План-конспект занятия "Закон Кулона"
план-конспект занятия по теме
В работе представлены подробный план-конспект занятия, приложения в виде рабочей карты ученика и презентации к занятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sakharova_i.v._stsenariy_uroka.doc | 846 КБ |
prilozhenie_1_informatsionnaya_karta.doc | 519.5 КБ |
prezentatsiya_zakon_kulona.ppt | 376 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Закон Кулона
Сахарова И.В., преподаватель физики и информатики Сибирского профессионального лицея №18
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока: 1. Сформировать знания обучающихся о точечном заряде, о силе взаимодействия между зарядами, разъяснить физический смысл закона Кулона, указать границы его применения, научить решать качественные задачи на применение закона Кулона, сформировать умения работать с компьютерной моделью.
2. Развивать у обучающихся умения наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать познавательные объекты, делать выводы, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
3. Воспитывать у обучающихся ответственность, трудолюбие, помочь им осознать ценность совместной деятельности.
Обучающиеся должны
иметь представление:
- об историческом опыте Кулона по определению силы взаимодействия между заряженными телами;
знать:
- определение точечного заряда;
- закон Кулона;
- физический смысл закон Кулона;
- границы применения закона Кулона;
уметь:
- решать качественные задачи на применение закона Кулона;
- работать с компьютерной моделью «Взаимодействие электрических зарядов»;
- взаимодействовать друг с другом для решения учебных задач;
- производить рефлексию своей деятельности.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, компьютерная презентация по данной теме, CD-диск «Открытая физика 1.1», раздаточный материал (карты с заданиями).
План урока:
№ п/п | Этап урока | Цель этапа | Методы, формы и приёмы обучения | Использование компьютерных технологий | Время, мин |
Организационный момент. |
|
|
| 1 | |
Актуализация знаний. |
|
|
| 3 | |
Историческая справка. |
|
|
| 2 | |
Постановка учебной проблемы. |
|
|
| 2 | |
Открытие новых знаний. |
|
|
| 13 | |
Закрепление. |
|
|
| 7 | |
Обсуждение заданий теста. |
|
|
| 3 | |
Итог урока (рефлексия). |
|
|
| 3 | |
Домашнее задание. |
|
|
| 1 |
Ход урока:
- Организационный момент (1мин). Презентация «Закон Кулона»(слайд 1)
Здравствуйте, ребята. Приготовьте ручки, тетради, карандаши, линейки. Я надеюсь, что мы с вами дружно и плодотворно поработаем на уроке.
- Актуализация знаний (5 мин). (слайд 2)
А сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд.
- Как называется явление разделение электрического заряда? (электризация)
Что получают тела в результате электризации? (электрический заряд)
Каким символом обозначается заряд? (q)
- С помощью какого математического действия выражен закон сохранения электрического заряда? (сумма, q1+q2+…..+qn=const)
- Как называется величина, характеризующая действие одного тела на другое? (Сила)
Каким символом обозначается сила? В чём она измеряется? Как изобразить силу?
- Как называется действие тел друг на друга? (взаимодействие)
Как называется взаимодействие между заряженными телами? (электромагнитное)
- Как называется зависимость, в которой при уменьшении одной величины, другая увеличивается? (обратная)
Приведите примеры обратной зависимости. Что такое прямая зависимость? Приведите примеры.
6. Как называется единица измерения электрического заряда?
6 | |||||||||||||||
1 | э | л | е | к | т | р | и | з | а | ц | и | я | |||
2 | с | у | м | м | а | ||||||||||
3 | с | и | л | а | |||||||||||
4 | в | з | а | и | м | о | д | е | й | с | .т | в | и | е | |
5 | о | б | р | а | .т | н | а | я | |||||||
Ребята, что вы знаете о Кулоне?
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с основным законом электростатики – законом Кулона.
Запишите в тетрадь тему урока «Закон Кулона». (слайд 3)
- Историческая справка (5 мин). (слайд 4)
Шарль Огюстен Кулон (1736-1806) – французский ученый, известный своими опытами по электричеству и магнетизму и исследованием сил трения. Важным его достижением является изобретение прибора для измерения сил - крутильные весы.
Крутильные весы (видеофрагмент) (слайд 5).
Устройство: Стеклянная палочка, подвешенная на упругой проволочке. На палочке крепятся металлический шарик и противовес. Шарик, который заряжаем, крепится к крышке весов, он неподвижен.
