методическая разработка урока по теме: «Судьба и характер Григория Мелехова»
методическая разработка на тему

Шукшина Лидия Александровна

План – конспект урока «деловая игра» определяет основные цели, форму, методы и приемы, структурные элементы урока, деятельность обучающихся и преподавателя. В приложении представлены фрагменты исторических документов, дневниковых записей очевидцев событий гражданской войны на Дону, выдержки из литературных критических статей по творчеству М.А.Шолохова, а также прогнозируемые результаты работы творческих групп обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melehov.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОН-ТЕКС»

Методическая разработка урока по творчеству М.А.Шолохов :

«Судьба и характер Григория Мелехова»

разработчик: Л.А.Шукшина, преподаватель ГБОУ СПО РО

«Шахтинский техникум дизайна и сервиса «Дон - Текс»

2015

     Методическая разработка урока по творчеству М.А.Шолохова: «Судьба и характер Григория Мелехова». Разработчик: Шукшина Л.А.,преподаватель русского языка и литературы, ГБОУ СПО РО «Шахтинский техникум дизайна и сервиса «ДОН - ТЕКС», 2015.

    План – конспект урока «деловая игра» определяет основные цели, форму, методы и приемы, структурные элементы урока, деятельность обучающихся и преподавателя. В приложении представлены фрагменты исторических документов, дневниковых записей очевидцев событий гражданской войны на Дону, выдержки из литературных критических статей по творчеству М.А.Шолохова, а также прогнозируемые результаты работы творческих групп обучающихся.

Пояснительная записка

         Урок проводится в форме деловой игры: заседание редакции литературного журнала. Обучающиеся готовят материал - становятся журналистами, историками, художниками - оформителями. Игра предполагает экспромт, что возможно только при тщательной работе и при хорошем знании текста романа.

         Выполняется опережающее задание -  оформляются «Записные книжки журналистов», обучающиеся знакомятся с кругом вопросов, рассматриваемых на уроке.

        Работа обучающихся в группах предусматривает различные задания: составление схем, выделение характерных черт главного героя, определение его жизненных принципов. Для их выполнения необходима работа с текстом романа, с фрагментами критических статей, с историческими документами, анализ видеофрагментов романа. Итог работы в группах - самостоятельное написание каждым учащимся « статьи для журнала».

       Игра во «взрослых журналистов» во многом определяет позицию каждого  обучающегося («все нужно знать», «иметь свою точку зрения», «я - журналист»), создает атмосферу сотрудничества, сотворчества. У обучающихся развиваются умение обобщать и  делать выводы, общая культура и коммуникабельность, логическое и образное мышление, творческое начало - важнейшие черты гармонически развитой личности. Одновременно происходит становление квалифицированного читателя, умеющего анализировать, определять художественные особенности произведения, позицию автора, создавать свое высказывание.

Содержание

План – конспект урока ………………………………………….

Приложение 1 «Записная книжка журналиста» ………………

Приложение  2  «Высказывания литературных критиков»…..

Приложение  3……………………………………………………

Приложение  4 «Устав жизни Григория Мелехова»…………..

 

Приложение  5 «Комментарий историка»………………………

 

Приложение  6 Схема : «Путь исканий Григория Мелехова»…

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Цели урока :

                                                                                                                                                                           

образовательные – подвести обучающихся к пониманию трагического в судьбе Григория в эпоху коренных изменений в Росси (революции, гражданской войны); определить отношения писателя к войне, к нравственному выбору героя;

развивающие - совершенствовать навыки самостоятельной работы обучающихся с текстом художественного произведения, мемуарной литературой, историческими  документами; развивать монологическую речь учащихся, логическое и образное мышление, умение обобщать и делать выводы;

 

воспитательные - воспитывать любовь к родному краю («малой Родине»), пробудить чувства ответственности  за выбор собственной нравственной позиции.

 

Форма проведения: деловая игра «Выпуск литературного журнала»

Тип урока: изучение художественного произведения

Методы обучения: метод опережающих заданий, игровой ситуации, творческого пересказа, исследовательский и др.

Средства обучения: тексты романа М.А Шолохова «Тихий дон», «записные книжки журналистов» (Приложение 1), карточки с высказываниями критиков (Приложение 2), иллюстрации учащихся, фрагменты видеофильма «Тихий дон», мультимедийный проектор.

