С.А.Есенин. Сведения из биографии. Поэтизация русской природы. Развитие темы Родины (2 часа).
презентация к уроку на тему

Цели  уроков:

-познакомить  обучающихся с биографией  С.А.Есенина;

-с особенностями творческой манеры поэта:,

- показать народность творчества (С.А.Есенин - национальный поэт);

- проследить развитие  образа Родины и художественные средства  его воплощения в лирике;

-воспитание духовно-нравственной культуры обучающихся.

Содержание презентации: основные  факты биографии С.А.Есенина, личные фотографии,  отрывки из стихотворений, звукозапись: ("Отговорила роща золотая", "Не жалею, не зову, не плачу...").

Рефлексия: предлагается тестирование по изученному материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc99 КБ
Office presentation icon sergey_aleksandrovich_esenin.ppt2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

                СПО «Сормовский механический техникум»

                Открытый урок по литературе

                С.А.Есенин.  Сведения из биографии.

Поэтизация русской природы.

Развитие темы Родины.

        

                                                                        

Разработала        

                                                        преподаватель русского языка

                                                                        и литературы

                                                                        Федина В.Ю.

г.Нижний Новгород

                                2014г.

Эпиграф к уроку:     «Какой  чистый и какой русский поэт. Его поэзия –

                          разбрасывание  обеими ладонями сокровищ его души».                                                                        (Алексей Толстой)

ЦЕЛИ  УРОКА:

- познакомить учащихся с биографией С.А.Есенина;

- познакомить с особенностями творческого метода поэта;

- раскрыть образ Родины и  художественные средства  его воплощения в лирике;

ЗАДАЧИ:

А) образовательные:

- рассказать о судьбе поэта и формировании его творческого таланта;

- показать народность творчества С.А.Есенина.

Б) развивающие:

- развитие интереса к личности и творчеству С.А.Есенина;

- развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;

-  развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности   студентов;

- совершенствование навыков самостоятельной работы в ходе  исследовательско- поисковой деятельности:

- составлять краткие опорные записи  при работе с презентацией.

В) воспитательные:

- воспитание чувство восхищения красотой родной природы,

- воспитание духовно-нравственной культуры студентов.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Повторение:  средства художественной выразительности:

-олицетворение;

-эпитет,

- сравнение.

- авторские неологизмы.

- Просмотр художественного фильма «Есенин»

- индивидуальное задание:  выразительное чтение стихотворения «Русь».

Оборудование:

- фото-выставка

- презентация (мультимедиа)

- сборники стихов  С.А.Есенина

-музыкальное сопровождение (песня «Отговорила роща золотая»)

-звукозапись: С.Безруков – «Гой ты, Русь моя родная»

                    М.Ульянов «Мы все теперь уходим понемногу»

- тесты с заданием по теме.

ХОД  УРОКА

Запись на доске:  Сергей Александрович Есенин

                       ( 3 сентября 1895г. – 28 декабря 1925г.)

1. Сведения из биографии.  

Слово учителя.

Две даты: первая – дата рождения, вторая – дата смерти. Всего 30 лет. Много это или мало? В  Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили:

«30 лет человек должен учиться. 30 лет путешествовать и 30 лет писать, рассказывать людям всё,  что он видел, узнал, понял».

        Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину».

        «Ведь я мог дать не то, что дал»,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это очень много, это целый мир, который живёт, движется, переливается всеми цветами радуги.

Современники отмечали необычайно стремительное восхождение его в литературу, всеобщее признание.   Максим Горький писал:

        « Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения  неисчерпаемой  «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия,  которое – более всего иного,- заслужено человеком».

        Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой  что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому,  что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что он  выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

        Прочитаем отрывки из его автобиографии, написанной им незадолго до смерти, в октябре 1925 года.

        Чтение «О себе» (выборочное).

«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, в селе Константинове.

        С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп.  Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.  Потом меня учили плавать,  Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье, и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлёбывался, он всё кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..»  «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками.  Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство всегда ругала меня одна бабушка. Она любила меня из всей мочи, и нежности  её не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом  гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало.  Всегда я орал благим  матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекло моё детство.  

