рабочая программа по этике
рабочая программа на тему
Рабочая программа по этике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_etika_biohimicheskoe_proizvodstvo.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Кемеровской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Анжеро-Судженский политехнический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины Основы этики
код, специальность 240705 Биохимическое производство
Анжеро-Судженск
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 240705 Биохимическое произвводство
РАССМОТРЕНА на заседании МК_________________________________ наименование комиссии Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. Председатель МК ________________/____________________ Подпись Ф.И.О. | УТВЕРЖДЕНА зам. директора по УР __________________ О.В. Акимова «_______» ______________ 20___г. |
РЕКОМЕНДОВАНА Экспертным советом ГБОУ СПО «Анжеро - Судженский политехнический колледж»
Протокол № ___________ от «___» ________ 20___г.
Председатель Экспертного совета ____________________
подпись
Зам.директора по УР ____________________ О.В. Акимова
подпись
Разработчик: Метелева Н.С, преподаватель
Рецензент: Наумкина Ю.А, ассистент кафедры филологии и истории ФФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
СОДЕРЖАНИЕ Стр
2 |
ДИСЦИПЛИНЫ 3 |
ДИСЦИПЛИНЫ 9 |
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы этики
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 240705 Биохимическое производство
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки), для технических специальностей СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общегуманитарный социально-экономический цикл дисциплин из вариативной части и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ПК 3.1Организовывать работу коллектива, подразделения, обеспечивать связи со смежными подразделениями
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- сопоставлять основные этические понятия;
- сравнивать нравственную систему ценностей различных эпох и сопоставлять с современной;
-анализировать современные проблемы, давать оценку духовно-нравственным ценностям;
-видеть цели, определять свои жизненные планы, оценивать поступки с позиции морали;
- соблюдать этические нормы и правила в своей личной жизни и в коллективе, а также в производственной деятельности;
-владеть приемами делового общения и навыками культуры поведения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- содержание основных этических понятий, происхождение нравственности;
- характеристику основных духовно-нравственных ценностей, сущность гармонического развития личности, смысл и цель жизни;
-нравственные основы дружбы, нравственные ценности любви, брака, семьи;
-сущность активной гражданской позиции, соотношение морали и политики;
-историю и формы проявления этикета, нормы и правила современного делового этикета, этику и культуру общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;
самостоятельной работы обучающегося 21 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: | |
практические работы | 10 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 21 |
в том числе: | |
Подготовка рефератов, докладов, сообщений, разработка проектов, создание компьютерных презентаций, составление конспектов | 21 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины основы этики.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Этика - наука о нравственности | 17 | ||
Тема 1.1. Предмет этики. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Историческое значение содержания понятий «этика», «мораль» и «нравственность» в научной литературе и в обыденном сознании. Возникновение этики. Этика в рамках первых философских учениях древности. Основные исторические этапы развития этики и изменение ее предмета. Этика как наука о моральных нормах, о нравственных требованиях к поведению человека. Религия как общечеловеческая ценность. Сходство и близость моральных норм различных религиозных учений, общность нравственного развития человечества. Этика как учебная дисциплина, цели и задачи ее изучения. Необходимость этических знаний для духовно-культурного развития личности. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Конспект : «Соотношение основных понятий морали». | 1 | ||
Тема 1.2. Моральные нормы и нравственные требования. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Обыденные представления о морали как о требованиях к поведению людей. Ограниченность такого понимания. Основные подходы к пониманию морали в современной отечественной литературе. Активная роль морали в жизни общества и личности. Мораль и аморальность. | |||
Практическое занятие Мораль как способ передачи общечеловеческих ценностей от поколения к поколению. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Доклады на тему: «Характеристика и сопоставление основных функций морали». | 2 | ||
Тема 1.3 Основные функции морали | Содержание учебного материала | 2 | |
Мировоззренческая функция морали. Мораль как способность к поиску и обоснованию общезначимых целей, к формированию нравственного идеала общества и личности. Регулятивная функция морали. Необходимость соблюдения выработанных обществом моральных норм. Воспитательная функция нравственности. Мораль как ценностное ядро духовной культуры. Соотношение понятий «мораль» - «культура» - «цивилизация». Пути и возможности воздействия этического знания на общественные нормы и исторические судьбы современной цивилизации. | |||
Тема 1.4. Историческое развитие морали.. | Самостоятельная работа обучающихся: презентации на тему: «Функции морали» Содержание учебного материала | 1 2 | 2 |
