Рабочая программа "Русский язык"
рабочая программа по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа . Предмет "Русский язык " для СПО | 62.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Московской области
ГОУ СПО МО «I Московский областной музыкальный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина Русский язык
Для специальности 073101
073401
073502
073002
Коломна
2012
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку
Программа рассчитана на 72часа.
Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.
Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Программа призвана обеспечивать восполняющее повторение при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Большое количество упражнений, предлагаемых по всем темам, определяется практической целесообразностью и направлено на выработку практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма.
Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, морфологии, орфографии и пунктуации.
Рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.
Основные задачи курса русского языка по данной программе сводятся к следующему:
- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, морфологии, грамматике и правописанию;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
- дать общие сведения о языке в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- обеспечить дальнейшее овладение изобразительно-выразительными средствами языка с одновременным расширением знаний учащихся о тропах, фигурах речи, лексических, фонетических средствах выразительности
- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Учащиеся должны уметь
- провести комплексный анализ слова и текста;
- распознавать изученные части речи и их грамматические признаки;
- правильно образовывать формы слова;
- соблюдать правильное ударение при образовании форм слова;
- пользоваться различными частями речи для выражения синонимических значений;
- правильно употреблять слова различных частей речи для связи предложения в тексте;
- находить слова, интересные для морфологического разбора;
- правильно писать суффиксы и окончания различных частей речи;
- находить и объяснять все типы написаний, изученные в средней школе;
- применять правила для разных типов орфограмм;
- пользоваться основными способами проверки написания;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами;
- орфографически и пунктуационно грамотно оформлять текст;
- самостоятельно находить материалы для устных выступлений;
- строить связные высказывания;
- учитывать контекст при расстановке знаков препинания;
- правильно строить предложения однородными членами, обособленными членами;
- устранять ошибки в построении предложений;
- учитывать стилистическую окраску синтаксических средств;
- правильно ставить знаки препинания в изученных случаях;
- пользоваться интонационными, лексическими и грамматическими средствами языка в устной и письменной речи;
- пользоваться словарями и справочниками по русскому языку;
- анализировать и объяснять ошибки орфографические, пунктуационные в устных ответах товарищей;
- устранять ошибки, связанные с неправильным выбором слова (значение, стиль);
- различать принадлежность слова к определенному пласту лексики русского языка;
- воспроизводить текст по памяти;
- проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
- интерпретировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание;
- писать под диктовку;
- находить написания, которые зависят от особенностей состава слова;
- правильно писать орфограммы в словах (с учетом состава слова);
- различать значение морфем;
- устанавливать состав слова.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ
- уметь писать текст, воспринимая на слух не менее 5 слов
- уметь видеть в тексте орфограммы, пунктограммы
- уметь применять теоретические знания на практике при написании текста
- уметь находить в тексте смысловые отрезки и делить текст на абзацы
- объяснить расстановку знаков препинания в тексте
- уметь объяснить случаи вариативной постановки знаков препинания
- уметь исправлять тексты с наличием пунктуационных ошибок
- определить вид предложения, главные и второстепенные члены
- сделать синтаксический разбор простого предложения
- отредактировать текст, используя однородные и обособленные члены
- проводить смысловой, языковой анализ текст
- интерпретировать прочитанный текст и создавать на его основе собственные высказывания
- объяснять причины постановки знаков препинания
- менять стилистическую окраску текста
- устранять грамматические ошибки, ошибки в употреблении и неправильном использовании сложных синтаксических конструкций, определять, для проверки каких орфограмм необходимо прибегнуть к словарю
- писать мини-диктанты и с использованием орфограмм и пунктограмм,
- изучаемых на уроках русского языка
- выполнять тесты, контролирующие или обобщающие пройденный материал
- осуществлять грамотное списывание (в том числе выборочное)
- составлять словарные диктанты на определенный вид орфограмм
- проверять орфографическую правильность текста, используя умения
- определять принадлежность слова к указанной части речи
- оставлять тексты диктанта, тесты, включающие орфограммы суффиксов,
- окончаний, слитно-раздельно-дефисные написания
- уметь редактировать текст, устраняя в нем речевые и стилистические ошибки
- проводить стилистический анализ текста
- соблюдать правила согласования и управления в употребляемых
словосочетаниях и предложениях
- различать деепричастия, причастия, причастные и деепричастные обороты
- уметь определять, каким членом предложения является названная часть речи
- определять формы слова в предложении
- осуществлять морфологический разбор частей речи
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Всего часов | семестры |
Общая трудоемкость дисциплины | 108 | 1-4 |
Лекции | 14 | 1-4 |
Практические занятия | 58 | 1-4 |
Самостоятельная работа | 36 | 1-4 |
Вид итогового контроля: экзамен | 4 |
Содержание учебной дисциплины
Общие сведения о языке
Язык и общество, культура, история. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.
