прямых налогов на податное население. 

Подушная подать – основной прямой налог в Российской империи в XVIII—ХIХ вв. Заменила в 1724 г. подворное обложение. 

Полюдье – объезд русским князем с дружиной своих вассальных владений с целью сбора дани.

Помещичьи крестьяне (крепостные) – крестьяне, принадлежавшие до крестьянской реформы 1861 г. помещикам.

Посессионные крестьяне – в России XVIII—ХIХ вв. категория крестьян, принадлежавших частным предприятиям, на которых они работали.

Приватизация – передача государственного или муниципального имущества в частную собственность.

Приказная система управления – сложившаяся в середине XVI в. система постоянно действующих органов государственного управления – приказов. Возникла на основе исполнения боярами отдельных государственных функций по поручению (приказу) царя. Система приказов достигла расцвета в XVII в. Упразднена в начале XVIII в. Петром I.

Приписные крестьяне – в России XVIII – первой половины ХIХ в. государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казенных и частных заводах, т. е. прикрепленные (приписанные) к ним.

Раскол – отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших церковные реформы патриарха Никона 1653–1656 гг. Противники официальной церкви стали называться раскольниками, или старообрядцами.

Революция – глубокие, качественные изменения в обществе, экономике, мировоззрении, науке, культуре и т. д. 

Рекрутская повинность – способ комплектования российской регулярной армии в XVIII—ХIХ вв. 

Речь Посполитая – официальное название объединенного польско-литовского государства со времени заключения Люблинской унии (1569) до раздела Польши в 1795 г.

Русская православная церковь – самая крупная из православных церквей. Основана в Х в. 

Секретные комитеты – в России во второй четверти ХIХ в. временные государственные учреждения, созданные императором для обсуждения проектов реформ, а в 1857–1858 гг. – для обсуждения подготовки проектов отмены крепостного права.

Секуляризация – превращение церковной собственности в государственную. 

«Семибоярщина» – правительство Русского государства в период Смутного времени (1610–1613). Образовалось после свержения царя Василия Шуйского. Состояло из семи бояр во главе с Ф. Милославским. Это правительство согласилось на призвание на русский престол польского королевича Владислава. Оно же впустило в Москву польские войска.

Сенат – высший орган государственного управления в Российской империи с 1711 г. до начала ХIХ в. После 1810 г. – высший судебный и административный орган. Упразднен в 1917 г.

Синод – высшее законосовещательное административное и судебное учреждение по делам русской православной церкви. Существовал с 1721 по 1917 г.

Славянофилы – представители одного из направлений русской общественной мысли 40—70-х годов ХIХ в. Особенностью их взглядов служила приверженность к самобытному развитию России, образцом которой была допетровская Русь.

Служилые люди – в Русском государстве ХIV – начала XVIII в. лица, находящиеся на государственной службе. 

Смерды – общее название сельского населения Древней Руси.

Сословно-представительная монархия – форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства. 

Тоталитаризм – форма правления, которая характеризуется полным подчинением жизни общества интересам власти и контролем над ним.

Традиционное общество – общество, в котором человек не мыслит себя вне природы; над ним всецело властвуют вековые традиции и обычаи (обряды, запреты и пр.). Такое общество не склонно к восприятию каких бы то ни было новшеств.

Тягло – в Русском государстве XV– начала XVIII в. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей.

Удел, удельное княжество – на Руси в ХII–XVI вв. составная часть крупных великих княжеств, управлявшаяся членом великокняжеской семьи.

«Урочные лета» – устанавливаемые царскими указами с конца XVI в. сроки сыска и возвращения беглых крестьян их владельцам (от 5 до 15 лет). 

Учредительное собрание – представительное, парламентское учреждение в России, впервые созванное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции. 

Феодальная рента – одна из форм земельной ренты. Существовала в виде отработочной (барщина), продуктовой (натуральный оброк) и денежной (денежный оброк) ренты.

Фискал – в Российской империи в 1711–1729 гг. государственный служащий, надзиравший за деятельностью государственных учреждений (главным образом финансовых) и должностных лиц.

«Холодная война» – состояние противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США с их политическими партнерами – с другой. Продолжалось с 1946 г. до конца 80-х годов. Получило название «холодная война», поскольку, в отличие от «горячих войн» (открытых военных конфликтов), осуществлялось экономическими, идеологическими и политическими методами.

Холопы – категория зависимого населения в Древней Руси, известная с Х в. Холопы были близки по положению к рабам. 

Черносошные крестьяне – в Русском государстве ХIV–XVII вв. свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности. В XVIII в. стали государственными крестьянами.

Экспроприация (лат. лишение собственности) – принудительное лишение собственности, безвозмездное или оплачиваемое.

Язычество – общее название политеистических религий («многобожия»).

Ярлык – льготная грамота, выдаваемая золотоордынскими ханами светским и духовным феодалам подвластных земель.

Практическое занятие № 1

Тема: «Археологические памятники палеолита на территории России» (1ч.)

Цель: систематизировать знания студентов по вопросам археологической периодизации, основных понятий археологии и основных методов изучения артефактов.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно выслушать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Учебные вопросы:

1) Археологические памятники и особенности их раскопок.