Планируемые результаты:

- личностные: формирование личностной рефлексии, осознанности и обоснованности самооценки в учебной деятельности, личного действия;

-познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, извлечение информации из текста, выполнение логических операций: сравнение, синтез, обобщение;

- регулятивные: работа в группе, управление своей деятельностью, постановка и формулирование цели, контроль  и оценка достигнутых результатов своей деятельности;

-коммуникативные: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое, формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе сотрудничества, переработка информации  и предъявление ее разными способами;

- предметные: учащиеся знают содержание романа; раскрывают особенности становления характера главного героя в эпоху коренных изменений в России; определяют отношение писателя к войне, к нравственному выбору героя

Структурные элементы урока:

   1.Организационный  момент - 1мин.

   2.Целеполагание, мотивация - 4мин.

   3.Деловая игра - 30 мин.

   4.Итог урока - 3мин.

   5. Рефлексия- 5 мин.

   5.Домашнее задание - 2мин.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

Цель: подвести читателей журнала к пониманию трагического в судьбе Григория Мелехова в эпоху коренных изменений в России.

Тема: «Судьба и характер Григория Мелехова»

Эпиграф:

Сложен и противоречив путь Григория…

Иллюстрации учащихся к роману М.А Шолохова «Тихий Дон».

Схема: «Жизненный путь Григория Мелехова».

Характеристика героя

                                                ХОД УРОКА

Структурные элементы урока

Виды деятельности преподавателя

Виды деятельности обучающихся

1. Организационный момент урока.

2. Целеполагание

3. Деловая игра. «Выпуск литературного журнала»

3.1 Работа журналистов в творческих группах

3.2 Результаты работы журналистов.

3.3 Работа журналистов с критической литературой.

3.4 Выполнение индивидуального творческого задания (написание статьи).

3.5

Заключительный этап работы редакции журнала.

4. Итог урока

5. Домашнее за5. 5. Домашнее задание

Приветствие.

Объявляет тему.

 Вводное слово преподавателя:

- Сегодня вы – журналисты, и мы готовим выпуск литературного журнала «Читая Шолохова…»

Распределение ролей.

Редактор журнала - преподаватель.

Историк, художник - оформитель ,  учащиеся-

журналисты - творческие группы обучающихся

Редактор определяет цели и задачи работы журналистов

Выпуск журнала «Читая Шолохова…» посвящен судьбе Григория Мелехова, главного героя романа М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Цель нашей работы»

-привлечь внимание читателя нашего журнала к одному из лучших произведений М.А.Шолохова;

-подвести их к пониманию трагического в судьбе Григория Мелехова в эпоху коренных изменений в России: революции, страшной братоубийственной гражданской войны.

Работа сложная, поэтому всю информацию каждому из вас необходимо будет «пропускать через себя» и фиксировать в записной книжке журналиста

Редактор предоставляет слово представителям групп. Редактор сопровождает выступления журналистов фрагментами видеофильма «Тихий Дон»

Редактор предлагает журналистам прочитать и прокомментировать фрагменты высказываний литературных критиков.

Выбор эпиграфа к выпуску журнала

Редактор дает краткий комментарий по написанию статьи.

Читаем, слушаем, редактируем-отбираем материал для будущего журнала

Преподаватель оценивает и комментирует работу учащихся.

Подготовить материал к написанию сочинения по роману М.А. Шолохова.

Подготовка к уроку.

Учащиеся определяют задачи урока, организуют три группы журналистов

Задание группам:

1 группа – составить план жизненного пути Григория Мелехова; схематично изобразить моменты эмоционального и морального подъема, моменты духовного и душевного кризиса, разочарования.

2 группа – на основе анализа эпизодов определить главные черты характера Григория Мелехова.

3 группа – составить «Устав жизни Григория Мелехова», отразить в нем  отношение героя  к труду  ,к родной земле; к любви ;к воинскому долгу, к красным, к белым, к войне вообще.

Художник-оформитель

Художник-оформитель работает над иллюстрациями.

1 группа комментирует  схему «Жизненный путь Григория Мелехова» (приложение 6);

2 группа – дает характеристику Григорию Мелехову (приложение 3);

3 группа – представляет «Устав жизни Григория Мелехова» (приложение 4).

Историк дает комментарий

о «белом» и «красном» терроре (приложение 5).

Художник оформляет выставку иллюстраций к роману .