Стихи я начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.

…Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах».

2.  Просмотр презентации.  Составление  хронологической  таблицы.

Дата

Событие

1909г.

С отличием закончил Константиновское 4-классное училище.

1909-1912гг.

Продолжил обучение в Спас-Клепиковской школе, из которой вышел «учителем школы грамоты».

1912г.

Переезд в Москву. Служил в мясной лавке, работал в типографии. Примыкает к революционно настроенным рабочим, оказался под надзором полиции.

1913-1915гг.

Занимается на историко-философском факультете Шанявского.

1915г.

Поездка в Петербург, встреча с  А.Блоком,  знакомство с литературными кругами столицы.

«Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок…«Когда я смотрел на него, с меня капал пот, потому что  в первый раз видел живого поэта…»

1916г.

Вышел первый сборник стихов «РАДУНИЦА».

Он способствовал стремительному духовному росту и совершенствованию мастерства поэта. Необычное звонкое название задерживает внимание.

РАДУНИЦА…РАДУГА…РАДУЖНЫЙ…РАДОСТЬ…

Подобная «цепная реакция» невольно возникает в сознании. О Есенине заговорили  как о самобытном поэте-лирике, творце дивных красок, художнике с будущем.

1916г.

Призыв на военную службу (санитаром).

1917г.

Познакомился и  обвенчался с будущей актрисой З.Н.Райх. Брак распался в 1920г. (двое детей – Татьяна и Константин).

1917-1919гг.

Революция.

Создание цикла из  десяти небольших поэм  ( «Инония». «Небесный барабанщик», Иорданская голубица» и др.) – отклик на события  в стране.  «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал его по-своему, с крестьянским уклоном.».

1919г.

Отходит от  позиций имажинизма. Имажинизм (образ) -  литературное течение в русской поэзии 20 в., представители которого заявляли, что цель искусства – создание образа, далёкого от реальной жизни.

1920г.

Женитьба на американской танцовщице Айседоре Дункан.

Совместное путешествие по Европе.  (1922-1923гг.)

1924-1925гг.

Поездки по Грузии и Азербайджану.

Создание цикла «Персидские мотивы».

1925г. (июнь)

Женитьба на С.А.Толстой.

28 декабря 1925г.

В состоянии глубокой депрессии покончил с собой в Ленинграде в гостинице «Англетер».

Безвременная смерть поэта трагична, обстоятельства её странны.

Но…»Широко распространенные версии о других обстоятельствах смерти поэта специально созданная комиссия в 1993г. не подтвердила» (официальное сообщение)

        

2.Поэтизация русской природы.

1.Слово  преподавателя.

Мировосприятие поэта  складывалось под влиянием русской природы.  Лучшие строки   стихотворений Сергея Есенина ярко запечатлели красоту родного края. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа.  А Блок называл Есенина  «народным златоцветом», принесшим с собой  «ярчайшую, сверкающую переливами всех цветов русскую жизнь».

Как Есенин изображает природу?

1.Природа олицетворена, одухотворена Есениным.

Образ живой природы создаётся, например, обращениями:

Сыпь, ты, черёмуха снегом,

Пойте, вы, птахи, в  лесу…

Край ты мой, заброшенный,

Край ты мой, пустырь…

Край любимый!

Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных…

2.Звуковое  изображение часто встречается в стихах Есенина.

…Звонкой позолотой взвенивает лес…

…Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает…

Стозвоном сосняка

…А у низеньких околиц

…Звонко чахнут тополя…

…Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех…

В поэзии Сергея Есенина есть и тихие звуки:

…»шелест тростника, шепот сосняка,  говор кроткий,  тягучий вздох,  слабый крик, нежно охает ячменная солома»…  и свист, и гудение, и крик,  и молитва  и песня и множество других звуковых образов.

3.Использование  цветового изображения.

В стихах Есенина разнообразные  оттенки

- красного цвета: розовый, алый, малиновый багряный;  

-оттенки жёлтого часто приобретают  «металлическое « звучание: золотой, медный;

-много зеленого цвета, синего и голубого.

Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.

4.Есть и запахи.

