Методическая разработка воспитательного часа по теме: «Взгляд в профессию горного электромеханика»
методическая разработка на тему
В данной методической разработке показана одна из возможных форм организации профориентационной работы в виде беседы-лекции с презентацией.
Классный час ориентирован на студентов специальности 13.02.11. «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электротехнического оборудования (горная отрасль)». В ходе проведения классного час доступно и увлекательно раскрывается история возникновения и суть профессии горного электромеханика, рассказывается о требованиях современного общества к специалистам в горной промышленности, профессиональных качествах, плюсах и минусах профессии.
В соответствии с ПМ.01. «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования» рассматриваются область и объекты профессиональной деятельности выпускников, виды деятельности, общие и профессиональные компетенции горного электромеханика. Таким образом, формируется профессиональная направленность обучения.
Тест «Выйдет ли из вас хороший горный электромеханик?», используемый в ходе классного часа, позволяет проверить потенциал будущих специалистов.
Используемый материал помогает студентам по-новому взглянуть на выбранную профессию и общими усилиями найти необходимые точки соприкосновения изучаемых дисциплин для формирования целостного представления о профессии горного электромеханика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzglyad_v_professiyu_gornogo_elektromehanika.docx | 251.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕНАКИЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка
воспитательного часа по теме:
«Взгляд в профессию горного электромеханика»
Енакиево
2016
Составитель: Кудинов Юрий Витальевич, специалист первой категории, преподаватель специальных дисциплин ГПОУ «ЕПТ»
Рассмотрена на заседании
цикловой комиссии горно-экономических дисциплин
Председатель цикловой комиссии
горно-экономических дисциплин: Т.В. Шмакова
Пояснительная записка
В данной методической разработке показана одна из возможных форм организации профориентационной работы в виде беседы-лекции с презентацией.
Классный час ориентирован на студентов специальности 13.02.11. «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электротехнического оборудования (горная отрасль)». В ходе проведения классного час доступно и увлекательно раскрывается история возникновения и суть профессии горного электромеханика, рассказывается о требованиях современного общества к специалистам в горной промышленности, профессиональных качествах, плюсах и минусах профессии.
В соответствии с ПМ.01. «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования» рассматриваются область и объекты профессиональной деятельности выпускников, виды деятельности, общие и профессиональные компетенции горного электромеханика. Таким образом, формируется профессиональная направленность обучения.
Тест «Выйдет ли из вас хороший горный электромеханик?», используемый в ходе классного часа, позволяет проверить потенциал будущих специалистов.
Используемый материал помогает студентам по-новому взглянуть на выбранную профессию и общими усилиями найти необходимые точки соприкосновения изучаемых дисциплин для формирования целостного представления о профессии горного электромеханика.
Воспитательный час: 3 курс - гр.ЭМО-14
Тема воспитательного занятия: «Взгляд в профессию горного электромеханика»
Цели занятия:
- повышение интереса к учебной и профессиональной деятельности
- повышение уровня ориентации в профессиональной деятельности;
- расширение кругозора
- развитие познавательного интереса;
- воспитание гордости к выбранной профессии.
Оснащение: Презентация «Горный электромеханик – мужская профессия», ПК, мультимедийный проектор, экран.
Подготовительная работа со студентами
Студентам предлагается за неделю подготовить доклады о своей профессии, подготовка презентаций и видео по теме.
Ход воспитательного часа.
- Доклад преподавателя основ горного дела Кудинова Ю.В.
Дорогие студенты! Сегодня мы собрались на воспитательный час, который называется «Горный электромеханик – мужская профессия».
Выбор профессии - очень важный шаг в жизни человека. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия:
- Профессия должна быть нужна обществу, т. е. востребована на рынке труда;
- У человека должны быть способности и знания;
- Профессия должна приносить радость и доход.
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Совершим небольшое путешествие в профессию горного электромеханика.
- Доклад студентов гр. ЭМО-14. на тему: «Быть горным электромехаником — это почетно»
Горный электромеханик — специалист, занимающийся ремонтом и наладкой горношахтного оборудования, предназначенного для добычи полезных ископаемых. Профиль профессии настолько широк, что охватывает большое количество оборудования, как электрического, так и механического.
В обязанности горного электромеханика входят организация безаварийной работы и проведение планово-предупредительных ремонтов горной техники. Обязан знать основы деталей машин, электроники, электротехники, гидравлики и горного дела.
