Структурно-логические схемы и таблицы по логике
учебно-методический материал по теме
Структурно-логические схемы и таблицы по логике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_po_logike_2013.doc | 546 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Структурно-логические схемы
и таблицы по логике
(специальность 030912 Право и организация социального обеспечения)
г. Владикавказ
2013
Составитель: А.Б. Шестакова – преподаватель государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Владикавказский торгово-экономический техникум»
Содержание
Пояснительная записка 4
Предмет логики. Этапы развития науки. 5
Основные законы логики 7
Понятие 8
Суждение 26
Умозаключение 45
Логические основы аргументации 56
Литература 71
Пояснительная записка
В предлагаемом пособии по логике представлены только два вида наглядности: структурно-логические схемы и таблицы.
При их использовании необходимо считаться с двумя обстоятельствами.
Во-первых, логические формы отражают не всю полноту содержания объективного мира, а только его общие структурные связи, которые воплощаются и в структуре наших мыслей. Поэтому любая схема всегда в той или иной мере ограничена. Однако если схема удачно сделана и применена, то ее методическое значение в процессе изучения логики неоспоримо.
Во-вторых, любая схема всегда представляет собой единство объективного содержания и субъективной формы изображения. Первое определяется предметом формальной логики, второе – во многом зависит от трактовки автором схемы, от его методических приемов и эстетических вкусов.
Все это отмечается, чтобы подчеркнуть, что каждая из предлагаемых далее схем представляет собой только один из множества возможных вариантов решения соответствующего вопроса. Главное, чтобы схемы «работали», чтобы они как можно лучше помогали преподавателю разъяснить, а студенту усвоить знания.
Данное пособие не является учебником по логике. Оно представляет собой наглядный дополнительный материал при изучении логики.
В учебном пособии собраны схемы, в которых дается развернутая характеристика основных логических принципов и форм мышления. Данные схемы наряду с учебниками, учебными пособиями и другими учебно-методическими материалами могут использоваться на лекциях и практических занятиях, призваны оказать помощь изучающим логику, способствовать лучшему усвоению ими вопросов учебной дисциплины.
Учебное пособие составлено в соответствии с тематикой программного материала.
Это пособие не самостоятельное авторское исследование. В тексте приводится материал, который заимствован из других учебников, словарей, монографий, статей и т.п.
Список литературы дается в конце работы.
1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ
Схема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ
Схема 3. ОСНОВНЫЕ ФОРМАЛЬНО – ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
Схема 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ
Схема 5. ВИДЫ ПОНЯТИЙ
(по характеру признаков)
Схема 6. ВИДЫ ПОНЯТИЙ
(по числу элементов объема понятий)
Схема 7. ВИДЫ ПОНЯТИЙ
(по характеру элементов объема понятий)
Схема 8. ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА ВИДОВ ПОНЯТИЙ
Схема 9. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
(часть I)
Схема 10. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ (часть II)
Схема 11. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ (часть III)
Схема 12. ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
Схема 13. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ (обобщение)ОБОБЩЕНИЕ – это логическая операция, состоящая в переходе от некоторого понятия А к другому понятию В, при котором объем понятия А оказывается частью объема В.
Пример:
А – взятка
В - преступление
Логическая операция ОБОБЩЕНИЯ понятия заключается в переходе от понятия с меньшим объёмом, но большим содержанием к понятию с большим объёмом, но меньшим содержанием.
Схема 14. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ (ограничение)
ОГРАНИЧЕНИЕ – переход от понятия А к другому понятию В, при котором объем понятия В представляет собой часть объема понятия А.
Пример:
А – преступление
В - взятка
Логическая операция ОГРАНИЧЕНИЯ понятия заключается в переходе от понятия с меньшим содержанием, но большим объёмом к понятию с большим содержанием, но меньшим объёмом.
