Фонд оценочных средств по учебной дисциплине "Семейное право" для специальности 40.02.04 «Юриспруденция»
методическая разработка

Чигирева Людмила Александровна

  Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины  «Семейное  право».

ФОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине.

Результатом освоения учебной дисциплины являются приобретённые умения и знания, а также сформированность элементов  общих  компетенций.

Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачёт.

            Фонд контрольно-оценочных средств  разработан на основании: 

            1. ФГОС СПО по специальности: 40.02.04 «Юриспруденция».

            2. Рабочей программы  учебной дисциплины  «Семейное право».

            3. Учебного плана по специальности  40.02.04 «Юриспруденция».

            4. Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

            5. Шаблона фонда оценочных средств учебной дисциплины.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fos_po_sem._pravu_40.02.04.docx62.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Хакасия

«Хакасский политехнический колледж»

                                                        

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине

                                   ОП.07.   Семейное право

основной образовательной программы

по специальности  40.02.04 «Юриспруденция»

                                                          2 курс

                                                          Абакан, 2025 г.


Разработчик:         

ГБПОУ РХ  ХПК                      преподаватель             Чигирева Людмила Александровна             

 (место работы)                                     (должность)                                     (ФИО)

   

Одобрено на заседании П(Ц)К комиссии

юридических дисциплин и специальностей 40.02.01, 40.02.04

Протокол № ___ от «___» ___________ 2025 г.

Председатель П(Ц)К ____________________  ___А.Н. Радаева____

                                                                   (Подпись )                                           (Расшифровка подписи )

                                                Содержание

Паспорт фонда оценочных средств        3

Общие положения        4

1.        Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке        5

1.1.        «Уметь – знать»        5

1.2.        Показатели сформированности общих компетенций        6

2.        Формы текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине        8

3.        Оценка освоения курса учебной дисциплины        9

3.1.        Общие положения        10

3.2.        Типовые задания для оценки освоения УД        10

4. Оценочные материалы для промежуточной аттестации………………..  ………………30                      

        


                                Паспорт фонда контрольно – оценочных средств

Общие положения

Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины  «Семейное  право».

ФОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине.

Результатом освоения учебной дисциплины являются приобретённые умения и знания, а также сформированность элементов  общих  компетенций.

Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачёт.

            Фонд контрольно-оценочных средств  разработан на основании:  

            1. ФГОС СПО по специальности: 40.02.04 «Юриспруденция».

            2. Рабочей программы  учебной дисциплины  «Семейное право».

            3. Учебного плана по специальности  40.02.04 «Юриспруденция».

            4. Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

            5. Шаблона фонда оценочных средств учебной дисциплины.

  1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

              1.1 «Уметь – знать»

    В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:

        уметь:

У1 применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;

У2 составлять брачный договор и алиментное соглашение;

У3 оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;

У4 анализировать и решать юридические проблемы  в сфере семейно-правовых отношений.

      знать:            

      З1 Основные понятия и источники семейного права;

      З2 Содержание основных институтов семейного права.

         В результате контроля и оценки по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка перечисленных умений, знаний и уровня сформированности общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

          1.2 Показатели сформированности общих компетенций

Общие компетенции

Показатели оценки результата

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Способность:

- понимать задачу, поставленную преподавателем и самостоятельно определять способы выполнения, применительно к ситуации;

- оценивать свою деятельность.

ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Способность:

- самостоятельно находить источник информации по заданному вопросу;

- извлекать информацию из одного или нескольких источников;

- систематизировать информацию в рамках самостоятельно избранной структуры.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Способность:

- работать в группе, коллективе ради достижения цели;

- разрабатывать и дополнять идеи других;

- принимать решение, обосновывать его.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Способность:

- грамотно формулировать мысли, обосновывать свою точку зрения;

- аргументировать позицию;

- составлять процессуальные документы юридического характера;

- соблюдать этику поведения.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Способность:

- проявлять патриотическое поведение и нетерпимость к коррупционному поведению при решении профессиональных задач;

- демонстрировать поведение с учетом общечеловеческих ценностей.

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Способность:

- интерпретировать юридическую информацию на русском и иностранном языке.

  1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине

Разделы и темы учебной дисциплины

Форма текущего контроля и промежуточной аттестации

Раздел 1. Общие положения семейного права

Самостоятельная работа - составление конспекта-схемы «Принципы семейного права»

Раздел 2 Основные институты семейного права

Практическая работа №1 Заключение брака

Практическая работа №2 Прекращение брака

Практическая работа №3 Составление брачного договора

Практическое занятие. Составление алиментного соглашения

Практическая работа №4 Усыновление (удочерение) детей

Зачетное занятие по теме «Брак»

Контрольная работа

Учебная дисциплина (в целом)

Дифференцированный зачет

                  3. Оценка освоения курса учебной дисциплины

  1. Общие положения

Основной целью оценки освоения  курса учебной дисциплины является оценка умений и знаний посредством текущего контроля знаний и промежуточной аттестации.

Оценка освоения курса УД осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля:   практических работ, самостоятельной работы, зачета по теме, контрольной работы.

