Рабочая программа по дисциплине "Обществознание"
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obshchestvoznanie.docx | 52.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАОУ СПО «БРЯНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание»
060000 «Здравоохранение»
2013
Одобрена МК по специальности 060501 «Сестринское дело» 060102 «Акушерское дело» 060301 «Фармация» 060604 «Лабораторная диагностика» Председатель ____________ Славянская Г.И. Председатель ____________ Сахарова В.Н. Председатель ____________ Алексеева С.Н. Председатель ____________ Странадко Р.И. Протокол №_______от_____ 2013 г. | Утверждаю _____________________ Директор ГАОУ СПО «Брянский базовый медицинский колледж» Афанаскина М.С. |
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обшествознанию на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования 060501 51/52 «Сестринское дело»; 060102 51/52 «Акушерское дело»; 060301 51/52 «Фармация»; 060604 51/52 «Лабораторная диагностика».
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования России (16.04.2008 г.).
Автор: Н.А. Мамеко, преподаватель высшей квалификационной категории ГАОУ СПО «Брянский базовый медицинский колледж»
Рецензент: В.П. Дъяконова, методист МОУ ГИМЦ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) обществознание в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении специальностей СПО технического, естественно-научного профилей обществознание изучается как интегрированный базовый учебный предмет (включая экономику и право): в учреждениях СПО – 117 часов; при освоении специальностей гуманитарного профиля в учреждениях СПО – в объеме 117 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний в обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования базового уровня.
В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы в значительной мере определяется рамками учебного времени и целями среднего профессионального образования.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В процессе реализации программы обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
Рекомендуемая литература для обучающихся
Обществознание. 10 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений: базовый уровень/[Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – 7-е изд. – М.:Просвещение, 2011.
Обществознание. 11 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений: базовый уровень/[Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – 7-е изд. – М.:Просвещение, 2011.
Обществознание. 11 класс/О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М.: Национальное образование.2012.
Баранов П.А. Обществознание: ЕГЭ – Учебник/ П.А.Баранов, С.В.Шевченко. – М.: Астрель, 2013.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М.,2010-2013.
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации. М.: Эксмо, 2013.
Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2013.
Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2013
Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2013.
Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2013.
Закон РФ «Об образовании». М.: Норматика, 2013.
Закон РФ «О защите прав потребителей». М.: Эксмо, 2013.
Закон РФ «О гражданстве». М.: Омега-Л, 2013.
Закон РФ «О выборах Президента РФ». М.: Проспект, 2012.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». М.: Норматика, 2013.
Требования к результатам обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен
Знать/понимать
- Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- Особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь
- Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных специальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- Подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- Совершенствования собственной познавательной деятельности;
- Критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- Решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной и гражданской позиции;
- Предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- Осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание учебной дисциплины
Введение
Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.
1.НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.
Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
1.2 Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
2.ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
2.1 Духовная культура личности и общества
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.
Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
2.2 Наука и образование в современном мире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.
2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
3.ЭКОНОМИКА
3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономические семьи
Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
3.3 ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
3.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
4.СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4.1 Социальная роль и стратификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
4.2 Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.
4.3 Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
5.ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
5.1 Политика и власть. Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.
Правовое государство, понятие и признаки.
5.2 Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
6.ПРАВО
6.1 Правовое регулирование общественных отношений
Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
6.2 Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.
Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщика.
6.3 Отрасли российского права
Гражданское право и гражданские правоотношения.
Физические лица. Юридические лица.
Гражданско-правовые переговоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные имущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Защита прав потребителей.
Семейное право и семейные правоотношения.
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое право и трудовые правоотношения.
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное и противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.
6.4 Международное право
Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Перечень лекционных занятий
- Тема: «Введение. Философские представления о социальных качествах человека» - 2 час.
- Тема: «Проблема познаваемости мира. Многообразие мира общения» - 2 час.
- Тема: «Общество как сложная динамичная система» - 2 час.
- Тема: «Многовариантность общественного развития. Особенности современного мира» - 2 час.
- Тема: «Духовная культура личности и общества» - 2 час.
