Урок русского языка по теме "Употребление причастий в речи"
методическая разработка на тему
Урок по теме "Употребление причастий в речи" является заключительным в изучении темы "Причастие". Строится он на основе исследовательской деятельности учащихся под руководством учителя. Ребёнок по своей природе любознателен. Поэтому самым важным для учителя является поддержание заложенных природой исследовательских задатков. С опорой лишь на пассивное слушание, без личной заинтересованности, без включения ученика в процесс деятельности невозможно успешное усвоение учебного материала. Именно поэтому обобщающие уроки по темам "Употребление существительных (прилагательных, глаголов и т.д.) можно строить по предложенному в данном материале плану.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_6kl_prichastie.docx | 26.6 КБ |
slova_ozaryayushchie_nashu_rech.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 6«в» классе: «Слова, озаряющие нашу речь».
Николаева И.И,
учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 555 «Белогорье»
Тема: «Употребление причастий в речи».
Цель:
Обучающая: познакомить учащихся с местом и ролью причастий и причастных оборотов в языке (русском, английском), в текстах разных стилей;
Развивающая: активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, подготовить их к дальнейшему самостоятельному обучению;
Воспитательная: воспитывать понимание ценности слова, уместности употребления причастий в речи.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Форма урока: урок-семинар.
Оборудование: мультимедийный комплекс, схемы урока, репродукция картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».
Структура урока:
- Организационный момент.
- Повторение. Тест.
- Работа с эпиграфом.
- Отчет 1группы по теме: «Употребление причастий в устной речи»
- Отчет 2 группы по теме: «Употребление причастий в письменной речи».
- Разноуровненные задания. Лингвистический эксперимент.
- 1в. Творческий диктант.
- 2в. Творческая работа по картине И.И.Шишкина.
- Отчет 3 группы по теме: «Употребление причастий в английском языке»
- Отчет 4 группы по теме: «Ошибки, возможные при употреблении причастий».
- Поисковый диктант. Работа в парах.
- Р\р. Составить предложения, используя причастия.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
План семинара.
- Употребление причастий в устной речи (аудиозапись речи учащихся).
- Употребление причастий в письменной речи:
а) анализ сочинений учащихся;
б) анализ текстов разных стилей (художественный, научный, публицистический);
Частотность употребления причастий в речи (сравнительный анализ)
3. Употребление причастий в английском языке.
4. Ошибки, возможные при употреблении причастий.
Ход урока.
Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола
силу.
М. В. Ломоносов.
1. Организационный момент.
Запись числа
2. Повторение. Тест.
Тема урока: «Слова, «озаряющие» нашу речь».
Как вы думаете, что это за слова, «озаряющие» нашу речь?
Почему они «озаряющие»?
Озарить – ярко осветить.
Цель нашего урока: посмотреть, как причастия употребляются в устной и письменной речи, в разных стилях, в разных языках. Насколько они «озаряют» нашу речь, делая её яркой и выразительной.
Задачей нашего сегодняшнего урока-семинара будет подготовка к составлению рассказа на лингвистическую тему.
Чтобы причастия «озаряли» вашу речь, нужно их правильно писать и употреблять.
Для этого вспомните, пожалуйста, что такое причастие? Дайте определение этой части речи.
Нам сегодня предстоит достаточно много писать, поэтому необходимо вспомнить основные орфографические и пунктуационные правила, касающиеся написания слов, и синтаксических конструкций, относящихся к этой части речи.
А) Что объединяет эти суффиксы: ущ-ющ, ащ-ящ, ом-ем-им?
Б) Вспомните условия выбора Н-НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий
В) Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.
Определение причастного оборота.
Г) Основное условия обособления определений, выраженных причастным оборотом.
Для того, чтобы еще раз закрепить основные правила, связанные с этой частью речи, вы выполните небольшой тест. На выполнение работы 3 минуты. Взаимопроверка в парах.
- Работа над, эпиграфом
Прочтите эпиграф к уроку. Как понять смысл этого высказывания?
Записать эпиграф как прямую речь по схеме: «П», - а.
4. Отчет 1группы по теме: «Употребление причастий в устной речи».
- Насколько часто учащиеся нашего класса употребляют в своей устной речи причастия?
- Прослушивание аудиозаписи на уроке. Найти причастие в речи ученика.( Алабугина, Скибарь)
Отчет 2 группы по теме: «Употребление причастий в письменной речи».
Анализ текстов разных стилей.
- художественный (Николаев, Пицык)
- научный( Шалыин, Апельчугина)
- публицистический (Крылова)
Вывод: причастия более употребительны в письменной речи. В обычной разговорной речи причастия редки. Об этом писал еще А. С. Пушкин: «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом»
5. Разноуровневые задания.
Проведем эксперимент, посмотрим, какова роль причастий в тексте? Как они меняют текст? Какие вносят дополнительные сообщения?
Задания по выбору учащихся.
1в. Творческий диктант (вставить причастный оборот).
На опушке леса.
Кругом лежит … снег. Дремлют … деревья. Прижались к земле кусты … .
Лес … молчит.