          3.2 Типовые задания для оценки освоения УД

                         3.2.1 Типовые задания для оценки освоения  Раздела №1

Задание:  Самостоятельная работа Составление конспекта-схемы «Принципы семейного права»

       Проверяемые результаты обучения: У1, З1.

      Текст  задания:

  1. Используя статью 1 Семейного кодекса РФ, выделите принципы семейного права.
  2. Найти в Семейном кодексе  правовые нормы соответствующие данным принципам и записать в конспект-схему.

       Критерии оценки:

      Оценка «5» - самостоятельная работа выполнена полностью.

      Оценка «4» - самостоятельная работа выполнена с недочётами.

      Оценка «3» - самостоятельная работа выполнена не полностью, не в полном объеме представлены нормы, соответствующие принципам.

     Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину либо не выполнена.

                          3.2.2 Типовые задания для оценки освоения  Раздела №2

                              Задание 1: Практическая работа № 1 Заключение брака

          Проверяемые результаты обучения: У1, У4, З1, З2.

         Текст  задания:

                                                       Вариант 1

 1. Решите задачи:

1)   Иванов и Макарова, оба 2005 года рождения решили зарегистрировать брак. Однако в ЗАГСе в приеме заявления им было отказано по той причине, что не представлена справка об отсутствии у вступающих в брак ВИЧ-инфекции.

          Правомерны ли действия работников ЗАГСа? При ответе сошлитесь на СК РФ.

2)   Калинина и Петров вступили в фактические брачные отношения.  Эти отношения продолжались 6 месяцев, когда Калининой поставили неизлечимый диагноз. Петров настоял на том, чтобы их фактические брачные отношения были узаконены в органах ЗАГСа. В это время Петрову было 18 лет, а Калининой 17 лет. Петров обратился в соответствующий орган с просьбой  разрешить брак с Калининой. Он указал, что просьба вызвана неизлечимой болезнью Калининой и тем, что они пребывают в фактическом браке более 6 месяцев. Однако этот орган отказал Петрову, посчитав мотивы недостаточно уважительными.  

         Куда обратился Петров с просьбой о снижении брачного возраста?   Есть ли основания для отказа в просьбе Петрова?

3) Иванов решил вступить в брак с Нестеровой, которая по отцу являлась его сестрой. Мать Нестеровой не состояла в браке с отцом Иванова, но при рождении Нестерова  была признана дочерью отца Иванова, т.е. было установлено отцовство, о чем была произведена актовая запись в книге регистрации рождений.

         Возможно ли заключение брака между Ивановым  и Калининой?

4)   В орган загса обратились  Степанов и   Быстрова  с заявлением о заключении брака между ними. Они просили зарегистрировать брак на следующий день после подачи заявления, так как Степанов  является курсантом выпускного курса военного училища и вскоре будет направлен к отдаленному месту своей службы. Туда же вместе с ним собирается и его будущая жена. Указанное  обстоятельство было  подтверждено соответствующим документом.

         Как должен поступить орган загса, какими правовыми нормами следует при этом руководствоваться? Какие причины могут быть признаны уважительными для срока регистрации брака, предусмотренного ст. 11 СК? Имеется   в законе перечень этих причин?

                                                                 Вариант 2

1. Решите задачи:

1) Смирнов решил вступить в брак с Волошиной, которая по отцу являлась его сестрой, Мать Волошиной не состояла в браке с отцом Смирнова, но при рождении Волошиной она была признана дочерью отца Смирнова, т.е. было установлено отцовство, о чем была произведена актовая запись в книге регистрации рождений.

          Возможно ли заключение брака между Смирновым и Волошиной?

2)  Рогозина до замужества перенесла тяжелую операцию и по заключению врачей не могла иметь детей. Вступая в брак с Кисловым, она этот факт от него скрыла. О прохождении медицинского обследования перед регистрацией брака Кислов и Рогозина не договаривались.   Кислов очень хотел иметь детей, узнал о болезни жены через несколько месяцев после регистрации брака. Кислов решил написать жалобу в вышестоящий ЗАГС на отдел ЗАГСа, который, по его мнению, не выполнил своей обязанности – не выяснил, каково состояние здоровья Рогозиной.

        Прокомментируйте ситуацию. Предусмотрена ли в законе обязанность органов ЗАГСа проверять состояние здоровья лиц, вступающих в брак.

3)   В один из органов загса г. Рязани обратились с заявлением о вступлении в брак Денисов и Карпова, указав, что фактически они проживают одной семьей в течение трех лет и имеют общего ребенка.  Орган ЗАГСа принял заявление и через две недели зарегистрировал брак между Денисовым и  Карповой. При государственной регистрации заключения брака Денисов изменил свою фамилию на фамилию жены.  

        Вправе ли был орган загса зарегистрировать брак между Денисовым и Карповой через две недели? Правомерно ли была изменена фамилия Денисовым.

4)  Стариков и  Бокова подали в орган ЗАГСа заявление о   вступлении в брак. Через несколько дней к заведующей отделом загса обратилась гражданка Мишина. Она просила ни в коем случае не регистрировать брак Старикова с Боковой, поскольку она, Мишина, уже несколько лет живет в гражданском браке вместе со Стариковым. У них дружная семья, есть общая трехлетняя дочь, хотя их брак и не зарегистрирован. Стариков установил отцовство в отношении дочери.

