Что такое текст.
план-конспект урока на тему

Подлипаева Татьяна Васильевна
Данный урок по русскому языку можно провести в 10 классе или на 1 курсе СПО.  Это занятие поможет познакомить учащихся с признаками текста и его функционально-смысловыми типами; активизировать умение определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности; умение  строить текст по его признакам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_tekst.doc93.5 КБ
Файл rus.yaz_.tekst_.pptx838.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Тема: «Что такое текст»

Тип занятия - комбинированный.

Цель: познакомить с признаками текста и его функционально-смысловыми типами; активизировать умение определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности; умение  строить текст по его признакам.

Задачи:

  1. связывать предложения в тексте смысловой связью;
  2. выдерживать в тексте композиционное единство: начало, основную часть и заключение;
  3. соединять предложения и части текста с помощью грамматической связи: цепной параллельной.

Методы: эвристическая беседа, исследовательский, самостоятельная работа, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Объявление темы, целей и задач занятия.

  1. Повторение.

Словарный диктант:

Аккордеон, аксессуар, каньон, инфинитив, иммунитет, баррикада, метафора, ностальгия, вермишель, орфоэпия, пескарь, пессимист, сарафан, гардероб, университет, диктофон, чемпион, фейерверк.

  1. Изучение нового материала (1 вопрос – теоретический материал).
  1. Слово учителя:

   

Термин «текст» (лат. textum – ткань, связь, соединение, сцепление) по-разному понимается в разных отраслях науки о языке и литературе. Например:

1) «Текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому» (Л. М. Лосева).

2) «Под текстом понимается логически и структурно организованная совокупность высказываний, характеризующихся единством тематики» (Е. С. Скобликова).

3) «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа» (И. Р. Гальперин).

4) «Текст – это законченное, завершённое произведение» (из учебника «Русский язык» 10 класс. Авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, О. В. Чиндилова).

5) «Текст – любое произведение словесности, выраженное в устной или письменной форме, а также законченный фрагмент произведения. Это и отдельный абзац, и целая книга. Текстом может быть даже одно предложение. Текст представляет собой единство содержания и словесной формы выражения этого содержания» (Р. И. Альбеткова).

6) «Текст – это объединённая смысловой связью последовательность предложений, абзацев, глав и т. д., основными (категориальными) свойствами которой являются связность, целостность и единство» (из книги: Л. С. Степанова, И. Б. Маслова, А. В. Терентьева. Русский язык. Тематические тренировочные задания).

7) «Текст – это произведение письменной или устной речи, предназначенное для общения (коммуникации). Как коммуникативное произведение текст несёт в себе определённое сообщение, информацию. Собственно, текст и создаётся для того, чтобы автор мог передать читателю какую-то информацию».

2. Фронтальный опрос.

-        Что такое текст? (ответ записать в тетради)

( Текст - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.)

Рассматривая  все определения слова «текст», можно  выделить  признаки  текста.

Каковы они? (записать в тетради)

Информативность (содержанием любого законченного текста является информация по определённой тематике, проблематике. Весь текст пронизывает идея, основная мысль).

Членимость текста на определённые части (главы, микротексты), единицы (предложение, синтаксическое сложное целое, абзац). Деление на абзацы проясняет композицию (структуру) текста. Отсутствие абзацев сделало бы текст трудно воспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров.

Связность (все части и единицы текста связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически).

Коммуникативное намерение автора текста – общение, сообщение, воздействие, создание художественных, поэтических образов + эмоционально-эстетическое воздействие.

Целенаправленность – с какой целью данный текст написан, прочитан или рассказан.

В любом тексте есть тема – то, о чём говорится в произведении, и проблема – вопрос, который автор исследует в своём произведении. Совокупность таких вопросов является проблематикой произведения.

Функционально-смысловые типы речи(текста)

Описание. Цель описания — дать представление о наиболее существенных сторонах описываемого объекта, поэтому универсальными признаками описания являются: статичность, использование глаголов настоящего времени несовершенного вида, глаголов бытия и состояния.

Выделяются несколько разновидностей описания: предметное описание, описание персонажа, описание положения дел, теоретическое описание.

Повествование - это функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для реализации этой функции специфическими языковыми средствами. Главное в повествовании — это сообщение о развивающихся действиях, поэтому оно противопоставлено описанию.

