Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины литература
методическая разработка на тему
Комплект контрольно-оценочных средств
для оценки результатов освоения
дисциплины литература
программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих по профессиям
среднего профессионального образования
180103.01.Судостроитель-судоремонтник металлических судов
260807.01 Повар, кондитер: повар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольно-оценочные средства по литературе | 74.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Навашинский судомеханический техникум»
Комплект контрольно-оценочных средств
для оценки результатов освоения
дисциплины литература
программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих по профессиям
среднего профессионального образования
180103.01.Судостроитель-судоремонтник металлических судов
260807.01 Повар, кондитер: повар
г. Навашино, 2013
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 180103.01.Судостроитель-судоремонтник металлических судов
260807.01 Повар, кондитер: повар
программы учебной дисциплины литература.
Разработчик:
ГБОУ СПО «НСМТ» преподаватель Ручина Н.А
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель ПЦК ________________________ /______________/
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ......................................
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке .............
3. Оценка освоения учебной дисциплины ............................................................
3.1. Формы и методы оценивания .....................................................................
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины ................
4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине.
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины литература
обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по профессии СПО
180103.01.Судостроитель-судоремонтник металлических судов
260807.01 Повар, кондитер: повар
следующими умениями, знаниями и общими компетенциями:
У 1. воспроизводить содержание литературного произведения;
У2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
У 3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
У 4. определять род и жанр произведения;
У 5. сопоставлять литературные произведения;
У 6. выявлять авторскую позицию;
У 7. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
У 8. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
У 9.писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
З 1. образную природу словесного искусства;
З 2. содержание изученных литературных произведений;
З 3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
З 4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
З 5. основные теоретико-литературные понятия;
ОК 1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
ОК 2. участия в диалоге или дискуссии;
ОК 3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
ОК 4. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
ОК 5. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Форма промежуточной аттестации: письменный экзамен в форме сочинения.
Организация контроля и оценки освоения программы
Итоговый контроль освоения умения и усвоенных знаний учебной дисциплины литература осуществляется на письменном экзамене.
Условием допуска к экзамену является положительная текущая аттестация по всем видам работ учебной дисциплины, а также всем текущим контрольным работам.
Дифференцированный зачет проводится в форме сочинения.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции | Показатели оценки результата | Форма контроля и оценивания |
Уметь: | ||
У 1. воспроизводить содержание литературного произведения; ОК1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; | Самостоятельное прочтение произведения. Работа с критической литературой (составление конспекта критической статьи). Составление кроссворда по творчеству писателя. Определение роли пейзажа, своеобразия воплощения авторской позиции в романе. Подготовка презентации на темы. Подготовка презентации творчества писателей. Работа с критической литературой. | Защита проекта; выборочный пересказ; художественный пересказ; тестирование: проверочные работы: |
У2 .анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; ОК 2. участия в диалоге или дискуссии; | Анализ эпизодов в произведениях писателей. Сопоставительный анализ образов в произведении. Анализ образа в произведении. Работа по выявлению особенностей поэтики писателя, оценке роли пейзажа в раскрытии его идейно-художественного замысла. Работа по исследованию особенностей стиля (сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами), своеобразия языка. Определение роли пейзажа в произведении. Составление тематических схем по произведению того или иного автора. Определение авторской позиции и способов ее выражения в художественном произведении. Работа по выявлению особенностей поэтики писателя, оценке роли пейзажа в раскрытии его идейно-художественного замысла. | Практические занятия; индиви дуальные задания: контрольная работа. |
У 3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; ОК 3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; | Работа с дополнительной литературой (подготовка доклада) по теме. Работа с критической литературой (подготовка доклада) по теме. Подготовка к сочинению по произведению писателя. Написание сочинения по произведению писателя. | Практические занятия; контрольная paботa; тестирование Опрос. |
У4. определять род и жанр произведения; | Работа со справочной литературой по теме. | Практические занятия; |
У5. сопоставлять литературные произведения; ОК 4. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; | Сопоставительный анализ произведений. Сопоставительный анализ образов в произведениях. | Практические занятия, индивидуальные задания. Сочинение |
У 6. выявлять авторскую позицию; ОК 1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; | Определение своеобразия воплощения авторской позиции в романе. Работа по выявлению особенностей поэтики писателя, оценке роли пейзажа в раскрытии его идейно-художественного замысла. Определение авторской позиции и способов ее выражения в художественном произведении. | Практические занятия; Сочинение |
