методическая разработка урока по теме: «Судьба и характер Григория Мелехова»
методическая разработка на тему
План – конспект урока «деловая игра» определяет основные цели, форму, методы и приемы, структурные элементы урока, деятельность обучающихся и преподавателя. В приложении представлены фрагменты исторических документов, дневниковых записей очевидцев событий гражданской войны на Дону, выдержки из литературных критических статей по творчеству М.А.Шолохова, а также прогнозируемые результаты работы творческих групп обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melehov.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОН-ТЕКС»
Методическая разработка урока по творчеству М.А.Шолохов :
«Судьба и характер Григория Мелехова»
разработчик: Л.А.Шукшина, преподаватель ГБОУ СПО РО
«Шахтинский техникум дизайна и сервиса «Дон - Текс»
2015
Методическая разработка урока по творчеству М.А.Шолохова: «Судьба и характер Григория Мелехова». Разработчик: Шукшина Л.А.,преподаватель русского языка и литературы, ГБОУ СПО РО «Шахтинский техникум дизайна и сервиса «ДОН - ТЕКС», 2015.
План – конспект урока «деловая игра» определяет основные цели, форму, методы и приемы, структурные элементы урока, деятельность обучающихся и преподавателя. В приложении представлены фрагменты исторических документов, дневниковых записей очевидцев событий гражданской войны на Дону, выдержки из литературных критических статей по творчеству М.А.Шолохова, а также прогнозируемые результаты работы творческих групп обучающихся.
Пояснительная записка
Урок проводится в форме деловой игры: заседание редакции литературного журнала. Обучающиеся готовят материал - становятся журналистами, историками, художниками - оформителями. Игра предполагает экспромт, что возможно только при тщательной работе и при хорошем знании текста романа.
Выполняется опережающее задание - оформляются «Записные книжки журналистов», обучающиеся знакомятся с кругом вопросов, рассматриваемых на уроке.
Работа обучающихся в группах предусматривает различные задания: составление схем, выделение характерных черт главного героя, определение его жизненных принципов. Для их выполнения необходима работа с текстом романа, с фрагментами критических статей, с историческими документами, анализ видеофрагментов романа. Итог работы в группах - самостоятельное написание каждым учащимся « статьи для журнала».
Игра во «взрослых журналистов» во многом определяет позицию каждого обучающегося («все нужно знать», «иметь свою точку зрения», «я - журналист»), создает атмосферу сотрудничества, сотворчества. У обучающихся развиваются умение обобщать и делать выводы, общая культура и коммуникабельность, логическое и образное мышление, творческое начало - важнейшие черты гармонически развитой личности. Одновременно происходит становление квалифицированного читателя, умеющего анализировать, определять художественные особенности произведения, позицию автора, создавать свое высказывание.
Содержание
План – конспект урока ………………………………………….
Приложение 1 «Записная книжка журналиста» ………………
Приложение 2 «Высказывания литературных критиков»…..
Приложение 3……………………………………………………
Приложение 4 «Устав жизни Григория Мелехова»…………..
Приложение 5 «Комментарий историка»………………………
Приложение 6 Схема : «Путь исканий Григория Мелехова»…
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Цели урока :
образовательные – подвести обучающихся к пониманию трагического в судьбе Григория в эпоху коренных изменений в Росси (революции, гражданской войны); определить отношения писателя к войне, к нравственному выбору героя;
развивающие - совершенствовать навыки самостоятельной работы обучающихся с текстом художественного произведения, мемуарной литературой, историческими документами; развивать монологическую речь учащихся, логическое и образное мышление, умение обобщать и делать выводы;
воспитательные - воспитывать любовь к родному краю («малой Родине»), пробудить чувства ответственности за выбор собственной нравственной позиции.
Форма проведения: деловая игра «Выпуск литературного журнала»
Тип урока: изучение художественного произведения
Методы обучения: метод опережающих заданий, игровой ситуации, творческого пересказа, исследовательский и др.
Средства обучения: тексты романа М.А Шолохова «Тихий дон», «записные книжки журналистов» (Приложение 1), карточки с высказываниями критиков (Приложение 2), иллюстрации учащихся, фрагменты видеофильма «Тихий дон», мультимедийный проектор.
