Урок русского языка по теме "Употребление причастий в речи"
методическая разработка на тему

Николаева Ирина Ивановна

Урок по теме "Употребление причастий в речи" является заключительным в изучении темы "Причастие". Строится он на основе исследовательской деятельности учащихся под руководством учителя. Ребёнок по своей природе любознателен. Поэтому самым важным для учителя является поддержание заложенных природой исследовательских задатков. С опорой лишь на пассивное слушание, без личной заинтересованности, без включения  ученика в процесс деятельности невозможно успешное усвоение учебного материала. Именно поэтому обобщающие уроки по темам "Употребление существительных (прилагательных, глаголов и т.д.) можно строить по предложенному в данном материале плану.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 6«в» классе: «Слова, озаряющие нашу речь».

Николаева И.И,

учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 555 «Белогорье»

Тема: «Употребление причастий в речи».

Цель:

  Обучающая: познакомить учащихся с местом и ролью причастий и причастных оборотов в языке (русском, английском), в текстах разных стилей;

  Развивающая: активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, подготовить их к дальнейшему самостоятельному обучению;

  Воспитательная: воспитывать понимание ценности слова, уместности употребления причастий в речи.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма урока: урок-семинар.

Оборудование: мультимедийный комплекс, схемы урока, репродукция картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».

Структура  урока:

  1.  Организационный момент.
  2. Повторение. Тест.
  3. Работа с эпиграфом.
  4. Отчет 1группы по теме: «Употребление причастий в устной речи»
  5. Отчет 2 группы по теме: «Употребление причастий в письменной речи».
  6. Разноуровненные задания. Лингвистический эксперимент.
  1. 1в. Творческий диктант.                                                                            
  2. 2в. Творческая работа по картине И.И.Шишкина.
  1. Отчет 3 группы по теме: «Употребление причастий в английском языке»
  2. Отчет 4 группы по теме: «Ошибки,  возможные при употреблении причастий».
  3. Поисковый диктант. Работа в парах.
  4. Р\р. Составить предложения, используя причастия.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

План семинара.

  1. Употребление причастий в устной речи (аудиозапись речи учащихся).
  2. Употребление причастий в письменной речи:

а) анализ сочинений учащихся;

б) анализ текстов разных стилей (художественный, научный, публицистический);

Частотность употребления причастий в речи (сравнительный анализ)

      3.   Употребление причастий в английском языке.

      4.   Ошибки, возможные при употреблении причастий.

 

Ход урока.

 Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова,

заключая в себе имени и глагола

силу.  

М. В. Ломоносов.

1. Организационный момент.

Запись числа

2. Повторение. Тест.

Тема урока: «Слова, «озаряющие» нашу речь».

Как вы думаете, что это за слова, «озаряющие» нашу речь?

 Почему они «озаряющие»?

                               Озарить – ярко осветить.

   Цель нашего урока: посмотреть, как причастия употребляются в устной и письменной речи, в разных стилях, в разных языках. Насколько они «озаряют» нашу речь, делая её яркой и выразительной.

Задачей нашего сегодняшнего урока-семинара будет подготовка к составлению рассказа на лингвистическую тему.

Чтобы причастия «озаряли» вашу речь, нужно их правильно писать и употреблять.

Для этого вспомните, пожалуйста,  что такое причастие? Дайте определение этой части речи.

Нам сегодня предстоит достаточно много писать, поэтому необходимо вспомнить  основные орфографические и пунктуационные правила, касающиеся написания слов, и синтаксических конструкций, относящихся к этой части речи.

А) Что объединяет эти суффиксы: ущ-ющ, ащ-ящ, ом-ем-им?

Б) Вспомните условия выбора Н-НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий

В) Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.

Определение причастного оборота.

Г) Основное условия обособления определений, выраженных причастным оборотом.

Для того, чтобы еще раз закрепить основные правила, связанные с этой частью речи, вы выполните небольшой тест. На выполнение работы  3 минуты. Взаимопроверка в парах.

  1. Работа над, эпиграфом

Прочтите эпиграф к уроку. Как понять смысл этого высказывания?

 Записать эпиграф как прямую речь по схеме: «П», - а.

4. Отчет 1группы по теме: «Употребление причастий в устной речи».

    - Насколько часто учащиеся нашего класса употребляют в своей устной речи причастия?

    - Прослушивание  аудиозаписи на уроке. Найти причастие в речи ученика.( Алабугина, Скибарь)

 Отчет 2 группы по теме: «Употребление причастий в письменной речи».

Анализ текстов разных стилей.

  1. художественный (Николаев, Пицык)
  2. научный( Шалыин, Апельчугина)
  3. публицистический (Крылова)

Вывод: причастия более употребительны в письменной речи. В обычной разговорной речи причастия редки. Об этом писал еще А. С. Пушкин: «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом»

5. Разноуровневые задания.

    Проведем эксперимент, посмотрим, какова роль причастий в тексте? Как они меняют текст? Какие вносят дополнительные сообщения?

Задания по выбору учащихся.

    1в. Творческий диктант (вставить причастный оборот).

                              На опушке леса.

  Кругом лежит … снег. Дремлют … деревья. Прижались к земле кусты … .

Лес … молчит.

   Может быть, воодушевит вас на создание текста это стихотворение о зиме:

                         Кругом все белое и синее,

                        Все в тонком кружеве теней,

                        А лес укрыт пушистым инеем,

                      Уснул до первых вешних дней.                 Г.Скребицкий.