У 7. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; ОК 3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; | Выразительное чтение и анализ стихотворений. Заучивание наизусть одного из стихотворений или отрывка из произведения автора. | Практические занятия; |
У8. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; ОК 2. участия в диалоге или дискуссии; | Работа с дополнительной литературой (выполнение докладов и рефератов) по теме. Написание эссе, аннотаций, рецензий, отзывов, сочинений по произведениям писателя. | Практические занятия: контрольная работа: |
У 9.писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; ОК 3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; | Написание аннотаций, рецензий, отзывов, сочинений на литературные темы. | контрольная работа: |
Знать: | ||
З1. образную природу словесного искусства; | Определение специфики литературы как вида искусства. Представление о развитии понятия о поэтических средствах художественной выразительности. | Практические занятия |
З2. содержание изученных литературных произведений; | Формулирование темы, идеи, жанра, композиции, системы образов, авторской позиции в произведении, изобразительно-выразительных средств языка. | Комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы; тестирование: проверочная работа; выборочный пересказ: художественный пересказ; |
З 3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
| Описание жизненного и творческого пути писателей, определение основных тем и мотивов их произведений Сообщение сведений из биографии писателей. Характеристика творчества писателей. Определение этапов творчества. Представление подготовленных презентаций творчества писателей. | Тестирование; индивидуальные задания; |
З 4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; | Воспроизведение знаний об историко-культурном процессе и представление периодизации русской литературы. Описание специфики литературы как вида искусства, взаимодействия русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Описание самобытности русской литературы Обзор культуры. Представление о литературной борьбе. Определение романтизма как ведущего направления русской литературы 1-й половины XIX века. Описание самобытности русского романтизма Наблюдения над развитием реализма в творчестве писателей. Представления о культурно-историческом развитии России середины XIX века; отражении его в литературном процессе, феномене русской литературы, взаимодействии разных стилей и направлений, жизнеутверждающем реализме, нравственных поисках героев. Сообщение о литературной критике. Эстетическая полемика. Журнальная полемика. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Представление о неповторимости развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Описание традиций русской классической литературы XIX века и представление об их развития в литературе XX века. Формулирование общечеловеческих проблем начала XX века в прозе и поэзии. Определение новаторства литературы начала XX века. Систематизация литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет. Определение роли искусства в жизни общества. Воспроизведение полемики по вопросам литературы Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Сообщение о поэзии «серебряного века» Обсуждение проблемы традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Рассмотрение форм ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов Рассмотрение Серебряного века как своеобразного «русского ренессанса». Сообщение о литературных течениях поэзии русского модернизма: символизме, акмеизме, футуризме. Представление творчества поэтов, творивших вне литературных течений. Определение противоречивости развития культуры в 20-е годы Описание литературного процесса 20-х годов. Перечисление литературных группировок и журналов (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.) Изложение политики партии в области литературы в 20-е годы Сообщение о смерти И.В. Сталина, ХХ съезде партии, изменениях в общественной и культурной жизни страны. Перечисление новых тенденций в литературе. Описание тематики и проблематики, традиций и новаторства в произведениях писателей и поэтов | Письменная работа в форме реферата: практические занятия. |
З 5. основные теоретико-литературные понятия; | Характеристика романтизма как ведущего направления русской литературы 1-й половины XIX века. Определение самобытности русского романтизма, своеобразия жанра и композиции произведения. Определение композиции, сюжета, идейного замысла Перечисление объектов сатиры и сатирических приемов, определение гиперболы и гротеска как способов изображения действительности Определение романа-эпопеи Рассмотрение жанрового своеобразия эпопеи Развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.) Описание своеобразия драматургии писателя, короткого юмористического рассказа. Развитие понятия о драме Перечисление традиций и определение новаторства в литературе. Описание новой системы стихосложения. Представление о тоническом стихосложении (на творчестве В.В. Маяковского). Развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности (на творчестве С.А. Есенина, М.И. Цветаевой и др.) Развитие понятия о рассказе (на творчестве И.Бабеля). Систематизация разнообразных типов романа в советской литературе (на творчестве М.А. Булгакова). Развитие понятия о стиле писателя (на творчестве М.А. Шолохова). Формулирование проблемы традиций и новаторства в поэзии, сообщение о поэтическом мастерстве (на творчестве А.А. Ахматовой). Перечисление традиций русской классической литературы и описание новаторства в поэзии (на творчестве А.Т. Твардовского). Представление о становлении жанра романа антиутопии в 20-е годы («Мы» Е.Замятина, «Чевенгур» А.Платонова). Определение авторской песни. Оценка ее места в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). | Самостоятельная работа с художественными текстами и другими источниками: тестирование; практические занятия |
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине литература, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам).
