Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине "История"
методическая разработка на тему

Токарева Анна Сергеевна

Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине "История" для обучающихся СПОМетодическое  пособие включает в себя практические задания по дисциплине ОГСЭ «История», вопросы для самоконтроля, вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), тестовые задания, таблицы, схемы, работа с текстами, работа с учебным пособием, работа с картой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_ukazaniya_po_prakticheskim_ist_2.docx63.67 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………                3
  2. Трудоемкость заданий…………………………….……                5
  3. Методические указания по выполнению                

практических заданий…………………………....……………                 6

  1. Задания для самостоятельной работы
  1. Инструкционно-технологическая карта для

выполнения практического занятия № 1

  1. Инструкционно-технологическая карта для

выполнения практического занятия № 2

  1. Иструкционно-технологическая карта для

выполнения практического занятия № 3

  1. Инструкционно-технологическая карта для

выполнения практического занятия №4

  1. Критерии оценки выполненного задания………...…………       17
  2. Библиографический список……………………….…………       18

  1. Пояснительная записка

Настоящее учебное пособие составлено на основе профессиональной образовательной программы курса «История» ОГСЭ.02 в соответствии с требованиями ФГОС.

Методическое  пособие включает в себя практические задания по дисциплине «История», вопросы для самоконтроля, вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), тестовые задания, таблицы, схемы, работа с текстами, работа с учебным пособием, работа с картой.

История является особым способом освоения мира, заключающимся в выработке целостного мировоззрения, в исследовании и познавательного событий и явлений прошлого и настоящего, попыткой прогнозирования будущего. Мировоззренческая и методологическая роли, которые она играет в обществе и науке, определяют важное место истории среди гуманитарных дисциплин, изучаемых  в  СПО.

Целью преподавания дисциплины является формирование целостного представления о всемирном историческом процессе, выработка четкого мировоззрения и интеллектуальной культуры студентов, развитие их творческих мыслительных способностей к анализу и обобщениям, к обоснованию и критической оценке событий, происходящих в мире и обществе.

Целью данного практикума является формирование общего представления о некоторых аспектах общественно-политического, социально-экономического, культурного развития России и её роли в системе международных отношений. Работа охватывает период с конца XX века до наших дней, еще не нашедший достаточного освещения в большинстве учебников и учебных пособий по истории России.

Наличие данной цели обусловило ряд задач:

- сформировать представления о современном историческом процессе и истории РФ как неотъемлемой части всемирной истории;

- вооружить студентов необходимыми знаниями о фактах, событиях, процессах современной истории России;

- выявить основные тенденции общественно-политического, социально-экономического и внешнеполитического развития современной России;

- обозначить основные проблемы исторического развития новейшей России и познакомить студентов с актуальными общественными дискуссиями по этим вопросам;

- привить обучаемым навыки исторического мышления, анализа и научного прогнозирования;

- развить умения самостоятельно мыслить и работать с графическим материалом (диаграммами, гистограммами, графиками, таблицами и схемами);

- развить критическое мышление на основе критического анализа текстового материала, исследования статистических данных и результатов социологических опросов;

- сформировать представление об исторических, статистических, социологических и политологических категориях, необходимых для понимания современной социально-экономической и общественно-политической ситуации;

- повысить политическую и гражданскую культуру студентов, подготовить их к активному участию к современной общественно-политической жизни страны;

- развить уважение к истории и культуре народов России, сформировать общероссийский патриотизм и толерантность;

- развить творческое и критическое мышление будущих специалистов.

Данная работа включает в себя основные проблемы истории современности: развитие России в современный период, взаимоотношения её со странами ближнего зарубежья, развитыми государствами Европы, Азией и Америкой. Особое внимание при этом уделяется отношениям с военно-политическими и экономическими союзами современности. (НАТО, ОДКБ, ШОС, ЕВРАЗЕС и т.д.)

Дисциплина «История» как и другие социально-гуманитарные дисциплины, прежде всего, формирует личность, способную к самоопределению и саморазвитию. Этому в немалой степени способствует выполнение практических работ студентов на занятиях. В процессе  выполнения заданий студенты получают возможность применить теоретические знания в новых условиях, развивать общеучебные умения и навыки (работа с источниками и диаграммами; составление конспекта, таблиц; сравнение и обобщение и др.), логическое мышление, осуществлять самоконтроль на уровне внутренней речи. Задания выполняются без участия педагога, но под его контролем.

  1. Трудоемкость заданий

Наименование темы

Трудоемкость, ч.