Функции русского языка как учебного предмета. Стилистические функции.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи.
Написания, подчиняющиеся фонетическому принципу и традиционному принципу русской орфографии.
Фонетический разбор. Фонетические и орфоэпические ошибки, их устранение.
Лексика и фразеология
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения её употребления: диалектизмы, специальная лексика, арго. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас. Индивидуальные новообразования. Лексическая сочетаемость.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексико-фразеологический разбор. Лексические ошибки и их исправление.
Морфемика и словообразование
Обобщающее повторение ранее изученного. Состав слова. Понятие морфемы. Способы формообразования и словообразования в русском языке. Лексико-синтаксический и лексико-семантический способ образования слов.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Ошибки в формообразовании образовании слов.
Орфография
Правописание корней с чередующимися гласными -И – Е -, - А – О -
Правописание исключений.
Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Правописание двойных согласных.
Приставки изменяемые и неизменяемые на письме. Приставки – ПРЕ-ПРИ-.
Правописание на стыке приставки и корня: -З-С- в приставках; буквы -Ы-И-
после приставок; твёрдый и мягкий знак.
-Ы-И- после шипящих и Ц. –О-Е- после шипящих и Ц в корне , суффиксе и окончании.
Сложносокращенные слова. Слова с иноязычными частями слов. Слова с
-ПОЛ-ПОЛУ-
Морфология и орфография
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Закрепление трудных случаев правописания суффиксов, окончаний разных частей речи. Правописание наречий, глаголов, причастий, частиц.
Слитное, раздельное, дефисное написание различных частей речи.
Морфологический разбор частей речи.
Грамматические ошибки и их устранение.
Синтаксис и пунктуация
Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения. Односоставные предложения. Виды осложнения простого предложения. Типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Косвенная речь.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Синтаксическая синонимия.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложений с прямой речью.
Синтаксические ошибки и их устранение.
Основные виды работы с текстом
Понятие о тексте. Основные признаки текста. Способы связи между частями текста. Единицы текста. Смысловые типы текстов.
Речеведческий анализ текста.
Речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Функциональные стили речи, их общая характеристика, морфологические и синтаксические особенности. Умение использовать разные стили речи и типы текстов.
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Фигуры речи. Звуковые средства выразительности. Изобразительные возможности лексики, морфологии, синтаксиса.
Речевые и стилистические ошибки и их исправление.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Примерное распределение учебного времени по темам курса.
Наименование разделов и тем | Максима-льная учебная нагрузка | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Количество часов на самостоятель-ную работу | |
Лекцион-ных | Практиче-ских | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение | 1 |
| 1 | |
Слово о русском языке. Ознакомительное зенятие |
|
1 | ||
Лексика. Изобразительно-выразительные средства языка. Фразеология | 10 | 2 | 5 | 3 |
Слово - центральная единица языка | 2 | 1 | 1 | |
Системные отношения в лексике: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы | 3 | 1 | 1 | 1 |
Изобразительно-выразительные средства языка | 3 |
| 2 | 1 |
Контрольная работа | 1 |
| 1 | |
Фразеологизмы. Готовимся к ЕГЭ | 1 |
| 1 |
|
Фонетика. Графика. Орфоэпия | 8 | 1 | 4 | 3 |
1. Система гласных и согласных звуков русского языка. Слог | 1 | 1 | ||
2. Фонетический разбор | 2 |
| 1 | 1 |
3. Орфоэпические нормы русского языка. | 4 | 1 | 1 | 2 |
4. Готовимся к ЕГЭ. Проверочная работа. | 1 |
| 1 | |
Морфемика и словообразование. | 6 | 1 | 3 | 2 |
1. Система морфем русского языка. Морфемный анализ слова. | 2 | 1 |
| 1 |
2. Словообразование. | 1 | 1 | ||
3. Словообразовательный разбор слова. | 2 |
| 1 | 1 |
4. Контрольная работа | 1 |
| 1 | |
Орфография | 18 | 2 | 10 | 6 |
1. Правописание безударных гласных в корне. | 2 | 1 | 1 | |
2. . Правописание чередующихся гласных в корне. | 3 | 1 | 1 | 1 |
3. Гласные после шипящих и Ц | 2 | 1 | 1 | |
4. Прав-ие сомнительных, непроизносимых, удвоенных согласн. | 2 | 1 | 1 | |
5. Контрольная работа | 1 | 1 | ||
6. Правописание приставок на согласные | 2 | 1 | 1 | |
7. Правописание приставок пре- при- | 3 | 1 | 1 | 1 |
8. Ь и Ъ. И или Ы после приставок. | 1 | 1 | ||
9. Общие правила правописания сложных слов. Готовимся к ЕГЭ. | 1 |
| 1 | |
10. Контрольная работа | 1 | 1 | ||
Морфология и орфография | 6 | 1 | 3 | 2 |
1.Имя существительное как часть речи. | 1 | 1 | ||