Принцип действия: При сообщении шарикам одноименных зарядов они отталкиваются. По углу закручиванию проволочки определяют силу взаимодействия шариков.
Выполните задание 2. Подпишите на рисунке основные детали крутильных весов Кулона, обсудите с соседом по парте ваши рисунки. Давайте сравним работы.(слайд 6)
С помощью крутильных весов Кулон определил, от чего зависит сила взаимодействия между двумя заряженными шариками. Эту силу назвали кулоновской.
Закон Кулона справедлив только для таких заряженных тел, размеры которых малы по сравнению с расстоянием между ними. Такие тела называются точечными зарядами.
Запишите определение в тетрадь.
Точечные заряды – заряженные тела, размеры которых много меньше расстояния между ними (слайд 6)
- Постановка учебной проблемы (2мин) (слайд 8).
Рассмотрим взаимодействие двух точечных зарядов q1 и q2 с помощью компьютерной модели.
Вы видите, что на оба заряда действуют одинаковые силы? Почему?
Как вы думаете, от чего зависит сила взаимодействия между зарядами?
Как можно определить эту зависимость?
- Открытие новых знаний (20 мин).
Изучать зависимость кулоновской силы от величины зарядов и расстояния между ними вы будете самостоятельно с помощью компьютерной модели.
В рабочей области модели, располагаются 3 заряда, которые можно «захватить» и переместить левой кнопкой мыши. С помощью линейки выбора можно менять величину каждого электрического заряда. Так как мы рассматриваем взаимодействие двух зарядов, то величина третьего заряда равна нулю. В правом нижнем углу модели отображаются значения расстояния между зарядами и сила взаимодействия.
Садитесь за компьютеры (два человека за один компьютер) и выполните задания, используя модель. Время работы 10 мин. (Если кто-то быстро справится с работой, то ему предлагается стать консультантом для остальных)
Задание 1. Наблюдение за изменением зависимости силы взаимодействия между зарядами от величины зарядов.
- Расположите заряды q1 и q2 на одной горизонтальной прямой, на расстоянии 150 см.
- Установите заряд q3=0.
- Установите значения величин, приведенных в таблице. Запишите значения сил для каждого случая.
№ опыта | q1, Кл | q2, Кл | r12, м | Сила F12, Н |
1 | 5 ∙10-8 | 5 ∙10-8 | 1,5 | |
2 | 10 ∙10-8 | 5 ∙10-8 | 1,5 | |
3 | 10 ∙10-8 | 10 ∙10-8 | 1,5 |
- Во сколько раз увеличилось значение заряда q1 в опытах 1,2?
Значение заряда q1 увеличилось в __________________________________
- Как изменилось значение силы в опытах 1,2? Во сколько раз?
Значение силы _________________________ в _______________________
- Какая зависимость между силой и зарядом q1: прямая, обратная?
Между силой и зарядом q1 _____________________зависимость.
- Как изменилось значение заряда q2 в опытах 2,3? Во сколько раз?
Значение заряда q2 _____________________в _______________________
- Как изменилось значение силы в опытах 2,3? Во сколько раз?
Значение силы _________________________ в _______________________
- Какая зависимость между силой и зарядом q2: прямая, обратная?
Между силой и зарядом q2 _____________________зависимость.
Задание 2. Наблюдение за изменением зависимости силы взаимодействия между зарядами от расстояния между ними.
- Расположите заряды q1 и q2 на одной горизонтальной прямой, на расстоянии 150 см.
- Установите заряд q3=0.
- Установите значения величин, приведенных в таблице. Запишите значения сил для каждого случая.
№ опыта | q1, Кл | q2, Кл | r12, м | (r12)2, м2 | Сила F12, Н |
1 | 10 ∙10-8 | 10 ∙10-8 | 1,5 | 2,25 | |
2 | 10 ∙10-8 | 10 ∙10-8 | 3 | 9 |
- Как изменилось расстояние между зарядами? Во сколько раз?
Расстояние между зарядами _____________________в _______________________
- Как изменился квадрат расстояния между зарядами? Во сколько раз?
Квадрат расстояния между зарядами _____________________в _______________
- Как изменилось значение силы? Во сколько раз?
Значение силы _________________________ в _______________________
- Какая зависимость между силой и квадратом расстояния между зарядами: прямая, обратная?
Между силой и квадратом расстояния_____________________зависимость.
