План открытого урока по литературе на тему "Героини Л.Н. Толстого в романе "Война и мир"
методическая разработка на тему

Самойленко Ирина Николаевна

 

Методическая разработка урока на тему «Героини Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением инновационных технологий обучения (технология развития критического мышления через чтение и письмо; формы работы: синквейны, кластеры; технология проектного обучения). Использование на занятии данных  технологий повышает эффективность обучения, способствует развитию критического мышления учащихся.В ходе занятия используются различные методы и приемы работы: работа с кроссвордом, подбор ассоциаций, анализ фрагментов романа "Война и мир", работа с кластером. Данная форма работы позволяет многим студентам заработать хорошие оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_k_otkrytomu_uroku_po_literature_.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ  «БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка открытого урока по литературе на тему «Героини Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»

 

        

                                                          Разработчик: преподаватель

русского языка и литературы ГБПОУ КК «БАК»

                                                          И.Н. Самойленко

ст. Брюховецкая, 2015 г.

Методические рекомендации к двухчасовому занятию.

Методическая разработка урока на тему «Женские образы в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением инновационных технологий обучения (технология развития критического мышления через чтение и письмо; формы работы: синквейны, кластеры; технология проектного обучения). Использование на занятии данных  технологий повышает эффективность обучения, способствует развитию критического мышления учащихся.

На уроке применяется групповая форма работы. В ходе занятия используются различные методы и приемы работы: на этапе проверки домашнего задания студенты комментируют материал, представленный в таблице, во время актуализации знаний – работают с кроссвордом, на этапе мотивации присутствует обсуждение ключевого слова кроссворда, подбор учащимися ассоциаций, что позволяет перейти к сообщению темы и целей занятия. На этапе работы над новой темой учащиеся в группах анализируют  фрагменты романа Л.Н. Толстого «Война и мир», составляют кластеры по женским образам. Во время рефлексии студенты делают выводы о том, насколько урок был продуктивен и результативен, после – подводят итоги всего занятия.

Данная форма работы позволяет многим студентам заработать хорошие оценки.

План двухчасового занятия

Группа

Дата

Предмет     ОДБ. 02 Литература

Тема     «Женские образы в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Тип  занятия   комбинированный урок; применяемая технология:  технология развития критического мышления через чтения и письмо;  информационно-коммуникационные технологии.

Цель занятия

Учебная: выявление особенностей женских образов в романе; выполнение сравнительной  характеристики  героинь  романа.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к культурному наследию своего народа; приобщение учащихся к нравственным идеалам Толстого (идеалам добра, верности, счастья) через образы главных героинь романа.

Развивающая: развитие  исследовательского  и  аналитического   мышления  учащихся, умения  анализировать  эпизоды  художественного   произведения, выполнять сравнительную характеристику образов героинь, делать выводы.

Деятельностная:   учащиеся должны знать особенности женской образной системы романа «Война и мир», уметь выполнять задания в группах, анализировать эпизоды романа Л.Н. Толстого, работать с кластером.

Межпредметные связи

Обеспечивающие:    обществознание, история

Обеспечиваемые:  русский язык и культура речи

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Наглядные пособия: авторская презентация, видеофрагменты, иллюстрационный материал

Раздаточный материал:      карточки с кроссвордами, опорные карты, карточки с слепым кластером, план анализа литературного героя, произведение Л.Н. Толстого «Война и мир».

Технические средства обучения:          мультимедийный проектор, ноутбук

Учебные места (для практ. занятий, лаб. работ)       учебная аудитория

Литература:

Основная:1)   Литература: учебник Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнов для учрежд. нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1.  – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

2)Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. II полугодие – М.: ВАКО, 2004г.;  3) Произведение Л.Н. Толстого «Война и мир»

Дополнительная: 1) Ольга Здравомыслова. Статья «Российские женщины и эмансипация: незавершенный проект» [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://www.intelros.ru/readroom/nz/n3-2012/14954-rossiyskie-zhenschiny-i-emansipaciya-nezavershennyy-proekt.html]

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

формы и методы обучения

Добавления, изменения, замечания

1

2

3

4

1

Организационная часть: 

  1. взаимное приветствие;
  2. проверка присутствующих;
  3. ознакомление с критериями оценивания.

Словесный метод

5 мин

2

Проверка домашнего задания.

Работа с таблицей

4 мин

3

Актуализация опорных знаний по роману «Война и мир»:

  1. решение кроссворда (приложение №1);
  2. взаимопроверка;
  3. работа с ключевым словом кроссворда «Наташа»;
  4. формулирование темы занятия, постановка целей урока;
  5. мотивация на успешное усвоение знаний.