Тема 1.1.

Введение

-

Тема 1.2.

Перестройка в СССР и распад советского лагеря

2

Тема 1.3.

Распад СССР

2

Тема 1.4.

Особенности развития стран Азии в конце XX – начале XXI вв.

-

Тема 1.5.

Африка в конце XX – начале XXIвв.

-

Тема 1.6.

Страны Латинской Америки в конце XX – начале XXIвв.

-

Тема 1.7.

США на рубеже тысячелетий

-

Тема 1.8.

Европа в конце XX – начале XXIвв.

-

Тема 1.9.

Интеграционные процессы конца XX – начала XXIвв.

2

Тема 1.10.

Россия в 1991-1999гг.

2

Тема 1.11.

Российская Федерация в 2000-е годы

-

Тема 1.12.

Локальные и региональные конфликты современности

-

Тема 1.13.

Научно-технический прогресс

-

Тема 1.14.

Мир в ХХI веке. Международные отношения в современном мире

-

Тема 1.15.

Место Российской Федерации в современном мире

-

  1. Методические указания по выполнению

практических заданий

Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах

1. Причина и характер войны:

основные противоречия, приведшие к войне;

подготовка в войне, соотношение сил;

планы сторон.

  1. Ход войны (основные этапы):

повод к войне и ее начало;

основные этапы и главные сражения;

окончание войны, условия мира, итоги.

  1. Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие
    последствия войны.

Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

1​ Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2​ Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

3​ Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4​ Значение его личных качеств.

5​ Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка-алгоритм к изучению материала по революции

1​. Причины революции.

2.​ Задачи революции («зеркально» причинам.)

3.​ Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их.)

4.​ Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции.)

5.​ Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил.)

6.​ Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика.)

7.​ Итоги революции.

8​. Значение: а) международное, б) внутреннее.

Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать

1​. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения и вывода.

2​. Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.

3.​ Определи вывод, который должен вытекать из доказательства.

4.​ Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

5.​ Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

6.​ Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

7.​ Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и явлений

1.​ Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.

2.​ Определи черты сходства и различия.

3.​ Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

4.​ Сделай все необходимые выводы из проведенного сравнения.

5.​ Свои действия можешь оформить в текстовую таблицу:

Линии сравнения

Общее

Различное

  1. ЗАДАНИЯ  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

4.1 Инструкционно-технологическая карта для выполнения практического занятия № 1

Тема: «Перестройка 1985 – 1991гг».

Наименование работы: «Анализ социально-экономических и политических реформ перестройки». Работа  с атласом «Новейшая история зарубежных стран» и контурной картой.

Цель: закрепить и углубить знания о политике перестройки, проанализировать социально-экономическую, политическую и внешнеполитическую ситуацию в СССР в 1980 – е гг. Закрепление навыков работы с атласом, контурной картой.

Должен знать: содержание и сущность политики перестройки, понятия: перестройка, гласность, рыночная экономика, имена: М.С. Горбачев.

Должен уметь: приводить примеры, самостоятельно анализировать политическую обстановку, оперировать изученными понятиями.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование: инструкционные карты, тетради, атлас «Новейшая история зарубежных стран с комплектом контурных карт»

Литература: 

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (учебник для студентов СПО) - М. Издательство «Академия», 2012.

 2. Щетинов Ю. А., Жукова Л. В. Новейшая история России: дидактические материалы. 11 класс.- М.: Просвещение, 2012.

3. Хрестоматия по отечественной истории 1946-1995 г.г. - М.: Наука, 2006.

Вступительный инструктаж и правила техники безопасности

  1. Работу выполнять строго по выданному образцу.
  2. Убрать рабочее место после выполнения работы.
  3. Оценивается глубина, правильность выполнения заданий 1 - 4 от «удовлетворительно» до «отлично».

Ход работы:

Задание № 1. Ознакомьтесь и прокомментируйте: 