Элемент учебной дисциплины | Формы и методы контроля | |||||
Текущий контроль | Рубежный контроль | Промежуточная аттестация | ||||
Форма контроля | Прове-ряемые У, З | Форма контро-ля | Прове-ряемые У, З | Форма контроля | Проверя-емые У, З | |
1. Русская литература 1 половины 19 века. А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь. | Устный опрос. Анализ стихотворения. Тезисы | У1,У2,У3,У5,У6,У7,У8 З2,З3,З4,З5 | Анализ стихотворения | У1,У2,У3,У5,У7,У9 З3 | ||
2. Русская литература 2-й половины 19 века. А.Н.Островский. И.А.Гончаров. И.С.Тургенев. Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. Н.А.Некрасов. М.Е.Салтыков-Щедрин. Л.Н.Толстой. Ф.М.Достоевский. Н.С.Лесков. А.П.Чехов. | Устный опрос; самостоятельная работа; выборочный пересказ; художественный пересказ; тестирование: проверочные работы; анализ эпизода. Карточки. | У1.У2.У3,У5,У8 З1,З2,З3,З5 | Сочинение Сочинение Сочинение Сочинение Сочинение Тестирование | У1,У2,У3,У4,У5У8,У9 З 2,З3 У1,У2,У3,У4,У5У8,У9 З 2,З3 У 5 З 2,З3 | ||
3. Литература 20 в. 3.1. Русская литература на рубеже веков. И.А.Бунин. А.И.Куприн. М.Горький. | Устный опрос, практическая работа, анализ эпизода, выборочный пересказ. | У1,У2,У3,У5,У7,У9 З1,З2,З3,З5 | Сочинение | У1,У2,У3,У4,У5У8,У9 З 2,З3 | ||
3.2. Поэзия начала 20 века. | Устный опрос, практическая работа, индивидуальные задания. | У1.У2.У3,У5,У8 З1,З4,З5 | Зачет по выразительному чтению. | У1.У2.У3,У5,У8 | ||
3.3. Литература 20-х годов. А.Блок. С.Есенин. В.Маяковский. 3.4. Литература 30-начала 40-х годов. М.А.Булгаков. А.Платонов. А.Ахматова. О.Мандельштам. М.Цветаева. М.А.Шолохов. | Устный опрос практическая работа. Работа по карточкам. Анализ стихотворения.. Письменная работа в форме реферата: практические занятия. | У1.У2.У3,У5,У8 З1,З4,З5 У1.У2.У3,У5,У8 З1,З4,З5 | Сочинение. Сочинение. | У1,У2,У3,У4,У5,У8,У9 З 2,З3 | ||
3.5. Литература периода ВОв и первых послевоенных лет. Ю.Бондарев. В.Быков. Б.Васильев. | Устный опрос Практическая работа Работа по карточкам Конспекты | У1,У2,У3,У5,У6,У8 З 2,З4 | ||||
3.6. Литература 50-80 –х годов. А.Т.Твардовский. Б.Пастернак. А.И.Солженицын. Поэзия 60-х годов. «Деревенская проза». «Городская проза». Авторская песня. | Устный опрос, практическая работа, самостоятельная работа с художественными текстами . | У2,У5,У6,У8 З 1,З2 | Сочинение – рецензия. | У1,У2,У3,У8,У9 З 2,З3 | ||
3.7. Русская литература последних лет (обзор) | Устный опрос Самостоятельная работа Работа с текстом. | У 1,У2,У3,У6 З 2,З3 | ||||
3.8. Зарубежная литература (обзор) | Пересказ, фронтальный опрос. | У 2.У3,У5 З 2,З3 | ||||
3.9. Современная литература (повторение). | Сообщения.доклады, презентации. | У1,У2,У3,У8 З2 | ||||
Дифференцированный зачет | У1, У2, У3, У4, У5,У6,У8,У9 З1, З2, З3 |
3.2 Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины.
3.2.1. Задания для текущего контроля.
Типовые задания для оценки умений У2,У8, знаний З1,З 2, З5.
А.БЛОК. «Двенадцать»
Лабораторная работа
Стилистические приемы создания народного характера поэмы
Задание.
Выполните домашнюю практическую работу, заполнив данную таблицу примерами из текста, сделайте вывод.
Примеры из текста | |
1. Наличие просторечных слов и выражений | Ходок, гляди в оба, загонят в гроб и т.д. |
2. Наличие грубых «площадных» словечек | Сукин сын, блудила, толстозадая и др. |
3. Наличие неологизмов | Товарищ, буржуй, большевик, плакат и др. |
4. Наличие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Снежок, ледок, фонарик, толстоморденькая и др. |
5.Наличие неправильных (искаженных) слов и выражений | Чтой-то, елекстрический, сзаду, потяжель, етажи и др. |
Наличие песенных и частушечных мотивов | (Части 3, 8) |
Вывод.
Действие поэмы развертывается на улицах революционного Петрограда. Читатель погружается в гущу подлинной, невыдуманной народной жизни, для создания которой Блок обращается к художественным формам народного эпоса. Поэт творит подлинно народную поэзию.
Типовые задания для оценки умений У1,У2,У3,У6,У8, знаний З2,З 3.
Задания практической работы по поэме «Кому на Руси жить хорошо».
1. История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Запиши основные этапы создания поэмы.
2. Работа по главе "Сельская ярмарка”
1. Какова роль вступления в главе.
2. Назовите детали в описании села.
3. Как Некрасов создаёт картины большого народного праздника?
4. Чем живёт народ в этой главе?
3. Работа по главе "Пьяная ночь”
1. Какой картиной начинается глава "Пьяная ночь”?
2. Как Яким характеризует крестьянскую душу?
3. Согласны ли вы с мнением, что наружность у Якима не индивидуальная, а общекрестьянская? Как вы это понимаете?
4. Работа по главе "Счастливые”
1. Перечисли всех счастливых. Объясни, почему никого не выбирают мужики?
2. Похоже ли счастье простого народа на счастье дворового человека князя Переметьева?