         Какие разъяснения должен дать заведующий отделом загса Мишиной? Вправе ли орган  ЗАГСа отказать Старикову и Боковой в государственной регистрации заключения брака?

       Критерии оценки:

   Оценка «5» - практическая  работа выполнена полностью, верно выполнены все задания.

   Оценка «4» - практическая работа  выполнена с недочётами

   Оценка «3» - практическая работа выполнена не полностью либо работа выполнена с ошибками

   Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину либо не выполнена.

 Задание 2: Практическая работа № 2   Прекращение брачных правоотношений

    Проверяемые результаты обучения: У1, У4, З1, З2.

   Текст  задания:                            

                                             Вариант 1                            

                                                                     

        Решить задачи:

1)  Супруги Гончаренко обратились в орган загса с заявлением о расторжении брака. Заведующий органом ЗАГСа отказался удовлетворить их требование и предложил обратиться в суд, так как Гончаренко имели усыновленного ребенка в возрасте 8 лет. Однако судья также отказал в приеме заявления и предложил Гончаренко вновь обратиться в орган загса.

         Кто прав в этой ситуации и почему?

 2) Гражданин Коренев подал в суд заявление о расторжении брака с гражданкой Ипатовой, указав, что через месяц после вступления в брак их супружеские отношения фактически прекратились. Ипатова родила сына, которому сейчас 3 месяца. Судья, выяснив, что Ипатова на расторжение брака не согласна, отказал Кореневу в приеме искового заявления и предложил вновь обратиться через 10 месяцев.

        Правильно ли поступил судья? При ответе сошлитесь на СК РФ.

3)   Антонова обратилась в орган загса с заявлением о расторжении брака с Никифоровым. В заявлении Антонова указала, что ее муж является предпринимателем, хорошо зарабатывает. Деньги в доме есть. Но, несмотря на достаток в доме, жизни у нее нет. Никифоров категорически против того, чтобы она работала вне дома. По профессии она историк и очень хочет трудиться в этой области. Однако муж ей в этом препятствует, детей у них нет. Никифоров не возражает против расторжения брака. Но отказывается под предлогом занятости пойти с ней вместе в орган ЗАГСа для подачи совместного заявления о расторжении брака.

        Куда следует обратиться Антоновой с заявлением о расторжении брака?

4)     В орган загса обратилась Славина с заявлением о расторжении брака с Славиным, осужденным за преступление к лишению свободы на 4 года. Славин из мест отбывания наказания прислал в орган загса заявление. В котором просил не оформлять расторжение брака, так как он желает одновременно с разводом разделить совместное имущество.

        Подлежит ли удовлетворению заявление Славиной в орган загса о разводе? Какой орган осуществляет раздел совместно нажитого имущества?

5)    Антонова предъявила иск  к Антонову о расторжении брака. Одновременно она просила взыскать алименты на содержание четырехмесячного ребенка и на свое содержание, так как она не работает и занята уходом за ребенком.

          Вправе ли суд возбудить производство о расторжении брака по   заявлению жены во время ее беременности и  в течение года  со дня рождения  ребенка? Имеет ли право на алименты бывшая    жена, занятая уходом за ребенком?

                                                                    Вариант 2

Решить задачи:

1)   В орган загса обратились с заявлением о расторжении брака супруги Вакуленко, имеющие совершеннолетних детей. Совместно нажитое имущество ими было разделено по взаимному согласию. Однако в органе загса супругам в регистрации развода было отказано, так как по мнению работников органа ЗАГСа, они не представили достаточно веских доказательств невозможности сохранения семьи.

           Вправе ли был орган загса отказать супругам в расторжении брака?

2)   Супруги Мартыновы, не имеющие несовершеннолетних детей, по взаимному согласию подали заявление в орган загса о расторжении брака

        Орган загса принял заявление и назначил в соответствии со ст. 19 СК месячный срок для оформления расторжения брака. До истечения месячного срока Мартынова подала дополнительное заявление, указав, что Мартынов нарушил достигнутое ими соглашение о разделе имущества, и просила одновременно с регистрацией развода решить вопрос о разделе имущества.

         Вправе ли орган загса одновременно с оформлением развода разрешать имущественные споры супругов? Какое решение должно быть принято органом загса по заявлению Мартыновых?

3)    Гражданин Коренев подал в суд заявление о расторжении брака с гражданкой Ипатовой, указав, что через месяц после вступления в брак их супружеские отношения фактически прекратились. Ипатова родила сына, которому сейчас3 месяца.  Судья, выяснив, что Ипатова на расторжение брака не согласна, отказал Кореневу в приеме искового заявления и предложил вновь обратиться через 10 месяцев.

         Правильно ли поступил судья? При ответе сошлитесь на СК РФ.

4)     В орган загса обратилась Зайцева с заявлением о расторжении брака с Зайцевым, осужденным за преступление к лишению свободы на 5 лет. Зайцев из мест отбывания наказания прислал в орган ЗАГСа заявление, в котором просил не оформлять расторжение брака, так как он желает одновременно с разводом разделить совместное имущество.

