Рабочая программа по литературе
рабочая программа на тему

Подлипаева Татьяна Васильевна

Рабочая программа по дисциплине "Литература" предназначена для учебных заведений СПО для специальностей: "Коммерция (по отраслям)", "Компьютерные системы и комплексы", "Право и организация социального обеспечения". Данная программа состоит из разделов: литература XIX века и XX века. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_vseh_2015.doc693 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Богучарский филиал  государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины

«Литература»  для студентов 1 курсов

по специальности:

                            09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

                            38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

                            40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

базовый уровень

                                                                           Разработана преподавателем      

                                                                           гуманитарных  дисциплин              

Подлипаевой Т.В.

                                                                                   

Богучар 2015 г.

 

       Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки  России от 29.05.2007 № 03-1180) и в соответствии с примерной программой дисциплины, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008. Соответствует обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования, установленному Министерством образования  и науки РФ.

   

         Разработчики:

преподаватель гуманитарных дисциплин Богучарского филиала ГБПОУ ВО «ВГПГК»

__________Т.В.Подлипаева    

                                                   

Рассмотрено и утверждено на заседании УМО

Богучарского филиала ГБПОУ ВО «ВГПГК»

председатель

___________ А.А. Бейдина                

 Протокол №  _______      

от  « _____» ________2015 г.  

Согласовано:

заместитель заведующего Богучарским филиалом ГБПОУ ВО «ВГПГК»  

по УР                                              

__________ А.В.Гончарова

« _____» ________2015 г  

                       


СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                          4                              

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ      8  
  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                        37
  3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ                                                        39


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 09.02.01 (230113) «Компьютерные системы и комплексы», 38.02.04 (100701) «Коммерция (по отраслям)», 40.02.01 (030912) «Право и организация социального обеспечения».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Литература принадлежит к учебному циклу ОДБ (Базовые общеобразовательные дисциплины)

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) литература в учреждениях среднего профессионального образования изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При получении специальностей СПО технического, естественнонаучного, социально-экономического, гуманитарного профилей обучающиеся изучают литературу как базовый учебный предмет в объеме 290 часов.

Рабочая программа призвана обеспечить  приобщение студентов  к богатствам отечественной художественной литературы; развивать у студентов способности  эстетического восприятия  и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; воспитывать высокий эстетический вкус и гражданскую идейно-нравственную позицию студентов; формировать представление о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место  в жизни нации и человечества; воспитывать речевую культуру обучающихся. Программа включает в себя перечень  выдающихся произведений художественной литературы; историко-литературные сведения, теоретико-литературные понятия, помогающие освоению духовного богатства художественных произведений; сведения по стилистике и культуре речи.

Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений. Важным компонентом  содержания литературного образования являются теоретико- и историко-литературные знания, знания о языке художественных произведений.

Разделы программы рассматривают  основные эпохи развития русской литературы XIX- конца XX в.  

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
  • знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  • применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося –  290 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 190 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 92 часа;

консультаций – 8 часов.

1.5. Техник по компьютерным системам должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать  решения  в  стандартных  и  нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять  поиск  и  использование  информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного  развития,  заниматься  самообразованием,  осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Менеджер по продажам должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

290

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

190

в том числе:

 лабораторные работы

 практические занятия

 контрольные работы

13

 курсовая работа (проект)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

92

в том числе:

реферат

12

внеаудиторная самостоятельная работа

80


2.2 Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Раздел 1. 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

8

Тема 1.1

 Введение. Русская литература XIX века.

Содержание учебного материала

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа

Тема 1.2

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала

Основные этапы жизненного пути. Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

Понимание Пушкиным России как могущественной великой державы.

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…»,  «Элегия» «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк, «Поэту», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа

Тема 1.3

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Содержание учебного материала

Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности.

Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.

Теория литературы: Элегия.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа

Составить конспект критической статьи  В.Г.Белинского о Пушкине. Подготовить анализ следующих литературных поэтических произведений: «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Когда по улицам задумчив я брожу…».

2

Тема 1.4

М.Ю. Лермонтов.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

 Стихотворения: «Поэт», «Молитва», «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» , «Родина», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание».

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Тема 1.5

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

Содержание учебного материала

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество. Критики о М.Ю. Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове.