Схема 15. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ – логическая операция, раскрывающая основное содержание понятия путем перечисления входящих в него простых признаков. |
Пример: Республика – форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются всеобщим голосованием, либо формируются общенациональными пред-ставительными учреждениями. |
Схема 16. ВИДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ (часть I)
Схема 17. ВИДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ (часть II)
Схема 18. ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Схема 19. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ
(деление по видоизменению признака)
Логическая операция, раскрывающая объем понятия,
называется делением
Пример:
А – делимое понятие А – форма государственного устройства
В, С – члены деления В – унитарная
С – федеративная
Схема 20. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ
(дихотомическое деление)
Пример:
А – делимое понятие А – современное государство
В, не-В – члены деления В – демократическое
не-В - недемократическое
Схема 21. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ
Схема 22. СУЖДЕНИЕ
Схема 23. СТРУКТУРА СУЖДЕНИЯ
Схема 24. ВИДЫ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ
Схема 25. ДЕЛЕНИЕ СУЖДЕНИЙ ПО КАЧЕСТВУ И КОЛИЧЕСТВУ
Схема 26. ВЫДЕЛЯЮЩИЕ И ИСКЛЮЧАЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ
Схема 27. ОБЪЕДИНЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СУЖДЕНИЙ
ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ
Схема 28. РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНОВ В СУЖДЕНИЯХ
Вид суждения | Обозначение | Отношение S и Р | |
Общеутвердительное | A | общевыделяющие | |
Частноутвердительное | I | частновыделяющие | |
Общеотрицательное | E | ||
Частноотрицательное | O |
Субъект и предикат категорического суждения – термины суждения.
Термин распределен, если он взят в полном объеме.
Схема 29. ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕННОСТИ ТЕРМИНОВ
Вид суждения Термины | A | E | I | O |
S | + | + | - | - |
P | - | + | - | + |
P выделяющих суждений | + | + | + | + |
Субъект распределен в общих (А и Е) и не распределен в частных суждениях (I и O).
Предикат распределен в отрицательных (Е и О) и не распределен в утвердительных суждениях (А и I).
В выделяющих суждениях предикат распределен.
Обозначения: + - распределенность термина
- - нераспределенность термина
Схема 30. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ
Схема 31. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА УСЛОВИЙ ИСТИННОСТИ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ
p | q | p ^ q | p v q | p v q v | p → q | p ≡ q |
И | И | И | И | Л | И | И |
И | Л | Л | И | И | Л | Л |
Л | И | Л | И | И | И | Л |
Л | Л | Л | Л | Л | И | И |
Схема 32. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУЖДЕНИЯМИ (простые суждения)
Схема 33. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРОСТЫМИ СУЖДЕНИЯМИ (логический квадрат)
Логическому квадрату эквивалентна таблица 1, иллюстрирующая функционально-истинностные отношения между высказываниями вида A, E, I, O.
Таблица 1
A | E | I | O |
И | Л | И | Л |
Л | Л | И | И |
Л | И | Л | И |
Из таблицы 1 высказывания А и О, а также E и I не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. Это означает: высказывание вида А контрадикторно высказыванию вида О (и, соответственно, E контрадикторно I).
Из таблицы 1 высказывания А и Е не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными. В этом смысле всякое высказывание вида А контрарно соответствующему высказыванию вида Е.
Аналогичным образом с помощью таблицы 1 легко понять отношение субконтрарности между высказываниями вида I, O и отношение подчинения между высказываниями вида A, I (а также вида Е, О).
Схема 34. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРОСТЫМИ СУЖДЕНИЯМИ (логический треугольник)
Примечание:
При использовании логического квадрата учитывается следующее:
слово «некоторые» понимается в широком смысле, как «некоторые, а может быть, и все». Если же слово «некоторые» понимается в узком смысле, как «только некоторые» («некоторые, но не все»), то в этом случае логический квадрат трансформируется в логический треугольник.
Логический треугольник иллюстрирует то, что отношение контрарности более фундаментально, чем отношение субконтрарности и отношение подчинения.