2) Основные понятия археологии.

3) Основные методы изучения археологических находок.

Практическое занятие № 2

Тема: «Возникновение христианства» (1ч.)

Цель: систематизировать знания студентов по вопросам возникновения христианства, ознакомить их с основными понятиями, терминами и этапами возникновения христианства

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно выслушать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Учебные вопросы:

1) Возникновение христианства.

2) Основные этапы становления христианства.

Практическое занятие № 3

Тема: «Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения» (1ч.)

Цель: систематизировать знания студентов по вопросам представления о мусульманской культуре в современном обществе,  знакомство обучающих с основами исламской культуры, развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно выслушать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Учебные вопросы:

1) Ислам как мировая религия.

2) Пророк Мухаммед и возникновение ислама.

3)Коран – священное писание мусульман.

Практическое занятие №  4

Тема: «Крещение Руси: причины, основные события, значение» (1ч.)

Цель: определить предпосылки, причины и значение принятия христианства на Руси.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно выслушать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Учебные вопросы:

1) причины принятия христианства.

2)Основные социально-исторические процессы проведения христианской реформы князя Владимира.

3) каково значение принятия христианства на Руси.

Практическое занятие №  5

Тема: «Опричнина, споры о ее смысле» (1ч.)

Цель: Сформировать объективное понимание эпохи Ивана Грозного,  систематизировать знания студентов по вопросам возникновения опричнины, цели ее создания и ее итогов.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно выслушать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Учебные вопросы:

1) Причины возникновения опричнины.

2) Основные события опричнины.

3) Окончание опричнины и ее итоги.

Практическое занятие №  6

Тема: «Итоги и цена преобразований Петра Великого» (1ч.)

Цель: Обобщение и систематизация знаний по проведению реформ в экономике, государственного строительства, в области культуры и армии.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно выслушать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Учебные вопросы:

1). Предпосылки реформ Петра I.

2) Реформы Петра I и характеристика императора.

3) Цена петровских преобразований.

Практическое занятие №  7

Тема: «Восстание под предводительством Е.И.Пугачева и его значение» (1ч.)

Цель: определить причины и значение восстания под предводительством Е. Пугачева, охарактеризовать его этапы и итоги.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно выслушать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Учебные вопросы:

1). Причины восстания.

2) Требования восставших.

3) Основные этапы восстания.

4)Значение и итоги восстания.

Практическое занятие №  8

Тема: «Значение движения декабристов» (1ч.)

Цель: сформировать целостное восприятие события, оценить историческое значение восстания декабристов.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно выслушать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Учебные вопросы:

1). Причины движения декабристов.

2) Причины поражения восставших.

3) Историческое значение движения декабристов.

Практическое занятие №  9

Тема: «Значение отмены крепостного права в России» (1ч.)

Цель: сформировать представление о сущности крестьянской реформы 1861 г., уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права. 

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно выслушать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Учебные вопросы:

1). Личность императора Александра II.

2) Причины отмены крепостного права.

3) Подготовка реформы. Основные положения реформы.

4)  Значение отмены крепостного права.

Практическое занятие №  10

Тема: «Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией» (1ч.)

Цель: сформировать представление о сущности масштабного политического кризиса на Украине,

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно выслушать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Учебные вопросы:

1). Причины кризиса.

2) «Крымская весна».

3) Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией.

Список рекомендуемой литературы и источников

1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического,  естественнонаучного, социально-экономического профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования: в 2 ч. Ч 1/В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков.-8-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015.-304 с.

2. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования: в 2 ч. Ч 2/В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков.- 8-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015.-320 с.

3. Методические указания по выполнению различных видов самостоятельной работы студентов – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nzp.susu.ac.ru/images/srs-och.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине "История"

Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине "История" для обучающихся СПОМетодическое  пособие включает в себя практические задания по дисциплине ОГСЭ «История», вопрос...

Учебно-методическое пособие по выполнению индивидуальных заданий по дисциплине Химия ( Аналитическая химия) для студентов специальности 19.02.10.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», выполняющих индивидуальные задания по дисциплине «Химия» (Ана...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по выполнению практических заданий учебной дисциплины «Техническая механика»

Аннотация   Методическое пособие по выполнению практических работ, которые предусмотрены рабочей программой   по дисциплине «Техническая механика», по специальности «Механизация се...

Методическое пособие по выполнению практических заданий для индивидуальной работы по немецкому языку

Пособие предназначено для самостоятельной работы на занятиях по немецкому языку. Рассмотрены основные разговорные темы из повседневной жизни, с заданиями для развития, укрепления и усовершенствования ...

Методические рекомендации по выполнению практических заданий по дисциплине "История"

Методические рекомендации содержат практические задания по дисциплине "История"...

Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга"

Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга" предназначено для студентов, проходящих обучение по специальности "...

Учебно-методическое пособие по выполнению практических заданий обучающихся по дисциплине "МДК 01.02. Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы приема и размещения"

Данное учебно- методическое пособие предназначено для студентов 1 курса, обучающихся по дисциплине "МДК 01.02. Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы приема и разм...