Практическая работа по русскому языку и культуре речи
методическая разработка по теме
Практическая работа по русскому языку и культуре речи
для студентов второго курса
Вариант 1
1. Впишите пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
Восстановите текст.
Он н_ любил пр_ч_нять люд_м зло – об_жать не взн_чай или с умысл_м не т_р-
пел к_гда на не_о т_или обиду. В арми_ правда трудно было об_йтись без то_о –
случал_сь и вз_ск_вал но ст_рался что бы всё выгл_д_ло по х_рош_му, ради пол_зы
службы. Т_перь злой из муч_ный пр_студ_й Сотников упр_кнул е_о в том что отпу-
стил не н_к_зал стар_сту но Рыбаку стало пр_тивно н_каз_вать – ч_рт с ним пусть
ж_вёт. К_не_но к вр_гу след_в_ло отн_си_ся без всяк_й жал_сти но тут п_лучил_сь
так что оч_нь уж мирн_м по кр_ст_янски зн_ком_м п_к_зался ему эт_т Пётр. Если что пусть е_о н_кажут другие.
2. Впишите пропущенные буквы и расставьте ударение в следующих словах:
Бал_вать, вахтер, воры, д_спансер, дог_вор, д_звонится, завидно, з_купорить, з_-
ржаветь, звонит, звониш_, зубчатый, изр_дка, индустрия, к_талог, квартал, кета,
к_мбайнер, кр_сивее, кремень, мельком.
3. Определите род имён существительных и поставьте определения в соответству-
ющей форме.
Любим_ м_золь, пушист_ к_шне, узорч_т_ тюль, тёмн_ вуаль, наст_ящ_ плакса, м_лод_ кенгуру, московск_ вуз, разв_вающ_ ся Сан- Франциско, наш_ БАМ
4. Перепишите, поставив собственные имена существительные в нужной форме.
Познакомился с (Василий Лановой), был у (Эрнест Хемингуэй), вместе с (Алек-
сандр Лукашенко), говорили о (Леонид Гайдай), подошли к (Наталия Герцен), в гос-
тях у (Евгения Гайдай), стихотворения (Юрий Живаго), вижу (Сергей Брузжак), ду-
маю о (Лия Бурчак)
5. Перепишите, заменяя числа словами и употребляя существительные в нужной
форме
11(апельсин), 5(мандарин), 6(лимон), 7(яблоко), 1 пара (сапоги), 2 пары (носки),
5 пар (валенки), 3 пары (ботинки), 4 пары (чулки), 500 (грамм) крупы, 20 (кило-
грамм) помидор_, 2 банки (баклажан), 18 банок (томаты), сила тока в 30 (ампер), на-
пряжение в 220 (вольт), 90 (грузин), 50 (татарин), 800 (башкиры), много туркмен_,
400 (болгары), 850 (гектар), 480 (киловатт)
6. Перепишите правильно эти слова:
Бе_пр_це_де_тный случ_й, уча_с_в_вал в аф_ре, к_ричн_вый д_р_ма_тин, соб_-
рать м_к_л_туру, служ_л в гр_н_д_рском полку, арт_л_ри_ская к_н_нада, весну_тая
девч_нка, об_ехал пол Америки, с_еш_ пол спелого арбуза, пяти бал_ная с_стема,
р_бота_ш_ пр_гр_мистом, к_тат_ся на к_т_м_ране, пр_дан_е для н_весты, б_р_да-
тый под_ячий, страшное пр_в_дение, к_ра_каться на верх, всматр_ват_ся в даль, из
под м_ж_вельника, ч_ре_вычайный п_сол, кож_ный ч_р_с_дельник
7. Найдите ошибки в употреблении слов, исправьте и перепишите предложения
1) Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2) Читая «Молодую гвардию», мы,
юноши и девушки, не знавшие войны, видим, как героически боролись с захватчи-
ками наши современники. 3) Через всю повесть проходит фабула патриотизма.
4) Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно,
взаимно пересекаясь. 5) В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения. 6) Уже в пятом классе Наташа поняла,что математика – завлекатель-
ная наука. 7) Сначала о Манилове складывается двойное впечатление. 8) Молодой учёный с радостью согласился участвовать на симпозиуме физиологов в Копенгаге-
не.
8. Поставьте имя числительное в правильной форме.
(Полтора) днями, (семеро) парнями, (оба) мужчинами, (полтораста) брёвнами, (двести) книгами, о (восемьсот) рублях, с (девяносто девять) копейками
9. Какой звук – Е или О – произносится под ударением в данных словах? Если О, то напишите вместо Е букву Ё. Расставьте ударение
Желоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, гренадер, блестки, береста, бесхребет-
ный, издевка, маневр, маневренный, двоеженец, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несовременный, никчемный, одновременно, осужденный, платежный,
приведший, принесший, плетший, истекший, планер, старьевщик, тверже, острие, бытие
10. Составьте предложения с приведенными словами
Истекший – истёкший, сложенный – сложённый, погруженный – погружённый, крестный – крёстный, оглашенный – оглашённый, падеж – падёж, совершенный – совершённый.
Атлас – атлас, видение – видение, кирка – кирка, ирис – ирис, безобразный – безо-
бразный, клубы – клубы, орган – орган, ледник – ледник, характерный – характер-
ный, острота – острота, магистерский – магистерский, языковая – языковая
Практическая работа по русскому языку и культуре речи
для студентов второго курса
Вариант 2
1. Впишите буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Восстановите текст.
Там ж_ло м_гуч_е племя людей они п_сли ст_да и на _хоту за зверями трат_ли св_ю силу и муж_с_во п_р_вали после _хоты пели пес_ни и играли с девушк_ми.
Однажды во время пира одну из них ч_рн_в_лос_ю и нежн_ю как ноч_ унёс _рёл спустивш_сь с неба. Стрелы пущ_ные в не_о му_инами упали жалкие _братно на землю. Т_гда п_шли искать девушку но не н_шли её. И з_были о ней как з_быва-
ют обо всём на з_мле.
Но через два_ц_ть лет она с_ма пр_шла измуч_ная и_сохш_я а с нею был юн_ша кр_сивый и сил_ный как с_ма она два_ц_ть лет н_зад. И к_гда её спр_сили где была она она р_ск_зала что _рёл унёс её в горы и ж_л с нею там как с ж_ной. Вот е_о сын
о_ца нет уже к_гда он стал сл_беть то п_днялся в п_следн_й раз выс_ко в небо и
сл_ж_в крыл_я т_ж_ло упал от туда на остры_ уступы г_ры на смерть р_збился о них.
Все см_трели с уд_влени_м на сына _рла и вид_ли что он н_ чем н_ луч_ше их тол_ко гл_за е_о были холодны и горды как у ц_ря птиц. И р_зг_вар_в_ли с ним а он отв_ч_л если х_тел или м_лч_л а к_гда пр_шли ст_рейш_е плем_ни он г_в_рил с ними как равн_ми с_бе.
2. Впишите пропущенные буквы и расставьте ударение в следующих словах:
М_т_лургия, н_мерен_е, н_кролог, н_в_рожде_ный, об_спечен_е, облегчить, освед_миться, _ткупорить, отчасти, парт_р, планер, пр_нудить, ржаветь, с_нтиметр, столяр, усугубить, х_датайс_в_вать, х_зя_ва, черпать, щавель, правы, прин_та, про-
д_на, горьки, августовский, по средам, _п_ртаменты, ас_метрия, атрофия, афера
3. Определите род имён существительных, согласуйте с ними определения
Перв_ запевала, кругл_ невежда, так_ умница, международн_ ралли, мощн_ торнадо, непонятн_ хинди, вкусн_ сулугуни, удачн_ пенальти, освещен_ авеню,
свеж_ кольраби, чудесн_ салями, ранен_ фламинго, печальн_ пони, маленк_ шимпанзе, строг_ рефери, красив_ Таити, стар_ Сочи
4. Перепишите, раскрыв скобки и поставив имена существительные в нужной форме.