Таблица 2
A | E | I | O |
И | Л | Л | Л |
Л | И | Л | Л |
Л | Л | И | И |
Схема 35. ВОПРОСНО – ОТВЕТНАЯ ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ДЕЛОВОГО РАЗГОВОРА (виды вопросов)
Вопрос – это выраженная в вопросительном
положении мысль, направленная на уточнение
или дополнение знаний.
Схема 36. ВОПРОСНО – ОТВЕТНАЯ ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ДЕЛОВОГО РАЗГОВОРА (виды ответов)Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание.
Схема 37. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ
(структура модальных суждений)
Схема 38. ВИДЫ МОДАЛЬНОСТЕЙ
(алетическая модальность)
Схема 39. ВИДЫ МОДАЛЬНОСТЕЙ
(эпистемическая модальность)
Схема 40. ВИДЫ МОДАЛЬНОСТЕЙ (деонтическая модальность)
Схема 41. СТРУКТУРА УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
Схема 42. КЛАССИФИКАЦИЯ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ
(по направленности логического следования)
Схема 43. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
Схема 44. ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ
(структура силлогизма)
Схема 45. ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ
(структура силлогизма)
Правильность силлогизма не зависит от его содержания, а зависит только от его формы.
Правомерность вывода, т.е. логического перехода от посылок к заключению, в категорическом силлогизме основывается на положении (аксиоме силлогизма): все, что утверждается или отрицается относительно всех предметов некоторого класса, утверждается или отрицается относительно каждого предмета и любой части предметов этого класса.
Схема 46. ОБЩИЕ ПРАВИЛА КАТЕГОРИЧЕСКОГО СИЛЛОГИЗМА
(правила терминов)
Схема 47. ОБЩИЕ ПРАВИЛА КАТЕГОРИЧЕСКОГО СИЛЛОГИЗМА
(правила посылок)
Схема 48. ФИГУРЫ И МОДУСЫ КАТЕГОРИЧЕСКОГО СИЛЛОГИЗМА
( I фигура)
Схема 49. ФИГУРЫ И МОДУСЫ КАТЕГОРИЧЕСКОГО СИЛЛОГИЗМА
(II фигура)
Схема 50. ФИГУРЫ И МОДУСЫ КАТЕГОРИЧЕСКОГО СИЛЛОГИЗМА
(III фигура)
Схема 51. ФИГУРЫ И МОДУСЫ КАТЕГОРИЧЕСКОГО СИЛЛОГИЗМА
(IV фигура)
Схема 52. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
(аргументация)
Схема 53. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
(виды аргументации)
Схема 54. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
(структура доказательства)
Схема 55. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
(виды доказательств, часть I)
Примечание: Апагогический (от греч.) – «отводящий», «уводящий»
Схема 56. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ (виды доказательств, часть II
Схема 57. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
(опровержение)
Схема 58. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
(способы опровержения, часть II)
Схема 59. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
(способы опровержения, часть II)
Схема 60. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
(правила и ошибки в аргументации, часть I)
Компоненты процесса аргументации | Правила | Ошибки |
1 | 2 | 3 |
Тезис аргументации |
«Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным». Точность формулировки суждения означает: - если суждение простое, то должны быть выделены его логическое подлежащее (субъект) и логическое сказуемое (предикат); - если какой–то из субъектов представлен общим именем, то нужны его точные количественные характеристики («все» или «некоторые»); - ясными должны быть также модальные суждения; - при формулировке сложных суждений должен быть понятен логический характер объединяющих их логических связок; - необходима ясность употребляемых в суждении понятий. |
- подмена тезиса его доказательством; - подмена тезиса путем раскрытия противоречий в рассуждениях оппонента.
