Бинарный урок "Русский литературный язык и культура речи"
план-конспект урока по теме
Апробация методики проведения бинарного урока по дисциплинам "Русский язык и культура речи" и "Информационные технологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок для 2 курса СПО | 49.57 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Калининградской области
«Колледж сервиса и туризма»
Методическая разработка урока
по учебным дисциплинам
«Русский язык и культура речи» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Дифференцированный зачет по теме: «Русский литературный язык и культура речи»
Специальность: «Технология продукции общественного питания»
Составили преподаватели:
русского языка и литературы - Татаренко Л.Г.
информатики - Белоусова Ю.В.
Одобрено
ПЦК гуманитарных и общеобразовательных дисциплин
Председатель Фалалеева А.Б.
Протокол № от «______» __________2014 года
Дифференцированный зачет по теме: «Русский литературный язык и культура речи»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: бинарный урок
Форма учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Место урока в учебной программе: урок №55-56 по всем разделам за курс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Место проведения урока: кабинет информационных технологий в профессиональной деятельности
Цель урока: систематизация знаний студентов в области русского литературного языка и культуры речи с использованием современных информационных технологий.
Задачи урока:
Обучающая: сформировать, углубить знания по заданной теме
Развивающая: развивать культуру общения, коммуникативные качества речи, речевой этикет, логическое мышление, навыки по поиску информации по конкретному заданию с использованием информационных технологий
Воспитательная: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность перед другими за проделанную работу и самостоятельность в получении знаний.
Методическая цель: показать методику проведения интегрированного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и учебных дисциплин.
Методы и приемы обучения:
- Метод словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: объяснение)
- Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (приемы: наблюдение и демонстрация)
- Метод контроля (приемы: фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа)
- Метод стимулирования и мотивации (приемы: сочетание двух учебных дисциплин на одном уроке, индивидуальная практическая деятельность, создание ситуации взаимопомощи)
Принципы обучения: научность, системность, наглядность, логичность.
Средства обучения: плакат, интерактивная доска, маркерная доска.
Междисциплинарные связи: данная тема связана с дисциплиной «Информационные технологии»
Внутридисциплинарные связи: изучение данной темы предполагает наличие знаний по разделам «Текстовый редактор Word», «Взаимодействие языка и общества», «Язык, речь и коммуникации».
Учебное оборудование (оснащение) урока: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, презентация (русский язык и культура речи), плакат по заданной теме урока, раздаточный материал, сигнальные карточки, видеофрагменты по дисциплине «Русский язык и культура речи», карточки рефлексии, электронный кроссворд.
Методическое обеспечение урока: электронные карточки - задания по орфографии, индивидуальные задания-нахождение соответствия в пословицах и поговорках, презентация, видеоматериал, творческое задание.
Критерии уровня формируемых знаний, умений и навыков
Уметь | Знать |
Строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; ориентироваться в различных речевых ситуациях; анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи; пользоваться словарями русского языка; выбирать программное обеспечение для конкретного вида профессиональной деятельности; работать с профессиональным пакетом программ. | Основные понятия лингвистики: язык, речь, текст и др.; основные понятия современной культуры речи, общения, коммуникативная и речевая ситуации, речевая деятельность, коммуникативные качества речи; принципы, лежащие в основе русского речевого этикета; поисковые системы; прикладные пакеты программ; общие принципы, последовательность и правила работы с готовыми пакетами программ. |
Общие и профессиональные компетенции
- Анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности.
- Пользоваться словарями русского языка, употреблять основные выразительные средства литературного языка.
- Продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
- Пользоваться возможностями текстовых редакторов при работе с печатными документами.
- Пользоваться телекоммуникационными технологиями в области данной дисциплины.