Увидеть (Ирина Гофман), рассказать об (Алефтина Мильх), встречать (Сергей Гофман), познакомиться с (Николай Мильх), доклад (Кирилл Лавренко), подойти к (Лия Черных), роман (Виктор Гюго), сказка (Шарль Перро), завидовать (Марк Твен),
адресовать (Эмиль Золя), произошло под (Ростов-на-Дону), вместе с (Николай Рос-
тов), сражение под (Бородино), композитором (Бородин)
5. Перепишите, заменяя числа словами и вставляя, если нужно, пропущенные бук-
вы
2 группы монгол_ , 50 микрон_ , 90 фут_ , 18 эрг_, 500 солдат_, 11 драгун_, 300 партизан_, 400 ньютон_, 190 плать_ , 8 махровых полотен_, 900 охотничьих руж_ , 6 простын_ , 111 сажен_ , 888 свеч_ , много детских яс_ , 40 акр_ земли, 5 мегаватт_ ,
6 кочерыж_
6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы
Ин_ гурац_я пр_з_дента, спик_р п_рлам_нта, и_пичм_нт, эл_кт_рат, д_п_рта-
м_нт обр_з_ван_я, мун_ц_п_л_тет, л_г_тимный, к_нсенсус, д_спл_й, м_н_тор_нг, включить пл_й_р, п_йдж_р, барт_рн_я _делка, брок_р, дил_р, инв_стиц_я, кил_р, дол_р, к_нверс_я, холд_нг_в_я к_мпан_я, б_стсел_р, р_кви_м, р_р_тетное издание
7. Подберите как можно больше фразеологических синонимов к следующим сло-
вам
Чепуха, жена, исхудалый, жадничать, отругать, умереть, бездельничать, наги-
шом, тайно, вблизи, далеко, никогда
8. Употребите данные слова в словосочетаниях, вставляя пропущенные буквы, в том числе и буквы э или е
По_т, ф_ер_я, м_ну_т, фа_тон, р_кви_м, ма_стро, тра_ктор_я, п_ли_ми_лит, п_-
ру_т, _б_тури_нт, к_но_, су_цкий, кли_нт, и_рарх_я, с_лу_т, п_ци_нт, ст_ту_тка, ко-
_ф_ци_нт, ду_т, и_рогл_ф, ду_н_я, ало_, а_р_план, ори_нтир, ад_кватный, к_шн_, ст_нд, д_льта, м_рт_н_вский, к_т_дж, п_нсн_, д_нди, С_х_т_-Алинь, Пу_рто-Рико, б_кон, пл_н_р, п_л_м_р, м_р, с_р, п_л_н_з, по_т_са, стю_рд_са, альт_рн_тива, р_ле,
ап_рт_ид, аст_ро_д, ат_изм, ат_лье, б_жут_рия, б_фшт_кс, бруд_рша_т, г_н_тика, г_од_зия, д_кольт_, д_т_ктор, д_сп_нс_р, инт_грал, инт_рв_ю, к_бар_, кап_ла
9. Найдите речевые ошибки, исправьте и перепишите предложения
1) М.Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно». 2) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также Эстонии и Латвии. 3) Устав после занятий, мне не читалось. 4) Проработав-
шие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию.
5) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом.
6) В конгрессе принимали участие сорок одна страна. 7) В своих заметках автор де-
тально описывает о путешествии на Кавказ. 8) Эта традиция возродилась в нашей стране вновь уже в первые годы перестройки. 9) Нас перевели в отсталую бригаду.
Практическая работа по русскому языку и культуре речи
для студентов второго курса
Вариант 3
1. Впишите буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Восстановите текст
Но тут он об_рнулся и увид_л девушку. Бе_п_ряд_чные в_дения р_ивши_ся в е_о пам_ти с разу и_езли. Перед ним было бледн_е в_здушн_е сущ_с_во с б_л_ш_-
ми одух_тв_рен_ми г_лубыми гл_зами с мас_й з_л_тых в_лос. Он не знал как она одета,– знал лиш_ что н_ряд на ней т_кой же ч_дес_ный как и она с_ма. Он мыс-
л_но ср_внил её с бледно з_л_тым цв_тком на тонк_м стебл_. Нет ск_рей она дух
б_ж_ство б_гиня,– т_кая в_звыш_ная кр_с_та не мож_т быть з_мной.
Руфь пр_т_нула ему руку и он з_мет_л как прямо см_трела она ему в гл_за во время крепк _ со всем му_ско_ рук_п_жат_я. Жен_щ_ны к_торых он зн_вал не так п_ж_мали руку. Т_кой он ни к_гда не вид_л.
С_дит_сь мист_р Иден ск_зала девушка Мне так х_тел_сь п_зн_ком_т_ся с вами после т_го что нам р_ск_зал Артур.
Он з_был всё окружающ_ и жадн_ми гл_зами впился в девушку. Да вот это – то для че_о сто_т ж_ть че_о сто_т д_б_ват_ся из за че_о сто_т б_рот_ся и ради че_о сто_т ум_реть. Бывают на свет_ т_кие жен_щ_ны. Вот одна из них. Она окрылила его в_бр_жение и огромные ярк_е п_лотна в_зн_кали перед ним и на них р_ились т_инств_ные, р_м_нтич_ские обр_зы сцены любви и г_р_ич_ских подв_г_в во имя жен_щ_ны с з_л_тыми в_л_сами.
2. Впишите пропущенные буквы и расставьте ударение в следующих словах:
Б_звременье, без толку, бл_г_пр_обретенный, бл_кир_вать, бармен, б_мб_рди-
р_вать, агр_номия, б_совщина, боч_ковое пиво, бравурный марш, вечеря, валовые, валом валит, генез_с, грунтовые, догмат, древко знам_ни, духовник, жалюзи, жерло, н_бес_ное знамение, изыск, икон_п_сь, искони, и_черпать, созыв, катарс_с, кл_до-
вая, крашение
3. Напишите правильно данные слова
Пол метра, пол л_мона, пол д_сято_о, пол ябл_ка, пол листа, пол гор_да, пол М_-
сквы, пол то_ны, пол Афр_ки, пол вт_ро_о, пол спел_го ап_л_сина, пол один_ц_т_-
го, полу б_тинки, пол л_тровка, полу п_л_то, пол гр_нён_го ст_кана, в пол об_рота, пол день, с пол об_рота, пол дник, с пол слова, пол_умный, в пол гол_са, с полу сло-
ва, в пол л_ца, в пол силы, полу шутя, пол арбуза, в пол глаза, в пол дерева, в пол н_кала, в пол_вину, в пол открыта, в пол прищур, в пол пути, в пол пьяна, в пол слу-
ха, в пол сыта, в полу оборот, в пол уха, с полагоря
4. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы
Агре_сия, ал_ргия, ал_ея, ан_тация, ан_ул_ир_вать, ан_апест, ап_ляция, ма_сон, ил_юзия, ма_на, мус_он, ил_юм_нац_я, им_тац_я, м_си_нер, инк_сат_р, к_сатка, ин-
т_лект, _купац_я, к_ле_ский _сес_р, ин_ц_ат_р, оп_зиц_я, пьес_, инт_л_генц_я, _люмин_вый, _п_нент, ап_рат, ис_кус_ный, р_сурсы, п_р_лельный, ис_кус_тво, п_сивный, ап_етит, ап_атит, п_с_жир, арт_л_рист, пр_в_легия, ир_гация, п_с_мизм, к_р_к_тура, ас_гнация, к_сир, к_р_дор, пре_са, ас_стент, к_сета, ас_рт_мент, ас_ц_-
ация, рас_чёт, пр_гр_сивный, г_л_рея, _тр_кц_он, к_лега, пр_це_с, б_лада, гум_-
низм, к_ледж, р_ж_сёр, д_сант, б_л_тир_ват_ся, к_лекц_я, р_пр_сир_в_ный, б_р_ка-
да, труж_ник
5. Составьте вариантные словосочетания с данными словами, учитывая их омонимичность, ударение и совпадение в звучании
Образец: над головами нимбы – поехала с ним бы,моя вина – много вина.