Страна начала терять темпы движения, нарастали сбои в работе хозяйства, одна за другой стали накапливаться и обостряться трудности, множиться нерешенные проблемы. В общественной жизни появились, как мы их называем, застойные и другие чуждые социализму явления. Образовался своего рода механизм торможения социально-экономического развития. И все это в условиях, когда научно-техническая революция открыла новые перспективы экономического и социального прогресса... В своем анализе ситуации в стране мы прежде всего столкнулись с торможением роста экономики. Темпы прироста национального дохода за последние три пятилетки уменьшились более чем вдвое, а к началу 80-х гг. упали до уровня, который фактически приблизил нас к экономической стагнации... Для мышления многих наших хозяйственников стала характерна забота не о приращении национального достояния, а о том, чтобы в то или иное изделие вложить побольше материалов и труда, рабочего времени и продать подороже. В результате «вал» был, а товаров не хватало. Мы тратили... значительно больше сырья, энергии, иных ресурсов на единицу продукции, чем другие развитые страны... Торможение и застойные явления в экономике не могли не отразиться на других сторонах жизни общества. Негативные процессы серьезно затронули социальную сферу. Сложился, как мы говорим, «остаточный принцип» выделения средств на развитие социально-культурной сферы, то есть в нее направлялось столько, сколько осталось от дел чисто производственных... Набравший силу механизм торможения также и в идеологии привел к тому, что попытки конструктивного анализа назревавших проблем и новые идеи встречали все большее сопротивление. Верх брала пропаганда успехов — реальных и мнимых, свыклись с пренебрежительным отношением к справедливым требованиям и мнению рядовых тружеников, общественности... Механизм торможения в экономике со всеми его социальными, идеологическими последствиями привел к бюрократизации общественных структур и к «расширенному воспроизводству» на всех уровнях бюрократической прослойки, которая приобрела непомерное влияние во всей государственной, административной и даже общественной жизни... Не преодолена привычка по всякому поводу ждать указаний сверху, уповать на решения самых высоких инстанций. Удивляться не приходится: так было заведено — от мастерских до министерств. Это сказывается и теперь. Даже в верхних эшелонах управления. Дело в том, что долгие годы люди отучались мыслить и действовать ответственно, самостоятельно... В чем основной недостаток прежнего механизма хозяйствования?.. Прежде всего в слабости внутренних стимулов саморазвития... Одна из серьезнейших деформаций последних десятилетий — широкое распространение уравнительных подходов. На этой основе развились иждивенчество, потребительство, мещанская психология: наше дело сторона, пусть обо всем начальство думает.

Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. — М., 1987. — С. 13—20, 40—99.

?   1) Какие причины торможения экономического развития СССР выделяет М. С. Горбачев?

 2) В каких сферах общественной жизни торможение представляло наибольшую опасность, по мнению М. С. Горбачева?

3) Что подразумевается под словом «ускорение»? Когда его «объявили»?

Задание № 2. Ознакомьтесь и прокомментируйте.:

1988 г., 1 июля. Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции «О гласности».
      1. Всесоюзная конференция КПСС, руководствуясь интересами социализма и перестройки, считает одной из важнейших политических задач дальнейшее развитие гласности. Конференция рассматривает гласность как развивающийся процесс и подчеркивает, что ее последовательное расширение является непременным условием выражения демократической сущности социалистического строя, его обращенности к человеку, приобщения личности ко всем делам общества, государства, коллектива, как действенную гарантию против деформаций социализма на основе всенародного контроля за деятельностью всех социальных институтов, органов власти и управления.

Конференция видит в гласности необходимое условие реализации социалистического самоуправления народа, конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Гласность во всех сферах жизни — одно из важнейших условий дальнейшего углубления процессов перестройки, ее необратимости...

 4. Необходимо снять неоправданные ограничения в использовании статистической информации о социально-экономическом и политическом развитии общества, экологической обстановке, создать основанную на современной информационной технологии систему ее сбора, обработки и распространения, обеспечить доступность всех видов библиотек, законодательно упорядочить пользование архивными материалами.

 5. Конференция считает недопустимым сдерживание критических выступлений прессы, как и опубликование необъективной информации, задевающей честь и достоинство гражданина. Гласность предполагает социальную, правовую и моральную ответственность средств массовой информации.

6. Недопустимо использование гласности в ущерб интересам Советского государства, общества, правам личности, для пропаганды войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также манипулирование гласностью.

Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. — М., 1988. — С. 140—145.

 ?   1) Что подразумевалось под словом «гласность» во второй половине 80-х гг.?
      2) Насколько, по-вашему мнению,  необходимо было проведение политики «гласности»? В чем она выражалась?

Задание 3. Отметьте на контурной карте государства в которых произошла смена политических режимов в 1989- 1990 гг.

 Контрольные вопросы: 1. Что такое перестройка? 2. Что такое «обновление социализма»? Какова его цель? 3. Каково значение перестройки для стран мира?

4.2 Инструкционно-технологическая карта для выполнения практического занятия № 2

Тема: «Распад СССР»

Наименование работы: «Анализ исторических документов.». Работа  с атласом «Новейшая история зарубежных стран» и контурной картой.

