Тема «Фразеологизмы»
методическая разработка на тему

Кужугет Жанна Октябрьевна
Здравствуйте, сегодня мы поговорим о том, что помогает нам сделать нашу речь более яркой, об-разной, выразительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeol.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель Кужугет Жанна Октябрьевна

Предмет «Русский язык»

1 курс

Тема «Фразеологизмы»

План урока:

Цели занятия:

Образовательная:

Создать условия для обобщения, углубления знаний учащихся по теме «Фразеологизмы», умений применять фразеологизмы в речи.

Задачи:

  1. Выявлять значение фразеологизмов.
  2. Находить крылатые выражения в тексте, применять их в устной и письменной речи, отличая их от свободных сочетаний.
  3. Находить речевые ошибки в употреблении фразеологизмов и уметь их исправлять.
  4. Формулировать фразеологизмы, используя образное их восприятие.
  5. Сопоставлять значения иноязычных пословиц и поговорок с русскими.

Воспитательная:

Создать (обеспечить) условия для формирования представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

Развивающая: 

Способствовать развитию аналитических умений, образного и логического мышления, навыков исследовательской работы, повышению уровня речевой культуры.

Форма организации учебной деятельности: работа малыми группами (3-4 человека).

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: Техника для презентаций: телевизор, компьютер, презентация «Фразеологизмы» (Power Point 2007), словари по фразеологизмам, бланки заданий.

Ход урока:

  1. Организационная часть: ознакомление с темой урока, постановка цели.
  2. Актуализация знаний.
  • Что такое фразеологизмы?
  • Какими особенностями обладают фразеологизмы?
  • Что относится к фразеологизмам?
  • Пополняется ли в настоящее время словарный состав русского языка фразеологизмами?
  1. Выдача заданий для фронтальной самостоятельной работы в группах (бланки заданий даны в Приложении 1).
  2. На основании презентации урока учащиеся выполняют задания. Каждое задание имеет максимальное количество баллов. Всего можно набрать 60 баллов.
  3. Критерии оценки:

Задачи

Максимальный балл

Полученный балл

Итоговая оценка

Определять значение фразеологизмов

15

Применять фразеологизмы и свободные сочетания в письменной речи.

10

Формулировать фразеологизмы по образному восприятию.

10

Находить лексические ошибок в употреблении фразеологических оборотов.

5

Сопоставлять значения иностранных и русских пословиц.

20

  1. Подведение итогов. Проставление оценок за работу на уроке. Критерии итоговой оценки:

5 — 54-60 баллов

4 — 48-53 баллов

3 — 36-47 баллов

  1. Домашнее задание: Подобрать фразеологизмы, связанные с профессией учащихся. Написать миниатюру на тему «Как я готовлюсь к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов:

Ключевой вопрос, завтрашний день, идти по стопам, иметь вес, закладывать фундамент, человек с большой буквы, ломать голову, откладывать в долгий ящик, не ударить в грязь лицом, путевка в жизнь, служить верой и правдой, смотреть в корень, как свои пять пальцев, как белка в колесе, как зеницу ока, как гора с плеч, как по маслу, до седьмого пота, горы свернуть, от корки до корки, от зари до зари, уйти с головой.

Можно применить и другие, подходящие по смыслу фразеологизмы.


Приложение 1

Задание 1. Подберите фразеологические обороты, синонимичные словам и сочетаниям, определяя их значение. В середине колонки вставьте номер соответствующей пары фразеологизмов.8 мин.

  1. бросаться в глаза

  1. вдоволь, без ограничений
  1. в нескольких шагах

  1. весь день
  1. мертвым сном

  1. вылечивать
  1. не на шутку

  1. главный помощник
  1. ни к селу, ни к городу

  1. искренне
  1. одним духом

  1. моментально появиться
  1. от зари до зари

  1. наедине
  1. от всей души

  1. некстати, невпопад
  1. падать духом

  1. обмануть
  1. поднимать на ноги

  1. сделать предметом насмешки
  1. поднять на смех

  1. отчаиваться
  1. поймать на удочку

  1. очень близко
  1. правая рука

  1. крепко уснуть
  1. с глазу на глаз

  1. привлекать к себе внимание
  1. сколько душе угодно

  1. самым серьезным образом

Максимальное количество баллов — 15баллов.

