Практические задания по основам философии
материал на тему
Предварительный просмотр:
- Изучите теоретический материал. Заполните таблицу.
Русская философия: западники и славянофилы
Западники | Славянофилы |
представители | |
основополагающие учения | |
основные идеи | |
1) 2) 3) 4) 5) | 1) 2) 3) 4) 5) |
Русская философия: западники и славянофилы.
Западники и Славянофилы – два противоборствующих направления в идеологии и философии России.
Борьба «западничества», у истоков которого стоял П. Чаадаев, и славянофильства, связанного, прежде всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, стала постоянной детерминантой развития русской философии и культуры.
Западники считали, что существует единый общечеловеческий путь развития, определенный западной цивилизацией, поэтому Россия должна всему учиться у Запада.
Славянофилы полагали, что у России свой собственный путь развития, определенный, в частности, православием русского народа. Отличительной чертой славянофилов явилось соединение в их творчестве Православия и российского Патриотизма. Главное в их учении – стремление к целостности и единству. В этой связи ими развивалось учение о Соборности.
Западники основывались на учениях Шеллинга и Гегеля, славянофилы – на учениях восточной патристики (Отцов церкви). Западники положительно относились к реформам Петра, славянофилы – отрицательно. Западники относились равнодушно к религии и критически к православию в отличие от славянофилов, отношение которых к религии и православию было позитивным.
От крепостного права можно избавиться: идя по пути просвещения дворян (западники); благодаря освобождению крестьян царской властью (славянофилы). Для обеспечения свободы слова и свободы личности западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций русского общества. Славянофилы были противниками подобных методов.
Западники: Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Боткин.
Славянофилы: Хомяков, Киреевский, Самарин, братья Аксаковы, Достоевский.
Источник: http:// www.allbest.ru
Инструмент оценивания
Эталон
Западники | Славянофилы |
представители | |
Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Боткин | Хомяков, Киреевский, Самарин, братья Аксаковы, Достоевский |
основополагающие учения | |
учения Шеллинга и Гегеля | учения восточной патристики (Отцов церкви) |
основные идеи | |
1)Западный путь развития; 2) Положительно относились к реформам Петра 3) Относились равнодушно к религии и критически к православию 4) От крепостного права можно избавиться просвещая дворян 5) Для обеспечения свободы слова и свободы личности предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций русского общества. | 1)У России свой собственный путь развития; стремление к целостности и единству 2) Отрицательно относились к реформам Петра 3) Отношение к религии и православию было позитивным 4) От крепостного права можно избавиться благодаря освобождению крестьян царской властью 5) Против радикальных методов борьбы и коренной ломки традиций русского общества. стремление к целостности и единству |
За правильно заполненные ячейки «представители», «основополагающие учения» - по 1 баллу за каждую. За ячейку «основные идеи»- по 1баллу за каждое, правильно указанное положение.
Максимальное количество баллов – 14 баллов
- Изучите теоретический материал. Изобразите в виде схемы виды методов прогнозирования будущего и их краткую характеристику. Вид и конфигурация схемы произвольные, оценивается содержание.
Методы прогнозирования будущего
Будущее человечества во многом зависит от тех условий, в котором развиваются все взаимоотношения общества.
Во многих своих трудах и исследованиях философы и учёные обращают внимание на то, что умение прогнозирования будущего задано человеку от рождения, то есть генетически присуще ему. Мало того, это качество, в котором заложена способность высшей нервной системы к опережающему отражению действительности, присуще также некоторым видам животных. Им удается каким-то образом предугадать смерть своих хозяев, стихийные бедствия и другие перемены в окружающем их мире.
Человечеству, которое познало законы развития природы и общества – удалось избавиться от гнетущего ощущения беспомощности перед фатальной предопределенностью собственной судьбы и осознать, что оно способно создавать в своём воображении достаточно реальные картины будущего, а также и способствовать заданной установке, воздействовать на ход развития событий.
К пониманию данного феномена люди подошли сравнительно недавно – около ста лет назад, что позволило философам характеризовать способность человека к предвидению как знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но уже потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.
Объективные предпосылки - это процессы, которые протекают в космосе, например, рождение звезд, движение планет по определенной траектории, или же – на планете, в частности, смена времен года, землетрясения, зарождение жизни и смерть. Они имели место быть и будут протекать независимо от желаний людей или знаний об их содержании.
Субъективные предпосылки отражают ранее отмеченную способность людей оказывать воздействие на процессы, протекающие в природе и в обществе. Ведь человечество давно уже изменило облик планеты, изобрело фантастические, недоступные даже самому богатому воображению предков способы добывания пищи и создания условий для жизнеобеспечения, и является носителем ещё множества нереализованных идей и не внедрённых в практику технологий.
