Формирование учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных и личностных компетенций на уроках иностранного языка. автор Полосина Ирина Викторовна
статья на тему
Формирование учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных и личностных компетенций на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_polosinoy.seminar_1.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мы слишком часто даем детям
ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Формирование учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных и личностных компетенций на уроках иностранного языка
Система образования в нашей стране вступает в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новым подходам к разработке и использованию технологий обучения.
Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, развить когнитивные, креативные, коммуникативные качества, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на методы и технологии, позволяющие обеспечить формирование компетенций, способствующих общему развитию личности ребенка и смелому вхождению в самостоятельную взрослую жизнь.
Прежде всего отметим, что ориентированное на компетенции образование (competence-based education – CBE) формировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 году (Массачузетский университет) понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике. А в 60-х годах прошлого века уже как бы было заложено понимание рассматриваемых сейчас различий между понятиями «компетенция» и «компетентность», где последнее и трактуется нами как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.
· Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия "компетенция" и "компетентность":
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется нами на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С данных позиций А.В. Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Сюда относятся:
- познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
- духовно-нравственные, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
- осознание роли науки и религии в жизни человека;
- владение эффективными способами организации свободного времени.
3. Учебно-познавательные компетенции. Предполагает следующие умения:
• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
• иметь опыт восприятия картины мира.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
4. Информационные компетенции.
Предполагают
• владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
Умения:
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств;
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен:
• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
6. Социально-трудовые компетенции Сюда относятся:
– сотрудничество, работа в команде;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование;
- выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи;
- владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Реализация компетентностного подхода в преподавании иностранного языка
В основе практики педагогической работы по иностранному языку находятся ключевые компетенции, как более широкие, универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности. К ним относятся ценностно-смысловая, общекультурная, коммуникативная, социально-трудовая, учебно-познавательная, информационная компетенция, компетенция личностного самосовершенствования.
Формирование ценностно-смысловой компетенции – очень важное условие становления личности, развития ее качеств. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков. Вот пример подобного задания:
10 класс. Тема: «Загрязнение окружающей среды: причины и следствия».
Дискуссия «Как бы ты решал проблему загрязнения окружающей среды, если бы ты разрабатывал целевые программы и определял приоритеты в этой области?»
Формирование общекультурной компетенции позволяет обучающимся приобщиться к диалогу культур, способствует развитию толерантности. Огромную практическую ценность несут в себе пословицы и поговорки, которые можно использовать для развития фонетических, грамматических и лексических навыков на различных этапах урока.
В плане изучения иностранных языков речь идёт о формировании социокультурной компетенции. Современные УМК по иностранным языкам направлены как раз на формирование социокультурной компетенции, которая рассматривается как:
- готовность и способность находить общее и культуроспецифическое в моделях развития изучаемого и родного языков,
- находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках,
- строить речевое взаимодействие в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом речевой специфики.
Работа над коммуникативной компетенцией реализует самую важную функцию обучения иностранному языку – коммуникативную, то есть обучение языку как средству общения.
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности происходит в формировании всех ее составляющих:
• речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать своё речевое и неречевое поведение);
• дискурсивной компетенции (умение строить своё высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения);
• языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях);
• социокультурной компетенции (знания о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка);
• компенсаторной компетенции (умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации);
Добиться формирования коммуникативной компетенции возможно, последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям.
Прежде всего каждый человек должен уметь заявить о.себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения и пр. В устной форме это осуществляется в виде монолога «Расскажите о себе», «Поделись своими мыслями на тему...» (сложность высказывания возрастает с переходом из класса в класс) и диалогической речи. Последний вид работы постоянно практикуется на уроках.
Дети определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них бытовые «За столом» (гость - хозяин), «В магазине» (продавец - покупатель), «На улицах города» (местный житель - приезжий, полисмен -прохожий) и т. д. Помимо того что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности, он еще и позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции - умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
В письменной речи о сформировании коммуникативной компетенции можно говорить, когда учащийся способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию (первоначальные навыки этого формируются еще в начальных классах, когда ребенок учится писать свою фамилию и имя), может написать письмо (это умение теперь закладывается уже на 2-м году обучения иностранному языку. Пример: ученики 3 класса пишут письмо Хоббиту с приглашением приехать к ним в гости). Ученик 5 класса получает навык заполнения следующей анкеты:
Name
Home Address
Date of Birth
School year
Father's occupation
Mother's occupation
Brothers .