- Тема: «Наука и образование в современном мире» - 2 час.
- Тема: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры» - 2 час.
- Тема: «Социальная структура общества» - 2 час.
- Тема: «Социальные нормы от отклоняющееся поведение» - 2 час.
- Тема: «Социальный конфликт» - 2 час.
- Тема: «Особенности социальной стратификации в современной России» - 2 час.
- Тема: «Этнические общности. Межнациональные отношения» - 2 час.
- Тема: «Семья как малая социальная группа» - 2 час.
- Тема: «Политика и власть» - 2 час.
- Тема: «Государство как политический институт» - 2 час.
- Тема: «Форма государства» - 2 час.
- Тема: «Личность и государство» - 2 час.
- Тема: «Гражданское общество и государство» - 2 час.
- Тема: «Политические партии и движения. Политическая идеология. СМИ» - 2 час.
- Тема: «Экономика как наука и хозяйство» - 2 час.
- Тема: «Рынок» - 2 час.
- Тема: «Роль фирм в экономике» - 2 час.
- Тема: «Роль государства в экономике» - 2 час.
- Тема: «ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица» - 2 час.
- Тема: «Деньги, банки, инфляция. Мировая экономика» - 2 час.
- Тема: «Право в системе социальных норм» - 2 час.
- Тема: «Основные формы права» - 2 час
- Тема: «Конституционное право как отрасль российского права» - 2 час.
- Тема: «Понятие гражданства. Основные конституционные права и обязанности граждан РФ» - 2 час.
- Тема: «Гражданское право и гражданские правоотношения» - 2 час.
- Тема: «Семейное право и семейные правоотношения» - 2 час.
- Тема: «Трудовое право и трудовые правоотношения» - 2 час.
- Тема: «Административное право. Уголовное право» - 2 час.
- Тема: «Международное право» - 2 час.
Перечень семинарских занятий
- Тема: «Введение. Философские представления о социальных качествах человека» - 2 час.
- Тема: «Проблема познаваемости мира. Многообразие мира общения» - 2 час.
- Тема: «Общество как сложная система» - 2 час.
- Тема: «Духовная культура личности и общества. Наука и образование в современном мире» - 2 час.
- Тема: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры» - 2 час.
- Тема: «Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение» - 2 час.
- Тема: «Социальный конфликт. Социальная стратификация современной России» - 2 час.
- Тема: «Важнейшие социальные общности и группы» - 2 час.
- Тема: «Политика и власть. Государство как политический институт» - 2 час.
- Тема: «Формы государства. Личность и государство» - 2 час.
- Тема: «Участники политического процесса» - 2 час.
- Тема: «Экономика как наука и хозяйство» - 2 час.
- Тема: «Роль фирм и государства в экономике» - 2 час.
- Тема: «ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица» - 2 час.
- Тема: «Деньги, банки, инфляция. Мировая экономика» - 2 час.
- Тема: «Правовое регулирование общественных отношений» - 2 час.
- Тема: «Основы конституционного права РФ» - 2 час.
- Тема: «Гражданское право и семейное право» - 2 час.
- Тема: «Трудовое право и трудовые правоотношения» - 2 час.
- Тема: «Административное право. Уголовное право» - 2 час.