Современные философы сходятся во мнении о том, что научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать в себе ответ не только на вопрос о том, что реально совершится в будущем, но и какие формы обретает оно, какие проблемы имеют место быть и какова вероятность данного предположения.
Наиболее распространенным представлениям об уровнях прогнозирования будущего следует отнести следующее:
- непосредственное;
- обозримое;
- отдаленное.
Непосредственное будущее уже во многом содержится в том, что происходит в настоящем. Наука располагает о нём многими конкретными данными, благодаря чему удается составлять обоснованные и весьма достоверные предположения о том, что может случиться в ближайшие 20-30 лет. Например, с её помощью можно достаточно точно спрогнозировать численность населения планеты, запасы природных ресурсов на середину 21 века.
Кроме того, можно также спрогнозировать и характеристику состояния преступности, динамику развития промышленного производства, но при одном условии, соблюдение которого необходимо при подготовке прогнозов на более длительные сроки. Таковыми является: использование достоверных данных, а не их подтасовывание под желаемый вариант хода общественного развития. Такие прогнозы, сделанные даже на ближайшие годы, обречены на несбыточность.
Объективность в научном прогнозировании исключительно важна, ибо позволяет трезво взглянуть на возможные негативные последствия, например:
- в развитии политической ситуации в обществе;
- в воздействии человека на окружающую среду и т.д.
Эти прогнозы не следует воспринимать как вариант неизбежности гибели человеческой цивилизации. Они являются одновременно и предостережением ему, и своеобразным предложением к поиску наиболее приемлемого варианта обеспечения бессмертия человеческого рода. Но следует помнить, что прогнозы – это только предполагаемые варианты будущего. Ни один из них не может иметь достоверность в 100%.
Если рассмотреть ближайшее будущее, которое охватывает большую часть 21 века,
то о нём можно сказать как о насыщенном различными вполне правдоподобными вариантами. Только прогнозируется оно на неполной информационной базе. К таким данным следует относиться с большой осторожностью, тщательно проверяя их вероятность. Тем не менее, на протяжении обозримого будущего следует ожидать завершения таких долговременных процессов, протекающих в планетарном масштабе как демографическая революция, преодоление развивающимися странами экономической отсталости, перехода к гуманизму, демократическому обществу и т.д. Очевидно и то, что мировым сообществом будет выработана единая политика борьбы с преступностью, хотя культурная и социальная интеграция вряд ли завершиться к этому времени.
Относительно отдаленного будущего, за пределами 21 века в основном можно судить на основании различных гипотетических предположений, не противоречащих реальным возможностям, но и не поддающихся определенным вероятностным оценкам с точки зрения исторических сроков и конкретных форм их воплощения в жизнь. Аналитиками различных специальностей указывается на возможность радикальных перемен в социальной жизни общества. Экономическая деятельность людей также подвергается глубоким технологическим преобразованиям. Заметно трансформируются потребности людей и средства их удовлетворения, благодаря чему проблема ресурсов для их обеспечения предстанет в ином виде, чем даже в обозримом будущем.
Менее оптимистичным должен быть взгляд в будущее с позиций борьбы с преступностью, как в обозримом, так и в отдаленном будущем и не потому, что в человеке природой заложено противоправное поведение. В обществе с существующими законами обязательно будут находиться люди, не выполняющие их по разным причинам: одни из них будут совершать противоправные действия по «недомыслию», другие – в силу стечения обстоятельств, третьи – из-за протеста против существующих порядков и т.д. Но, очевидно, что из практики исчезнут одни виды преступлений, а их место займут другие. Кардинально изменятся и виды наказаний за совершенные преступления, и способы их наказания.
Стоит отметить, что занятие прогнозированием будущего имеет большое прикладное значение и касается практически всех сфер жизни человечества [3, с.90]:
- духовной;
- экономической;
- правовой;
- политической;
- военной;
- социальной;
- демографической и т.д.
Для многих из них наиболее приемлемыми являются такие методы прогнозирования будущего как:
- экстраполяция;
- историческая аналогия;
- компьютерное моделирование;
- экспертные оценки;
- сценарии будущего.
Коротко охарактеризуем каждый из них.
Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другую. Используется он, например, при знании динамики развития какого-то процесса или явления в прошлом и настоящем.
Метод исторической аналогии эффективен благодаря знаниям, которые накоплены человечеством о последовательности тех или иных событий, имевших место в жизни человеческого общества, отдельных государств. Их анализ позволяет выявить определенные закономерности и распространить их на будущее.