Встаньте, потянитесь, поставьте руки на пояс, наклоны головы вправо-влево (3раза), наклоны туловища вправо-влево (3 раза). Посмотрите вверх-вниз, вправо-влево (3 раза), зажмурьтесь, откройте глаза и сядьте за парту.
Прочитайте результаты ваших наблюдений. Как сила взаимодействия между зарядами зависит от величины этих зарядов и от расстояния между ними?
Запишите закон Кулона в тетрадь (слайд 9 анимированный; при наведении курсора на физическую величину в формуле, она выделяется).
Сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
k=
k - коэффициент пропорциональности.
Физический смысл k: F=k, если r=1 м, q1= q2 =1Кл (слайд 10)
Кулоновские силы направлены вдоль прямой, соединяющей заряды, поэтому их называют центральными.
Границы применения закона Кулона:
- Закон справедлив для точечных зарядов.
- Заряженные тела должны быть неподвижными. (слайд 11)
- Закрепление (8 мин).
Прочитайте закон Кулона и формулу (по буквам и по названиям физических величин) – 2 человека.
Ответьте на вопросы в парах:
- Как вы понимаете выражение «Сила прямо пропорциональна произведению модулей зарядов»?
- Как вы понимаете выражение «Сила обратно пропорциональна квадрату расстояния между зарядами»?
- На каком рисунке заряды являются точечными? Почему?
4. В каком случае выполняется закон Кулона? Почему?
- Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если…
А) величина одного из зарядов увеличится в 2 раза;
Б) величина одного из зарядов увеличится в 3 раза, а второго уменьшится в 9 раз;
В) расстояние между зарядами увеличится в 6 раз;
Г) величина одного из зарядов увеличится в 4 раза, а расстояние между ними уменьшится в 2 раза;
Выполните задания в тетради.
Разноуровневые задания:
I вариант | II вариант |
1 уровень | 1 уровень |
1. Являются ли заряды точечными? Покажите направление сил кулоновского взаимодействия. 2. Продолжите предложение. С увеличением расстояния между зарядами сила кулоновского взаимодействия…. С увеличением величины одного из зарядов сила кулоновского взаимодействия… . | 1. Покажите направление сил кулоновского взаимодействия. 2. Продолжите предложение. С уменьшением расстояния между зарядами сила кулоновского взаимодействия…. С уменьшением величины одного из зарядов сила кулоновского взаимодействия… . |
2 уровень | 2 уровень |
| 1. В каком случае заряды изображенные на рисунке являются точечными? Покажите для этого случая направление силы кулоновского взаимодействия. 2. Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если расстояние между зарядами уменьшится в 10 раз? Ответ обоснуйте. |
3 уровень | 3 уровень |
1. На рисунке изображены точечные заряды и силы кулоновского взаимодействия. Как будет выглядеть рисунок, если величину одного из зарядов уменьшить в 2 раза? 2. Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если величина одного из зарядов увеличится в 5 раз, а расстояние между зарядами уменьшится в 5 раз? | 1. На рисунке изображены точечные заряды и силы кулоновского взаимодействия. Как будет выглядеть рисунок, если расстояние между зарядами уменьшить в 2 раза? 2. Как изменилось расстояние между зарядами, если сила кулоновского взаимодействия увеличилась в 64 раза? |
VII. Итог урока (3мин).
Отметьте знаком «плюс» то, что вы хорошо поняли на уроке и знаком «минус» то, что поняли плохо или вообще не поняли. (слайд 12)