Журналисты высказывают свое отношение к позициям литературных  критиков, выражают свое согласие (или несогласие).

Журналисты работают над статьей.

Журналисты зачитывают тезисы «статей» о трагической судьбе Григория Мелехова, подбирают иллюстративный материал к выпуску журнала.

        

                                                                                       

                                                                                         

                                                                                           Приложение 1

                                                                                                                               

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА ЖУРНАЛИСТА

( ФИО)

           Тема выпуска:  «Судьба и характер Григория Мелехова»

1.Представьте  схематично жизненный путь Григория Мелехова  (в виде ломаной линии, нижние точки которой будут отмечать моменты духовного кризиса, а верхние – эмоционального и морального подъема).

 

2.Перечислите главные черты характера Григория Мелехова:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Определите, по каким принципам живет Григорий Мелехов.

    Составьте «Устав жизни Григория Мелихова»:

4.Прочитайте высказывания известных литературных критиков. С кем вы согласны? А кому хотели бы возразить? Почему?

Согласен

 __________________________________________________________

                                       

Не согласен

______________________________________________________________________________________________________________________

5.Пропустите «через себя» всю информацию. Определите свою тему. Напишите статью для выпуска журнала.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание: перечитайте статью. Если необходимо, отредактируйте черновой вариант.      

Приложение 2

        ВЫСКАЗЫВАНИЯ  ЛИТЕРАТУРНЫХ КРИТИКОВ

    Литературовед И. А. Хватов утверждал: «В Григории  таился  громадный резерв   нравственных   сил… Григорий никогда не   искал  мотивов, ослабляющих его личную вину и ответственность перед жизнью и людьми».

    Критик Н. Жданов отметил (1940 г.): «Григорий - отщепенец. Он не с пародом. И в этом его трагедия…»

    Критик  В. Кирпотин упрекал шолоховских героев в примитивизме, грубости, «умственной неразвитости»: « Даже лучший из них, Григорий, - тугодум. Мысль для него – непосильное бремя».

                                                 

     Приложение 3

ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ  ХАРАКТЕРА   ГРЕГОРИЯ  МЕЛЕХОВА

Трудолюбие;  умение любить;  верность долгу;  честность;  человечность;  гордость,  порой  жестокость,  иногда  нерешительность.

Приложение   4

 

УСТАВ  ЖИЗНИ ГРИГОРИЯ МЕЛЬНИХОВА  

  • Работать на родной земле.
  • Служить Отечеству и государю
  • Защищать родную землю, но не воевать с братьями – казаками
  • Быть верным своему чувству, любимой  Аксинье

Приложение 5

                            КОММЕНТАРИЙ  ИСТОРИКА

          Приказ №  564 от 30  сентября 1919 г  «О расправе над восставшими против колчаковцев деревнями»:

  • В каждой деревне района восстания подробно обыскивать  захваченных с оружием в руках, как врагов , расстреливать на месте .
  • Арестовать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и передавать военно-полевому  суду.
  • Ненадежный и порочный  элемент высылать в Березовский и Нерченский край , передавая их милиции.
  • Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжение и не принявших мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно – полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно.
  • Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.

      Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено мая 20 дня 1919 г. Екатеринодар:

Литература

1.Бирюков Ф. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М.,        1976.

2.Колодный Л. Кто написал «Тихий Дон». –М.,1995.

3.Косивцева Л.И. Литература  11 класс ( поурочные планы) –Волгоград , 2004.

4.Семанов С.Н. «Тихий Дон» - литература и история. –М.,1997.

5.Сивоволов Г. Михаил Шолохов. Страницы биографии. – Ростов-  на-Дону, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Применение визитных карточек»

Цель урока:Развитие профессиональной  компетенции  в вопросе  оформления и применения визитных карточек при подготовке секретарей-референтов....

Методическая разработка урока на тему "Невербальное общение"

Методическая разработка урока по предмету "Деловая культура" для обучающихся по профессии "Агент рекламный", раздел  "Общение". Включает в себя конспект урока, презентацию - сопровождение урока и...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....

Методическая разработка урока на тему: "Формы работы на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 4 классе....

Методическая разработка урока на тему: «Взаимосвязь характера музыки и движения на уроках классического танца»

Цель урока: показать процесс и результат работы концертмейстера над восприятием и пониманием обучающимися основных музыкальных характеристик используемого аккомпанемента и его взаимосвязи с танц...