3. Кто такой Ермила Гирин? Чем он заслужил уважение народа?
5. Работа по главе "Крестьянка”
1. Почему женщины села Наготино указали на Матрёну Тимофеевну как на счастливую? Какова жизнь до замужества?
2. Откуда мы узнаём о её уме?
3. Какие поступки свидетельствуют о её трудолюбии, настойчивости, твёрдом характере, силе воли, любви к мужу и детям?
4. Каков смысл притчи о "ключах” от счастья женского?
5. Какими приёмами пользуется Некрасов в раскрытии образа Матрёны Тимофеевны?
6. Работа по главе "Савелий, богатырь святорусский”.
1. С кем Некрасов сравнивает Савелия? Докажи.
2. В чём трагедия Савелия?
Типовые задания для оценки умений У1,У2,У3,У4,У5,У8, знаний З1,З 2.
Работа по карточкам.
КАРТОЧКА №1
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Найдите портрет героя. Что положительно, а что отрицательно в его портрете? На каком приёме строится описание? Для чего Достоевский использует этот приём? О чём говорит деталь «тёмно-русые волосы»?
КАРТОЧКА №2
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Найдите описание жилища Раскольникова. Какое общее впечатление оно производит? Каковы ключевые слова в этих описаниях? О чём они говорят? Как такая комната могла повлиять на внутреннее состояние героя?
КАРТОЧКА №3
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
В каком состоянии находится герой в 1 части? Какие чувства преобладают?
КАРТОЧКА №4
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Найдите в 1 главе описание старухи- процентщицы. Прочитайте. Какое общее впечатление она производит? Найдите говорящие детали, которые создают это впечатление.
КАРТОЧКА №5
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Прочитайте описание комнаты старухи-процентщицы. Каково ключевое слово в этом описании? О чём оно говорит? О каких качествах жильцов говорят детали, предметы мебели?
Типовые задания для оценки умений У5, знаний З2,З 3.
ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ И.А.ГОНЧАРОВА.
1.К какому направлению вы бы отнесли творчество И.А.Гончарова?
А) реализм
б) романтизм
в) сентиментализм
г) классицизм
2.Определите годы жизни Гончарова
а) 1814-1841
б) 1823-1886
в) 1812-1891
г) 1818-1883
3.Расположите в хронологическом порядке романы И.А.Гончарова
а) «Обрыв»
б) «Обыкновенная история»
в) «Обломов»
4.Кто из героев романа мечтал жениться на «неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне?
а) Захар
б) Штольц
в) Обломов
г) Тарантьев
5.Какую арию поёт Ольга Ильинская?
а) Casta Diva из оперы Беллини «Норма»
б) из оперы Моцарта «Волшебная флейта»
в) из оперы Д.Россини «Итальянка в Алжире»
г) из оперы Д.Верди «Травиата»
6.Чьи литературные традиции продолжает Гончаров в своём романе?
а) А.С.Пушкина
б) М.Ю.Лермонтова
г) Н.В.Гоголя
д) И.С.Тургенева
7. Кто из персонажей романа во многом является психологически родственным Обломову?
а) Штольц
б) Ольга Ильинская
в) Агафья Пшеницына
г) Захар
8. Определите композиционное значение «Сна Обломова» в романе Гончарова
а) даётся описание природы
б) показывается цикличное течение времени
в) является своеобразной экспозицией последующих поступков героев
9. Кто из персонажей первым произносит слово «обломовщина»?
а) Ольга
б) Штольц
в) Захар
г) Волков
10. Определите характер композиции романа Гончарова «Обломов»
а) симметрична
б) зеркальна
в) контрастна
г) нединамична, осложнена параллельными сюжетными линиями.
Типовые задания для оценки умений У1,У2,У3,У8,, знаний З 2.
Самостоятельная работа №3
Текст заданий
Развёрнутые ответы на вопросы по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание":
- Картины жизни обездоленных, униженных и оскорблённых.
- Суровая правда изображения безвыходности и одиночества «маленького человека» в мире угнетения.
- Образ Раскольникова.
- Сила и слабость Достоевского в осуждении эгоизма и индивидуализма.
- Особенности психологической характеристики в романе.
3.2.2. Задания для рубежного контроля.
Контрольно-оценочные средства к контрольной работе .
1. Сочинение.
2. Форма контроля . Рубежный контроль.
3. Цель работы.
Проверка усвоения основного материала по творчеству конкретного писателя, поэта.
4. Структура и содержание контрольной работы.
Темы сочинений взяты из перечня экзаменационных сочинений, рекомендованных для обучающихся , опубликованных в «Вестнике образования».
5. Ожидаемые результаты. Обучающийся должен:
знать:
- содержание изученных литературных произведений;
- теорию литературы;
- критические статьи;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- убеждения изучаемых авторов, их позицию по отношению к заданной проблеме.