Планируемые результаты:
- личностные: формирование личностной рефлексии, осознанности и обоснованности самооценки в учебной деятельности, личного действия;
-познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, извлечение информации из текста, выполнение логических операций: сравнение, синтез, обобщение;
- регулятивные: работа в группе, управление своей деятельностью, постановка и формулирование цели, контроль и оценка достигнутых результатов своей деятельности;
-коммуникативные: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое, формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе сотрудничества, переработка информации и предъявление ее разными способами;
- предметные: учащиеся знают содержание романа; раскрывают особенности становления характера главного героя в эпоху коренных изменений в России; определяют отношение писателя к войне, к нравственному выбору героя
Структурные элементы урока:
1.Организационный момент - 1мин.
2.Целеполагание, мотивация - 4мин.
3.Деловая игра - 30 мин.
4.Итог урока - 3мин.
5. Рефлексия- 5 мин.
5.Домашнее задание - 2мин.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
Цель: подвести читателей журнала к пониманию трагического в судьбе Григория Мелехова в эпоху коренных изменений в России. | Тема: «Судьба и характер Григория Мелехова» Эпиграф: Сложен и противоречив путь Григория… | Иллюстрации учащихся к роману М.А Шолохова «Тихий Дон». | |
Схема: «Жизненный путь Григория Мелехова». | Характеристика героя |
ХОД УРОКА
Структурные элементы урока | Виды деятельности преподавателя | Виды деятельности обучающихся |
1. Организационный момент урока. 2. Целеполагание 3. Деловая игра. «Выпуск литературного журнала» 3.1 Работа журналистов в творческих группах 3.2 Результаты работы журналистов. 3.3 Работа журналистов с критической литературой. 3.4 Выполнение индивидуального творческого задания (написание статьи). 3.5 Заключительный этап работы редакции журнала. 4. Итог урока 5. Домашнее за5. 5. Домашнее задание | Приветствие. Объявляет тему. Вводное слово преподавателя: - Сегодня вы – журналисты, и мы готовим выпуск литературного журнала «Читая Шолохова…» Распределение ролей. Редактор журнала - преподаватель. Историк, художник - оформитель , учащиеся- журналисты - творческие группы обучающихся Редактор определяет цели и задачи работы журналистов Выпуск журнала «Читая Шолохова…» посвящен судьбе Григория Мелехова, главного героя романа М.А.Шолохова «Тихий Дон». Цель нашей работы» -привлечь внимание читателя нашего журнала к одному из лучших произведений М.А.Шолохова; -подвести их к пониманию трагического в судьбе Григория Мелехова в эпоху коренных изменений в России: революции, страшной братоубийственной гражданской войны. Работа сложная, поэтому всю информацию каждому из вас необходимо будет «пропускать через себя» и фиксировать в записной книжке журналиста Редактор предоставляет слово представителям групп. Редактор сопровождает выступления журналистов фрагментами видеофильма «Тихий Дон» Редактор предлагает журналистам прочитать и прокомментировать фрагменты высказываний литературных критиков. Выбор эпиграфа к выпуску журнала Редактор дает краткий комментарий по написанию статьи. Читаем, слушаем, редактируем-отбираем материал для будущего журнала Преподаватель оценивает и комментирует работу учащихся. Подготовить материал к написанию сочинения по роману М.А. Шолохова. | Подготовка к уроку. Учащиеся определяют задачи урока, организуют три группы журналистов Задание группам: 1 группа – составить план жизненного пути Григория Мелехова; схематично изобразить моменты эмоционального и морального подъема, моменты духовного и душевного кризиса, разочарования. 2 группа – на основе анализа эпизодов определить главные черты характера Григория Мелехова. 3 группа – составить «Устав жизни Григория Мелехова», отразить в нем отношение героя к труду ,к родной земле; к любви ;к воинскому долгу, к красным, к белым, к войне вообще. Художник-оформитель Художник-оформитель работает над иллюстрациями. 1 группа комментирует схему «Жизненный путь Григория Мелехова» (приложение 6); 2 группа – дает характеристику Григорию Мелехову (приложение 3); 3 группа – представляет «Устав жизни Григория Мелехова» (приложение 4). Историк дает комментарий о «белом» и «красном» терроре (приложение 5). Художник оформляет выставку иллюстраций к роману . Журналисты высказывают свое отношение к позициям литературных критиков, выражают свое согласие (или несогласие). Журналисты работают над статьей. Журналисты зачитывают тезисы «статей» о трагической судьбе Григория Мелехова, подбирают иллюстративный материал к выпуску журнала. |
Приложение 1
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА ЖУРНАЛИСТА
( ФИО)
Тема выпуска: «Судьба и характер Григория Мелехова»
1.Представьте схематично жизненный путь Григория Мелехова (в виде ломаной линии, нижние точки которой будут отмечать моменты духовного кризиса, а верхние – эмоционального и морального подъема).