Sisters
What foreign languages do you speak?
In your opinion, what are your main characteristics?
How would you describe your family?
What are your hobbies?
Do you play a musical instrument? Which one?
Do you have any pets? What pets?
На старшей ступени условия заданий усложняются. Теперь ученик умеет уже не только сообщить о себе, но и подобрать те сведения, которые интересны, необходимы его собеседнику. К примеру, ученики 11 класса овладевают очень полезной компетенцией - умением написать резюме. Они знакомятся с условиями задания.
- Ты собираешься устроиться на работу. Как ты думаешь, что твоему работодателю необходимо узнать о тебе? Напиши все нужные сведения, не забывая о том, что ты должен заинтересовать того, к кому обращаешься.
Учащиеся осваивают форму составления резюме, анализируют неудачные варианты, после чего пробуют силы в со ставлении подобных деловых писем. Такая практика дает старшеклассникам шанс обдумать профессиональную пригодность, если они уже выбрали будущую профессию.
Таким образом, в коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:
· читать и понимать несложные, аутентичные тексты (с пониманием основного содержания и с полным пониманием);
· устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер;
· в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку;
· умение письменно оформить и передать элементарную информацию (письмо).
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Коммуникативная компетенция — сложное по структуре образование, что определяется сложной структурой коммуникации. Последняя включает ряд этапов. Первый этап — самоопределение в коммуникативной ситуации, когда определяются необходимость и цель участия в коммуникации. Второй этап — анализ намерений партнеров и способов коммуникации с учетом своих целей и возможностей. Третий этап — выбор соответствующего ситуации речевого жанра, поведения и коммуникативных техник. Четвертый этап — собственно коммуникация. Пятый этап — самооценка ценности, степени значимости, результативности прошедшей коммуникации. Однако отдельным этапам или умениям коммуникации нельзя обучиться изолированно друг от друга, чтобы потом «сложить» их вместе и получить коммуникативную компетенцию. Поэтому все методы формирования и развития коммуникативной компетенции являются комплексными.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
- все формы учебного диалога;
- доклады и сообщения;
- ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
- обсуждения, дискуссии, диспуты;
- упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
- выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
- выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
- вовлечение учащихся в работу театральных студий.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
- ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
- телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
- подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
- рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.
Социально-трудовая компетенция
В неразрывной связи с коммуникативной компетенцией находится социально-трудовая компетенция. Можно сказать, что первая «пронизывает» вторую.
Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Поэтому умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, - очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку.
Основной способ - ролевая игра. Участвуя в разрешении разнообразных ситуаций, от самых простых (типа «Узнай у прохожего, который час») до более сложных (как то «Твой друг собирается пройти собеседование с работодателем. Он никогда раньше не бывал в таких ситуациях и очень нервничает. Обсуди с ним возникшую проблему, попробуй дать несколько дельных советов»), ученики не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, а готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами.
Реализация учебно-познавательной компетенции имеет много общего с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности. Этому способствует совместное с детьми целеполагание в начале урока, самопроверка собственных работ, применение заданий, дифференцированных по уровню сложности.
Момент совместного целеполагания должен присутствовать на каждом уроке. Начиная очередную новую тему, учащиеся вместе с учителем обсуждают сферы применения данного материала, его практическую направленность.
Типичные вопросы при обсуждении:
- В какой области реальной жизни мне пригодятся эти знания?
- Какими способами я буду достигать цели?
- Какие средства мне для этого понадобятся?
Чтобы правильно определить свой уровень и программу дальнейших действий, у ученика должна быть достаточно развита самооценка.
На каждом этапе работы ученик должен уметь анализировать свои достижения: «Достаточно ли я подготовлен,чтобы переходить к следующему уровню? Если нет,где пробелы в моих знаниях?» Учащиеся оказываются в ситуации выбора, принятия решения: постоянно аргументировано отвечать на эти вопросы; в результате у них вырабатывается навык рефлексии.
Формированию этого навыка способствует и самопроверка учащимися собственных работ.
