Рабочая программа ЭОП (регион)
рабочая программа
Рабочая программа ЭОП (регион)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
en.02_eop_regionalnyy_komponent1.docx | 52.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 5
«Вариант рабочей программы учебной дисциплины, учитывающей региональные, этнокультурные особенности и потребности
обучающихся».
Выполнил: Шимова Анастасия Владимировна
(ФИО)
Преподаватель экологии
(должность)
БУ «Урайский Политехнический колледж»
(место работы)
Пояснительная записка
В Стратегии развития образования Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года отмечено, что конкурентоспособность, потенциал развития и инвестиционная привлекательность региона в условиях современной экономики в значительной степени определяются образованием. Одна из основных задач: повышение эффективности системы воспитания и социализации, обучающихся на основе компетентностного подхода и индивидуализации образования. В образовательной программе Урайского политехнического колледжа уделяется большое внимание решению данных задач. При реализации федерального государственного образовательного стандарта учитываются региональные особенности, обеспечивающие формирование специалиста, соответствующего современным требованиям рынка труда.
Основной вектор развития системы профессионального образования в округе определен Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2018 – 2025 годы, который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации. Комплекс мер включает три стратегических направления: обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики; консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы среднего профессионального образования; мониторинг качества подготовки кадров.
В соответствии приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 1701 от 18.12.2015 «Об утверждении перечня перспективных и востребованных на рынке труда ХМАО – Югры профессий и специальностей, с учетом списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования в Урайском политехническом колледже обнаружено соответствие по профессии 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413) с учетом приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г., рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года №06-259, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Рабочая программа учебной дисциплины Экология представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительную записку, структуру и содержание общеобразовательной учебной дисциплины, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристику основных видов учебной деятельности, контроль и оценку результатов обучения.
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, входящей в состав укрупненной группы специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки работников в области технологии продукции общественного питания при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в естественнонаучный цикл, относится к естественнонаучным дисциплинам.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
- выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
- определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
- оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;
- основные источники и масштабы образования отходов производства;
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;
- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Структура общеобразовательной учебной дисциплин
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | * |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | * |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | * |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | * |
Реферат, составление схем, презентации, домашняя работа | 16 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение | |||
Тема 1.1. Предмет, специфика, цель и задачи дисциплины. Структура экологии. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Предмет, специфика, цель и задачи дисциплины. Структура экологии. Основные понятия и определения. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет источниками Подготовить доклад на тему «Значение экологии в моей профессии» Виртуальная экскурсия «Газпром нефть» | 1 | ||
Раздел 2. Особенности взаимодействия природы и общества | |||
Тема. 2.1 Природные ресурсы и рациональное природопользование | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
Природно-ресурсный потенциал и факторы его сохранения. Классификация природных ресурсов. Проблемы использование природных полезных ископаемых. Эколого-экономические аспекты использования невозобновимых ресурсов. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет источниками Составить схему «Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы» Реферат «Особенности использования агроклиматических ресурсов региона». | 1 | ||
Тема. 2.2 Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
Понятие «загрязнение». Основные загрязнители, их классификация. Воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. "Зеленая" революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет источниками Доклад по теме «Причины возникновения экологических аварий и катастроф» Разработать презентацию «Чернобыльская катастрофа» Просмотр документального фильма «Чернобыль 35» | 2 | ||
Раздел 3.Охрана окружающей среды | |||
Тема 3.1.Рациональное использование и охрана атмосферы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Загрязнение атмосферы предприятиями пищевой промышленности. Последствие загрязнение и нарушения газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет источниками Презентация по теме «Выбор методов, технологий и аппаратов утилизации газовых выбросов» Мультфильм про нефть «Музей геологии, нефти и газа» г. Ханты-Мансийск https://muzgeo.ru/kak-dobyvaetsya-neft.php Ознакомиться с выставкой «Нефть» «Музей геологии, нефти и газа» г. Ханты-Мансийск | 1 | ||
Тема 3.2 Рациональное использование и охрана водных ресурсов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Загрязнение гидросферы предприятиями пищевой промышленности. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения. Рациональное использование подземных вод. Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет источниками Составить схему «Замкнутые циклы использования воды» | 1 | ||
Тема 3.3 Рациональное использование и охрана недр и земельных ресурсов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Минерально-сырьевые ресурсы России. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Основные направления по использованию и охране недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет источниками Подготовить доклад на тему: «Экологическое состояние почвенного покрова ХМАО» | 1 | ||
Тема 3.4 Рекреационный комплекс | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Рекреационные ресурсы планеты. Рекреационное природопользование: отдых, туризм и маршрутный отдых. Типы рекреационных территорий. Влияние рекреаций на живую природу. Дачное строительство. Экологическая оптимизация рекреации. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет источниками Разработать презентацию по теме «Туризм в ХМАО» Просмотр видеоролика «Туризм в Югре» | 2 | ||