Система патриархально-иерархической морали в различных общественных формациях. Отражение патриархально-иерархических норм нравственности в этических учениях Платона, Конфуция и др., в памятниках русской культуры («Домострой»). Нравственное оздоровление общества. Основные нормативные образцы личности в истории цивилизации. Понятие этоса. Патриархально-крестьянский этос, его характерные черты. Этос «благородного мужа», его выражение в образах эпических героев, рыцарских кодексах морали, кодексах чести аристократа. Этос предпринимателя, земледельца. Требования современной цивилизации к нравственным чертам личности. | |||
Контрольная работа по теме : «Историческое развитие морали» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Индивидуальные сообщения о различных этических теориях и взглядах. | 1 | ||
Раздел 2. Духовно-нравственные ценности | 17 | ||
Тема 2.1. Добро и зло – критерий морали. Проблема моральной оценки в этике. | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
Добро и зло – наиболее общие понятия этического сознания и противоположные полюсы морально-нравственных отношений между людьми. Формирование общих понятий добра и зла в истории. Добро и зло как общий оценочный критерий морального сознания. Моральная оценка как выражение отношения человека к миру. Поступок как способ реализации добра и зла. Проблема истинности моральной оценки, опасность субъективизма и произвола в определении добра и зла. Трафареты моральной оценки в истории нравственности. Типичные шаблоны массового сознания в моральной оценке. Опасность релятивизма в моральной оценке. Необходимость соответствия конкретного критерия оценки с общими понятиями добра и зла, с гуманистическим содержанием нравственного идеала и пониманием смысла жизни человека. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Анализ этических ситуаций с позиции добра и зла.. | 1 | ||
Тема 2.2. Совесть, долг и моральная ответственность. | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
Проявление свободной воли человека. Совесть и долг. Вопрос о природе совести и долга в истории этики. Роль воспитания и самовоспитания в формировании чувства совести и долга. Совесть – способность человека к нравственной самооценке и нравственному самоконтролю . Совесть как «внутренний суд». Совесть как проявление нравственной ответственности. Моральный долг как осознанное чувство. Долг как совокупность общественных обязанностей человека. Феномен бескорыстия и самодостаточности в действиях долга и совести. Моральность как высшая целесообразность .Совесть , долг и моральная ответственность. Мера ответственности в этике. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта: «Характеристика совести, долга, ответственности как моральных понятий, анализ этических ситуаций». | 2 | ||
Тема 2.3. Честь и достоинство современного человека. | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
Понятие чести и достоинства. Представления человека о своей чести и достоинстве как исходный пункт его нравственного поведения. Историческая эволюция понятий чести и достоинства личности. Представления о чести и достоинстве как выражение в морали социального статуса личности. Понятие сословной чести. Форма выражения ценностного статуса человека в социальной иерархии. Равенство как основа понятия человеческого достоинства в нравственном идеале. Проблема равенства и неравенства людей в социальной практике. Нравственно-психологические особенности проявления чувств чести и достоинства. Унижение и оскорбление человека. Умение сохранить достоинство в конфликтной ситуации. Понятие чести как выражение социальных, половых, возрастных, профессиональных и других характеристик личности. Необходимость формирования единого представления о достоинстве человеческой личности в современной культуре. | |||
Практическое занятие. Права и свободы личности. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Доклады по теме: «Характеристика чести и достоинства как моральных понятий, анализ конфликтных ситуаций». | 2 | ||
Тема 2.4. Свобода и ответственность. Смысл и цель жизни. | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
Свобода и необходимость. Моральная свобода – ценность, к достижению которой стремится человек. Свобода выбора и выбор свободы. Моральная ответственность личности. Духовное в жизни человека. Потребность в осмыслении своего бытия. Непримиримое противоречие между волей к жизни и неизбежностью смерти. Мечта о бессмертии и отношение к смерти как нравственная проблема. Критика нигилистического и пессимистического подходов к пониманию смысла жизни и предназначения человека. Идеал гармоничного развития личности в истории этики. Смысл и цель жизни. | |||
Самостоятельная работа Проектирование индивидуальных жизненных планов, определение целей и смысла жизни. | 2 | ||
Раздел 3. Нормы и ценности нравственной жизни общества. | 17 | ||
Тема 3.1. Нравственные основы дружбы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Различные виды личных отношений между людьми: приятельские, товарищеские, дружеские. Дружба - это наиболее тесные личные взаимоотношения между людьми. Условия, при которых возникает дружба: общность взглядов, интересов и идеалов, жизненных целей, наличие высоких нравственных качеств у людей и потребности в дружбе. Дружба - важнейшая нравственная ценность. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Анализ различных видов отношений между людьми, подборка информационного материала по теме. | 2 | ||
Тема 3.2 Нравственные ценности любви, брака, семьи. | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
