Выступление «Традиционные и инновационные средства и методы обучения в условиях профессионализации программ общеобразовательных дисциплин».
статья на тему
Доклад, подготовленный для выступления на научно- практической конференции, проводимо традиционно в нашем учебном заведении.Рассказывает об особенностях применения в системе профессионального образования традиционных и инновационных методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад о методах и средствах обучения | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиционные и инновационные методы и средства обучения с учетом профессионализации программ общеобразовательных дисциплин.
Анохова Н.А., преподаватель общественных
дисциплин, председатель ЦМК ОД
Наша методическая комиссия состоит из преподавателей общеобразовательных дисциплин – вы их видите на слайдах
Математика - Медоева Л.Х.
Русский язык и литература - Попова Г.В.
Иностранный язык - Калабухова И.В.
История – Анохова Н.А.
География – Житникова Е.С.
Химия - Ямбулатова О.В.
Информатика - Дрозд М.В. Сделать слайды, на которых фотография преподавателя, полностью фамилия, имя, отчество, преподаваемые дисциплины, например:
В начале 2010-2011 года были определены цели и задачи учебно-методической работы на текущий год. Методическая тема ЦМК «Использование современных педагогических технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин в условиях профессионализации образовательного процесса», она соответствует единой методической теме колледжа. Тема методического портфолио «Традиционные и инновационные методы и средства обучения с учетом профессионализации программ общеобразовательных дисциплин» гармонично сочетается как с Единой методической темой колледжа, так и с методической темой Цикловой методической комиссии. На наш взгляд тема является актуальной сразу по нескольким основаниям:
- В настоящее время Российское образование переживает период перехода к Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, что предусматривает применение совершенно новых активных педагогических технологий, методов и средств обучения.
- Если учащиеся все предыдущие годы учились в рамках традиционной технологии, то попытка ввести их в систему инновационного обучения без переходного этапа повлечет за собой выпадение многих учащихся из учебного процесса.
- Попытка преподавателей реализовать интегрированные уроки или метод проектов в его надпредметной форме оказывается удачной, если в эту деятельность вовлекать преподавателей смежных дсциплин.
- Учащиеся и студенты, как правило, нацелены на получение профессионального образования, поэтому слабо мотивированы на изучение общеобразовательных дисциплин, что делает более сложным процесс внедрения инновационных технологий.
- Большинство из существующих учебников также ориентированы на использование их в рамках традиционного обучения, поскольку новых учебно-методических комплексов (УМК), к сожалению, по общеобразовательным дисциплинам практически не создано.
Традиционное обучение по своей философской основе является педагогикой принуждения. Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук. Массовая школа с традиционной технологией остается "школой знаний", основной акцент ставится на информированность личности, а не на ее культурное развитие. Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти. Оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса. Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам относится:
- систематический характер обучения;
- упорядоченную, логически правильную подачу материала;
- организационную четкость;
- оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Но в конце XX века педагогика подошла к необходимости перехода на личностно-ориентированное обучение, так как общество в целом предъявляет к выпускнику учебных заведений требования готовности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях, т.е. парадигма образования изменилась. С текущего учебного года во всех подразделениях колледжа изучение общеобразовательных дисциплин проводится с учетом профессионализации по программам, разработанным ФГУ ФИРО отдельно для технических специальностей и социально-экономических специальностей. Наверное, это правильно. Для технических специальностей важно больше внимания уделять физике, математике, химии, а для социально-экономических физика, химия и биология объединены в единый курс – естествознание. Поэтому преподавателя ОД пришлось вместе с разработкой новых рабочих программ продумывать и реализовывать в учебном процессе вопросы профессионализации преподавания. А это невозможно без применения инновационных методов и средств обучения, таинновации в сфере образования направлены на формирование личности, её способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.
Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляет собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений являются модульно-блочные и цельно-блочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология. Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.
Для всех технологий характерны определенные общие признаки: 1.осознанность деятельности учителя и учащихся,
2.эффективность,
3.мобильность,
4. целостность,
5. открытость,
6.проектируемость;
7. индивидуализация.
Самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60-90% учебного времени. Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях - умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “учащийся-компьютер”. Условно систему использования компьютера на уроке можно разделить на три стадии (этапа).
Первый - компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока.
Второй - компьютерное сопровождение уроков. На этом этапе, кроме использования учителем компьютера, в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала. Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся.
Третий - этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ.
Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и обучающегося во всех видах деятельности.
Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность обучающегося, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.
Технологии, которые объединяются названием “Портфолио обучающегося”, способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. “Портфолио обучающегося” - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности.
Метод интеграции, который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения во взаимосвязи с профессиональной направленностью в обучении.
В системе нашей педагогической деятельности с учетом профессионализации обучения интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков - один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.
Включение обучающихся в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.
Инновационные методы в преподавании - это новые методы общения с обучающимися, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы - это методы, позволяющие обучающимся самоутвердиться. А самоутверждение - это путь к правильному выбору своей профессии, специальности.
В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.
А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».
Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.
Использование инновационных технологий помогает:
- повысить уровень мотивации студентов;
- расширить образовательные возможности учащихся;
- формировать убщеучебные навыки;
- содействовать формированию профессиональных компетенций и компетентностей
- способствовать социализации учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов работы с детским хореографическим коллективом
Взаимодействие традиционных и инновационных форми методов работы с детским хореографическим коллективом...
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...
Статья :Освоение Русских культурных традиций на уроках материаловедения посредством анализа традиционных и инновационных средств и технологий по уходу за волосами
Статья :Освоение Русских культурных традиций на уроках материаловедения посредством анализа традиционных и инновационных средств и технологий по уходу за волосами...
презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования" разработала преподаватель спец.дисциплин ГБПОУ "Троицкий технологический техникум" Мумбаева С.Ю.
презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования", разработала преподаватель спец.дисциплин Мумбаева С.Ю....