Основные способы выражения динамики повествования:

значение, вид и время глаголов. Ряды однородных глаголов способны выражать динамику, если они относятся к одному лицу. Разные временные формы глаголов и формы совершенного вида обозначают последовательность действий;

вспомогательные глаголы (стать, начинать и т. д.);

обстоятельственные слова со значением времени(сперва, вдруг, затем и т. д.);

союзы (то-то, и, едва, пока, в то время как)',

порядок слов. В повествовательных предложениях подлежащее обычно предшествует сказуемому, которое находятся в сильной позиции конца.

Рассуждение - это речевая форма, элементы которой организованы на основе равного рода логических отношений: обусловленности, противопоставления, сопоставления и т. п. Рассуждения характеризуются отходом от сюжета, они замедляют развитие текстовых событий.

Обычно в структуре рассуждения выделяют три частитезис, доказательство и вывод в виде обобщения или заключения. В художественном тексте эта универсальная схема может быть неполной, но обязательным является вывод. Рассуждения автора в тесте обычно используются применительно к самым разным ситуациям, в то же время они носят вневременной. глобальный, обобщающий характер. В рассуждениях воплощаются идеи автора, его особое видение мира.

Предложения в тексте соединяются по определенным правилам.

        Какие вы знаете типы связи между предложениями и частями текста?

(- цепная;

- параллельная.

Цепная связь может осуществляться:

- повтором ключевого слова (оно может обозначать субъект действия, действие, место действия, признак);

- заменой слова из предыдущего предложения его синонимом в последующем предложении;

- заменой слова местоимением;

- грамматическим повтором;

- семантическими и ассоциативными связями.

Параллельная, связь осуществляется через сопоставление одного предложения с другим.

Параллельная связь усиливается при помощи вводных слов.

При параллельной связи часто используются наречия места.

Как параллельная связь может сочетаться с элементами цепной связи, так и в цепную связь могут войти элементы параллельной.)

  1. Закрепление материала ( практическая часть).

  1.         Этап первичной проверки понимания изученного.

Работа с деформированным текстом.

 

Текст заранее отпечатан. Его получает каждый учащийся. Цель заключается в том, чтобы, опираясь на имеющуюся информацию, восстановить последовательность предложений, расставив пропущенные знаки препинания.

                                                      КУЦЫЙ

1. Этот жест возбудил в собаке жадное внимание.

2. Знакомство с Куцым произошло совершенно случайно.

3. Предложение было принято с полным сочувствием.

4. И с той же минуты Куцый был принят в число экипажа «Могучего».

5. Кочнев зашел в мелочную лавочку и через минуту бросил собаке куски черного хлеба и отрезки рубцов купленных на свои копейки.

6. Обратились к боцману с просьбой испросить разрешение старшего офицера.

7. Это было в Кронштадте в один ненастный и холодный воскресный день дня за три до отхода «Могучего» трехмачтового военного судна в кругосветное плавание.

8. Тогда Кочнев стал шарить у себя в карманах.

9. Несчастный вид ее возбудил жалость в матросах.

10. Разрешение было получено.

11. Собака подозрительно взглянула своими умными глазами на матроса но несколько дальнейших ласковых слов произнесенных доброжелательным тоном успокоили ее насчет недобрых намерений и она жалобно завыла.

12. Выписывая ногами затейливые вензеля матрос Кочнев возвращался на корвет стоявший в военной гавани и заметил в переулке собаку прижавшуюся к водосточной трубе и вздрагивающую от холода.

13. Окромя как Куцым никак его не назвать предложил кто-то.

14. Скоро она наевшись досыта заснула недалеко от камбуза и не веря своему счастью часто тревожно просыпалась во сне.

15. Матрос подошел ближе и погладил ее она лизнула ему руку тронутая лаской и завыла еще сильней.

16. Ее стали гладить и повели кормить вниз.

17. Поднялся вопрос какую дать кличку псу.

18. Ты брат чей будешь проговорил он останавливаясь около собаки.

19. Собака с алчностью бросилась на пищу и в несколько секунд съела все и снова вопросительно смотрела на матроса.

20. Жалкий вид этой бесприютной собаки тронул матроса.

21. Он ласково свистнул.

22. Все посматривали на весьма неказистую собаку которая в ответ на ласковые взгляды повиливала обрубком хвоста и благодарно лизала руки матросов гладивших ее.