Любовь как одна из высших ценностей человека. Половая любовь как особая форма взаимоотношений мужчины и женщины. Биологическое и социально-культурное в любви. Исторический характер чувства любви. Единство духовно-нравственного, эстетического и чувственного в любви. Нравственные ценности в любовных отношениях. Проблемы чувства любви. Любовь и секс. Неполноценность примитивно-физиологического и обывательско-ханжеского отношения к любви. Культура эротики и порнография, их нравственная противоположность. Любовь и брак. Семья как жизненная ценность. Правовые основы семейной жизни. Развитие и гармонизация любовных отношений в браке. Трудности и противоречия супружеских отношений в семье. Семья и дети. Ответственность родителей перед обществом и детьми. Значение отцовства и материнства в жизни ребенка. Старики в семье. Нравственно-ценностный статус старости. Проблема развода и ее нравственные аспекты. Правовое регулирование развода. | |||
Практическое занятие Семья как жизненная ценность. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Анализ проблемных ситуаций и вопросов, подборка информационного материала по теме. | 1 | ||
Тема 3.3. Необходимость труда в обществе. Этика труда. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Труд - изначальное и естественное условие человеческой жизни. Объективная необходимость труда и моральная обязанность трудиться. Исторические изменения в ценности статуса труда. Принцип обязательности труда для всех в истории культуры и его нравственный смысл. Аморальность социального паразитизма. Различия в отношении людей к труду. Проблема социальной престижности профессионального труда. Труд и богатство. Проблемы распределительной справедливости. Вещи и вещизм, их нравственный смысл. Профессиональные кодексы морали как составные части трудовой этики Основные требования профессиональной этики в соответствующих сферах трудовой деятельности | |||
Практическое занятие Нравственные оценки богатства и собственности | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Доклады по теме: «Сравнительная характеристика профессиональных кодексов. Характеристика основных требований профессиональной этики» | 1 | ||
Тема 3.4. Нравственная позиция гражданина. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Человек как член общества, участник политической жизни. Политические отношения. Государство как субъект власти и управления. Активная гражданская позиция человека. Связь гражданской активности человека с нравственным идеалом общества и личности. Идеалы реальные, полезные и идеалы утопические. Идеалы народовластия и общественного самоуправления, их нравственный смысл. Закон как орудие государственного управления. Закон как выражение общественного согласия. Принцип равенства всех граждан перед законом. Понятие правового государства. Демократизация как движение к правовому государству. Международные документы о правах и свободах человека. Политика как отношения между государствами, народами. Противоречия и конфликты в сфере политических отношений, нравственные принципы их разрешения. Нравственная оценка насилия, экстремизма. Патриотизм и культура межнационального общения. Несовместимость национализма, шовинизма, расизма с нравственными ценностями. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Нравственная оценка примеров насилия, экстремизма, национализма, шовинизма, расизма. Характеристка нравственных ценностей нации. | 2 | ||
Раздел 4. Прикладная этика: нормы и правила межличностного общения. | 12 | ||
Тема 4.1. Этикет: история и формы его проявления. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Понятие этикета как совокупность правил поведения, регулирующих внешние формы человеческих взаимоотношений. История этикета. Возникновение и развитие норм этикета, их ритуальный и символический характер. Исторические и национальные особенности этикета. Демократизация этикета. Типичные черты поведения «джентльмена». Этикетные нормы как выражение признания достоинства человека, уважения к личности. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Презентация: «Характеристика основных правил современного этикета, их связи с общими нормами морали». | 1 | ||
Тема 4.2. Нормы и правила современного делового этикета. | Содержание учебного материала Нормы этикета при письменной общении. Культура речи в официальной, деловой и дружеской переписке. Ненормативная лексика, причины ее появления и распространения, необходимость ее изживания. Манеры поведения. Нормы поведения в типичных ситуациях. Этикет и мода. Культура одежды и внешнего облика. Общие требования к внешнему облику человека. Молодежная мода, требования современного этикета. Этикет в межличностном общении. Культура поведения в конфликтной ситуации. Юмор как средство предотвращения конфликта. Этикет в интимном общении. Общие этикетные нормы во взаимоотношениях юноши и девушки, мужчины и женщины. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Анализ этических и конфликтных ситуаций, подбор информационного материала по культуре одежды и внешнего облика. | 1 | ||
Тема 4.3. Этика и культура общения. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Техника общения. Этика об основных приемах обращения с людьми в деловом общении. Основные типы воздействия на людей в общении. Способы влияния на людей, обеспечивающие установление отношения сотрудничества. Этика управленческой деятельности. Личность руководителя и неформальное лидерство в трудовом коллективе. Правила формулирования устных распоряжений. Техника критики и самокритики. Искусство публичного выступления. Этика полемики. Компромисс и этические условия его приемлемости. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Рефераты: «Характеристика основных приемов общения, правил формулирования устных распоряжений, техники критики и самокритики». | 1 | ||
Практическое занятие: «Особенности и правила делового общения» | 2 | ||
Всего | 63 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основ этики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «основы этики»;
При необходимости занятия проводятся в мультимедийной аудитории.
