П Р О Г Р А М М А Социально - педагогического сопровождения подростков в условиях студенческого общежития
рабочая программа
П Р О Г Р А М М А
Социально - педагогического сопровождения подростков в условиях студенческого общежития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p_r_o_g_r_a_m_m_a.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
П Р О Г Р А М М А Социально - педагогического сопровождения подростков в условиях студенческого общежития
|
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях современного российского общества остро стоит вопрос формирования гражданина - сознательного, творческого, профессионально мобильного. В подготовке такого человека особая роль принадлежит учреждениям профессионального образования. Для выполнения государственного заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями времени образовательные учреждения должны обеспечить необходимые условия для наиболее полного проявления разносторонних возможностей обучающихся, развития их творческих способностей и склонностей. В этом контексте очевидный интерес представляет организация воспитательной деятельности студентов средних специальных учебных заведений в частности, в условиях студенческого общежития.
Общежитие - не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям. Студенческое общежитие – это своего рода целый мир, в котором нужно уметь жить, мир, где на первом месте, как ни странно, не только законы и порядки, а… коммуникабельность и уважение. Именно умение находить общий язык, умение договариваться, а иногда и уступать помогают студентам с интересом и удовольствием провести, как говорят, самые веселые и насыщенные годы настоящей студенческой жизни.
Уметь жить в коллективе необходимо каждому. Именно в коллективе человек получает опыт жизни в обществе, информацию о самом себе, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих человеческих качеств. В общении с окружающими подростку не только открывается мир, но происходит открытие самого себя, формируются свои взгляды и свои интересы. Осуществляется поиск и нахождение своего места в сегодняшней жизни, что делает реальным и осмысленным поиск своего образа жизни в будущем. Контингент подростков, проживающих в общежитии специфичен, так как социальный облик учащегося учреждений начального профессионального образования оставляет желать лучшего. Учащиеся характеризуются низким уровнем развития социальных компетенций, не обеспечивающим личностную и профессиональную адаптацию в реальных социально-экономических условиях. Отсутствие желания и умений включатся в современную деятельность, низкие адаптационные возможности, особенно в сфере поведенческого самоконтроля не позволяют адекватно реагировать на различные ситуации общения, проявлять гражданскую позицию, обладать навыками правого поведения. От того, какие убеждения и ценностные ориентации будут сформированы у этой группы молодых людей, во многом зависит перспектива развития общества и государства. Контингент общежития в значительной степени формируется подростками из сельской местности. Резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Нельзя не считаться с тем, что отрыв учащихся от семьи часто вызывает сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, капризностью, угрюмостью. Поэтому задача воспитателя создать в общежитии комфортную психологическую атмосферу, что позволит учащимся адаптироваться в непривычной обстановке.
Общежитие должно рассматриваться как педагогическая структура, поскольку в нём живут молодые люди, характер, привычки, жизненные установки, стиль поведения которых ещё окончательно не сложились. Процесс формирования личности продолжается под воздействием общения молодёжи, взаимовлияния, самой среды общежития. Характер и инициативность общения в общежитии зависят от социально-культурной среды. Если интенсивность общения невысока, развивается на основе потребительских интересов, нужно будить в молодёжи творческие возможности, создавать условия, чтобы юноши и девушки могли реализовать себя в каком-нибудь деле. Повышение уровня общения молодёжи и культуры её досуга - это две стороны единого педагогического процесса в общежитии. Культура досуга характеризуется отношением личности к использованию своего свободного времени. Поэтому работа ориентирована на направление желаний и усилий молодёжи к формированию активного стремления к «встрече» с культурой, к постоянному духовному росту, здоровому образу жизни. Если здесь царит атмосфера доброжелательности, внимания к каждому проживающему, если существует забота о повышении образовательного уровня молодёжи, удовлетворении её культурных запросов и интересов, духовном росте, то такое воздействие является педагогическим.
Таким образом, в условиях студенческого общежития необходимо организовать воспитательную работу по созданию благоприятных условий, способствующих развитию социального интеллекта и адаптивных возможностей подростков.
На создание таких условий рассчитана программа социально-педагогического сопровождения подростков, проживающих в студенческом общежитии.
III. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В условиях становления в России гражданского общества и правового государства главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.