2. Правописание падежных окончаний существительных | 3 | 1 | 1 | 1 |
3. Правописание суффиксов существительных | 2 | 1 | 1 | |
Итоговый контрольный диктант | 1 | |||
Морфология и орфография (2 курс) | 29 | 4 | 17 | 8 |
Прилагательное как часть речи | 1 | 1 | ||
Правописание суффиксов прилагательных | 3 | 1 | 1 | 1 |
Правописание сложных существительных и прилагательных | 1 | 1 | 1 | |
Глагол как часть речи | 1 | 1 | ||
Правописание глаголов | 2 | 1 | 1 | |
Контрольная работа | 1 | 1 | ||
Причастие | 1 |
| 1 | |
Правописание причастий | 3 | 2 | 1 | |
Деепричастие как часть речи | 1 |
| 1 | |
Правописание деепричастий | 1 | 1 | ||
Правописание числительных | 3 | 1 | 1 | 1 |
Правописание местоимений | 1 | 1 | ||
Правописание наречий | 3 | 1 | 1 | 1 |
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | ||
Трудные случаи правописания Н и НН в суффиксах различных частей речи | 1 | 1 | 1 | |
Правописание НЕ с различными частями речи | 3 | 2 | 1 | |
Синтаксис и пунктуация | 30 | 3 | 15 | 12 |
Обобщающее повторение синтаксиса | 1 | 1 | ||
Типы и виды словосочетаний | 3 |
| 1 | 2 |
Синтаксический разбор словосочетаний | 1 | 1 | ||
Простое предложение | 1 | 1 |
| |
Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
| 1 | |
Осложненные предложения | 3 |
| 1 | 2 |
Однородные члены предложения | 1 |
| 1 | |
Контрольная работа | 1 | 1 | ||
Сложное. Сложносочиненное предложение | 4 | 1 | 1 | 2 |
Сложноподчиненное предложение | 4 |
| 2 | 2 |
Бессоюзное сложное предложение | 4 |
| 2 | 2 |
Сложное предложение с различными видами связи | 4 | 1 | 1 | 2 |
Прямая и косвенная речь | 1 |
| 1 |
|
Итоговый контрольный диктант | 1 | 1 |
Формы контроля
Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные работы типа диктантов, текущее и Контрольное тестирование в формате ЕГЭ (часть А,В,С)
тесты.
Основные виды КИМов: словарные диктанты, текстовые диктанты, изложения, сочинения и тесты.
Словарные и тестовые диктанты - одна из форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности- сопровождаются дополнительными (фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими) заданиями.
Тесты предлагаются трех видов: первые требуют вставить слово или сочетание слов в истинное утверждение, чтобы сделать его полным и завершенным(компенсирующие тесты), вторые основаны на выборе одного из нескольких вариантов ответов(альтернативные тесты), третьи направлены на выявление умения применять знания при решении практических задач. Все эти тесты не заменяют друг друга, позволяют выявить подготовленность класса и каждого ученика.
Изложения и мини-сочинения позволяют проверить сформированнность уровня речевой подготовки учащихся и грамотность, т.е.Соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. К изложениям, так же как и к другим видам проверочных работ, даются дополнительные задания, предлагающие учащимся дополнить текст или высказать свое суждение по затронутым в тексте проблемам.
При отборе текстов диктантов, тестов и изложений использовались произведения русской классической, современной художественной и научной литературы.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат также соответствующие виды разбора
Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника, в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем.
При словообразовательном разборе и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.
При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения).
Разбор служебных частей речи и междометия целесообразно производить по общей схеме.
Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:
найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;
назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;
определите разряд (группу) по значению;
выявите синтаксическую (или смысловую) роль;
как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей
речи);
каковы особенности правописания.
Многочисленные виды синтаксического разбора целесообразно объединить четырьмя схемами:
«Разбор словосочетания» (с определением и способа синтаксической связи между словами, и грамматического значения словосочетаний),
«Разбор простого предложения» (включая разбор его по членам предложения и выявление элементов, осложняющих предложение),
«Разбор сложного предложения» (всех его видов),
«Разбор предложения с прямой речью» (при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно — выполнить это действие).
Лексико-фразеологический разбор
Дайте толкование выделенных слов.
Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?
Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.
Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.
Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.
Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?
Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.
Речеведческий разбор текста
Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.
Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
Выделите микротемы, составьте план.