3.2. Информационное обеспечение обучения
1.Основные источники:
- Губин, В.Д. Основы этики. [Текст]: учебник / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова - М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2009. - 224с.: ил.
- Гусейнов, А.А. Этика. [Текст]: учебник / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян - М.: Гардарики, 2009. - 472с.
- Зеленкова, И.Л. Этика. [Текст]: учебное пособие / И.Л. Зеленкова - Мн.: Тетра Системс, 2009. - 352с.
2.Дополнительные источники:
1. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник. 3-е изд., измененное / А.С. Кобликов. – М.: Норма, 2008. – 176 с.
2. Канке В.А. Современная этика: Учебник. 2-е изд., стереотип. / В.А. Канке. – М.: Омега-Л, 2009. – 400 с
3. Психология и этика делового общения: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 416 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, контрольных и творческих работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий по написанию рефератов, докладов, сообщений.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: - сопоставлять основные этические понятия; - сравнивать нравственную систему ценностей различных эпох и сопоставлять с современной; -анализировать современные проблемы, давать оценку духовно-нравственным ценностям; -видеть цели, определять свои жизненные планы, оценивать поступки с позиции морали; - соблюдать этические нормы и правила в своей личной жизни и в коллективе, а также в производственной деятельности; -владеть приемами делового общения и навыками культуры поведения. знания: - содержание основных этических понятий, происхождение нравственности; - характеристику основных духовно-нравственных ценностей, сущность гармонического развития личности, смысл и цель жизни; -нравственные основы дружбы, нравственные ценности любви, брака, семьи; -сущность активной гражданской позиции, соотношение морали и политики; -историю и формы проявления этикета, нормы и правила современного делового этикета, этику и культуру общения. | ОК 2.-ОК 8 ОК 2-ОК 8 ОК 2-ОК 8 ОК 2-ОК 8, ПК 3.1 ОК 2-ОК 8, ПК 3.1 ОК 2-ОК 8, ПК 3.1 ОК 2-ОК 8 ОК 2-ОК 8 ОК 2-ОК 8 ОК 2-ОК 8, ПК 3.1 ОК 2-ОК 8, ПК 3.1 | оценка устных ответов оценка результатов выполнения самостоятельной работы оценка решения ситуационных задач оценка устных ответов оценка результатов выполнения контрольной работы оценка результатов индивидуального контроля в форме составления конспектов оценка правильности и точности знания основных понятий оценка выполнения докладов и рефератов, создания презентаций оценка результатов выполнения самостоятельной работы оценка решений ситуационных задач оценка результатов индивидуального контроля в форме составления конспектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...
Рабочая программа по дисциплине "Биомедицинская этика"
Рабочая программа по дисциплине "Биомедицинская этика" для специальности 34.02.01 Сестринское дело. Программа содержит следующие разделы: паспорт учебной дисциплины, тематический пла...
Рабочая программа ОГСЭ.05 Психология и этика профессиональной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология и этика профессиональной деятельности специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПМ.02 МДК02.02 «ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Рабочая программа по ПМ.02 МДК02.02 "Психология и этика профессиональной деятельности" для специальности 43.02.01 "Организация обслуживания в общественном питании"...
Рабочая программа по дисциплине ОДБ.В.3 Этика в профессиональной деятельности программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии ППКРС 21.01.08 Машинист на открытых горных работах
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.В.3 Этика в профессиональной деятельности, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) сред...
Рабочая программа "Биомедицинская этика и деонтология. Ответственность медицинского работника при нарушении этических норм. Профилактика нарушений»
Целью реализации учебного предмета программы это совершенствование и получение новой компетенции в области этического образования и культуры этического мышления, необходимой для профессиональной деяте...