Практическая работа по основам философии
тест

Рыжкова Нина Григорьевна

Практическая работа по основам философии

Тема. Культура и цивилизация. Место философии в духовной культуре общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000a904b-e21c03a4.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие №16

Тема. Культура и цивилизация. Место философии в духовной культуре общества.

Формы занятия. Семинар “ Диалоги”.

Цели и задачи. Закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, восполнить недостающую информацию. Выработать умение излагать мысли, аргументировать собственные соображения, развивать критичность самосознания, умение вести дискуссию.

Регламент работы:

– общее время – 90 мин;

– вступительное и заключительное слова преподавателя – 15 мин;

– диалог «преподаватель – студент» – 35 мин;

– диалог «студент – студент» – 30 мин;

– выступления аналитиков (жюри) – 7-10 мин.

Основные понятия: культура, цивилизация, материальная культура, духовная культура, искусство, идеология.

Литература

Основная:

Горелов А.А.  Основы философии: учебник для сред. проф. учеб. заведений. М., 2013. Гл. 6-7, Гл 18.

Губин В.Д Основы философии: учебное пособие. М., 2018 с 50-56.

Кохановский В.П. Основы философии: учебник. (Среднее профессиональное образование). М., 2015. Раздел 2.

Дополнительная:

1. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Минск, 2003.

2. Грядовой Д.М. Философия: Структурированный учебник. М., 2003.

4. Канке В.А. История философии: мыслители, концепции, открытия:

учеб. пособие. М., 2003.

5. Словарь философских терминов / научн. ред. проф. В.Г.Кузнецова.

М., 2004.

6. Таранов П.С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. М., 2004.

7. Философия: хрестоматия / сост. А.С. Гуревич. М., 2002.

8. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ильина. М.,

2004.

9. Философия: 20 ключевых тем, 80 основных вопросов. Адаптиро-

ванный учебник / А.А. Миголатьев. М., 2003.

10. Философский энциклопедический словарь. М., 2005.

11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Культура. М., 1992.

12. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

13. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 2003

14. Осадчий Н.И. Общество: социально-философские очерки. М., 2005.

Интернет-ресурсы:

План занятия (проблемы для обсуждения)

1 Духовная сфера общества

2 Понятие культуры и цивилизации

3 Философия и наука

4 Философия и искусство

5 Философия и идеология

6 Место философии в духовной культуре

Общие методические рекомендации по подготовке к проведению семинара:

􀂾 Диалог – это разговор, беседа, обмен мнениями между двумя или не-

сколькими людьми с целью доказательства определенной мысли или

какой-то системы взглядов. Как форма совместного размышления со-

беседники могут взаимно дополнять друг друга, взаиморазвивать вы-

сказанные положения по проблеме. Диалог – это дискуссия равно-

правных собеседников, здесь нет начальников и подчиненных. Собе-

седники активно отстаивают свою точку зрения, с аргументами в руках

возражают, опровергают ошибочную позицию.

􀂾 Диалоги подразделяются на открытые и скрытые. Открытый диалог –

это обмен мнениями, оценками и знаниями, который ведется путем по-

становки вопросов перед собеседниками, подсказывается направление

его осмысления, а полученный ответ комментируется, уточняется пре-

подавателем или совместно со студентами.

При подготовке первого вопроса следует начать с выяснеия значения слова и этимологии (происхождения) слова "культура".

Далее вспомните типологизацию культуры, ее функции – адаптационную, познавательную, коммуникативную, нормативную, гуманистическую, социологическую, семиотическую.

Выясните, каково понятие цивилизации, обратите внимание, что цивилизация не эквивалент культуре. Термин цивилизация дает достаточно широкое представление о способах жизни человека на Земле. Он включает в себя и технологическую основу жизни, и нравственные представления, которые определяют жизнь.

Примерные вопросы для использования в диалогах

1. Дайте определение понятия культура. Что значит духовная и мате-

риальная культура?

2. В чем сущность понятия цивилизация?

3. В чем сходство и различия между философией и наукой ?

4. Чем занимается философия науки ?

5. Каких вы знаете учёных, которые были одновременно философами ?

6. В чем сходство и различия между философией и искусством ?

7. Как соединяется искусство и философия в творении нового духовного мира ?

8. В чем сходство и различие между философией и религией ?

9. Как относится философия и религия к проблемам смерти ?

10. В чём специфика “философии жизни” и “философии смерти” ?

11. В чем сходства и различия между философией и идиологией ?

