Методическая разработка урока на тему: «Взаимосвязь характера музыки и движения на уроках классического танца»
план-конспект урока
Цель урока: показать процесс и результат работы концертмейстера над восприятием и пониманием обучающимися основных музыкальных характеристик используемого аккомпанемента и его взаимосвязи с танцевальными движениями (экзерсис у станка, танцевальные комбинации на середине зала).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 24.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №9» г. Курска
Методическая разработка урока на тему:
«Взаимосвязь характера музыки и движения на уроках классического танца»
г. Курск
2024
План-конспект открытого урока по классическому танцу на тему «Взаимосвязь характера музыки и движения на уроках классического танца»
Хореограф: Шевелева Л.В., концертмейстер: Степанюк Е.А.
Провела урок: концертмейстер Степанюк Е.А.
В открытом уроке принимает участие обучающаяся 4 класса хореографического отделения МБОУ ДО ДШИ №9 г. Курска Рябенко Александра, 9 лет.
Цель урока: показать процесс и результат работы концертмейстера над восприятием и пониманием обучающимися основных музыкальных характеристик используемого аккомпанемента и его взаимосвязи с танцевальными движениями (экзерсис у станка, танцевальные комбинации на середине зала).
Задачи урока (хореограф): отработка комбинаций, входящих в экзерсис у станка и танцевальных комбинаций на середине зала.
Задачи урока (концертмейстер):
1. Развитие музыкального восприятия метроритма;
2. Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;
3. Развитие умения согласовывать характер движения с характером музыки;
4. Расширение музыкального кругозора обучающихся.
5. Воспитание у обучающихся артистичности, музыкальности исполнения, чувства ритма в классическом танце.
6. Развитие умения самостоятельно определять, насколько подходит тот или иной музыкальный материал к определенному движению.
Тип урока: комбинированный. В ходе урока применяются такие виды взаимодействия с обучающейся, как беседа, в процессе которой происходит закрепление и систематизация знаний, и практикум, в ходе которого происходит выработка умений самостоятельного применения полученных знаний.
Введение
Согласно предпрофессиональным программам первые два года обучения на хореографическом отделении изучаются такие предметы, как ритмика, танец и гимнастика, подготавливающие к изучению более сложных дисциплин, к которым относится классический танец. В 3-м классе обучающиеся приступают к его изучению.
Роль концертмейстера в классе хореографии не ограничивается подбором и воспроизведением музыкального аккомпанемента, концертмейстер с начального этапа обучения имеет возможность помочь преподавателю воспитать в обучающихся музыкальность, научить их разбираться в танцевальных жанрах, определять размер, характер музыкального произведения и понимание, насколько тесно связано танцевальное движение и музыкальный аккомпанемент, насколько зависит выразительность и грамотность исполнения от понимания основных музыкальных характеристик.
В ходе урока будут продемонстрированы ряд упражнений, входящих в экзерсис у станка и две небольших танцевальных комбинации на середине зала. Упражнения у станка будут включать в себя как несложные комбинации на основе движений, находящихся на начальной стадии изучения, так и усложнённые комбинации на основе движений, к изучению которых обучающиеся приступили во 2-м классе на предмете «Гимнастика».
Также в ходе урока мы будем непосредственно общаться с обучающейся, чтобы показать, насколько осознанно она подходит к исполнению упражнений, может определить на слух размер, танцевальный жанр, характер музыки и понимает взаимосвязь музыки и движения.
Поскольку репертуар концертмейстера должен быть полностью подчинен техническим задачам, которые ставит педагог-хореограф, концертмейстер обязан четко осознавать, что представляет собой то, или иное движение в ритмическом и темповом плане, а также понимать, какого оно характера. Поэтому одной из первых задач концертмейстера является изучение терминологии, используемой на уроках классического танца. Каждое движение балетного экзерсиса обозначается определенным французским термином, так же существует определенная последовательность движений, исполняемых во время урока у станка и на середине. Большинство терминов отражает характер определяемых ими движений.
Большое значение на уроках хореографии имеет развитие музыкальности у детей. Этому способствует разнообразие исполняемой на уроках музыки. Репертуар концертмейстера знакомит обучающихся с музыкой разных эпох, стилей, направлений и жанров. Большую роль в осознанном отношении учеников к музыкальному сопровождению имеет анализ предлагаемых музыкальных фрагментов.
Для достижения результатов концертмейстер в своей деятельности использует следующие методы:
- наглядно-слуховой (непосредственное слушание и восприятие музыки во время показа педагогом движений);
- словесный (помощь в раскрытии и понимании смыслового наполнения музыкального произведения, содействие проявлению творческой активности, воображения);
- практический (непосредственное выполнение упражнений под музыку).
Таким образом, грамотно подобранный музыкальный репертуар способствует расширению знаний, кругозора и развитию музыкальной культуры обучающихся.
Ход урока
- Вступительное слово.
- Поклон.
Экзерсис у станка:
- Постановка корпуса с «Port de bras» (плавные движения рук, головы, корпуса). Музыкальное сопровождение должно быть мягким спокойным плавным. Музыкальный размер: 3/4, 4/4.
- «Relève».
- Комбинация «Demi Grand plie». Demi plie (деми плие) - маленькое приседание маленькое приседание, grand plie (гранд плие) - глубокое, большое приседание являются первыми движениями у станка. Поскольку характер движения медленный и плавный, музыка, сопровождающая его также должна быть медленная и спокойная. Для сопровождения этого движения обычно используются фрагменты музыкальных произведений кантиленного характера. Движение обычно исполняется на 2 или 4 счета (условные «четверти»). Музыкальный размер: 3/4, 4/4, 6/8. Начало движения обычно приходится на сильную долю.