        Подлежит ли удовлетворению заявление Зайцевой в орган ЗАГСа о разводе? Какой орган осуществляет раздел совместно нажитого имущества?               

           

           Критерии оценки:

          Оценка «5» - практическая  работа выполнена полностью, верно выполнены все задания.

          Оценка «4» - практическая работа  выполнена с недочётами.

          Оценка «3» - практическая работа выполнена не полностью либо работа выполнена с ошибками

          Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину либо не выполнена.

Задание 3: Практическая работа №3 Составление брачного договора

    Проверяемые результаты обучения: У1, У2, У3, У4, З1, З2.

   Текст  задания:

                         

  1.Решить задачи:

   Задача 1

       Нижниковы расторгли брак. В соответствии с заключенным брачным договором Нижников был обязан содержать жену в течение 5 лет после расторжения брака, предоставляя ей средства на содержание в размере 5000 рублей ежемесячно. По истечении двух лет после расторжения брака Нижников вынужден был уйти с высокооплачиваемой должности. Кроме того, в результате дорожно-транспортного происшествия, виновником которого он оказался, на него была возложена гражданско-правовая ответственность по возмещению причиненного им материального вреда, а также вреда, причиненного здоровью потерпевшего. Сам Нижников в результате аварии стал инвалидом III группы. Будучи не в состоянии предоставлять бывшей жене содержание в том же размере, он известил ее о том, что больше не сможет выплачивать ей деньги. К письму он приложил справку ВТЭК и решение суда о возмещении причиненного им вреда.

     1. Могло ли быть включено в брачный договор условие о содержании одним супругом своего бывшего трудоспособного супруга, не являющегося нуждающимся? Укажите соответствующие нормы СК РФ.

     2. Как следует поступить Нижникову в данной ситуации? Ответ аргументируйте со ссылкой на закон.

Задача 2

         Супруги Михины решили заключить брачный договор, в котором хотели определить свои отношения следующим образом. Все вопросы семейной жизни будут решаться по соглашению, на основе взаимоуважения, взаимной терпимости, с учетом мнения родителей жены и мужа по наиболее важным вопросам семейной жизни (например, рождение ребенка и форма его воспитания). Муж обязуется поступить на заочное отделение факультета журналистики МГУ и, окончив его, найти престижную работу. Жена обязуется никогда не курить и не пить спиртного, отказаться от работы в казино, где она работала до заключения брака. Она также обязуется поступать на работу только с согласия мужа и только в ту организацию, которую сочтут возможной для ее работы муж и его родители.     Супруги обязуются проживать всегда совместно в одной квартире в Москве. Кроме того, они принимают на себя обязанность ежемесячно, независимо от источников поступления средств, вносить на лицевой счет в Сбербанк на имя Михина А.П. вклад в сумме не менее 5000 руб. с целью накопления нужной суммы для приобретения в собственность квартиры.     Имущество, которое принадлежало каждому из супругов до заключения брака, остается их раздельной собственностью. Все приобретенное в браке имущество устанавливается общая долевая собственность с определением долей каждого из супругов в размере 1/2.

        Все ли условия, предложенные супругами, могут быть включены в брачный договор?

2.Задание

 Составьте проект брачного договора

      Критерии оценки:

          Оценка «5» - практическая  работа выполнена полностью, верно выполнены все задания, верно составлен брачный договор

          Оценка «4» - практическая работа  выполнена с недочётами, имеются ошибки в составлении брачного договора

         Оценка «3» - практическая работа выполнена не полностью либо работа выполнена с ошибками

          Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину либо не выполнена.

                  Задание 4: Практическое занятие.  Составление алиментного соглашения

    Проверяемые результаты обучения: У1, У2, У3, У4,  З2.

   Текст  задания:

                         

Задания для практической работы:

         1. Решить задачи:

1) Соколов по решению суда выплачивал алименты в размере ¼ заработной платы ежемесячно на содержание сына до совершеннолетия последнего. В связи с тяжелой болезнью сын был помещен в больницу, где находился в течение 6 месяцев. Мать мальчика обратилась в суд с просьбой о дополнительном взыскании с Соколова 15 тыс. рублей, поскольку сын нуждается в усиленном питании, специальном уходе. Кроме того, для него необходимо приобрести путевку в санаторий для продолжения лечения. Соглашение об участии Соколова в дополнительных расходах на сына заключено не было.

         Могут ли быть привлечены к участию в дополнительных расходах на детей родители, уже уплачивающие на них алименты? В каких случаях? Подлежит ли удовлетворению требование истицы? Как будет определен судом размер участия Соколова в дополнительных расходах на сына?

2)   Маркин предъявил иск к Маркиной (бывшей жене) о снижении размера алиментов, указав, что решением суда с него взыскивается на содержание жены по 20 тыс. руб. в месяц, но в настоящее время его материальное положение ухудшилось в связи с выходом на пенсию по возрасту. Одновременно Маркин просил учесть суд, что ответчица имеет взрослого сына, который обязан оказывать материальную помощь своей матери.

          Правомерно ли требование Маркина о снижении размера алиментов? Обязан ли сын оказывать материальную помощь матери?

