Открытый урок по дисциплине "Право"
методическая разработка на тему

Дроботова Валерия Владимировна

Данный урок предназначен для обобщения знаний по теме "Конституционные основы правового статуса человека и гражданина". В нем применяются педтехнологии критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по дисциплине «Право»

Тема урока: Конституционные основы правового статуса человека и гражданина

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Метод урока: закрепление, частично-поисковый

Цель урока:

  • Способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина;

Задачи урока:

  • Закрепить имеющиеся у обучающихся представления о сущности теории прав человека,
  • Продолжить развитие умений работы с текстом документа, умений выделять главное.
  • Использовать предшествующий опыт и знания обучающихся для разрешения проблемной ситуации.
  • Стимулировать обучающихся к расширению, проверке и применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, знаний и компетенций.

Словарь: правовой статус, гарантия, гражданство, права и свободы, обязанности

Оборудование: доска, мультимедийный проектор, персональный компьютер, раздаточный материал,  Конституция РФ.

ХОД УРОКА

– Быть гражданином своей страны – значит знать свои права и обязанности – говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев. А у вас какие ассоциации вызывают слова «Права» и «Обязанности»?

  • Служить в армии
  • Если сломалась купленная вещь, мне обязаны ее заменить
  • Имею право учиться в школе
  • Право на каникулы
  • Право на свободу

– Испокон веков люди пытались обрести свободу. Лучшие умы человечества доказывали, что люди должны быть свободными от рождения, и государство обязано охранять это право. 
– Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства – главная обязанность государственной власти.
– В нашей стране проживает более 142 миллионов человек, каждый из которых обладает правовым статусом.

- Что же такое правовой статус? (Совокупность прав и обязанностей, гарантированных государством)

-  Соответственно, что есть права? И свободы человека?

– Определим конституционные  основы правового статуса человека и гражданина. Итак, это, прежде всего:

  • Гражданство
  • Конституционные принципы правового статуса
  • Основные права и свободы
  • Гарантии прав и свобод
  • Обязанности

– Вспомним определение гражданства (тесная правовая связь человека и государства)
– У вас на парте лежит всем известный
 нормативный акт, который является юридической базой всего нашего законодательства, правильно, это Конституция РФ.  Также на партах лежат схемы. Посмотрите, пожалуйста, схему №1 «Принципы правового статуса». В предоставленном материале вам надо найти подтверждения данных положений и вписать номера статей, и если надо, пунктов. Чтобы это не занимало много времени,  я даю  вам небольшую подсказку, обратите внимание на слайд,  здесь указаны номера статей, которые вы можете воспользоваться.

 (Приложение 1, схема 1)

– Давайте посмотрим, что получилось. Хочу обратить ваше внимание на п.1 ст. 17 Конституции РФ. Как вы понимаете смысл этой статьи? Для чего необходимы гарантии? (для обеспечения правового статуса человека и гражданина). В каких статьях прописаны гарантии? (ст. 35 п. 4, ст. 39, ст. 46, ст. 48)

– Давайте вспомним, какие основные права человека вы знаете?

 (личные, политические, культурные, социально-экономические)
– Я предлагаю вам на примере определить, всегда ли права человека могут соблюдаться? Сейчас мы поработаем 
с текстом документа, который у вас представлен. Можно работать прямо в тексте. Прочтите рассказ. Укажите на все случаи нарушения конституционных прав граждан. Какие из случаев нарушения прав, на ваш взгляд, неизбежны, а какие преступны? Те права, которые, по вашему мнению, неизбежны, подчеркните волнистой линией, те, которые преступны – прямой.

Анализ работы с текстом (Приложение 2)

– Прав не бывает без обязанностей. У вас есть схема 2. Заполните пропущенные элементы кластера.

Анализ работы с кластером. (Приложение 3, схема 2)

– Если мы говорим о правах человека, то прежде всего вспоминаем первейшее и неотъемлемое право человека – право на жизнь – одно из основных гражданских прав человека, принадлежащее ему от рождения.

– Право на жизнь. Но если вспомнить историю человечества, то это череда войн, преступлений. Вспомните фильм «5 элемент» – нежелание Лилу помогать землянам как раз из-за их «кровожадности». Вспомните, как много исторических деятелей, названных великими, являлись полководцами, а значит, вели людей на смерть. Может, право на жизнь – это лишь «заблуждение наивных мечтателей, или же осознанный обман»? Существует ли вообще право на жизнь? Как вы думаете?

– Тогда давайте подойдем к этому вопросу с другой стороны. Вот вам проблемная ситуация:

«В одной из крупных клиник шесть пациентов ожидают операцию по пересадке сердца. От этого зависит (как вы понимаете) их жизнь. 
Вот эти пациенты:

  1. 20-летний прославленный спортсмен, попавший в аварию в нетрезвом состоянии
  2. 5-летняя девочка с замедленным умственным развитием
  3. 62-летняя женщина, мать шестерых взрослых детей
  4. 30-летний священник
  5. 28-летний вьетнамский рабочий, ставший жертвой несчастного случая
  6. 40-летний бывший депутат, предприниматель, хороший семьянин

– Сердце появилось, но только одно. Кому из пациентов его пересадить? Условно: оно подходит всем, в клинику они обратились одновременно». Прошу вас подумать и отдать свой голос за одного из пациентов – того, кого вы предпочтете. Вы имеете право на свободное волеизъявление.

(Анализ голосования)

– Дома я вам предлагаю подумать «Можно ли требовать от человека пожертвовать жизнью во имя чего – либо?» и  «Имеет ли право человек распоряжаться своей жизнью по своему выбору?» И написать эссе на одну из предложенных тем. Это будет вашим домашним заданием.

Итоги урока: выставление оценок

Рефлексия:

Мы с вами вспомнили …..

В начале урока перед нами была поставлена цель – закрепить изученную  ранее информацию о правах, свободах и основах правового статуса человека и гражданина. Как вы думаете мы достигли этой цели? Какие понятие мы повторили и закрепили?  Почему очень важно знать о правах и свободах, которые гарантирует нам государство? Пригодятся ли полученные данные вам в жизни?

Ответьте на вопросы письменно:

- Самое интересное на уроке было…

- Мне понравилось…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого уро...

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....