Урок по теме "Закон Кулона"
учебно-методическое пособие на тему
Данный матеоиал может быть использован в разделе "Электростатика " при изучении новой темы "Закон Кулона"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zakon_kulona.docx | 36.25 КБ |
zakon_kulona.pptx | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Закон Кулона».
Цель урока: раскрыть суть одного из важнейших законов природы, познакомить с принципом суперпозиции электрических сил, алгоритмом и примерами решения задач на применение закона Кулона.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать представление об одном из фундаментальных взаимодействий природы на качественном и количественном уровне, продемонстрировать применение принципа суперпозиции в различных частных ситуациях.
- познакомить с алгоритмом решения задач на закон Кулона.
Развивающие.
- выработать творческую самостоятельность и аналитическое мышление при изучении материала.
-научить устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, формулировать эмпирические закономерности.
- развить способности делать обобщения, выдвигать гипотезы и проверять их, используя компьютерные модели.
Воспитывающие.
-мотивировать на ответственное отношение к подготовке к ЕГЭ, стимулировать на самостоятельные занятия, создать устойчивую ситуацию успеха в решении задач.
знать:
- определение точечного заряда;
- закон сохранения заряда;
- закон Кулона;
- физический смысл закон Кулона;
- границы применения закона Кулона;
- уметь:
- решать качественные задачи на применение закона Кулона;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация по данной теме, CD- «физика 10»
Этапы урока:
1.Организационный
2.Актуализация знаний.
3.Изложение основного материала.
1) Что изучает электродинамика и электростатика
2) Сообщение сведений из истории открытия зарядов двух типов и характера их взаимодействий. ( сообщение студентов)
3) Электризация тел (видео сюжет)
4) Закон сохранения заряда
5) Понятие точечного заряда
6) Изложение сути опытов Кулона
7) Закон Кулона.
8) Аналогия с законом всемирного тяготения
4.Обобщение и закрепление. Решение задач на применение закона Кулона. 5.Подведение итогов
6. Домашнее задание.
Содержание урока.
1.Организационный
Отметь отсутствующих.
Сообщить тему занятия, цели и задачи, что должны знать и уметь в результате изучения темы.
2.Актуализация знаний
- Знакомы ли вам слова: электричество, электрический ток, электрический заряд?
-Сможете ли вы ответить, что такое электричество, электрический ток, электрический заряд?
- Какие существуют заряды?
3.Изложение основного материала
Мы приступаем к изучению раздела «Электродинамика» Это наука о свойствах и закономерностях поведения особого вида материи- электромагнитного поля, осуществляющего взаимодействия между заряженными телами или частицами. Основоположником классической электродинамики является Джеймс Клерк Максвелл (1831-79) — английский физик.
Начнем изучение этого раздела с наиболее простого случая-электростатики, раздела электродинамики, посвященный изучению покоящихся заряженных тел.
Как вы уже сказали, в природе существуют два вида зарядов – «+» и «-». Историю открытия зарядов двух типов и характера их взаимодействий (Презентация и рассказ )
Электрические заряды одинаковых знаков отталкиваются, а разных - притягиваются
Отключили свет опять?
Я решила чуть поспать,
Потянула покрывало –
Темноты на миг не стало,
Заискрилось все вокруг.
Что случилось здесь, мой друг?
Кошка прыгнула тихонько,
Я ее погладила легонько.
Замурлыкала вдруг Мурка,
Заискрилась даже шкурка.
Майку стала снимать,
Удивилась я опять:
Что-то очень затрещало,
А такого не бывало!
Искры брызнули вокруг,
Что случилось с майкой вдруг?
- О каком явлении в стихотворении идет речь? Электризация.
1.Что значит наэлектризовать данное тело?
2.Виды электризации (Видеосюжет)
Опыт с султанчиком
Опыт доказывает, что при электризации происходит перераспределение имеющихся зарядов между телами. При этом новые частицы не возникают, а существующие ранее не исчезают. При электризации тел выполняется закон сохранения заряда.
В изолированной системе алгебраическая сумма зарядов всех частиц сохраняется.