Укажите средства связи между частями текста.
Определите тип речи, стиль и жанр.
Укажите используемые стилистические средства.
Назовите особенности построения текста (его композиции).
Анализируя фрагмент художественного текста, учащиеся определяют
его место в произведении, композиционную связь с другими частями произведения, идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля, указывают изобразительные средства, художественные детали, определяют их назначение, выявляют авторскую позицию.
При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе; характеризуются художественно-языковое своеобразие текста, особенности его построения, особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка; завершается анализ выразительным прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации.
Примеры текущего, промежуточного и итогового контроля
Тема «Правописание прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных»
Текущий контроль
Карточка 1
Вставить пропущенные буквы.
Кожа..ый портфель, ветре..ый человек, густой мали..ик, божий посла..ик, говорит взволнова..о, масля..ая лампа, серебря..ая ложка, болезне..ый вид, явился немедле..о, вошел степе..о, поселиться в гости..ице, большой труже..ик, счатливый имени..ик, чугу..ая решетка, соболи..ый мех, обыкнове..ый человек.
Карточка 2
Вставить пропущенные буквы
Говорил тревож..о, каме..ая стена, деревя..ая ложка, революцио..ые лозунги, выглядит стра..о, муравьи..ые тропы, встретить родстве..ика, горячий варе..ик, известный моше..ик, мой племя..ик, старая листве..ица, выглядит возмуще..о, безветре..ый день, сви..ая ножка, бесприда..ица, таможе..ый досмотр.
Карточка 3
Вставить пропущенные буквы
Недоуме..о поглядел, обеде..ый перерыв, выстрое..ы из песча..ика, явстве..о слышу, надме..о говоривший, младший воспита..ик, отвечал растеря..о, ржа..ая мука, немедле..о явился, искус..о уговаривал, экзаменацио..ая работа, лошад..ая фамилия, взгляд отстране..ый, бесполез..о говорить, прида..ое к свадьбе, шерстя..ая одежда.
Промежуточный контроль
1. В каком ряду во всех словах пишется НН?
А) стекля..ый, искустве..ый, гриве..ик.
Б) весе..ий, дровя..ой, серебре..ик.
В) зеле..о, тума..ый, конопля..ик.
Г) труже..ик, естестве..о, песча..ый.
2. В каком прилагательном пишется НН?
А) кова..ый
Б) ледя..ой
В) болезне..ый
Г) соля..ая
3. В каком ряду во всех словах пишется Н?
А) посла..ик, бритве..ый, орли..ый.
Б) копче..ости, ветре..ый, осли..ый.
В) извраще..ый, румя..ый, обяза..ость.
Г) немедле..о, поле..ица, соловьи..ый.
4.В каком существительном пишется НН?
А) поле..ица.
Б) муче..ик.
В) бессребре..ик.
Г) мороже..ое
5. Выберите слова без ошибок:
Юный, маринованые грибы, непрошеный гость, соловьиная песня, проданная вещь, глиняный горшок, даль туманная, девочка румяна, песчанная земля, небеленая стена, сеяный песок, безоперационый метод, ценная вещь, каленное железо, нежданный подарок, посаженный отец, вещи собранны, кипяченое утром молоко.
Итоговый контроль по теме «Имя прилагательное»
Раненый Дубровский.
Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось небольшое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашиков и землянок. На валу подле маленькой пушки на деревянной завалинке сидел караульный, поджав под себя ноги…
В это время дверь одного из шалашей отворилась и старушка в белом чепчике, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога.
В шалаше, из которого вышла старушка, за полотняной перегородкой раненый Дубровский лежал на походной кровати… Землянка устлана и обвешана была богатыми коврами, в углу находился женский серебряный туалет и трюмо. Дубровский держал в руке открытую книгу в кожаном переплете, но глаза его были закрыты.
Вдруг Дубровский вздрогнул: в укреплении началась тревога. Он вскочил с кровати, схватил оружие и вышел из шалаша.
Дубровский велел запереть деревянные ворота и сам пошёл освидетельствовать пушечку. По лесу раздалось несколько голосов… Вдруг три или четыре солдата показались в лесу и тотчас подались назад, выстрелами дав знать товарищам, что пора готовиться к бою. (150 слов)
Грамматическое задание
Вариант №1
1.Выбрать из предложения №3 существительные и сделать их морфологический разбор
2. Определить разряд прилагательных ЗЕМЛЯНОЕ, НЕБОЛЬШОЕ, ЖЕНСКИЙ, МАЛЕНЬКОЙ, ДЕРЕВЯННЫЕ. Сделать морфологический разбор двух из них.