Сводкой, поливы, лу_, пол обезьяны, кружки, пол дома, попадают, полосы, пара, половцы, лев, положил, бар, половина, коса, полочка, пошла, ползла, ключ, поляка, в_лы, полребёнка, к_мпания, полюса, пиру_т, ползала, _ахара, пол ягнёнка, стопа, поляра, стойка, полчище, стойкий, полушка, столбов, полусобранного сруба, из-за бора, полудрагоценному, из забега, слива, слогом, побегу, побелке, побоку, побору, подвалом, подводой, подарками, подвалом, выжили, выдали, народу, нарост, насчет
6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы
Суб_ктивный п_дход, служебн_я суб _рд_нац_я, об_ёмн_я м_д_ль, об_снов_ное сужден_е, _д_ютан_ский мундир, меж _гр_вая тр_н_ровка, меж ярус_ное оф_рмле-
ние, пр_нять контр меры, л_ющ_ся в_да, н_вейш_й к_мп_ют_р, рын_чн_я к_н_юн_-
тура, сверх_стеств_ная ж_ра, сверх_ктивное в_щ_ство, пр_д_вить обв_нение, об_ди-
нить усил_я, транс_м_р_канская м_г_страль, инт_р_ер в_ст_бюля, внутри вен_я ин_екц_я, двух ярус_ный под лес_к, транс_вр_пейский м_ршрут, арктич_ск_е п_б_- реж_е, с_ёмный инструмент, сво_врем_ное р_з_снение, р_зр_шение на в_езд, в_ю-
щ_ся вол_сы, не нужн_я в_едл_в_сть, ар_ргардные б_и, р_з_снивш_ся не дор_зуме-
ние, не удавш_ся контр атака, пе_ан_й к_р_ер, между н_родный ал_янс, т_рифные б_р_еры, стр_лковый б_т_л_н, опубл_ков_н_ инт_рв_ю, р_зобр_ный контр ярус, пан _вр_пейские пр_блемы, р_злож_ный п_с_янс, быстрый фел_ег_рь
7. Найдите речевые ошибки, исправьте и перепишите предложения
С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком. Ав-
тор по-новому решает вопрос о мести поэта в жизни, о гражданстве поэзии. Скоро-
постижный отъезд Хлестакова и известие о прибытии настоящего ревизора приво-
дят чиновников в оцепенение. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Плюшкиным и Ноздрёвым. Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей. Диалекты встречаются не только в языке героев расска-
за, но и в речи самого автора. Несомненно, что Молчалин сохранится в доме Фаму-
сова. Как только артист выходил на сцену, лица зрителей взрывались улыбками. Ре-
зультаты контрольных работ, проведённые в разных городах, были отличные. Из-за рассеянности шахматист не раз во время чемпионата терял очки. Специалисты про-
смотрели некоторые ошибки, допущенные при эксперименте. Как известно, чтение Гоголя никого из его современников не оставляло равнодушным. Появление пьес А.Н.Островского явилось огромным событием в истории нашего театра
Практическая работа по русскому языку и культуре речи
для студентов второго курса
Вариант 4
1. Впишите буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Восстановите текст
В одном п_лку наш_й д_виз_и (тол_ко не в наш_м) была ж_на п_лк_во_о к_м_н-
дира. Рожа я т_бе ск_жу Вер_чка пр_естеств_ная. К_с_лявая рыж_я длин_я худущ_я р_тастая… Штук_турка с н_ё так и сып_л_сь как со стар_го _осковского дома. Но
п_н_ма_ш_ этакая п_лк_вая Мессалина: т_мп_рам_нт влас_н_сть пр_зрение к лю-
д_м страсть к р_зн_браз_ю. В д_бав_к – м_рф_нис_ка.
И вот однажды, ос_н_ю пр_сылают к ним в полк н_в_и_п_ч_ного прап_рщ_ка со всем ж_лт_рото_о в_р_б_я тол_ко что из в_ен_го учил_ща. Через мес_ц эта стар_я лош_дь со всем овл_дела им. Он паж он слуга он раб он вечный к_в_лер её в танц_х нос_т её ве_р и пл_ток в одном мундирч_ке выскак_ва_т на м_роз звать её л_ш_дей. Ужас_ная это штука к_гда свеж_й и чистый м_л_чишка п_лож_т св_ю первую лю-
бовь к н_гам стар_й опытн_й и вл_ст_любив_й р_звратн_ц_. Если он с_йчас выск_-
ч_л не вр_дим – всё р_вно в буду_щ_м сч_тай его п_ги_ш_м. Это – штамп на всю ж_знь.
К р_жд_ству он ей уже н_д_ел. Она в_рнул_сь к одной из св_их прежн_х, испыт_-
ных пассий. А он не мог. Ход_т за ней, как пр_в_дение. Измуч_лся весь и_худал п_-
ч_рнел. Г_в_ря высок_м штил_м – «смерть уже л_жала на его высок_м ч_ле». Р_в-
н_вал он её ужас_но. Г_в_рят целые ночи пр_ста_вал под её окн_ми.
И вот однажды в_сной устро_ли они в п_лку какую то м_ёвку или п_кник. Было много вып_то. Обратно в_звр_щались ноч_ю п_шком по п_л_тну ж_лезн_й д_роги. Вдруг на встречу им идёт т_варный по_зд. Идёт оч_нь медл_но в верх, по д_вол_но крутому п_д_ёму. Д_ёт св_стки. И вот, тол_ко что п_р_возные огни п_р_внялись с к_мпани_й она вдруг шепч_т на ухо прап_рщ_ку Вы всё г_в_рите что люб_те м_ня. А ведь, если я вам пр_к_жу – вы н_верно под по_зд не брос_т_сь А он н_ слова н_ ответ_в бегом – и под по_зд. Он то г_в_рят верно ра_ итал, как раз между п_редн_-
ми и задн_ми к_лёс_ми: так бы его ак_ратно по п_лам и перерез_ло. Но к_кой то ид_от вздум_л его удерж_вать и _талк_вать. Да не осил_л. Прап_рщ_к, как уц_пил-
ся руками за рел_сы так ему обе кисти и _тяпало.
2. Составьте с данными паронимами словосочетания
Узнать – признать, одеть – надеть, подпись – роспись, опечатки – отпечатки, безответный – безответственный, существо – сущность, рост – возраст, тормоз – торможение, груз – нагрузка, длинный – длительный, желанный – желательный, гривастый – гривистый, жизненный – житейский, дипломатический – дипломатич-
ней, гнездо – гнездовье, дефектный – дефективный, туристический – туристский, эффективный – эффектный, постройка – строение, наследие – наследство, выпол-
нять – исполнять, пошив – шитьё, работать – сработать, смириться – примириться, служение – служба, снискать – сыскать, командировочный – командированный, честь – честность, жалобный – жалостный, сменить – заменить, пустошь – пустырь
3. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова.
Потеря способности ходить, большей частью при заболеваниях нервной систе-
мы, или …; право пользования чем-либо на определённый срок, а также документ, удостоверяющий это право, или… ; торжественная процедура вступления в долж-
ность главы государства, или… ; лицо или учреждение, имеющее право пользования чем-либо на определённый срок, или… ; председатель парламента, или… ; процеду-
ра привлечения к суду парламента высших должностных лиц государства, или… ; круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на выборах, или …; отдел административного учреждения, или … ; орган местного самоуправле-
ния, или … ; законный, или … ; общее согласие по спорному вопросу, или … ; по-
стоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату, или … ; разрешаемый законом, или … ; посредник при за-
ключении сделок на биржах, или … ; член фондовой биржи и банк, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг, валют, драгоценных металлов, или … ; перевод промышленности с производства военной на выпуск гражданской продукции или наоборот, или … ; компания, владеющая контрольными пакетами акций других ком-
паний, или … ; наиболее раскупаемая книга, издаваемая большим тиражом, или … .
Для справок: импичмент, конверсия, департамент, абазия, дилер, спикер, легаль-
ный, абонемент, бестселлер, инаугурация, электорат, легитимный, абонент, муни-
ципалитет, мониторинг, консенсус, брокер, холдинг.
4. Впишите пропущенные буквы и расставьте ударение в следующих словах:
Кухон_й, маркет_нг, маст_рски, хвоя, мус_р_провод, н_мерение, ненец_кий, ободрить, оптовый, пам_туя, повторен_й, п_дростковый, предв_схитить, разг_судар-
ствление, с_н_тария, т_нцовщица, ф_ксимиле, ф_ерия, ф_номен, эксперт, свекла, христосоваться, форзац, затормож_ный, коклюш, колосс, мед_каменты, некролог, премировать, простыня, р_вольвер, соболезнование, средства, столяр, таможня, ха-
рактерная ч_рта, бело снежный хлопок, благ_вест, вер_исповедание, вет_ринария, гастр_номия, диоптрия, догмат, др_мота, искра, корысть, ломота, немота, овен.
5. Найдите речевые ошибки, исправьте и перепишите предложения
Автор сатирически изображает образы помещиков. Унаследовав богатое наслед-
ство дяди, Онегин стал жить в деревне. Дабы ограда не подвергалась ржавлению, необходимо покрыть её масляной краской. В следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию. Ничто не может вывести Об-
ломова из его баланса. Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостни-
ками. Правда, заключ_ная в стихах поэта, бьёт в лицо. Григорию Добросклонову за-
готовлен трудный путь народного заступника. Его мелочность, скаредность вызыва-
ет у всех негодования и презрения. Автор сосредоточивает наше внимание на рас-
крывание психологического состояния главного героя. Речь бабушки более ярче и выразительна, чем речь других героев повести. Партизаны продвигались по лесу в неприглядной тьме. На родине поэта установлен мемориальный памятник. В каби-
нете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нём могло обитать живое существо. Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комна-
ту. Отец просил дочь пригласить её подруг к себе.
Практическая работа по русскому языку и культуре речи
для студентов второго курса
Вариант 5
1. Найдите различные ошибки, исправьте и перепишите текст.