- Тема: «Международное право» - 2 час.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | |||||
Наименование разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка (час.) | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа обучающихся | ||
Всего | Теория | ||||
Лек. | Сем. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение | 1 | 1 | 1 | ||
1.Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 28,5 | 18 | 12 | 6 | |
1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества | 16.5 | 10 | 6 | 4 | |
Философские представления о социальных качествах человека | 3 | 2 | 2 | С помощью учебника «Обществознание» 10 класс, стр.29-30 заполнить таблицу «Философы о смысле жизни» | |
Введение. Философские представления о социальных качествах человека | 4 | 2 | 2 | 1.Изучить материал учебника 10 класса § 3, 5, 7, стр.67-72. 2. Вспомнить, воспроизвести материал лекций № 1,2. 3. Найти в справочной литературе определение общенаучных методов познания. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Проблема познаваемости мира | 3 | 2 | 2 | С помощью материала учебника 10 класса §7 стр.72-79 заполнить таблицу «Понимание свободы и ответственности в разные исторические эпохи» | |
Многообразие мира общения | 2,5 | 2 | 2 | Ответить на тест «Умеете ли Вы общаться?» | |
Проблема познаваемости мира. Многообразие мира общения | 4 | 2 | 2 |
| |
1.2 Общество как сложная система | 12 | 8 | 6 | 2 | |
Общество как сложная динамичная система | 2 | 2 | 2 | 1.Изучить материал учебника 10 класса §1, 2. 2. Письменно ответить на вопросы № 1,2 к документу в учебнике на стр.16-17 | |
Многовариантность общественного развития | 3 | 2 | 2 | Подобрать материал о противоречивости общественного прогресса | |
Особенности современного мира | 3 | 2 | 2 | Подготовить доклады или презентации о глобальных проблемах человечества | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Общество как сложная система | 4 | 2 | 2 | Воспроизвести материал лекций № 2, 5, 6, 7. Подобрать материал о противоречивых последствиях глобализации | |
2.Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 14 | 10 | 6 | 4 | |
2.1 Духовная культура личности и общества | 3 | 2 | 2 | Подобрать материал о молодежной субкультуре. Изучить материал §8 учебника «Обществознание» для 10 класса | |
2.2 Наука и образование в современном мире | 2 | 2 | 2 | Изучить материал §9 учебника «Обществознание» для 10 класса | |
Духовная культура личности и общества. Наука и образование в современном мире | 3 | 2 | 2 |
| |
2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | 6 | 4 | 2 | 2 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3.Социальные отношения | 24 | 18 | 12 | 6 | |
3.1 Социальная роль и стратификация | 2 | 2 | 2 | ||
Социальная структура общества | 2 | 2 | 2 | ||
3.2 Социальные нормы и конфликты | 8 | 6 | 4 | 2 | |
Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 | 2 | 2 | ||
Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | 3 | 2 | 2 | 1.Выучить по учебнику 10 класса §14, 16. 2. Воспроизвести содержание лекций № 19, 20 3.Письменно выполнить задание № 2 на стр.182 учебника | |
3.3 Важнейшие социальные общности и группы 1 | 14 2 | 10 3 | 6 4 | 4 5 | 6 |
Особенности социальной стратификации в современной России | 3 | 2 | 2 | Выучить по учебнику 10 класса материал § 19 | |
Социальный конфликт. Социальная стратификация современной России | 3 | 2 | 2 | Повторить по учебнику §15 стр. 162-166, §19. Воспроизвести лекции № 21, 22. Подготовить сообщение о молодежной политике в РФ. | |
Этнические общности. Межнациональные отношения | 3 | 2 | 2 | Изучить по учебнику содержание §17. Письменно ответить на вопрос № 1 к документу на стр.194 учебника | |
Семья как малая социальная группа | 2 | 2 | 2 | Изучить содержание § 18 по учебнику. Ответить письменно на вопрос № 1 к документу на стр. 194 учебника | |
Важнейшие социальные общности и группы | 3 | 2 | 2 | Повторить по учебнику 10 класса §17, 18. Воспроизвести содержание лекций № 23, 24. Сравнить статистические данные о продолжительности жизни мужчин и женщин, уровне смертности и рождаемости в Брянской области и в России. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4.Политика как общественное явление
