Методическая разработка. Игра "Путешествие по стране Слов"
классный час на тему

Данная методическая разработка организации и проведения внеклассного мероприятия предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе игры повторяют изученный материал по основным разделам русского языка. Методическая разработка мероприятия будет полезна учителям русского языка и классным руководителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

ГПОУ  ТО «Новомосковский строительный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема:

«Путешествие по Стране Слов»

Лингвистическая игра

Внеклассное мероприятие

Специальность:

Для всех специальностей и профессий

        

        

Составил преподаватель:

Е.Н. Помочтова

г. Новомосковск 2015 г.

РАССМОТРЕНА

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

методическим советом

комиссией

техникума

Заместитель директора

Председатель

 по УМР и КО

________Н.С.Белоглазова

№ ___ протокола                                                          

__________Е. В. Селиванова

№ ___ протокола

«__» _________ 2015 г.

«__» ___________ 2015 г.

Рецензенты:

О.В. Бушина, преподаватель русского языка и литературы «НТК» ________

Э.В. Гордеев, преподаватель русского языка и литературы «НСК» ________

Содержание

Рецензия ……………………………………………………………………с. 4

Аннотация.………………………………………..………………………..с. 5

Введение …………………………………………. ……………………….с. 6

Основная часть …………………………………………………………….с. 8

Заключение ………………………………………. ………………………с. 10

Список использованных источников …………........................................с. 11

Дидактический материал для проведения игры «Путешествие по Стране Слов»:

Приложение №1……. ……………………………………..........................с. 12

Приложение №2……. ……………………………………..... …………….с.13

Приложение №3……………………………………………………………..с.15

Приложение №4……………………………………………………………..с.18

Приложение №5……………………………………………………………..с.22

Приложение №6……………………………………………………………..с.23

Приложение №7……………………………………………………………..с.24

Приложение №8……………………………………………………………..с.26

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка организации и проведения внеклассного мероприятия предназначена для работы со студентами 1курса (16-17 лет) по всем профессиям и специальностям.

Методическая разработка будет полезна в работе для преподавателей русского языка и классных  руководителей. В разработке раскрывается методика проведения  внеклассного  мероприятия  по русскому языку в  группах  1 курса. Мероприятие проводится в форме игры. Игра развивает логическую и устную речь студентов. Студенты в ходе игры повторяют и обобщают изученный материал по основным разделам русского языка. Эффективнее проводить игру между командами из разных групп, дух соревнования рождает здоровое соперничество.

ВВЕДЕНИЕ

       Методическая разработка  внеклассного  мероприятия является актуальной для преподавателей,  работающих   над  проблемой  формирования   творческого  потенциала студентов, привития интереса к изучению русского языка. Преподаватель, классный  руководитель должен  находить  такие  эффективные способы    взаимодействия  со  студентами, которые  развивают их  творческий  потенциал  и  способствуют организации  образовательной  деятельности. Данное мероприятие проводится   в  форме игры-путешествия. Команды путешествуют по различным станциям в соответствии со своим маршрутным листом. На станциях они выполняют различные задания, связанные с русским языком: правилами и нормами языка. В маршрутном листе отмечается количество баллов, полученных командой.Состав команд – 4 человека, количество команд – 6. Маршрут определяется жеребьёвкой. На станциях находится по двое судей. Время выполнения одного задания 7 минут. После того, как время истекло, команда покидает станцию и отправляется на следующую.  

ЦЕЛЬ: воспитание любви к родному языку, закрепление теоретических знаний по русскому языку, воспитание у студентов интереса к изучению предмета, развитие коммуникативных навыков.

ЗАДАЧИ:

  • стимулирование интереса студентов к изучению русского языка;
  • формирование учебно-познавательных  компетенций;
  • расширение лексического запаса студентов;
  • формирование умения у студентов работать в группах, развитие навыков взаимодействия и взаимопомощи, толерантного общения;
  • развитие коммуникативных качеств личности студентов.

О проведении игры объявляется заранее. Команды формируются из 4 человек. Каждая команда обдумывает эмблему, представление. Также назначается капитан - студент, способный сплотить, организовать команду.

Оценивает работу жюри. Баллы за правильные ответы отмечаются в путевом листе.

