«Проведение дебатов 10-х классов по теме «Движущая сила социального прогресса: реформа или революция»
методическая разработка на тему
Дебаты проводились среди учащихся 10-х классов по теме: «Движущая сила социального прогресса: реформа или революция» Прежде, чем начать подготовку к дебатам, была проведена большую работа: четко определили значение термина, и возникновения дебатов как метода исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_provedeniya_debatov.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Проведение дебатов 10-х классов по теме «Движущая сила социального прогресса: реформа или революция»
Слепнева Ирина Васильевна учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 271Красносельского района Санкт-Петербурга.
Дебаты проводились среди учащихся 10-х классов по теме: «Движущая сила социального прогресса: реформа или революция» Прежде, чем начать подготовку к дебатам, была проведена большую работа: четко определили значение термина, и возникновения дебатов как метода исследования.
Один из самых влиятельных философов науки ХХ столетия, Карл Поппер внёс большой вклад в разработку принципов научного познания и стал основоположником метода критического реализма. Он описывал свою позицию исследователя : «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине». Таким образом, он предложил дебаты как метод научного исследования, получивший название – классические дебаты.
Далее мы обратились к книге Германа Константиновича Селевко «Современные образовательные технологии», изданной еще в 1998 году, в которой он подробно раскрывает методику проведения школьных дебатов, как интерактивного метода обучения и, учитывая особенности школьников, в отличие от классических дебатов Поппера, он вводит понятие – модифицированные дебаты.
В ходе подготовки к дебатам ребятам было предложено разделиться на группы – сторонников реформы и сторонников революций и уже на этом этапе появилась еще одна группа участников, которые считали, что и реформа и революция в равной степени влияют на развитие общества. Следует особо подчеркнуть, что команды формировались смешанные из учеников разных классов, тем самым мы сразу хотели подчеркнуть, что дебаты это не соревнование между классами, а столкновение различных концепций, взглядов на проблему. Главным принципом формирования команд стал принцип добровольности, поэтому команды получились разными по численности. Далее перед командами была поставлена задача: в ходе дебатов убедить аудиторию в правоте своей концепции Для этого необходимо:
- подготовить презентацию, в которой еще раз напомнить собравшимся значение понятий , которые используются для раскрытия концепции
- привести конкретные исторические примеры, подтверждающие концепцию
- продумать возможные вопросы для команд соперников, указывающие на слабые места их концепции
Поскольку была выбрана форма модифицированных дебатов, то в них сразу предполагалось участие зрителей. Перед входом в зал зрители получили жетоны разных цветов, с помощью которых, они должны были поддержать ту или иную концепцию.
В подтверждение своих позиций ученики приводили примеры из истории России и всеобщей истории, подняли проблемы демократии и диктатуры, роли народных масс и политических лидеров, о судьбах реформаторов, в том числе Столыпина и Александра II, обратили внимание на роль и место средств массовой информации в современном обществе.
В ходе дебатов активное участие приняли зрители, которые опровергали или поддерживали мнения команд по предложенной теме. После дискуссии зрители с помощью полученных жетонов, выразили своё отношение к обсуждаемой теме. Большинство из них пришли к выводу, что и реформа и революция способствуют социальному прогрессу общества.
Подводя итоги дебатов, ребята отмечали, что «дебаты прошли отлично, участники разъяснили свои позиции, грамотно ответили на все вопросы» «приводимые для доказательства примеры из разных эпох и столетий и сплоченная работа команд, отстаивающих свои точки зрения, захватывали присутствующих в зале» ребята выразили желание в повторении такой формы работы.
Проводя дебаты, мы убедились в том, что эта форма работы абсолютно соответствует требованиям ФГОС по истории и обществознанию, помогает использовать внутри предметные и мета предметные связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение уроков-дебатов по физике на тему «Ядерная энергетика и ее настоящее и будущее»
Егоров В.И. преподаватель физики, Канашкого строительного техникума, I категория. Проведение уроков-дебатовПри проведении уроков необходимо не только обеспечить изучение программного материала на...
Комплект контрольно-оценочных средств для проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.05. Медико-социальная деятельность
В данной разработке представлены контрольно-оценочные средствадля проведения квалификационного экзаменапо профессиональному модулю ПМ.05. Медико-социальная деятельность....
4.2 ПОЛИКЛИНИКА Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Microsoft Word
9. ПОЛИКЛИНИКА 4.2_Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении....
конспект проведения самоподготовки в 5 классе
Самоподготовка. Цель: воспитывать умение р...
Тема 6.1 "Движущие силы эволюции. Биологический прогресс и регресс"
Биологический прогресс – это увеличение численности вида, расширение его ареала и появление новых видов. Биологический регресс – эволюционный упадок груп...
Кроссворд на тему "Революция в России 1905-1907 годов. Россия в период столыпинских реформ"
Материал предназначен для контроля усвоения материала студентами 1-2 курсов СПО. Время на выполнение кроссворда 30 минут....
Методическая разработка заданий к проведению практики по МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья
В разработке представлены задания для прохождения учебной и производственной практики: вопросы для анализа проведения режимных процессов в ДОУ, организации оздоровительной работы, формирования культур...