Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01. Русский язык
рабочая программа
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтегазовых и газовых месторождений»
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oud_01_russkiy_yazyk.docx | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Электромеханический колледж»
ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ
дисциплинарной цикловой комиссией Зам. директора по УР ГБПОУ РД «Общеобразовательных дисциплин» «Электромеханический колледж»
протокол № ____ от ______________ ___________Цахаева С.П.
Председатель _________ Казиева Э.И .______________ 2023года
_________________ 2023год
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД 01. Русский язык
21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтегазовых и газовых месторождений»
Код и наименование специальности
Входящий в состав УГС 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело,нефтегазовое дело и геодезия»
квалификация выпускника: техник-технолог
форма обучения: очная
Кизляр 2023 г
Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2023/2024 учебный год.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД «Электромеханический колледж
Разработчик: Курбанова РамиляМажидовна– преподаватель дисциплины «Русский язык»
Рекомендована методическим советом Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД «Электромеханический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 8
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины 17
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины 20
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык»
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтегазовых и газовых месторождений»
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные (предметные)[1] | |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; | - уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 7-8 реплик); уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач; - сформировать представления об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические; уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате; - уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | В областиэстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; | - сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку; - сформировать знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов); |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | - наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду | - уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое); - обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе; - обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы); - обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте |
ПК[2]… |
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы дисциплины | 72 |
в т.ч. | |
1. Основное содержание | 50 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 30 |
практические занятия | 20 |
2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 12 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 12 |
практические занятия | |
индивидуальный проект(да/нет)** | нет |
Промежуточная аттестация (экзамен) | 6/4 |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Основное содержание | |||
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. | 6 | ОК 05 | |
Тема 1.1. Основные функции языка в современном обществе | Основное содержание | 2 | ОК 05 |
Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии | |||
Практические занятия: | |||
Тема 1.2 Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики | Основное содержание | 2 | ОК 05 |
Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов. Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности | 2 | ||
Практические занятия: | |||
Тема 1.3. Язык как система знаков | Основное содержание | 2 | ОК 05 |
Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке | |||
Практические занятия: | |||
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография | 36 | ОК 04; ОК 05 | |
Тема 2.1. Фонетика и орфоэпия | Основное содержание | 4 | ОК 04; ОК 05 |
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы | 2 | ||
Практические занятия: | 2 | ||
Практическая работа. Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся | |||
Тема 2.2. Морфемика и словообразование | Основное содержание | 4 | ОК 04; ОК 05 |
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Словообразование и формообразование. | 2 | ||
Практические занятия: | 2 | ||
Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок | |||
Тема 2.3. Имя существительное как часть речи. | Основное содержание | 4 | ОК04; ОК 05 |
Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени существительного.Склонение имен существительных. Правописание существительных.Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных | |||
Практические занятия: | |||
Тема 2.4. Имя прилагательное как часть речи. | Основное содержание | 4 | ОК 04; ОК 05 |
Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико-стилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж. | |||
Практические занятия: | 2 | ||
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных | 2 | ||
Тема 2.5. Имя числительное как часть речи. | Основное содержание | 4 | ОК 04; ОК 05 |
Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных. | |||
Практические занятия: | 2 | ||
Практическая работа. Правописание числительных. Возможности использования цифр. Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности. | 2 | ||
Тема 2.6. Местоимение как часть речи. | Основное содержание | 4 | ОК 04; ОК 05 |
Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Дефисное написание местоимений | |||
Практические занятия: | 2 | ||