уметь:
- собирать материал для сочинения;
- определить и продумать идею сочинения;
- определить круг вопросов, затрагиваемых темой;
- композиционно правильно оформить текст;
- наполнить текст содержанием, соответствующим выбранной теме;
- убедительно аргументировать приводимые доводы;
- определить тип текста и жанр сочинения;
- составить план, соблюдая последовательность изложения мыслей;
- глубоко и доказательно раскрыть тему;
- написать работу грамотно, соблюдая нормы правописания;
- соблюдать стилистическое единство, богатство словаря, точность словоупотребления.
Критерии оценивания контрольной работы. Объем не менее 5 страниц.
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» «4» «3» «2» | Содержание излагается последовательно и полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Работа отличается богатством словаря, разнообразием синтаксических конструкций, точностью словоупотребления, стилевым единством и выразительностью текста. 1-2 речевых недочета. Имеются незначительные отклонения от темы. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности и незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 3-4 речевых недочета. Допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности, беден словарь, встречается неправильное словоупотребление. Допускаются 5 речевых недочетов, 4 - в содержании. Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы и отсутствует связь между ними. Крайне беден словарь, нарушено стилевое единство,6 недочетов в содержании, 7 речевых недочетов. | Допускаются: 1 орфографическая., или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. 2 орфогр. и 2 пункт. ошибки, или 1 орфорг. и 3 пункт., или 4 пункт.,а также 2 грамматические. 4 орфогр. и 4 пункт., или 3 орфогр. и 5 пункт., или 7 пункт., а также 4 грам. ошибки. 7 орфогр. и 7 пункт., или 6 орфогр. и 8 пункт., или 5 орфог. и 9 пунк., или 8 орф. и 6 пункт., а также 7 грамматических ошибок. |
Контрольно-оценочные средства к контрольной работе .
1. Сочинение. Анализ стихотворения.
2. Форма контроля . Рубежный контроль.
3. Цель работы.
Проверка усвоения основного материала по творчеству конкретного поэта.
4. Структура и содержание контрольной работы.
Темы сочинений взяты из перечня экзаменационных сочинений, рекомендованных для обучающихся , опубликованных в «Вестнике образования».
5. Ожидаемые результаты. Обучающийся должен:
знать:
- основы анализа стихотворения;
- сведения об историческом периоде, жизненном и творческом пути автора, историю
создания стихотворения;
- план анализа поэтического произведения;
- основные выразительные средства языка;
- понятие о лирическом герое;
- оперировать литературными терминами;
уметь:
- воспринимать и анализировать поэтический текст;
- понимать проблематику произведения;
- находить в стихотворении художественные средства языка и объяснять смысл их
использования;
- разделять стихотворение на композиционные части;
- понимать состояние души лирического героя;
- понимать поэтические образы, находить и анализировать мотивы;
- определять жанр стихотворения;
- определять тему, идею, основную мысль, замысел и авторскую позицию;
- высказывать свое впечатление от стихотворения.
Критерии оценивания контрольной работы.
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» «4» «3» «2» | Содержание излагается последовательно и полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Работа отличается богатством словаря, разнообразием синтаксических конструкций, точностью словоупотребления, стилевым единством и выразительностью текста. 1-2 речевых недочета. Имеются незначительные отклонения от темы. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности и незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 3-4 речевых недочета. Допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности, беден словарь, встречается неправильное словоупотребление. Допускаются 5 речевых недочетов, 4 - в содержании. Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы и отсутствует связь между ними. Крайне беден словарь, нарушено стилевое единство,6 недочетов в содержании, 7 речевых недочетов. | Допускаются: 1 орфографическая., или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. 2 орфогр. и 2 пункт. ошибки, или 1 орфорг. и 3 пункт., или 4 пункт.,а также 2 грамматические. 4 орфогр. и 4 пункт., или 3 орфогр. и 5 пункт., или 7 пункт., а также 4 грам. ошибки. 7 орфогр. и 7 пункт., или 6 орфогр. и 8 пункт., или 5 орфог. и 9 пунк., или 8 орф. и 6 пункт., а также 7 грамматических ошибок. |
Типовые задания для оценки умений У1,У2,У3,У4,У5У8,У9, знаний З 2,З3
Темы сочинений на 1 курсе по пьесе А.Н.Островского «Гроза».
1.Образ жестокого мира в драматургии А.Н.Островского. ( По пьесе «Гроза» или «Бесприданница»)
2.Борис и Тихон в пьесе А.Н.Островского «Гроза».
3. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
4. Образы Катерины и Кабанихи в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
5. В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
6. Что позволяет Кабанихе и Дикому самодурствовать? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза».)
7. Разговор Катерины с Варварой. (Анализ 7-9 явлений первого действия пьесы А.Н.Островского «Гроза».)
8. Прощание Катерины с Тихоном. (Анализ 3-5 явлений второго действия пьесы А.Н.Островского «Гроза».)
9. Финал пьесы. (Анализ 4-7 явлений пятого действия А.Н.Островского «Гроза».)
Темы сочинений на 1 курсе по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
1. Тема любви в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
2. Базаров и Аркадий . (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
3. Мнимые последователи Базарова. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
4. Финал романа «Отцы и дети» и его связь с проблематикой произведения.