Цель: закрепить и углубить знания о политике перестройки, о распаде СССР, про- анализировать социально-экономическую, политическую и внешнеполитическую ситуацию в СССР в 1980 – е гг. приведшую к распаду союза.

Должен знать: содержание и сущность распада СССР, понятия: перестройка, гласность, суверенитет, ГКЧП, «парад суверенитетов», имена: М.С. Горбачев, В.Крючков, В.Павлов и др..

Должен уметь: приводить примеры, самостоятельно анализировать политическую обстановку в СССР, оперировать изученными понятиями.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование: инструкционные карты, тетради, атлас «Новейшая история зарубежных стран с комплектом контурных карт»

Литература:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (учебник для студентов СПО) - М. Издательство «Академия», 2012.

2. Щетинов Ю. А., Жукова Л. В. Новейшая история России: дидактические материалы. 11 класс.- М.: Просвещение, 2012.

3.  Хрестоматия по отечественной истории 1946-1995 г.г. - М.: Наука, 2006.

Вступительный инструктаж и правила техники безопасности

  1. Работу выполнять строго по выданному образцу.
  2. Убрать рабочее место после выполнения работы.
  3. Оценивается глубина, правильность выполнения заданий 1 - 4 от «удовлетворительно» до «отлично».

 

Ход работы:

Задание № 1. Ознакомьтесь и прокомментируйте:

Постановление ГКЧП №1

«1. Всем органам власти и управления… обеспечить неукоснительное соблюдение режима чрезвычайного положения …

4. Приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений…

7. … Проведение митингов, уличных шествий, демонстраций, а также забастовок не допускается.

8. Установить контроль над средствами массовой информации…

11. Кабинету министров СССР в недельный срок осуществить инвентаризацию всех наличных ресурсов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости, доложить народу, чем располагает страна, взять под строжайший контроль их сохранность и распределение.

В недельный срок внести предложения об упорядочении, замораживании и снижении цен на отдельные виды промышленных и продовольственных товаров, в первую очередь для детей, услуги населению и общественное питание, а также повышении заработной платы, пенсий, пособий и выплат компенсаций различным категориям граждан.

13. Кабинету министров СССР в недельный срок разработать постановление, предусматривающее обеспечение в 1991–1992 гг. всех желающих городских жителей земельными участками для садово-огородных работ в размере до 0,15 га…

15. В месячный срок подготовить и доложить народу реальные меры на 1992 год по коренному улучшению жилищного строительства и обеспечению населения жильем.

Постановление ГКЧП №2

«1. Временно ограничить перечень выпускаемых центральных московских городских и областных общественно-политических изданий следующими газетами: «Труд», «Рабочая трибуна», «Известия», «Правда», «Красная звезда», «Советская Россия», «Московская правда», «Ленинское знамя», «Сельская жизнь».

Вопросы к документу:

  1. Охарактеризуйте цели ГКЧП и предложенные им методы.
  2. Проанализируйте распоряжения ГКЧП,  мероприятия с точки зрения их конкретности и выполнимости.

Задание № 2. Ознакомьтесь и прокомментируйте:

Из обращения «К гражданам России»

«В ночь с 18 на 19 августа 1991 года отстранен от власти законно избранный президент страны. Какими бы причинами ни оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с правым, реакционным, антиконституционным переворотом… Ранее уже предпринимались попытки осуществления переворота. Мы считали и считаем, что такие силовые методы неприемлемы. Они дискредитируют СССР перед всем миром, подрывают наш престиж в мировом сообществе, возвращают нас к эпохе холодной войны и изоляции СССР от мирового сообщества. Все это заставляет нас объявить незаконным пришедший к власти так называемый комитет. Объявляем незаконными все решения и распоряжения этого комитета. Уверены, органы местной власти будут неукоснительно следовать конституционным законам и указам президента РСФСР.

Призываем граждан России дать достойный ответ путчистам и требовать вернуть страну к нормальному конституционному развитию. Безусловно необходимо обеспечить возможность президенту страны Горбачеву выступить перед народом. Требуем немедленного созыва чрезвычайного съезда народных депутатов СССР. … Обращаемся к военнослужащим с призывом проявить высокую гражданственность и не принимать участия в реакционном перевороте. … Призываем к всеобщей бессрочной забастовке. Не сомневаемся, что мировое сообщество даст объективную оценку циничной попытке правого переворота».