Света устало смотрит на доску и медленно выводит в тетради для сочинений красивым почерком тему: «Один день из моей жизни.» Дома она не готовилась, плана нет. О чём же писать? Несколько минут сидит в задумчивости. Но вот шари-
ковая ручка начинает ровный бег по бумаге, преодолевая, как стайер на дистанции, строку за строкой…
«Вы добрая как и моя мама, по этому я хочу расказать вам о вчирашним дне,– пи-
шет Света.– Как всигда не выспавшысь, я прастнулась в шесть чисов из за шума в саседний квартире, там каждое утро сорються, ругают скверными словами бальную старуху пажилой сын сасваей жиной. А потом паднилась мама и пошла в кухню гот-
вить завтрак. Папы не было, он работает на заводи, а жывёт в камандеровке, по это-
му я его часта вижу васне. а мама учительнеца, но толька в другой школе. Она ушла рана патамушта дижурная и целая неделя далжна открывать школу. Ты разве сто-
рош спрашываю её ни ходи так рана. А мама боица гаварит накажут. Я умылась, убрала пастель одела школьною форму и села зафтракать. Пасуду вымоть не успела ноза то накармила кошку. А тут на миня налител дядя Серёжа мамен брат старый хрычь ругал миня что я не мою пасуду что испот кошки не убераю. Перепортил мне всё настраение и мне прешлось вымать пасуду, а патом павесила портфиль на спину взила палки с лыжими, сменную обуфь с сумкой и вышла на улецу…»
2. Спишите, учитывая слитное или раздельное написание не и ни.
Не з_вис_мое от м_т_р_альных услов_й пол_жение; слово, не скл_ня_мое в рус-
ском языке; не изм_ня_мая форма гл_гола; ни в к_кой мере не з_вис_мое мнение; не пр_х_димый судами пр_лив; с_в_ршенно не пр_х_димая грязь; не пр_х_димая в в_-
сен_ ю пору грязь; не ст_рпимая для м_ня боль; абс_лютно не ст_рпимая при оп_ра-
ц_и боль; не т_рпимый в наш_м общ_стве суб_ект; ни кем не т_рпимый ч_л_век; да-
л_ко не т_рпимое не удобство; с_в_ршенно не т_рпимое п_в_дение, не уг_симый эн-
туз_азм строителей, не уг_са_мый в наш_й стране под_ём творч_ской энергии, со-
вершенно не уг_са_мая жажда знания, не разл_жимое на данные множ_тели и не де-
лимое на три число, ни в чём не разложимое вещество, не делимая не производная основа, всегда не победимая команда; команда, не победимая в состязаниях; чемп_-
он, ни кем не победимый; не умолкаемый днём и ночью горо_кой шум, вовсе не умолка_мый морской прибой, ни сколько не умолка_мый вой ветра, не проница_мая для воды оболочка, не сгиба_мая в колене нога, совершенно не сгиба_мая нога, ни чем не сгиба_мая воля, не подража_мый в исполнении этой роли актёр, не различи-
мые в тумане предметы, почти не различимые оттенки цветов, ни в чём не различи-
мые изделия, не слыш_мый в толпе ш_пот, почти не слышимый шелест, ни когда не слыш_мый из дали топот, сквозь не вид_мые миру слёзы, совсем не вид_мые кусты,
не вид_мые не вооруж_ным глазом бактерии, ни кому не вид_мые слёзы, ни чем не заменимая утрата, не заменимый в путешествии предмет.
3. Подберите к данным словам синонимы иноязычного происхождения.
Образец: приставка – префикс, окончание – флексия.
Подлежащее, сказуемое, послесловие, дополнение, помидор, определение, язы-
кознание, двуязычие, языковед, правописание, вступление, пират, лётчик, первопро-
ходец, кошелёк, печать, занавес, безветрие, знамя, задвижка, обои, верёвка, колдун, роскошь, начальник, обаяние, запугивание, чёрт, образец, победитель, чайная, кре-
пость, круговорот, бесстыдный, гражданский, просвещённый, часы, журналист, при-
ют, увлечение, беспорядок, коробка, повозка, корм, телега, основательный, бокал, легкомысленный, госпожа, щёголь, пустослов.
4. Впишите буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Восстановите текст.
Процес_я тем врем_н_м стала пр_ост_навл_ват_ся вер_ятно задерж_ва_мая впе-
реди свет_форами.
Да продолжал не известный гражданин уд_вительное у них настр_ение. В_зут покойника а думают только о том куда д_валась его голова!
Какая голова спросила Маргарита вгляд_ваясь в не ожид_ного соседа. Сосед этот ок_зался маленького роста плам_но рыжий с клыком в крахмальном белье в по-
лосатом д_бротном костюме в лакиров_ных туфлях и с кот_лком на голове. Галстух был яркий. Уд_вительно было то что из кармашка где обычно мужчины нос_т пла-
точ_к или само пишущее перо у этого гражданина т_рчала обглод_ная курин_я кость.
Да, изволите ли вид_ть об_снил рыж_й сегодня утром в грибоедовском зале голову у п_койника ст_щили из гроба.
Как же это может быть не вольно спр_сила Маргарита в то же время вспомн_в ш_пот в тр_лейбусе.
Чёрт его знает как! развяз_но ответил рыжий я в прочем пол_гаю что об этом Бегемота не худо бы спросить. До ужаса ловко спёрли. Такой ск_ндалище! И, глав-
ное не понятно кому и на что она нужна эта голова!
5. Найдите речевые ошибки, исправьте и перепишите предложения.
Мария долго искала мужа в карьере, ещё не ведая, что он в это время был доста-
влен в городскую больницу. От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара. Учитель должен давать со-
веты и замечания своим ученикам. В этом музее были выставлены чучела динозав-
ров, которые все погибли от бомбёжки. Такие встречи вызывают интерес у молодё-
жи к своей профессии, развивают их любовь к театру. Если после трехдневного со-
держания этих собак в специальном месте за ними не явятся владельцы, последние подлежат уничтожению. Ни о какой-либо помощи не приходится и думать. Труппа артистов, предварительно поискав друг друга в толпе вокзала, наконец собралась и отправилась в Рузу. По окончании своей школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе. Никто в бригаде не может выполнить эту операцию ловчее, чем Нина Петровна. Венки из петрушки одевали на голову в знак печали и грусти. Листьями сельдерея древние греки украшали внутренний интерьер комнат в празд-
ничные дни. Использовали сельдерей и как медицинское средство для лечения.
Практическая работа по русскому языку и культуре речи
для студентов второго курса
Вариант 6
1. Впишите в предложение подлежащее, выраженное заимствованным словом.
1) … – это высший представительный орган власти во многих странах. 2) … – это натуральный товарообмен. 3) … – это любой вид деятельности, приносящий до-
ход. 4) … – значит вложить капитал в какую-либо отрасль экономики. 5) … – это со-
стояние высшего блаженства у буддистов. 6) … – это стелька, вкладываемая в обувь при плоскостопии. 7) … – это раздел языкознания, изучающий нормы литературно-
го произношения. 8) … – это раздел языкознания, изучающий происхождение слова. 9) … – это минимальная значимая часть слова. 10) … – это речь, обращённая к слу-
шателям или к самому себе. 11) … – это именительный падеж. 12) … – это родите-
льный падеж. 13) … – это дательный падеж. 14) … – это винительный падеж. 15)…–
это минимальная единица звукового строя языка. 16) … – это раздел языкознания, изучающий звуки речи. 17) … – это слова, имеющие одинаковое звучание, но разли-
чные значения. 18) … – это слова, имеющие одинаковое написание, но различные значения и произношение. 19) … – это слова, одинаково звучащие, но имеющие раз-
ные значения и написание. 20) … – это слова, имеющие одинаковое звучание и на-
писание лишь в определённых формах. 21) … – это сослагательное наклонение.
2. Впишите буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Восстановите текст.
В сундуке было три о_д_ления. В перв_м бл_стали кр_сн_ват_м отблеск_м з_ло-
тые ч_рвонцы. Во вт_ром – улож_ные в п_ря_ке слитки не обдел_ные обл_давш_е только вес_м и цен_стью зол_та. Нак_нец, в трет_м о_д_лен _ наполн_ном до п_л_-
вины Эдмон п_грузил руки в груду алмаз_в жемчугов рубинов к_торые пад_я друг на друга св_ркающ_м в_д_пад_м стучали п_добно граду б_ющ_му в стёкла.
