Как учить в 21 веке
статья на тему
В данной статье рассмотрен вопрос использования информационно-компьютерных технологий на занятиях литературы. Сегодня изменились задачи, стоящие перед преподавателем, - научить студентов управлять потоком информации. Информационные технологии открывают возможность вариативной учебной деятельности, позволяют организовать взаимодействие всех субъектов обучения, способствует построению образовательной системы, где студент - активный деятель, равноправный участник образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сорокина Г. А.
ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»
Как учить в 21 веке
Методика изучения литературы в школе является одной из самых консервативных с точки зрения использования возможностей информационных технологий. Литература - искусство слова, и главным при общении с художественным произведением является его постижение с точки зрения искусства и его законов. Но педагог-предметник уже не может игнорировать тот образовательный потенциал, который дают современные информационные технологии, выводя образовательный процесс на качественно новый уровень. Его задача - научить детей управлять потоком информации. Необходимо учитывать и такой факт, что молодое поколение – это визуалы, т.е. большую часть информации воспринимают зрительно. А эту возможность дают ИКТ.
Информационные технологии открывают возможности вариативной учебной деятельности, позволяют организовывать взаимодействие всех субъектов обучения, способствуют построению образовательной системы, где студент - активный деятель, равноправный участник образовательного процесса.
Цели использования ИКТ: повышение мотивации обучения; развитие познавательной активности учащихся; стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к занятиям.
Эффективность применения информационных технологий на уроках литературы обусловлена разнообразием форм представления информации; высокой наглядностью; возможностью организации индивидуальной или коллективной исследовательской работы; снижением до минимума объема рутинной работы, которая отвлекает от усвоения основного содержания; возможностью организовать оперативный контроль за усвоением материала.
Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?
Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к занятиям по литературе; активизируют познавательную деятельность; развивают творческий потенциал; осовременивают урок. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. И здесь компьютер – главный помощник.
Компьютер можно использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.
При этом компьютер выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды. В функции преподавателя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках: визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал); интерактивный демонстрационный материал (опорные схемы, таблицы, понятия); контроль за умениями, навыками учащихся; самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся; стимулирование познавательной деятельности школьников, интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой; повышение мотивации учения и закрепление интереса к изучаемому предмету.
Современный урок – это урок, демонстрирующий компьютерную грамотность преподавателя и ученика, это урок, позволяющий быстро и мобильно использовать информационные технологии для объяснения или закрепления материала, изучаемого на уроке, это широкая возможность использования информационного поля, это средство общения с огромным количеством информации и систематизация этой информации, это урок, дающий не просто определенный объем знаний, а дающий возможность учиться.
Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно. Вот так и разрешается данная проблема: использовать на уроке литературы (или каком другом уроке) современные компьютерные технологии или нет. Использовать, это необходимо для обучения современного ученика. Умение собирать, обрабатывать и систематизировать, анализировать информацию очень важно в жизни. Этому можно и нужно обучать на разных занятиях, в том числе и на занятиях литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учись учиться"
В помощь первокурсникам...
Реализация программы "Учись учиться" на примере проведения классного часа "Солнечная женщина"
Материал содержит следующую информацию:Программа «Учись учиться». Что она собой представляет? Основной акцент здесь делается на организации самоуправления и преемственности.Роль педагога-к...
Презентация к докладу "Реализация программы "Учись учиться"
Презентация к докладу "Реализация программы "Учись учиться" на примере проведения классного часа "Солнечная женщина"...
Учить учиться
Автор: Грачёва Ольга Николаевна, преподаватель учебной дисциплины Фармакология Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Московский медицинский ко...
Мастер класс «Учить учиться…»
Шагай в ногу со временем...
Учим и учимся с увлечением. Как сделать уроки интересными (из опыта работы)
Статья из опыта работы преподавателя истории и обществознания...
Статья "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других""
В статье "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других" идет речь о форме наставничества "Обучающийся-обучающийся", на что направлена деятельность наста...