Чаще всего  Есенин изображает такие явления природы, как  зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озёра, реки… Он рисует и мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Это  клён, тополь, ива, черёмуха, берёза, дуб, верба, липа, рябина, хвойные деревья. И для каждого дерева находит свои, неповторимые эпитеты.

2.Выразительное чтение стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…» ( См . стр. 143)

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа,

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С нежным соком ягоды на коже

Нежная, красивая. была

На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое, растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали
Запах мёда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котёнок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи –

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.    (1916г).

3. Задание: найдите в  тексте перечисленные средства художественной выразительности:

Цветовое изображение:

- в кустах багряных,

- со снопом волос овсяных,

- розовый закат,

- синий вечер.

Запахи:

- запах мёда от невинных рук

Звуковое   изображение:

- имя растаяло, как звук,

- в тихий час,

- говор слышу,

- шепчет синий вечер.

Неологизмы:  стозвон,  взвенивает, отоснилась.

Сравнения:

- …на закат ты розовый похожа

  И как снег лучиста и светла…

-… заря на крыше,

 Как котёнок моет лапой рот…

Метафоры:

- зерна глаз

- была ты песня и мечта

- к светлой тайне приложил уста.

Развитие темы Родины   ( второй урок)

1.Слово преподавателя.

О чём бы ни писал  Сергей Есенин,  все его стихи, по сути, - об одном : о дорогой его сердцу Руси.  Родина, Россия  была для Есенина началом всех начал.  Даже имя её он произносил  с восхищением:  «Россия… Какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и  «синее что-то»…

Я люблю Родину.

Я очень люблю Родину!

Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.

Приятны мне свиней испачканные морды

И в тишине ночной звенящий голос жаб.

Я нежно болен воспоминаньем детства,

Апрельских вечеров мне снится хмарь.

Как будто бы на корточки погреться

Припал наш клён перед костром зари.

        В ранних стихах Сергея Есенина представления о родной  земле совсем ещё детские. Родина  для него – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села.

«У меня отец – крестьянин,

Ну, а я – крестьянский сын».

 «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали колыбелью его поэзии. В его душе ещё нет представления об отчизне как социальной, политической, культурной среде.  Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В центре изображения – КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА, образы простых людей – тружеников, их быт, всё, что их окружает. И, конечно, природа средней полосы России.

Этот ранний период, наверное,  можно сравнить с таким понятием, как МАЛАЯ РОДИНА.

.Звукозапись:  Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная.»

        Но постепенно в стихах поэта появляются тревожные нотки. В 1915 году в журнале «Северные записки» он печатает стихотворение «Русь».  Беда – так можно определить основной мотив стихотворения, впрямую откликающийся на события первой мировой войны.

Стихотворение   «Русь»  ( читает учащийся)  ( стр.34).

        Вороны, вихорь, тучи, гром, вой волков – всё это предвестники несчастья. Сила нечистая, колдуны, саван,  сотские, ополченцы, война, бабий плач, похоронки, заневестилась деревня.

Сопричастие с общим горем как бы выводит  Есенина из рамок малой родины, приобщает ко всей России. Он сумел выразить  чувства общие. Родина –  ВСЯ  РОССИЯ.

Есенин был одним из тех русских писателей, которые с первых дней Октября встали на сторону революции. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном». Стихи этого периода проникнуты радостным предчувствием, «преображения» жизни.

        Судьба народа – особенно крестьянства в революционную бурную эпоху – вот, что волнует поэта, вот, что, главным образом, определяет  идейно-художественное своеобразие стихов этого периода.

        В период с 1917 по 1919гг создается цикл из десяти небольших поэм («Инония»,  «Небесный  барабанщик», «Иорданская голубица» и др.) – отклик  поэта на события в стране.

        «ИНОНИЯ» - иная страна, подразумевается новая Россия, где должно произойти преображение. Здесь новый мир предстаёт в виде этакого утопического мужицкого «рая».

        Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме Родины, которая теперь приобретает  драматические оттенки. В стихотворении «Русь  советская» возникает  романтический образ «красногривого жеребенка».

