МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
статья на тему

Данилина Ирина Викторовна

Метод проектов на уроках истории как один из способов организации исследовательской деятельности студентов первого курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proekta.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Я услышал и забыл,

я увидел и запомнил,

я сделал и я понял

(Конфуций)

Понятие метода проекта.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Особенностью современного этапа развития образования в мире является ведущая роль умственной деятельности, предопределяющая новые открытия и
их использование в различных сферах человеческой деятельности, в частности, образовательных услуг.

От преподавателя зачастую ожидают превращения из «передатчика знаний» в «образователя», аниматора и даже иногда социального помощника.

Введение метода проектов в образовательный процесс - это, безусловно, тяжелая работа. Для достижения нужного качества она требует от преподавателя значительных затрат времени. Самостоятельная серьезная работа и время - это два трудных препятствия, стоящие на пути метода проектов и совершенствования качества технологической подготовки.

Включение метода проектов в программы надо начинать в рамках основного обучения. Существует необходимость делать акцент на проектах, которые действительно привлекают интерес студентов. Необходимо в действительности перейти от познавательного процесса к образовательному, от концепции «обучения чему-либо» к изучению конкретных, интересных «именно мне» вещей. В данном смысле проектная педагогика оказывается исключительно перспективной. При работе над междисциплинарным проектом учебные предметы естественным образом теряют свой изолированный и абсолютный характер, их содержание и деятельность по их выполнению приобретают особый смысл. Кроме того, педагогический проект позволяет включать в единое целое учебную и внеучебную деятельность, что обеспечивает активное участие студентов колледжа.

Актуальность проблемы реализации метода проектов в современных системах образования определяется целями их жизнедеятельности. В настоящее время наиболее приоритетными целями образования выступают процессы формирования компетенций, обусловленные изменениями информационного поля, использованием электронных средств и умениями обучаемых пользоваться ими. Таким образом, проблема определяет цель образования, а цель контролирует процесс ее решения.

Для организации исследовательской деятельности студентов необходимы начальные знания, на которых будет базироваться исследовательская деятельность. Если же таковые отсутствуют, то необходимо вывести их на тот уровень, с которого возможно начинать обучение исследовательской деятельности. Именно по этой причине необходимым требованием к студентам будет наличие у них способностей и желания заниматься исследовательской деятельностью. Второстепенными будут требования к студентам: выполнение домашнего задания, самостоятельной работы и посещение занятий.

Цели и особенности проектного обучения.

Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

♦ Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

♦ Развивать у студентов осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять студентов на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказывать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда полностью противоположную своей.

♦ Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Роль преподавателя и студента в проектной деятельности.

Роль преподавателя.

Роль преподавателя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Он не просто передает знания, а обеспечивает деятельность студентов, то есть:

♦ Консультирует. Преподаватель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду. При реализации проектов преподаватель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что студенты делают совсем другое.

♦ Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы преподаватель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед студентами ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

♦ Помогает. Помощь студентам при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности - минимальный их набор студент должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Преподаватель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях студента, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации (например, преподавателем осуществляется организация групповой дискуссии; постановка вопросов, ответы на которые студенту заведомо неизвестны; постановка вопросов).

♦ Наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит преподавателю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммуникативной компетентностей студентов, с другой.

Роль студента.

Роль студента при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

♦ Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое студенту, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании студента как процесс принятия на себя ответственности;

♦ Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идёт не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействия с преподавателем - консультантом позволяют освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы учебного заведения в поисках информации или для реализации своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций.

♦ Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Студент оценивает «чужой» продукт - информацию с позиции её полезности для проекта, предложенные идеи с позиции их реалистичности. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить студентов адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ и самоанализ объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы.

Метод проектов в современных условиях предоставляет широкие возможности студентам формировать такие компетенции, которые могут быть перенесены на другие области знания, виды деятельности.

Помимо формирования профессиональных компетенций метод проектов позволяет параллельно формировать необходимые социальные компетенции, взаимосвязанные с культурой общения в команде, организацией совместной деятельности по проекту, требующей зачастую выхода за пределы своего ближайшего социума.

Необходимо отметить, что применение метода проектов предполагает владение некоторыми определенными интеллектуальными умениями: анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования, поиска информации, ее оценки и другими; работать с различными источниками информации, работать в команде, совместно обсуждая разные способы решения; не только доказывать свою точку зрения, но и слышать собеседников, приходить к консенсусу.