12. В каком смысле можно говорить о философии как синтезе науки, искусства и религии ?

Тестовые задания для самоконтроля

1.Задания с выбором ответа

Выберите правильный ответ

1.Термин «культура» означает (подберите наиболее правильный ответ):

а) культура - это обычай, язык;

б) культура - это общепринятый образ мышления (менталитет);

в) культура – это сплав способов деятельности и результатов этой деятельности в виде совокупности созданных материальных и духовных ценностей;

г) культура – это, прежде всего, явление искусства.

           2. В современности господствующим типом культуры является:

а) массовая культура;

б) элитарная культура;

в) контркультура;

г) антикультура;

д) маргинальная культура

3.Какое определение понятия «идеалогия» вы считаете правильным?

а) система взглядов и идей на общество;

б) система теоретических  обоснованных идей и взглядов на мир в целом, отношения между людьми, связанная с интересами социальной группы;

в) система теоретически обоснованных взглядов и идей на общество;

г) совокупность теорий  о развитии общества и месте человека в нем;

д) система взглядов на политические партии и политическую борьбу.

            4.Массовую культуру представляют:

             а) народные песни;

             б) сказки и предания;

             в)» мыльные» оперы;

             г) симфонические произведения.

           5.Каковы критерии духовности человека:

            а) обладание высшим образованием, особенно гуманитарным, высокий коэффициент      интеллектуальности;

           б) активная жизненная позиция, воспитанность;

           в) приверженность в мыслях, делах и поступках общечеловеческим ценностям.

5.Кто предлагал не рассматривать культуру России как европейскую, как азиатскую, сумму или механическую сочетание той и другой, а противопоставить  её культурам Европы и Азии как срединную:

а) евразийцы;        

б) славянофилы;

в) русские социал-демократы.

6.Какой термин 20-30х гг. в СССР использовался для обозначения коренного переворота в духовном развитии страны:

а) массовая культура;

б) культурная революция;

в) пролетарская культура.

7.Как называется молодежная субкультура, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением традиционной культуры («культуры отцов»):

а) конформизм;

б) контркультура;

в) конфессиональная культура.

г) элитарная культура.

8.В сфере какой культуры Россия имеет бесспорное достижение:

а) духовной культуры;

б) массовой культуры;

в) субкультуры.

г) нет правильного ответа

9.Что означает в дословном переводе с латинского термин «культура»:

а) возделывание почвы;

б) правила поведения;

в) учение о ценностях;

г) учение о нравственности.

10. Искусство- это:

а) творение нового духовного мира;

б) определение и творение смысла мира;

в) создание нового технического мира;

г) интеллектуальное созерцание мира.

2)Задания на установление соответствия

Установите соответствие понятий и определений

Понятие:

1.понятие научно- техническая революция

2.глобальные проблемы

3.религия

4.культура

5.искусство

6.наука

Определение:

А) Духовно практическая деятельность ориентированная, на художественное осознании на эстетическое освоение мира.

Б) Выявление смысла мира в общности людей, в их практике и идеалах разделяемых ими.

В) Проблемы социального развития от которых зависит судьба человечества .

Г) Коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор общественного производства .

Д) Образ мыслей, чувств и действий обусловленный верой в сверхъестественное.

Е) Сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысления знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические задания по основам философии

практические задания дня студентов...

Методические рекомендации по написанию контрольной работы по основам философии для студентов заочного отделения по специальности 44.02.02 Дошкольное образование

Методические рекомендации по написанию домашней контрольной работы по основам философии для студентов заочного дошкольного отделения педагогического колледжа...

Практические занятия по Основам философии.

Практические занятия по Основам философии.  Методические рекомендации для преподавателей и планы уроков....

Практическая работа по основам философии

Тема: Философия о глобальных проблемах современности....

Методические указания по организации самостоятельной работы по Основам философии для студентов СПО

Самостоятельная работа  для студентов заочной формы обучения - один из важнейших видов работы. Методические указания помогут систематизировать эту работу в соответсвии с программой изучения курса...

Практическая работа по основам философии

Успешное усвоение курса философии требует систематической самостоятельной работы. Поэтому, в состав обязательной учебной нагрузки входят практические занятия, которые призваны развивать научно-теорети...

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по "Основам философии"

Методические рекомендации разработаны в соответсвии с рабочей программой учебной дисциплиныОГСЭ.01 Основы философии и могут использоваться студентами специальностей СПО при подготовке к практическим з...