Организаторы конкурса определяют время на подготовку и порядок ответов. Начинает конкурс ведущий - преподаватель русского языка или классный руководитель.Во вступительном слове он объявляет цели конкурса, представляет команды, жюри.

       Задания игры построены на программном материале курса русского языка, но представлены в занимательной форме.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Подготовительная работа и оборудование:

* формирование команд из студентов 1 курса;
* подготовка судей для различных станций из студентов 2 курса;

* изготовление карт-названий станций;
* подбор заданий  для игры, изготовление карточек с вопросами;
* подготовка вступительного слова для открытия игры;
* призы  для участников игры.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово: приветственное слово преподавателя (классного руководителя); объявление целей игры, представление  жюри; приветствия команд; жеребьевка, получение путевых листов.

  1. Путешествие по станциям:

Станции:

А. «Орфографическая» – выполняются задания, связанные с орфографическими умениями. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.

Б. «Фразеологическая» – перед участниками карточки с фразеологизмами, которым необходимо дать толкование. Количество баллов соответствует количеству правильных толкований.

В. «Поэтическая» – на листах бумаги напечатаны столбцы из стихотворений, которые необходимо правильно расположить, чтобы получился авторский текст.

Г.«Загадкино» – студентам предлагаются занимательные загадки. За каждый правильный ответ – балл.

Д. «Головоломка»  на данной станции студентам необходимо разгадать ребусы. За каждый правильный ответ – балл.

Е. «Лексическая»  на этой станции студентам необходимодописать рассказ.

Ж. «Логическая» – студентам предлагаются занимательные лингвистические загадки. За каждый правильный ответ – балл.

  1. Подведение итогов.

Поведение итогов игры. Награждение команд. Заключительное слово преподавателя (классного руководителя).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Методический материал, представленный в данной разработке, имеет практическую значимость, т.к. может использоваться на внеклассных мероприятиях в рамках предметных недель гуманитарного цикла.Такие мероприятия не только формируют интерес студентов к предмету, но и побуждают их к активной творческой деятельности. Данное внеклассное мероприятие – игра «Путешествие по Стране слов»–помогло студентам проверить свои знания по русскому языку, развить интерес к предмету, способствовало развитию памяти, внимания, мышления и самостоятельности. Во время выполнения разнообразных заданий студенты каждой из  команд  были дружны, выглядели единым юношеским коллективом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Настольная книга учителя русского языка.  5-11 класс/С.И. Львова, И.П. Цыбулько,  Ю.Н.  Гостева; [под ред. С.И.  Львовой]. – М.: Эксмо, 2013. – 496 с. – Пословицы о языке.
  2. Евлампиева Е.А.   Русская фразеология.  Вопросы и задания. Чебоксары, 2012.
  3. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Занимательные задания по русскому языку. Чебоксары, 2013.
  4. Русский язык в рисунках: Книга для учащихся. /В.М. Бурмако. - М.: Просвещение, 2014 г. – 96 с.: ил.– Рисунки-задания для игры.

Дополнительная литература:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина.-М.: Просвещение, 1995
  2. Вартанян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982.

Дидактический материал для проведения игры

«Путешествие по Стране Слов»

Приложение № 1

Задания к игре по  станции «Орфографическая»

Найти ошибки в правописании данных слов.

За каждое правильное слово – 1 балл.

Входной,  конопляный,  искусственный,  сонный,  весенний,  песчаный,  соломенный,  полотняный,  художественный,  ранний, румяный,  лунный,  травяной,  стеклянный,  ржаной,  голубиный, нефтяной,  ледяной,  куриный,  станционный,  картонный,  кожаный, кавказский,  узкий,  сентябрьский,  русский,  богатырский,  собирать, ушел,  горюч,  Россия,  изложение,  премудрый,  привокзальный, исправный,  бесчисленный,  шорох,  желудь,  росток,  птицы,  цыган, полночь,  пол-лимона,  гигантский,  грустный,  вкусный,  областной, сузить, сэкономить, сагитировать, предъюбилейный, добьемся, шампиньон, необъятный, трехъязычный, адъютант, бульон, двухъярусный, пьеса, какбудто усиливалось, ветреный день, с подветренной стороны, непрестанно гудит в какую-то скважину снизу, что-нибудь сверху, обветренное лицо, с обындевевшими ресницами, что-то кричал, не разобрать было ничего, приободрить меня, рассчитывал на скорое окончание путешествия, расчеты его не оправдались, претерпевал эти неудобства, не покидало ощущение, предпринятая поездка вовсе не безопасна, не тянул свою безыскусную песню, ничего не видно.