23. Наутро разбуженная чисткой верхней палубы собака испуганно озиралась но Кочнев значительно успокоил ее поставив перед ней чашку с жидкой кашицей которой завтракали матросы.

24. Спустя несколько времени когда палуба была вымыта Кочнев вывел ее наверх и предложил матросам оставить ее на корвете.

25. Собака двинулась за ним и не без некоторого смущения вошла по сходням на корвет и вслед за матросом очутилась на баке среди толпы людей испуганная и будто сконфуженная своим непривлекательным видом.

26. Кличка понравилась.

Восстановленный текст.

                                                           

                                                                  КУЦЫЙ

         Знакомство с Куцым произошло совершенно случайно. Это было в Кронштадте в один ненастный и холодный воскресный день, дня за три до отхода «Могучего», трехмачтового военного судна, в кругосветное плавание.

         Выписывая ногами затейливые вензеля, матрос Кочнев возвращался на корвет, стоящий в военной гавани, и заметил в переулке собаку, прижавшуюся к водосточной трубе и вздрагивающую от холода. Жалкий вид этой бесприютной собаки тронул матроса.

        – Ты, брат, чей будешь? – проговорил он, останавливаясь около собаки.

         Собака подозрительно взглянула своими умными глазами на матроса, но несколько дальнейших ласковых слов, произнесенных доброжелательным тоном, успокоили ее насчет недобрых намерений, и она жалобно завыла. Матрос подошел ближе и погладил ее; она лизнула ему руку, тронутая лаской, и завыла еще сильней.

       Тогда Кочнев стал шарить у себя в карманах. Этот жест возбудил в собаке жадное внимание.

       Кочнев зашел в мелочную лавочку и через минуту бросил собаке куски черного хлеба и отрезки рубцов, купленных на свои копейки.

        Собака с алчностью бросилась на пищу и в несколько секунд съела все и снова вопросительно смотрела на матроса. Он ласково свистнул. Собака двинулась за ним и не без некоторого смущения вошла по сходням на корвет и вслед за матросом очутилась на баке среди толпы людей, испуганная и будто сконфуженная своим непривлекательным видом.

       Несчастный вид ее возбудил жалость в матросах. Ее стали гладить и повели кормить вниз. Скоро она, наевшись досыта, заснула недалеко от камбуза и, не веря своему счастью, часто тревожно просыпалась во сне.

       Наутро, разбуженная чисткой верхней палубы, собака испуганно озиралась, но Кочнев значительно успокоил ее, поставив перед ней чашку с жидкой кашицей, которой завтракали матросы.

      Спустя несколько времени, когда палуба была вымыта, Кочнев вывел ее наверх и предложил матросам оставить ее на корвете.

       Предложение было принято с полным сочувствием. Обратились к боцману с просьбой испросить разрешение старшего офицера. Разрешение было получено. Поднялся вопрос, какую дать кличку псу. Все посматривали на весьма неказистую собаку, которая в ответ на ласковые взгляды повиливала обрубком хвоста и благодарно лизала руки матросов, гладивших ее.

      – Окромя как Куцым, никак его не назвать! – предложил кто-то. Кличка понравилась. И с той же минуты Куцый был принят в число экипажа «Могучего». (По К. Станюковичу.)

  1. Беседа по восстановленному тексту.

– Как вы восстанавливали текст?

– Что помогало в работе?

– Какие знания по речеведению и грамматике вы привлекали для работы?

  1. Индивидуальная работа с карточкой.

-        Прочитайте предложения, данные на карточках

  1. К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках.
  2. С рассветом пришла в паутину роса.

1. Весь день паук ткал в травах.

6.        Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу.
5. Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или
летучим багряным инеем.

4.        Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали.

7.        Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со
стороны, пока не ушла роса.

-        Скажите, можно ли назвать их текстом? Обоснуйте своё мнение.

(Нет. Нарушена смысловая цельность, тематическое и композиционное единство)

-        Что нужно сделать, чтобы из набора этих предложений получился текст?

(1) связать предложения смысловой и грамматической связью

2)        создать композиционное единство: начало, основную часть, заключение

Задание: пронумеруйте предложения в нужной последовательности, установив связи между ними.

2) Работа в парах: сравните выполненную работу с работой соседа, придите к общему результату.

Проверка.

-        Как устанавливаем связи?

