Тема «Фразеологизмы»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeol.docx | 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподаватель Кужугет Жанна Октябрьевна
Предмет «Русский язык»
1 курс
Тема «Фразеологизмы»
План урока:
Цели занятия:
Образовательная:
Создать условия для обобщения, углубления знаний учащихся по теме «Фразеологизмы», умений применять фразеологизмы в речи.
Задачи:
- Выявлять значение фразеологизмов.
- Находить крылатые выражения в тексте, применять их в устной и письменной речи, отличая их от свободных сочетаний.
- Находить речевые ошибки в употреблении фразеологизмов и уметь их исправлять.
- Формулировать фразеологизмы, используя образное их восприятие.
- Сопоставлять значения иноязычных пословиц и поговорок с русскими.
Воспитательная:
Создать (обеспечить) условия для формирования представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
Развивающая:
Способствовать развитию аналитических умений, образного и логического мышления, навыков исследовательской работы, повышению уровня речевой культуры.
Форма организации учебной деятельности: работа малыми группами (3-4 человека).
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: Техника для презентаций: телевизор, компьютер, презентация «Фразеологизмы» (Power Point 2007), словари по фразеологизмам, бланки заданий.
Ход урока:
- Организационная часть: ознакомление с темой урока, постановка цели.
- Актуализация знаний.
- Что такое фразеологизмы?
- Какими особенностями обладают фразеологизмы?
- Что относится к фразеологизмам?
- Пополняется ли в настоящее время словарный состав русского языка фразеологизмами?
- Выдача заданий для фронтальной самостоятельной работы в группах (бланки заданий даны в Приложении 1).
- На основании презентации урока учащиеся выполняют задания. Каждое задание имеет максимальное количество баллов. Всего можно набрать 60 баллов.
- Критерии оценки:
Задачи | Максимальный балл | Полученный балл | Итоговая оценка | |
Определять значение фразеологизмов | 15 | |||
Применять фразеологизмы и свободные сочетания в письменной речи. | 10 | |||
Формулировать фразеологизмы по образному восприятию. | 10 | |||
Находить лексические ошибок в употреблении фразеологических оборотов. | 5 | |||
Сопоставлять значения иностранных и русских пословиц. | 20 |
- Подведение итогов. Проставление оценок за работу на уроке. Критерии итоговой оценки:
5 — 54-60 баллов
4 — 48-53 баллов
3 — 36-47 баллов
- Домашнее задание: Подобрать фразеологизмы, связанные с профессией учащихся. Написать миниатюру на тему «Как я готовлюсь к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов:
Ключевой вопрос, завтрашний день, идти по стопам, иметь вес, закладывать фундамент, человек с большой буквы, ломать голову, откладывать в долгий ящик, не ударить в грязь лицом, путевка в жизнь, служить верой и правдой, смотреть в корень, как свои пять пальцев, как белка в колесе, как зеницу ока, как гора с плеч, как по маслу, до седьмого пота, горы свернуть, от корки до корки, от зари до зари, уйти с головой.
Можно применить и другие, подходящие по смыслу фразеологизмы.
Приложение 1
Задание 1. Подберите фразеологические обороты, синонимичные словам и сочетаниям, определяя их значение. В середине колонки вставьте номер соответствующей пары фразеологизмов.8 мин.
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
Максимальное количество баллов — 15баллов.
Задание 2. Составьте предложения, в которых каждое из приведенных выражений являлось бы сначала свободным сочетанием, а затем — фразеологизмом.
Максимальное количество баллов —10 баллов за правильный ответ.10 минут.
Не вытянешь клещами. | ||
Умывать руки. | ||
Закрывать глаза. | ||
Висеть на хвосте. | ||
Каши не сваришь. |
Задание 3. На экране показаны картинки. Дать расшифровку фразеологизма. Задание одинаковое для всех команд. Максимальное количество баллов — 10 баллов. Время 5 мин.
Фразеологизм | Его значение | |
Задание 4. Найдите речевые ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Сделайте правку. В последней колонке проставьте балл за правильный ответ.
Я думаю, что начальнику кто-то подложил очень скверную медвежью услугу. | |
Он был скован за руки и за ноги. | |
Планы огромные, и молодым рукам есть к чему приложить труд. | |
Все перевернуто вверх дном, все поставлено с ног на руки. | |
Это просто ни в какие рамки не вяжется. | |
Максимальное количество баллов — 5 баллов.
Задание 5. Сопоставить иностранные пословицы и поговорки с русскими.
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Приложение 2
Задание 1. Подберите фразеологические обороты, синонимичные словам и сочетаниям, определяя их значение. В середине колонки вставьте номер соответствующей пары фразеологизмов. 8 мин.
|
|
|
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Максимальное количество баллов — 15 баллов.
