Культура речи учителя
статья по теме

Статья о културе речи учителей. Ка правильно обаться с детьми, какие метод общения применять

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_pedagoga.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Культура речи преподавателя

Профессиональная речь педагога – главное средство обучения и воспитания. Умение общаться со студентами, владеть содержанием профессионального образования необходимо любому преподавателю.

На всех этапах урока, да и во внеурочном общении, студенты должны слушать из уст учителя речь правильную, точную, выразительную.

        Русский язык в опасности! – думаем мы подчас, поэтому слово «Россия»давно ассоциируется со словом «катастрофа». И мы, учителя, обязаны сейчас за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого мы создаем, прежде всего, при помощи нашего языка, и этот язык должен быть для него эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия мы приобщаем студентов к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

 Мы, учителя, должны грамотно, целенаправленно, точно и корректно оперировать главным орудием воздействия и взаимодействия со студентами – речью. Профессиональное мастерство приходит к нему через мастерство учебно – воспитательной ситуации, в которых мы бывали, и найти оптимальное средство речевого реагирования, взаимодействия со студентами.

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему владение культурой речи, ее совершенствование особенно активно начинается еще в школьные годы и продолжается всю жизнь.

То, как говорят сегодня наши студенты, есть следствие прямого пренебрежения к своему языку и застенчиво – виноватого отношения к тому, что они говорят на нем. Возродить гордость за « этот клад, это достояние» можем только мы, учителя.

Сейчас мы видим катострафическую деградацию языкового сознания и речевого поведения. Язык стал средством передачи быстрой информации и это связано с появлением сети интернет и компьютеров. Язык информатики точен и универсален, но для повседневного общения непригоден, он ведет к полному неумению общаться, приводящему в конечном итоге к разрушению и отдельной личности, и цивилизации в целом.

Чем больше появилось средств общения, тем реже встречается собственно общение: так всегда – если долго помогать человеку что-то делать, он разучится это делать самостоятельно. Результат очевиден: нашим детям интенсивно помогают общаться, поэтому они показывают полное неумение это делать.

Почему компьютер во множестве семей вызывает паническую реакцию родителей, видящих свое чадо общающимся круглосуточно с клавиатурой и экраном? Потому что это разрушает повседневную речь, люди забывают книги, театр, музеи. Кстати, по прогнозам социологов книжная эпоха подошла к концу, ведь в интернете есть вещи более интересные, чем роман когда – то любимого писателя.

Но именно в речевой сфере положение сейчас наиболее драматичное: русские постепенно перестают говорить по-русски. Информационная революция привнесла множество англицизмов, привела к ошеломляющему разгулу сленга и объединению лексикона – все это делает культуру речи проблемной первоочередной, индикатором выживании нации и государства. Мы должны говорить о воссоздании культуры русской речи как о национально –государственном приоритете, без которого будущего у России нет.

Сегодня в Москве уже появились школы, где говорят только по-английски. Учителя гордо сообщают: здесь учатся те, коту предстоит руководить Россией! Им уже готовы места в университетах. Получается, русский язык –не для «элиты».

Разрушение страны неминуемо, если мы не вспомнит сами и не заставим вспомнить других, что являемся наследниками языка Пушкина, Гоголя, Достоевского…

Мы уже привыкли и к «секонд -хенд», к «автолайнам», а дети читают в учебниках обо всем, кроме страны, в которой растут. Как же быть?

Во-первых, прекратить делать вид, будто «антикультуры» не существует: она есть, она предназначена для тех, кому нет места в «элитных» школах. С этим нужно бороться. Но не установлением табу, а поиском действительно противостоящих средств, способных заинтересовать наших воспитанников.

Во – вторых, не отрицать того, чего просто не знаем мы сами: авторитетом у молодежи пользуются лишь те, кто знает ценностные ориентиры, и в том числе заведомо негативные. То, с чем мы хотим бороться, мы должны изучить. Учитель, не знающий сегодня «прикольных» хитов, безнадежно отстал от жизни и авторитетом пользоваться не будет.

В-третьих, нужно знать культуру речи и предьявлять образцы высочайшего речевого мастерства, как противопоставление однодневным «шедеврам».

Об этой необходимости писал Сухомлинский: «Духовны отношения между воспитателям и воспитанниками я назвал бы педагогическим красноречием. Большая беда в том, что учитель не умеет выбирать из сокровищницы языка те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к единственному, не похожему на другие, человеческому сердцу.»

Косноязычие ограничивается случайными, такими, которые пришли на память словами. Ученик не слышит слов воспитателя, его душа остается глухой к словам. Они отскакивают от сознания воспитанников, как горох от стенки.

Воспитание чувствительности к слову и его оттенкам – ода из предпосылок гармоничного развития личности.

Учитель не должен разрушать нормы языка в погоне за большей экспрессивностью речи. Он должен не только говорить ребятам о необходимости оттачивать речь, а эту речь точную, логичную, выразительную, им надо показывать. Чтобы это оказалось реальностью, мы сегодня и обращаемся к проблеме культуры речи учителя.

Нам позволено много меньше, чем тому, для кого речь не является важнейшим средством трудовой деятельности, для кого речевая и профессиональная задачи не являются столь близкими.

Психологами доказано, что учащиеся резко отрицательно относятся к погрешностям в речи учителя, к речевым штампам, затасканным фразам. Небрежное отношение к родному языку подрывает авторитет педагога, нарушает взаимопонимание. А ведь очень часто преподаватели, блестяще знающие свой предмет, формирующие методическую ситуацию занятия, иногда нарушают свой авторитет допускаемыми в речи ошибками и небрежностью.

Речевые ошибки, речевая двусмысленность, безграмотность в устах учителя, обращающегося к детям, недопустимы.

