Открытый урок по дисциплине "Право"
методическая разработка на тему
Данный урок предназначен для обобщения знаний по теме "Конституционные основы правового статуса человека и гражданина". В нем применяются педтехнологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по дисциплине "Право" | 277.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по дисциплине «Право»
Тема урока: Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Метод урока: закрепление, частично-поисковый
Цель урока:
- Способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина;
Задачи урока:
- Закрепить имеющиеся у обучающихся представления о сущности теории прав человека,
- Продолжить развитие умений работы с текстом документа, умений выделять главное.
- Использовать предшествующий опыт и знания обучающихся для разрешения проблемной ситуации.
- Стимулировать обучающихся к расширению, проверке и применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, знаний и компетенций.
Словарь: правовой статус, гарантия, гражданство, права и свободы, обязанности
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, персональный компьютер, раздаточный материал, Конституция РФ.
ХОД УРОКА
– Быть гражданином своей страны – значит знать свои права и обязанности – говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев. А у вас какие ассоциации вызывают слова «Права» и «Обязанности»?
- Служить в армии
- Если сломалась купленная вещь, мне обязаны ее заменить
- Имею право учиться в школе
- Право на каникулы
- Право на свободу
– Испокон веков люди пытались обрести свободу. Лучшие умы человечества доказывали, что люди должны быть свободными от рождения, и государство обязано охранять это право.
– Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства – главная обязанность государственной власти.
– В нашей стране проживает более 142 миллионов человек, каждый из которых обладает правовым статусом.
- Что же такое правовой статус? (Совокупность прав и обязанностей, гарантированных государством)
- Соответственно, что есть права? И свободы человека?
– Определим конституционные основы правового статуса человека и гражданина. Итак, это, прежде всего:
- Гражданство
- Конституционные принципы правового статуса
- Основные права и свободы
- Гарантии прав и свобод
- Обязанности
– Вспомним определение гражданства (тесная правовая связь человека и государства)
– У вас на парте лежит всем известный нормативный акт, который является юридической базой всего нашего законодательства, правильно, это Конституция РФ. Также на партах лежат схемы. Посмотрите, пожалуйста, схему №1 «Принципы правового статуса». В предоставленном материале вам надо найти подтверждения данных положений и вписать номера статей, и если надо, пунктов. Чтобы это не занимало много времени, я даю вам небольшую подсказку, обратите внимание на слайд, здесь указаны номера статей, которые вы можете воспользоваться.
(Приложение 1, схема 1)
– Давайте посмотрим, что получилось. Хочу обратить ваше внимание на п.1 ст. 17 Конституции РФ. Как вы понимаете смысл этой статьи? Для чего необходимы гарантии? (для обеспечения правового статуса человека и гражданина). В каких статьях прописаны гарантии? (ст. 35 п. 4, ст. 39, ст. 46, ст. 48)
– Давайте вспомним, какие основные права человека вы знаете?
(личные, политические, культурные, социально-экономические)
– Я предлагаю вам на примере определить, всегда ли права человека могут соблюдаться? Сейчас мы поработаем с текстом документа, который у вас представлен. Можно работать прямо в тексте. Прочтите рассказ. Укажите на все случаи нарушения конституционных прав граждан. Какие из случаев нарушения прав, на ваш взгляд, неизбежны, а какие преступны? Те права, которые, по вашему мнению, неизбежны, подчеркните волнистой линией, те, которые преступны – прямой.
Анализ работы с текстом (Приложение 2)
– Прав не бывает без обязанностей. У вас есть схема 2. Заполните пропущенные элементы кластера.
Анализ работы с кластером. (Приложение 3, схема 2)
– Если мы говорим о правах человека, то прежде всего вспоминаем первейшее и неотъемлемое право человека – право на жизнь – одно из основных гражданских прав человека, принадлежащее ему от рождения.
– Право на жизнь. Но если вспомнить историю человечества, то это череда войн, преступлений. Вспомните фильм «5 элемент» – нежелание Лилу помогать землянам как раз из-за их «кровожадности». Вспомните, как много исторических деятелей, названных великими, являлись полководцами, а значит, вели людей на смерть. Может, право на жизнь – это лишь «заблуждение наивных мечтателей, или же осознанный обман»? Существует ли вообще право на жизнь? Как вы думаете?
– Тогда давайте подойдем к этому вопросу с другой стороны. Вот вам проблемная ситуация:
«В одной из крупных клиник шесть пациентов ожидают операцию по пересадке сердца. От этого зависит (как вы понимаете) их жизнь.
Вот эти пациенты:
- 20-летний прославленный спортсмен, попавший в аварию в нетрезвом состоянии
- 5-летняя девочка с замедленным умственным развитием
- 62-летняя женщина, мать шестерых взрослых детей
- 30-летний священник
- 28-летний вьетнамский рабочий, ставший жертвой несчастного случая
- 40-летний бывший депутат, предприниматель, хороший семьянин
– Сердце появилось, но только одно. Кому из пациентов его пересадить? Условно: оно подходит всем, в клинику они обратились одновременно». Прошу вас подумать и отдать свой голос за одного из пациентов – того, кого вы предпочтете. Вы имеете право на свободное волеизъявление.
(Анализ голосования)
– Дома я вам предлагаю подумать «Можно ли требовать от человека пожертвовать жизнью во имя чего – либо?» и «Имеет ли право человек распоряжаться своей жизнью по своему выбору?» И написать эссе на одну из предложенных тем. Это будет вашим домашним заданием.
Итоги урока: выставление оценок
Рефлексия:
Мы с вами вспомнили …..
В начале урока перед нами была поставлена цель – закрепить изученную ранее информацию о правах, свободах и основах правового статуса человека и гражданина. Как вы думаете мы достигли этой цели? Какие понятие мы повторили и закрепили? Почему очень важно знать о правах и свободах, которые гарантирует нам государство? Пригодятся ли полученные данные вам в жизни?
Ответьте на вопросы письменно:
- Самое интересное на уроке было…
- Мне понравилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку
Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...
Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)
Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...
ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»
ОТЧЕТо проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...
4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)
4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...
5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)
5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытог...
2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого уро...
Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.
Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....