Вариант №2
1.Выбрать из предложения №2 существительные и сделать их морфологический разбор
2. Определить разряд прилагательных УЗКОЙ, БЕЛОМ, ПОЛОТНЯНОЙ, БОГАТЫМИ, ПОХОДНОЙ. Сделать морфологический разбор двух из них.
Примеры экзаменационных работ
Диктант
Немой язык.
Не раз мне приходилось наблюдать за выводком лисят, и я всегда удивлялся тому, как лиса-мать ухитряется командовать своей детворой, не издавая ни звука, и как они неизменно понимают и слушаются её.
Этот немой язык – одно из самых интересных явлений, какие удаётся подсмотреть у лесных обитателей. Целыми часами просиживал я, бывало, у лисьей норы, но ни разу не слышал, чтобы хоть одна лисица заворчала или тявкнула у своей норы.
И это не только у лисиц. Ни одно дикое животное никогда не подаёт голоса около своего жилья, чтобы не выдать его врагам. Но в этой полной тишине они всё-таки как-то объясняются и, по-видимому, очень хорошо понимают друг друга.
В течение целых часов скачут и резвятся малыши на солнышке. Вот один из них припадает к земле, крадётся, выслеживает воображаемую мышь или настоящего кузнечика. Другие затевают драку, но в шутку, или гоняются друг за другом.
А мать лежит невдалеке, в сторонке, молча, не шевелясь. Вот один лисёнок, разыгравшись, отбегает от норы дальше, чем полагается. Мать поднимает голову и пристально смотрит на него. Как бы не увлёкся лисёнок, он не выдерживает этого взгляда. Сразу останавливается, как вкопанный, точно она окликнула его. Оглядывается, ловит её взгляд и бежит к ней за молчаливым выговором. (198 слов).
Итоговое тестирование
I. Орфография
1. Вставьте пропущенные гласные
осв..щение, разр..внять клумбу, соед..нение, под..тожить
2. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные
Сверс..ник, юн..ость, им..унитет, безглас..ный,
3. Вставьте, где нужно, Ь или Ъ
Контр..атака, четырех..этажный, сверх..естественный, кур..ер
4. Вставьте пропущенные буквы в приставках:
Чере..седельник, ..готовить обед, пр..вратности судьбы, пр..оритет
5.Вставьте, где нужно, дефис:
Кисло(сладкие) ягоды, (дальне)восточное направление, (выше)названная
тема, (социально)экономические проблемы
6. Вставьте пропущенные буквы после шипящих и Ц
Сделать отч..т, освещ..ные улицы, залить сургуч..м, подойти на ц..почках
7.Вставьте, где нужно, буквы в глаголах:
Приготов..те, отреж..те, можно добит..ся
8.Вставьте пропущенные буквы в приставках ПРЕ – ПРИ
Пр..обретать, пр..емлемый вариант, непр..ступная крепость, пр..увеличить
9. Вставьте , где нужно, пропущенные буквы в суффиксах:
Кипяче..ая вода,девочка воспита..а, маринова..ые овощи, золоче..ая шкатулка
II. Пунктуация
1. Поставьте, где нужно, тире:
А) Землетрясение есть результат изменений и разрывов в земной коре.
Б) Сочувствие вызывает доверие, а доверие тоже ключик к сердцу.
В) Русская березка, по-моему, настоящее чудо
Г) Одно дело говорить много, другое- говорить дело.
2.Поставьте, где нужно, запятые:
А) Земля наконец дождалась весны и разгоряченная весенним солнцем теперь
будет бережно хранить тепло до нового урожая.
Б) Это были мелочи жизни из которых она полосатая и складывалась.
В) У нас самый читающий между строк народ в мире.
Г)Кое-где виднелись небольшие леса и усеянные низким и редким
кустарником вились овраги
3. Поставьте, где нужно тире, запятые а предложениях с обособленными
приложениями:
А)Наследник блестящего дворянства и грубого плебея буржуа соединил в себе
самые разные недостатки обоих.
Б)Бывает погасшая звезда для нас людей на земле горит еще несколько
мутнеет
В) где-то в темноте поет ручеек ночная музыка глухих далеких перелесков.
Г) бывалого человека меня и теперь радостно волнуют просторы родной
природы.
4.Поставьте, где нужно, запятые в сложносочиненных предложениях
А) Нужно быть добрее своих принципов и надо быть умнее своих теорий.
Б) Только в минуты свидания и разлуки люди знают сколько любви
таило их сердце и слова любви дрожат у них на устах и глаза наливаются
слезами.
В) В феврале прибавляется день и выше поднимается солнце.
Г) Чувство – это ощущение которое завладело нами зато мысль- это
ощущение, которым овладели мы.
