Рабочая программа по истории для СПО
рабочая программа на тему

Рахматуллина Лейсан Альбертовна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального естественно- научного профиля:

260807  «Технология продукции общественного питания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_48_chasov_2_kurs.docx47.12 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГАОУ СПО «КОЛЛЕДЖ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УПР

____________Ю.Ю. Лютикова

«_____»____________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ»

2015


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования:

260807  «Технология продукции общественного питания».

Организация - разработчик: ГАОУ СПО «Колледж малого бизнеса и предпринимательства».

Разработчик:

Рахматуллина Л. А, преподаватель общеобразовательных дисциплин.

Рекомендована ПЦК факультета «Гуманитарные науки»;

Протокол заседания ПЦК факультета «Гуманитарные науки»

№ ___3____ от «_21_» _июля_ 2015_ г.

Председатель ПЦК факультета «Гуманитарные науки»

_Козлова_  Е.А.

«____» ___________________20____г.

Рецензенты:


СОДЕРЖАНИЕ

   

       стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                            4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                            7

   

   3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ

                             10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                             12


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»

1.1. Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального естественно- научного профиля:

260807  «Технология продукции общественного питания».

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Особенность изучения истории как профильного учебного предмета заключается в увеличении глубины рассмотрения тем, входящих в базовое содержание, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, проектов).

Содержание учебного материала для учреждений СПО структурировано по проблемнохронологическому с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.

Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историкоцивилизационного развития России и мира в целом.

Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословнопредставительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.

Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории XX— XXI

Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина « История»  входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.

  1. Цели        и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
  • назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
  • о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
  • основные исторические термины и даты;

уметь:

  • ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и

временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 8 часов.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём  часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

8

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

                                     8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета— 1 семестр


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины  «История»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг

18

Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к1980-м гг

Содержание учебного материала

6

1

1.Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.  Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики

2

2.Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура

2

3.Внешняя политика СССР.  Отношения с сопредельными государствами,  Евросоюзом,  США,  странами «третьего мира»

2

Самостоятельная работа студента: Используя литературу, документы, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат.

2

Тема1.2.Дезинтеграционные процессы в России  и Европе во второй половине XXвека

Содержание учебного материала

6

3

1.Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.

2

2.Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.

2

3.Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР

2

Тема 1.3 Российская экономика на пути развития рынка

Содержание учебного материала

6

3

1.От Советской экономической системы к рынку. «Шоковая терапия». Приватизация

2

2.Финансовый кризис 1998 года

2

3.Россия в мировой экономике

2

Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века

30

Тема 2.1.Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века

Содержание учебного материала

6

2

1.Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг

2

2.Участие международных организаций (ООН,  ЮНЕСКО)  в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве

2

3.Российская  Федерация  в  планах  международных  организаций:  военно-политическая  конкуренция  и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России

2

Самостоятельная работа студента: Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР. Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Объясните свой прогноз.

Тема 2.2.Укрепление влияния России на постсоветском пространстве

Содержание учебного материала

6

3

1. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр

2

2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины,  участники,  содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе

2

3. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации

2

Тема 2.3 Россия и мировые интеграционные процессы.

Содерңание учебного материала

6

3

1. Расширение  Евросоюза,  формирование  мирового  «рынка  труда», глобальная  программа  НАТО  и политические ориентиры России

2

2. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира.

2

3. Участие России в этом процессе.

2

Самостоятельная работа студента: Подготовить рефераты на тему «Геополитика: Россия и США», «Результаты внешней политики России в 90-е гг

2

Тема 2.4.Развитие культуры в России

Содержание учебного материала

6

3

1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры

2

2. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России

2

3. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения

2

Тема 2.5.Перспективы развития РФ в современном мир

Содержание учебного материала

7

3

1. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе

2

2. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие развития культуры РФ политического развития

2

3 Инновационная деятельность –  приоритетное направление в науке и экономике

2

4. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ

2

Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной литературы по темам «Борьба с терроризмом. «Чеченская» проблема», «Внешняя политика России в 2000-е годы

1

Дифференцированный зачет

1

Всего

56



 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по истории  (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, презентации, диски с учебно-методическими пособиями, карточки, тексты разных типов и стилей речи, карты);

Технические средства обучения:

- интерактивная  доска  с  лицензионным  программным  обеспечением  и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Артёмов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей: дидактический материал: учебное пособие для учреждений начального и средне -профессионального образования. – 4-е изд., М.: Академия, 2013
  2. Артёмов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. Проф. образования. – в 2 ч. Ч.2. М.: Академия, 2013

Дополнительные источнки:

1. Бродовская Л.Н., Буравлева В.В., Бухараев В.М. и др. Отечественная история: Учебно-методическое пособие для студентов неисторических специальностей. [Электронный ресурс] - Казань: Казанский гос. ун-т, 2008. - 191 с.

2. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2011. - 240 с.

3. Дегтев Г.В., Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев МГИМО (ун-т) МИД РФ, Международный институт управления –  М.: Юристъ, 2009. – 237 с.

4. Ипполитов Г.М. История России. Век XX: Учебное пособие в схемах, таблицах, диаграммах. [Электронный ресурс] - Самара: СИ РГТЭУ, 2011. - 305 с.

5. Кузьмина О.В., Баева Е.А., Каменская Н.Е. и др. Отечественная история: Учебно-методическое пособие / Под редакцией Кузьминой О.В. [Электронный ресурс]- СПб.: СПбГУ ИТМО, 2009.- 206 с.

6. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России: ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2012. – 365  с.        

Информационные ресурсы:

  1. http // window edu.ru
  2. http // znanium.com


4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных  занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и самостоятельных проверочных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

Индивидуальные задания.

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

Самостоятельная работа.

Знания:

- содержания и назначения важнейших правовых и

законодательных актов мирового и регионального значения 

Практическая работа с информацией, документами, литературой.

- основных направлений ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.

Тестирование.

- сущности и причин локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX- начале XXI века.

  Домашнее задание проблемного характера

- закономерностей и особенностей русской истории как части мировой и европейской истории

Письменный и устный опрос.

- о роли науки, культуры религии в сохранении и

укреплении национальных и государственных традиций;

 Подготовка и защита индивидуальных и

групповых заданий проектного характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 2 курс СПО, тематический план по истории 2 курс СПО

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОУ СПО по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения ...

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории, учебник "Россия и мир" Волобуев, 117 часов...

Рабочая программа по истории

Рабочая программа предназначена для профессий : 100116.01 Парикмахер, 150709.02 Сварщик, 190631.01 АвтомеханикСрок реализации: 2011-2013 учебные годыУровень общего образования: среднее (полное) общее ...

Рабочая программа по истории в 5 классе к учебнику Вигасина

Рабочая программа и развернутое тематичесое планирование к УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой...

Рабочая программа по истории 7 класс

Тематическое планирование...

Рабочая программа дисциплины "История изобразительного искусства"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 10...

рабочая программа по истории 5 класс

рабочая  программа по истории 5 класс...