- Комбинация «Battement Tendu». Battement Tendu (батман тандю) - шагообразное скольжение ноги вперед, в сторону или назад и возвращение ее обратно. Поскольку характер движения шагообразный, темп движения может варьироваться исходя из темпа неспешного шага до подвижного. В младших классах движение исполняется в сильную долю, в старших - из-за такта. Движению соответствует музыкальное сопровождение в двудольном размере.
- Комбинация «Battement Tendu Jeté». Battement tendu jete (батман тандю жете) – бросок ноги. Бросок ноги на 25 или 45 градусов с акцентом в сторону, вперед или назад и возвращение ее обратно. Исполнение этого движения аналогично исполнению battement tendu: в младших классах на сильную долю, в старших - из-за такта. Ритмическая формула движения отличается от предыдущей более активным и острым характером. Часто в сопровождении акцентируются только две точки: начало и конец движения.
- Комбинация «Rond de jambe par terre». Rond de jambe par terrе (ронд-круг, де жамб-нога, партер-земля) – круг ногой по полу. Движение исполняется плавно, в спокойном характере.
На начальном этапе обучения это движение исполняется на сильную долю, а начиная со старших классов - из-за такта. Особенностью этого движения является то, что с одной стороны оно плавное, легатированное, а с другой – ему свойственно активное направление к точке, где заканчивается полукруг. Это свойство активной направленности усиливается при исполнении быстрых рондов и включении в комбинацию, такого элемента, как Grand rond.
В качестве музыкального сопровождения для rond de jamb par terre могут использоваться как медленные вальсы, так и четырехдольная музыка спокойного размеренного характера. Если в комбинации появляется grand rond, в задачу концертмейстера входит адаптировать музыкальный материал согласно изменившемуся характеру движения. Самый простой способ сделать это – поработать над динамическими оттенками, усиливая с помощью них активность мелодии.
- Комбинация «Battement relevé lent». Battement relève’ lent (баттман релеве лян) - с франц. медленный подъем ноги. В качестве аккомпанемента используются примеры с музыкальным размером 3/4 и 4/4. Характер звучания музыки должен соответствовать характеру
мышечных усилий.
- Комбинация «Grand battment jete». (гран – большой, «большой бросок») бросок ноги на 90 градусов и сдержанное возвращение ноги обратно. Движение исполняется резко и активно, бросок осуществляется как на сильную, так и на слабую доли. Аккомпанемент характеризуется насыщенным, плотным звучанием. Музыкальный размер может быть 2/4, 3/4 и 4/4.
Танцевальные комбинации на середине зала:
- Прыжковая комбинация.
- Комбинация по диагонали на основе шага польки.
- Поклон.
Заключение
Свобода исполнения движений под любую музыку для танцора – это свобода выражения, свобода реализации своего творческого потенциала. Проходя, шаг за шагом, все периоды обучения, юные танцоры учатся слушать и понимать музыку разных стилей, жанров и направлений, ощущать тесную связь музыки и движения.
Работая в творческом союзе с педагогом-хореографом, концертмейстер подбирает музыкальный материал, помогающий танцору исполнить движение в нужном темпе, характере, правильно расставить акценты. Уже на начальном этапе обучения, на уроках ритмики и гимнастики, обучающийся знакомится с понятиями, необходимыми в дальнейшем для занятий хореографией. Это такие понятия, как музыкальный размер, такт, метр, ритм, музыкальный период, квадрат, предложение и фраза.
Хореограф и концертмейстер на уроках хореографии создают условия для развития творческих способностей каждого учащегося, и от того, насколько продумана и организована эта работа, зависит та база, которая потом формирует основу для успешной реализации задач дополнительного образования.
В ходе данного урока использовалась музыка, собранная концертмейстером из различных источников, очень часто при передаче музыкального материала, особенно в рукописном варианте, было утеряно авторство. На данный момент хрестоматия, которая будет содержать музыкальные композиции, использующиеся на уроках классического танца в ДШИ №9 г. Курска, находится на стадии разработки (уточняется авторство музыки, рукописные примеры переводятся в цифровой формат). В ней позже будут представлены музыкальные композиции, использованные в ходе представленного урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Архитектура как застывшая музыка»
Величайшие произведения архитектуры стоят как живые свидетели прошлого в жизни современности.Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. Н.В. Гогол...
Методическая разработка теоретического занятия "Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних конечностей"
Методическая разработка предназначена для организации теоретического занятия по теме "Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних конечностей". Дисциплина Анатомия...
Методическая разработка спортивно-массового мероприятия День здоровья «Спорт и движение – здоровое продвижение!»
Данная разработка раскрывает в себе подробный план проведения спортивно-массового мероприятия "Дня здоровья" для обучающихся СПО, направленная на цель формирования позитивной мотивации...
Методическая разработка урока по теме Взаимосвязь психологических особенностей и физического развития детей дошкольного возраста.
Организация совместного занятия студентов обучающихся по специальности «Дошкольное образование» по дисциплине «Психология» и МДК «Теоретические и методические основы физи...
Методическая разработка учебного занятия Тема : " Сложное маневрирование : Начало движения на подъеме. Постановка на габаритную стоянку."
Одной из будущих профессиональных компетенций водителя являются действия по обеспечению безопасности дорожного движения. В условиях интенсивности современного дорожного движения водителю жизненно необ...
Методическая разработка сценария на тему: Всероссийский урок безопасности 1 сентября 2023 года
Всероссийский урок безопасности приурочен к 1 сентября – Дню знаний, посвящен правилам безопасности поведения в повседневной жизни и действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций.Ур...
Методическая разработка сценария концерта вокальной и фортепианной музыки «Музыкальный серпантин» составители : Кошелева О.Н., Николаева Л.О.
Сценарий отчетного концерта по окончании полугодия....