5. Поставьте тире или двоеточие в бессоюзных сложных предложениях
А) Я знаю истинно и обратное тому что я сейчас говорю но все же то что я
говорю сейчас более истинно.
Б) Страшен был не бой страшнее было грозящее рабство.
В) Темен жребий русского поэта неисповедимый рок ведет Пушкина под
дуло пистолета.
Г) В молодости не научишься работать в старости останешься с пустыми
руками.
6. Поставьте, где нужно, запятые в сложноподчиненных предложениях
А) Большинство людей устроены так что их идеалы никогда не мешают их
потребностям.
Б) Доктору показалось что в палате не убрано и что нужно не сделано.
В) Синцов спросил бойца откуда он и нет ли здесь поблизости командира.
Г) Я подумал о том что не знаю гшде берег и что если бы сейчас остался один
совершенно не знал куда плыть
III. Культура речи и стилистика
1. Поставьте ударение в словах: ракушка, намерении, умерший, договорные (цены)
2.Определите предложения с лексическими ошибками
А) В детали были обнаружены дефекты литья.
Б) Николая Ростова приставили к награде.
В) Предварительный план играет большое значение при написании
сочинения.
Г) Игроки души не чают в своем тренере.
3.Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,
А) учитывается авторская позиция
Б) внимательно, вдумчиво прочитайте текст
В) часто проблема формулируется неточно, неправильно
Г) комментарий к сформулированной проблеме игнорируется
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Учебники учебные пособия, словари, справочники и справочные пособия
Материально-техническое обеспечение дисциплины: аудиотехника, видеоаппаратура, компьютерное обеспечение
Содержание самостоятельной работы
Цель самостоятельной работы – содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.
Задачи самостоятельной работы:
- углубление и систематизация знаний;
- постановка и решение познавательных задач;
- развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой;
- практическое применение знаний, умений;
- развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля за его эффективностью.
Примерный список тем для самостоятельной работы.
(см. сетку планирования)
Виды контроля над самостоятельной работой.
Контроль осуществляется на уроках русского языка в виде проверок мини-тестов, анализа допущенных ошибок, текущего закрепления материала.
Примеры содержания тестовых заданий
Домашняя самостоятельная работа (I курс)
Прочитайте п.п.22-24
1. Укажите, в каком ряду во всех словах следует писать Е ?
а) пр..дворный, пр..забавный, пр..непр..ятный, пр..обладает;
б) пр..высить, пр..сытиться, пр..скверный, пр..возмочь;
в) пр..спокойный, пр..образить, пр..рекаться, пр..болеть;
г) пр..рвать, пр..возносить, пр..мудрый, пр..клеить.
2. Укажите, в каком ряду во всех словах следует писать И ?
а) пр..мчаться, пр..шить, пр..бить, пр..образовать;
б) пр..вилегия, пр..тих, пр..плыть, пр..кословить;
в) пр..вскочить, пр..брежный, пр..скакать, пр..морский;
г) пр..встать, пр..поднять, пр..глушить, пр..добрый.
3. В каком ряду во всех словах пишется С?
а) и..хлестанный, во..горание, ..дельщик, ра..стараться;
б) ни..ходящий, чере..полосица, ..зади, бе..чинствовать;
в) бе..вкусный, и..правленный, во..препятствовать, и..чезнуть;
г) ра..шитый, и..хоженный, ни..ложенный, бе..системно.
4. В каком ряду во всех словах пишется З?
а) и..жить, бе..рассудство, южная ..дравница, ..борная модель;
б) бе..гаражный дом, ра..метать листья, чере..мерные ра..ходы;
в) входить в ..дание, и..бороздить океан, и..колесить весь мир; ра..бежаться;
г) ра..жать руки, без..заботный человек, и..вечные проблемы, и..вернуться.
5. В каком ряду во всех словах пишется Ъ?
а) прем…ера, об…яснение, кар..ера;
б) бур..ян, с..ъемка, ин..екция;
в) от.. езд, об..езжать, ад..юант;
г) рел..еф, от..ем, медал..он
6. В каком ряду во всех словах пишется Ь?
а) раз..езжаются, компан..он, б..ющийся;
б ) стар..евщик, в..юга, под..ячий;
в) под..ем, об..ектив, с..ежиться;
г) лист..я, плат..е, с..емка
7. Подчеркните слова с орфографической ошибкой:
Изъян, аръергард, сузить, пьедестал, сьемный, трехътомная, мединститут, премьера, бурьян, съэкономить, бульён, карьера.
Домашняя самостоятельная работа (Iкурс)
Прочитать п.п.18-19
Переписать, вставить пропущенные буквы, выделить корни, графически обозначить условие написания гласной в корне.