Насыт_вш_сь эт_м зрел_щ_м и не ск_лько раз п_грузив др_жащ_е руки в зол_то и др_г_цен_е камни Эдмон вск_чил и в ис_туплени_ брос_лся вон из п_щеры как
ч_л_век бли_кий к б_зуми_. Он взб_жал на утёс с к_торо_о видно было море и не увид_л ни кого. Он был один с_в_рше_но один, с эт_м не исч_слим_м не слых_н_м б_сн_словн_м б_га_твом к_тор_е пр_н_дл_жало ему. Но сон это или явь Пр_грези-
л_сь ему м_м_лётное видение или он _ ж_мает в руках подл_н_ю д_йствит_л_ность
Его т_нуло с нов_ увид_ть св_ё зол_то а между тем он чу_с_в_вал что в эту м_-
нуту он бы не вын_с эт_ зрел_ща. Он схв_тился обе_ми руками за гол_ву точно ж_
лая уд_ржать р_суд_к г_товый п_кинуть его п_том брос_лся б_жать по остр_ву не тол_ко не выб_рая д_роги по тому что на остр_ве Монте-Кристо д_рог нет но даже без опр_д_лён_ н_пр_вления пугая дик_х коз и м_рских птиц св_ими крик_ми и не ист_в_ми дв_жени_ми. П_том кружным путём он в_звр_тился н_зад и всё ещё не д_в_ряя с_м_му с_бе брос_лся в перв_ю п_щеру от туда во вт_рую и опять увид_л перед с_бой эт_т з_л_той и алмазный рудник.
На эт_т раз он упал на к_лени суд_р_жно пр_ж_мая руки к тр_пещ_щ_му сер_цу и ш_пча м_литву внятн_ю _дн_му богу.
3. Составьте с данными созвучными словами предложения.
Набор – на бор, авария – авар и я, августейший – а в густейший, авоське – а в Оське, аврал – а врал, автодело – а в то дело, автодоение – а в то доение, автомат – а в томат, автоматном – а в томатном, автомобильное – а в то мобильное, автомобиль-
ном – а в том обильном, автостроение – а в то строение, автохозяйство – а в то хо-
зяйство, агония – а гон и я – огонь и я, агрономия – агроном и я, агрошколе – а грош Коле, адресованный – ад рисованный, акценту – а к центу, анаграмме – а на грамме, анализу – а на Лизу, аналог – а налог – а на лог, аналогический – а на логический, ананас – а на нас, анатом – а на том – а на том, анатомия – а на том и я, анахроничес-
кий – а на хронический, анекдоту – а не к доту, анемия – а нем и я; анемометрия – а нем, о метр, и я; анемон – а нем он, антонимы – Антон и мы, апломба – а пломба, апологу – а по логу, апостолу – а по столу, апоцентру – а по центру, апрель– а прель,
араб – а раб, арык – а рык, астрограф – остро, граф – а строг граф, атаки – а так и, атакованная – а та кованная, атлета – от лета, атом – а том, атомистика – а то мисти-
ка, ату – а ту, ауксанограф – а у Ксаны граф.
4. Вставьте строчные или прописные буквы.
_еликая _течественная _ойна, _еховская др_матургия, _рхангельские леса, _ати-
на тетрадь, _осударственная _ума, _поха _озрождения, _иррова _обеда, _ревняя _усь, _ревнерусская _итература, _рден _а личное мужество, _обелевская _ремия, с _нём _обеды, _ервая _ировая _ойна, _ергиево _осадская газета _опейка, во _ворце _ультуры имени Ю.А.Гагарина, у _инотеатра _ир , _резидент _оссийской _едера-
ции, во время _ражданской _ойны, _хиллесова пята, _рокрустово ложе, _аба- _га.
5. Найдите речевые ошибки, исправьте и перепишите предложения.
Я читал автобиографию жизни Бальзака, как захватывающий роман. Мы напря-
жённо готовились и возлагали надежды к приезду правительственной делегации. Большая половина класса прекрасно справилась с итоговой контрольной работой по математике. Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение. Моего племянника считали в городе наиболее талантливейшим пианистом. Было ясно, что вопрос идёт о смене руководителя банка. Заведующий отдела жалоб внимательно выслушал по-
сетителей. В этом сезоне я купил постоянный абонент на концерты симфонического оркестра. В подтверждение своих слов я хотел бы зацитировать афоризм известного писателя. На сцене музыкального театра сегодня состоится первая премьера попу-
лярного мюзикла. Тот, кто предполагает, что революцию совершают вожди, просто не понимают роли народных масс в истории. Читая газетную заметку, у неё появи-
лось желание написать автору рубрики. Татьяна была добра и внимательная ко всем, с кем была даже просто знакома. Наиболее запоминающее впечатление от поездки –
посещение горного озера. При подготовке ребёнка к школе важно учитывать состо-
яние его здоровья и как долго он способен удерживать внимание во время урока. Он был не только суров, а также и справедлив. Друга Холмса, доктора Ватсона, тради-
ционно представляют в клетчатой кепи. Народ выбирает депутатов, чтобы защищать их гражданские права, рассматривать и принимать законы. Я не люблю однообраз-
ного труда, но с восторгом берусь за любую рутинную, творческую работу. Лингви-
сты обнаружили, что жители гор говорят на неизвестном им языке – эсперанто.
Практическая работа по русскому языку и культуре речи
для студентов второго курса
Вариант 7
1. Спишите, учитывая слитное или раздельное написание НЕ и НИ.
Эти не любимые предметы, наши не победимые армии, не вредимые посевы озими, не произносимые в быстрой речи звуки, не склоняемые в русском языке ино-
язычные слова, не осуществляемые на практике не которые методические приёмы, не применяемые в качестве лекарств травы, не применимые в советской школе мето-
ды воздействия, не вообразимая красота этих мест, не переводимые на другие языки фразеологизмы, не отделимые мир и счастье детей, не истощимый в соединении слов язык, высказанные на собрании не приемлемые предложения, не различаемая по родам форма множественного числа имён прилагательных, именительный и ви-
нительный падежи не одушевлённых существительных мужского рода, не различи-
мые по форме; совершенно не терпимые такого рода поступки, не выносимая и не стерпимая зубная боль, эти пока не преодолимые трудности, его вполне не зависи-
мое личное мнение, эти почти не проходимые леса, такая не исправимая ошибка, ва-
ши не выполнимые намерения, эта не выносимая боль, его не истощимое терпение, его не излечимая болезнь, не исчислимые бедствия войны, и в старости не угасимая энергия.
2. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.
1. Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами _ы очень мало взя-
ли 2. Смотрю вслед ему и думаю _ачем живут такие люди 3. В маленький горо-
док вихрем ворвалась ош_ломляющая весть _аря скинули 4. Он сквозь зубы про-
цедил _казал бы тебе 5. Лесть и трусость самые дурные пороки _ромко сказа-
ла Ася. 6. Дедушку знаешь мамаша _просила она её. 7. Солдаты Идите по домам
кричал оратор с высокой трибуны. 8. Да, уж он не успел договорить старик и на-
чал кашлять. 9. Мы решили продолжал заседатель с вашего дозволения остаться здесь ночевать 10. Позвольте заметил один скептик не от лимонов ли этот ящик
11. Нам придется здесь ночевать сказал Максим Максимыч в такую метель через горы не переедешь 12. Так вас зовут Павкой спросила Тоня А почему Павка Это некрасиво звучит, лучше Павел 13. Вот он, край света воскликнул Мохов Здорово! Никогда ещё так далеко не ездил 14. … Обожди… сказал Морозка угрюмо Давай письмо… 15. Не надо… сказал Вершинин не надо, парень ! 16. Отец Василий сказал _от так и живём вздохнул, помолчал и вышел. 17. Она сказала _ институте уже мало занимаются науками и подозвала свою собачку
18. Ты давно женат Около двух лет На ком На Татьяне 19. Как вы по-
живаете спросила Екатерина Ивановна Ничего, живём понемножечку _тветил Старцев 20. Сколько ему лет глядя на ребёнка, спросил он _ерез неделю бу-
дет два года Это же первый день января удивился он. Я тоже родился первого
января Приходите к нам сказала она вместе отпразднуем 21. Рыбы опять нет сказал дед с трудом вытаскивая сеть и с грустью произнёс Наверно, ушла далеко в море Не переживай так, завтра наловим успокаивал его Павлик
3. Составьте с данными созвучными словами предложения.
Образец: Атакованная превосходящими силами противника, рота капитана Кер-
женцева потеряла сорок человек убитыми и ранеными. – А та кованная нашим куз-
нецом лошадь, гнедая, понравилась господам сразу.
Бабаханье – баб аханье, бабищи – баб ищи, бабули – баб у Ли, базаровщина – Базаров, щи на; баклуши – бак Луши, балбеса – бал беса, балетоманка – бале том Анка, бандероль – банде роль, банка – банка, банкетом – банке том, банкиры – банк Иры, банкрота – банк рота, барабанщик – бара банщик, баранки – бар Анки, барба-риса – бар Бориса, барбоса – бар босса, набегу – на бегу, побегу – по бегу – побегу, бегущей – бег у щей, бедуинки – бед у Инки, бегу – бегу, бездна – без дна, беззащит-
ного – без защитного, безземельного – без земельного, безлики – без Лики, беззлун-
ного – без лунного, безраздельной – без раздельной, безрогого – без Рогова, безум-
ного – без умного, белиться – белица.