Теория литературы: развитие понятия о романтизме.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Прочитать поэму «Маскарад», составить аннотацию.

2

Тема 1.6

Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя

Содержание учебного материала

Своеобразие Гоголя как писателя и человека, непохожего на предшественников и современников. Неоднозначное восприятие современниками личности и творчества Н.В. Гоголя.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Тема 1.7 Петербургские повести Н.В. Гоголя

Содержание учебного материала

Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Теория литературы: Романтизм и реализм.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Составить аннотацию критических статей В. Белинского,  А. Григорьева.

2

Раздел 2.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ  ПОЛОВИНЫ XIX В.

80

Тема 2.1

Культурно-историческое развитие России середины XIX века.

Содержание учебного материала

Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Тема 2.2

Художественный мир А.Н. Островского

Содержание учебного материала

Очерк жизни и творчества. А.Н. Островский – крупнейший русский драматург. Путь к мастерству, «пьесы жизни». Островский и русский театр. Пьеса «Гроза». Особенности конфликта в пьесе, расстановка действующих лиц. Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Тема 2.3

«Темное царство» в пьесе.

 Содержание учебного материала

Социально-психологические истоки самодурства.  Дикой и Кабаниха как воплощение «темного царства». Обличение самодурства, невежества, приговор старому миру. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Позиция автора и его идеал.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Тема 2.4

 Молодое поколение в «Грозе».

Содержание учебного материала

Судьбы представителей молодого поколения. Протест-озорство Варвары и Кудряша. Противоречивость поведения Тихона и Бориса. Осуждение нравственной слабости, эгоизма, приспособленчества.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Тема 2.5  

Трагедия Катерины в драме «Гроза».

Содержание учебного материала

Трагедия Катерины, борьба личности за право быть свободной. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Тема 2.6

«Гроза» в русской критике.

Содержание учебного материала

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». Значение А.Н. Островского в истории  русского театра.  

Теория литературы: понятие о драме.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Сочинение по творчеству А.Н. Островского

3

Самостоятельная работа 

Составить конспект одной из литературно-критических статей (на выбор) Н.А.Добролюбова. Д.И. Писарева, А.П. Григорьева.

4

Тема 2.7

И.А. Гончаров. «Обломов».  

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

4

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Составить конспект одной из критических статей Н. Добролюбова, Д. Писарева,

И. Анненского с оценкой романа «Обломов».

2

Тема 2.8

Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева

Содержание учебного материала

Образование и воспитание. Путь в литературу. Обзор творческого пути писателя. Социально-историческая чуткость писателя. Романы Тургенева – летопись русской общественной жизни. Эстетические и этические позиции писателя.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Тема 2.9

Базаров в системе действующих лиц

Содержание учебного материала

Основа конфликта в романе. Происхождение, образ жизни, взгляды героя. Противоречивость характера, нравственный максимализм, нигилизм Базарова. Причины его столкновений с окружающими.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Тема 2.10 Оппоненты Базарова

Содержание учебного материала

Идейные разногласия Евгения Базарова с Аркадием, Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми,  Анной Одинцовой. Социальные и нравственные позиции оппонентов Базарова. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Тема 2.11

Автор и герой в романе «Отцы и дети»

Содержание учебного материала

Формы выражения авторской позиции в прозаическом произведении. Сложность и неоднозначность отношения Тургенева к Базарову. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Сочинение по творчеству И.С. Тургенева

3

Самостоятельная работа 

Прочитать роман «Рудин», повесть «Первая любовь»,  роман «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе

3

Тема 2.12

Жизненный и творческий путь Н.Г.Чернышевского.

Содержание учебного материала

Детские и юношеские годы Н.Чернышевского. Обзор творческого пути писателя. Особенности творчества. Эстетические и этические позиции писателя.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

2

Тема 2.13

Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?».

Содержание учебного материала

Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

2

Тема 2.14

Жизнь и творчество Н.С.Лескова.

Содержание учебного материала

Детство. Юность. Вхождение в литературу. Писательская драма Лескова. Художественный мир писателя.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

2

Тема 2.15

«Очарованный странник» Н.С.Лескова.

Содержание учебного материала

«Очарованный странник» - повесть – хроника Н.Лескова. Н.Лесков как мастер описания русского быта. Национальный характер в его изображении.  