Так, например, учащимся предлагается еще раз проверить собственную работу (грамматический тест, сочинение), уже проверенную учителем, но без исправленных ошибок. Учитель подробно обсуждает с ними причины появления ошибок, учащиеся выполняют работу над ошибками, проделывают еще ряд упражнений, направленных на лучшее усвоение материала, анализируют неточности стиля и формы. На следующем этапе они выполняют повторную работу с учетом всех предыдущих замечаний.
Опытные педагоги рекомендуют использование в обучении иностранному языку дифференцированного подхода, конкретно уровневой дифференциации. Ведь обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники способны усваивать материал на разных уровнях, определяющим является при этом минимум образовательного стандарта. Однако ученики должны видеть перспективу своего роста, результат своей работы на каждом этапе усвоения материала, иметь возможность планировать свою деятельность. Существует определенная классификация уровней дифференциации (по Ю.В. Науменко):
- Общекультурный уровень
- Прикладной уровень
- Творческий уровень
Навыки систематизации, анализа, умения отделять главное от второстепенного формируются на уроках различными способами. Один из них – составление опорных схем и конспектов учителем иучащимися.
Грамотная организация целеполагания, систематическая работа по формированию рефлексии, самооценки, умение вывести учащихся на креативный уровень, поддержать их стремление к творчеству помогает педагогу в использовании проектных методик.
По мнению педагогов И. А. Зимней и Т. Е. Сахаровой (Москва), форма, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления, и определяется как проектирование. Школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать варианты решения. Учебный курс, построенный на данном методе, характеризуется высокой коммуникативностью, предлагает выражение учащимися своих мнений и чувств, активное включение в реальную деятельность. Современные УМК дают широкие возможности при менения проектной методики, начиная уже со среднего звена. Так, учащиеся 7 класса (УМК М. 3. Биболетовой) работают над проектом «Идеальная школа», описывая идеальные, с их точки зрения, взаимоотношения с учителями, выбор учебных предметов, планировку школы (кабинетов), школьные правила, иллюстрируя свои работы, стараясь как можно более привлекательно представить свой проект.
Информационная компетенция. Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования этой компетенции.
На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей, они имеют доступы к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них жизненной потребностью. Поэтому ученики, получая задание написать реферат или эссе, обращаются к дополнительным информационным источникам за получением какой-либо интересной информации или каких-то неизвестных фактов, представляющих ценность для раскрытия темы. Естественно, что для выполнения подобного задания ученики прибегают к помощи современных СМИ, таким способом совершенствуя свою информационную компетентность .
К примеру, работая над написанием эссе на тему «Личность, которой я восхищаюсь», некоторые учащиеся 8 класса пользуются Интернетом, где есть масса биографических сведений о жнчии современных «звезд», которые часто являются их кумирами. Дети с удовольствием обмениваются информацией по данному вопросу.
Учащиеся должны уметь:
- находить нужную информацию в различных источниках как на бумажных, так и на электронных носителях на разных языках,
- отбирать необходимую информацию, выделяя главное и второстепенное,
- определять степень достоверности информации путем сравнения с информацией из других источников и ставить ее под сомнение,
- эффективно использовать полученную информацию,
- сохранять информацию, защитив ее от нежелательных пользователей
Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация1 самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации.
Обучающие компьютерные программы по английскому языку составляют значительную часть всего учебного программного обеспечения. Это «Репетитор», «Профессор Хиггинс», «English Gold», «Привет, Америка!» и многие другие, созданные для самостоятельного освоения иностранного языка в домашних условиях. Оптимальным является фрагментарное использование этих программ в зависимости от цели урока.
Объектом компетенции личностного самосовершенствования является личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию. Он растет и развивается под воздействием среды, в которую попадает. Поэтому в данной формации большую роль играет сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты.
Размышляя над целями уроков, нужно продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение.
Задача учителя – при работе над любой темой искать возможность развития данной компетенции.
К примеру, работая над популярной для подростков темой «Спорт» (10 класс), учащиеся знакомятся с различными точками зрения спортсменов-любителей, профессиональных спортсменов на ту сторону области спорта, которая часто остается «в тени»: тяжелые перегрузки, нездоровая конкуренция и нечестность в спорте, прием запрещенных препаратов. Ученики имеют -возможность «пропустить эту информацию через себя», задуматься над своими ощущениями, определить свое отношение и даже выработать для себя определенные правила поведения в ситуации по данной проблеме. Заключительная дискуссия на тему «Спорт и наркотики: моя точка зрения» является логичным завершением темы, поскольку кроме языковой компетенции формирует в значительной мере компетенцию личностного самосовершенствования.