Практическая работа. Правописание числительных. Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ | 2 | ||
Тема 2.7. Глагол как часть речи. | Основное содержание | 4 | ОК04; ОК 05 |
Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции. Правописание окончаний и суффиксов глаголов | |||
Практические занятия: | |||
Тема 2.8. Причастие и деепричастие как особые формы глагола | Основное содержание | 4 | ОК 04; ОК 05 |
Действительные истрадательные причастия и способы их образования. Краткие и полные формы причастий | 2 | ||
Практические занятия: | 2 | ||
Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий. | |||
Тема 2.9. Наречие как часть речи. Служебные части речи. | Основное содержание | 4 | ОК 04; ОК 05 |
Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы | 2 | ||
Практические занятия: | 2 | ||
Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи (знаменательных и служебных). Слова категории состояния. Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ | |||
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация | 12 | ОК04; ОК 05; ОК 09 | |
Тема 3.1.Основные единицы синтаксиса. | Основное содержание | 4 | ОК 04; ОК 05 |
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения | 2 | ||
Практические занятия: | 2 | ||
Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении | |||
Тема 3.2 Второстепенные члены предложения. | Основное содержание | 4 | ОК 04; ОК 05 |
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов | 2 | ||
Практические занятия: | 2 | ||
Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении | |||
Тема 3.3. Сложное предложение | Основное содержание | 4 | ОК 05; ОК 09 |
Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой речи.Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи | 2 | ||
Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат | 2 | ||
Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации. | 8 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК…[3] | |
Тема 4.1. Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации. | Профессионально-ориентированное содержание | 2 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК… |
Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет. Практическая работа, Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности. Отраслевые терминологические словари | |||
Практические занятия: | |||
Тема 4.2. Коммуникативный аспект культуры речи. | Профессионально-ориентированное содержание | 2 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК… |
Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь. Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) | |||
Практические занятия: | |||
Тема 4.3. Научный стиль. | Профессионально-ориентированное содержание | 2 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК… |
Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические) | |||
Практические занятия: | |||
Тема 4.4.Деловой стиль | Профессионально-ориентированное содержание | 2 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК… |
Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности. Практическое занятие. Виды документов в конкретной специальности. | 2 | ||
Практические занятия: | |||
Промежуточная аттестация (Экзамен) | 6/4 | ||
Всего: | 72 |
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.
Эффективность преподавания курса русского языка зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в языкознания и др.);
- дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных видов оценочных средств, экзамена и др.);
- технические средства обучения (персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная доска, выход в локальную сеть);
- залы (библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет).
3.2. Информационное обеспечение обучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплиныпредставлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Список литературы
1.Основные источники:
- Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2019. - 409 с. - (Профессиональное образование.Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0
- Гусарова И.В. Русский язык. 10 класс (базовый, углубленный). Учебник для образовательных организаций. Москва: Издательство «Вентана-граф», «Издательство «Просвещение», 2022. – 480 с. -ISBN 978-5-09-101460-0
- Гусарова И.В. Русский язык. 11 класс (базовый, углубленный). Учебник для образовательных организаций. Москва: Издательство «Вентана-граф», «Издательство «Просвещение», 2022. – 448 с. - ISBN 978-5-09-101461-7
- Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и другие. Русский язык.10-11 класс. Учебник для образовательных организаций. Базовый Москва: Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2021. - 271. - ISBN 978-5-09-101457-0
2. Дополнительные источники:
1. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7
2. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.
3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.
4. Лыткина О.И., Селезнева Л.В., Скороходова Е.Ю. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство «Флинта», 2021. – 208 с. ISBN - 978-5-9765-0821-7
4. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165
3. Интернет-ресурсы
- Министерство образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/);
- Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);
3. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/);
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/);
6. Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/); 7. Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
8. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/).
9. Справочно-информационный портал "Русский язык" (http://gramota.ru/);
10.Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);
11. Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/).