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

2

Тема 2.16 Художественный мир русской поэзии второй половины 19 века

Содержание учебного материала

Особенности русской поэзии 2-ой половины 19 века. Личность и судьба поэта. Тютчев-певец родной природы. Философская направленность стихов Тютчева. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Письменно ответить на вопрос: почему братья Аксаковы называют Тютчева «двигателем нашего русского самосознания»?

2

Тема 2.17

Творчество А.А.Фета.

Содержание учебного материала

Личность и судьба поэта. Слияние внешнего и внутреннего миров в лирике Фета. Богатство чувств и переживаний, обостренное восприятие природы, музыкальность, мелодичность стихов. Творчество Тютчева и Фета в музыке.

4

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Тема 2.18

Художественный мир Н.А.Некрасова

Содержание учебного материала

Певец народной жизни. Место поэта в литературном процессе 2-ой половины 19 века. Начало творческого пути, становление таланта. Общая характеристика творчества. Некрасов – журналист и редактор.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа 

Тема 2.19

Народная основа поэзии  Н. А. Некрасова.

Содержание учебного материала

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.20 Нравственные проблемы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Содержание учебного материала

История создания поэмы, отражение в ней социальных противоречий эпохи. Многообразие крестьянских типов. Судьба женщины-крестьянки. Мастерство поэта в изображении народной жизни. Представление о счасливой жизни у разных представителей общества. Проблемы счастья, долга, смысла.

 Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Сочинение по творчеству  Н.А. Некрасова

2

Самостоятельная работа 

Прочитать А.Н. Майков «И город вот опять! Опять сияет бал...», «Рыбная ловля», «Осень», «Пейзаж», «У мраморного моря», «Ласточки».

А.А. Григорьев «Вы рождены меня терзать...», «Цыганская венгерка», «Я ее не люблю, не люблю.

Я.П. Полонский. «Солнце и Месяц», «Зимний путь», «Затворница», «Колокольчик», «Узница».

2

Тема 2.21 Художественный мир Ф.М.Достоевского

Содержание учебного материала

Достоевский как человек и художник.  Драматизм личной судьбы писателя. Формирование творческой личности. Философская и нравственная проблематика произведений Достоевского, своеобразие идейной позиции писателя, споры вокруг творчества Достоевского.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.22 

Роман «Преступление и наказание».

Петербург Достоевского.

Содержание учебного материала

Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей. Петербург – город социальных контрастов. Изображение трагических будней жизни. Боль за человека – основа идейной позиции писателя.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.23 Социальные и философские корни теории Раскольникова, причины ее крушения.

Содержание учебного материала

Духовная значительность Раскольникова, Трагическая противоречивость его характера. Зарождение и развитие его теории. Социальная и философская основа бунта Раскольникова. Путь героя от сострадания к идее «крови по совести». Внутренняя борьба Раскольникова  со своей теорией. Несостоятельность индивидуалистического бунта главного героя романа.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.24 Раскольников и Соня Мармеладова

Содержание учебного материала

Мотивы любви, сострадания и милосердия в романе. Благородство и самопожертвование Сони. Идея страдания и очищения. Христианские мотивы, гуманизм Достоевского. Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.25

Урок развития речи

Содержание учебного материала

Повторение и обобщение материала по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Письменный зачет.

Вопросы:

Каким предстает Петербург в романе?

В чем истоки теории Раскольникова?

Почему она терпит крушение?

Возможно ли для Раскольникова обновление и возрождение?

Что вы принимаете и что отвергаете в Соне?

Может ли быть достигнута высокая цель через преступление?

 Какие идеи Достоевского особенно актуальны в наше время?

Самостоятельная работа 

1

Тема 2.26

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. «История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

6

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

1

Тема 2.27

Художественный мир Л.Н.Толстого

Содержание учебного материала

Духовные искания Толстого  в юности. Начало творческой деятельности, военный опыт писателя и его отражение в творчестве.

Толстой в 60-е годы. Творчество писателя после «Войны и мира». Духовный кризис 80-ых годов. Уход из Ясной поляны и смерть  писателя. Уроки Толстого в наше время.

Теория литературы: понятие о романе-эпопее.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.28

«Война и мир». История создания романа-эпопеи.