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрёй храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребёнок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Поэт начинает оплакивать старую, уходящую «деревянную Русь». Ему кажется,  что «железный город» враждебен соломенной деревне», что он угрожает разрушением  крестьянскому миру.

        С одной стороны фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное» («красногривый жеребёнок» и «на лапах чугунных поезд»), Есенин всё больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», «поэзия которого здесь больше не нужна» («Я последний поэт деревни»).

В творчество Есенина обозначается тема двух Россий – уходящей и советской. Уходящая  Русь для поэта – это и его дед и мать, Россия до Октября, а Русь Советская – это и его сестры-комсомолки. Их личные судьбы неотделимы от событий, происходящих в родном селе. И  не случайно  поэт подмечает, что

                Чем мать и дед грустней и безнадёжней,

                Тем веселей сестры смеётся рот.

                Мы многое ещё не сознаём,

Питомцы ленинской победы,

И песни новые

По-старому поём,

Как нас учили бабушки и деды.

Чувства Есенина сложны и противоречивы, как и сама жизнь, действительность, окружающая поэта:

                Ну и что ж!

                Прости, родной приют,

                Чем сослужил тебе – и тем уж я доволен.

Пускай меня сегодня не поют –

Я пел тогда, когда был край мой болен.

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас другая жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдёт вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Вывод: на третьем этапе Родина предстает в двух образах: Русь уходящая и Русь советская.

        

Истинная поэзия всегда глубоко человечна. Она покоряет наши сердца  любовью к человеку, верой в лучшие порывы его души, она помогает человеку в самые трагические минуты его бытия. Поэзия ведёт вечный бой за  Человека!

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

И сколько с войной несчастных

Уродов теперь и калек!

И сколько зарыто в ямах!

И сколько зароют ещё!

И чувствую в скулах упрямых

Жестокую судоргу щёк.

Эти строки Есенина, наполненные и гордостью, и радостью, и болью за Человека, его судьбу, проникнутые нескрываемой тревогой за будущее всего Человечества, всей нашей планеты, могли бы по праву стать эпиграфом ко всем есенинским стихам и поэмам.

Малая Родина (Село Константиново)

Вся страна (дореволюционная Россия)

Вся Россия (Русь уходящая + Русь советская)

Будущее Человечества.

Звукозапись:  стихотворение «Мы теперь уходим понемногу»…

 Тестирование.

Звукозапись:  песня  на стихи Есенине «Отговорила роща золотая».

Домашнее задание: 

- конспект лекции (запомнить),

- выучить наизусть любое понравившееся стихотворение С.Есенина.

                

Тест по творчеству С.А.Есенина

1.Где родился  Есенин?

А) в  Москве

Б) в Петербурге

В) в  селе Константинове

Г) в Рязани

2.К какому литературному течению был близок Есенин?

А) символизм

Б) футуризм

В) имажинизм

Г) акмеизм

3.Выберите «ключевое слово», которое соотносится с литературным течением, близким Есенину:

А) символ

Б) образ
В)  высшая степень чего-либо

Г) будущее

4.Определите средства художественной выразительности, используемы поэтом для создания образа:

А) «синь то дремлет, то вздыхает»

Б)  «как сережки зазвенит девичий смех»

В) »клен, ты мой опавший, клен заледенелый»

Г) «рассвет рукой прохлады росно сшибает яблоки зари…»

5. Основная тема творчества Есенина:

А)  тема материнства

Б) тема природы

В) тема родины

Г) тема любви ко всему живому в мире и милосердия

6. Лирическое «я» есенинских стихотворений – это сам поэт:

А) да

Б) нет

7. Исключите  «четвертое лишнее»:

А) Гой, ты Русь моя родная»…

Б) «Опять, как в годы золотые…»

В) «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Г) «Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сергей Александрович Есенин (1895-19 25 ) «Какой чистый и русский поэт. Его поэзия – разбрасывание обеими ладонями сокровищ его души». (А.Толстой).

Слайд 2

С.А.Есенин – национальный поэт «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком». (М.Горький)

Слайд 3

Есенин народный, национальный поэт не только потому, что родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Слайд 4

Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово. И роса, и сила, и синее что-то».