Приложение № 2

Задания к игре по  станции «Фразеологическая»

Дайте толкования фразеологизмам.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Минута в минуту. (Точно)

2. Душа в душу. (Дружно)

3. Кот наплакал. (Мало)

4. На скорую руку. (Быстро)

5. Чуть свет. (Рано)

6. Спустя рукава. (Небрежно)

7. Бить баклуши. (Бездельничать)

8. У чёрта на куличках. (Далеко)

9. Волк в овечьей шкуре. (Злые люди, прикидывающиеся добрыми)

10. Душа в пятки ушла. (Человек перетрусивший, испугавшийся)
11. Живота не пожалеть. (Пожертвовать жизнью)
12. Зарубить на носу. (Запомнить крепко-накрепко)
13. Из ухи делать слона. (Превращать мелкий факт в целое событие)
14. Воду в решете носить. (Попусту тратить время, заниматься бесполезным делом)

15. Воды в рот набрал. (Молчит и не желает отвечать)
16. Вывести на чистую воду. (Разоблачить темные дела, уличить во лжи)
17. Выйти сухим из воды. (Остаться безнаказанным)
18. Витать в облаках. (Блаженно грезить, фантазировать невесть о чем)
19. Как в воду опущенный. (Печальный, грустный)
20. Как рыба в воде. (Чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться)
21. Как с гуся вода. (Все человеку нипочем)
22. Спрятать концы в воду. (Скрыть следы преступления)
23. Тише воды, ниже травы. (Скромно, незаметно себя вести)
24. Не покладая рук. (Усердно трудиться)
25. Руки не доходят. (Никак нет сил и времени что-то сделать)
26. Ветер в голове. (Ненадежный человек)
27. Как снег на голову. (Неожиданно)
28. Заговорить зубы. (Отвлечь внимание)
29. Ни в зуб ногой. (Совершенно ничего не знать, не понимать и т. п.)
30. Показывать зубы. (Значит демонстрировать свою злобную натуру)

Приложение № 3

Задания к игре по  станции «Поэтическая»

Соберите тексты стихотворений. Назовите их авторов.

За правильный ответ – 1 балл.

Расскажите дополнительно любое стихотворение этого автора или по этой теме. За каждое стихотворение – по 3 балла.

ЗИМНЕЕ УТРО                                                            

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный!    
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Пушкин А.С.

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты,
моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Пушкин А.С.

Приложение № 4

Задания к игре по  станции «Загадкино»

За правильный ответ – 1 балл.

  1. Я – сборник карт. От ударенья

Зависят два моих значенья:

Захочешь – превращусь в названье

Блестящей шелковистой ткани. Атлас

  1. Сложишь – клин,

Развернешь – блин. Зонт

  1. Всем, кто придет,

И всем, кто уйдет,

Она ручку подает. Дверь

  1. Без ног приходит,

Без языка разговаривает. Письмо

  1. Пятачок, на который

Ничего не купишь. Поросячий

  1. Кто ходит ночь и ходит день,

Не зная, что такое лень. Часы

  1. Кабы я встала,

Так и до неба достала. Дорога

  1. Я всё знаю, всех учу,
    А сама всегда молчу.
    Чтоб со мною подружиться,
    Нужно грамоте учиться.  
    Книга
  2. Без ног и без крыльев оно,
    Быстро летит, не догонишь его.
    Время
  3. Под Новый год пришёл он в дом
    Таким румяным толстяком.
    Но с каждым днём терял он вес
    И наконец совсем исчез.
    Календарь
  4. Утром бусы засверкали,
    Всю траву собой заткали.
    А пошли искать их днём,
    Ищем, ищем - не найдём.
    Роса
  5. Пушистая вата
    Плывёт куда-то.
    Чем вата ниже,
    Тем дождик ближе.
    Облака
  6. Раскалённая стрела
    Дуб свалила у села.
    Молния
  7. Хлеба краюшка висит над избушкой
    Собаки лают, достать не могут.
    Месяц, луна
  8. Вода по воде плавает.  Лед
  9. Что, дотронувшись едва,
    Превращает в дым дрова?  
    Огонь
  10. Живёт без тела,
    Языка не имеет,
    А всем ответит.
    Эхо
  11. Виден край, да не дойдёшь. Горизонт
  12. Без рук рисует,
    Без зубов кусает.
    Не огонь, а жжётся.
    Мороз
  13. Только выпали снежинки,
    Побежал я по тропинке,
    А за мной они бегут,
    Весь маршрут мой выдают.
    Следы
  14. Человечек непростой:
    Появляется зимой,
    А весною исчезает,
    Потому что быстро тает.
    Снеговик
  15. Под ногами у меня
    Деревянные друзья.
    Я на них лечу стрелой,
    Но не летом, а зимой.
    Лыжи
  16. Мчусь как пуля я вперед,
    Лишь поскрипывает лед,
    Да мелькают огоньки.
    Кто несет меня? ...  
    Коньки
  17. Утром идёт на четырёх,
    Днём на двух, а вечером на трёх.  
    Ребенок, взрослый, старик
  18. Тебе дано,
    А люди им пользуются.  
    Имя
  19. В полотняной стране
    По реке простыне
    Плывёт пароход,
    То назад, то вперёд,
    А за ним такая гладь,
    Ни морщинки не видать.  
    Утюг
  20. Он с хоботом резиновым,
    С желудком парусиновым.
    Как загудит его мотор,
    Глотает он и пыль и сор.  
    Пылесос
  21. Набита пухом, лежит под ухом.  Подушка
  22. На малину налетели,
    Поклевать её хотели,
    Но увидели урода -
    И скорей из огорода!
    А урод стоит на палке
    С бородою из мочалки.  
    Пугало
  23. Я молча смотрю на всех,
    И смотрят все на меня.
    Весёлые видят смех,
    С печальными плачу я.
    Глубокое, как река,
    Я дома, на вашей стене.
    Увидит старик - старика,
    Ребёнок - ребёнка во мне.  
    Зеркало
  24. В раздевалке я служу, на весу пальто держу.  Вешалка
    Идут, идут, а всё тут как тут.
  25. Через поле и лесок подаётся голосок.
    Он бежит по проводам -
    Скажешь здесь, а слышно там.  
    Телефон
  26. Полюбуйся, посмотри -
    Полюс северный внутри!
    Там сверкает снег и лёд,
    Там сама зима живёт.
    Холодильник
  27. Я над речкой лежу, оба берега держу.  Мост

Приложение № 5

Задания к игре по  станции «Головоломка»

Описание: http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/cb919b92658e526a247ce2d123637d84.png

Рисование

Шкатулка

Описание: http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/61a654d2f2e1df4d61612248ca754595.png

Рыбка

Узор

Запятая

Ребусы-пословицы

Приложение № 6

Задания к игре по  станции «Лексическая»

       Вставьте прилагательные в пропущенные места текста, чтобы получился связный весёлый рассказ. Рассказ оценивается по семибальной системе. За выразительное чтение рассказа, за заголовок к рассказу команда получает дополнительные баллы.

Текст.

      На  ……………   …………… планете жили ………….  человечки, у них были ………… глаза, ………… волосы, ………… уши. Зато очень ………… характер. Домики у человечков были …………, с ………… крышами. Возле каждого домика сидела …………  ………… собачка. Собачки на этой ………… ………… планете были вместо кур, потому что ………… домики охраняли …………… дракончики и …………… страусы. Они сидели на верёвочках и рычали. На  …………… деревьях пели …………… песни …………… мухи. В …………… лесах водились …………… слонята, ……………цыплята, ……………ёжики и …………… ящерицы. А на …………… черепахах …………… человечки ездили в гости.
Правитель …………… планеты был человеком …………… и ……………, он жил в ……………  дворце с …………… окнами и …………… дверями. У него были …………… слуги и …………… сад.