Содержание учебного материала

История создания «Войны и мира». Композиция и основные проблемы романа. Изображение судеб отдельных людей в связи с крупнейшими событиями истории. Смысл заглавия романа. Жанровое своеобразие.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.29 Нравственные искания Андрея Болконского

Содержание учебного материала

Духовное богатство, нравственное испытание, глубокое раскрытие внутренней жизни любимых героев. Семейные традиции семьи Болконских. Поиск князем Андреем смысла жизни. Небо Аустерлица. Нравственное возрождение, любовь в жизни князя Андрея. В годину народного бедствия. Итог нравственных исканий Андрея Болконского.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.30 Нравственные искания П.Безухова

Содержание учебного материала

Нравственное совершенствование человека. Жизненный стимул отдельной личности, Пьера Безухова. Изменения, происходящие в сознании героя. Выводы на очередном жизненном этапе.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2. 31 Нравственный смысл жизни Н.Ростовой

Содержание учебного материала

Традиции семьи Ростовых.  Правдивость, естественность, искренность, поэтичность Наташи. Трагические испытания Наташи Ростовой. Наташа и Пьер Безухов как толстовский идеал «просто прекрасного». Место женщины в семье и обществе в понимании Толстого. Духовные ценности «Войны и мира» и современный человек.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

2

Тема 2.32

«Мысль народная» в романе. Изображение войны 1812 года

Содержание учебного материала

Отношение Толстого к войне. Различие в изображении войны 1805 и 1812 года. Отечественная война как испытание народной России. Бородинское сражение. Партизанская война. «Мысль народная»  в романе. Развенчание идеи «наполеонизма».

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.33

Смысл противопоставления Наполеона и Кутузова. Обзор творчества позднего периода.

Содержание учебного материала

Толстой о роли личности в истории. Осуждение деспотизма и индивидуализма. «нет величия там, где нет простоты, добра и правды.».  Кутузов как народный полководец. Смысл противопоставления Наполеона и Кутузова.  Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».

Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.34 Художественный мир А.П.Чехова

Содержание учебного материала

Общественно-политическая и культурная жизнь России 80-90 г.г. 19 века. Формирование личности и творческой индивидуальности Чехова. Общая характеристика творчества, своеобразие отражения жизни в произведениях Чехова.

Точность и лаконичность – основа выразительности рассказов Чехова. Беликов и беликовщина в рассказе «Человек  в футляре». Протест против футлярной жизни. Художественное своеобразие рассказа.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.35

«Тема гибели человеческой души»

Содержание учебного материала

Изображение духовного оскудения личности под влиянием пошлости и обывательщины. Основные этапы жизни Старцева. Его превращение в Ионыча. Осознание истинных ценностей жизни и отход от них. Отношение автора к главному герою рассказа. Мастерство Чехова- новелиста, ,роль художественных деталей.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.36 Особенности «Вишневого сада» как драматического произведения.

Содержание учебного материала

Театр в творческой судьбе Чехова. История создания и постановки «Вишневого сада». Особенности конфликта в пьесе. Сложность, противоречивость и обыденность характеров, своеобразие жанра «Вишневого сада»

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.37 

Раневская и Гаев

Содержание учебного материала

Раневская и Гаев как воплощение мира дворянских гнезд. Причины жизненного краха владельцев вишневого сада. Беда и вина Раневской и Гаева. Принципы раскрытия их характеров. Отношение автора к ним.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.38

Судьба Лопахина

Содержание учебного материала

Сложность и противоречивость характера Лопахина. «Нежная душа» или «хищный зверь»?

Социально-типическое и индивидуальное в Лопахине. Различные трактовки образа Лопахина.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.39

Молодое поколение в «Вишневом саде».

Содержание учебного материала

Чеховская устремленность в будущее. Особенности характеров, жизненных позиций Ани и Пети Трофимова. Их представления о будущем. Авторское отношение к  молодому поколению. Пьесы Чехова на современной сцене.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Составить конспект  критической статьи  о Чехове

И. Анненского, В. Пьецуха.

2

Тема 2.40

Урок развития речи

Содержание учебного материала

Обобщение и систематизация пройденного материала

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Письменная работа (сочинение).

Темы: 1. Истоки теории Раскольникова и причины ее крушения. («Преступление и наказание»)

2. Путь нравственных исканий А.Болконского, П.Безухова, Н.Ростовой (по выбору).

3.Контраст в изображении Наполеона и Кутузова («Война и мир»)

4. Роль художественных деталей в произведениях А.П.Чехова.