3)   Григорьев оставил свою жену Васильеву и двоих детей (брак не расторгнут), отказавшись платить алименты на их содержание. На протяжении двух лет Васильева пыталась установить место жительства Григорьева, чтобы через суд заставить его выполнять обязанность по содержанию детей. Как только ей удалось узнать адрес Григорьева, она обратилась с иском в суд о взыскании алиментов на двоих несовершеннолетних детей в возрасте 7 и 5 лет.

        Григорьев иска не признал. Он заявил в суде, что старшего ребенка (сына) не признает своим, так как три года назад узнал, что ребенок не его, хотя он и записан в органе ЗАГСа отцом. Кроме того, ответчик сообщил, что состоит в данный момент в браке с Петровой и имеет от нее ребенка, возраст которого 1 год, содержит ребенка и жену. Васильева просила признать брак Григорьева и Петровой недействительным и таким образом освободить Григорьева от обязанности содержать ребенка, рожденного в недействительном браке, и нетрудоспособную супругу Петрову и требовала взыскания алиментов на своих детей без уменьшения причитающихся им долей.

           Как должен быть разрешен спор судом? Правомерны ли требования Васильевой в части признания брака недействительным? Если брак будет признан недействительным, обязан ли Григорьев платить алименты на ребенка Васильевой и на содержание самой Васильевой?

     2. Составить алиментное соглашение по форме.            

                                                                           Вариант 2

 1. Решить задачи:

1) М.А. Сергеева обратилась в суд с иском о взыскании алиментов с ее отца А.И. Сергеева в размере ¼  его заработной платы ежемесячно. В обоснование иска она сослалась на то, что ей исполнилось 18 лет, поэтому взыскание алиментов по решению суда автоматически прекращено. Между тем по решению медико-социальной экспертизы она признана инвалидом 2 группы и ей назначена пенсия в размере 15 тыс. руб., которая не обеспечивает возможности нормально существовать. Ответчик иск не признал, заявив, что у него самого зарплата не очень большая и он добросовестно платил алименты до достижения дочерью 18 лет.

         Суд решил взыскать с Сергеева в пользу его совершеннолетней дочери алименты в размере 15 тыс. рублей ежемесячно.

         Наличие каких оснований позволило суду взыскать алименты с Сергеева? Почему взыскание алиментов произведено в твердой денежной сумме, а не в долевом исчислении к заработку ответчика? Как долго будут взыскиваться алименты с Сергеева на совершеннолетнюю дочь?

2)  Ефремова обратилась в суд с иском к Ефремову о расторжении  брака и взыскании алиментов на содержание ребенка. Кроме того, Ефремова просила суд взыскать с ответчика средства на ее содержание в размере 1/6 части заработка Ефремова до достижения ребенком возраста 3 лет. Соглашение об уплате алиментов между сторонами не достигнуто.

          Какое решение должен вынести суд по иску Ефремовой? В какой форме взыскиваются алименты на содержание бывшего супруга?

3)   Григорьев оставил свою жену Васильеву и двоих детей (брак не расторгнут), отказавшись платить алименты на их содержание. На протяжении двух лет Васильева пыталась установить место жительства Григорьева, чтобы через суд заставить его выполнять обязанность по содержанию детей. Как только ей удалось узнать адрес Григорьева, она обратилась с иском в суд о взыскании алиментов на двоих несовершеннолетних детей в возрасте 7 и 5 лет.

        Григорьев иска не признал. Он заявил в суде, что старшего ребенка (сына) не признает своим, так как три года назад узнал, что ребенок не его, хотя он и записан в органе ЗАГСа отцом. Кроме того, ответчик сообщил, что состоит в данный момент в браке с Петровой и имеет от нее ребенка, возраст которого 1 год, содержит ребенка и жену. Васильева просила признать брак Григорьева и Петровой недействительным и таким образом освободить Григорьева от обязанности содержать ребенка, рожденного в недействительном браке, и нетрудоспособную супругу Петрову и требовала взыскания алиментов на своих детей без уменьшения причитающихся им долей.

           Как должен быть разрешен спор судом? Правомерны ли требования Васильевой в части признания брака недействительным? Если брак будет признан недействительным, обязан ли Григорьев платить алименты на ребенка Васильевой и на содержание самой Васильевой?

     2. Составить алиментное соглашение по форме.            

     Критерии оценки:

 Оценка «5» - практическая  работа выполнена полностью, верно выполнены все задания, верно составлено алиментное соглашение.

 Оценка «4» - практическая работа  выполнена с недочётами, имеются ошибки в составлении алиментного соглашения

 Оценка «3» - практическая работа выполнена не полностью либо работа выполнена с ошибками,  Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину либо не выполнена, не составлено алиментное соглашение.

                      Задание 5: Практическая работа №4 Усыновление (удочерение) детей

     Проверяемые результаты обучения: У1, У3, У4,  З2.

    Текст  задания:

                         

      Задания для практической работы:

                                                                    Вариант 1

     Решить задачи:   

1)  После смерти родителей несовершеннолетнего Олега Дубовикова его родственниками обсуждался вопрос о дальнейшем воспитании мальчика. При этом большинством родственников было высказано мнение, что самым приемлемым будет усыновление его дядей С.В. Волчковым (родным братом матери мальчика), как наиболее близким родственником. Однако Волчков пояснил родственникам, что не может усыновить ребенка, так как против этого возражает его жена, а он не решается пойти с ней на конфликт. Тогда бабушка мальчика – Н.А. Дубовикова (мать отца), посчитав доводы Волчкова неубедительными, сама подала в суд заявление об установлении усыновления Олега Волчковым.