Политика и власть Государство как политический институт Политика и власть. Государство как политический институт Формы государства
Личность и государство Формы государства. Личность и государство Гражданское общество и государство Политические партии и движения. Политическая идеология СМИ Участники политического процесса
| 27 12 3 3 3 3 15 3 3 3 3 3 | 18 8 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 | 12 6 2 2 2 6 2 2 2 2 | 6 2 2 4 2 | Изучить по учебнику 10 класса материал §20, 21 Сделать сравнительный анализ теорий происхождения государства 1.Повторить материал учебника § 20, 21 2.Вопроизвести материал лекций № 25, 26 3.С помощью СМИ найти информацию о межгосударственной интеграции Изучить по учебнику 10 класса материал § 21, стр.234-237, § 22 стр.241-244 Ознакомиться с материалом § 24 стр.262-268 учебника 10 класса. Найти информацию об экстремистских формах политического участия. 1.Повторить материал учебника § 21 стр.234-237, § 22 стр.241-244, § 24 стр.262-268 2.Воспроизвести материал лекций № 27,28 3.Ответить письменно на вопросы № 1, 3 к документу на стр.240 Ознакомиться с материалом учебника § 22 стр.246-249, § 23 стр.252-256 Изучить по учебнику § 20 стр.222-224, § 22 стр. 248-249. Подготовить сообщения о современных российских политических партиях Повторить по учебнику §20 стр.222-224, §22 стр.246-249, §23 стр.252-256. Воспроизвести материал лекций № 29, 30. Ответить устно на вопросы № 1, 2 к документу на стр.260-261 учебника 10 класса |
6.Право | 45 | 30 | 18 | 12 | |
6.1 Правовое регулирование общественных отношений | 9 | 6 | 4 | 2 | |
Право в системе социальных норм | 3 | 2 | 2 | Изучить по учебнику 10 класса § 25. Ответить письменно на вопросы № 5, 6 к документу на стр.282 | |
Основные нормы права | 3 | 2 | 2 | Изучить материал § 26 учебника 10 класса. Ответить письменно на вопрос № 2 к документу на стр.294 | |
Правовое регулирование общественных отношений | 3 | 2 | 2 | Повторить по учебнику § 25, 26, изучить § 27. Воспроизвести материал лекций 31, 32. Выполнить задание № 4 на стр. 305 учебника. | |
6.2 Основы конституционного права Российской Федерации | 9 | 6 | 4 | 2 | |
Конституционное право как отрасль российского права | 3 | 2 | 2 | Изучить по учебнику 10 класса § 29 стр.306-307 | |
Понятие гражданства. Основные конституционные права и обязанности граждан РФ 1 | 3 2 | 2 3 | 2 4 | 5 | Изучить по учебнику 11 класса § 20, 21 6 |
Основы конституционного права РФ | 3 | 2 | 2 | Повторить по учебнику 10 класса § 28 стр.306-307, по учебнику 11 класса § 20, 21. Воспроизвести материал лекций № 33, 34. Выполнить задания № 1, 2 на стр.234-235 учебника 11 класса | |
6.3 Отрасли российского права | 27 | 18 | 10 | 8 | |
Гражданское право и гражданские правоотношения | 3 | 2 | 2 | Изучить § 22 учебника 11 класса. Выполнить задание № 1 в учебнике на стр.258 | |
Семейное право и семейные правоотношения | 3 | 2 | 2 | Изучить § 23 учебника 11 класса. Выполнить задания № 1, 2 на стр.270. | |
Гражданское право и семейное право | 3 | 2 | 2 | Повторить материал учебника § 22, 23. Воспроизвести лекции № 35, 36. Ответить на вопросы к документу на стр.258 учебника 11 класса. | |
Трудовое право и трудовые правоотношения | 3 | 2 | 2 | Выучить по учебнику 11 класса § 24. Выполнить задание № 1 на стр.283. | |
Трудовое право и трудовые правоотношения | 3 | 2 | 2 | Повторить § 24. Воспроизвести материал лекции № 37. Выяснить, чем отличаются понятия «занятый», «незанятый», «безработный». Составить кроссворды. | |
Административное право. Уголовное право 1 | 3 2 | 2 3 | 2 4 | 5 | Ознакомиться с содержанием § 28 учебника 10 класса, стр.307-309, стр.313-315. 6 |
Административное право. Уголовное право | 3 | 2 | 2 | Повторить материал §28. Воспроизвести содержание лекции № 38. Составить ситуационные задачи. | |
Международное право | 3 | 2 | 2 | Изучить §28 учебника 11 класса. Подготовиться к рубежному тестовому контролю. | |
Международное право | 3 | 2 | 2 | Повторить §28. Воспроизвести содержание лекции № 39. Подготовиться к аттестации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...