5. Основные особенности русской классической литературы 19 века: самобытность, патриотизм, гуманизм, народность.

Самостоятельная работа 

Тема 2.41

Зарубежная

литература (обзор)

Содержание учебного материала

В. Шекспир «Гамлет».

О. Бальзак «Гобсек».

Г. Флобер «Саламбо».

Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме).

10

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

4

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА.

Раздел 1.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

11

Тема 1.1

Введение.

Литература рубежа веков.

Содержание учебного материала

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 1.2

Творчество И.А.Бунина

Содержание учебного материала

Личность и судьба писателя. Воронеж-родина Бунина. Пейзажная лирика. Поэтизация исторического прошлого. Своеобразие рассказов Бунина. Осуждение бездуховности существования власти денег. Мастерство Бунина-рассказчика.

4

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Прочитать рассказы: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Темные аллеи».

Прочитать критические статьи о Бунине В. Брюсова, Ю. Айхенвальда, З. Шаховской, О. Михайлова.

2

Тема 1.3

Творчество А.И.Куприна

Содержание учебного материала

Личность и судьба А.И. Куприна. Постановка общечеловеческих проблем. Обзор творчества писателя, проблематика и художественное  своеобразие повести «Олеся».

4

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 1.4

Традиции русской сатиры в творчестве А.Аверченко.

Содержание учебного материала

Отдельные страницы жизни. Традиции русской сатиры в творчестве А.Аверченко. Рассказы «Робинзоны», «Поэт», «Русалка» и др.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Раздел 2.

ПОЭЗИЯ НАЧАЛА XX ВЕКА

17

Тема 2.1 Серебряный век русской поэзии

Содержание учебного материала

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Подготовить общую характеристику творчества одного из авторов по выбору: Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин. (Прочитать стихотворения не менее трех авторов по выбору).

2

Тема 2.2

Символизм  в русской поэзии

Содержание учебного материала

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Прочитать стихотворения В.Я. Брюсова: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Подготовить сообщение об основных темах и мотивах поэзии Брюсова.

 Прочитать стихотворения К.Д. Бальмонта: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Подготовить сообщение об основных темах и мотивах поэзии Бальмонта.  

Прочитать стихотворения А. Белого: «Раздумье», «Русь», «Родине». Подготовить сообщения на тему: 

«Родина, боль и тревога за судьбы России».  «Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии».

2

Тема 2.3

 Акмеизм. Творчество

Н.С. Гумилева. 

Содержание учебного материала

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Личность и судьба Н.Гумилева. романтический герой его лирики. экзотика, яркость, праздничность восприятия мира. Актуальность, действенность позиции лирического героя. Поэзия Гумилева в наше время. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». 

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.4 

Футуризм

Содержание учебного материала

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Прочитать стихотворения И. Северянина: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Подготовить сообщение на тему: «Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина», «Оригинальность его словотворчества».

Прочитать стихотворения В.В. Хлебникова:

 «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…». Подготовить сообщение на тему:

«Слово в художественном мире поэзии Хлебникова», «Поэтические эксперименты», « Хлебников как поэт-философ».

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

4

Тема 2.5 

Художественный мир А.М.Горького

Содержание учебного материала

Жизнь, творчество, личность А.М.Горького

Жизненные университеты писателя. Литературная и общественная деятельность. Прозрения и заблуждения писателя, место и значение Горького в русской литературе. Споры вокруг личности и творческого наследия писателя в последнее время

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Прочитать и законспектировать одну из критических статей о Горьком А. Луначарского, В. Ходасевича Ю. Анненского.

4

Тема 2.6

 Раннее творчество М.Горького

Содержание учебного материала

Взаимосвязь реализма и романтизма в творчестве Горького. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

Романтический рассказ «Старуха Изергиль». Три судьбы в рассказе, принцип контраста в изображении Лары и Данко. Нравственно-эстетический идеал писателя. Художественное своеобразие рассказа.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.7

 Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма

Содержание учебного материала

М.Горький и художественный театр. «На дне» как социально-философская драма. Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Проблема гуманизма в пьесе. Мастерство Горького-драматурга.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.8

Проблема гуманизма в пьесе

Содержание учебного материала

Спор о человеке, три правды о человеке в пьесе: правда факта(Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Авторская позиция и способы ее выражения. Горький и МХАТ.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.9 

Урок развития речи

Содержание учебного материала

Повторение и обобщение пройденного материала по творчеству М.Горького

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Письменная работа (сочинение).