Индивидуальная работа;

подбор ассоциаций

10 мин

4

Работа над темой занятия

  1. Работа с художественным произведением. Анализ образов героинь по плану (приложение № 2)
  1.  1 группа анализирует образ Элен Курагиной:
  1. Т 1. Ч 1. гл 3
  2. Т 1 Ч 3 гл. 1
  3. Т 1 Ч 3 гл. 2
  4. Т 2 Ч 1 гл. 4
  5. Т 2 Ч 1 гл. 6
  6. Т 2 Ч 3 гл. 9
  7. Т 4 Ч 1 гл. 1
  1.  2 группа анализирует образ Марьи Болконской:
  1. Т 1 Ч 1 гл. 24
  2. Т 1 Ч 1 гл. 25
  3. Т 1 Ч 3 гл. 3
  4. Т 1 Ч 3 гл. 5
  5. Т 4 Ч 1 гл. 7
  6. Т 4 Ч 1 гл. 14
  1.  3 группа анализирует образ Наташи Ростовой:
  1. Т 1 Ч 1 гл. 8
  2. Т 2 Ч 3 гл. 12
  3. Т 2 Ч 3 гл. 14,15,16
  4. Т 2 Ч 4 гл. 7
  5. Т 2 Ч 5 гл. 12
  6. Т 4 Ч 1 гл. 14
  7. Эпилог, 10 гл.

Во время анализа отдельных эпизодов романа, каждая группа заполняет определенную ячейку кластера.

  1. Работа с слепым кластером (приложение № 3).
  1. Комментарий групп к заполненной ячейке кластера.
  2.  Заполнение остальных ячеек.

  1. 3. Вывод по заполненному кластеру (рассмотрение особенностей женских образов; сопоставление героинь романа)

Самостоятельная, групповая работа;

исследовательский метод;

элемент технологии развития критического мышления;

беседа с элементами сравнительного анализа

55 мин

5

Рефлексия.

Закончите предложение:

на  этом  уроке  я  узнал  (а) …

меня удивило…

мне больше всего удалось…

я научился…

Словесный метод (беседа)

6 мин

6

Итоги урока. Выставление оценок.

Словесный метод

6 мин

7

Инструктаж о домашнем задании:

  1. 1. Написать синквейны по образам женщин, рассмотренных на занятии.
  2. 2. Дать краткую характеристику следующим героиням романа: Анне Павловне Шерер, Соне, Лизе Болконской.

Словесный метод

5 мин

8

«На закуску».

Эмансипация женщин глазами писателей.

Словесный метод

Резервное время

Список литературы

  1. Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Belaeva_Literatura_10kl/18.html
  2. Здравомыслова О. Статья «Российские женщины и эмансипация: незавершенный проект» [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://www.intelros.ru/readroom/nz/n3-2012/14954-rossiyskie-zhenschiny-i-emansipaciya-nezavershennyy-proekt.html]
  3. Роман- эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0073.shtml
  4. И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. Словарь литературоведческих терминов. - Ростов н /Д: Феникс, 2002.

Приложение№1

1

2

3

4

5

6

  1. Место, где состоялось главное сражение Отечественной войны 1812 года.
  2. Пограничная река.
  3. Полководец, главнокомандующий русской армией.
  4. Генерал, герой Отечественной войны 1812 года.
  5. Земляные укрепления.
  6. Командующий русской батареи на Бородинском сражении.

Имя

Портрет

Речь

Жизненные   идеалы, поступки (опора на текст, цитаты из произведения)

Испытания любовью

Позиция автора

Моя позиция

Приложение№2

Приложение №3

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока по литературе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Цели  урока: 1) на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования, познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ц...

разработка урока по литературе на тему: "Семья и семейные ценности в произведениях Л. Н. Толстого"

итегрированный урок литературы и психологии с использованием слайд-презентаций...

Презентация к уроку,посвящённому жизни и творчеству Л.Н.Толстого

Презентация рассказывает о влиянии впечатлений о Крыме на творчество писателя....

Презентация по литературе "Жизненные искания Л.Н.Толстого"

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой.ÑВ 1844г. Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского фа...

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"

Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...

конспект урока по литературному чтениюпо теме: Л.Н.Толстой «Акула» (3 класс ОС «Школа России»)

Конспект  урока по литературному чтению  по теме: Л.Н.Толстой  «Акула» (3 класс  ОС  «Школа России») Цели: познакомиться с произведением Льва Нико...