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с[4] | Устный опрос Тестирование, Лингвистические задачи Деловые игры Кейс - задания Проекты Практические работы Выполнение экзаменационного теста |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3 Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ | Практические работы Контрольные работы Диктанты Разноуровневые задания Сочинения/Изложения/Эссе Групповые проекты Индивидуальные проекты Фронтальный опрос Деловая (ролевая) игра Кейс-задания Деловая (ролевая) игра Кейс-задания Выполнение экзаменационного теста |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | Р 3, Темы 3.3 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ | Сочинения/Изложения/Эссе Аннотации Тезисы Конспекты Рефераты Сообщения Практические работы Выполнение экзаменационного теста |
ПК… | Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ | Устный опрос Фронтальный контроль Индивидуальный контроль Анализ публичного выступления Практические работы Выполнение экзаменационного теста |
1. Содержание календарно-тематического плана
№ занятия | Наименование разделов, тем дисциплины | Количество часов | Вид занятий | Материально-техническое обеспечение занятия, Интернет - ресурсы | Задания на дом | Задания для обучающихся | ||||
аудиторных занятий | внеаудиторной (самостоятельной) работы | Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы | Основная и дополнительная литература | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. | 6 | |||||||||
Основные функции языка в современном обществе. | 2 | комбинир | Учебник, Интернет-ресурсы | §1,2,3 упр.1. задание в тетради | Осн. Л.1 Осн. Л. 2 | |||||
2. | Происхождение русского языка. Этапы формирования русской лексики. Слова в профессиональной лексике. | 2 | Комбинир. | Учебник, Интернет-ресурсы | §1,2,3. Написать сочинение | Осн. Л. 1 Осн. Л. 2 Доп.л.4 | ||||
4 | Язык как система знаков .Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Принципы выделения частей речи в русском языке | 2 | Комбинир. | Учебник, Интернет-ресурсы | §15, §2 Упр.44 | Осн. Л. 1 Осн. Л. 2 Доп.л.4 | ||||
Раздел 2.Фонетика, морфология и орфография | 36 | |||||||||
6 | Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы | 2 | Комбинир. | Учебник, Интернет-ресурсы | §10,11,12 Упр.29 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Доп.л. 1 | ||||
7 | Практическая работа. Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся | 2 | Практич. | Учебник, Интернет-ресурсы | §12 Упр.36 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Доп.л. 2 | ||||
8 | Морфема как единица языка. Классификация морфем. Словообразование. | 2 | Комбинир. | Учебник, Интернет-ресурсы | §23 Упр.70 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Доп.л. 2 | ||||
9 | Практическая работа. Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок | 2 | Практич. | Учебник, Интернет-ресурсы | §23,24,25,28 Упр.86 | Осн. Л.1 Осн. Л.4 | ||||
10 | Лексико-грамматические разряды существительных. Грамматические категории имени существительного.Склонение имен существительных. | 2 | комбинир | Учебник, Интернет-ресурсы | §30 Упр.87 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.4 | ||||
11 | Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных | 2 | §30 Упр.90 | |||||||
12 | Лексико-грамматические разряды прилагательных.Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен 1прилагательных. Грамматические категории имени прилагательного | 2 | комбинир | Учебник, Интернет-ресурсы | §31 Упр.96 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.4 Доп.л. 4 | ||||
13 | Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных | 2 | Практич. | Учебник, Интернет-ресурсы | §31 Упр.98 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.4 Доп.л. 4 | ||||
14 | Лексико-грамматические разряды имен числительных. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных. | 2 | Комбинир. | Учебник, Интернет-ресурсы | §32 Упр.103 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.4 Доп.л. 4 | ||||
15 | Практическая работа. Правописание числительных. Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности. | 2 | практ | §32 Упр.105 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.4 Доп.л. 4 | |||||
16 | Разряды местоимений по семантике. Дефисное написание местоимений | 2 | Комбинир. | Учебник, Интернет-ресурсы | §33 Упр.105 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.4 Доп.л. 4 | ||||
17 | Практическая работа. Правописание числительных. Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ | 2 | Практич. | Учебник, Интернет-ресурсы | §33 Упр.106 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.4 Доп.л. 4 | ||||
18 | Система грамматических категорий глагола. Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции. | 2 | Комбинир. | Учебник, Интернет-ресурсы | §34 Упр.109 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.4 Доп.л. 4 | ||||