 Темы:

1. «Старуха Изергиль» как романтическое произведение»,

2. « Эгоизм Лары и самоотверженность Данко».

3. «Что лучше: истина или сострадание?» (По пьесе «На дне»).

Самостоятельная работа 

2

Тема 2.10 

Личность и судьба А.Блока

Содержание учебного материала

Формирование личности поэта. Блок и символизм. Сложность творческого пути поэта. Блок и революция. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…».

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 2.11

Поэма А. Блока «Двенадцать»

Содержание учебного материала

Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Прочитать поэму «Соловьиный сад».

2

Раздел 3.

ЛИТЕРАТУРА 20-Х ГОДОВ

10

Тема 3.1 Творчество С.А.Есенина

Содержание учебного материала

Жизнь, творчество, личность поэта. Чувство родины, родной природы в лирике Есенина. Искренность чувств, любовь и сострадание по всему живому. Связь лирики С.Есенина с народным творчеством

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 3.2

 Народно-песенная основа лирики С.Есенина

Содержание учебного материала

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул         родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 3.3

Поэма «Анна Снегина»

Содержание учебного материала

Поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

2

Тема 3.4 Художественный мир В.Маяковского

Содержание учебного материала

 «Маяковский начинается».  Личность и творчество поэта. Дооктябрьская лирика и поэмы. Влияние футуризма на творчество Маяковского. Социальное и  личное в поэме «Облако в штанах». Трагизм и одиночество лирического героя

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 3.5

Урок развития речи

Содержание учебного материала

Повторение и обобщение пройденного материала

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Письменная работа (сочинение)

Самостоятельная работа 

Раздел №4

ЛИТЕРАТУРА 30-40-Х ГОДОВ.

17

Тема 4.1 Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)

Содержание учебного материала

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.

Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого.

Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова.

Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

4

Тема 4.2 

Творчество М.И. Цветаевой

Содержание учебного материала

Личность и судьба Цветаевой. Важнейшие темы поэзии: любовь, Россия, творчество, прославление труженика. Трагичность поэтического мира. Поэзия Цветаевой как напряженный монолог-исповедь лирического героя. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…».

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 4.3

Творчество А.П. Платонова

Содержание учебного материала

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Повесть «Котлован».

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

1

Тема 4.4

Художественный мир М..А. Булгакова

Содержание учебного материала

Формирование личности писателя, обзор литературной деятельности Булгакова. Новаторство в темах, идеях, стиле.  Драматическая судьба писателя и его произведений. Творчество Булгакова и современность.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 4.5 

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Содержание учебного материала

История создания и публикации. Своеобразие романа, сочетание фантастики с библейскими мотивами, особенности сатиры в романе. Проблемы творчества и судьбы художника. Глубокий психологизм в раскрытии чувств, переживаний Мастера и Маргариты. Судьба романа в современном мире.

Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.

4

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Прочитать фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман».

2

Тема 4.6 Художественный мир М.А.Шолохова

Содержание учебного материала

Жизнь, творчество, личность М. Шолохова

Путь в литературу, отражение в творчестве Шолохова важнейших этапов истории страны. Восприятие личности и произведений писателя в наше время. Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 4.7

 «Тихий Дон» как роман-эпопея

Содержание учебного материала

Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. История создания. Широта охвата событий, правдивое отражение исторических процессов.  Своеобразие жанра. Особенности композиции. Связь романа с устным народным творчеством.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 4.8

Трагедия Григория Мелехова

Содержание учебного материала

История семьи Мелеховых. Григорий Мелехов - трагический характер эпохи перелома. Идеал свободы Мелехова, его хождения по мукам. Любовь в жизни Григория. Глубина раскрытия чувств и переживаний. Споры о причинах трагедии Григория Мелехова

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

2

Тема 4.9

Женские судьбы в «Тихом доне»

Содержание учебного материала

Глубина чувств и сила страстей героинь романа, трагизм судьбы Аксиньи. Талант верности и терпенья у Натальи. Величие материнства у Ильиничны. Мастерство Шолохова в изображении женской психологии. Споры вокруг авторства «Тихого Дона».