Возг..раемость, перег..рание, уг..р, сг..раемость, перег..реть; з..ри, оз..риться; кл..няться, кл..нить, кл..ниться, прекл..ненный, скл..няемый; (не)прик..сновенный, к..саться, к..снувшись к..сательство; (не)отл..жный, предраспол..жение ,прил..гательное, распол..гаться; вым..ченный, м..кание, м..крёхонек; р..внобедренный, р..вноправие, р..внозначный; уск..кать, заск..чить, ск..чок; сотв..рчество, тв..рительный; р..стительный, р..стовщический, отр..слевой.
Самовозг..раемость, пог..релец, обг..реть, уг..релый, приг..р; з..рянка, оз..ренность; накл..нный, накл..нять, откл..ниться, раскл..няться, прекл..няться; (не)прик..саемый, к..сательство, прик..снуться, к..саться; безотл..гательный, предраспол..женный, обл..гать, выл..жить; взм..кать, вым..кать (все содержимое), вым..кнуть; подр..внять, пор..вняться, р..внение; привск..чить, ск..чет, соск..чить; раств..ряемость, удовлетв..рение; р..сток, повзр..слеть, прир..щивать.
Домашняя самостоятельная работа (Iкурс)
Прочитать п. п.72-76
1.Выполнить задания
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
А. Дуэль подвергалась критике со стороны мыслителей-демократов (1) видевших в ней проявление сословного предрассудка дворянства (2) и (3) противопоставляющих дворянскую честь человеческой.
- 1,2,3 2. 1,2 3. 1,3 4. 1
Б. Листок (1) кружась (2) несся вдоль берега вместе с водой ручейка (3) к заросшей камышом и мхом (4) мельничной запруде.
1. 1, 2 2. 1 3. 3, 4 4. 1, 2, 3, 4
В.Туман стал так силен (1) что (2) несмотря на то (3) что рассветало (4) не видно было в десяти шагах перед собою.
(Толстой Л.Н.)
- 1,4 2. 1,2 3. 1,2,3,4 4. 1,2,4
Г. Занавес опустился (1) и (2) когда в зале зажегся свет (3) то стало видно (4) насколько взволнованы лица зрителей.
- 3, 4 2. 1, 2, 3 3. 1, 3, 4 4. 1, 2, 3, 4
2. Выписать из предложения Б существительные и сделать их морфологический разбор. (порядок разбора см. на форзаце учебника)
Домашняя самостоятельная работа (II курс)
Расставьте знаки препинания, обозначьте главные члены предложения
Чувство огонь мысль масло.
Законодательная власть сердце государства.
Исполнительная власть его мозг.
Бедность не порок.
Равенство это великая формула людей.
Цена свободы вечная бдительность.
Свобода есть божество моей души.
Свобода главный дар природы.
Честь вот истинная красота
Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства.
Честь это бриллиант на руке добродетели.
Жить значит работать
Остаться без друзей самое горшее несчастье.
Зависть сестра соревнования.
Прятать истину есть подлость. Лгать из боязни есть трусость.
Хитрость признак недалекого ума.
Домашняя самостоятельная работа (IIкурс)
1.Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания. Подчеркнуть главные члены предложения
- Дуня села в к..битку после гусара слуга вск..чил не облуч(о,е)к (я,е)мщик свис..нул и лошади поск..кали.
- Оч(е,и)видно было что Савел..ич передо мною был прав и что я напрасно оск..рбил его упреком и подозрением.
- Ты (не)думай малыш что д..ма и вещи (с,з)дела(н,нн)ые ч..ловеком (ни,не)чего (не)знают и (не)помнят что они ж..вут (не)радуются (не)играют в восторг.. или (не)плачут от горя.
2. Укажите, где на месте букв в скобке запятую ставить не нужно.
- Все отвлеченное (а) исчезающее (б) в области мыслей и чувств (в) было для него непонятно и скучно (г) как музыка (д) для того (е) кто не имеет слуха.
- Не отводя глаз от нот (а) и крепко стиснув губы (б) сидела она (в) неподвижно и прямо (г) и только к концу сонаты лицо её разгорелось (д) и маленькая прядь (е) развившихся волос (ж) упала на темную бровь.
- Чудилось (а) будто корчуют весь лес (в) выдираемые из земли корни и сама земля (г) стонут и вопят от боли.
- Определить, какие знаки препинания нужно поставить в следующих предложениях:
- одну запятую;
- две запятые;
- три запятые;
- четыре запятые;
- не нужны запятые;
- тире.
- Перед рассветом звёзды меркнут небо расчищается и из-за горизонта медленно поднимается диск солнца.
- Опять было ясно и тихо и курились трубы.
- Иногда внезапно вспорхнёт стайка птиц задержавшаяся покормиться или где-то в стороне послышится неожиданный треск.