Приложение № 7

Задания к игре по  станции «Логическая»

Ответить на вопросы.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
  2. Какую соль не кладут в суп?
  3. Из каких ноготков нельзя собрать букет?
  4. В каких лесах нельзя заблудиться?
  5. Из какого крана не льется вода?
  6. Какой лук не едят?
  7. По какому мостику нельзя перейти речку?
  8. Какой журавль никогда не летает?
  9. Какой кистью не выкрасить стену?
  10.  Какой лопаткой не вскопаешь грядку?
  11.  Какая гусеница не годится для танка?
  12.  Каким гребнем не расчешешь головы?
  13.  Какие часы показывают точное время только два раза в сутки?
  14.  Что можно увидеть с закрытыми глазами?
  15.  Какая самая страшная река на Земле?
  16.  Когда воду из реки можно вытянуть сетью?
  17.  Чем оканчивается день и ночь?
  18.  Что не войдет в самую большую кастрюлю?
  19.  Когда небо может оказаться ниже земли?
  20.  Из какой чашки нельзя напиться?
  21.  Что в России на первом месте, а во Франции на втором?
  22.  Идет то в гору, то с горы, но остается на месте.
  23. По чему ходят часто, а ездят редко?
  24.  В каком слове 5 "е" и никаких других гласных?
  25.  Как человеку не спать 8 дней?
  26.  По какому животному ходят люди и проезжают машины?
  27.  В каком слове «нет» употребляется 100 раз?
  28.  По какому пути ещё никто никогда не ходил и не ездил?
  29.  В каком слове «спрятался» напиток и природное явление?
  30.  Какой знак нужно поставить между 6 и 7, чтобы результат оказался меньше 7 и больше 6?
  31.  Завязать можно, а развязать нельзя.
  32. Назовите слово, в котором одна буква — приставка, вторая — корень, третья — суффикс, четвёртая — окончание.
  33.  Отгадай загадку: у кого за носом пятка?
  34.  Сырым не едят, вареным выбрасывают. Что это?
  35.  Я положил карандаш в комнате так, чтобы никто не смог перешагнуть или перепрыгнуть его. Как я это сделал?
  36.  Что разбивается, но никогда не падает? Что падает, но никогда не разбивается?
  37.  Что можно взять в левую руку, но нельзя в правую?
  38.  На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начнете?
  39.  Какую маленькую лошадку нужно поставить между двумя «я», чтобы получилось название страны?
  40.  Сколько земли содержит яма диаметром 3 метра и глубиной 3 метра?
  41.  Что никогда не врёт?
  42.  Человек хочет, чтобы он включился. Но когда он включается, человек злится и старается сразу его выключить. Что это?
  43.  В каком случае 3 дедки, 2 бабки, 4 внучки, 3 жучки, кошка и 7 мышек с репкой, забравшись под один зонтик, не намокнут?
  44.  Как правильно говорить: «не вижу белый желток» или «не вижу белого желтка»?
  45.  Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?
  46.  Какой рукой лучше размешивать чай?

Приложение № 8

       Путешествие по Стране Слов

           

               Путевой лист команды

                                                             (название команды)

№ станции

                    Название станции

Баллы

1.

Орфографическая

2.

Фразеологическая

3.

Поэтическая

4.

Загадкино

5.

Головоломка

6.

Лексическая

7.

Логическая

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "В начале было слово"

Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...

методическая разработка внеурочного мероприятия "Развивайте дар слова""

Сценарий беседы за круглым столом с игровыми элементами на тему  « Развивайте дар слова»...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Международному Дню Матери "Мама первое слово"

Данный материал представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященного Международному Дню Матери, - празднику, который отмечают в разных уголках мира. В этом мероприятии учащимся пред...

методическая разработка внеклассного открытого мероприятия в форме экономического турнира "Угадай слово"

Методическая разработка предназначена  для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проведения внеклассных мероприятий в целях повышения мотивации к изучению дисциплин экономич...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Лечение словом"

Методическая разработка  внеаудиторного мероприятия  по  психологии "Лечение  словом"  для  студентов 1-2 курсов  медколледжей. Данная  методическая  разра...

Методическая разработка урока по русскому языку "Перенос слов" (Школа России) 1 класс

Цуканова Е.А.                 учитель начальных классов...

Методическая разработка на тему: «Синтез слова и музыки: из опыта внеклассной деятельности».

На базе собственного опыта работы авторы раскрывают соединения слова и музыки на базе многочисленных концертов и литературных гостинных....