(1) определяем чёткие временные указания, которые позволяют правильно определить последовательность событий (Весь день - к вечеру - с рассветом - пока не ушла)

2)        Определяем тип речи: это повествование, значит глаголы помогают восстановить
последовательность происходящих действий: что было сначала, потом, чем всё закончилось)

  • Прочитаем, что у нас получилось.
  • Сравним с тем, что должно было получится (правильный вариант на интерактивной доске)
  • Докажите, что теперь это не просто группа предложений, а текст (вернитесь к признакам текста и обсудите ответ с соседом).

(Все признаки текста налицо: есть смысловая связь между предложениями; тип связи -цепная (лексический повтор ключевых слов: паук ткал, густой клубок, паутина, натянутые нити, они, клубок; грамматический повтор: сказуемые соседних предложений выражены одинаковыми формами глаголов прошедшего времени совершенного вида единственного числа, они могли бы быть однородными сказуемыми одного предложения; композиционное единство)

-        На ваш взгляд, закончили мы строить текст?
(Нет. Мы не разбили текст на абзацы)

Задание: работая в парах, разбейте текст на абзацы. Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия. Микротема - наименьшая составная часть общей темы)

Проверка.

  • Из скольких частей будет состоять текст? (Из трёх: начало, основная часть, заключение)
  • Сравним с правильным вариантом (на интерактивной доске)

(Теперь мы отчётливо видим композиционное единство текста. Мы с вами восстановили текст миниатюры Ю. Куранова.)

3)        Работа в группах

(группы организуем, повернувшись к соседям, сидящим на другой парте. У нас получилось 9 групп. Каждая выберет себе вопрос по анализу полученного текста и в течение 2-3 минут будет с ним работать. Напоминаю правила работы в группе: а) выслушиваете мнение и аргументы каждого; б) обсуждаете предложенные варианты ответа и вырабатываете общую точку зрения; в) выбираете того, кто будет выступать от группы)

Вопросы для анализа текста:

1.   Определить стиль речи (прокомментировать)

(Справка. Стили речи: художественный, научный, публицистический, разговорный, деловой.

Художественный - стиль художественной литературы; его цель - воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин.)

2.        Определить тип речи текста (прокомментировать)
(Справка. Типы речи: повествование, описание,  рассуждение. Повествование - рассказ о действиях и событиях в определённом порядке (что было сначала, что потом ... и наконец)

3.        Какова тема текста?
(Справка. Тема текста - это то, о чём говорится в тексте)

  1. Какова основная мысль текста?
    (Справка. Основная мысль - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан).

  1. Какова композиция текста? Составить план текста.
    (Справка. Композиция - построение текста)

  1. Какие образные средства делают текст выразительным?
    (Справка. Эпитет - образное определение.

Метафора - переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому.

Олицетворение - уподобление неживого предмета живому существу.

Сравнение — определение одного  предмета или явления при  помощи  сопоставления с

другим.)

  1. Какие синонимические замены использует писатель, чтобы избежать повторов?
    (Справка. Синонимы - слова, которые звучат и пишутся по-разному, но имеют сходное лексическое значение).

  1. Определить трудные случаи написания слов (орфограммы).

  1. Объяснить постановку знаков препинания (пунктуацию).

Выступление представителей групп.

  1.    Подведение итогов.

Мы сегодня работали с текстом: сначала его строили, потом анализировали.

Работали индивидуально, в парах, в группах. Итогом совместной групповой работы стал

созданный нами текст (комплексный анализ текста).

Текст Ю. Куранова представляет собой художественное повествование с элементами описания (жанр - миниатюра). Писатель рассказывает о том, что произошло с обычной паутиной, в которую «пришла» роса и попал луч света. Он выражает восторг и удивление волшебным превращением обычного клубка паутины, в который осенним утром попали сразу и роса, и луч солнца, в клубок переливающегося света, похожий на все сказочные дворцы сразу. Свое отношение к изображаемому автор выражает с помощью образных средств: сравнения, эпитетов, олицетворений, что придает тексту эмоционально-экспрессивную окрашенность.

Композиция миниатюры соответствует тексту повествовательного типа речи: вступление, основная часть, заключение. Использование глаголов помогает выразить последовательность происходящих действий.

Чтобы избежать повторов, автор использует синонимические замены: густой клубок-паутина-туго натянутые нити-они-маленький клубок.