Формы работы, необходимые для реализации компетентностного подхода
- метод проектов
- метод дебатов и дискуссий
- игровые технологии
- проблемное обучение
- технология интерактивного обучения
- технология модульного обучения
Не должны использоваться:
- Монолог учителя
- Фронтально-индивидуальный опрос
- Информирующие беседы
- Демонстрация фильмов без обсуждения
- Самостоятельная работа с учебником по заданию учителя
Подведем итог. В основе обучения иностранному языку в большей степени находятся не предметные компетенции (хотя они имеют отражение в государственных стандартах), а ключевые компетенции, как более универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.
УРОК, ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ
Одним из важнейших средств поддержания интереса к иностранному языку является такая организация обучения, при которой и урок, и домашнее задание, и внеклассная работа были бы звеньями одной цепи. Развивать творчество, как сейчас модно говорить креативность, школьников необходимо уже с первого года обучения иностранному языку.
В обучении иностранному языку огромную роль играет эмоциональный фактор, взаимодействующий с коммуникативно-познавательной деятельностью учащихся. Эмоции связаны и с потребностью общения, эмоции связаны и с жаждой познания; эстетические эмоции, романтические эмоции, эмоции, вызванные успехом деятельности, языковые и интеллектуальные эмоции. Сочетание всех эмоциональных факторов наиболее благоприятно для развития познавательной активности учащихся в процессе овладения иностранным языком. Палитра положительных эмоций распространяется также на формы и характер организации деятельности учащегося вне урока.
Внеклассная работа должна быть естественным продолжением системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества учителя и учащихся. Именно в условиях внеурочной работы создается подлинная педагогическая среда непринужденного общения, которую можно условно назвать педагогической иноязычной средой. Во время проведения внеклассных мероприятий в центре внимания постоянно находится сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся. В результате проведения внеклассных мероприятий наблюдается повышение мотивации к обучению иностранного языка, и меняется само отношение к предмету "английский язык”.
ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ
Чем чаще и раньше учитель обращается к театральным постановкам на уроке. Тем эффективнее и интенсивнее происходит усвоение лексико-грамматического материала, навыков речевой деятельности. Участвуя в спектаклях, учащиеся видят практическое применение своих знаний и уже не будут сидеть на уроках со скучающим видом и задавать подобный вопрос: "А зачем мне учить английский?”. Отличным стимулом к активному участию школьников в театре является выступление перед учащимися других классов и перед родителями. Немногие ученики остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛИЙСКОЙ ПЕСНИ
Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе. Песня на уроках английского языка может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных, произносительных и грамматических навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а также для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка. Использовать песни нужно по возможности на всех этапах учебного процесса:
- для фонетической зарядки;
- для более прочного закрепления лексики и грамматики;
- для проведения физкультпауз;
- для релаксации.
При подборе песен нужно придерживаться некоторых принципов:
- песня должна быть аутентичной;
- должна соответствовать интересам и возрасту учеников;
- должна соответствовать уровню языковой подготовки учеников;
- должна соответствовать учебным программам.
Если будут соблюдены эти принципы, то эффективность в использовании песен будет очень высока. В песне представляет интерес не только текст, но и сама музыка, которая может создать благоприятную, креативную атмосферу в классе, стимулировать воображение учащегося.
Для развития социокультурной компетентности важно наличие в тексте следующих сведений: география и история страны, факты политической и социальной жизни, разговорные формулы, нормы поведения.
В большинстве своем, все эти факты в той или иной степени нашли свое отражение в тексте песен. Например, в песне "Taxman” группы "The Beatles” выражается точка зрения на налоговую политику Великобритании 1960-х годов.
Бытовые привычки раскрываются в некоторых песнях. Привычка британцев пить чай, при этом в определенное время, отражена в песне Стинга "Англичанин в Нью-Йорке” ("Я не пью кофе, я пью чай, мой дорогой”).
Из песен можно узнать о том, как проводят время в стране изучаемого языка. Например, в песнях часто встречается понятие "Party”. Приходится объяснять, что вечеринка в англоязычной стране проводится у кого-либо дома. На вечеринку приглашается большое количество людей, однако без приглашения приходить считается невежливым.