Закон имеет глубокий смысл. Элементарные частицы могут превращаться друг в друга, рождаться и исчезать, давая жизнь новым частицам. Однако во всех случаях заряженные частицы рождаются только парами с одинаковыми по модулю и противоположными по знаку зарядами; исчезают тоже парами, превращаясь в нейтральные.
Электрические взаимодействия играют исключительно большую роль в строении атома и образовании молекул. Они проявляют себя и в механике «под видом» силы упругости и силы трения. Природа этих сил основана на взаимодействии атомов. Электрические взаимодействия лежат в основе многих устройств и механизмов.
Заряженные тела, размеры которых намного меньше расстояния между ними, называют точечными зарядами.
Закон взаимодействия точечных зарядов установил на опыте в конце восемнадцатого века французский ученый Шарль Кулон.
Для количественного описания взаимодействия зарядов Кулон использовал опытную установку- крутильные весы. Видеосюжет Опыт Кулона
- Итак, Кулон определял силу взаимодействия заряженных сфер по углу закручивания нити в зависимости от расстояния между ними.
- В результате многочисленных измерений силы взаимодействия двух неподвижных точеных зарядов в вакууме Кулон установил закон, названный впоследствии его именем.
Закон Кулона: Два неподвижных точечных электрических заряда взаимодействуют в вакууме с силой, прямо пропорциональной произведению этих зарядов и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.
где:
q 1,q 2 - величина зарядов [Кл]
r- расстояние между зарядами [м]
k – коэффициент пропорциональности [Н•м2/Кл2]
F- сила Кулона (кулоновская сила) [Н]
Границы применения закона Кулона:
1.Закон справедлив для точечных зарядов.
2.Заряженные тела должны быть неподвижными.
Заряд в 1 кулон- большой заряд. Два тела с зарядами в один кулон отталкивались бы с огромными силами- девять миллиардов ньютонов.
Сила взаимодействия этих тел на расстоянии ста метров равна силе тяжести, действующей на тело массой девяносто тонн.
Заряд любого тела кратен элементарному ( минимальному) заряду- заряду электрона
Какой закон в механике аналогичен закону Кулона?
4.Обобщение и закрепление. Решение задач на применение закона Кулона.
Подведем итог изученному материалу.
1) Отгадать кроссворд.
Вертикаль:
1. Прибор, служащий для обнаружения электрического заряда?
“Электроскоп”
Горизонталь:
1.Вещество, используемое в опытах по электризации?
“Эбонит”
2. Частица, имеющая минимальный электрический заряд?
“Электрон”
3. Частица, не имеющая электрического заряда?
“Нейтрон”
4. Раздел физики, изучающий покоящиеся заряды?
“Электростатика”
5. По-гречески название электрона.
“Янтарь”
- Способ, используемый при электризации.
“Трение”
- Атом, потерявший или присоединивший один электрон?
“Ион”
- Основоположник электродинамики?
“Максвелл”
- Сообщение телу Эл. Заряда?
“Электризация”
- Что находится в центре атома?
“Ядро”
11.Частица, имеющая “+” заряд, входящая в состав ядра.
“Протон”
2) На каком рисунке заряды являются точечными? Почему?
3) Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если…
А) величина одного из зарядов увеличится в 2 раза;
Б) величина одного из зарядов увеличится в 3 раза, а второго уменьшится в 9 раз;
В) расстояние между зарядами увеличится в 6 раз;
Г) величина одного из зарядов увеличится в 4 раза, а расстояние между ними уменьшится в 2 раза.
5.Подведение итогов
Отметьте знаком «плюс» то, что вы хорошо поняли на уроке и знаком «минус» то, что поняли плохо или вообще не поняли.