- Когда причастный оборот обособляется запятыми?

- Прочесть текст без причастий и с причастиями. Как причастия меняют текст?

  2в. Творческая работа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (заменить оборот «который + глагол» причастием).

   На картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» изображена медведица с медвежатами, которая наслаждается утренней прохладой в лесной чаще. Два медвежонка, которые вскарабкались на ствол сосны, играют, а мать-медведица смотрит на них. Третий, который залез на верхушку сосны, с любопытством смотрит вниз.

- прочесть текст сначала с оборотом «который + гл.», затем с причастием, как изменился текст?

Как же меняется речь, в которой употребляются причастия, какова их роль в речи?

Вывод: употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь яркой и выразительной, «озаряет» текст. Таким образом мы подтвердили справедливость слов

М. В. Ломоносова.

Сравните количественное употребление причастий с употреблением других частей речи (Мамонтов Георгий, Демин Егор)

6. Отчет 3группы об употреблении причастий в английском языке.

    Многоязычие востребовано временем. Современному человеку нужно знать не меньше 2-х языков. Если человек знает 2 языка, у него интеллектуальный уровень выше.

  - Есть ли причастия в  английском языке?

  - Как образуются причастия в английском языке? (Сяде, Лунева)

7. Отчет 4 группы по теме: «Ошибки, возможные при употреблении причастий» (Петрова А)

  1. Письмо, отправляющееся по электронной почте, содержало важную информацию.
  2. (Надо -  отправленное. Действительное вместо страдательного, т. е. неверно употреблен залог, несогласование глагола и причастия во времени)
  3. Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать. (У причастий нет категории наклонения, не может быть и условного наклонения.)
  4. Ученик, напишущий сочинение без единой ошибки, получит пятерку. (Написавший. Нарушение видовременных отношений, нет будущего времени).

8. Поисковый диктант. Работа в парах.

 Найти и исправить ошибки в употреблении причастий.

•        Девочка, воспитывающаяся бабушкой, была послушна и скромна.(воспитываемая)

•        Доклад, обсуждавшийся бы сегодня, мог быть опубликован.

•        Цветы, замерзнущие за ночь, постепенно оживут.

     9. Устная работа по учебнику.

     - Всегда ли уместно употребление причастий?

       Прочесть стихотворстихотворый текст из книги Т. Рик «Привет, Причастие!». Какой стиль речи пародирует автор? Почему текст вызвал улыбку?  

          М.В.Ломоносов о роли причастий в «Российской грамматике» сказал: «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов».

Р\Р Вырази себя в слове!

          Как сердцу высказать себя?

          Другому как понять тебя?

         Поймет ли он, чем ты живешь?           (Тютчев. Silentium! Молчание.)

Несколько предложений. Что вам хочется сказать, что хочет высказать ваше сердце?

Пусть в вашей речи причастия включатся в работу! Пусть причастия «озаряют» вашу речь, освещают вашу речь, делают ее яркой и выразительной.

14. Итоги урока.

         Работа групп + работа в тетрадях.

15.Домашнее задание

Составить план рассказа «Употребление причастий в речи». Подготовить устный рассказ по плану.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девятое февраля. Классная работа.

Слайд 2

Слова, «озаряющие» нашу речь

Слайд 3

суффиксы - ущ -, - ющ -, - ащ -, - ящ -, -ом-, -ем-, -им-.

Слайд 4

Н-НН ФОРМА (полная-краткая) ВИД ПРИСТАВКА (кроме НЕ) СУФФИКСЫ (- ова -, - ева -, - ирова - ) ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА

Слайд 5

НЕ- (условия раздельного написания) ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ с союзом А ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА КРАТКАЯ ФОРМА

Слайд 6

Причастный оборот П.О. Х, ----------------,

Слайд 7

Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М. В. Ломоносов.

Слайд 8

«П», - а.

Слайд 9

Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. А. С. Пушкин

Слайд 10

Кругом все белое и синее , Все в тонком кружеве теней , А лес укрыт пушистым инеем Уснул до первых вешних дней. Г.Скребицкий .

Слайд 14

Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость , и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов. М. В. Ломоносов

Слайд 15

Домашнее задание Составить и записать в тетрадь план рассказа текста на лингвистическую тему: «Употребление причастий в речи » (параграфы 14, 24, 33) Подготовить устный рассказ по плану .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...

Интегрированный урок-практикум по русскому языку и информатике. «Качества хорошей речи. Повторение слитных, дефисных, раздельных написаний»

развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике, умение работать с к...

Причастие. Причастный оборот.Презентация к уроку русского языка 7 классе

Презентация позволит в интересной форме повторить определение причастия, признаки прилагательного и глагола у причастия, синтаксическую роль причастий. Семикласники смогут вспомнят правила  поста...

Конспект урока русского языка "Причастие. Правописание суффиксов причастий" с использованием сингапурских структур

На уроке обобщается и систематизируется материал о  причастии, правописании суффиксов причастий, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки, формируются практические умения и навыки...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Действительные причастия прошедшего времени".

Урок по русскому языку разработан в рамках курсов повышения квалификации и проведён в 7  классе по теме «Действительные причастия прошедшего времени». На уроке были использованы ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка   для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...

Презентация к уроку русского языка по теме "Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур"

Презентация может быть использована в качестве сопровождения к уроку русского языка по теме "Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур" для студентов 1 курса....