Задание 2. Составьте предложения, в которых каждое из приведенных выражений являлось бы сначала свободным сочетанием, а затем — фразеологизмом.

Максимальное количество баллов —10 баллов за правильный ответ.10 минут.

Не вытянешь клещами.

Умывать руки.

Закрывать глаза.

Висеть на хвосте.

Каши не сваришь.

Задание 3. На экране показаны картинки. Дать расшифровку фразеологизма. Задание одинаковое для всех команд. Максимальное количество баллов — 10 баллов. Время 5 мин.

Фразеологизм

Его значение

Задание 4. Найдите речевые ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Сделайте правку. В последней колонке проставьте балл за правильный ответ.

Я думаю, что начальнику кто-то подложил очень скверную медвежью услугу.

Он был скован за руки и за ноги.

Планы огромные, и молодым рукам есть к чему приложить труд.

Все перевернуто вверх дном, все поставлено с ног на руки.

Это просто ни в какие рамки не вяжется.

Максимальное количество баллов — 5 баллов.


Задание 5. Сопоставить иностранные пословицы и поговорки с русскими.

  1. В новом кувшине вода холодная.

  1. Вкусы различны.

  1. Восток ли запад, а дома лучше всего.

  1. Время – лучший доктор.

  1. Две головы лучше одной.

  1. Как постелешь, так и поспишь

  1. Кто смеется последним – смеется лучше всех.

  1. Легко пришло – легко ушло.

  1. Лучше одна птичка в руках, чем две в кустах.

  1. На море много черного, но не все это тюлени.

  1. Не бывает бесплатных обедов.

  1. Прежде покупай медведя, а потом продавай его шкуру.

  1. Смотри, прежде чем прыгать.

  1. Сначала дело, потом развлечения.

  1. Спешащий таракан в суп попадет.

  1. Спящих собак не буди.

  1. Трава всегда зеленее по ту сторону забора.

  1. Убийство раскроется.

  1. Ценность колодца узнаем лишь тогда, когда в нем больше нет воды.

  1. Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не владеет ни одним.

Приложение 2

Задание 1. Подберите фразеологические обороты, синонимичные словам и сочетаниям, определяя их значение. В середине колонки вставьте номер соответствующей пары фразеологизмов. 8 мин.

  1. вдоволь, без ограничений
  2. весь день
  3. вылечивать
  4. главный помощник
  5. искренне
  6. моментально появиться
  7. наедине
  8. некстати, невпопад
  9. обмануть
  10. сделать предметом насмешки
  11. отчаиваться
  12. очень близко
  13. крепко уснуть
  14. привлекать к себе внимание
  15. самым серьезным образом
  1. — 15
  1. бросаться в глаза;
  2. в нескольких шагах;
  3. мертвым сном;
  4. не на шутку;
  5. ни к селу, ни к городу;
  6. одним духом;
  7. от зари до зари;
  8. от всей души;
  9. падать духом;
  10. поднимать на ноги;
  11. поднять на смех
  12. поймать на удочку;
  13. правая рука;
  14. с глазу на глаз,
  15. сколько душе угодно.
  1. — 7
  1. — 10
  1. — 13
  1. — 8
  1. — 6
  1. — 14
  1. — 5
  1. — 12
  1. — 11
  1. — 9
  1. — 2
  1. — 3
  1. — 1
  1. — 4

Максимальное количество баллов — 15 баллов.

Задание 2. Составьте предложения, в которых каждое из приведенных выражений являлось бы сначала свободным сочетанием, а затем — фразеологизмом.

Максимальное количество баллов —10 баллов за правильный ответ.10 минут.

Не вытянешь клещами.

Умывать руки.

Закрывать глаза.

Висеть на хвосте.

Каши не сваришь.


Задание 3. На экране показаны картинки. Дать расшифровку фразеологизма. Задание одинаковое для всех команд. Максимальное количество баллов — 10 баллов. Время 5 мин.

  1. Сесть в калошу. — Попасть в неудобное положение.
  2. Спать без задних ног. — Крепко спать.
  3. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. — Хорошо два дела не сделаешь.
  4. Белая ворона. — Особенный, не похожий на других.
  5. Комар носа не подточит. — Сделать безукоризненно.
  6. Мелочь пузатая. — Маленький.
  7. Волосы дыбом. — Испугаться.
  8. Вот где собака зарыта. — Вот, где истина.
  9. Дело в шляпе. — Дело сделано.
  10. Зарубить на носу. — Запомнить.