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 4.10

Урок развития речи

Содержание учебного материала

Обобщение и систематизация пройденного материала

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Письменная работа (сочинение)

Самостоятельная работа 

Раздел 5.

ЛИЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ

7

Тема 5.1

Великая Отечественная война в литературе  40-х годов

Содержание учебного материала

Война и духовная жизнь общества. Поэзия военных лет. Патриотические чувства в лирике М.Исаковского, К.Симонова, А.Суркова и других поэтов. Правда о человеке на войне в произведениях А.Фадеева, В.Некрасова, Э.Казакевича и

других прозаиков.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

2

Тема 5.2

Творчество А.А. Ахматовой

Содержание учебного материала

Личность и судьба Ахматовой. Ранняя лирика. Глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. «Реквием» - памяти жертвам сталинских репрессий. Художественное своеобразие поэзии Ахматовой..

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил землю..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Муза». Статьи о Пушкине.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

2

Тема 5.3 Творчество А.Т.Твардовского

Содержание учебного материала

Лирика А.Т.Твардовского

Личность и судьба А. Твардовского. Путь в литературу. Размышления о судьбах Отечества, утверждение высоких нравственных ценностей. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда кончилась война…»,  Поэма «По праву памяти».

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 5.4

Поэмы А.Т.Твардовского

Содержание учебного материала

Отражение в поэмах Твардовского важнейших этапов жизни страны. Лирико-публицистическое осмысление побед и поражений народа, трагических страниц прошлого в поэмах «За далью - даль». Поэма «По праву памяти» – искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. Художественное своеобразие творчества А. Твардовского

Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

2

Раздел № 6

ЛИТЕРАТУРА 50-80 ГОДОВ

19

Тема 6.1 

Новое осмысление темы войны в литературе 50-80-х годов

Содержание учебного материала

Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. Многообразие подходов  к изображению войны в произведениях Симонова, Бакланова, Васильева, Кондратьева, Бондарева, Астафьева. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников». Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 6.2 

Поэзия 50-80-х годов

Содержание учебного материала

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «Оттепели». Острота политических, социальных проблем в стихах и поэмах Е.Евтушенко «Время стрессов и страстей». Ностальгия по настоящему в творчестве А.Вознесенского. публицистический характер произведений Р.Рождественского. развитие традиций русской классики в творчестве С.Орлова, А.Мартынова, Н.Рубцова, Ю.Кузнецова. многообразие творческих поисков в поэзии последних десятилетий.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 6.3 

Творчество Б.Пастернака

Содержание учебного материала

Личность и судьба Пастернака. Путь поэта к мудрой простоте. Тема поэта и поэзии. Человек и природа в лирике Пастернака.

Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь».

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». Прочитать роман «Доктор Живаго». Составить аннотацию по плану.

3

Тема 6.4 «Деревенская проза». Творчество В.Шукшина

Содержание учебного материала

Изображение жизни крестьянства, драматизма его судеб в произведениях Ф.Абрамова, В.Белова, Б.Можаева, В.Шукшина. Творческая судьба В.Шукшина. Социально-нравственные проблемы, сложность, противоречивость характеров, горести и печали человеческие в рассказах Шукшина. Их художественное своеобразие.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 6.5 

Авторская песня

Содержание учебного материала

Место авторской песни в современном искусстве. Современные «барды». Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни. Личность и судьба В.Высоцкого-поэта, певца, актера, композитора. Искренность и правдивость, драматизм и напряженность.  

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Подготовить сообщение о жизни и творчестве одного из бардов-современников.

2

Тема 6.6 Творчество А.И.Солженицына

Содержание учебного материала

Личность и судьба Солженицына. Общая характеристика прозы писателя. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве в повести «Один день Ивана Денисовича» история создания и публикации, вымысел и достоверность. Гулаговские испытания Шухова. Гуманистический идеал писателя, возвращение писателя в Россию. Восприятие его личности и творчества в современных условиях.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

2

Тема 6.7 Творчество

В.Т. Шаламов

Содержание учебного материала

Сведения из биографии.

«Колымские рассказы».(два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 6.8 

Лирика Н.М. Рубцова

Содержание учебного материала

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 6.9 

Расул Гамзатов

Содержание учебного материала

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Тема 6.10

Русская литература последних лет (обзор)

Содержание учебного материала

Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

Подготовить доклады на следующие темы:

  1. Динамика нравственных ценностей во времени.
  2. Предвидение опасности утраты исторической памяти в повести  В. Распутина  «Прощание с Матерой». 
  3. Историческая тема в советской литературе.