В тексте встретились трудные случаи написания слов: правописание суффиксов наречий, прилагательных, глаголов. Пунктуация в тексте несложная: запятая в ССП, СПП, в простом предложении с однородными членами.

Заканчивая наш урок, мне хотелось бы, немного поиграть с вами. Игра называется «Фруктовый сад». На партах у вас лежат лимончики и яблочки (разноцветные стикеры), необходимо на яблоках написать, что вам понравилось и запомнилось на сегодняшнем занятии, а на лимончиках – что было непонятно, вызывало затруднения или просто не понравилось.

  1. Домашнее задание.

  1. Выучить записи в тетради.
  2. Повторить орфографию и пунктуацию (будет диктант).
  3. Работа по карточкам (вариант 2, часть 2).

Вопросы для анализа текста:

1 .Определить стиль речи (прокомментировать)

(Справка. Стили речи: художественный, научный, публицистический, разговорный, деловой.

Художественный - стиль художественной литературы; его цель – воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин.)

2.        Определить тип речи текста (прокомментировать)
(Справка. Типы речи: повествование, описание,рассуждение.

Повествование - рассказ о действиях и событиях в определённом порядке (что было сначала, что потом ... и наконец)

3.        Какова тема текста?
(Справка. Тема текста - это то, о чём говорится в тексте)

4.        Какова основная мысль текста?
(Справка. Основная мысль - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан)

5.        Какова композиция текста? Составить план текста.
(Справка. Композиция - построение текста)

6.        Какие образные средства делают текст выразительным?
(Справка. Эпитет - образное определение.

Метафора - переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому.

Олицетворение - уподобление неживого предмета живому существу.

Сравнение - определение одного предмета или явления при помощи сопоставления

с другим.)

7.        Какие синонимические замены использует писатель, чтобы избежать повторов?
(Справка. Синонимы - слова, которые звучат и пишутся по-разному, но имеют сходное лексическое значение).

8. Определить трудные случаи написания слов (орфограммы).

9. Объяснить постановку знаков препинания (пунктуацию).

  1. К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках.
  2. С рассветом пришла в паутину роса.

3. Весь день паук ткал в травах.

4.        Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу.
5. Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или
летучим багряным инеем.

6.        Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали.

7.        Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со
стороны, пока не ушла роса.

1.К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках.

2.С рассветом пришла в паутину роса.

3. Весь день паук ткал в травах.

4.        Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу.
5. Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или
летучим багряным инеем.

6.        Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали.

7.        Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со
стороны, пока не ушла роса.

                                                 

                                                            КУЦЫЙ

1. Этот жест возбудил в собаке жадное внимание.

2. Знакомство с Куцым произошло совершенно случайно.

3. Предложение было принято с полным сочувствием.

4. И с той же минуты Куцый был принят в число экипажа «Могучего».

5. Кочнев зашел в мелочную лавочку и через минуту бросил собаке куски черного хлеба и отрезки рубцов купленных на свои копейки.

6. Обратились к боцману с просьбой испросить разрешение старшего офицера.

7. Это было в Кронштадте в один ненастный и холодный воскресный день дня за три до отхода «Могучего» трехмачтового военного судна в кругосветное плавание.

8. Тогда Кочнев стал шарить у себя в карманах.

9. Несчастный вид ее возбудил жалость в матросах.

10. Разрешение было получено.

11. Собака подозрительно взглянула своими умными глазами на матроса но несколько дальнейших ласковых слов произнесенных доброжелательным тоном успокоили ее насчет недобрых намерений и она жалобно завыла.

12. Выписывая ногами затейливые вензеля матрос Кочнев возвращался на корвет стоявший в военной гавани и заметил в переулке собаку прижавшуюся к водосточной трубе и вздрагивающую от холода.

13. Окромя как Куцым никак его не назвать предложил кто-то.

14. Скоро она наевшись досыта заснула недалеко от камбуза и не веря своему счастью часто тревожно просыпалась во сне.

15. Матрос подошел ближе и погладил ее она лизнула ему руку тронутая лаской и завыла еще сильней.

16. Ее стали гладить и повели кормить вниз.

17. Поднялся вопрос какую дать кличку псу.

18. Ты брат чей будешь проговорил он останавливаясь около собаки.

19. Собака с алчностью бросилась на пищу и в несколько секунд съела все и снова вопросительно смотрела на матроса.