- Два-три прыжка и зверя не стало.
- Только иногда промелькнёт одинокая берёзка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.
- Гонятся над лугом друг за другом весёлые стрекозы и перелетают разноцветные бабочки.
- В саду было сумрачно и прохладно и тёмные тени лежали на траве.
- Здесь на юге сияло высокое синее небо цвела сирень и пахло летом.
- Улыбка была слабая чуть заметная и несмотря на улыбку строгое выражение глаз не изменилось.
10. Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт.
Виды контроля над самостоятельной работой.
Контроль осуществляется на уроках русского языка в виде проверок мини-тестов, анализа допущенных ошибок , текущего закрепления материала.
Критерии оценивания письменных ответов.
Промежуточная аттестация, текущий, итоговый контроль; контроль качества выполнения самостоятельной работы)
Критерии оценки грамотности
Оценка «5»
орфографических и пунктуационных ошибок нет
1 негрубая орфографическая ошибка
1 негрубая пунктуационная ошибка
Оценка «4»
2орфографических ошибки
2пунктуационных ошибки
3орфографические ошибки, если есть однотипные
2орфографических и 1 пунктуационная ошибки
1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки
4 пунктуационных ошибки
Оценка «3»
4 орфографические ошибки
8 пунктуационных ошибок
5 орфографических ошибок
3 орфографические и до 4 пунктуационных ошибок
3 орфографические 5 пунктуационных
6 орфографических ошибок
4 орфографические и до 4 пунктуационных
до 10 пунктуационных ошибок
6 орфографических и 6 пунктуационных, если есть однотипные и негрубые ошибки
Оценка «2»
5 орфографических и 9 пунктуационных
6 орфографических и 8 пунктуационных
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок
8 орфографических и 6 пунктуационных
большое количество ошибок
Оценивание тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе используются следующие критерии оценок:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2» - менее 59 %.
Учебно-методическое обеспечение программы
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Базовые учебные пособия
Для студентов
Греков В.Ф., Крючков С. Е. Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы – М., 1990
Для преподавателя
Сборник нормативных документов: Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. Примерные программы по литературе. – М.: ДРОФА. 2010.
Основная литература
- Баранов М.Т. Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы – М.,1993
- Бисеров А.Ю. Текучева И.В. Русский язык 50 типовых вариантовзаданийдля подготовки к единому государственному экзамену-М.,2013
- Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ВАКО,2009
- Владимирская Г.И. Райский Г.Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 классы. – М., 2004
- Войлова К.А., Паршина В.В., Тихонова В. В, Сборник диктантов для поступающих в ВУЗы – М., 1999
- Горбачевич К. С. Нормы современного литературного языка – М., 2005
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы: книга для учителя. - М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2007
- Данилова Л.Г., Станькова А.А. Русский язык. Тесты и задания для поступающих в ВУЗы – М., 2000
- ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для подготовки Сост. Угроватова Т.Ю. – М., 2011
- Золотарёва И. В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку 10 класс – М., 2009
- Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Учебно-тренировочные материалы к ЕГЭ. Русский язык – М., 2005
- Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. Русский язык. Единый Государственный экзамен. Типовые тестовые задания - М., 2012
- Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в ВУЗы – М., 1997
- Розенталь Д.Э. Русский язык. Классы 10-11. Пособие для общеобразовательных учебных заведений – М., 1999
- Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации – М., 2010
- Тесты по грамматике русского языка ч. 1-2 – М., 2002
- Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка - М., 2004
СЛОВАРИ
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1993
- Баханьков А.Е. Гайдукович И. М. Шуба П. Т. Толковый словарь русского языка. – М., 2001
- Жуков В.П. Жукова А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М., 1987
- Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1994
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1992
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1997
- Ушаков Д.И. Крючков С.Е Орфографический словарь для учащихся средней школы. – М., 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...
Рабочая тетрадь по немецкому языку для самостоятельной работы над текстами к учебнику Жебит Л.И. "Немецкий язык для пищевых и торговых специальностей средних специальных учебных заведений"
Рабочая тетрадь содержит методические указания, предназначенные для организации самостоятельной работы студентами специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» на основе ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образо...
Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (Английский язык)» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» (Технический профиль)
Представленная программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Иностранный язык (Английски...
Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (Английский язык)» по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (Технический профиль)
Представленная программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Иностранный язык (Английски...
Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (Английский язык)» по профессии 46.01.03 «Делопроизводитель» (Социально-экономический профиль)
Представленная программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Иностранный язык (Английски...
Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (Английский язык)» по профессии 54.01.01 «Исполнитель художественно-оформительских работ» (Социально-экономический профиль)
Представленная программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Иностранный язык (Английски...