Метод проектов - это, безусловно, не универсальный метод, способный единовременно разрешить все сложные дидактические задачи. Это лишь тип обучения, выраженный в дидактическом конструкте, который является составной частью общей системы обучения. Общие подходы к разработке проекта в рамках обучения истории студентов учреждений среднего профессионального образования, как свидетельствуют результаты диссертационного исследования, наиболее эффективны в условиях осуществления последовательности конкретных логических шагов:

  1. Выбор темы проекта, определение его типа, количества участников.
  2. Определение возможных вариантов проблем, которые целесообразно исследовать в рамках намеченной тематики. Проблемы формулируются студентами с помощью преподавателя.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
  6. Защита проектов, оппонирование.
  7. Подведение итогов, внешняя оценка, прогнозирование дальнейшего развития полученных выводов, рефлексия.

Важнейшая специфическая функция обучения истории - это функция социальной памяти. Она делает человека гражданином именно этой страны, последователем ее традиций и обычаев. В процессе обучения истории формируется историческое мышление личности, ее историческое сознание. Это отношение личности к предмету как чему-либо для нее ценному и привлекательному.

Существуют три фактора, влияющих на интерес:

а) содержание исторического материала;

б) методы, приемы и средства его подачи;

в) межличностные отношения преподавателя и студентов.

Специфичным для преподавателя истории в этом вопросе будет отбор содержания. В этом преподавателю большую помощь может оказать использование компьютерных технологий. На своих уроках мы используем мультимедийные презентации, которые позволяют поддерживать интерес студентов к теме урока.

Такие презентации можно использовать на разных этапах урока. Их можно использовать в начале урока, для погружения студентов в ту или иную историческую среду.

При изучении какого-либо раздела темы, например: Гражданская война, студенты  получают индивидуальные задания  в  виде реферата по теме раздела, сообщения, подготовка докладов и вопросов к семинару по данной теме, затем материал изучается лекционно, затем студенты отчитываются в проделанной работе, и в заключении проводится тестирование. Это позволяет расширить, углубить и систематизировать знания студентов, наиболее эффективно применить их на практике. Работа с документом приближает студентов к изучаемой эпохе, изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность преподавателя, который  выступает преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы студентов.

В курсе истории метод проектов можно использовать в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными.

Методика работы над исследовательскими проектами.

Для того, чтобы эффективно использовать метод проектов необходимо четко представлять особенности исследовательской деятельности, как образовательной деятельности, связанной с решением студентами творческих, исследовательских задач и предполагающей наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика познания выбранного явления, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Исследовательский проект как элемент творчества студентов сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности студентов позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать студенту учиться, направлять его познавательную деятельность.

Проектная деятельность может занимать всего несколько занятий, а может длиться достаточно длительное время. Также она может быть индивидуальной, однако чаще всего используются ее совместные, групповые формы.

Студент должен иметь возможность работать над одним проектом, чтобы углубиться в проблему, работать с дополнительной информацией, обсуждать процесс продвижения с партнерами. В то же время важно, чтобы студенты были систематически заняты проектной деятельностью не только в одной области, но и в другой, смежной.

Примером, подтверждающим эти выводы, выступает организация исследовательского проекта «Развитие исторической личности в процессе социализации» на занятиях истории.

Цель проекта – создание комплексной картины развития исторической  личности

Задачи проекта:

  1. Выделение стадий формирования личности в процессе социализации;
  2. Влияние агентов социализации на стадиях формирования (выделение доминантной адресной группы)
  3. Формулирование итогового статусно-ролевого набора
  4. Выявление ресоциализационных влияний
  5. Составление вывода о соответствии имевшегося статуса исторической личности.

Тип проекта: исследовательский, межпредметный (история, обществознание), групповой.

Исследуемая проблема: «Михаил Романов – становление и развитие личности».

Методы исследования: анализ исторической литературы, исторических источников, ресурсов сети интернет; синтез полученной информации; социальный опрос и обработка полученной информации.

Срок проведения: октябрь-ноябрь.

Этапы проведения проекта:

1 этап. При изучении темы «Михаил Романов – становление и развитие личности» студенты колледжа довольно свободно вышли на формулировку главной проблемы: с одной стороны, большое количество информации, которой с каждым днем становится больше и она не проходит абсолютно никакой редакции, а с другой - огромное количество различных мифов и легенд, не имеющих никакого подтверждения, но активно распространяемых в сети интернет, и как результат- загрязнение исторической памяти и абсолютная неосведомленность современной молодежи.

Обозначив таким образом проблему, студенты предприняли попытку сформулировать предложения по выходу из создавшейся ситуации в ходе «мозговой атаки». Однако выяснилось, что для этого еще не хватает знаний, необходима предварительная аналитическая работа для того, чтобы изучить различные конкретные примеры мифологизации исторического прошлого и представления событий, имевших место в реальности.

