«Проведение дебатов 10-х классов по теме «Движущая сила социального прогресса: реформа или революция»
методическая разработка на тему

Слепнева Ирина Васильевна

Дебаты проводились среди учащихся 10-х классов по теме: «Движущая сила социального прогресса: реформа или революция» Прежде, чем начать подготовку к дебатам, была проведена большую работа: четко определили значение термина, и возникновения дебатов как метода исследования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_provedeniya_debatov.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Проведение дебатов 10-х классов по теме  «Движущая сила социального прогресса: реформа или революция»

Слепнева Ирина Васильевна учитель истории и обществознания ГБОУ  гимназии № 271Красносельского района Санкт-Петербурга.

         Дебаты проводились среди учащихся 10-х классов по теме: «Движущая сила социального прогресса: реформа или революция» Прежде, чем начать подготовку к дебатам, была проведена большую работа: четко определили значение термина, и возникновения дебатов как метода исследования.

 Один из самых влиятельных философов науки ХХ столетия,  Карл Поппер внёс большой вклад  в разработку принципов научного познания и стал основоположником метода критического реализма.  Он  описывал свою позицию исследователя : «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине». Таким образом, он предложил дебаты как метод научного исследования, получивший название – классические дебаты.

Далее мы обратились к книге Германа Константиновича Селевко  «Современные образовательные технологии», изданной еще в 1998 году, в которой он подробно раскрывает методику проведения школьных дебатов, как интерактивного метода обучения и, учитывая особенности  школьников, в отличие от классических дебатов Поппера, он вводит понятие – модифицированные дебаты.

В ходе подготовки к дебатам ребятам было предложено разделиться на группы – сторонников реформы и сторонников революций и уже на этом этапе  появилась еще одна группа участников, которые считали, что и реформа и революция в равной степени влияют на развитие общества. Следует особо подчеркнуть, что команды формировались смешанные из учеников разных классов, тем самым мы сразу хотели подчеркнуть, что дебаты это не соревнование между классами, а столкновение различных концепций, взглядов на проблему. Главным принципом формирования команд стал принцип добровольности, поэтому команды получились разными по численности. Далее перед командами была поставлена задача: в ходе дебатов убедить аудиторию в правоте своей концепции Для этого необходимо:

-  подготовить презентацию, в которой еще раз  напомнить собравшимся значение понятий , которые используются для раскрытия концепции

- привести конкретные исторические примеры, подтверждающие концепцию

- продумать возможные вопросы для команд соперников, указывающие на слабые места их концепции

Поскольку была выбрана форма модифицированных дебатов, то в них сразу предполагалось участие зрителей. Перед  входом в зал зрители получили жетоны разных цветов, с помощью которых, они должны были поддержать ту или иную концепцию.

 В подтверждение своих позиций ученики приводили примеры из истории России и всеобщей истории, подняли  проблемы демократии и диктатуры, роли народных масс и политических лидеров, о судьбах реформаторов, в том числе Столыпина и Александра II, обратили внимание на роль и место средств массовой информации в современном обществе.

В ходе дебатов активное участие приняли зрители, которые опровергали или поддерживали мнения команд по предложенной теме. После дискуссии зрители с помощью полученных жетонов, выразили своё отношение к обсуждаемой теме. Большинство из них пришли к выводу, что и реформа и революция способствуют социальному прогрессу общества.

 Подводя итоги дебатов, ребята отмечали, что «дебаты прошли отлично, участники разъяснили свои позиции, грамотно ответили на все вопросы» «приводимые для доказательства примеры из разных эпох и столетий и сплоченная работа команд, отстаивающих свои точки зрения, захватывали присутствующих в зале» ребята выразили желание  в повторении такой формы работы.

Проводя дебаты, мы убедились в том, что эта форма работы абсолютно соответствует требованиям ФГОС по истории и обществознанию, помогает использовать внутри предметные и мета предметные связи.

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение уроков-дебатов по физике на тему «Ядерная энергетика и ее настоящее и будущее»

Егоров В.И. преподаватель физики, Канашкого строительного техникума, I категория. Проведение уроков-дебатовПри проведении уроков необходимо не только обеспечить изучение программного материала на...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.05. Медико-социальная деятельность

В данной разработке представлены контрольно-оценочные средствадля проведения квалификационного экзаменапо профессиональному модулю ПМ.05. Медико-социальная деятельность....

4.2 ПОЛИКЛИНИКА Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Microsoft Word

9. ПОЛИКЛИНИКА 4.2_Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении....

конспект проведения самоподготовки в 5 классе

                                         Самоподготовка. Цель: воспитывать умение р...

Тема 6.1 "Движущие силы эволюции. Биологический прогресс и регресс"

Биологический прогресс – это увеличение численности вида, расширение его ареала и появление новых видов. Биологический регресс – эволюционный упадок груп...

Кроссворд на тему "Революция в России 1905-1907 годов. Россия в период столыпинских реформ"

Материал предназначен для контроля усвоения материала студентами 1-2 курсов СПО. Время на выполнение кроссворда 30 минут....

Методическая разработка заданий к проведению практики по МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья

В разработке представлены задания для прохождения учебной и производственной практики: вопросы для анализа проведения режимных процессов в ДОУ, организации оздоровительной работы, формирования культур...