Указ Президента РСФСР

«В связи с действиями группы лиц, объявивших себя Государственным комитетом по чрезвычайному положению, постановляю:

1. Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как государственным преступлением.

2. Все решения, принимаемые от имени так называемого Комитета по чрезвычайному положению, считать незаконными, не имеющими силы на территории РСФСР. На территории Российской Федерации действует законно избранная власть в лице президента, Верховного Совета и Председателя Совета Министров, всех государственных и местных органов власти и управления.

3. Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного Комитета, подпадают под действие Уголовного кодекса РСФСР и подлежат преследованию по закону».

Вопросы к документу:

  1. Каково отношение Б.Н. Ельцина к действиям ГКЧП?
  2. К каким действиям призвал президент РСФСР  граждан страны?

Задание № 3. Ознакомьтесь и прокомментируйте:

Из «Заявления глав государств республики Беларусь, РСФСР, Украины»

«Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины,

— отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава СССР и образования независимых государств стал реальным фактом;

— констатируя, что недальновидная политика центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества;

принимая во внимание возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР, что привело к межнациональным конфликтам с многочисленными человеческими жертвами;

— осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ, заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 г. подписано Соглашение.

Содружество Независимых Государств в составе республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств — членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения…»

 Вопросы к документу:

  1. Чем руководствовались участники Беловежского соглашения, заявляя о роспуске СССР и создании СНГ?
  2. Как объясняют авторы причины кризиса СССР? На кого возлагают ответственность за его разрушение?

                                                   

Задание №  4. 

  1. Найдите на карте и  запишите страны, входящие в состав СССР.
  2. Найдите на карте и запишите страны, вошедшие в состав СНГ. 

Контрольные вопросы:

1) Дать определение понятиям: «путч», «кризис системы», «модернизация», «демократизация», «плюрализм», «многопартийность», «децентрализация».  

2) Определить   и   охарактеризовать   основанные процессы и явления в  истории России конца XX века.

4.3 Инструкционно-технологическая карта для выполнения практического занятия № 3

Тема: «Интеграционные процессы конца XX – начала XXIвв.»

Наименование работы: Анализ интеграционных процессов конца XX – начала XXIвв..

Цель: сформировать представление об интеграционных процессах, научиться анализировать социально-экономические, политические, внешнеполитические процессы, происходящие в мире в конце ХХ начале ХХI вв..

Должен знать: основные интеграционные объединения конца ХХ начала ХХI вв., их цели, участников и задачи.

Должен уметь: оперировать изученными понятиями, охарактеризовывать интеграционные процессы современности.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование: инструкционные карты, тетради, конспект «Структура ООН».

Литература:

 1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (учебник для студентов СПО) - М. Издательство «Академия», 2012.

2 Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010.

3.Интернет-ресурсы: http://www.ipkps.bsu.edu.ru.

Вступительный инструктаж и правила техники безопасности

  1. Работу выполнять строго по выданному образцу.
  2. Убрать рабочее место после выполнения работы.
  3. Оценивается глубина, правильность выполнения заданий 1 - 4 от «удовлетворительно» до «отлично».

Ход работы:

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. Возможно ли вступление России в Европейский союз? Какое место Россия занимает в объединениях Европы и других регионов мира?

2. Возможно ли вступление России в НАТО?

3. Как вы думаете, почему после второй мировой войны расширились экономические связи между странами Западной Европы и Северной Америки?

4. Охарактеризуйте основные направления развития европейской интеграции и итоги сближения стран Западной Европы. К каким последствиям привело создание рынка
без границ в развитых странах с различными моделями социальной политики?

5. Обрисуйте перспективы дальнейшего развития интеграции между странами Запада.

6. Что дает членство страны в составе ВТО? Почему современные страны стремятся попасть в него?

Задание 2. Составьте схему «Этапы интеграции в Западной Европе, используя
тетрадь, в ней отразите: даты принятия документов, организации союзов, страны-участники, результаты деятельности. Из полученных данных сделайте выводы о значении интеграционных процессов.

Задание 3. Прочитайте документ, сделайте вывод по нему. Исходя из принципов, предложенных в нем определите, основные задачи ООН. О чем говорят организации в структуре ООН. Пользуясь конспектом «Интеграционные процессы конца XX – начала XXI вв.», составьте схему «ООН».

Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН 8 сентября 2000 г.) Генеральная Ассамблея принимает нижеследующую Декларацию:

I. Ценности и принципы

1. Мы, главы государств и правительств, собрались в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 6 по 8 сентября 2000 года, на заре
нового тысячелетия, чтобы вновь подтвердить нашу веру в Организацию и ее Устав как нерушимые основы более мирного, процветающего и справедливого мира.

2. Мы признаем, что... мы несем... коллективную ответственность за утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном
уровне. Поэтому мы как руководители ответственны перед всеми жителями Земли, особенно перед наиболее уязвимыми из них, и в частности перед детьми мира, которым принадлежит будущее.

...6. Мы считаем, что существенно важное значение для международных отношений в XXI веке будет иметь ряд фундаментальных ценностей. К ним относятся: Свобода... Равенство... Солидарность... Терпимость... Уважение к природе...
Общая обязанность. Обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием...

II. Мир, безопасность и разоружение

8. Мы приложим все усилия к тому, чтобы освободить наши народы от бедствий
войн, будь то внутри государств или между государствами, войн, которые за последнее десятилетие унесли более 5 миллионов жизней.

9. ...Мы преисполнены решимости: предпринять согласованные действия по борьбе против международного терроризма; удвоить наши усилия по осуществлению принятого нами обязательства поставить заслон всемирной проблеме наркотиков; активизировать наши усилия по борьбе с транснациональной преступностью во всех ее
аспектах, включая торговлю людьми и их контрабандный провоз и «отмывание» денег…

III. Развитие и искоренение нищеты

11. Мы приложим все усилия к тому, чтобы избавить наших соплеменников, мужчин, женщин и детей, от унижающей человеческое достоинство крайней нищеты, в условиях которой в настоящее время вынуждены жить более миллиарда из них...

19. Мы также преисполнены решимости:

сократить вдвое к 2015 году долю населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день, и долю населения, страдающего от голода, а также сократить вдвое к тому же сроку долю населения земного шара, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде, в том числе из за не хватки средств; обеспечить, чтобы к тому же сроку у детей во всем мире, как у мальчиков, так и у девочек, была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование и чтобы девочки и мальчики имели равный доступ ко всем уровням образования...

IV. Охрана нашей общей окружающей среды

23. ...Мы заявляем о своей решимости:
...приступить к сокращению выбросов «парниковых газов»; активизировать наши коллективные усилия по лесоустройству, сохранению всех типов лесов и устойчивому развитию лесного хозяйства; активизировать сотрудничество в целях сокращения числа и последствий стихийных бедствий и антропогенных катастроф...

V. Права человека, демократия и благое управление

24. Мы не пожалеем усилий для поощрения демократии
и укрепления правопорядка, а также для обеспечения уважения всех международно признанных прав человека и основных свобод, включая право на развитие...

VIII. Укрепление Организации Объединенных Наций

29. Мы приложим все усилия к тому, чтобы превратить Организацию Объединенных Наций в более эффективный инструмент для решения всех этих первоочередных задач: борьбы за развитие для всех народов мира, борьбы с нищетой, невежеством и болезнями; борьбы с несправедливостью; борьбы с насилием, террором и преступностью; борьбы с деградацией и разрушением нашего общего дома...

32. ...Мы вновь торжественно заявляем о том, что Организация Объединенных Наций является незаменимым общим домом для всего человечества...

Задание 4. Проанализируйте выдержку из Договора о создании ЕЭС, выявите главные цели создания ЕЭС, основные средства их достижения, определенные в Договоре. Какие конкретные меры были запланированы для достижения поставленных целей? Какие сферы развития участвующих стран они затрагивали? Почему названные в документе меры могли быть выгодны всем объединяющимся в общий рынок странам?

Из Договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества. Подписан в Риме 25 марта 1957 г.

«Сообщество имеет целью путем установления общего рынка и последовательного сближения экономической политики государств-членов содействовать гармоничному развитию экономической деятельности в рамках всего Сообщества, непрерывному и равномерному росту, большей стабильности, ускоренному повышению уровня
жизни и более тесным отношениям между государствами, которые оно объединяет <...>

Для достижения целей, провозглашенных в предшествующей статье, Сообщество действует сообразно условиям и темпам, предусмотренным настоящим Договором, в:

а) отмене между государствами-членами таможенного права и количественных ограничений ввоза и вывоза товаров, равно как всех других мер, вызывающих аналогичные последствия;

б) установлении общего таможенного тарифа и общей торговой политики в отношении третьих государств;

в) устранении между государствами-членами препятствий для свободного перемещения лиц, услуг и капиталов;

