Рабочая программа по истории для СПО
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального естественно- научного профиля:
260807 «Технология продукции общественного питания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_48_chasov_2_kurs.docx | 47.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАОУ СПО «КОЛЛЕДЖ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УПР
____________Ю.Ю. Лютикова
«_____»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования:
260807 «Технология продукции общественного питания».
Организация - разработчик: ГАОУ СПО «Колледж малого бизнеса и предпринимательства».
Разработчик:
Рахматуллина Л. А, преподаватель общеобразовательных дисциплин.
Рекомендована ПЦК факультета «Гуманитарные науки»;
Протокол заседания ПЦК факультета «Гуманитарные науки»
№ ___3____ от «_21_» _июля_ 2015_ г.
Председатель ПЦК факультета «Гуманитарные науки»
_Козлова_ Е.А.
«____» ___________________20____г.
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального естественно- научного профиля:
260807 «Технология продукции общественного питания».
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Особенность изучения истории как профильного учебного предмета заключается в увеличении глубины рассмотрения тем, входящих в базовое содержание, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, проектов).
Содержание учебного материала для учреждений СПО структурировано по проблемнохронологическому с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.
Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историкоцивилизационного развития России и мира в целом.
Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословнопредставительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.
Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории XX— XXI
Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина « История» входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
- Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- основные исторические термины и даты;
уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 8 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 56 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 8 |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета— 1 семестр |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг | 18 | ||
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к1980-м гг | Содержание учебного материала | 6 | 1 |
1.Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики | 2 | ||
2.Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура | 2 | ||
3.Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира» | 2 | ||
Самостоятельная работа студента: Используя литературу, документы, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат. | 2 | ||
Тема1.2.Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине XXвека | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1.Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. | 2 | ||
2.Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. | 2 | ||
3.Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР | 2 | ||
Тема 1.3 Российская экономика на пути развития рынка | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1.От Советской экономической системы к рынку. «Шоковая терапия». Приватизация | 2 | ||
2.Финансовый кризис 1998 года | 2 | ||
3.Россия в мировой экономике | 2 | ||
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века | 30 | ||
Тема 2.1.Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1.Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг | 2 | ||
2.Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве | 2 | ||
3.Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России | 2 | ||
Самостоятельная работа студента: Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР. Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Объясните свой прогноз. | |||
Тема 2.2.Укрепление влияния России на постсоветском пространстве | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр | 2 | ||
2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе | 2 | ||
3. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации | 2 | ||
Тема 2.3 Россия и мировые интеграционные процессы. | Содерңание учебного материала | 6 | 3 |
1. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России | 2 | ||
2. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. | 2 | ||
3. Участие России в этом процессе. | 2 | ||
Самостоятельная работа студента: Подготовить рефераты на тему «Геополитика: Россия и США», «Результаты внешней политики России в 90-е гг | 2 | ||
Тема 2.4.Развитие культуры в России | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры | 2 | ||
2. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России | 2 | ||
3. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения | 2 | ||
Тема 2.5.Перспективы развития РФ в современном мир | Содержание учебного материала | 7 | 3 |
1. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе | 2 | ||
2. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие развития культуры РФ политического развития | 2 | ||
3 Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике | 2 | ||
4. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ | 2 | ||
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной литературы по темам «Борьба с терроризмом. «Чеченская» проблема», «Внешняя политика России в 2000-е годы | 1 | ||
Дифференцированный зачет | 1 | ||
Всего | 56 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по истории (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, презентации, диски с учебно-методическими пособиями, карточки, тексты разных типов и стилей речи, карты);
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Артёмов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей: дидактический материал: учебное пособие для учреждений начального и средне -профессионального образования. – 4-е изд., М.: Академия, 2013
- Артёмов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. Проф. образования. – в 2 ч. Ч.2. М.: Академия, 2013
Дополнительные источнки:
1. Бродовская Л.Н., Буравлева В.В., Бухараев В.М. и др. Отечественная история: Учебно-методическое пособие для студентов неисторических специальностей. [Электронный ресурс] - Казань: Казанский гос. ун-т, 2008. - 191 с.
2. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2011. - 240 с.
3. Дегтев Г.В., Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев МГИМО (ун-т) МИД РФ, Международный институт управления – М.: Юристъ, 2009. – 237 с.
4. Ипполитов Г.М. История России. Век XX: Учебное пособие в схемах, таблицах, диаграммах. [Электронный ресурс] - Самара: СИ РГТЭУ, 2011. - 305 с.
5. Кузьмина О.В., Баева Е.А., Каменская Н.Е. и др. Отечественная история: Учебно-методическое пособие / Под редакцией Кузьминой О.В. [Электронный ресурс]- СПб.: СПбГУ ИТМО, 2009.- 206 с.
6. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России: ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2012. – 365 с.
Информационные ресурсы:
- http // window edu.ru
- http // znanium.com
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и самостоятельных проверочных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; | Индивидуальные задания. |
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; | Самостоятельная работа. |
Знания: | |
- содержания и назначения важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | Практическая работа с информацией, документами, литературой. |
- основных направлений ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв. | Тестирование. |
- сущности и причин локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX- начале XXI века. | Домашнее задание проблемного характера |
- закономерностей и особенностей русской истории как части мировой и европейской истории | Письменный и устный опрос. |
- о роли науки, культуры религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; | Подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории 2 курс СПО, тематический план по истории 2 курс СПО
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОУ СПО по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения ...
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории, учебник "Россия и мир" Волобуев, 117 часов...
Рабочая программа по истории
Рабочая программа предназначена для профессий : 100116.01 Парикмахер, 150709.02 Сварщик, 190631.01 АвтомеханикСрок реализации: 2011-2013 учебные годыУровень общего образования: среднее (полное) общее ...
Рабочая программа по истории в 5 классе к учебнику Вигасина
Рабочая программа и развернутое тематичесое планирование к УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой...
Рабочая программа по истории 7 класс
Тематическое планирование...
Рабочая программа дисциплины "История изобразительного искусства"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 10...
рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории 5 класс...