Открытый урок по предмету "Обществознание"
методическая разработка на тему

Дроботова Валерия Владимировна

Урок применился для обучения нового материала по теме "Социальные статусы и роли".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnye_statusy_i_roli.docx18.77 КБ
Файл rabochiy_list.docx51.96 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по дисциплине «Обществознание»

Тема урока  "Социальные статусы и роли"

Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры.

Задачи урока:

  • Образовательные: усвоить понятия “ социальный статус” и “ социальная роль”.
  • Воспитательные: формировать отношение к процессу социализации, вырабатывать активную гражданскую позицию.
  • Развивающие: развить познавательный интерес у обучающихся к изучению данной темы

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран,  доска, иллюстрации, клей, фломастеры.

Ход урока

Здравствуйте! Садитесь. (Проверка присутствующих.)

I. Организационно-мотивационный момент (притча о бабочке).

Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: “Твой статус не позволяет тебе себя так вести” или “Ты выбрал не ту роль”.

Проблемный вопрос: 

Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?

Об этом и пойдёт сегодня речь на уроке. Тема урока: “Социальные статусы и роли”.

II. Изучение нового материала.

Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутренне строение общества. Чтобы полнее представить это, сравним общество со строящимся зданием.

– Что представляет собой структура здания? (ответы учащихся). Слайд №

Вывод: структура здания – это вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и делают здание прочным.

– Чем удерживаются атомы кристаллической решетки? (ответы учащихся). Слайд №

Вывод: атомы решетки удерживаются особыми связями, которые не позволяют решетке распасться.

Подобное происходит и в обществе.

Только роль горизонтальных перекрытий играют статусы, роли и социальные группы, а вертикальных опор – слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми составляющими этого здания, которые играют роль горизонтальных перекрытий, то есть узнаем, что такое СТАТУС, РОЛЬ.  Давайте более подробно остановимся на характеристике этих понятий. Перед вами  рабочие листы, которые вы  заполните в процессе работы.

Долгое время понятие “статус личности” приравнивалось преимущественно к характеристике правового положения человека. Вспомните, полемизируя с К.Марксом, немецкий социолог М.Вебер утверждал, что не только экономическое положение, но и общественное является важнейшей характеристикой места и роли человека в обществе.

Итак, статус – это место человека в обществе.

Реально любой человек занимает в обществе много позиций. Возьмем, к примеру, обучающегося: помимо того, что он обучающийся, он является молодым человеком, сыном, внуком, братом и т.д. Поэтому  здесь мы говорим о статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека. Слайд №

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших и малых групп.  Различаются два вида статуса – личный и социальный.

Личный статус ( семья – в семье жена и дети любят его как мужа и отца)

Социальный статус (на работе  - у начальства он пользуется средним уважением : его талант ценят, но считают безынициативным)

Несовпадение статусов повлияло на их разделение.  Слайд №

Предписываемый статус  неподконтролен индивиду, а достигаемый находится под контролем.

Каждый статус включает несколько ролей. Роль – способ его поведения. Слайд№

От человека, обладающего определенным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся  с их представлением о данном статусе.  Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Почему? Потому что каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами.  Освоение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм.

Таким образом, статус указывает на место, а роль – на способ поведения.

Практикум

Для закрепления изученного материала мы выполним следующие задания по группам. Эти задания имеют творческий характер. Коллаж статусов.

III. Итог урока.

В реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек сам творец своей судьбы. Всё в ваших руках. Так может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Что для этого нужно?

Выставление оценок.

Домашнее задание: повторить пройденные понятия и подготовиться к практической работе.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме «Социальные статусы и роли».

Вопрос № 1. Главный, личный и социальный статусы.

1. Что такое главный статус?

Главный статус – это __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Определите свой главный статус.________________________________________________________

2. Какие два вида статуса вам надо различать? Приведите примеры каждого своего статуса.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос № 2. Предписываемый и достигаемый статусы.

  1. Что такое предписываемый статус.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие три социальных статуса считаются прирождёнными?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое достигаемый статус?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каким образом человек его достигает?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос  № 3. Социальные роли  и нормы личности.

Вопросы и задания:

  1. Что такое социальная роль?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое социальные нормы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия. Покажите на смайлике ваше настроение на уроке. 

урок понравился            урок не понравился                     другое

Укажите, что вызвало наибольший интерес

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Проблемный вопрос: Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?

Слайд 3

Социальные статусы и роли

Слайд 4

Цель урока: сформировать, углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности.

Слайд 5

План урока Вопрос № 1. Главный, личный и социальный статусы. Вопрос № 2. Предписываемый и достигаемый статусы. Вопрос № 3. Социальные роли и нормы личности .

Слайд 6

Социальная структура общества

Слайд 7

Статус – место человека в обществе.

Слайд 8

Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Он определяет: стиль жизни; круг знакомств; манеру поведения и т.п.

Слайд 9

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Социальный статус (в узком смысле)- положение человека, которое он занимает как представитель большой социальной группы

Слайд 10

Предписываемый статус – это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии лет. Достигаемый статус - это статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желаниям, свободному выбору либо благодаря удаче везению.

Слайд 11

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Социальные нормы - предписанные правила поведения.

Слайд 12

Упражнение «Определить свой статусный набор» Группа разбивается на две рабочие группы, которые получают каждая свое задание составить коллаж по объявленной теме. После того как коллаж будет создан каждая группа защищает свою работу публично, отвечает на вопросы и формулирует выводы. 1 группа – «Предписываемые статусы» 2 группа – «Достигаемые статусы» «Коллаж» - набор иллюстраций, наклеенных на основу, отличающихся по цвету, но имеющих одинаковую тематику.

Слайд 13

Всё в твоих руках

Слайд 14

Так может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Что для этого нужно?

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого уро...

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....