Для того, что бы процесс усвоения знаний протекал продуктивно, мы должны позаботиться не только о содержании материала, методах его изложения, но и о ситуации общения.

Речевая культура – визитная карточка человека, и при всей предметной эрудиции отсутствие или небрежность этой «карточки» может оказаться не только причиной срыва занятия, но и фактором личностного неприятия человека. Мы, педагоги, обязаны учиться культуре речи, чтобы выходя из аудитории, знать: наша речь эталонна, и уже поэтому коммуникативное лидерство профессионалов нам обеспечено.

Культура речи учителя – дисциплина, не только профессионально, но и этически ориентированная: учителю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, он речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится.

Правильность – это первостепенное качество любой речи, и речи учителя в собственности. Слушая педагога, учащиеся не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов.

Правильная – это такая речь, в которой соблюдаются все нормы современного литературного языка.

Норма – закрепившийся, общепринятый в языковом коллективе вариант произношения, грамматики и словоупотребления. Норма утверждается и поддерживается языковой практикой культурных людей.

Но язык – явление живое. Он медленно, но непрерывно изменяется. Отсюда и норма не является постоянной.

Учителю важно усвоить типы норм:

1.Акцентологические (правила ударения);

2. Орфоэпические (правила произношения);

3. Лексические (правила словоупотребления);

4. Словообразовательные ( правила образования слов);

5. Грамматические (сочетания слов и объединение их в предложения);

6. Орфографические (правила написания слов);

7. Пунктуационные (постановка знаков препинания).

Орфографические и пунктуационные нормы актуальны в письменной речи.

Остальные нормы действуют в речи устной.

Особенно часто нарушаются акцентологические нормы. Русское ударение – явление сложное, оно может быть подвижным и неподвижным. Чтобы избежать ошибок в ударении надо запомнить слова, которые имеют неподвижное ударение:

- на корне ( красивее, средствами, стержнями и др.);

- на окончании (графа – графами, о графах).

Нарушение этих норм моет привести к искажению смысла высказывания, создает невыгодное впечатление об авторе речи. Поэтому при затруднениях лучше обратиться к словарю.

 Качество речи определяет также правильно произношение. Усвоить нормы произношения позволит обязательный контроль над собственной речью.

Как правильно говорить: в отпуске или в отпуску, директоры или директора. Для речи учителя уместнее говорить: в отпуске, в цехе, директора, профессора, но бухгалтеры, лекторы, шоферы.

Необходимо учитывать в какой речи –устной или письменной –употребляются эти слова. В разговорной речи предпочтительнее окончание ов: килограммов, помидоров. Нулевое окончание имеют существительные, обозначающие:

-национальность с основой на н, р: башкир, болгар, грузин, татар, но калмыков, монголов.

- устаревшие воинские профессии: гусар, драгун, но при указании количества шесть уланов, пять гусаров.

- парные предметы: много валенок, погон, манжет, но носков.

- запомнить формы слов с нулевым окончанием: много дел, мест, плеч, макарон, яблок, но консервов, мемуаров.

Учителям истории, математики, физики, химии постоянно использующим в своей речи числительные, очень важно не нарушать норм их склонения.

Точность речи – это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль.

Нарушение фактической точности – явление частое. Много примеров можно привести из ответов студентов: искажаются имена исторических деятелей, наименование событий. Главное условие точной речи – хорошее знание предмета речи.

Для того, чтобы наиболее точно обозначить словом информацию для учащихся, преподавателю следует всякий раз контролировать свою речь, слушать ее как бы со стороны.

Выразительная речь – такая речь, свойства, особенности, структура которой вызывают и поддерживают интерес слушателей.

Выразительность создается с помощью отбора языковых средств, которые в наибольшей мере соответствуют задачам общения. Главное условие выразительной речи -  самостоятельность, творческий характер мышления, неравнодушие к тому, о чем он говорит.

Чистота речи – речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов. Речь засоряют слова – паразиты или слорва-сорняки: значит, ну, вот, так сказать, не несущие смысловой нагрузки. Засоряют речь и слова, запрещенные этическими нормами общения – вульгаризмы, жаргонизмы. Их употребление противоречит требованиям чистоты речи.

Богатство речи – показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций. Также о богатстве речи судят по смысловой насыщенности речи.

Если речь заранее неподготовлена, то каждый может попасть под влияние стереотипов. Подобные словесные штампы не вызовут в сознании учащихся необходимых ассоциаций.

Уместность речи – речь, в которой языковые средства выбираются в соответствии с интеллектуальным и образовательным уровнем слушателей, с учетом времени и места. Ясно, что в научной конференции учитель имеет право употребить такие термины, которые на уроке по той же теме будут неуместны.

Итак, чтобы достичь высокого уровня культуры речи, мы, преподаватели, должны иметь богатый запас языковых средств, и выбирать из них те, которые являются наиболее подходящими для каждого случая. Прежде всего нужно заботиться о расширении своего словарного запаса.

Для этого необходимо больше читать, развивать в себе критическое отношение к собственной речи, стремление всегда говорить по существу. Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры.

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульно - рейтинговая система контроля по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Данная методическя разработка представляет собой  опыт работы  по применению модульно-рейтинговой системы контроля знаний обучающихся в процессе преподавания дисциплины "Русский язык и культ...

Дидактические материалы по стилистике и культуре речи.

Дидактические материалы по стилистике и культуре речи предназначены для студентов и старших школьников, также могут использоваться для проведения занятий в предметных кружках....

Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .

Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...

«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»

Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "А...

Презентация по ОП.17 Русский язык и культура речи по теме: "Качества грамотной речи"

Презентация по ОП.17 Русский язык и культура речи по теме: " Качества грамотной речи". Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)...