20. Жалкий вид этой бесприютной собаки тронул матроса.

21. Он ласково свистнул.

22. Все посматривали на весьма неказистую собаку которая в ответ на ласковые взгляды повиливала обрубком хвоста и благодарно лизала руки матросов гладивших ее.

23. Наутро разбуженная чисткой верхней палубы собака испуганно озиралась но Кочнев значительно успокоил ее поставив перед ней чашку с жидкой кашицей которой завтракали матросы.

24. Спустя несколько времени когда палуба была вымыта Кочнев вывел ее наверх и предложил матросам оставить ее на корвете.

25. Собака двинулась за ним и не без некоторого смущения вошла по сходням на корвет и вслед за матросом очутилась на баке среди толпы людей испуганная и будто сконфуженная своим непривлекательным видом.

26. Кличка понравилась.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое текст

Слайд 2

Цели занятия: Познакомиться с признаками текста и его функционально – смысловыми типами; Активизировать умение определять тему, основную мысль текста; Развивать умение строить текст по его признакам.

Слайд 3

Задачи занятия: Связывать предложения в тексте смысловой связью; Выдерживать в тексте композиционное единство: начало, основную часть и заключение; Соединять предложения и части текста с помощью грамматической связи: цепной и параллельной.

Слайд 4

Термин «текст» от лат . textum – ткань, связь, соединение , сцепление.

Слайд 5

1) «Текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому» (Л. М. Лосева). 2) «Под текстом понимается логически и структурно организованная совокупность высказываний, характеризующихся единством тематики» (Е. С. Скобликова).

Слайд 6

3) «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа» (И. Р. Гальперин). 4) «Текст – это законченное, завершённое произведение» (из учебника «Русский язык» 10 класс. Авторы Р. Н. Бунеев , Е. В. Бунеева , Л. Ю. Комиссарова, О. В. Чиндилова ).

Слайд 7

5) «Текст – любое произведение словесности, выраженное в устной или письменной форме, а также законченный фрагмент произведения. Это и отдельный абзац, и целая книга. Текстом может быть даже одно предложение. Текст представляет собой единство содержания и словесной формы выражения этого содержания» (Р. И. Альбеткова ). 6) «Текст – это объединённая смысловой связью последовательность предложений, абзацев, глав и т. д., основными (категориальными) свойствами которой являются связность, целостность и единство» (из книги: Л. С. Степанова, И. Б. Маслова, А. В. Терентьева. Русский язык. Тематические тренировочные задания).

Слайд 8

7) «Текст – это произведение письменной или устной речи, предназначенное для общения (коммуникации). Как коммуникативное произведение текст несёт в себе определённое сообщение, информацию. Собственно, текст и создаётся для того, чтобы автор мог передать читателю какую-то информацию».

Слайд 9

Что такое текст? Текст - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.

Слайд 10

Признаки текста: Информативность Членимость текста на определённые части, единицы Связность Целенаправленность

Слайд 11

Тема – то, о чём говорится в произведении. Проблема – вопрос, который автор исследует в своём произведении.

Слайд 12

Функционально-смысловые типы речи(текста ): Описание Повествование Рассуждение

Слайд 13

Т ипы связи между предложениями и частями текста - цепная; - параллельная.

Слайд 14

Цепная связь осуществляется : - повтором ключевого слова (оно может обозначать субъект действия, действие, место действия, признак); - заменой слова из предыдущего предложения его синонимом в последующем предложении ; - заменой слова местоимением; - грамматическим повтором; - семантическими и ассоциативными связями.

Слайд 15

Параллельная связь осуществляется через сопоставление одного предложения с другим. Параллельная связь усиливается при помощи вводных слов. При параллельной связи часто используются наречия места.

Слайд 16

КУЦЫЙ Знакомство с Куцым произошло совершенно случайно. Это было в Кронштадте в один ненастный и холодный воскресный день, дня за три до отхода «Могучего», трехмачтового военного судна, в кругосветное плавание. Выписывая ногами затейливые вензеля, матрос Кочнев возвращался на корвет, стоящий в военной гавани, и заметил в переулке собаку, прижавшуюся к водосточной трубе и вздрагивающую от холода. Жалкий вид этой бесприютной собаки тронул матроса. – Ты, брат, чей будешь? – проговорил он, останавливаясь около собаки.