Структура урока
№ | Этапы урока | Время | Ресурсы | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1 | Организационный момент. | 5 мин. | Организует внимание студентов, настраивает на проведение занятия, сообщение темы, ознакомление с целями урока, мотивация деятельности студентов. | Самоорганизация подготовка рабочего места | |
2 | Актуализация знаний. Проверка домащнего задания. Подготовка к работе на основном этапе урока | 20 мин. | Презентация, видеоматериал | Фронтальный опрос, проверка печатного материала на предмет правильности использования основных команд форматирования в текстовом редактореWord | Выступление с докладами, демонстрация презентации по теме урока, просмотр видеоматериала с последующим обсуждением |
3 | Повторение пройденного материала | 20 мин. | Электронные карточки-задания по орфографии, презентация, компьютеры | Консультация по выполнению задания, формы оценивания, организация деятельности студентов | Работа с электронными карточками-заданиями по орфографии |
4 | Реализация и закрепление полученных знаний и способов действия. | 29 мин. | Творческое задание, карточки-задания, электронный кроссворд, карточки для самопроверки | Организация деятельности студентов, модерация процесса обсуждения, проверка результатов выполнения задания | Демонстрация использования этических норм речевой культуры на примере диалогической речи; обсуждение представленной ситуации работа с карточками – заданиями по нахождению соответствия в поговорках и пословицах, самопроверка правильности выполнения задания, разгадывание кроссворда, использование карточек для самопроверки |
5 | Подведение итогов занятия. | 3 мин. | Презентация | Сообщение отметок, подведение итогов деятельности студентов | Сообщение о достижении целей урока, выводы |
6 | Рефлексия | 3 мин. | Карточки рефлексии | Организует рефлексию деятельности: раздача карточек рефлексии и консультирование по работе с ними. Обработка карточек, самоанализ | Работа с карточками рефлексии |
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
а) Выявление отсутствующих студентов, мобилизация внимания, проверочная работа по готовности к уроку.
б) Сообщение темы и целей урока(презентация на интерактивной доске). Вступительное слово преподавателя русского языка и литературы Татаренко Л.Г.: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим с вами бинарный урок , а это значит, что вам предстоит показать свои знания и умения как в области дисциплины «Русский язык и культура речи» ,так и в области дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Присутствующие на нашем открытом мероприятии гости с удовольствием проследят (а где-то даже возьмут на вооружение) ту представленную нами форму работы, которая является по всем показателям продуктивной».
- Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности студентов.
Связь с материалом проведенных уроков. Проверка домашнего задания по дисциплине «Русский язык и культура речи». Выступления с докладами на темы: «Русский язык и речь», «Словари русского языка», «Культура речи в СМИ», «Речевой этикет» и др.
Студенты группы демонстрируют подготовленную по индивидуальному заданию презентацию на тему: «Русский литературный язык» (Маслова Анна и Вислоцкая Анастасия).
Ведется просмотр видеоматериала по теме: «Русский язык – язык мира». Анализ и комментирование студентами.
- Закрепление изученного материала.
Работа с электронными карточками – заданиями по орфографии («Безударные гласные в корне слова» и «Чередование гласных в корнях слов»). Работа проводится в парах.
Демонстрация речевой культуры обучающихся при диалоге (использование игровых технологий на занятиях, мини-сценка).
Работа с раздаточным материалом (нахождение правильного соответствия значению пословиц и поговорок). Самопроверка студентами правильности выполнения задания с помощью презентации.
Разгадывание кроссворда студентами по заданной теме. Групповая работа.
Индивидуальная работа с карточками для самопроверки знаний по русскому языку.
- Подведение итогов, рефлексия
- Сообщение о достижении целей урока, выводы
- Сообщение отметок студентам, подведение итогов деятельности студентов
- Раздача карточек рефлексии и консультирование по работе с ними
Приложение № 1: Презентация к занятию
Приложение № 2: Карточки-задания
Приложение №3 Пословицы-перевертыши
Приложение №4 Кроссворд
Приложение №5 Карточки рефлексии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок по дисциплинам «Теория вероятностей и математическая статистика» и «Русский язык и культура речи»
Тема урока "Применение методов математической статистики и теории вероятностей в задачах теоретической лингвистики при анализе устной и звучащей речи на русском языке".Цели урока:образовательные: науч...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА «Русский язык и культура речи», ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Тема: «Официально-деловой с
Изучение курса «Русский язык и культура речи» необходимо на первом году обучения в медицинском колледже, потому что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различны...
Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .
Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...
14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль"
Задание по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль" предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн...
«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»
Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "А...
Презентация по ОП.17 Русский язык и культура речи по теме: "Качества грамотной речи"
Презентация по ОП.17 Русский язык и культура речи по теме: " Качества грамотной речи". Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)...