Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Сольфеджио" на I курсе МВМУ "Простые диатонические интервалы"
учебно-методический материал по теме
28 октября 2013 года в Московском военно-музыкальном училище прошёл плановый открытый урок по сольфеджио на I курсе преподавателя отдельной дисциплины (музыкально-теоретические дисциплины и фортепиано) Заслуженного работника культуры РФ Волковой Валентины Васильевны по теме "Простые диатонические интервалы". Методической целью открытого урока стал: показ использования авторского метода хорового сольфеджио на занятиях с суворовцами I курса и демонстрация технологических приёмов работы по всем разделам урока с целью распространения собственного педагогического опыта.
Представленная методическая разработка урока содержит следующие материалы:
- пояснительную записку (с разъяснением педагогической технологии, методики и методов обучения, типа урока);
- таблицу структуры урока с указанием примерного времени, отведённого на каждый раздел урока;
- план-конспект открытого урока с кратким описанием хода урока, деятельности преподавателя и обучающихся на каждом этапе занятия;
- список используемой литературы в процессе подготовки к открытому уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по сольфеджио Волковой В. В. | 40.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казанное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны
Российской Федерации»
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Сольфеджио"
Тема: Простые диатонические интервалы (урок закрепления)
Волкова Валентина Васильевна, преподаватель отдельной дисциплины
(музыкально-теоретические дисциплины и фортепиано)
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- План-конспект урока.
- Список используемой литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая цель открытого урока: показать коллегам возможности использования метода хорового сольфеджио на занятиях с суворовцами I курса с целью распространения собственного педагогического опыта.
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) в виде практического занятия несомненно обладает наиболее широкими возможностями для разностороннего показа работы над всеми разделами сольфеджио.
Педагогическая технология представляет собой интерактивный метод хорового сольфеджио, применяемый на различных этапах урока.
Метод хорового сольфеджио используется автором в течении более чем 20 лет работы в МВМУ и дает неизменно высокий результат, особенно заметный на начальном этапе обучения в училище.
Метод хорового сольфеджио в значительной мере способствует интенсификации процесса привития учащимся навыков чистой интонации. Положительное воздействие хорового пения на чистоту интонирования обусловлено уникальным явлением самонастройки хорового ансамбля, что неоднократно подчеркивалось в трудах и научно-практических исследованиях современных педагогов и ученых (2,3).
Хоровое сольфеджио - важный интерактивный способ решения многочисленных задач обучения, поставленных учебной программой по сольфеджио. Как показывает практика, хоровое сольфеджио, охватывая все главные разделы урока, значительно сокращает время на привитие и закрепление навыков записи диктанта и чтения с листа, способствует интенсивному развитию гармонического слуха и мышления обучающихся, вовлекает каждого члена учебной группы в творческий образовательный процесс. Это особенно актуально на начальных этапах профессионального музыкального образования, когда закладывается фундамент для дальнейшей успешной учёбы будущих музыкантов.
Методикой обучения на открытом уроке является развивающее обучение, предполагающее освоение и закрепление первокурсниками системных подходов к интонационно-слуховой ладовой ориентации и гармоническому слуховому анализу интервалов.
Методами обучения на данном уроке являются:
1) практические (интонирование, слуховой анализ, запись музыкального диктанта, чтение с листа);
2) словесные (указания и вопросы преподавателя);
3) наглядные (таблица пения ступеней и схема слухового анализа интервалов);
4) проблемно-поисковые (интонирование и определение элементов лада при ручном показе звуков, определение качества интонирования товарищей по группе);
5) проверочные работы (запись диктанта, чтение с листа).
Тип урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) обусловлен практическим использованием в основной части занятия приобретенных навыков работы по следующим разделам сольфеджио:
- интонирование,
- слуховой анализ в ладу,
- запись диктанта,
- слуховой анализ интервалов вне лада,
- чтение с листа.
План открытого урока по сольфеджио
Урок № 14
Дата 28 октября 2013 г.
Группа I курс 1 взвод 1 отделение
Вид учебного урока практическое занятие
Тип урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Тема: Простые диатонические интервалы
Цели урока: формирование навыков ладовой ориентации и использование их при интонировании, слуховом анализе, записи музыкального диктанта и чтении с листа;
развитие навыков начального гармонического слуха при определении интервалов;
контроль уровня освоения пройденного материала и качества самоподготовки к уроку.