4) Автобиографическая литература. К. Паустовский,

И. Эренбург.

5) Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов.

6) Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях.

7) Журналы «Новый мир», «Октябрь», «Знамя». Их позиция.

8) Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева.

9) Многонациональность советской литературы.

4

Тема 6.10 Зарубежная литература (обзор)

Содержание учебного материала

И.-В.Гете. «Фауст».

Э. Хемингуэй. «Старик и море».

Э.- М. Ремарк. «Три товарища»

Г. Маркес. «Сто лет одиночества».

П. Коэльо. «Алхимик».

4

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы 

Самостоятельная работа 

4

Консультация  

8

Всего

290

Примерный перечень интерактивных форм обучения:

Коммуникативный тренинг – Тема 2.6; 5.4(2).

Психодиагностика социально-коммуникативной компетентности. «Мозговая атака», «мозговой штурм» и др. –  Тема  2.32; 6.1(2).

Мини-лекция -  Тема 2.10; 2.19; 2.34; 4.4(2).

Спор, дискуссия, полемика – Тема 2.9; 2.28; 6.9(2).

Презентации с использованием различных вспомогательных средств  (слайдов) - Тема 1.2(2); 2.5(2); 3.1(2); 6.5(2).

Публичное выступление – Тема  1.3; 2.1(2); 4.1(2); 6.4(2).

Деловая игра -  Тема 2.4(2); 2.8(2); 4.6(2).

Просмотр и обсуждение видеофильмов – Тема 2.5; 2.16; 4.8(2).

Обратная связь – Тема 2.8; 5.1(2).

Работа в малых группах – Тема 1.2; 2.12; 2.22; 2.23; 4.3(2); 6.2(2).  

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин с интерактивной доской и компьютером, печатными пособиями (учебниками, учебниками-хрестоматиями и т.д.), репродукциями картин.

Произведения для самостоятельного чтения:

Ч. Айтматов. «Белый пароход» (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».

Д. Андреев. «Роза мира».

В. Астафьев. «Пастух и пастушка».

А. Бек. «Новое назначение».

В. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А. Битов. «Грузинский альбом».

В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».

К. Воробьев. «Убиты под Москвой».

В. Высоцкий. Песни.

Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

В. Иванов. «Русь изначальная», «Русь великая».

Б. Можаев. «Мужики и бабы».

В. Набоков. «Защита Лужина».

В. Некрасов. «В окопах Сталинграда», «Маленькая печальная         повесть».

Е. Носов. «Усвятские шлемоносцы», «Красное вино победы».

Б. Окуджава. Поэзия и проза.

Б. Пастернак. Поэзия.

В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Живи и помни».

В. Шаламов. «Колымские рассказы.

Поэзия 60–90-х годов и последнего десятилетия (А. Кузнецов, Н. Тряпкин, Г. Айги, Д. Пригов, В. Вишневский и др.).

ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2008.

Роговер Е.С. Русская литература XX века: Учебное пособие. – 2-е изд., дополнительное и переработанное. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2008.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2007.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2009.

Для преподавателей

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века: 11 класс, 1полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века: 11 класс, 2полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009.

Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XIX века: 10 класс/ Е.В.Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10 – 11 классы/ И.Е.Каплан. – 4-е изд. стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.

Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2004.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.  – М., 2007.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2009.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н.   – М., 2008.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2005.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2009.

Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2010.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать: 

образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия;

опрос, тестирование, индивидуальные задания

уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

опрос, тестирование, индивидуальные задания



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по литературе и русскому языку в СПО и НПО.

Рабочие программы по русскому языку и литературе составлены в соответствии с Учебным планом, стандартами по предметам и программе Лебедева....

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 1)...

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 2)...

Рабочая программа по литературе для СПО

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального ...

Рабочая программа по литературе для СПО

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионал...

Рабочая программа по литературе (10 класс)

Материал содержит рабочую программу по литературе и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе. Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основании нормати...

Рабочая программа по литературе для обучающихся "Мастер по цифровой обработке информации"

Рабочая программа по литературе для обучающихся "Мастер по цифровой обработке информации"...