Исключительно после этого возможно вернуться к поиску путей выхода из ситуации. Как обычно, студенты распределились на малые группы сотрудничества. Таких групп оказалось три. Все группы получили задания: найти данные из разных источников. Студенты самостоятельно наметили задания для каждого участника группы, план согласованных действий. Данная работа выполнялась во внеучебное время.

2         этап. На следующем занятии студенты в малых группах обменивались информацией, обсуждали ее, выработали общую точку зрения и выступили со своим сообщением от каждой группы. После этого группа приступила к обсуждению полученной информации, в том числе и в формате дискуссии.

Определив факторы, влияющие на ситуацию, установив причинно-следственные связи создавшегося положения, студенты получили возможность начать поиски путей решения проблемы. При работе над проектами они имели дело с историческими документами, дневниками и мемуарами, с научной и научно-популярной литературой, информацией СМИ, ресурсами интернета, создают схему (таблицу), показывающую, каким образом, происходила социализация исторической личности. Работа с информацией осуществлялась после занятия.

3 этап. На последующих занятиях продолжалось обсуждение в малых группах сотрудничества с переходом на коллективное обсуждение. Преподаватель, кроме того, исполнял роль консультанта на занятиях и во внеаудиторное время.

Защита проекта проводилась на сдвоенном занятии. Каждая группа выбирает эксперта и докладчика. Эксперты из разных групп объединяются для совместной экспертной деятельности. Они формулируют вопросы по каждой теме, а также оценивают работу групп. Вопросы могут задавать все участники проектной деятельности, причем любому члену группы. Докладчик от каждой малой группы излагает суть проблемы, над которой она работает, разные точки зрения на решаемую проблему, предлагает разные источники информации, рассказывающие о некотором событии, приводит примеры их описания разными людьми, прилагает к докладу фото- и видеоматериалы. Дискуссия в процессе защиты проходит достаточно бурно.

Анализирует реализацию цели и задач своего проекта.

В процессе самоанализа проекта участники проекта отвечают на следующие вопросы:

  1. Насколько выполнена цель проекта
  2. Насколько реализованы задачи проекта
  3. С какими трудностями пришлось столкнуться при реализации проекта
  4. Как данный проект может помочь при изучении истории и обществознания.

В практическом опыте гуманитарной подготовки студентов положительно
зарекомендовала себя следующая структура основных требований к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, в частности, исследование исторической и мемуарной литературы, посвященной различным аспектам Гражданской войны в России; создание серии работ по проблеме роли отдельного человека в глобальных событиях.

2. Гипотетическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, например, проект памятных мероприятий в учебном заведении в целях сохранения исторической памяти о прошлом.

3. Самостоятельная деятельность студентов Колледжа.

4. Поэтапное распределение содержательной части проекта (с указанием промежуточных результатов).

В заключение следует отметить, что метод проектов не является единственным способом организации исследовательской деятельности. Однако именно тот факт, что организация проектной работы на занятиях истории позволяет развивать не только внутрипредметные связи, но и метапредметные, выводит на первое место деятельность студентов на уроке. Изучение важнейших закономерностей, отражающих сущность актуализации метода проектов в современной гуманитарной подготовке студентов учреждений профессионального образования, показывает, насколько она обусловлена социально-политическими, экономическими и социокультурными трансформациями общества, интеграцией российской системы образования с системами мирового сообщества, а также внедрением в учебный процесс образовательных стратегий, соответствующих требованиям общества, личности и рынка труда.

Практика показывает, что метод проектов на уроке истории позволяет решить сразу несколько актуальных проблем в современном образовании. Повышается мотивированность студентов, а также растет уровень заинтересованности в дальнейшей работе по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Отчет преподавателя о применении педагогических технологий на уроках истории и обществознания...

Организация научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентоспособного специалиста

Представлена методика организации научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентноспособного специалиста...

Выступление "Метод проектов на уроке физики, как фактор развития исследовательской деятельности учащихся»

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях- как один из способов активизации познавательной деятельности

Результаты и выводы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения и воспитания обучающихся в образовательных учреждениях.....

Проект на тему "Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов "

"Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере  уроков истории и обществознания". Прилагается теоретическая часть и презентация....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Статья отражает основные направления   формирования исследовательских компетенций студентов....

Организация самостоятельной работы студентов первого курса колледжа

Самостоятельная работа студента – это метод обучения, при котором познавательная деятельность протекает в полном соответствии с индивидуальными особенностями, уровнем образования, опыта, с одной...