РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ КУЛЬТУРА РЕЧИ
рабочая программа на тему
Программа учебной дисциплины Культура речи является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии специальности СПО: 037402 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Рабочая программа включает в себя: паспорт программы учебной дисциплины, тематический план и содержание учебной дисциплины, условия реализации учебной дисциплины, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi_dlya_douia.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение
Чувашской Республики среднего профессионального образования
«Чебоксарский экономико-технологический колледж»
Министерства образования и молодежной политики
Чувашской Республики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05. КУЛЬТУРА РЕЧИ
для студентов II курса, обучающихся по специальности
среднего профессионального образования
037402 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Чебоксары 2012 г.
Разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины Русский язык и культура речи по специальностям среднего профессионального образования 037402 Документационное обеспечение управления и архивоведение | УТВЕРЖДЕНО Приказом №_______ от «__»______________ 2012 г. М.П. |
РЕКОМЕНДОВАНО
Экспертным советом колледжа
Протокол №____ от "___" __________2012г.
Председатель Экспертного совета __________
СОГЛАСОВАНО
ФИО, должность, место работы __________
"___" ____________2012г.
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО
на заседании ЦК гуманитарных дисциплин
Протокол №____ от "___" __________2012 г.
Председатель ЦК: __________/Шарова С.И./
Разработчик: Титова Е.В., преподаватель русского языка и литературы "___" ____________2012 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4-5 |
| 6-9 |
| 10-11 |
| 12-16 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины Культура речи является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии специальности СПО: 037402 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Культура речи относится к общегуманитарному и социально- экономическому циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Дисциплина Культура речи является вариативной дисциплиной.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
знать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов;
самостоятельной работы обучающегося 21 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | не предусмотрено |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | не предусмотрено |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 21 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | не предусмотрено |
-подготовка рефератов, сообщений, презентаций; -работа со словарями; -составление таблиц, алгоритмов, схем, тематических кроссвордов; -выполнение упражнений; -выполнение тестовых заданий; -творческие работы (мини-сочинения); -работа с текстами разных стилей; | 2 5 3 5 2 2 2 |
Промежуточная аттестация в форме семестровая оценка
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Культура речи
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Язык и речь | 9 | |||
Тема 1.1. Понятия о литературном языке и языковой норме. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Основные единицы языка. Формы существования литературного языка. Типы норм. Языковые нормы. Словари. | 1,2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата: «Язык и его функции», « Русский язык в современном мире», «Культура речи», « Нормы русского языка», «Язык и культура речи». | 1 | |||
Тема 1.2. Организация речевой коммуникации. Виды речевой деятельности | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Речевой этикет. Вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное общение. Диалогическое и монологическое, устное и письменное общение. Диалогизированный монолог. | 1,2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся подготовка презентаций: «Речевой этикет», «Вербальное и невербальное общение», «Устное и письменное общение», «Виды речевой деятельности». | 1 | |||
Тема 1.3. Культура речи | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа со словарями (подбор паронимов) | 1 | |||
Раздел 2. Изучение системы языка и ее стилистической характеристики |
| 36 | ||
Тема 2.1. Фонетика | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов | 1,2 | ||
2 | Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов, сценическое произношение и его особенности. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация | 1,2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся составить таблицу ударений, соответствующих литературной норме. | 2 | |||
Тема 2.2. Лексика и фразеология | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Слово, его лексическое значение. Прямое и переносное значение слова. Фразеологические единицы языка и их употребление. Лексико-фразеологическая норма, её варианты | 1 | ||
2 | Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. | 2 | ||
3 | Лексические ошибки и их исправление. Плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа со словарями (подбор многозначных слов, синонимических рядов, толкование значения иностранных слов, толкование значения фразеологизмов). | 3 | |||
Тема 2.3. Словообразование | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа по словообразовательному словарю (определить способ словообразования в заданных словах) | 1 | |||
Тема 2.4. Морфология | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Служебные части речи. Переходные явления в частях речи. Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи). | 2 | ||
2 | Нормативное употребление форм слова. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение упражнений | 2 | |||
Тема 2.5. Синтаксис и пунктуация | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. | 1 | ||
2 | Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения. | 2 | ||
3 | Выразительные возможности русского синтаксиса. | 2 | ||
4 | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Написание мини-сочинения, составление тематических кроссвордов, выполнение тестовых заданий по теме «Синтаксис и пунктуация». | 4 | |||
Раздел 3. Нормы русского правописания. | ||||
Тема 3.1. Принципы русской орфографии и пунктуации | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Принципы русской орфографии. Типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. | 1,2 | ||
2 | Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. | 1,2 | ||
3 | Русская пунктуация и орфография в аспекте речевой выразительности. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение упражнений. | 3 | |||
Раздел 4. Разграничение сферы употребления функциональных стилей русского языка | ||||
Тема 4.1.Текст и его структура | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся работа с текстами разных стилей | 1 | |||
Тема 4.2. Функциональные стили русского языка | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. | 1,2 | ||
2 | Жанры деловой и учебно-научной речи. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся написать отзыв о любой статье по вашей специальности, по заданному образцу написать резюме для устройства на работу. | 2 | |||
Всего: | 63 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1. Антонова Е. С. , Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия», 2012. – 320 с. – (Среднее профессиональное образование)
2. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: «Феникс», 2012. -
3. Власенков А. И., Рыбченкова . Русский язык. – М.: «Просвещение», 2009. - 287с.
4. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. - М.: ИД «Дрофа», 2009. – 224 с. – (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
1.Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: «Оникс, Мир и Образование», 2010. – 640с.
2. Сазонова И. К. Толково-грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. – 648 с.
3. Шушков А. А. Толково-понятийный словарь русского языка.- М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2003. - 768с.
4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В. Фразеологический словарь русского языка для школьников.- М.: Астрель, АСТ, 2010. - 640с.
5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ», 2010. - 672с.
6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология. - ИД «АСТ», 2007. - 672с.
7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: ИД «АСТ- Пресс Книга», 2009. - 800с.
8. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: ИД «АСТ- Восток- Запад», 2007. - 768с.
9. Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа:
http://www.gramota.ru
Интернет-ресурсы:
1. Сайт «Культура письменной речи» http://www.gramma.ru/LNK/?id=2.0 2. Портал College.ru |
3. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» |
4. Культура письменной речи http://www.gramma.ru |
5. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная Ссистема http://www.ruscorpora.ru |
6. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений |
7.Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru |
8. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru |
9. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru |
10. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru |
11. Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | |
Умения: | ||
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | Тестирование, анализ текстов различных стилей | Семестровая оценка в форме тестирования. Оценка по эталону. |
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; | Оценка выполнения индивидуальных заданий на карточках, тестирование | |
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; | Оценка выполнения индивидуальных заданий на карточках, тестирование | |
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации; | Оценка результатов самостоятельной работы: анализ текстов различных стилей | |
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; | Оценка выполнения индивидуальных заданий на карточках, тестирование | |
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | Оценка выполнения индивидуальных заданий на карточках, тестирование | |
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. | Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефераты | |
Знания: | ||
• связь языка и истории; культуры русского и других народов; | Тестирование, оценка результатов самостоятельной работы: рефераты. | |
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи | Тестирование, оценка результатов внеаудиторной работы: презентации. | |
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; | Оценка выполнения индивидуальных заданий на карточках, тестирование | |
• орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. | Оценка выполнения индивидуальных заданий на карточках, тестирование |
Результаты обучения (ОК) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Основные виды работ, выполняемые при работе по специальности | Оценка портфолио |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Систематическое планирование собственной учебной деятельности в соответствии с планом. Определение методов и способов выполнения заданий. Осуществление самоконтроля в процессе выполнения работы и ее результатов. | |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Признание наличия проблемы и адекватное реагирование на нее. Выстраивание вариантов альтернативных действий в случае возникновения нестандартных ситуаций. | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Нахождение и использование разнообразных источников информации. Определение типов и форм необходимой информации. Определение степени достоверности и актуальности информации. Извлечение ключевых фрагментов и основного содержания из всего массива информации. | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Участие в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу. При групповом обсуждении: аргументировано отвергает или принимает идеи; задает вопросы, проверяет адекватность понимания идей других; убеждается, что коллеги по группе поняли предложенную идею. Соблюдает нормы публичной речи и регламент, использует паузы для выделения смысловых блоков своей речи, использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своей речи; Соблюдает заданный жанр высказывания (служебный доклад, выступление на совещании, собрании). Начинает и заканчивает служебный разговор в соответствии с нормами. Отвечает на вопросы, направленные на выяснение фактической информации. Извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) основное (общее) содержание фактической информации; Создает стандартный продукт письменной коммуникации простой структуры. Создает стандартный продукт письменной коммуникации сложной структуры. | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений, касающихся своего продвижения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. Русский язык и культура речи для специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» 3 курс
рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
рабочая программа по предмету "культура речи" 8-9 класс
Рабочая программа по предмету "Культура речи" для 8-9 класса. Календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качеств...
Рабочая программа по предмету "Культура речи"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС С...