1 | Устройство и принцип работы крутильных весов | |
2 | Что такое прямая зависимость между величинами | |
3 | Что такое обратная зависимость между величинами | |
4 | Смысл закон Кулона | |
5 | Как изображать силы, действующие на заряженные частицы | |
6 | Границы применимости закона Кулона | |
7 | Как изменяется сила при изменении заряда | |
8 | Как изменяется сила при изменении расстояния между зарядами |
VIII. Домашнее задание (1мин).
§89-90, вопросы после параграфа. (слайд 13)
Разноуровневые задания:
I вариант | II вариант |
1 уровень | 1 уровень |
1. Являются ли заряды точечными? Покажите направление сил кулоновского взаимодействия. 2. Продолжите предложение. С увеличением расстояния между зарядами сила кулоновского взаимодействия…. С увеличением величины одного из зарядов сила кулоновского взаимодействия… . | 1. Покажите направление сил кулоновского взаимодействия. 2. Продолжите предложение. С уменьшением расстояния между зарядами сила кулоновского взаимодействия…. С уменьшением величины одного из зарядов сила кулоновского взаимодействия… . |
2 уровень | 2 уровень |
| 1. В каком случае заряды изображенные на рисунке являются точечными? Покажите для этого случая направление силы кулоновского взаимодействия. 2. Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если расстояние между зарядами уменьшится в 10 раз? Ответ обоснуйте. |
3 уровень | 3 уровень |
1. На рисунке изображены точечные заряды и силы кулоновского взаимодействия. Как будет выглядеть рисунок, если величину одного из зарядов уменьшить в 2 раза? 2. Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если величина одного из зарядов увеличится в 5 раз, а расстояние между зарядами уменьшится в 5 раз? | 1. На рисунке изображены точечные заряды и силы кулоновского взаимодействия. Как будет выглядеть рисунок, если расстояние между зарядами уменьшить в 2 раза? 2. Как изменилось расстояние между зарядами, если сила кулоновского взаимодействия увеличилась в 64 раза? |
Предварительный просмотр:
Сахарова И.В. «Информационная карта «Закон Кулона»
Приложение 1
Информационная карта «Закон Кулона»
Название модульной программы: Электродинамика | |||
Модуль № 1 Электростатика | Учебный элемент № 1 Заряд и его свойства | Учебный подэлемент № 3 Закон Кулона | |
Основные тезисы учебного материала | Задания с рекомендациями к их выполнению | ||
Основной закон электростатики был установлен экспериментально Шарлем Кулоном в 1785 г. и носит его имя. С помощью крутильных весов (рис. 1) ученому удалось установить, как взаимодействуют друг с другом неподвижные заряды. Рис. 1 Крутильные весы состоят из стеклянной палочки, подвешенной на тонкой упругой проволочке. На одном конце палочки закреплен маленький металлический шарик, а на другом – противовес. Еще один металлический шарик закреплен неподвижно на стержне, который, в свою очередь, крепится на крышке весов. При сообщении шарикам одноименных зарядов они начинают отталкиваться друг от друга. Чтобы их удержать на фиксированном расстоянии, упругую проволочку нужно закрутить на некоторый угол. По углу закручивания проволочки определяют силу взаимодействия шариков. Закон Кулона: Сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей заряда и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. │q1│•│q2│ F = k —————, r2 где k – коэффициент пропорциональности, численно равный силе взаимодействия единичных зарядов на расстоянии, равном единице длины в вакууме. Его значение зависит от выбора системы единиц. F • r2 k = —————, k = 9 • 109 Н • м2 /Кл2. │q1│•│q2│ Вместо коэффициента k часто применяется другой коэффициент, называемый электрической постоянной: ε0 = 1/ 4πk = 8,85 • 10-12 Кл2 / Н • м2. Тогда закон кулона будет записан так: │q1│•│q2│ F = —————— 4πε0 r2 Если заряды находятся не в вакууме, а какой-либо среде, то закон Кулона имеет вид: │q1│•│q2│ │q1│•│q2│ F = k —————— или F = ——————, ε r2 4πεε0 r2 где ε - диэлектрическая проницаемость среды, показывающая во сколько раз сила взаимодействия зарядов в вакууме больше силы взаимодействия тех же самых зарядов данной среде. Силы взаимодействия двух неподвижных точечных заряженных тел направлены вдоль прямой, соединяющей эти тела. → → F 1,2 + + F 2,1 r Принцип суперпозиции: сила взаимодействия двух неподвижных точечных зарядов q1 и q2 не изменяется при появлении около них третьего заряда q3, четвертого q4 и т. д. → → → Силы взаимодействия F 1,2 , F 1,3 , … F 1,n заряда q1 с каждым из зарядов q2 , q3 , …qn определяется по закону Кулона, а результирующая сила взаимодействия является геометрической суммой векторов сил взаимодействия заряда q1 с каждым из этих зарядов. → → → → F 1 = F 1,2 + F 1,3 + …+ F 1,n , → где F 1 – сила, действующая на первый заряд со стороны других. q2 < 0 → → F2,1 F 3,1 q3 > 0