г) введении общей политики в области сельского хозяйства;

д) введении общей политики в области транспорта;

е) установлении режима, обеспечивающего недопустимость извращенной конкуренции в общем рынке;

ж) применении процедур, позволяющих координировать экономическую политику государств-членов и предотвращать нарушение равновесия платежных балансов;

з) сближения национальных законодательств в той мере, какая необходима для функционирования общего рынка;

и) учреждении европейского социального фонда, имея в виду улучшение возможностей найма трудящихся и повышения их жизненного уровня;

к) учреждении европейского инвестиционного банка, призванного обеспечить экономический рост Сообщества посредством формирования новых ресурсов;

л) ассоциации заморских стран и территорий, имея в виду расширить обмены и прилагать совместные усилия к экономическому и социальному развитию».

(Антология мировой политической мысли. М.,1997. Т 5. С. 454-455.)

Контрольные вопросы

1. Какие интеграционные объединения вы можете назвать самостоятельно.

2. В чем «+» и «–» интеграционных процессов.

4.4. Инструкционно-технологическая карта для выполнения практического занятия № 4

Тема: «Россия в 1991-1999гг.»

Наименование работы: Анализ Конституции РФ 1993 года. Становление российской государственно-правовой системы.

Цель: закрепить и углубить знания о политике перестройки, о распаде СССР, проанализировать социально-экономическую, политическую и внешнеполитическую ситуацию в СССР в 1980 – е гг. приведшую к распаду союза.

Должен знать: особенности и основные характеристики развития России и Российской Федерации в 1991 -1999гг.

Должен уметь: приводить примеры, самостоятельно анализировать социально-экономическую, политическую обстановку в Российской Федерации, процессы происходящие в 1991 -1999гг, место России в мире, оперировать изученными понятиями.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование: инструкционные карты, тетради, атлас «Новейшая история зарубежных стран с комплектом контурных карт»

Литература: 

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (учебник для студентов СПО) - М. Издательство «Академия», 2012.
  2. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010.
  3. Интернет-ресурсы: http://istorik.org.

Вступительный инструктаж и правила техники безопасности

  1. Работу выполнять строго по выданному образцу.
  2. Убрать рабочее место после выполнения работы.
  3. Оценивается глубина, правильность выполнения заданий 1 - 5 от «удовлетворительно» до «отлично».

Ход работы:

Задание 1. Пользуясь учебником Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (учебник для студентов СПО) - М. Издательство «Академия», 2012, составьте историческую справку о развитии России в 1991 – 1999гг.

Задание 2. Пользуясь конспектом темы «Россия в 1991-1999гг.» составьте 10 вопросов касающихся социально-экономического и политического развития России в 90-е годы, еѐ внешней политики и контактов. На составленные вопросы дайте свой краткий
ответ.

Задание 3. Работа с документом.

  1. В.В. Согрин «Три превращения современной России»

Выставляя историческую оценку Б.Ельцину, главному действующему лицу данного времени, я исхожу из осмысления его реального вклада в процесс модернизации, которая выходит на первый план отечественной истории. В осознании потребностеймодернизации, а также реализации некоторых еѐ основополагающих принципов и механизмов Ельцину принадлежит одно из ведущих мест среди российских политиков. Но нужно и признать, что его практическая деятельность заключала в себе многообразные и глубокие противоречия и издержки. Президентство Ельцина способствовало оформлению в экономике олигархических кланов, антиконституционных
привилегий, сосредоточению власти в руках привилегированных групп. Для его политического стиля характерно пренебрежение моралью, законом …

Прокомментируйте мнение современного исследователя.

  1. «Власть и оппозиция» (о политическом кризисе 1993г.)

«Речь шла, по существу, о смене государственного строя в России. Основными составляющими этого перехода государственного строя страны в новое качество стали:
демонтаж системы советской власти сверху донизу; доработка текста новой Конституции, целиком подогнанной не только под интересы правящих сил в целом, но и
под Президента Б.Н.Ельцина лично и индивидуально; единоличное распоряжение
исполнительной властью, которое дало бы преимущества Президенту; ускоренное
наращивание социальной базы в лице собственников ….».

Прокомментируйте это мнение авторов книги «Власть и оппозиция».

Задание 4. Дайте определение следующим понятиям:

  1. Приватизация –
  2. «Шоковая терапия» -
  3. Чеченская проблема –
  4. Парламентско-президентский кризис 1993 года –
  5. Конституционная реформа –
  6. Многопартийность –

Задание 5. Заполните пропуски.