5. Авторское отношение к братьям Кирсановым. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
6. Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
7. В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
8. Почему неизбежно противостояние Базарова и Павла Петровича Кирсанова? (По роману И,С.Тургенева «Отцы и дети».)
9. Каково отношение автора к Базарову? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
10. «Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии Базарова» (Н.Н.Страхов). (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
11. Спор Базарова с Аркадием. (Анализ эпизода из 21 главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
12. Приезд Аркадия и Базарова в усадьбу Одинцовой. (Анализ 16 главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
13. Приезд Базарова в усадьбу Кирсановых. (Анализ 4 главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
14. Сцена в саду после спора Кирсанова с Базаровым. (Анализ эпизода из 11 главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
Темы сочинений на 1 курсе по поэзии А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А. Некрасова
1..Тема любви в лирике Ф,И, Тютчева.
2. Философская глубина лирики Ф.И.Тютчева.
3. «Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями жизни и природы» (В.Брюсов).
4. Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И.Тютчева «Эти бедные селенья…».
5. Тема любви в лирике А.Фета.
6. Природа в поэзии А.А.Фета.
7. Восприятие и истолкование стихотворения А.А.Фета «Это утро, радость эта…».
8. Тема любви в поэзии Н.А.Некрасова.
9. В чем своеобразие гражданской лирики Н.А.Некрасова?
10. Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «В дороге».
11. Образ Савелия, богатыря святорусского, в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
12. Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
13. Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
14. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
15. Восприятие и истолкование одного из стихотворений Н.А. Некрасова («В дороге»,
« Тройка», «Железная дорога», Элегия», «Поэт и гражданин».
Темы сочинений на 1 курсе по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
1. Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
2. Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Партизанская война в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
4. Платон Каратаев и Тихон Щербатый в романе Л.Н.Толстого «Война
и мир».
5. Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
6. Роль художественной детали в создании образов романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Внутренняя красота человека в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
7. Образ Наполеона и проблема личности в истории. ( По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).
8. Образ полководца Кутузова и средства его создания в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
9. «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
10. Путь духовных исканий Пьера Безухова. (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)
11. Пьер Безухов и Андрей Болконский: что объединяет и различает героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?
12. «В Л.Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы» (Д.С.Лихачев).
13. «Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта» (Н.Г.Чернышевский).
14. Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (Аустерлицкое сражение т.1, часть 3. главы 15,16; Совет в Филях т.3, часть 3. глава 4; Размышления князя Андрея в дороге т.2, часть 3. главы 1, 3; Разговор князя Андрея с Пьером перед Бородинским сражением т.3, часть 2. глава 25; Отъезд Ростовых из Москвы т.3, часть 3. глава 16; Пьер в плену т.4, часть 2. главы 12-13; Салон А.П.Шерер т.1, часть 1. глава 3)
Темы сочинений на 1 курсе по роману Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание».
1. Трагедия семьи Мармеладовых.
2. Причины преступления Родиона Раскольникова.
3. Тема сострадания в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
4. Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова
5. Лужин как двойник Раскольникова.
6. «Униженные и оскорбленные в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
7. Роль снов Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
8. В чем смысл эпилога романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
9. Крушение теории Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
10.«Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мири на самого себя…» (М.М.Бахтин). (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
«Любовь к людям у Достоевского- это живая и деятельностная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Ф.Анненский. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
11. Анализ и восприятие одной из сцен романа (Раскольников после преступления часть 2, глава 2; Письмо матери Раскольникову часть 1. глава 4; Разговор Раскольникова с Соней часть 4, глава 4).
Темы сочинения на 1 курсе по творчеству М.Горького.
1. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький – романтик? ( По одному или нескольким рассказам Горького).
2. В чем смысл противопоставления Данко и Ларры в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»?
3. Легенда о Ларре . (Анализ фрагмента рассказа Горького «Старуха Изергиль»).
4. Герои и проблематика ранней романтической прозы М.Горького.
5. Нравственная проблематика пьесы Горького «На дне».
6. Раздумья о человеке в пьесе М.Горького «На дне».
7. Люди «дна»: характеры и судьбы.
8. Образы «хозяев жизни « в пьесе Горького «На дне»
9. В чем своеобразие спора о человеке и правде в пьесе Горького «На дне»?
10. Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ начала первого действия пьесы М.Горького «На дне»)
11. Анализ и восприятие одного из эпизодов пьесы «На дне». (Драка в ночлежке -финал третьего действия пьесы, рассказ Луки про «праведную землю» - третье действие); Финал пьесы –четвертое действие)
Сочинение по литературе 30-х годов
( по творчеству М.А.Булгакова, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, О.Мандельштама)
1. Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
2. Образ Маргариты в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
3. Судьба художника в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
4. Нравственная проблематика повести М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
5. Образ Понтия Пилата в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
6. Допрос во дворце Ирода Великого. (Анализ эпизода из 2 главы первой части романа 7. 7. М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
8. В чем суть спора Иешуа и Понтия Пилата в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
9. Как изображены Ершалаим и Москва в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Темы и образы лирики М. Цветаевой.
10. Восприятие и истолкование стихотворения М.И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…»
11. Поэт и Родина в лирике А.А.Ахматовой.