Метод компьютерного моделирования вошёл в практику сравнительно недавно, продемонстрировав широкие возможности вычислительной техники при определении перспектив развития политических, экономических и других процессов в жизни общества. Он обладает некоторыми преимуществами перед другими из-за широких возможностей обработки за короткий отрезок времени больших объемов самой разнообразной информации.
Метод экспертных оценок представляет собой достаточно сложный и ответственный вид исследований с привлечением широкого круга специалистов и технических средств. Заключается он в оценке различных видов человеческой деятельности и их последствий для политической, экономической обстановки в обществе, для окружающей среды т.д.
Сценарии будущего являются одним из древнейших методов прогнозирования будущего. О них можно услышать и в мифах, и гаданиях прорицателей, и в фантастических рассказах писателей. Они становятся объектами пристального внимания людей особенно в критические моменты человеческой истории, им даются самые разнообразные толкования. Во всех них удивительным образом смешались фантазии и конкретные знания, безудержный оптимизм и опасения людей за собственную жизнь.
Необходимо глубоко осознавать неприходящую ценность каждого из методов прогнозирования, т.к. благодаря их использованию человечество осуществляет и трудное восхождение к совершенству, и пытается соизмерить реальность с перспективами собственного существования.
Подводя итог о вариантах прогнозирования будущего в условиях существования глобальных проблем, следует отметить, что чем больше человечество стремится заглянуть в него, тем меньше вероятность угадывания ожидаемого. Поэтому качество прогнозирования непосредственного будущего всегда выше, чем обозримого, а тем более – отдаленного. Однако практически все философы отмечают, что проблемы как существуют в настоящее время, так и будут существовать в будущем, только они преобразуются. Особое внимание в прогнозировании будущего философы уделяют изучению развития преступности, роста населения и продовольственной проблеме.
Источник: http:// www.allbest.ru
Инструмент оценивания
Эталон (вид и конфигурация схемы может быть другой, оценивается содержание)
Методы прогнозирования будущего
Экстраполяция Распространение выводов от наблюдения над одной частью явления на другую.Используется при знании
динамики развития какого-то процесса или явления
историческая аналогия Анализ позволяет выявить закономерности и
распространить их на будущее.
компьютерное Обработка больших объемов разнообразно информации
моделирование
экспертные оценки Оценка различных видов человеческой деятельности и их последствий для политической, экономической
обстановки в обществе, для окружающей среды т.д.
сценарии будущего Мифы, гадания, фантастические рассказы. Становятся объектами внимания людей в критические моменты.
За каждую правильно заполненную ячейку – 1 балл.
Максимальное количество баллов- 10 баллов.
- Изучите теоретический материал. Изобразите в виде схемы классификацию глобальных проблем И.Т. Фролова и В.В.Загладина. Вид и конфигурация схемы произвольные, оценивается содержание.
Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
Актуальность изучения глобальных проблем связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития, увеличение антропогенного воздействия на природу, обнаружение исчерпаемости природных ресурсов, предельное обострение задачи выживания человечества, всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д.
Глобальные проблемы современности порождены не только колоссально возросшими техническими средствами воздействия человека на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности. Они порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, анархией производства, наследием колониализма и неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных корпораций за прибылью и текущими выгодами в ущерб долговременным интересам всего общества.
Поэтому изучением глобальных проблем заняты не только биологи, экологи, но и экономисты, политики, учёные в самых разнообразных видах наук, а также философы.
Философский взгляд на глобальные проблемы позволяет изучить их всесторонне, отыскать первоначальные причины, рассмотреть проблемы во взаимосвязи с различными аспектами существования человека, а также донести информацию для общества.
Если рассматривать развитие цивилизации в целом, то люди замечали неоднократные сложные проблемы, однако они не достигали такого общепланетарного уровня, который можно наблюдать с середины 20 века и по настоящее время.
Причинами подобного явления стали [2, с.117]:
- быстрый, скачкообразный рост населения планеты в этот период;
- бурно развивающаяся НТР;
- вступление передовых мировых держав в постиндустриальную стадию развития;
-возрастающие потребности в природных ресурсах, которые начинают быстро истощаться;
- катастрофическое загрязнение окружающей среды как следствие НТР;
- развязывание «холодной» войны, грозящей гибелью всему человечеству;
- глобализация мировой экономики, создание единой мировой информационной системы.