Образовательное учреждение, в соответствии с требованиями ФГОС (7.1; 8.4), обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, формирования общих и профессиональных компетенций, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участия обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе интерактивных форм проведения занятий (деловых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Социально-педагогическое сопровождение означает признание безусловной ценности каждой личности, приоритетности ее потребностей, целей и установок саморазвития.
Социально-педагогическое сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием подростков, опираться не только на возрастные закономерности развития, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые они приложили, чтобы продвинуться вперед в собственном социальном становлении.
Целью педагогического сопровождения является создание социально – педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Технология социально-педагогического сопровождения предполагает разработку содержания, средств, методов образовательно-воспитательного процесса, направленного на выстраивание индивидуальной траектории развития через внеурочную занятость с учетом личностных потребностей и творческих способностей подростков.
В позиции сопровождения воспитатель не выступает «костылем», на который привыкает опираться подросток, или «жилеткой» для слез и жалоб родителей в случае неудовлетворительной социализации ребенка. Воспитатель побуждает к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает условия для проявления субъектной позиции.
Для формирования оптимальной социокультурной среды, способстующей всестороннему развитию и социализации личности подростка, поддержки и оказания помощи в решении возникающих подростковых проблем была разработана программа развития социального интеллекта и адаптивных возможностей подростков, проживающих в студенческом общежитии «Ты не один, мы вместе».
- МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в три этапа:
1 этап программы направлен на изучение особенностей личности студента, проживающего в общежитии первый год, становление межличностных отношений, разработку плана мероприятий, направленных на социальную адаптацию.
В общежитие Урайского политехнического колледжа заселяются выпускники иногородних образовательных учреждений. Диагностические мероприятия позволяют составить четкий «портрет» контингента, спроектировать последующее направление групповой и индивидуальной работы, выявить проблемные стороны. Первые шаги в этом процессе направлены на снятие эмоциональных барьеров и установлении благоприятного микроклимата между работниками общежития и проживающими студентами.
2 этап программы направлен на развитие коммуникативных, творческих способностей, формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, развитие навыков самоорганизации, самообслуживания самоконтроля.
Работа осуществляется параллельно с адаптационным этапом и направлена на организацию мероприятий способствующих сплочению студенческого коллектива, а также мероприятий для развития у студентов навыков самообслуживания, саморазвития, самовыражения.
3 этап - программы направлен на закрепление социальной грамотности обучающихся, включает в себя профилактические мероприятия, направленные на формирование жизненных навыков (формирование навыков личного поведения и межличностного общения), развитие навыков самостоятельного принятия решений, стремлению быть здоровым и успешным.
На данных этапах применяются следующие методы социально-педагогической деятельности:
- всесторонний сбор полной информации о подростке и его семье;
- изучение особенностей социальных контактов подростка;
- выявление неблагополучия семьи и подростка и организация комплексной социально-педагогической и психологической помощи;
- методы профилактических действий в виде тренингов, просветительных, разъяснительных бесед по профилактике правонарушений (ознакомление учащихся с правилами поведения, с правами и обязанностями; пропаганда здорового образа жизни, профилактика безнадзорности и бродяжничества несовершеннолетних, приобщение к общественной жизни общежития);
- просветительские беседы с родителями и обучающимися с привлечением специалистов (соц.педагога, психолога, медика, ОДН, ПДН и т.д.);
- индивидуальное консультирование родителей и подростков;
- изучение индивидуальных способностей и интересов, создание ситуаций для творческого самовыражения;
- мониторинг занятости подростков во внеурочное время.
Формы социально-педагогической деятельности:
- индивидуальные (беседа, диагностика, наблюдение, сбор информации, организация внеурочной деятельности);
- групповые (тренинги, акции, конкурсы, организация досуга, деятельность совета общежития.
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый этап программы – адаптационный.
Основные задачи этапа:
1. Изучение контингента первого года проживания в общежитии: выявление студентов «группы риска», студентов- лидеров, выявление интересов, склонностей и потребностей проживающих;
2. Ознакомление с нормами проживания и правилами поведения в общежитии (Положение о студенческом общежитии, Правила внутреннего распорядка);
3. Привитие навыков учебной и трудовой дисциплины за счет самоконтроля, контроля со стороны совета общежития, коллектива сотрудников общежития;
4.Отработка навыков самообслуживания, культуры поведения и общения;
5. Создание условий для формирования положительного психологического микроклимата в коллективе обучающихся и студентов, проживающих в общежитии;
6. Организация студенческого самоуправления – Совет общежития.