Если еще 300-400 лет назад вся продукция производилась людьми вручную, то для современного производства характерно автоматизация значительной части выполняемых действий (а на некоторых японских заводах и вовсе абсолютно вся работа выполняется роботами). Обслуживанием таких электрических машин и станков занимаются специально обученные электромеханики.
В полный список обязанностей квалифицированных электромехаников входят такие процедуры, как полная обработка деталей (как слесарная, так и термическая), их установка и контроль над работоспособностью, а также монтаж электросхем и в том числе всех комплектующих элементов и так далее. Стоит отметить, что непосредственно профессия «электромеханик» подразделяется на множество различных специальностей, в зависимости от видов техники и до их характерных особенностей. Так, каждая специализация требует от рабочего знания многих тонкостей и нюансов. Например, электромеханик, специализирующийся на обслуживании электронно-вычислительной техники, должен, помимо базовых основ механики, а также электротехники, владеть основными принципами электроники, составления всевозможных деталей и электросхем.
Тем не менее, несмотря на различие специальностей электромеханика, универсальным рабочим инструментом являются электродвигатели постоянного тока. Основная функция данного механизма заключается в преобразовании энергии постоянного тока из электрической в механическую. Главным образом, машина данного типа активно используется при выполнении работ, связанных с постоянной регуляции скорости электропривода. Недостаток данного механизма заключается лишь в том, что для его функционирования необходима энергия постоянного тока. В условиях работы, во многих ситуациях необходимо получение механической энергии из переменного тока. В данном случае применяются электродвигатели переменного тока. Стоит отметить, что на сегодняшний день машины именно такого типа постепенно вытесняют электродвигатели постоянного тока в связи со своими очевидными преимуществами: надежность в использовании, простота в изготовлении и невысокая стоимость. Однако стоит отметить, что будущий электромеханик должен не только освоить данные виды электродвигателей, но и, прежде всего, приобрести знания по своей специализации для успешной работы. Горный электромеханик является специалистом в области обеспечения деятельности при эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных объектов различного назначения. Объектами профессиональной деятельности горных электромехаников являются недра Земли, включая производственные объекты, оборудование и технические системы их освоения, техника и технологии обеспечения безопасной и эффективной реализации геотехнологий добычи, переработки твердых полезных ископаемых и рационального использования подземного пространства. Горные электромеханики работают на предприятиях горной промышленности (в том числе, на предприятиях, занимающихся разработкой строительных материалов, проектирующих и создающих подземные сооружения, в том числе туннели), а также в учреждениях, занимающихся геологическими и геотехническими исследованиями, например, в горных и геологических институтах, в геотехнологических инженерных бюро.
4. Доклад преподавателя основ горного дела Кудинова Ю.В.
Горное дело относится к одному из основных видов человеческой деятельности, обеспечивающих существование и уровень развития цивилизации. Горное дело как область промышленного производства охватывает разведку месторождений полезных ископаемых, их разработку, первичную переработку добываемого сырья, строительство горных предприятий и подземных сооружений различного назначения. Достоинствами профессии горного электромеханика ее универсальность, постоянная во все времена востребованность и простор для творчества. Универсальность профессии заключается в широком диапазоне деятельности. Постоянная востребованность профессии заключается в том, что без горных электромехаников не будет дальнейшего развития добывающей и промышленной отраслей, а, значит, и общества в целом.
Давайте рассмотрим, какими общими компетенциями должен обладать горный электромеханик, изучив дисциплину: «Основы горного дела». Целями освоения дисциплины «Основы горного дела» является формирование у обучающихся представления о будущей профессии, получение базовых знаний об основных принципах добычи полезных ископаемых подземным способом. Освоение дисциплины направлено на формирование: общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
- профессиональных компетенций, включающих в себя способность:
ПК 1.1. Оформлять техническую документацию на ведение горных и взрывных работ.
ПК 1.2. Организовывать и контролировать ведение технологических процессов на участке в соответствии с технической и нормативной документацией.
ПК 1.3. Контролировать ведение работ по обслуживанию горнотранспортного оборудования на участке.
ПК 1.4. Контролировать ведение работ по обслуживанию вспомогательных технологических процессов.
ПК 1.5. Обеспечивать выполнение плановых показателей участка.
ПК 2.1.Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ.
ПК 2.2. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.
ПК 2.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.
ПК 2.4. Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда на участке.