Межпредметные связи специальность, оркестр, ансамбль.
Педагогическая технология интерактивный метод хорового сольфеджио
Методическая цель открытого урока показ использования метода хорового сольфеджио на занятиях с суворовцами I курса; распространение собственного педагогического опыта.
Форма организации обучения групповая, индивидуальная.
Используемые методы обучения словесные, практические, проблемно-поисковые, наглядные, самостоятельная работа.
Время проведения урока 1 учебный час
Обеспечение урока фортепиано, ИПАК, нотные тетради, карандаши, ластики, сборники сольфеджио (Калмыков и Фридкин I и II часть).
Структура урока сольфеджио
по теме «Простые диатонические интервалы (урок закрепления)»
№ п/п | Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Время (мин.) |
1 | Организационная часть | Проверка посещаемости. Сообщение темы и целей урока. | Подготовка к уроку | 1 |
2 | Хоровая «разминка» | Показ упражнений и заданий по руке. Контроль качества интонирования. | Хоровое интонирование ступеней лада и определение его элементов. Анализ элементов, обобщение. | 10 |
3 | Слуховой анализ ступеней лада | Исполнение на фортепиано. Оценка уровня освоения материала. | Определение на слух ступеней лада. Анализ ответов. | 4 |
4 | Запись диктанта | Исполнение диктанта. Организация частично-поискового метода. Проверка диктанта. | Запись диктанта. Хоровое исполнение диктанта. | 10 |
5 | Проверка домашнего задания | Оценка качества самостоятельной работы. | Интонирование. Анализ качества ответов товарищей по группе. | 10 |
6 | Слуховой анализ интервалов от звука | Исполнение на фортепиано по 2-4 интервала. Оценка уровня освоения материала. | Определение на слух интервалов от звука. Анализ ответов. | 5 |
7 | Чтение с листа | Организация частично-поискового метода. Анализ качества исполнения. | Предварительный анализ и интонирование с листа 2-хголосного примера | 3 |
8 | Заключительная часть | Подведение итогов. Выставление оценок. Сообщение домашнего задания. | Запись домашнего задания | 2 |
УТВЕРЖДАЮ
Преподаватель (руководитель дисциплины)
______________ Л. Быкова
« » ___________ 2013 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
по сольфеджио с группой I курса
Тема урока: Простые диатонические интервалы (урок закрепления)
Тип урока: комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цели урока:
образовательная: закрепление системных подходов и умений по разделам сольфеджио: интонированию, слуховому анализу, записи музыкального диктанта, чтению с листа;
развивающая:
- развитие логического мышления, внимания, музыкальной памяти;
- формирование умения анализировать и обобщать изучаемое.
воспитательная:
- привитие культуры индивидуального ответа;
- развитие умения работать в коллективе и самостоятельно.
Материальное обеспечение урока:
- фортепиано;
- сборники Калмыков и Фридкин Сольфеджио I и II части;
- ИПАК для демонстрации наглядных пособий (Таблицы пения ступеней, Схемы определения интервалов от звука);
- нотные тетради, карандаши, ластики.
Педагогическая технология: интерактивный метод хорового сольфеджио.
Методы работы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный.
Ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность суворовцев |
1. 2. 3. 4. 5.
6. 7. 8. | Организационная часть. Проверка наличия обучающихся. Объявление целей и задач урока.