Данный этап реализуется в период с сентября по декабрь и рассчитан на студентов, проживающих в студенческом общежитии первый год.
№ п/п | Наименование мероприятия | Цель | Сроки проведения | Ответственные |
Изучение личных дел иногородних студентов, которые будут проживать в общежитии | выявление: лиц из числа детей –сирот, уровень школьной успеваемости, успешность вступительных испытаний, характеристика с предыдущего учебного заведения, (партфолио) | Август | воспитатель | |
Изучение медицинских показателей о состоянии здоровья обучающихся | выявление подростков, имеющих проблемы со здоровьем | Август-сентябрь | фельдшер, воспитатель | |
Ознакомление с информацией по выявлению подростков, проживающих в общежитии и имеющих отклонения в поведении - «группы риска» | выявление обучающихся, имеющих отклонения в поведении, составление списков обучающихся нуждающихся в особом педагогическом и психологическом сопровождении | Август-сентябрь | соц. педагог, педагог-психолог, фельдшер кураторы, мастера групп | |
Индивидуальная беседа с подростком, в процессе заселения в общежитие | - знакомство с подростком, установление доброжелательных отношений - сбор информации анкетных данных подростков | сентябрь | воспитатель | |
Изучение личных анкет подростков, поступивших в общежитие | составление социального паспорта общежития | сентябрь | воспитатель | |
Встречи с классными руководителями групп, в которых обучаются подростки, проживающие в студенческом общежитии | выработка единой линии педагогического сопровождения подростков | сентябрь-декабрь | кл. руководители воспитатель | |
Изучение особенностей социальных контактов подростков | составление индивидуальной карты межличностного общения подростка | октябрь | соц. педагог воспитатель | |
Проведение лекции по вопросам: - соблюдения личной гигиены, - правильного питания, - ЗОЖ | снижение заболеваемости, повышение мотивации на ЗОЖ | сентябрь | воспитатель фельдшер | |
Проведение инструктажа по ТБ и ПБ | Соблюдение правил ТБ и ПБ | сентябрь | комендант воспитатель | |
Выборы в студенческий орган самоуправления- Совет общежития | развитие студенческого самоуправления | сентябрь | воспитатель | |
Отслеживание посещаемости учебных занятий и практики | выяснение причин пропусков занятий без уважительной причины | в течение учебного года | кл. руководители воспитатель Совет общежития | |
Организация и контроль за выполнением домашнего задания студентами, проведение рейдов «Живем по часам» | повышение учебной мотивации и познавательной активности подростков, учебной успеваемости | в течение учебного года | воспитатель Совет общежития | |
Оказание помощи в организация быта проживающих студентов | создание условий для комфортного проживания | сентябрь-октябрь | воспитатель работники общежития Совет общежития | |
Оказание помощи студентам в часы самообслуживания | выявление уровня и развития и сформированности навыков самообслуживания | в течение учебного года | воспитатель работники общежития | |
Проведение общего собрания с проживающими студентами | ознакомление с локальными актами общежития Положением о студенческом общежитии, Правилами внутреннего распорядка | сентябрь | соц. педагог педагог-психолог воспитатель | |
Проведение бесед с родителями подростков, проживающих в общежитии | ознакомление родителей с локальными актами общежития Положением о студенческом общежитии, Правилами внутреннего распорядка | сентябрь октябрь ноябрь | воспитатель | |
Изучение результатов психологической комплексной диагностики по изучению личности проживающих в общежитии | Составление психологического портрета подростка, определение форм и методов в индивидуальном общении с ним | октябрь ноябрь | педагог-психолог воспитатель | |
Индивидуальные беседы и консультирование подростков | Оптимизация взаимоотношений воспитатель-подросток, оказание социально-педагогической помощи в период адаптации | в течение учебного года | воспитатель | |
Консультирование родителей | Информирование по процессу адаптации. Повышение педагогической компитентности родителей в воспитании подростков | в течение учебного года | воспитатель |
Ожидаемый результат:
- успешная адаптация обучающихся к проживанию в новых условиях, сокращение случаев девиантного поведения;
- усвоение учащимися норм и правил проживания в общежитии;
- усвоение учащимися первичных навыков самообслуживания и самоконтроля;
- организованная деятельность студенческого Совета общежития;
- сокращение случаев потери контингента за счет дезадаптации и девиантного поведения.