- прямой отход от исходного тезиса; - переведение дискуссии на другую тему с целью незаметного выдвижения другого тезиса («логическая диверсия») Приемы подмены и отхода от тезиса:
подмена доказательства самого тезиса ссылками на личность того, кто выдвинул этот тезис. |
«Тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения». |
Схема 61. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
(правила и ошибки в аргументации, часть II)
Компоненты процесса аргументации | Правила | Ошибки |
1 | 2 | 3 |
Основания аргументации | 1. Аргументы, приводимые для доказательства тезиса, должны быть достоверными, т.е. истинными и доказанными. | 1. «Основное заблуждение» - принятие за истину ложного основания (аргумента). 2. «Предвосхищение основания» - использование недоказанных произвольно взятых положений. |
2. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса. | 3. «Круг в демонстрации» - недоказанным тезисом обосновываются недоказанные аргументы. | |
3. Аргументы должны быть достаточным основанием для доказательства тезиса. | 4. «Слишком широкое или поспешное обобщение» - обоснование широкого тезиса отдельными фактами. 5. «Чрезмерное доказательство» - стремление доказать тезис неоправданно большим количеством аргументов. | |
4. Аргументы должны быть взаимно непротиворечивыми (согласованными). |
Схема 62. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
(правила и ошибки в аргументации, часть III)
Компоненты процесса аргументации | Правила | Ошибки |
1 | 2 | 3 |
Демонстрация аргументации | Доказательство (опровержение) должно строиться по общим правилам умозаключения. |
|
Дедуктивный способ аргументации
|
| |
Индуктивный способ аргументации
|
| |
Аргументация в форме аналогии
|
|
Схема 63. ГИПОТЕЗА
Схема 64. ГИПОТЕЗА В СУДЕБНО-СЛЕДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
(версия)
Схема 65. ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ
1-Й ЭТАП | Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой |
2-Й ЭТАП | Формулировка гипотезы (или гипотез), т.е. предположений, которые объясняют данные факты |
3-Й ЭТАП | Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий |
4-Й ЭТАП | Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами |
5-Й ЭТАП | Превращение гипотезы в достоверное знание или в |
Схема 66. УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Батурин В.К. Логика: Учебное пособие. – М.: – КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2013
- Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику: Учебник. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013
- Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник / Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013
- Ерина Е.Б. Логика: Учеб.пособие. – 2-е изд. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012
- Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации: Учебное пособие. – М.: ИД ФОРУМ, 2013
- Кириллов В.И. Логика: Учебник для средних учебных заведений – 2-е изд., изм. и доп.. – М.: ИНФРА-М, 2012
- Кириллов В.И., Старченко А.П. Логика: Учеб. для юридических вузов - /Под ред. Проф. Кириллова В.И. – 6 изд., перераб. и доп. – Москва, Проспект, 2012
- Кириллов В.И., Орлов Г.А. Упражнения по логике: учебное пособие/под ред. Кириллова В.И.. – 6 изд., перераб. и доп. – Москва, Проспект, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Философия в схемах и таблицах"
Учебное пособие «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:- повышает степень наглядности, делает доступным для студент...
Контрольная работа на тему: Проектирование логических схем, построение таблиц истинности.
Контрольная работа на тему: Проектирование логических схем, построение таблиц истинности.Контрольная работа содержит задания 24 варианта по 2 задания.Есть ответы....
ДОКЛАД схемы и таблицы ШАТАЛОВ
laquo;Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)»...
Примерная структурно-логическая схема практического занятия №1
Примерная структурно-логическая схема практического занятия №1...
Примерная структурно-логическая схема практического занятия № 2
Примерная структурно-логическая схема практического занятия № 2...
Примерная структурно-логическая схема комбинированного теоретического занятия №5
Примерная структурно-логическая схема комбинированного теоретического занятия №5...
Опорный конспект лекций (структурно-логические схемы и таблицы) по дисциплине ОГСЭВ.05 Социология и политология для спец.40.02.02 Правоохранительная деятельность
Данная методическая разработка представляет собой структурно-логические схемы и таблицы по дисциплине ОГСЭВ.05 Социология и политология по основным разделам курса: Раздел 1 Социология и Раздел 2 Полит...