Таким образом, очевидно, что песенный материал действительно богат информацией, необходимой для развития социокультурной компетенции.
Наиболее сложным для российских учеников является изучение английской грамматики. Некоторые песни могут служить отличным подспорьем в изучении какого-либо грамматического материала. Например, знакомство с первым типом условных предложений проходит успешно с песней "If You Go to Rome”.
If you go to Rome
You’ll see the Coliseum.
If you go to London,
Maybe you’ll see the Queen.
В зависимости от возраста учащихся, их уровня владения языком, работу с песней можно организовать по-разному. Можно работать как с целой песней, так и с короткими отрывками песен, которые наиболее ярко представляют тот или иной материал или являются наиболее запоминаемыми.
Итак, применение песен во время уроков, а также во внеурочное время помогает повысить мотивацию к изучению языка, а также является эффективным средством и повышает социокультурную компетенцию.
КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ (КИД)
Для повышения интереса учащихся к предмету иностранного языка необходимо в первую очередь усилить и разнообразить его познавательную, страноведческую ориентацию. Одним из средств достижения этой цели может стать деятельность школьного КИДа.
Члены КИДа переписываются со своими английскими и американскими сверстниками, делают первые, пусть робкие, но осязаемые и сопровождаемые радостными эмоциями шаги к осознанию важности и необходимости практического овладения английским языком.
При этом переписка воспринимается с интересом, как в младших, так и в старших классах.
В современных условиях, с появлением компьютеров, электронной почты и Интернета, появились и новые возможности общения. Теперь КИД может называться центром страноведения, который поддерживает постоянные связи со многими зарубежными организациями (детскими, миротворческими, природоохранительными), а также с редакциями периодических изданий США, Великобритании, Канады, Индии, Мексики и других.
Материалы центра пополняются также книгами, буклетами, журналами и газетами, которые привозят сами учащиеся побывавшие заграницей или родители.
Данная информация может быть использована полностью или частично на уроках английского языка. Работа со свежей корреспонденцией, с прекрасно иллюстрированными журналами, с комиксами, с письмами всегда интересна и несомненно способствует повышению уровня знаний, умений школьников.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Неоценимую помощь в обучении иностранному языку оказывают стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, рифмовки, которые способствуют формированию речевых умений и повышению интереса к народной мудрости обоих языков как родного так и иностранного ведь пословицы, поговорки, крылатые выражения, обогащают речь, делают ее живой, выразительной.
"Proverbs – are the wisdom of streets”.
АНГЛИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ
Такие английские праздники как "Halloween”, "Christmas”, "St. Valentine’s Day” все больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на английском языке.
Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.
День святого Валентина в нашей школе празднуется уже много лет. Мы стараемся приурочить проведение предметной недели к какому–либо английскому празднику.
Обычно среди учащихся организуем инициативные группы, которые знакомят детей с праздником как на русском, так и на английском языках.
Другие готовят представления и также в течении предметной недели ходят по классам и показывают свои мини-спектакли.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Культура поведения – как ее недостает нашим учащимся и какую значительную лепту в ее формирование может внести учитель иностранного языка. Иностранный язык как предмет охватывает в основном все стороны жизни людей. На своих уроках учитель заостряет внимание учеников на нормах поведения дома, в общественных местах, на природе, в гостях и за столом; учит вести переписку с друзьями и близкими, как вести деловую переписку, как составить резюме и написать заявления или объявление в газету, т.к. задача не только научить детей предмету, но и содействовать становлению личности ребенка, воспитанию в нем нравственных качеств.
Знакомство с правилами поведения должно побудить школьников задуматься над своим поведением, стремиться к самовоспитанию и вести себя так, как бы он хотел, чтобы окружающие вели себя по отношению к нему: быть вежливым, приветливым, доброжелательным.
Особое место уделяется телефонному этикету, т.к. дети и на своем родном языке не могут общаться по телефону, особенно если речь идет о деловом разговоре.
"Умный первым снимет шляпу” – эти слова часто слышат учащиеся в кабинете английского языка. Это относится и к спорам, и к дракам, и к отношениям между девочками и мальчиками.
Мы стараемся привлечь интерес к иностранному языку всеми возможными средствами и приемами работы.