→ F 1,2 → F 1 q1> 0 → F 1,3 Задание: Прочитайте § 89-90. | Выполните тест: портала Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru.): Для ученика → 10 класс → Физика → «Физика. 10 класс» → Модуль для самостоятельной работы → 9.Электростатика → 9.1. Электризация тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Равновесие систем электрических зарядов → 1 Цикл Э1. Электростатическое взаимодействие. Задачи. 1. Два шарика с зарядами q1 = 4 мкКл и q2 = -6 нКл находятся на расстоянии 40 см друг от друга в вакууме. С какой силой взаимодействуют эти заряды? Дано: Решение: q1 = 4 мкКл Запишем закон Кулона: q2 = -6 нКл │q1│•│q2│ ____________ F = k —————— F - ? r2 │4•10-6Кл│•│-6•10-9Кл│ F = 9•109Н•м2 /Кл2 ——————————— (4•10-1м) 2 F = 1,35•10-3Н. Ответ: F = 1,35•10-3Н. Решите задачи. 2. Два одинаковых шарика, имеющие равные положительные заряды, отталкиваются в воздухе с силой 25,6 Н. определить число недостающих электронов в каждом теле, если расстояние между телами 3 см. Ответ: n = 1013. 3. Два одинаковых шарика с зарядами q1 = 4 мкКл и q2 = -4,8 мкКл, находящиеся на расстоянии 20 см друг от друга, привели в соприкосновение, а затем развели на прежнее расстояние. Во сколько раз уменьшилась сила их взаимодействия? Ответ: Сила взаимодействия уменьшилась в 120 раз. 4. Два одинаковых точечных заряда взаимодействуют в вакууме на расстоянии 27 см с такой же силой, как в воде на расстоянии 3 см. Определите диэлектрическую проницаемость воды. Ответ: ε = 81. Задача. 5. Два одинаковых шарика подвешены в воздухе на непроводящих нитях длиной 30 см так, что их поверхности соприкасаются. После того, как каждому шарику сообщили заряды 2,8•10-7 Кл, нити разошлись на угол 90°. Определить массу шаров. Дано: Решение: q1 = 2,8•10-7 Кл Изобразим приложенные силы. q2 = 2,8•10-7 Кл Y → → L = 0,3 м → Т α Т → α = 45° F F ——————— → → → m - ? mg mg Х Расстояние, на которое разошлись шарики находим по теореме Пифагора: R2 = L2 + L2 R = L√2 Так как движение шариков прекратилось, это значит, что векторная сумма сил, действующих на шарики равна нулю. → → → F + mg + Т = 0 Х: -F + Тsinα = 0 Тsinα = F (1) Y: Тcosα – mg = 0 Тcosα = mg (2) Разделив уравнение (1) на (2), получаем: Тsinα F F F ——— = —— ; tgα = —— ; m = —— Тcosα mg mg g tgα Силу взаимодействия находим по закону Кулона: │q1│•│q2│ k│q1│•│q2│ F = k —————; m = —————— r2 2L2 g tgα 9•109 Н•м2 /Кл2 •(2,8•10-7 Кл)2 m = ————————————— = 4•10-4кг 2•(0,3 м)2•9,8 Н/кг•1 Ответ: m = 4•10-4 кг. Решите задачи. 6. Два шарика массой по 1,5 г каждый, подвешенные в одной точке на шелковых нитях, после сообщения им одинаковых отрицательных зарядов разошлись на угол 90° таким образом, что расстояние между ними оказалось равным 10 см. Определите число избыточных электронов на каждом шарике. Ответ: n = 2,5•1012. 7. В вершинах равностороннего треугольника со стороной 2 см находятся одинаковые одноименные заряды по 0,4мкКл. Найдите значение и направление результирующей силы, действующей на каждый из них. Ответ: F = 3,6 Н. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
предлагаемый урок рекомендуется для проведения в группах Iкурса СПОТема урока: Asking the Way...
План-конспект урока по методике развития деского изобразительного творчества
Предлагаемый учебный материал посвящён теме "Методика обучения конструированию детей среднего дошкольного возраста". Урок носит практический характер и направлен на закрепление знаний учащихся по данн...
План-конспект урока по дисциплине "Коррекционная ритмика"
Коррекционная ритмика как дисциплина в Краснодарском педагогическом колледже изучается при овладении дополнительной квалификацией "Воспитатель детского образовательного учреждения с правом работ...
План-конспект урока "Социальный плакат"
дисциалина: Дизайн и рекламные технологиитему: Социальный плакатплан-конспект урока+презентацияпреподаватель ГАОУ СПО РК Индустриальный колледжСавинова Кристина Евгеньевна...
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».
План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Моделирование конспекта НОД (плана - конспекта) по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.
Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.Тема: «Храбрый Петушок» (рисование ладошкой)Про...