Тема 3.5 Заповедное дело | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Виды особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Задачи государственных природных заповедников. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет источниками Подготовка презентации «Заповедники ХМАО и национальные парки мира» Просмотр презентации «Этнокультурные особенности ХМАО» «Сургутский краеведческий музей» https://skmuseum.ru/muzejnaja-shpargalka/ Просмотр виртуальной онлайн экскурсии Этнографический музей под открытым небом «ТОРУМ МАА» https://torummaa.ru/3d/ | 2 | ||
Тема 3.6 Методы и организация комплексного экологического мониторинга. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Понятие «мониторинг». Виды экологического мониторинга. Аэрокосмический мониторинг. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет источниками Доклад по теме «Методы биоиндикации загрязнений наземных и водных экосистем» Зоомониторинг БУ ХМАО – Югры Природный парк «Самаровский чугас» | 1 | ||
Раздел 4. Правовые и социальные вопросы природопользования | |||
Тема 4.1 Правовые вопросы природопользования | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Закон российской федерации «Об охране окружающей природной среды». Нормативные акты по рациональному природопользованию. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет источниками Составить конспект на тему «Лесной кодекс РФ» | 1 | ||
Тема 4.2 Административно-правовые механизмы управления природоохранной деятельностью | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Экологические стандарты, нормативы и лимиты. Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС). Экологическая экспертиза. Экологический аудит. Экологическая паспортизация. Экологическая сертификация. Экологическое лицензирование. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет источниками Подготовить реферат по теме «Методы определения экологической пригодности выпускаемой продукции» | 1 | ||
Тема 4.3 Региональные аспекты состояния природной среды. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Региональные аспекты состояния природной среды. Принципы формирования региональной экономической политики. Эколого-хозяйственные приоритеты. Особенности структуры и энергетики сельскохозяйственных экосистем. Проблемы мелиорации земель. Представления об экологически оптимизированных агроценозах. Экологически "чистые" продукты и пути решения проблемы улучшения структуры питания населения. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет источниками Подготовить доклад «Экологическое состояние ХМАО» | 1 | ||
Тема 4.4 Городские и промышленные экосистемы. | Городские и промышленные экосистемы. Безотходные и малоотходные производства, внедрение биотехнологий. Удаление отходов. Основные проблемы природопользования в России | 2 | 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет источниками Реферат по теме «Современная биотехнология переработки пищевых отходов» | 1 | ||
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Всего | 48 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологических основ природопользования».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования»;
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор;
- мультимедийная доска;
- аудиоаппаратура.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, 2017 г.
Дополнительные источники:
1. Саенко О.Е. Экологические основы природопользования, 2020 г. Электронное издание ЭБС book.ru
- Колосенко Н.В. Экологические основы природопользования, 2020 г. Электронное издание ЭБС book.ru
Интернет-источники:
1. www. ecokub.ru - коллекция цифрового образовательного ресурса. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www. ecokub.ru
2. www.mnr.gov.ru - официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.mnr.gov.ru
Музеи:
- Музей геологии, нефти и газа г. Ханты-Мансийск https://muzgeo.ru/
- «Сургутский краеведческий музей»
- Этнографический музей под открытым небом «ТОРУМ МАА»
- БУ ХМАО – Югры Природный парк «Самаровский чугас»
Электронные источники:
- BOOK.ru https://www.book.ru/
- Библиотека МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, устных и письменных опросов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; | Текущий контроль Экологическая викторина |
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; | Текущий контроль Защита реферата |
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; | Текущий контроль Защита презентации |
определять экологическую пригодность выпускаемой продукции; | Текущий контроль Защита реферата |
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте; | Текущий контроль Тестирование на платформе КВИЗИС |
Знания: | |
виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; | Текущий контроль Тестирование на платформе МЭШ |
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; | Текущий контроль Защита презентации |
основные источники и масштабы образования отходов производства; | Текущий контроль Устный опрос, защита реферата |
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств; | Текущий контроль Тестирование на платформе 1С |
правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; | Текущий контроль Тестирование на платформе МЭШ |
принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; | Текущий контроль Устный опрос, защита доклада |
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды | Текущий контроль Письменный опрос |
____________________ / ____________________
подпись расшифровка подписи «__»_________20
Задания для промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета:
1.Классификация природных ресурсов.
2. Понятие «загрязнение». Основные загрязнители, их классификация.
3. Воздействие на человека загрязнений биосферы.
4. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.
5. "Зеленая" революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.
6. Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.
7. Загрязнение атмосферы предприятиями пищевой промышленности.
8. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха.
9. Загрязнение гидросферы предприятиями пищевой промышленности.
10. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения. Рациональное использование подземных вод.
11. Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения.
12. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов.
13. Основные направления по использованию и охране недр.
14. Рекультивация и восстановление земель.
15. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.
16. Рекреационные ресурсы планеты. Рекреационное природопользование: отдых, туризм и маршрутный отдых.
17. Типы рекреационных территорий. Влияние рекреаций на живую природу.
18. Виды особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Задачи государственных природных заповедников.
19. Понятие «мониторинг». Виды экологического мониторинга.
20. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды.
21. Закон российской федерации «Об охране окружающей природной среды».
22. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
23. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.
24. Экологические стандарты, нормативы и лимиты.
25. Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС).
26. Экологическая экспертиза. Экологический аудит.
27. Экологическая паспортизация. Экологическая сертификация. Экологическое лицензирование.
28. Особенности структуры и энергетики сельскохозяйственных экосистем.
29. Экологически "чистые" продукты и пути решения проблемы улучшения структуры питания населения.
30. Городские и промышленные экосистемы.
31. Безотходные и малоотходные производства. Внедрение биотехнологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
Рабочая программа ЕН.02 Экологические основы природопользования (регион)
Региональный компонент...