Второй этап программы (сентябрь - июнь) - развитие студенческого коллектива и микро-коллективов.
Основные задачи этапа:
1. Развитие деятельности органов самоуправления в общежитии (совета общежития) за счет развития секторов совета, и вовлечение большего числа проживающих в его работу;
2. Укрепление учебной дисциплины; работа с группой риска; исключение случаев девиантного поведения за счет повышения у студентов уровня самоконтроля, ответственности за свое поведение;
3. Вовлечение проживающих в общежитии студентов в кружки и деятельность по интересам;
4. Создание в общежитии условий для учебы и отдыха;
5. Развитие трудовых навыков и навыков самообслуживания, раскрытие творческого потенциала проживающих;
6. Дальнейшее развитие и закрепление навыков культуры поведения и быта;
Данный этап реализуется в период с сентября по июнь и рассчитан на всех обучающихся проживающих в общежитии.
№ п/п | Наименование мероприятия | Цель | Сроки проведения | Ответственные |
Проведение «Недели первокурсника» (игровые программы, групповые беседы) | Знакомство с первокурсниками, снятие эмоциональных барьеров, сплочение коллектива | сентябрь | воспитатель Совет общежития | |
Вовлечение обучающихся в кружки и секции, клубы по интересам | Организация активного досуга, создание условий для самовыражения, профилактика правонарушений | сентябрь-июнь | воспитатель кл. руководители | |
Создание видеороликов, освещающих жизнь студентов в общежитии | Оптимизация взаимоотношений студентов, демонстрация индивидуальности студентов | октябрь | воспитатель Совет общежития | |
Осуществление мероприятий по коллективному соблюдению и поддержанию санитарных норм в общежитии | Создание условий для комфортного проживания | по плану воспитательной работы | воспитатель Совет общежития фельдшер | |
Организация и проведение тренинговых занятий по развитию коммуникативных навыков «Учимся жить вместе» | Развитие коммуникативных навыков, повышение поведенческой культуры, выработка навыков толерантного общения, профилактика правонарушений, | в теч.года | педагог-психолог воспитатель | |
Организация и проведение досуговых мероприятий | Организация свободного времени, сплочение коллектива | по плану воспитательной работы | воспитатель Совет общежития | |
Проведение мероприятий по созданию уюта в студенческом общежитии | Развитие трудовых навыков, повышение эстетической культуры студентов | по плану воспитательной работы | Воспитатель Совет общежития | |
Привлечение студентов к участию в олимпиадах, конкурсах и мероприятиях разного уровня | Повышение познавательной мотивации, создание условий для самовыражения, стремления быть успешным | в теч.года | воспитатель | |
Коллективное посещение городской библиотеки, музея, досуговых учреждений | Участие в познавательных мероприятиях | в теч.года | воспитатель Совет общежития | |
Выпуски тематических стенгазет и создание видеопризентаций о жизни в студенческом общежитии | Развитие творческих способностей и умения работать в группе | в теч.года | воспитатель Совет общежития | |
Оформление и регулярное обновление информационного стенда «Наша жизнь» | Освещение жизнедеятельности и студенческих традиций | в теч.года | воспитатель Совет общежития | |
Коллективный просмотр фильмов и их обсуждение | Организация свободного времени | в теч.года | воспитатель Совет общежития | |
Индивидуальные и групповые беседы, консультирование обучающихся | Оказание психологической, социальной помощи и поддержки , повышение учебной мотивации | в теч.года | воспитатель педагог-психолог соц.педагог | |
Встречи с классными руководителями групп, в которых обучаются подростки, проживающие в студенческом общежитии | Выработка единой линии педагогического сопровождения подростков | сентябрь-декабрь | кл. руководители воспитатель | |
Оказание помощи по ликвидации учебной задолженности в период подготовки к предварительной аттестации студентов | Повышение учебной успеваемости | ноябрь апрель | кл. руководители воспитатель Совет общежития | |
Контроль проживающих в общежитии в соблюдении правил внутреннего распорядка | Контроль утреннего подъема, отбоя, соблюдения режима дня, соблюдения графика дежурств по комнате и т.д. | ежедневно | воспитатель | |
Организация встреч с врачом- наркологом, генекологом, сотрудниками ОДН и ПДН | Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ | сентябрь-июнь | воспитатель | |