12. Философские мотивы лирики А.А. Ахматовой.
13. Мир женской души в лирике А.А. Ахматовой.
14. «Поэзия Ахматовой – лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественнейшей эпохи» (А.Твардовский).
15. Восприятие и истолкование стихотворения А.А.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…»
16. Трагедия личности , семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».
17. Тема материнского в поэме А.А.Ахматовой «Реквием».
18. Восприятие и истолкование стихотворения О.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…»
Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
1. Тема поиска жизненной правды в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
2. Смысл финала романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
3. В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».)
4. Жизнь Григория в «новом, женатом положении». (Анализ главы 3 второй части книги 1 романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».)
5. Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ главы 2 восьмой части книги 4 романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».)
6. Тема любви в романе М.Шолохова «Тихий Дон».
7. Красноармейцы в доме Мелеховых (Анализ 16 главы, части шестой книги 3 романа М. Шолохова «Тихий Дон».
8. Смысл заглавия рассказа М. Шолохова «Судьба человека»
Контрольно-оценочные средства к контрольной работе № 7
по литературе. (Тест)
Тема: Творчество А.П.Чехова.
2. Форма контроля. Рубежный контроль.
3. Цель работы.
Контроль знаний по темам:
- рассказы А.П.Чехова;
- пьеса Чехова «Вишневый сад».
4. Структура и содержание контрольной работы.
Контрольная работа рассчитана на 45 минут, составлена на основе тестов по литературе по технологии ЕГЭ, включает 28 заданий по типу части А.
(Выбрать правильный ответ).
5. Ожидаемые результаты.
Обучающиеся должны:
Знать:
- жизнь и творчество А.П.Чехова;
- особенности его творчества, основные темы, произведения;
- идейно-художественное своеобразие рассказов Чехова;
- Чеховское восприятие жизни, авторское отношение к героям.
Уметь:
- видеть особенности чеховской драматургии;
- определять основной конфликт, принципы группировки действующих лиц;
- анализировать, обобщать, систематизировать, сопоставлять;
- выявлять основную идею рассказов.
6. Критерии оценивания контрольной работы.
Оценка «отлично» выставляется, если выполнено не менее 90 % предложенных заданий;
оценка «хорошо» - выполнено не менее 80 % предложенных заданий;
оценка «удовлетворительно» - выполнено не менее 70 % предложенных заданий;
оценка «неудовлетворительно», если выполнено менее 50 % предложенных заданий.
Каждое задание оценивается 1 баллом.
«5» - 24- 28 баллов «4» - 19 –23 балла «3» - 12 – 17 баллов «2» - менее 12 баллов
7. Правильные ответы.
1)1 2)3 3)2 4)2 5)3 6)3 7)4 8)4 9)3 10)2 11)1 12)3 13)3 14)2 15)3 16)2 17)3 18)2 19)2 20)1 21)1 22)3 23)2 24)4 25)1 26)2 27)2 28)2
Типовые задания для оценки умений У4, У 5, знаний З 2,З3 .
ТЕСТ по творчеству АП Чехова
1.Чьи отличительные черты перечислены: поездки в Париж, дача во Франции, романтическая восторженность, мимолётность настроения.
1) Раневская 2) Гаев 3) Лопахин 4) Трофимов
2.Чьи отличительные черты перечислены: ум, энергичность, деловитость
1) Раневская 2. Гаев 3). Лопахин 4) Трофимов
3.Чьи отличительные черты перечислены: никчёмность, безволие
1) Раневская 2) Б. Гаев 3) Лопахин 4) Трофимов
4. Герой, любящий леденцы
1) Раневская 2) Гаев 3) Лопахин 4) Трофимов
5.Его предки создавали вишнёвый сад и поместье
1) Раневская 2) Гаев 3) Лопахин 4) Трофимов
6. Представитель настоящего в пьесе
1) Раневская 2) Гаев 3)Лопахин 4) Трофимов
7. Представитель будущего в пьесе
1) Раневская 2) Гаев 3) Лопахин 4)Трофимов
8. Кто не был хозяином вишнёвого сада
1) Раневская 2) Гаев 3) Лопахин 4) Трофимов
9. Для кого вишнёвый сад был мечтой всей жизни
1) Раневская 2) Гаев 3) Лопахин 4) Трофимов
10. Имя приёмной дочери Раневской, чья любовная история с молодым купцом оказалась неудачной
1) Анна 2) Варя 3) Люба 4) Катя
11. Героем какого произведения Чехова был врач?
1) «Ионыч»; 2) «Крыжовник»; 3) «Человек в футляре»; 4) «Хамелеон».
12. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч»?
1)Червяков; 2) Беликов; 3)Старцев; 4)Очумелов.
13. Какова судьба Раневской в финале пьесы «Вишневыйсад»?
1) Выходит замуж; 2) Остается экономкой в своем имении;
3) Уезжает за границу; 4)Умирает.
14. Кто из приведенных ниже героев не действует в пьесе «Вишневый сад»?
1) Епиходов; 2) Доктор Старцев; 3)Лопахин; 4) Шарлотта.