1 | Устройство и принцип работы крутильных весов | |
2 | Что такое прямая зависимость между величинами | |
3 | Что такое обратная зависимость между величинами | |
4 | Смысл закон Кулона | |
5 | Как изображать силы, действующие на заряженные частицы | |
6 | Границы применимости закона Кулона | |
7 | Как изменяется сила при изменении заряда | |
8 | Как изменяется сила при изменении расстояния между зарядами |
6. Домашнее задание. §84 - §88
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Электродинамика» Это наука о свойствах и закономерностях поведения особого вида материи- электромагнитного поля, осуществляющего взаимодействия между заряженными телами или частицами. Основоположником классической электродинамики является английский физик Джеймс Клерк Максвелл
Электростатика - раздел электродинамики, посвященный изучению покоящихся заряженных тел .
Закон Кулона Закон Кулона
знать : определение точечного заряда; закон сохранения заряда; закон Кулона; физический смысл закон Кулона; границы применения закона Кулона; уметь : решать качественные задачи на применение закона Кулона.
Какие вы знаете электрические заряды?
Электрические заряды одинаковых знаков отталкиваются, а разных – притягиваются Обозначение: q Единица измерения: Кл (Кулон) + - - - + +
Заряженные тела, размеры которых намного меньше расстояния между ними, называют точечными зарядами . 1. 2 .
Отключили свет опять. Я решила чуть поспать, Потянула покрывало – Темноты на миг не стало, Заискрилось все вокруг. Что случилось здесь, мой друг? Кошка прыгнула тихонько, Я ее погладила легонько. Замурлыкала вдруг Мурка, Заискрилась даже шкурка. Майку стала снимать, Удивилась я опять: Что-то очень затрещало, Даже Мурка убежала! Искры брызнули вокруг, Что случилось с майкой вдруг?
Электризация тел Стр. 244- 246 1. В каком случае макроскопическое тело считается заряженным? 2. Приведите примеры явлений, вызванных электризацией. 3. Каким образом макроскопическое тело приобретает заряд?
Закон сохранения заряда. В замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех частиц сохраняется . q 1 + q 2 + q 3 +….= const
Закон взаимодействия точечных зарядов установил на опыте в конце восемнадцатого века французский ученый Шарль Кулон .
Закон Кулона : Два неподвижных точечных электрических заряда взаимодействуют в вакууме с силой, прямо пропорциональной произведению этих зарядов и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.
q 1 ,q 2 - величина зарядов [Кл] r - расстояние между зарядами [м] F - сила Кулона (кулоновская сила) [Н ] k – коэффициент пропорциональности [Н•м 2 /Кл 2 ]
Границы применения закона Кулона: 1.Закон справедлив для точечных зарядов . 2.Заряженные тела должны быть неподвижными .
Заряд любого тела кратен элементарному ( минимальному) заряду- заряду электрона
Закон всемирного тяготения
Домашнее задание § 84- § 88
Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если… А) величина одного из зарядов увеличится в 2 раза; (Увеличится в 2 раза) Б) величина одного из зарядов увеличится в 3 раза, а второго уменьшится в 9 раз; (Уменьшится в 3 раза) В) расстояние между зарядами увеличится в 6 раз; (Уменьшится в 36 раз) Г) величина одного из зарядов увеличится в 4 раза, а расстояние между ними уменьшится в 2 раза. (Останется неизменной)
Как называется явление разделения электрического заряда? ? (электризация) Что получают тела в результате электризации? (электрический заряд) Каким символом обозначается заряд? ( q ) С помощью какого математического действия выражен закон сохранения электрического заряда? (сумма, q 1 +q 2 +…..+ q n =const ) Как называется величина, характеризующая действие одного тела на другое? (Сила) Каким символом обозначается сила? Единица измерения. ( F ; Ньютон) Как называется зависимость, в которой при увеличении одной величины, другая увеличивается? (прямая пропорциональность) Как называется единица измерения электрического заряда? (Кулон)
С какой слой взаимодействуют два заряда по 10нКл, находящихся на расстоянии 3 см друг от друга? Дано:
Решение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
План-конспект занятия "Закон Кулона"
В работе представлены подробный план-конспект занятия, приложения в виде рабочей карты ученика и презентации к занятию....
Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений...
Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...
Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.
Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....
Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви» Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы» Тип урока: «Урок изучения технологических нормативов»
Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви»Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы»Тип урока: «Урок изучения технологических норматив...