Хоровая «разминка». Коллективная интерактивная интонационная работа над системными подходами к воспитанию ладового мышления с использованием одно-, двух- и трехголосных упражнений. Проведение короткой викторины, обеспечивающей тесную связь исполняемого интонационного материала с элементарной теорией музыки и способствующей развитию умения анализировать и обобщать исполненное. Слуховой анализ ступеней лада. Преподавателем проводится индивидуальный опрос, в процессе которого осуществляется контроль уровня освоения пройденного материала. Запись музыкального диктанта. Проведение подготовительных ритмических упражнений на различные группы с шестнадцатыми длительностями. В процессе записи диктанта обращается внимание на его отдельные мелодические особенности. (Авторский диктант – 4 такта, тональность С dur мелодического вида, размер 24 , с ритмическими группами: 4 шестнадцатые, 2 шестнадцатые и восьмая, восьмая и 2 шестнадцатые, скачки на 6, 7, 10) Проверка домашнего задания. Осуществление контроля качества выполнения самостоятельной работы обучающихся и уровня развития навыка точного интонирования. (Калмыков и Фридкин Сольфеджио I часть №№ 469(н), 513, 642, Интонирование гамм с одним бемолем, в них ступеней, интервальных групп: м.2, б.2, б.3, м.3 вверх и вниз. Пение «золотого хода валторны» с игрой одного из голосов на фортепиано.) Слуховой анализ интервалов от звука. Повторение системных подходов к слушанию интервалов. Индивидуальный опрос с целью контроля уровня освоения пройденного материала. Чтение с листа. Повторение системного подхода к чтению с листа. Деление группы на голоса. Вопросы по предварительному анализу музыкального примера (Калмыков и Фридкин Сольфеджио II часть (1970 г.) №78). Заключительная часть. Подведение итогов урока. Объявление домашнего задания. |
Подготовка к уроку.
По руке преподавателя суворовцы исполняют различные попевки, отдельные ступени лада, 2-х и 3-хголосные упражнения и анализируют качество групповой интонации. Отвечают на вопросы викторины, анализируют и обобщают исполненный интона-ционный материал, используя знания по элементарной теории музыки.
Суворовцы определяют на слух ступени лада, отвечают индивидуально, слушают ответы товарищей, исправляют допу-щенные ошибки. Суворовцы выполняют группой подготовительные ритмические упражнения, анализируют и записывают диктант в нотных тетрадях, участвуют в проблемно-поисковом обсуждении. Индивидуальное и групповое интонирование подготовленных самостоятельно упражнений и му-зыкальных примеров (в том числе наизусть), анализ качества интонирования товарищей. Суворовцы индивидуально определяют на слух интервалы от звука, анализируют ответы товарищей, исправляют допущен-ные при ответах ошибки. Суворовцы проводят предвари-тельный анализ музыкального примера, и исполняют пример 2-хголосным ансамблем с дирижированием. Запись домашнего задания. |
Используемая литература
- Бережанский П. Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития). — М., 2000.
- Кузнецов Ю.М. Акустические исследования звучания выдающихся хоровых коллективов. //Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Выпуск 3. М., 2008 – С. 104-156
- Сафонова В.И. Формирование певческого самоконтроля у подростков и молодёжи в процессе хоровых занятий: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1988.
- Волкова В. В. Метод хорового сольфеджио и его место в образовательном процессе на I курсе МВМУ. Метод. разработка. М., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока английского языка для студентов 3 курса СПО по специальности "Технология машиностроения"
Методическая разработка открытого урока английского языка по теме "Станки" для студентов 3 курса СПО по специальности "Технология машиностроения" предназначена для проведения итогового занятия п...
Методическая разработка открытого урока английского языка для студентов 4 курса специальности 23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение» по теме "Двигатель внутреннего сгорания"
Урок соответствует рабочей программе, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования. Выбор формы проведе...
Методическая разработка открытого урока "Построение примитивов и изменение общих свойств" по дисциплине «Информационные технологии в строительстве» специальность 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)» курс III
В ходе урока студенты научатся работе с инструментами панели "Рисование" для создания графических объектов. Применять привязки при создании объектов. Выполнять редактирование созданных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по междисциплинарному курсу 02.04. «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» Тема: «Декоративный сувенир - Топиарии»
Данная методическая разработка содержит методические указания и практический материал к проведению учебного занятия на тему «Декоративный сувенир - Топиарии» и носит, прежде вс...
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров» на тему «Товароведная характеристика сыров» для студентов ПК-21 группы II курса по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»
Методическая разработка учебного занятия по теме «Товароведная характеристика сыров» разработана для проведения учебного занятия со студентами II курса по специальности 43.02.15 «Пов...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Управление технологическим процессом" 3 курс
Цель занятия:Образовательная: Формирование представлений о каталитическом риформинге, его значении при производстве бензина и оборудовании для проведения этого процесса.Развивающая:способствовать разв...