Задание 2. Составьте предложения, в которых каждое из приведенных выражений являлось бы сначала свободным сочетанием, а затем — фразеологизмом.
Максимальное количество баллов —10 баллов за правильный ответ.10 минут.
Не вытянешь клещами. | ||
Умывать руки. | ||
Закрывать глаза. | ||
Висеть на хвосте. | ||
Каши не сваришь. |
Задание 3. На экране показаны картинки. Дать расшифровку фразеологизма. Задание одинаковое для всех команд. Максимальное количество баллов — 10 баллов. Время 5 мин.
- Сесть в калошу. — Попасть в неудобное положение.
- Спать без задних ног. — Крепко спать.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. — Хорошо два дела не сделаешь.
- Белая ворона. — Особенный, не похожий на других.
- Комар носа не подточит. — Сделать безукоризненно.
- Мелочь пузатая. — Маленький.
- Волосы дыбом. — Испугаться.
- Вот где собака зарыта. — Вот, где истина.
- Дело в шляпе. — Дело сделано.
- Зарубить на носу. — Запомнить.
Задание 4. Найдите речевые ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Сделайте правку. В последней колонке проставьте балл за правильный ответ. Время 5 мин.
Я думаю, что начальнику кто-то подложил очень скверную медвежью услугу. | |
Я думаю, что начальнику кто-то оказал медвежью услугу. | |
Он был скован за руки и за ноги. | |
Он был скован порукам и ногам. | |
Планы огромные, и молодым рукам есть к чему приложить труд. | |
Планы огромные, и молодым есть к чему приложить руки. | |
Все перевернуто вверх дном, все поставлено с ног на руки. | |
Все перевернуто вверх дном, все поставлено с ног на голову. | |
Это просто ни в какие рамки не вяжется. | |
Максимальное количество баллов — 5 баллов.
Задание 5. Подобрать для иностранной пословицы синонимичную русскую. Примерные тветы.
| Новая метла по-новому метет. |
| О вкусах не спорят. На вкус и цвет товарищей нет. |
| В гостях хорошо, а дома лучше. |
| Время лечит. |
| Одна голова хорошо, а две лучше. |
| Что посеешь, то и пожнешь. |
| Хорошо смеется тот, кто смеется последним. |
| Бог дал – бог и взял. |
| Лучше синица в руке, чем журавль в небе. |
| Не все то золото, что блестит. |
| Бесплатный сыр только в мышеловке. |
| Не дели шкуру неубитого медведя. |
| Не говорит «гоп», пока не перепрыгнешь |
| Делу – время, потехе – час. |
| Поспешишь – людей насмешишь. |
| Не буди лихо, пока оно тихо. |
| Хорошо там, где нас нет. |
| Сколько веревочке не виться, а конец найдется. |
| Что имеем – не храним, потерявши – плачем. |
| За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. |
Максимальное количество баллов — 20 баллов
Критерии итоговой оценки:
5 — 54-60 баллов
4 — 48-53 баллов
3 — 36-47 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Источники фразеологизмов.Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ.
ЦЕЛИ:Повторение понятий « фразеологизм», « синонимия фразеологизмов»; систематизация знаний о происхождении фразеологизмов и сфере их употребленияРазвитие стойкого интереса к фразеологии как к науке...
Урок русского языка в 6 классе на тему «Фразеология. Фразеологизмы». «Этот удивительный мир фразеологизмов".
Методическая разработка урока русского языка...
Проектная работа на тему "Фразеологизмы" выполнена студентом 1 курса МССУОР №1 Коломейцевым Павлом
Фразеология - это величайшая сокровищница и непреходящая ценность любого языка. В ней, как в зеркале, отражаются история и культура народа, многовековой опыт ег...
Презентация к уроку русского языка по теме "Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний"
Данная презентация может использоваться в качестве сопровождения на уроке русского языка по теме "Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний" для студентов 1 курса....
урок по русскому языку на тему : "Фразеологизмы" 6 класс
Урок по русскому языку на тему : "Фразеологизмы" 6 классВ уроке по русскому языку на тему «Фразеологизмы» ученик 6 класса исследует мнения разных ученых-лингвистов по вопро...
Технологическая карта урока МДК 01.02 по теме "Происхождение и значение фразеологизмов", 2 курс
Учебная дисциплинаМДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания№ группы, профессия/специальность обучающихся2 курс44.02.02 Преподавание в начальных классахРаздел/тема ПрограммыТема 2. Лексикология, ...
Технологическая карта мастер-класса по МДК 01.02 по теме "Происхождение и значение фразеологизмов в русском языке", 2 курс
Учебная дисциплинаМДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания№ группы, профессия/специальность обучающихся2 курс44.02.02 Преподавание в начальных классахРаздел/тема ПрограммыТема 2. Лексикология, ...