Н.Рубцов. Тема родины в лирике поэта
методическая разработка на тему
Урок вмещает краткий обзов биографии писателя, а также используется комплексный анализ стихотворений (по группам) Н.Рубцова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 26.41 КБ |
slaydy_k_uroku.pptx | 772.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Сакский технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема :«Николай Рубцов. Тема родины в лирике поэта»
по предмету «Литература»
Разработала преподаватель русского языка и литературы | Покотило Любовь Юрьевна |
г. Саки,2015
Николай Рубцов. Тема родины в лирике поэта
Цели:
- дать представление о поэтическом мире Н. Рубцова, познакомить с жизнью и творчеством, осветить роль его лирики в истории русской поэзии XX в.;
- совершенствовать умение анализировать поэтический текст на примере стихотворений Н. Рубцова;
- совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического произведения;
- развить умения работать в группах;
- воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, умения видеть и чувствовать прекрасное в привычном.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портрет Н.Рубцова(слайды), стихотворения « Тихая моя родина», «Видения на холме», «В горнице», презентация студента о жизни и творчестве Н.Рубцова, слайды с эпиграфом, темой урока, аудиозаписи песен и стихотворений поэта.
Опережающее задание: презентация, рисунки к стихотворениям, общие сведения о стихотворениях.
эпиграф к уроку С каждою избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Н.Рубцов
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
Каждый из нас- патриот своего края, города, села, где бы мы ни были, всегда сердцем будем стремиться в свой родной уголок земли, но искренней, чистой, по-детски наивной любви мы можем научиться у наших русских писателей и поэтов. Одним из них является Николай Рубцов. .он- образцовый патриот своей родины.
Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений»
3.Работа с эпиграфом.
После чтения эпиграфа происходит сопоставление с темой урока:
Вопросы: - Как содержание эпиграфа связано с темой урока?
- Какой смысл в нём заключён?
- О чём мы будем говорить сегодня?
Определение целей урока
-Запись темы , эпиграфа, плана в тетрадь.
План
1. Жизненный путь Н.Рубцова
2.Творчество.
3. Анализ стихотворений « Тихая моя родина», «Видения на холме», «В горнице».
4.Проверка Д.3.
Презентация студента о жизни и творчестве поэта. В это время студенты делают краткие записи в тетради.
Дополнения преподавателем.
Творческая манера Рубцова формировалась с одной стороны под воздействием таких поэтов как Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Фет, С. Есенин, Д. Кедрин, с другой стороны, основные образы в его стихах (мать, отец, дом, дорога, река, небо, солнце) совпадают с народной поэзией. Восходят к мифологии, что позволяет говорить о некой «вневременности» его поэзии.
Н.Рубцов рано остался сиротой (в 6 лет ,с 1942 года начинается детдомовское сиротское детство в отдаленном селе Никольское. Оно навсегда останется его малой родиной, сюда он будет часто возвращаться из своих скитаний.). Он считал себя одиноким человеком, поэтому единственное дорогое, что у него было-малая родина. Но что же такое родина? Для каждого человека это слово имеет своё значение.
5.Игра в ассоциации .
Давайте поиграем в ассоциации. Я назову вам слово, а вы быстро, за 2-3 минуты нарисуете, напишете на отдельных листах то, с чем для вас это ассоциируется. Итак, это слово – Родина. (примерные ответы студентов: мама, семья, дом, очаг, тепло….) (эти ассоциации зачитывают студенты по очереди 5-6 человек, преподаватель записывает на доске в виде солнца, студенты делают то же самое в тетрадях)
Этот ассоциативный куст мы оставим и в конце урока сравним с образами, которые возникли у поэта.
6. Работа в группах, заполнение таблицы
Перед разбором- аудиозапись «Тихая моя родина» в исполнении Н.Рубцова, «В горнице»- песня
1 гр. «В горнице» | 2 гр. «Тихая моя родина» | 3 гр. «Видения на холме» | |
Общие сведения | |||
Тема | |||
Идея | |||
Образы | |||
Размер стихотворения | |||
Художественные средства |
Для 1 группы
- Почему в горнице светло, какое время суток описывается?
- почему по воду пошла матушка, а не герой?
- Что такое горница?
-какие чувства у вас возникли во время чтения этого стихотворения?
Для 2 группы
-Какие чувства у вас возникли во время чтения этого стихотворения?
- В чем автобиографизм этого стихотворения? О каком месте пишет автор?
-Что такое погост? (село — деревня с приходской церковью и кладбищем при ней, иногда так называли кладбище с церковью).
Для 3 группы
- Какие чувства у вас возникли во время чтения этого стихотворения?
- На сколько частей можно условно разделить это стихотворение?
- Что символизируют кресты?
Каждая группа после анализа стихотворения защищает свой рисунок.
Выводы:стихотворения, несмотря на то , что посвящены теме родины, имеют автобиографический характер, неразрывны с жизнью поэта, музыкальны, связаны с УНТ.
Послушайте отрывки песен на стихотворения Н.Рубцова, и вы поймёте, что всегда его творчество вам было близко.
-Аудиозаписи песен на стихи Н.Рубцова
«Букет», «Чудный месяц горит над рекою», «Размытый путь».
7. Подведение итогов.
- О чём вы узнали на уроке?
- Посмотрите на наш ассоциативный куст и на образы, которые встречаются у поэта. Найдите общие черты.
- Чему учит поэзия Н.Рубцова?
Выставление оценок
8. Д.З. Выучить одно стихотворение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока -познакомиться с жизнью и творчеством поэта; -совершенствовать умение анализировать поэтический текст на примере стихотворений Н.Рубцова ; -отработать навыки художественного чтения поэтического произведения; -развивать навыки работы в группах; - воспитывать в себе патриотические чувства, любви к малой родине, умение чувствовать прекрасное
С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь…, Николай Рубцов
1 группа- «В горнице» 2 группа- «Тихая моя родина» 3 группа- «Видения на холме» План анализа: 1.Выразительное чтение. 2.Общие сведения. 3.Тема. 4. И дея. 5.Образы. 6 . Размер стихотворения. 7.Художественные средства. 8. Личное восприятие стихотворения (впечатления).
Домашнее задание: Выучить одно стихотворение Н.Рубцова (на выбор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему" Родина нас выбирала"
Данная работа очень интересна и пронзительна до слез ,она посвещена ребятам .которые сражались до последнего и посвещена им ....
Презентация "тема родины и природы в лирике С.А.Есенина"
презентация предназначена для проведения урока по лирике Есенина...
Разработка урока "Тема Родины и исторического прошлого в лирике А. Блока по учебной дисциплине "Литература"
Урок подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна. Во врем...
С.А.Есенин. Сведения из биографии. Поэтизация русской природы. Развитие темы Родины (2 часа).
Цели уроков:-познакомить обучающихся с биографией С.А.Есенина;-с особенностями творческой манеры поэта:,- показать народность творчества (С.А.Есенин - национальный поэт);- проследить...
Конспект урока по теме "Темы и мотивы лирики в творчестве М.Цветаевой"
В данном методическом материале приведен план-конспекр урока с применением технологии развивающего обучения....
Тема родины в лирике Есенина
Тема родины в лирике Есенина...
11.09.2020.Задание по литературе для группы 1БС02 М.Ю. Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта.
Задание по литературе по теме "М.Ю.Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта." предназначено для группы 1БС02 в рамках дистанционного обучени...