Проблемы называются глобальными, если они имеют следующие свойства:
- взаимосвязаны между собой;
- носят общемировой характер, т.е. затрагивают интересы и судьбы всего (или большинства) человечества;
- угрожают человечеству серьёзным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью всей цивилизации);
- требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества;
- нуждаются в срочном неотложном решении.
Вообще считается, что для успешного решения глобальных проблем необходимо их систематизировать и классифицировать. Отнесение той или иной проблемы к какой-то конкретной группе имеет в некотором роде условный характер и зависит от исходных посылок, основания их деления, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, не имеют чётких границ.
Существует множество различных классификаций глобальных проблем.
Например, в 1980-е гг. в России И.Т. Фроловым и В.В. Загладиным была разработана классификация глобальных проблем, ставшая впоследствии наиболее распространённой, традиционной. Все отношения в системе «человек-общество», эффективное использования достижений НТР, развитие здравоохранения, развитие образования, развитие культуры – исследователи выделили в социокультурные проблемы. Эколого-социальные системе Экологическую, энергосырьевую, продовольственную проблемы, проблему освоение Мирового океана и мирного освоение космического пространства И.Т. Фролов и В.В. Загладин объединили в группу эколого-социальных проблем. Всё перечисленное относится к системе «человек-природа». Под интерсоциальные проблемами подразумеваются последствия отношений между государствами и «основными социальными общностями человечества». Это предотвращение войны и обеспечение справедливого мира, установление нового международного экономического порядка преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами.
Также известна классификация глобальных проблем, которую создали авторитетные российские учёные В.С. Стёпин и Л.Ф. Кузнецова.
Они выделяют среди множества проблем главные [1, с.98]:
- проблему выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения;
- проблему нарастающего экологического кризиса в глобальных масштабах;
- проблему сохранения человеческой личности в условиях усиливающейся опасности разрушения биологической основы человеческой сущности (манипуляции над мозгом и сознанием, стрессовые перегрузки, применение транквилизаторов, накопление рецессивных генов вследствие вредных мутаций, грозящее резким ухудшением генофонда человечества и так далее).
Кроме того, имеется ещё одна известная классификация глобальных проблем. Она была предложена российскими учёными Ю.Н. Гладким и С.Б. Лавровым. Её суть заключается в следующем:
- наиболее универсальные проблемы политического и социально-экономического характера: предотвращения ядерной войны, обеспечения устойчивого развития мирового сообщества и повышения уровня организованности и управляемости им;
- проблемы преимущественно природно-экономического характера: экономическую, энергетическую, сырьевую, продовольственную, Мирового океана;
- проблемы преимущественно социального характера: демографическую, межнациональных отношений, «экологии души» (то есть кризиса культуры, нравственности, семьи), дефицита демократии, охраны здоровья;
- проблемы смешанного характера, нерешённость которых нередко приводит к массовой гибели людей: региональных конфликтов, преступности, технологических аварий, стихийных бедствий;
- проблемы чисто научного характера: освоение космоса, исследования внутреннего строения Земли, долгосрочного прогнозирования климата;
- малые проблемы синтетического характера, сопровождающие всё развитие человеческой цивилизации: бюрократии, эгоцентризма и тому подобное.
Источник: http:// www.allbest.ru
Инструмент оценивания
Эталон (вид и конфигурация схемы может быть другой, оценивается содержание)
За каждую правильно заполненную ячейку – 1 балл.
Максимальное количество баллов- 3 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по дисциплине "Основы философии" по теме "Проблема гносеологии в истории философии"
Тестовые задания по дисциплине "Основы философии" разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины "Основы философии" (базовый уровень), составленной на основе Федеральных государственных ст...
Практические занятия по Основам философии.
Практические занятия по Основам философии. Методические рекомендации для преподавателей и планы уроков....
Практическая работа по основам философии
Практическая работа по основам философииТема. Культура и цивилизация. Место философии в духовной культуре общества....
Практическая работа по основам философии
Тема: Философия о глобальных проблемах современности....
Практическая работа по основам философии
Успешное усвоение курса философии требует систематической самостоятельной работы. Поэтому, в состав обязательной учебной нагрузки входят практические занятия, которые призваны развивать научно-теорети...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по "Основам философии"
Методические рекомендации разработаны в соответсвии с рабочей программой учебной дисциплиныОГСЭ.01 Основы философии и могут использоваться студентами специальностей СПО при подготовке к практическим з...
методические рекомендации для выполнения практических заданий по УД Основы философии
Пособие содержит задания для внеаудиторной работы обучающихся в соответствии с программой курса, а также методические рекомендации для их выполнения. Предназначено для всех специальн...