        Оцените ситуацию с точки зрения закона. Какой порядок усыновления ребенка, кто подает в суд заявление об усыновлении?

2)  Кольцова после смерти родной сестры взяла к себе ее 2-летнюю дочь Таню. Отец девочки не возражал против этого. Когда Тане исполнилось 5 лет, Кольцова обратилась в Московский комитет образования за советом. Она очень привязалась к девочке и та зовет ее мамой. Отец Тани все это время никакого внимания дочери не уделял, материально не помогал, уехал в другой город и женился. У Кольцовой есть муж, с которым она состоит в зарегистрированном браке, но совместно они не проживают уже более 4 лет. Кольцова спрашивала, сможет ли она удочерить девочку без согласования с мужем, что для этого необходимо, кто этот вопрос должен решать?

         Какой ответ Вы могли бы дать Кольцовой?

3)   Ира Ермолина, рожденная в незарегистрированном браке, была передана матерью в детский дом, когда девочке было 8 месяцев. Мать оставила письменное согласие на возможное в последующем удочерение Иры, а сама из города уехала. Через два года девочку в установленном законом порядке удочерили супруги Ивановы. Спустя год после этого от матери Иры в детдом по почте пришло заявление об отмене согласия на удочерение. А еще через год Ермолина вернулась в город и предъявила иск в суд об отмене удочерения, указав, что она сама желает воспитывать дочь.

         В какой форме дается согласие родителей на усыновление ребенка и может ли оно быть отозвано? Имеются ли основания для удовлетворения требования Ермолиной?

                                                       

                                                            Вариант 2

     Решить задачи: 

1)  Морозовы жили в зарегистрированном браке. В феврале 2019 года муж уехал работать на Крайний Север. Первое время письма и денежные переводы от него поступали регулярно, а в июне 2019 года от него перестали приходить известия. Предпринятые женой розыски не дали результатов. В марте 2024 года Морозов решением суда был объявлен умершим, а в мае 2024 года Морозова вышла замуж за Яковлева, который усыновил двух ее детей 7 и 9 лет. В сентябре 2024 года Морозов вернулся и потребовал восстановления брака с Морозовой, а также отмены усыновления детей. Свое длительное молчание и отсутствие он объяснил тем, что находился в местах лишения свободы.

         Возможно ли восстановление брака Морозова с Морозовой?   При наличии каких оснований может быть произведена отмена усыновления?  

2)    В 2023 году умер отец Юры Петрова, а в 2024 году умерла его мать. Последние два года перед смертью матери, ввиду ее тяжелой болезни, Юра проживал в деревне у бабушки Соколовой. После смерти дочери бабушка обратилась в орган опеки и попечительства с заявлением о назначении ее опекуном Юры. Однако эта просьба не была удовлетворена. Свой отказ орган опеки и попечительства мотивировал тем, что Соколова нетрудоспособна (пенсионерка по возрасту), нездорова, а потому не может надлежащим образом выполнять обязанности опекуна. Опекуном, с его согласия,  был назначен  дядя Юры – Логинов, который проживает в городе Челябинске, где находится и имущество, перешедшее к  Юре после смерти матери.  Орган опеки и попечительства разъяснил Соколовой, что назначение Логинова опекуном не препятствует тому, чтобы Юра продолжал жить у нее.

           Каким требованиям должен отвечать опекун? Допускает ли закон раздельное проживание опекуна с подопечным?

3)  Органами опеки и попечительства и супругами Иваньковыми был заключен договор о передаче им на воспитание сроком на пять лет оставшихся без попечения родителей несовершеннолетних братьев Гусевых. В результате была образована приемная семья. Через год Иваньковы обратились в орган опеки и попечительства с просьбой расторгнуть указанный договор, сославшись на плохое поведение детей, причиняющее им многочисленные неприятности.

          Какое решение может быть принято по заявлению Иваньковых? Перечислите основания досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью?              

    Критерии оценки:

   Оценка «5» - практическая  работа выполнена полностью, верно решены все задачи.

   Оценка «4» - практическая работа  выполнена с недочётами

   Оценка «3» - практическая работа выполнена не полностью либо работа выполнена с ошибками

   Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину либо не выполнена.

         

                                                     Задание 6: Зачет по теме «Брак»

      Проверяемые результаты обучения: У1, У3, У4, З1, З2.

     Текст  задания:

      Задания для зачетного урока:

Вариант 1

I. Дайте письменно ответы на следующие вопросы:

1. Какие условия для заключения брака предусмотрены СК РФ?

2. Назовите основания расторжения брака в органах ЗАГСа.

3. Назовите основания признания брака недействительным.

II. Решите задачи:

1. Егоров зарегистрировал брак с Дмитриевой. Вскоре у него обнаружили ВИЧ-инфекцию. В результате проверки выяснилось, что его жена также является носителем этой инфекции. Через 5 лет после заключения брака Егоров умер. Его совершеннолетняя дочь Татьяна обратилась в суд с заявлением о признании брака отца и Дмитриевой недействительным, так как считала, что в смерти отца виновата его жена.