Размещение информации, направленной на профилактику правонарушений, употребления ПАВ, табакокурения и т.д. на информационных стендах | Профилактика правонарушений, пропаганда ЗОЖ | сентябрь-июнь | воспиатель соц. педагог | |
Рассмотрение обучающихся на заседании Совета общежития по нарушению правил внутреннего распорядка | Профилактика девиантного поведения, пропусков занятий без уважительной причины, повышение учебной успеваемости | сентябрь-июнь | Совет общежития воспитатель |
Ожидаемый результат:
- Развитие работы групп по интересам, вовлечение большего числа проживающих в творческие дела общежития, колледжа;
- Исключение случаев потери контингента за счет девиантного поведения, дезадаптации и нарушения межличностных отношений;
- Сокращение случаев нарушения правил внутреннего распорядка общежития;
- Сокращение количества проживающих, которые входят в «группу риска»;
- Достижение соответствия эстетическим требованиям в оформлении комнат студентов и других помещений общежития;
- Активизация деятельности студенческого самоуправления.
Третий этап – профилактический.
Основные задачи:
- Профилактика девиантного поведения за счет постоянного контроля со стороны органов самоуправления и коллектива сотрудников общежития;
- Создание условий обучающимся и студентам для успешного завершения учебного года;
- Повышение правовой грамотности студентов;
- Организация выезда обучающихся и студентов из общежития.
Данный этап охватывает всех проживающих и проходит с мая по июнь.
№ п/п | Наименование мероприятия | Цель | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Встречи с кл. руководителями, посещение учебных занятий | Контроль за посещаемостью и успеваемостью, (выявление причин пропусков и неуспеваемости) | май-июнь | воспитатель |
2. | Проведение индивидуальных коррекционных занятий с элементами арт-терапии | Анализ собственного поведения, умение разрешать конфликтные ситуации | май-июнь | Педагог-психолог воспитатель |
3. | Привлечение обучающихся в волонтерское движение города | Профилактика правонарушений, помощь в социализации | май-июнь | Воспитатель Кл. руков. |
4 | Индивидуальные беседы и консультирование обучающихся | Оказание психологической помощи, повышение учебной мотивации, оказание социальной помощи и поддержки | май-июнь | Педагог-психолог, Соц. Педагог Воспитатель |
5 | Индивидуальные беседы и консультирование родителей | Оказание психологической помощи, социальной помощи и поддержки, а также помощи в воспитании детей | май-июнь | Воспитатель |
6. | Изготовление памяток для обучающихся | профилактика конфликтов | май-июнь | Воспитатель Педагог-психолог Соц. Педагог |
7. | Подготовка информации, памяток, рекомендаций для родителей | Информирование родителей о психологических особенностях обучающихся, методах успешного воспитания | май-июнь | Воспитатель Педагог-психолог Соц. Педагог |
8. | Размещение информации, направленной на профилактику правонарушений, употребления ПАВ, табакокурения и т.д. на информационных стендах | Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ | май-июнь | Воспитатель Соц. Педагог |
9. | Колективный просмотр видеороликов социальной рекламы, направленной на профилактику правонарушений, употребления ПАВ, табакокурения и т.д. | Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ | май-июнь | Педагог-психолог Соц. Педагог воспитатель |
10. | Организация «круглых столов», встреч с членами Молодежной палаты города. | май-июнь | воспитатель | |
11. | Вовлечение обучающихся в культурно-массовые, спортивные мероприятия колледжа, города | Организация активного досуга, профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ | май-июнь | Соц. педагог Педагог-психолог Кл.руководители |
12. | Вовлечение обучающихся в кружки и секции колледжа, а также города | Организация активного досуга и занятости обучающихся, профилактика правонарушений, | Сентябрь-июнь | воспитатель Кл.руководители |
13. | Рассмотрение обучающихся на заседании Совета общежития | Профилактика нарушений правил проживания, пропусков занятий без уважительной причины, повышение учебной успеваемости | Сентябрь-июнь | Председатель и члены Совета общежития |
Ожидаемый результат:
- Исключение случаев девиантного поведения;
- Снижение числа неуспевающих из числа обучающихся и студентов, проживающих в общежитии;
- Успешность студентов в учебе, спорте, творчестве.
- ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Реализуя данную программу, ожидается достижение следующих результатов:
- Приобретение нового социального опыта;
- Обогащение индивидуального опыта в организации собственной жизнедеятельности;
- Приобретение позитивного опыта внутригруппового сотрудничества;
- Актуализация мотивации познавательной, творческой активности;
- Осознание необходимости включаться в общение с окружающими на основе взаимопонимания, миролюбия;
- Формирование навыков здорового образа жизни, понимание необходимости отрицания вредных привычек;
- Реальное достижение успеха в конкретных видах деятельности;
- Формирование у обучающихся правосознательного поведения;
- Повышение способности подростков быть успешными людьми.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание студентов, проживающих в общежитиях - сложный и многогранный процесс, требующий от его организаторов тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, студенческим Советом. Их общая задача - искать и находить новые формы работы по организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни. При использовании форм и средств воспитательной работы в общежитии необходимо следовать таким педагогическим условиям, как учёт возрастного, образовательного и культурного уровня, интересов и запросов, проживающих в целом, а также индивидуальных особенностей юношей и девушек; проведение досуговых мероприятий систематически, по заранее составленному плану; привлечение к подготовке и проведению мероприятий всех проживающих, что способствует воспитанию взаимной ответственности за порученное дело.
Воспитательную работу в общежитии следует направить на создание педагогически воспитывающей среды, включающей наилучшие условия для самостоятельных занятий, пропаганду опыта лучших студентов, проживающих в общежитии, вовлечение их в научно-исследовательскую работу (олимпиады, конкурсы, семинары, конференции).
Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы - педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях.
Реализация программы социально-педагогического сопровождения подростков, проживающих в студенческом общежитии основывается на личностно-ориентационной модели общения. Важнейшее положение - опора на внутренний потенциал развития подростка, на право подростка самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Следовательно, для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить обучающегося выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Также необходимо сформировать и закрепить у обучающихся знания о соблюдении законодательства Российской Федерации, понятия о здоровом образе жизни и негативных последствиях вредных привычек.
Критериями успешного социально-педагогического сопровождения обучающихся являются:
- снижение количества студентов не посещающих занятия без уважительной причины;
- уменьшение количества студентов, имеющих академические задолженности по предметам;
- снижение количества студентов, курящих и употребляющих алкоголь, увеличение числа студентов, занимающихся спортом, организованных во внеурочное время;
- минимизация конфликтных ситуаций в подростковой среде, успешное решение произошедших конфликтов;
- увеличение числа студентов, участвующих в общественной жизни общежития, в студенческом самоуправлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маршрут группового социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению
Презентация. Маршрут группового социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению....
Социально - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности воспитателя общежития техникума.
В статье представлена технология социально-педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ...
Программа социально-педагогического сопровождения студентов в условиях общежития
интеллектуальное, психологическое и социальное развитие студентов...
Оптимизация управления воспитательным пространством в условиях студенческого общежития
оптимизация взаимоотношений воспитателя и студентов через выстаивание студенческого самоуправления в общежитии...
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ
Моя статья раскрывает такие важные вопросы какпсихолого-педагогическое сопровождение сложных подростков в образовательной среде....
Оптимизация управления воспитательным пространством в условиях студенческого общежития
Содержание и ориентиры воспитательной работы сталкиваются с происходящими в обществе изменениями, которые породили противоречие между новыми требованиями к развивающейся личности, с одной стороны, уро...
Методические рекомендации: Организационная модель социально-педагогического сопровождения детей сирот с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома интерната
В материале описываются особенности организации комплексного социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находящихся в стационарном учреждении....