4. Впишите буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
Молв_т слово соловей поёт. Иван Иванович подошёл к воротам загремел щ_-
колдой изнутри поднялся собачий лай. Посмотрит рублём подарит. Вдруг дверь к_-
морки быстро распахнулась вся чел_дь тотчас кубарем скатилась с лестницы. На глаз поверишь криво отмер_шь. Упадёт луч солнца на траву вспыхнет трава изум-
рудом и жемчугом. Метелица был уже совсем близко от костра вдруг конское ржа-
ние раздалось во тьме. Семь раз отбивался штыком Железняк семь трупов оставил разгромл_ный враг. Прошла н_деля мес_ц он к себе домой не возвр_щался. Он му-
чительно провёл глазами по пот_лку хотел сойти с места бежать ноги не пов_нова-
лись. Я умираю мне не чего лгать. Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного. Он даже испугался так было темно тесно и не чисто. Победим камен-
ный дом постро_ш_. Иногда лошади провал_вались по брюхо почва была очень вя-
зкой. Лес рубят щепки летят. Об одном прошу вас стреляйте скорее.
5. Найдите речевые ошибки, исправьте и перепишите предложения.
Книга рассказ_вает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. Туманные полосы начали понемногу алеть и расходит_ся, в которых тону-
ли луга и пашни. В штабе дивизии получили известие что река вскрылась что пере-
права ещё не налажена. На другой день Петя пошёл к своему товарищу Оболенско-
му, которому было пятнадцать лет, который тоже поступил в полк. Туристы сверну-
ли в лес который тянулся до реки по которой ходили теплоходы. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. Созданный роман молодым ав-
тором вызвал оживлённые споры. Жителям пострадавшего села от наводнения была оказ_на современная помощь. Подгоняемая волнами лодка и ветром быстро неслась по реке. Издалека были видны плывущие брёвна по воде. «Скажите пожалуйста обратились мы к дежурному по станции когда придёт поезд? Через 15 минут». В слободке начались обыски, скоро добрались до дома Власовых, но не нашли ничего. Дед всё больше беднел, и пришлось идти в люди. Данко бросил радостный взор, а затем упал и умер. Поездка наша за город не состоялась так как шёл ремонт. Учите-
льница обращала много внимания работе с отстающими учениками.
Практическая работа по русскому языку и культуре речи
для студентов второго курса
Вариант 8
1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
Ар_мат, ант_г_низм, инж_нер, об_яние, опт_м_стич_ский, вкус_ный б_тон, р_-
д_словная, ст_р_ж_л ог_род, пр_св_щен_е, р_з_ч_ров_н_сть, ц_стерна, д_л_тант, д_л_катный, _д_птац_я, пр_ д_леть пр_пятствия, ин_ц_ тива, с_ст_зан_е, пр _кт это-
го к_теджа, м_т_лич_ский, кр_ста_ , ап_ляц_я, ц_в_л_зац_я, оп_зиц_я, дра_ма, п_е-гум_низм, к_р_дор, инт_лект, и_кус_ный, к_мпр_ми_, гу_ман_й, пр_в_лег_я, и_кус-
_тво, б_змол_с_в_в_ть, бл_с_нуть, к_мпр_м_тир_в_ть, инц_дент, р_вес_н_к, крес_-
ный, пре_чу_ствие, гор_с_ный, ч_р_звыч_йн_е пр_и_ше_с_вие, н_перс_ник, шот-
лан_ский, неснос_ный, п_верхн_с_ный, гр_мо_кий, уча_с_в_вать в сп_ктакл_, пре_-
ше_с_в_ник, сверс_ник.
2. Вставьте, где необходимо, нужные буквы, в том числе Ь и Ъ.
Трех этажный дом, сверх естеств_ные явлен_я, об_д_нение, с_звить к_мп_н_ну, об_ктивный из_ян, в_едл_вый суб_ект, ф_рт_п_яно в инт_р_ере, пр_д_вить сын_в__
ям, не б_ющ_йся к_мп_ют_р, р_з_ рён_й ад_ тант, с_звить в ф_л_тоне, к_н_юн_тура
рынка, с_к_номить на об_екте, п_ ед_стал у павил_ на, ш_мп_н_н в бул_ не, кур_ёз-
ное инт_рв_ю, с_ хидн_ч_ть вскол_з_, пред обед_ный пас_янс, меж язык_вой бар_-
ер, под_ячий, под_ес_ул, пан_евр_пейский, ин_екция, ар_ергард.
3. Вставьте пропущенные буквы, в том числе прописные и строчные.
Ноб_л_вская _ремия, _еликая _ктябрьская _оциалистическая _еволюц_я, _то-
рая _ировая _ойна, _кадемия _аук _оссии, _ол_технический _узей, _рет_яковская _а-
лерея, _поха _озрождения, _едринская с_тира, _уликовская _итва, _узей _зобразите-
льных _скусств, на _верском _ульваре, _рон_носец _отёмкин , на против _етропав-
ловской _репости, штурм _имнего _ворца, _вропейская часть _оссийской _едерации.
4. Впишите пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
И бунту_т, и клокоч_т, плещ_т, свищ_т т ревёт, и до звёзд допрянуть хоч_т, до незыбл_мых высот. Ещё земли п_чален вид, а воздух уж весною дыш_т, и мёртвый в поле стебль колыш_т, и елей ветки ш_в_лит. Кто голос мой услыш_т и узна_т? Конь вырв_тся – догон_шь, а слова сказ_ного не в_рот_шь. Он раска_тся, не мож_т не раска_т_ся. Она ни кого не об_жа_т, не обид_т и тебя. Как вы пиш_те это упражне-
ние? Пиш_те прав_льно, пожалуйста. Когда услыш_ш_ или увид_шь кое что новое и любопытное, то захоч_шь услыш_ть и увид_ть прод_лжение. Кто се_т да ве_т, тот не обедне_т. За двумя зайцами п_гон_ш_ся – ни одного не п_йма_ш_. Как посте-
л_ш_, так и высп_ш_ся. В_лков б_ят_ся в лес не х_дить. Без труда не выт_щ_ш_ и рыбки из пруда. Люб_ш_ к_тат_ся люби и сан_чки в_зить. Еш_ потей работай мёрзни. Кто ищ_т, тот наход_т. Что име_м не хр_ним пот_рявши плач_м. Хоч_ш_ жить умей в_ртет_ся. Не обман_ш_ не проживёш_. Сытый голодного не р_зуме_т.
Дружба п_знаёт_ся в беде. Век ж_ви век учись.
5. Впишите в предложения глаголы бояться, обратиться, готовиться, заботиться, пригодиться в нужной форме.
1) … трудностей. Они … сказать правду. 2) Пр_дёт_ся … к тебе за помощ_ю.
3) Брат н_пр_ж_но … к э_заменам. Ему надо … к д_кладу. 4) Отец … обо всех. Он и нас пр_учает … друг о друге. 5) Этот учебник … мо_му младш_му брату. Он ещё мож_т … нам.
6. Раскройте скобки, впишите пропущенные буквы, расставьте знаки препина-
ния. Восстановите текст.
Звёзды ещ_ св_ркали остро и хол_дно но небо на в_сток_ уже стал_ св_тлеть. Д_рев_я (по) немногу выступали из т_мы. Вдруг по в_рш_нам их пр_ш_лся сильный свеж_й вет_р. Лес с разу ож_л з_шумел п_лн_звучно и громко. Св_стящ_м ш_п_том переклинул_сь между с_бой (сто)летние сосны и сухой ин_й с мя_к_м шел_стом п_лился с п_тр_вож_ных в_твей.
Вет_р стих вн_запно как и н_л_тел. Д_рев_я (с)нов_ з_стыли в х_лодн_м оц_п_-
нении_ . (С)разу стали слышны все пред утр_ние звуки жадная грызня волков на с_седн_й п_лян_ ост_рожн_е тявк_н_е л_сиц и (не)увер_ные удары пр_снувш_ ся дятла. Из пр_пудр_н_й ин_ем хво_ высунул_сь длин_я бур_я морда увенч_н_я т_-
ж_лыми р_гами. Испуг_ные гл_за осм_трели огромн_ю п_ляну.
Старый лось з_стыл на п_лян_ как изв_яние. Н_ст_р_ж_ные уши л_вили каждый звук и слух его был так остер что слыш_л зверь как к_р_ед точ_т др_в_сину с_сны. Но даже и эти чуткие уши (не)слыш_ли в л_су (н_)чего кроме птич_й тр_ск_тни и ровн _ звона с_сновых в_рш_н.
7. Найдите речевые ошибки, исправьте и перепишите предложения в восстанов-
ленном виде.