Может быть, воодушевит вас на создание текста это стихотворение о зиме:
Кругом все белое и синее,
Все в тонком кружеве теней,
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней. Г.Скребицкий.
- Когда причастный оборот обособляется запятыми?
- Прочесть текст без причастий и с причастиями. Как причастия меняют текст?
2в. Творческая работа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (заменить оборот «который + глагол» причастием).
На картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» изображена медведица с медвежатами, которая наслаждается утренней прохладой в лесной чаще. Два медвежонка, которые вскарабкались на ствол сосны, играют, а мать-медведица смотрит на них. Третий, который залез на верхушку сосны, с любопытством смотрит вниз.
- прочесть текст сначала с оборотом «который + гл.», затем с причастием, как изменился текст?
Как же меняется речь, в которой употребляются причастия, какова их роль в речи?
Вывод: употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь яркой и выразительной, «озаряет» текст. Таким образом мы подтвердили справедливость слов
М. В. Ломоносова.
Сравните количественное употребление причастий с употреблением других частей речи (Мамонтов Георгий, Демин Егор)
6. Отчет 3группы об употреблении причастий в английском языке.
Многоязычие востребовано временем. Современному человеку нужно знать не меньше 2-х языков. Если человек знает 2 языка, у него интеллектуальный уровень выше.
- Есть ли причастия в английском языке?
- Как образуются причастия в английском языке? (Сяде, Лунева)
7. Отчет 4 группы по теме: «Ошибки, возможные при употреблении причастий» (Петрова А)
- Письмо, отправляющееся по электронной почте, содержало важную информацию.
- (Надо - отправленное. Действительное вместо страдательного, т. е. неверно употреблен залог, несогласование глагола и причастия во времени)
- Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать. (У причастий нет категории наклонения, не может быть и условного наклонения.)
- Ученик, напишущий сочинение без единой ошибки, получит пятерку. (Написавший. Нарушение видовременных отношений, нет будущего времени).
8. Поисковый диктант. Работа в парах.
Найти и исправить ошибки в употреблении причастий.
• Девочка, воспитывающаяся бабушкой, была послушна и скромна.(воспитываемая)
• Доклад, обсуждавшийся бы сегодня, мог быть опубликован.
• Цветы, замерзнущие за ночь, постепенно оживут.
9. Устная работа по учебнику.
- Всегда ли уместно употребление причастий?
Прочесть стихотворстихотворый текст из книги Т. Рик «Привет, Причастие!». Какой стиль речи пародирует автор? Почему текст вызвал улыбку?
М.В.Ломоносов о роли причастий в «Российской грамматике» сказал: «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов».
Р\Р Вырази себя в слове!
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь? (Тютчев. Silentium! Молчание.)
Несколько предложений. Что вам хочется сказать, что хочет высказать ваше сердце?
Пусть в вашей речи причастия включатся в работу! Пусть причастия «озаряют» вашу речь, освещают вашу речь, делают ее яркой и выразительной.
14. Итоги урока.
Работа групп + работа в тетрадях.
15.Домашнее задание
Составить план рассказа «Употребление причастий в речи». Подготовить устный рассказ по плану.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слова, «озаряющие» нашу речь
суффиксы - ущ -, - ющ -, - ащ -, - ящ -, -ом-, -ем-, -им-.
Н-НН ФОРМА (полная-краткая) ВИД ПРИСТАВКА (кроме НЕ) СУФФИКСЫ (- ова -, - ева -, - ирова - ) ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА
НЕ- (условия раздельного написания) ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ с союзом А ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА КРАТКАЯ ФОРМА
Причастный оборот П.О. Х, ----------------,
Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М. В. Ломоносов.
«П», - а.
Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. А. С. Пушкин
Кругом все белое и синее , Все в тонком кружеве теней , А лес укрыт пушистым инеем Уснул до первых вешних дней. Г.Скребицкий .
Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость , и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов. М. В. Ломоносов
Домашнее задание Составить и записать в тетрадь план рассказа текста на лингвистическую тему: «Употребление причастий в речи » (параграфы 14, 24, 33) Подготовить устный рассказ по плану .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"
Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...
Интегрированный урок-практикум по русскому языку и информатике. «Качества хорошей речи. Повторение слитных, дефисных, раздельных написаний»
развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике, умение работать с к...
Причастие. Причастный оборот.Презентация к уроку русского языка 7 классе
Презентация позволит в интересной форме повторить определение причастия, признаки прилагательного и глагола у причастия, синтаксическую роль причастий. Семикласники смогут вспомнят правила поста...
Конспект урока русского языка "Причастие. Правописание суффиксов причастий" с использованием сингапурских структур
На уроке обобщается и систематизируется материал о причастии, правописании суффиксов причастий, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки, формируются практические умения и навыки...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Действительные причастия прошедшего времени".
Урок по русскому языку разработан в рамках курсов повышения квалификации и проведён в 7 классе по теме «Действительные причастия прошедшего времени». На уроке были использованы ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...
Презентация к уроку русского языка по теме "Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур"
Презентация может быть использована в качестве сопровождения к уроку русского языка по теме "Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур" для студентов 1 курса....