2.Перечислите главные черты характера Григория Мелехова:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Определите, по каким принципам живет Григорий Мелехов.
Составьте «Устав жизни Григория Мелихова»:
4.Прочитайте высказывания известных литературных критиков. С кем вы согласны? А кому хотели бы возразить? Почему?
Согласен
__________________________________________________________
Не согласен
______________________________________________________________________________________________________________________
5.Пропустите «через себя» всю информацию. Определите свою тему. Напишите статью для выпуска журнала.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: перечитайте статью. Если необходимо, отредактируйте черновой вариант.
Приложение 2
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ КРИТИКОВ
Литературовед И. А. Хватов утверждал: «В Григории таился громадный резерв нравственных сил… Григорий никогда не искал мотивов, ослабляющих его личную вину и ответственность перед жизнью и людьми».
Критик Н. Жданов отметил (1940 г.): «Григорий - отщепенец. Он не с пародом. И в этом его трагедия…»
Критик В. Кирпотин упрекал шолоховских героев в примитивизме, грубости, «умственной неразвитости»: « Даже лучший из них, Григорий, - тугодум. Мысль для него – непосильное бремя».
Приложение 3
ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ГРЕГОРИЯ МЕЛЕХОВА
Трудолюбие; умение любить; верность долгу; честность; человечность; гордость, порой жестокость, иногда нерешительность.
Приложение 4
УСТАВ ЖИЗНИ ГРИГОРИЯ МЕЛЬНИХОВА
- Работать на родной земле.
- Служить Отечеству и государю
- Защищать родную землю, но не воевать с братьями – казаками
- Быть верным своему чувству, любимой Аксинье
Приложение 5
КОММЕНТАРИЙ ИСТОРИКА
Приказ № 564 от 30 сентября 1919 г «О расправе над восставшими против колчаковцев деревнями»:
- В каждой деревне района восстания подробно обыскивать захваченных с оружием в руках, как врагов , расстреливать на месте .
- Арестовать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и передавать военно-полевому суду.
- Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерченский край , передавая их милиции.
- Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжение и не принявших мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно – полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно.
- Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.
Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено мая 20 дня 1919 г. Екатеринодар:
Литература
1.Бирюков Ф. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М., 1976.
2.Колодный Л. Кто написал «Тихий Дон». –М.,1995.
3.Косивцева Л.И. Литература 11 класс ( поурочные планы) –Волгоград , 2004.
4.Семанов С.Н. «Тихий Дон» - литература и история. –М.,1997.
5.Сивоволов Г. Михаил Шолохов. Страницы биографии. – Ростов- на-Дону, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Применение визитных карточек»
Цель урока:Развитие профессиональной компетенции в вопросе оформления и применения визитных карточек при подготовке секретарей-референтов....
Методическая разработка урока на тему "Невербальное общение"
Методическая разработка урока по предмету "Деловая культура" для обучающихся по профессии "Агент рекламный", раздел "Общение". Включает в себя конспект урока, презентацию - сопровождение урока и...
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
Методическая разработка урока на тему: "Развитие певческих навыков на уроках в группе Раннего Эстетического Развития"
Методическая разработка открытого урока в группе РЭР. 11.03.2015г....
Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....
Методическая разработка урока на тему: "Формы работы на уроках сольфеджио".
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 4 классе....
Методическая разработка урока на тему: «Взаимосвязь характера музыки и движения на уроках классического танца»
Цель урока: показать процесс и результат работы концертмейстера над восприятием и пониманием обучающимися основных музыкальных характеристик используемого аккомпанемента и его взаимосвязи с танц...