1. Жители наше_о гор_да были св_дет_л_ми т_атр_л_зов_ного пре_ст_вления. 2. Сп_ртивные о_щ_ства вып_лняют б_л_шую роль в подг_товке пр_зывников к службе в армии. 3. За ст_клян_ми в_тражами м_г_зина были в_дны первые п_купа-
тели. 4. Есть годы ч_сы м_нуты, о к_торых т_ж_ло р_сказ_вать, писать и слушать.
5. Г_старбайтеры зап_рты в застенках трущ_б, в нечеловеч_ских ж_лищных услови-
ях, без средств к сущ_ствованию. 6. В_т_раны _еликой _теч_ств_ной _ойны осв_бо-
жд_ны от оплаты за пр_езд по железной д_роге. 7. За хорошую работу моему брату досрочно представили отпуск, который он пр_вёл на _ерноморском поб_реж_е.
8. На в_черн_й пр_верке обнаруж_лось что р_д_вой Сидоренко исчез но не один а со св_ей овчарк_й. 9. Не смотря на не хватку почтал_нов в стране письмо все таки дошло до адр_санта. 10. М_л_дым уч_т_лям в к_роткий срок уд_лось усво_ть новую метод_ку препод_вания. 11. Тем кто спускался в глубь Северного моря одели тёплое бел_ё в по верх него _скус_венно сдел_ные гидр_костюмы. 12. Когда слово пред-
ставили извес_ному поэту зал поапл_дировал. 13. Команда не пр_рывно работая при обрела своё лицо. 14. Этот руководитель всегда про_вляет вн_мательность к своим подчинённым. 15. На дачном участке нашего с_седа значительная часть почвы кам_-
ная. 16. Я оцен_ваю ваше выступление на собран_ как кл_в_ту. 17. В нашей жизни это было самое пам_тливое событие. 18. Пока шло р_следование злоумышл_ник на-
де_лся что его поступок остан_тся без наказан_м.
Практическая работа по русскому языку и культуре речи
для студентов второго курса
Вариант 9
1. Вставьте пропущенные буквы.
З_р_сти тр_вой, д_ржать р_внен_е в р_дах, п_р_б_рать бумаги, сер_це зам_рло, туман стел_т_ся, п_др_внять вол_сы, по_ск_чить от не ожид_н_сти, п_ст_лить ска-
т_рть, изл_гать мысли в слух, к_сат_ся темы, з_г_рать на б_р_гу, д_машн_я утв_рь, откл_нен_е в стор_ну, обм_кнуть кисть в краску, хоч_т р_сп_л_жит_ся на тр_ве, пр_к_сн_вен_е обж_га_т, пр_дп_л_жен_е отп_да_т, з_ря з_н_ма_т_ся, с_ч_тан_е т_-
ори_ с практ_к_й.
2. Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочное слово.
Образец: д_ржаться (держит) на в_де (воды).
Прим_рить одежду, посв_тить фон_рём, разв_ваться по ветру, сокр_щение дро-
би, зав_зать бант, спл_тить ед_номышленников, ув_дать от ж_ры, сл_пить гл_за, укр_щать ж_вотных, прекр_щать уч_бу, посв_тить пов_сть _тцу, отв_рить двери, еле уг_в_рил, разв_ваться н_рмально, разр_дить ружьё, т_жёлое потр_сение, пере-
д_вать новости, прив_дение к общему знаменателю, см_риться с обст_ятельствами, нав_вать скуку.
3. Вставьте пропущенные буквы.
Вз_скать ден_ги, д_з_нф_рмир_вать не пр_ят_ля, пр_д _ юл_ский р_свет, бан-
к_вский ра_ тный счёт, ни_пр_в_ргать а_т_р_теты, сверх_ нт_рес_ная с_туац_я, бе_дон_я бочка, пред_стория, _гинуть на вс_гда, об_скать в_зде, _г_реть до тла, бе_ грешный под_чий, и_якший р_дник, п_д_тожить сказ_ное, плам_ное в_зван_е, бе_ форм_ная ма_са, бе_жал_с_ный п_ступ_к, во_пр_изв_сти текст, р_з_грать д_бют, ра_ит_вать время, бе_п_лезные ра_про_сы, см_треть и_ п_д лоб_я, на п_ля ни_ход_т ночь, и_тупление, бе_р_судная с_ора, ра_чистить поле, бе_б_язн_ный б_ец, от_с-
кать к_ш_лёк, без_сходное горе, роз_гр_ш л_т_реи.
4. Прибавьте к данным словам приставки и напишите полученные слова.
Без- интересный, примерный, искусный, смертный, идейный, счётный, коры-
стный, сильный, спорный.
С- есть, экономить, бить, грызть, играть.
Под- искать, итожить, ехать, учить, играть, р_вняться, скакать, таять, точить.
Раз- таять, стрелять, учить, тереть, играть, смотреть, делать, просить, искать.
Из- расходовать, брать, ведать, поведать, гнать, ездить, искать, пить, явить.
5. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните суффиксы.
Пут_ные в_просы, л_кц_он_й м_т_р_ал, л_д_ной вет_р, д_р_вян_й дом, л_мо_-
ный сок, подл_н_е и_кус_во, увер_н_я поступь, подветр_н_я ст_р_на, песч_ая от-
мель, юн_й сп_ртсмен, рван_й тулуп, г_лубин_е гн_здо, в_тр_ная мел_н_ца, п_луд_-
ный зной, без_мян_е м_гилы, г_стин_й г_рн_тур, глин_ная п_суда, ст_рин_е ч_сы,
пр_масл_ная бумага, о_ча_ный с_рв_нец, м_р_нов_ные гр_бы, н_п_чат_ная ст_тья, кош_ный луг, скош_ная тр_ва, услыш_ный крик, груж_ный в_гон, связ_ный свит_р, п_ч_ная в з_ле к_ртошка, м_ч_ные ябл_ки, ран_ный в б_ю с_лдат, взв_лнов_н_е мо-
ре, суш_ный на сол_це абр_кос.
6. Расставьте знаки препинания.
Лучшее наслаждение самая высокая радость в жизни чувствовать себя нужным людям. Страх не советчик. Равнодушие это паралич души. Мы кузнецы и дух наш молод. Сад степь двор всё было в холодной тени. Даже в прищуренных глазах Леон-
тьева было то же выражение что и у всех лесников соединение добродушия и про-
ницательности. Теперь уже ни гор ни неба ни земли ничего не было видно. В парке были представлены различные виды хвойных деревьев как-то сосна пихта ель. И лес и луг и мальчишка стоящий у забора всё напоминало мне детство. Марко Поло по-
бывал в Китае Индии Монголии.
7. Впишите пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Восстановите текст.
Часто осен_ю я прист_л_но сл_дил за оп_дающ_ми лист_ми что бы п_ймать ту не з_метн_ю долю с_кунды к_гда лист о_деля_т_ся от ветки и н_ч_на_т пад_ть. Я ч_тал в старых книг_х о том как шуршат пад_ющ_е лист_я но не слыш_л эт_го зву-
ка. Ш_р_х лист_ев к_зался мне т_ким же не пр_вд_п_добным как р_сказы о том что в_сной слышно как пр_р_ста_т тр_ва.
Я был к_не_но не прав. Нужно время что бы слух отупевш_й от скреж_та г_ро_ -
ких ул_ц мог о_д_хнуть и ул_вить чистые звуки осен_й з_мли.
Бывают осен_е ночи оглохш_е и н_мые к_гда без ветр_е ст_ит над ч_рным л_сис-
тым кра_м и тол_ко к_л_тушка стор_жа д_нос_т_ся с д_р_венск_й окол_цы.
Была т_кая ночь. Фонарь осв_щ_л не много старый к_лод_ц клён под з_бор_м и на п_ж_лтевш_й клумб_ куст н_стурц_и ра_трёп_ный ветр_м.
Я п_см_трел на клён и увид_л как ост_рожно и медл_но о_д_лился от ветки крас-
ный лист вздрогнул на одно мгн_вен_е ост_н_вился в воздухе и косо нач_л пад_ть к м_им н_гам ш_л_стя и к_ча_сь.
В п_рвые я услыш_л шел_ст пад_ющ_го л_ста не ясный звук п_хож_й на де_кий ш_п_т.
8. Найдите речевые ошибки, исправьте и перепишите предложения в восстанов-
ленном виде.
1. Нужно уметь н_х_дить и испол_з_вать скрытные р_зервы про_зво_ва. 2. Пр_-
верка пр_в_дил_сь без с_гл_сов_н_сти с д_рект_р_м. 3. В оз_ре от_бр_жались пр_-
брежные д_рев_я и кустарн_ки. 4. У имп_р_триц_ Ек_т_рины есть Левицкий к_то-
рый из_бр_зит её не «шве_кой кухарк_й», как невежа Рослин, а б_г_п_добн_й архи жриц_й Фемидой. 5. Стены побел_ны извёс_кой а с низу выкр_ш_ны к_ричн_в_й маслен_й краск_й. 6. Одев очки он долго ч_та_т р_сматр_ва_т бюл_тени р_спраш_-
ва_т о д_путате. 7. Рук_в_дители пре_пр_ятия по прежн_му наде_тся на рук_в_дя-
щие ук_зания м_н_стерства. 8. Всем пр_шлось р_ботать н_пр_ж_но что бы в срок вып_лнить срочную р_боту. 9. К_р_бли пр_бл_жались всё ближе и ближе к бер_гу.