19 | Правописание окончаний и суффиксов глаголов | 2 | комбинир | Учебник, Интернет-ресурсы | §34 Упр.112 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.4 Доп.л. 4 | ||||
20 | Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и полные формы причастий | 2 | Комбинир. | Учебник, Интернет-ресурсы | §35 Упр.117 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.4 Доп.л. 4 | ||||
21 | Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. | 2 | Практич. | Учебник, Интернет-ресурсы | §34 Упр.128 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.4 Доп.л. 4 | ||||
22 | Семантика наречия.. Разряды наречий по семантике. Степени сравнения .Разряды предлогов по семантике. Разряды союзов по семантике. Сочинительные и подчинительные союзы | 2 | Комбинир. | Учебник, Интернет-ресурсы | §36 Упр.130 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.4 Доп.л. 4 | ||||
23 | Практическая работа. Написание наречий .Слова категории состояния. Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ | 2 | Практич. | Учебник, Интернет-ресурсы | §34 Упр.135 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.4 Доп.л. 4 | ||||
Раздел 3 Синтаксис и пунктуация. | 12 | |||||||||
22 | Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения | 2 | комбинир | Учебник, Интернет-ресурсы | §40,41 Упр.158 | Доп. Л.4 Осн. Л.3 | ||||
23 | Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении | 2 | Практич. | Учебник, Интернет-ресурсы | §42 Упр.161 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.3 Доп.л. 3 | ||||
24 | Второстепенные члены предложения. Осложненные предложения. Предложения с однородными членами.Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. | 2 | комбинир | Учебник, Интернет-ресурсы | §43 Упр.170 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.3 Доп.л. 3 | ||||
25 | Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении | 2 | Практич. | Учебник, Интернет-ресурсы | §43,44 Упр.199 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.3 Доп.л. 3 | ||||
26 | Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению Способы передачи чужой речи. | 2 | Комбинир. | Учебник, Интернет-ресурсы |
| Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.3 Доп.л. 3 | ||||
27 | Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат | 2 | Практич. | Учебник, Интернет-ресурсы | §51,52,53,55 Упр.215 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.3 Доп.л. 3 Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.3 Доп.л. 3 | ||||
Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации. | 8 | |||||||||
28 | Основные аспекты культуры речи Языковые и речевые нормы. Терминология и профессиональная лексика | 2 | Комбинир. | Учебник, Интернет-ресурсы | Задание в тетради | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.3 Доп.л. 1 | ||||
29 | Функциональные стили русского литературного. Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы | 2 | Комбинир. | Учебник, Интернет-ресурсы | §20 Упр.61 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.3 Доп.л. 1 | ||||
30 | Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические) | 2 | Комбинир. | Учебник, Интернет-ресурсы | §7 Упр.8 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.3 Доп.л. 1 | ||||
31 | Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Виды документов в конкретной специальности. | 2 | Комбинир. | Учебник, Интернет-ресурсы | §7 Упр.10 | Осн. Л.1 Осн. Л.2 Осн. Л.3 Доп.л. 1 | ||||
Промежуточная аттестация (Экзамен) | ||||||||||
Всего: | 62 |
[1]Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022)
[2]Отражается единица ПК, формируемая прикладным модулем (профессионально-ориентированным содержанием) в соответствии с ФГОС реализуемой профессии/специальности СПО
[3]Отражается единица ПК, формируемая прикладным модулем (профессионально-ориентированным содержанием) в соответствии с ФГОС реализуемой специальности/профессии СПО
[4] ПК указываются в соответствии с ФГОС реализуемой профессии / специальности СПО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературе и русскому языку в СПО и НПО.
Рабочие программы по русскому языку и литературе составлены в соответствии с Учебным планом, стандартами по предметам и программе Лебедева....
Рабочая программа элективного предмета по русскому языку для 6 класса "Загадки русского языка"
Программа составлена в соответствии с требованиями:федерального компонента государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы МБОУ «Ленинская ...
Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело...
Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело...
Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело...
Рабочая программа по предмету Родной (русский) язык
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету Родной(русский) язык 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной дисциплины: «Родной (русский) язык»
Рабочая программа по родному (русскому) языку для СПО составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...