15. Проблема деградации и нравственной смерти человека
стала основной темой рассказа:
1)«Человек в футляре»; 2) «Смерть чиновника»; 3) «Ионыч»; 4) «Крыжовник».
16. Темой пьесы «Вишневый сад» является:
1) Судьба Раневской и Гаева; 2) Судьба России и ее будущее;
3) Судьба сада; 4)Вторжение, приход капитализма в лице Лопахина.
17. В каком рассказе Чехова есть персонаж с фамилией Туркин?
1) «Крыжовник»; 2) «Палата № 6»; 3) «Ионыч»; 4) «Смерть чиновника».
18. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и…»
1) Чувства 2) Мысли 3) Глаза 4) Сердце
19. Город, в котором родился А. П. Чехов:
1) Москва 2) Таганрог 3) Самара 4) Петербург
20. Кого забывают в заколоченном доме в конце пьесы «Вишневый сад»? А) Яшу
1) Фирса 2) Шарлоту 3) Епиходова 4) Дуняшу
21. Как назвал А. П. Чехов свое последнее драматическое произведение?
1) «Вишневый сад» 2) «Дядя Ваня» 3) «Три сестры» 4) «Чайка»
22. Какой герой А. П. Чехова «был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую осеннюю погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»?
1) Старцев («Ионыч») 2) Алехин («О любви»)
3) Беликов («Человек в футляре») 4) Иван Иванович («Крыжовник»)
23 «Облезлым барином» в пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова называют:
1) Яшу 2) Трофимова 3) Лопахина 4) Гаева
24. В пьесе А. Чехова «Вишневый сад» сад – образ-символ:
1) Молодости 2) Прошлого 3) Любви 4) России
25. А. П. Чехов определил жанр «Вишневого сада» как:
1) Комедия 2) Трагедия 3) Водевиль 4) Драма
26. Кем был А. П. Чехов по профессии?
1) Инженером 2) Врачом 3) Учителем 4) Биологом
27. Кому из героев А. П. Чехова было назначено свидание на кладбище?
1) Беликову («Человек в футляре»)
2) Старцеву («Ионыч»)
3) Алехину («О любви»)
4) Ивану Ивановичу («Крыжовник»)
28. «Как бы чего не вышло?» Какому герою рассказа А. П. Чехова принадлежит эта фраза?
1) Старцев (рассказ «Ионыч»)
2) Беликов (рассказ «Человек в футляре»)
3) Алехин (рассказ «О любви»)
4) Иван Иванович (рассказ «Крыжовник»)
4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине.
Согласовано на заседании м/комиссии
Протокол №_____от «_____»____________2014 г.
Председатель м/к________________Павлова И.В.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА 2 КУРСЕ
Тема: творчество русских писателей 19-20 веков.
Форма контроля: итоговый контроль
Цель: проверка освоения программного материала за 1, 2 курсы
Структура и содержание дифференцированного зачета:
Работа составлена на основе программного материала, проводится в форме сочинения на заданные темы. Предложенные пять тем включают в себя прозаические произведения малого жанра и романы-эпопеи, стихотворное произведение; охватывают литературный период от 19 века до современности.
Ожидаемые результаты:
Обучающийся должен
Знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- правильно и последовательно излагать мысли,
- анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- раскрывать тему,
- использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания,
- соблюдать языковые нормы и правила правописания
Критерии оценивания:
Сочинение оценивается двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1. Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2. Полнота раскрытия темы;
3. Правильность фактического материала;
4. Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1. Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2. Стилевое единство и выразительность речи;
3. Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка "5"
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка "4"
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Темы итогового сочинения.
Идейно- художественное своеобразие одной из сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Аустерлицкое сражение. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 3, главы 15,16.)
Тема материнского страдания в поэме А.Ахматовой «Реквием».
В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи? ( По роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».)
«Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М.Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы 20 века.)
Преподаватель:
Липатова Т.А.
Ручина Н.А.
Лист согласования
Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год
Дополнения и изменения к комплекту КОС на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________
В комплект КОС внесены следующие изменения:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании МС_______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ).
Председатель МС ________________ /___________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины «Иностранный язык (английский)»
Данный комплект содержит материалы для оценки результатов освоения дисциплины и промежуточной аттестации для специальности "Контроллер металлургического производства". Оценка уровня освоен...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины русский язык
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 180103.01.Судостроитель-судо...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплин ОП.05 Педагогика и ОП.06 Психология
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплин Психология, Педагогика...
Комплекты контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения. Контроль средствами ISpingSuite
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образованияПМ.04 Методическое обеспечение образователь...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения ПМ.02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации основной профессиональной образовательной программы по специальности 46.02.01 ДОУиА
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения ПМ.02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации основной профессиональной образ...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины МДК.01.01 "Документационное обеспечение управления" специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение управления и архивоведение"
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины МДК.01.01 "Документационное обеспечение управления" специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение ...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения МДК.01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»
Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности ПМ.01.«Преподавание по программам начального общего образования» и МДК.01.06...