Практическая работа по русскому языку и культуре речи
для студентов второго курса
Вариант 10
1. Правильно напишите следующие слова.
П_н_рама, п_лем_ка, к_т_строфа, в_ст_бюль, ди_п_зон, к_варный, апл_дир_в_ть, св_репый, сн_гирь, з_гр_м_жден_е, л_ле_ть, пр_дв_рять, б_гровый, пр_т_нзия, г_-
пот_за, св_дет_ль, од_леть.
_люмин_й, им_тац_я, труж_ник, б_р_када, д_скус_я, ас_стент, м_л_ц_онер, п_де-
ржка, п_сивн_сть, пр_фес_р, т_р_тор_я, _рт_л_ри_ская к_н_нада, ант_на, тон_ль,
наша к_сет_ , к_лекц_я, т_ра_са, д_с_ртац_я.
Ш_рок_й вход обр_мляли к_ло_ны. На крыш_ бл_стит _нт_на т_л_виз_ра. Раду-
га двиг_л_сь п_р_лел_но д_роге. В ф_йе пели под ак_рд_он. Я сле_ка от_двинул з_-
н_веску _люм_нат_ра. _п _с _ нат_ – одна из луч_ш_х с_нат Б_тхов_на.
2. Вставьте пропущенные буквы.
Пр_л_гать усил_я, пр_дать _тен_к, пр_глуш_ные г_л_са, пр_кл_нят_ся перед кр_с_той, пр_т_рпеть л_шен_я, не спр_в_дливые пр_т_зан_я, пр_к_с_нут_ся к тайн_
кам_нь пр_ткн_вен_я, _скус_ная пр_творщ_ца, пр_р_г_тива или пр_в_лег_я, пр_-
в_сходный пр_п_рат, пр_см_шная пр_бабушка, пр_двинуть рад_опр_ёмник, пр_в_-
редл_вый пр_вратник, пр_ув_лич_вать пр_вратности суд_бы, пр_бл_зит_л_но пр_-
цел_т_ся, б_спр_ста_но пр_п_рат_ся, пр_тенд_вать на пост пр_з_дента.
Он уснул едва пр_кл_нив гол_ву. Д_рога пр_вратившаяся в глин_ную кашу пр_-
пятствовала наш_му передвижению. Не смотря на пр_клон_е годы старик держался прямо. Без в_юков ж_вотные ле_ко пр_од_л_вают пр_пятствия. В_ршины гор пр_-
сып_ны снег_м. Он медл_но пр_открыл гл_за. Я пр_бывал в не доумении. Бывш_й с_лдат пр_крался ноч_ю на б_лото что бы пр_дать з_мле прах павш_х во_нов.
3. Составьте предложения с омофонами:
Придать – предать, приступить – преступить, притворить – претворить, прибы-
вать – пребывать, призирать – презирать, приложение – преложение, приуменьшать
преуменьшать, приумножить – преумножить.
4. Впишите пропущенные буквы.
Ж_лтый цвет, ш_лковая ч_лка, ж_нглёр, ш_колад, ж_лудь, ш_пот, реш_тка, жа-
р_ная печ_нка, прож_рл_вый волч_нок, не обыкн_вен_й обж_ра, г_ро_кие трущ_бы, ш_в разош_лся, ч_рствая девч_нка, совр_мен_я пр_ч_ска.
Работать врач_м, ключ_вая вода, встр_чат_ся с товар_щ_м, з_думат_ся над за-
дач_й, идти улиц_й, укрыт_ся плащ_м, покрыться румянц_м.
Ч_рная собач_нка, перч_ная туш_нка, молодц_ватый ухаж_р, холщ_вый меш_к
забавный медвеж_нок, си_ц_вый пл_точ_к.
Директор взбеш_н, хлеб испеч_н, клоун смеш_н, копч_ный окорок, удруч_ный вид, солнце ж _т и печ_т, сов_ршать подж_г, гаш_ная известь, толч_ные орехи, дру-
ж_к ож_г щ_ки; г_в_рить г_ряч_ и блестящ_, но общ_ и певуч_.
5. Впишите пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Из редк_ ему нрав_лось устро_ть для м_л_дёж_ н_ ож_д_ное р_звл_чение и с_м_му пр_нять в нём участие. Со ст_ла н_ когда н_ уб_рали и буфет ст_ял откры-
тым с утра до веч_ра. Между в_рш_н_ми д_рев_ев и водой шумящ_й у их к_рней пр_жавш_сь друг к другу р_сел_сь с_л_в_и и пели всяч_ски расцвечивая свои песни
П_рой опять г_рмони_й уп_юсь над вым_сл_м сл_зами об_л_юсь и мож_т быть на мой з_кат п_чал_ный бл_с_нёт любовь улыбк_ю пр_щальн_й. Тат_яна вер_ла пр_-
дан_ям прост_народн_й ст_р_ны и снам и карт_чн_м г_дан_ям и пре_ск_зан_ям лу-
ны. За Днепром с_неют л_са и м_л_кает про_снивш_ся н_чное небо. Из редка в да-
леке вспых_ва_т молн_я и слыш_т_ся слабый гул пост_пе_но усил_вающ_ся пр_-
ближающ_ся. По обе_м ст_р_нам дороги т_рчали голые ч_рные камни кое где из под снега выгляд_вали кустарн_ки но н_ один сухой лист н_ ш_в_лился и вес_ло было слышать среди это_о мёртво_о сна пр_роды фырк_н_е устал_й п_чтов_й трой-
ки и н_ ровное побряк_вание ру_ского к_л_кол_ч_ка.
6. Напишите данные словосочетания правильно.
Слыш_щ_ ся в д_л_ке м_лод_я, х_р_шо вид_щ_й ч_л_век, скош_ная тр_ва, та_-
щий на солнце сн_ж_к, с леч_щ_м вр_ч_м, чуть чуть слыш_мая песня, стел_щ_йся туман, измуч_ная жен_щ_на, обид_вш_ся р_вес_ник, дремл_щий акс_кал, стро_щ_
ся к_теджа, р_се_ный слух, не знач_щий факт_р, не мысл_мый случ_й, о_ча_вш_йся п_цан, се_щий дождь, к_лебл_мая ветр_м тр_ва, пряч_щ_йся хищ_н_к, затее_ная с_-
ра, об_зум_вш_ ж_ре_цы.
7. Найдите ошибки в определении лексических значений слов и исправьте их.
Боливар – мужская широкополая шляпа. Большак – представитель партии боль-
шевиков. Диорама – двойной стеклопакет. Жнивьё – поле, где сжат хлеб. Каракати-
ца – морской моллюск. Кипрей – житель острова Кипра. Конъюнктура – болезнь глаз. Корнет – большой корабль. Космополит – последователь идеологии, пропове-
дующей отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма. Мизансцена – малая сцена в театре. Мораторий – отсрочка на определённый срок. Редут – верхняя одежда русских солдат петровских времён. Резюме – кондитерское изделие. Перипе-
тии – мелкие морские обитатели. Дифирамб – косметический дефект. Кворум – по-
мощник падишаха. Панегирик – прощальная похоронная речь.
8. Найдите речевые ошибки, исправьте и перепишите предложения.
1. Строители внезапно и неожиданно ускорили темпы строительства и теперь строят даже в выходные дни. 2. Новая техника помогает сделать более легким тру-
доёмкий труд рабочих. 3. Для достижения намеченной цели пришлось объединить воедино усилия всех участников соревнования. 4. Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе. 5. Индейцы – коренные аборигены Америки. 6. Рабочим выпла-
чена зарплата за май месяц. 7. Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен. 8. Появилась свободная вакансия: нам нужен физкультурник. 9. Напишите, по-
жалуйста, свою автобиографию. 10. В нём заговорила его собственная гордость.
11. Это две большие разницы. 12. Тем не менее, однако, вам следует написать объяс-
нительную записку. 13. Это был первый дебют начинающего актёра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические работы по дисциплине Русский язык и культура речи
Практические работы для студентов по специальности "Операционная деятельность в логистике"...
Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .
Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...
Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи
Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет....
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...
14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль"
Задание по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль" предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по ОП.17 Русский язык и культура речи
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...
Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи для специальности 38.02.02 Страховое дело (имущественное)
Данная разработка содержит материал для проведения практических работ по русскому языку и культуре речи: инструкционные карты, перечень тем практических работ, пояснительную записку....