Федеративный договор был подписан ________________________________________

Субъектами РФ являются ________________________________________________

По Конституции 1993 г. РФ является _______________________________________

Государственная власть на территории РФ осуществляется ________________________

Государственная власть в субъектах РФ осуществляется ___________________________

Контрольные вопросы

1. Что включала в себя политическая реформа?
2. Какие методы, приемы и способы использовались Россией для перехода к рыночной экономике?
3. С какими трудностями пришлось столкнуться РФ после распада СССР?

5. Критерии оценки выполненного задания

Критерии оценок: оценивается работа по 5 бальной системе.

Оценка «5» выставляется, если студент:

- безошибочно выполнил задание;

- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;

-  сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;

- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;

- свободно применяет полученные знания на практике.

Оценка «4» выставляется, если студент:

- обнаружил знание программного материала;

- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;

- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

-  в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.

Оценка «3» выставляется, если студент:

-  обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов преподавателя;

- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;

- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

- в устных и письменных ответах допускает ошибки.

Оценка «2» выставляется, если студент:

- имеет отдельные представления о материале;

- в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки

6.Библиографический список

Основные источники:

  1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник СПО. – ОИЦ «Академия», 2012.
  2. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Дидактические материалы. – ОИЦ «Академия», 2010.
  3. История.Учебник СПО. Под ред. П.С.Самыгина. – Р.-на-Д., 2010.
  4. Абрамова Ю.А., Абрамов А.В. Новейшая история России (1991-2006гг). Практикум. – М., 2007.
  5. О.С.Сороко Цюпа. Мир в XX веке. 11 класс. – М., «Дрофа», 2009.
  6. В.В.Кирилов. Отечественная история в схемах и таблицах. – М. «Эксмо», 2009.

Дополнительные источники:

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. – 254 с.

2. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб

3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.

4. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В.  Дегтев;МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юристъ, 2005. –  237 с.

5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.

6. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 1998. – 217 с.

7. Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 544с.

8. Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008. – 545 с.

9. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. – 416 с.

10. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985- 2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004. – 365 с.

11. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат,  2008. – 361 с.

12. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. – 49 с.

13. Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2005. – 232 c.

Интернет-ресурсы:

  1. Библиотека военно-исторической литературы на сайте: http://militera.lib.ru/index.html.
  2. Журнал «Россия в глобальной политике» на сайте: http://www.globalaffairs.ru.
  3. Исторический портал: http://www.hrono.ru.
  4. Официальный сайт Совета безопасности России: http://www.scrf.gov.ru
  5. Портал МИД России http://www.mid.ru.
  6. Портал Правительства России: http://government.ru
  7. Портал Президента России: http://kremlin.ru
  8. Публикации научно-образовательного форума по международным отношениям на сайте: http://www.obraforum.ru/pubs.htm.
  9. Текст Конституции России на сайте: http://www.constitution.ru
  10. http://school-collection.edu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное пособие: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических заданий по инженерной графике по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Методические указания по выполнению практических заданий по «Инженерной графике» составлены в соответствии с рабочей программой по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрич...

Методические указания по выполнению практических заданий по ПМ02. Предоставление услуг по сопровождению туристов

Методические указания по выполнению практических заданий по ПМ02. Предоставление услуг по сопровождению туристов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению практических заданий МДК.01.01. Организация и технология обслуживания в общественном питании ПМ.01 Обслуживание потребителей организаций общественного питания для обучающихся по профессии 43.01.01 Официант, бармен

Методические указания к выполнению практических заданий МДК.01.01. Организация и технология обслуживания в общественном питанииПМ.01 Обслуживание потребителей организаций общественного питаниядля обуч...

Методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине "Бухгалтерский учет"

Данные методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет предназначены обучающимся по специальности  СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям)....

Методические указания по выполнению практических заданий

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов,  задачи, обеспечение занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы закр...

Методические указания для выполнения практических заданий по дисциплине «Статистика» для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Методические рекомендации по учебной дисциплине «Статистика» для студентов специальности  36.02.01   «Экономика и бухгалтерский учет».  Целью методиче...

Методические указания для выполнения практических заданий ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.06 «Основы поиска работы, трудоустройства» 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.

Методические указания для выполненияч практических заданий ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОП.06 "Основы поиска работы, трудоустройства" 38.01.02 Продавец, контролер-кассир...