Слайд 17

Собака подозрительно взглянула своими умными глазами на матроса, но несколько дальнейших ласковых слов, произнесенных доброжелательным тоном, успокоили ее насчет недобрых намерений, и она жалобно завыла. Матрос подошел ближе и погладил ее; она лизнула ему руку, тронутая лаской, и завыла еще сильней. Тогда Кочнев стал шарить у себя в карманах. Этот жест возбудил в собаке жадное внимание. Кочнев зашел в мелочную лавочку и через минуту бросил собаке куски черного хлеба и отрезки рубцов, купленных на свои копейки.

Слайд 18

Собака с алчностью бросилась на пищу и в несколько секунд съела все и снова вопросительно смотрела на матроса. Он ласково свистнул. Собака двинулась за ним и не без некоторого смущения вошла по сходням на корвет и вслед за матросом очутилась на баке среди толпы людей, испуганная и будто сконфуженная своим непривлекательным видом. Несчастный вид ее возбудил жалость в матросах. Ее стали гладить и повели кормить вниз. Скоро она, наевшись досыта, заснула недалеко от камбуза и, не веря своему счастью, часто тревожно просыпалась во сне.

Слайд 19

Наутро , разбуженная чисткой верхней палубы, собака испуганно озиралась, но Кочнев значительно успокоил ее, поставив перед ней чашку с жидкой кашицей, которой завтракали матросы. Спустя несколько времени, когда палуба была вымыта, Кочнев вывел ее наверх и предложил матросам оставить ее на корвете. Предложение было принято с полным сочувствием. Обратились к боцману с просьбой испросить разрешение старшего офицера. Разрешение было получено.

Слайд 20

Поднялся вопрос, какую дать кличку псу. Все посматривали на весьма неказистую собаку, которая в ответ на ласковые взгляды повиливала обрубком хвоста и благодарно лизала руки матросов, гладивших ее. – Окромя как Куцым, никак его не назвать! – предложил кто-то. Кличка понравилась. И с той же минуты Куцый был принят в число экипажа «Могучего». ( По К. Станюковичу.)

Слайд 21

1.К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках. 2.С рассветом пришла в паутину роса. 3.Весь день паук ткал в травах. 4.Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу. 5.Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или летучим багряным инеем. 6.Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали. 7.Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со стороны, пока не ушла роса.

Слайд 22

Весь день паук ткал в травах. К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках. С рассветом пришла в паутину роса. Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали. Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или летучим багряным инеем. Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу. Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со стороны , пока не ушла роса.

Слайд 23

Абзац служит для выделения основной микротемы , для перехода от одной микротемы к другой. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия. Микротема - наименьшая составная часть общей темы.

Слайд 24

Весь день паук ткал в травах. К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках. С рассветом пришла в паутину роса. Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали. Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или летучим багряным инеем. Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу . Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со стороны, пока не ушла роса.

Слайд 25

Домашнее задание: 1. Выучить записи в тетради. 2. Повторить орфографию и пунктуацию (будет диктант). 3. Работа по карточкам (вариант 2, часть 2).

Слайд 26

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия с активным участием студентов «Мы такие разные, но все таки мы вместе!»

Большинство обучающихся Технологического колледжа № 28 проживает в Юго-восточном административном округе в котором находятся все подразделения колледжа. Социальный состав населения можно назвать ...

Классный час для 7-9 классов. "Что такое хорошо и что такое плохо".

Воспитание у обучающихся ответственности за своё здоровье, устойчивого негативного отношения к курению...

Особенности технических текстов. Общие вопросы перевода технических текстов.

Материал содержит теоретические основы технического перевода и пример несложного аутентичного технического текста. Материал адаптирован и подготовлен для студентов технических специальностей средних п...

Работа с текстом.Основная мысль текста. Умение выражать собственное мнение о прочитанном.

Формирование умения выражать собственное мнение о прочитанном,  важный элемент содержания обучения....

«Что такое хорошо и что такое плохо» (И.Б.Дерманов)

laquo;Что такое хорошо и что такое плохо» (И.Б.Дерманов)...

Урок русского языка. 2 класс. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Этапы урока:- мотивация (с помощью видеоролика);- актуализация знаний (обобщение признаков текста на основе);- работа с текстом (составление плана, подбор заголовка, ответы на вопросы по тексту,);- в ...