Тщательно продумывая содержание каждого занятия, стремимся к тому, чтобы сделать его информативным и интересным.
ВИКТОРИНЫ
Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.
Данная форма работы сочетает в себе элементы познавательной игровой деятельности. Наличие элемента соревнования в викторине отвечает потребностям различных возрастных групп учащихся.
Разнообразные по содержанию и форме викторины открывают простор для творчества, как школьников, так и самого учителя.
Хорошо подготовленная и проведенная викторина становится настоящим праздником для ее участников.
ИНТЕРНЕТ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создает интенсивную языковую среду.
Коммуникативная компетенция в современном ее понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.
В наше время именно эта цель является и наиболее востребованной учащимися и студентами изучающими иностранный язык. Даже если дальнейшая специализация выпускника не связана с зарубежными поездками, контактами с иностранными специалистами, пользование всемирной сетью Интернет становится все более необходимым условием получения и передачи информации по любой специальности. Основная же информация в сети на английском языке. Образованный человек, который может быть востребован должен владеть информацией в своей области.
Интернет предполагает свободное владение не только компьютерными технологиями, но и иностранным языком.
Это реальность, с которой приходиться считаться.
В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными. Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий.
Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.
К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:
Преимущества использования ИКТ в учебном процессе очевидны. Это:
- высокая степень мотивации учащихся (Motivation);
- интерактивность (Interactivity);
- возможность немедленной обратной связи (Feedback);
- гибкость индивидуального режима работы (Flexibility);
- большая свобода действий и самостоятельность (Autonomy);
- широкое распространение и общедоступность (Currency);
- соответствие ожиданиям нового поколения учащихся (Expectations);
- возможности аутентичного общения (Authentic Communication).
Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности. Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников.
К средствам и объектам материально-технического обеспечения относятся в том числе и мультимедийные обучающие программы по иностранным языкам, компьютерные словари, игровые компьютерные программы, которые могут быть использованы для:
- работы над языковым материалом;
- развития основных видов речевой деятельности;
- построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучающегося.
Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению.
Овладение языком через игру - один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.
Самостоятельное создание программ требует более серьезной подготовки. Они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляется индивидуальность человека, его видение материала. Эти программы могут явиться главным подспорьем в работе по обучению иностранным языкам. Учитель создает презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, таким образом осуществляется личностно-ориентированное обучение.
Обобщая опыт применения компьютерных и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод о том, что ИКТ:
- ускоряют процесс обучения;
- способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
- улучшают качество усвоения материала;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- дают возможность избежать субъективности оценки.
Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.
Википедия – популярный ресурс. Это общедоступная, свободно распространяемая многоязычная энциклопедия, издаваемая в Интернете и работающая на технологии «Вики». Википедия имеет необычайную популярность среди пользователей сети.
(Из книги о проекте)
Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно реагировать на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.
А это значит, выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям, готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям, уметь выходить из них.
Чем же должен руководствоваться учитель для выполнения всего этого?
Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить следующие правила:
- Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
- Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
- Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием обучения.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, практикуйте творческие задачи.
- Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
- Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
- Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
- Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений.
Помнить их, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности на основе компетентностного подхода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация учебно-познавательной и профессионально-творческой деятельности обучающихся через организацию исследовательской работы на уроках иностранного языка в учреждениях СПО.
В статье рассматривается вопрос активизации учебно-познавательной, научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся как одной из форм обучения в современном учебном заведении, позволяющей...
Методы и формы проведения оценки общих компетенций на уроках иностранного языка.
Применяемые технологии для формирования общих компетенций, методы и формы проведения оценки этих компетенций на уроках иностранного языка....
доклад "Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"
доклад для помощи в работе преподавателей литературы...
Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка
Статья о формировании социокультурной компетенции на уроках иностранного языка...
План – конспект Открытого урока по хору преподавателя Токмаковой Ирины Викторовны.
Работа над дыханием и звукообразованием на начальном этапе обучения...
Методическая разработка «Формирование профессиональных и личностных компетенций на уроках спецтехнологии»
Особое внимание в современном профессиональном образовании уделяется ключевым компетенциям, которые носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности. Владение ключевыми ком...
Обобщение опыта по теме «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка в СПО»
Основной целью образовательного процесса в системе профессионального образования является:формирование профессиональной компетенции будущего специалиста,развитие творческого познавательного инте...