     Удовлетворит ли суд заявление Татьяны? Ответ поясните со ссылкой на СК РФ.

2. Супруги Зайцевы, не имеющие несовершеннолетних детей, по взаимному согласию подали заявление в орган загса о расторжении брака. Орган загса принял заявление и назначил в соответствии со ст. 19 СК месячный срок для оформления расторжения брака. Но Зайцев на регистрацию расторжения брака явиться категорически отказался. Расторгнуть брак без его присутствия орган ЗАГСа не вправе.

      Поясните как следует поступить Зайцевой?

III.  Заполните  сравнительную таблицу расторжения брака и признания брака недействительным

Расторжение брака

Признание брака недействительным

 Основания

Порядок

Момент прекращения брака

          Вариант 2

                 

     Проверяемые результаты обучения: У1, У3, У4, З1, З2.

     Текст  задания:

    Задания для зачетного урока:

 I. Дайте письменно ответы на следующие вопросы:

1. Какой порядок заключения брака предусмотрен СК РФ?

2. Назовите основания расторжения брака в суде.

3.Какие лица, согласно СК РФ могут требовать признания брака недействительным?

II. Решите задачи:

  1. Швецова и Олейников состояли в браке с 2002 года. В браке родилось двое детей 2005 и 2011 года рождения. В декабре 2019 года Швецова предъявила иск в суд о расторжении брака, сославшись на отсутствие взаимопонимания. Олейников против расторжения брака возражал, о чем заявил в судебном заседании. Суд принял решение о расторжении брака, указав в решении, что сохранение семьи невозможно.

       Оцените решения суда согласно СК РФ.

2.   В суд по месту жительства обратилась Иванова с иском о признании недействительным брака с гражданином Петровым, проживавшим до вступления в брак в г. Казани.    В исковом заявлении она указывала, что ответчик вступил в брак без намерения создать семью, а руководствовался лишь  желанием  зарегистрироваться  по  месту жительства в Москве и получить право на ее жилое помещение. Из-за этого между супругами сложились неприязненные отношения.

        Петров по поводу этого пояснил суду, что вступил в брак по любви, но впоследствии между супругами по вине истицы начались разлады. Ответчик также указал, что с истицей они прожили совместно 2,5 года, он всегда приносил зарплату домой, заботился о жене и ее малолетнем сыне от первого брака. Позднее отношения между ними испортились.

        Какое решение должен принять суд по иску?

III. Заполните  сравнительную таблицу расторжения брака и признания брака недействительным

Расторжение брака

Признание брака недействительным

 Основания

Порядок

Момент прекращения брака

   Критерии оценки:

   Оценка «5» - задания зачетного урока выполнены в полном объеме, заполнена таблица

   Оценка «4» - задания зачетного урока выполнены с недочетами

   Оценка «3» - задания зачетного урока  выполнены не полностью либо выполнены с ошибками

   Оценка «2» - задания зачетного урока выполнены менее чем наполовину либо не выполнены.

          Задание 7: Контрольная работа

     Проверяемые результаты обучения: У1, У3, У4, З1, З2.

    Текст  задания:

                         

      Задания для контрольной  работы:

Задание 1. Дайте ответы на вопросы:

  1. Дайте характеристику законному режиму имущества супругов
  2. Перечислите основания лишения родительских прав

 Задание 2. Выполните тест

1. Брачный возраст, согласно СК РФ, может быть снижен до

1) 16 лет

2) 14 лет

 3)17 лет

 4) 15 лет

2. Расторжение брака в судебном порядке производится

 1) в случае осуждения одного из супругов на срок свыше  трех лет

 2) при наличии несовершеннолетних детей

 3) в случае признания одного из супругов безвестно отсутствующим

 4) в случае признания одного из супругов недееспособным

3. Признание брака недействительным производится

 1) органом ЗАГСа

 2) судом

 3) нотариусом

 4) органами прокуратуры

4. Споры о разделе совместно нажитого имущества рассматриваются

 1) ЗАГСом, в случае расторжения брака  органами ЗАГСа

 2) судом, в случае расторжения брака в суде

 3)  только судом

 4) только ЗАГСом

5.  Определите правильную последовательность действий суда при разделе совместно нажитого имущества супругов

 1) Определение доли каждого из супругов в общем имуществе

 2) Определение имущества, подлежащего разделу

 3) Закрепление определенного имущества за каждым из супругов в  соответствии с его долей

 4) Выделение объектов собственности, не подлежащих разделу

7)   ………………  – брак, заключенный без намерения создать семью.

8. Установите соответствие между имущественными объектами и видами собственности супругов

  1. Гонорар одного из супругов за публикацию в журнале.
  2. Драгоценности и другие предметы роскоши.