Слайд 5

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою».

Слайд 6

Тебе одной плету венок Цветами сыплю стёжку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую.

Слайд 8

Детство Родился 3 октября 1985г. В селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. … Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали…

Слайд 9

1904-1909гг.- учёба в Константиновском земском училище. 1909-1912 – учёба в церковно-учительской школе в селе Спас-Клепики. Есенину присваивают звание учителя школы грамоты.

Слайд 10

Москва 1912г. – переезд в Москву. Сначала служит в мясной лавке, потом работает экспедитором в типографии Сытина, затем подчитчиком (корректором) 1913-1914гг. – связь с социал-демократами, участие в распространении нелегальной литературы. 1913-1915 – становится слушателем Народного университета им. А.Л.Шанявского

Слайд 11

Петербург 1915г.- уезжает в Петербург, покоряет столичный литературный Парнас. «Там меня приняли весьма радушно. Когда я смотрел на Блока , с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта».

Слайд 12

1916г.-первый сборник стихов «Радуница». Необычайно звонкое название задерживает внимание, невольно возникает в сознании «цепная реакция»: Радуница. Радуга. Радужный.Радость.

Слайд 13

О Есенине заговорили как о самобытном поэте-лирике, творце «дивных красок, художнике с будущем. Лучшие строки стихотворений поэта ярко запечатлели красоту родного края. Блок называл Есенина «народным златоустом», принесшим с собой «ярчайшую, сверкающую переливами всех цветов русскую жизнь». Край Любимый! Сердцу снятся Скирды солнца В водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

Слайд 14

1916г.- призыв на военную службу. Есенин зачислен в состав команды военно-санитарного поезда, который совершает поездки к линии фронта.

Слайд 15

Весной 1917г. Познакомился и обвенчался с З.Н.Райх. В браке (распался в 1920г.) двое детей – Татьяна и Константин.

Слайд 16

Революция 1917г. Встретил революцию с воодушевлением. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном».

Слайд 18

1921г.-женитьба на американской танцовщице Айседоре Дункан. Совместное путешествие по Европе и Америке (1922-1923гг.)

Слайд 19

1924-1925гг.-поездки по Грузии и Азербайджану. Создание цикла стихов «Персидские мотивы» и поэму «Анна Снегина». Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне... Шаганэ ты моя, Шаганэ

Слайд 20

1918-1925 гг. –выходят сборники «Преображение», «Сельский часослов», «Исповедь хулигана», «Русь советская»

Слайд 21

1925г. (июнь) женитьба на Софье Андреевне Толстой, внучке Л.Н.Толстого Дописана поэма «Черный человек»

Слайд 22

28 декабря 1925г. В Ленинграде, в гостинице «Англетер», в состоянии глубокой депрессии покончил с собой. Безвременная смерть поэта трагична, обстоятельства её странны. Но…»Широко распространенные версии о других обстоятельствах смерти поэта специально созданная комиссия в 1993г. не подтвердила». Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему" Родина нас выбирала"

Данная работа очень интересна и пронзительна до слез ,она посвещена  ребятам .которые сражались до последнего и посвещена им ....

Презентация "тема родины и природы в лирике С.А.Есенина"

презентация предназначена для  проведения урока по лирике Есенина...

Разработка урока "Тема Родины и исторического прошлого в лирике А. Блока по учебной дисциплине "Литература"

Урок подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна. Во врем...

Н.Рубцов. Тема родины в лирике поэта

Урок вмещает краткий обзов биографии писателя, а также используется комплексный анализ стихотворений (по группам) Н.Рубцова....

Конспект + презентация урока математики по теме "Минуты в часы - и обратно" в 3 классе УМК "Планета знаний"

Данный урок изучается в разделе "Числа и величины". Это урок изучения и первичного получения знаний....

Тема родины в лирике Есенина

Тема родины в лирике Есенина...

Занятие по ФЭМП. Тема: «В мире часов».

НОД в средней группе «В мире часов». Цель:​ продолжить знакомство детей с часами, их историей, назначением. Задачи: развивать познавательную активность и логическое мышление; активизировать словарн...