Задание 4. Найдите речевые ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Сделайте правку. В последней колонке проставьте балл за правильный ответ. Время 5 мин.

Я думаю, что начальнику кто-то подложил очень скверную медвежью услугу.

Я думаю, что начальнику кто-то оказал медвежью услугу.

Он был скован за руки и за ноги.

Он был скован порукам и ногам.

Планы огромные, и молодым рукам есть к чему приложить труд.

Планы огромные, и молодым есть к чему приложить руки.

Все перевернуто вверх дном, все поставлено с ног на руки.

Все перевернуто вверх дном, все поставлено с ног на голову.

Это просто ни в какие рамки не вяжется.

Это просто ни в какие рамки не входит.

Максимальное количество баллов — 5 баллов.


Задание 5. Подобрать для иностранной пословицы синонимичную русскую. Примерные тветы.

  1. В новом кувшине вода холодная.

Новая метла по-новому метет.

  1. Вкусы различны.

О вкусах не спорят.

На вкус и цвет товарищей нет.

  1. Восток ли запад, а дома лучше всего.

В гостях хорошо, а дома лучше.

  1. Время – лучший доктор.

Время лечит.

  1. Две головы лучше одной.

Одна голова хорошо, а две лучше.

  1. Как постелешь, так и поспишь

Что посеешь, то и пожнешь.

  1. Кто смеется последним – смеется лучше всех.

Хорошо смеется тот, кто смеется последним.

  1. Легко пришло – легко ушло.

Бог дал – бог и взял.

  1. Лучше одна птичка в руках, чем две в кустах.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

  1. На море много черного, но не все это тюлени.

Не все то золото, что блестит.

  1. Не бывает бесплатных обедов.

Бесплатный сыр только в мышеловке.

  1. Прежде покупай медведя, а потом продавай его шкуру.

Не дели шкуру неубитого медведя.

  1. Смотри, прежде чем прыгать.

Не говорит «гоп», пока не перепрыгнешь

  1. Сначала дело, потом развлечения.

Делу – время, потехе – час.

  1. Спешащий таракан в суп попадет.

Поспешишь – людей насмешишь.

  1. Спящих собак не буди.

Не буди лихо, пока оно тихо.

  1. Трава всегда зеленее по ту сторону забора.

Хорошо там, где нас нет.

  1. Убийство раскроется.

Сколько веревочке не виться, а конец найдется.

  1. Ценность колодца узнаем лишь тогда, когда в нем больше нет воды.

Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

  1. Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не владеет ни одним.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Максимальное количество баллов — 20 баллов

Критерии итоговой оценки:

5 — 54-60 баллов

4 — 48-53 баллов

3 — 36-47 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ.

ЦЕЛИ:žПовторение понятий « фразеологизм», « синонимия фразеологизмов»; систематизация знаний о происхождении фразеологизмов и сфере их употребленияžРазвитие стойкого интереса к фразеологии как к науке...

Проектная работа на тему "Фразеологизмы" выполнена студентом 1 курса МССУОР №1 Коломейцевым Павлом

     Фразеология   -  это величайшая сокровищница и непреходящая ценность любого языка. В ней, как в зеркале, отражаются история и культура народа, многовековой опыт ег...

Презентация к уроку русского языка по теме "Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний"

Данная презентация может использоваться в качестве сопровождения на уроке русского языка по теме "Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний" для студентов 1 курса....

урок по русскому языку на тему : "Фразеологизмы" 6 класс

Урок  по русскому языку на тему : "Фразеологизмы" 6 классВ уроке по русскому языку на тему «Фразеологизмы» ученик 6 класса исследует мнения разных ученых-лингвистов по вопро...

Технологическая карта урока МДК 01.02 по теме "Происхождение и значение фразеологизмов", 2 курс

Учебная дисциплинаМДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания№ группы, профессия/специальность обучающихся2 курс44.02.02 Преподавание в начальных классахРаздел/тема ПрограммыТема 2. Лексикология, ...

Технологическая карта мастер-класса по МДК 01.02 по теме "Происхождение и значение фразеологизмов в русском языке", 2 курс

Учебная дисциплинаМДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания№ группы, профессия/специальность обучающихся2 курс44.02.02 Преподавание в начальных классахРаздел/тема ПрограммыТема 2. Лексикология, ...