    а) раздельная собственность

    б) совместная собственность

 

9. Ребёнком признается лицо, не достигшее

1) 18 лет

2) 16 лет

3) 14 лет

4) 10 лет

10. Метод семейного права

1) императивный метод

2) диспозитивный метод

3) дозволительно-императивный метод

11. Семейный кодекс РФ не запрещает вступать в брак

1) полнородным братьям и сестрам

2) неполнородным братьям и сестрам

3) двоюродным братьям и сестрам

12. Заключение брака производится

1) только в присутствии лиц, вступающих в брак

2) в том числе и при посредничестве представителя, имеющего нотариально заверенную   доверенность на представительство одного из лиц, вступающих в брак

3) как в присутствии лиц, вступающих в брак, так и заочно

13. Препятствием к расторжению брака в органа ЗаГСа являются

1) наличие общих совершеннолетних детей

2)  отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака

 3)  признание одного из супругов безвестно отсутствующим

 14. Законный режим имущества супругов

 1) режим их раздельной собственности

 2) режим их совместной собственности

 3) договорный режим их собственности

 4) коллективный режим их собственности

 15. Брачный договор заключается

 1) в устной форме

 2)  в письменной форме

 3)  в письменной форме с обязательным нотариальным удостоверением

 4) в письменной форме с обязательной государственной регистрацией

 16.  Лишении родительских прав производится

 1) органом опеки и попечительства

 2) прокурором

 3) судом

 4) органом местного самоуправления

17. Субъектами алиментных отношений не являются

 1) супруги

 2) родители и дети

 3) бабушки, дедушки и внуки

 4) опекуны и их подопечные

 18. Усыновителем может быть

 1) лицо, не состоящее в браке

 2)  лицо, признанное ограниченно дееспособным

 3) лицо, не имеющее дохода, обеспечивающего ребенку прожиточный минимум

 4) супруги, один из которых признан недееспособным

19. Стороны договора о создании приемной семьи

 1) орган опеки и попечительства и ребенок

 2) орган опеки и попечительства и приемные родители

 3) орган опеки и попечительства и родители ребенка

 4) орган опеки и попечительства и усыновители

20. Раздел общего имущества супругов возможен
 1) только после расторжения брака
 2) как в период брака, так и после его расторжения
 3) только в период брака

 4) через три года после расторжение брака

21.  Суд вправе освободить воспитанников от обязанности содержать фактических воспитателей, если последние содержали и воспитывали их менее

1) трех лет

2) пяти лет

3) десяти лет

4) пятнадцати лет

22. Возраст согласия ребенка при усыновлении

1) 7 лет

2) 10 лет

3) 14 лет

4) 16 лет

23. Добросовестный супруг

1) супруг, который добросовестно выполнял семейные обязанности

2) супруг, права которого нарушены заключением недействительного брака

3) любой из супругов, кто в суде может доказать свою добросовестность

24. Опека устанавливается над детьми не достигшими

1) 14 лет

2) 16 лет

3) 18 лет

  4) 10 лет

25. Семейный кодекс РФ запрещает заключать браки

1) между усыновителями и усыновленными

2) между опекунами и подопечными

3) между попечителями и подопечными

4) между двоюродными братьями и сестрами

Критерии оценки

          Оценка «5» - даны полные ответы на теоретические вопросы, от 90 до 100 % верных ответов на тестовые задания

         Оценка «4» - даны ответы на теоретические вопросы, от 75 до 89 % верных ответов на тестовые задания

          Оценка «3» - ответы на теоретические вопросы неполные, от 60 до 74%  верных ответов на тестовые задания

         Оценка «2» - на теоретические вопросы ответы не даны, тестовые задания выполнены менее,  чем на 59%

                      4. Оценочные материалы для промежуточной аттестации

                                         

                                                     4.1 Общие положения

              Дифференцированный зачёт предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины «Семейное право»  по специальности: 40.02.04 «Юриспруденция».

          Дифференцированный зачет  выставляется  по результатам  выполнения практических работ, самостоятельной работы, зачетной работы, контрольной работы.

             При выставлении дифференцированного зачета учитывается готовность к овладению профессиональными компетенциями, ориентированными на подготовку студента к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонд Оценочных Средств по учебной дисциплине Элементы высшей математики для специальности 230111 Компьютерные сети

ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ по учебной дисциплине элементы высшей математики 230111  Компьютерные сети Состав КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по учебной дисциплине/...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине Элементы высшей математики для специальности 09.02.02 Компьютерные сети

1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ по учебной дисциплине элементы высшей математики 09.02.02  Компьютерные сети 2. Состав КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по учебной дис...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине Математика для специальности 11.02.08 "Средства связи с подвижными объектами (базовая подготовка)"

ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ по учебной дисциплинематематика 11.02.08  Средства связи с подвижными объектами (базовая подготовка)2. Состав КОСдля текущего контроля знаний, умений обучающи...

Фонд оценочных средств по учебной практике УП 04.01 специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования ( по отраслям)

Молокоперерабатывающие заводы и комбинаты на сегодня представляют собой высокомеханизированное производство со сложным автоматизированным и точным оборудованием, которое необходимо монтировать, обслуж...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОП.04. Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

Фонд оценочных средств:-  Паспорт фонда оценочных средств.- Задания для текущего контроля, критерии оценивания.- Учебно-методическое обеспечение промежуточной аттестации студентов....

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Эстетика» специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Фонд оцененочных средств предназначен для оценки качества подготовки студентов по дисциплине для текущего и промежуточного контроля....