ПК 3.1. Проводить инструктажи по охране труда и промышленной безопасности.
ПК 3.2. Обеспечивать материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала.
ПК 4.1. Анализировать эффективность существующей технологии разработки месторождения полезных ископаемых.
ПК 4.2. Участвовать в модернизации схем по внедрению в технологический процесс современного оборудования.
ПК 4.3. Участвовать в реконструкции технологических процессов разработки месторождения полезных ископаемых.
Закончив обучение в техникуме вам предстоит следующее серьезное испытание - поиск работы или учеба в высшем учебном заведении. Наш техникум заключил в 2015 году договор о сотрудничестве с Донецким национальным техническим университетом (ДонНТУ). Вы имеете возможность продолжать свое обучение на кафедре горной электротехники и автоматики им. Р.М. Лейбова по следующим направлениям.
Направление подготовки: 15.03.04 «Автоматизированное управление технологическими процессами».
Специальность: АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ (АУП)
Специальность АУП – это интеллектуальное управление технологическими процессами, разработка принципов, средств и систем автоматизации энергоемких производств, включая металлургическую и угольную отрасли, проектирование и эксплуатация электрооборудования предприятий тяжелой и легкой промышленности.
Выпускник специальности АУП – специалист как в сфере компьютерно-интегрированных технологий, так и знаток типовых технологических процессов в различных отраслях народного хозяйства. Студенты специальности АУП осваивают принципы разработки и эксплуатации средств промышленной автоматики, особенности создания АСУ ТП, электронику и микропроцессорную технику, языки программирования промышленных контроллеров, типовые электромеханические исполнительные средства и средства отбора информации, объекты автоматизации, включая электропривод и силовое электрооборудование промышленных предприятий.
Квалификация выпускника специальности АУП позволяет ему работать в широком спектре отраслей легкой и тяжелой промышленности, на предприятиях коммунального хозяйства, государственных учреждениях. Глубокие профессиональные знания в области разработки локальных и разветвленных систем управления, микропроцессорной техники, датчиков и исполнительных устройств, разработки и программирования электронных управляющих устройств на базе промышленных контроллеров, электрификации и автоматизации технологических процессов, теории автоматического управления и автоматизированного электропривода позволяют инженерам данной квалификации занимать ключевые позиции на современном производстве.
В процессе обучения студенты специальности АУП осваивают технику и программное обеспечение ведущих отечественных производителей, а также мировых лидеров в области автоматизации - фирм "Allan Bradley" (США), "KLASHKA" (Германия), "Danfoss" (Дания) и др.
Специалисты АУП по окончании университета направляются на работу в научно-исследовательские и проектные институты, на заводы, выпускающие электрооборудование и средства автоматизации, металлургические и химические комбинаты, на шахты, в монтажные и наладочные управления, для работы в подразделениях автоматизации, АСУТП, службах главного энергетика, в организации и фирмы, занимающиеся средствами автоматизации, микропроцессорной техникой и т.п.
Специальность: 21.05.04 «Горное дело»
Специализация № 10:
«Электрификация и автоматизация горного производства»
ГЭА (горная электротехника и автоматика)
Специальность ГЭА – это проектирование, эксплуатация, наладка рудничного электрооборудования, сетей электроснабжения и АСУ ТП шахт и рудников, разработка и эксплуатация: автоматизированного электропривода машин и установок горных производств; средств автоматической защиты и устройств автоматизации технологических объектов горных предприятий.
Горнодобывающая отрасль является приоритетной для нашего региона. Для обеспечения нужд Донбасса в горных инженерах высшей квалификации, по многочисленным заявкам предприятий министерства угля и энергетики на безе одной из старейших кафедр нашего ВУЗа «Горная электротехника и автоматика им. Р.М. Лейбова» вновь открывается специальность «Электрификация и автоматизация горного производства» (ГЭА).
Студенты данной специальности изучают особенности устройства и функционирования электротехнических комплексов горных предприятий, силовое рудничное электрооборудование, шахтный электропривод, средства автоматизации технологических процессов, основные принципы проектирования систем электроснабжения и автоматизации горных предприятий, специфику технологии горного производства, особенности устройства и эксплуатации рудничных машин и механизмов, АСУ ТП в горной промышленности, охрану труда и аэрологию горных предприятий, принципы конструкторской разработки электрических приборов, микропроцессорной техники и силовой преобразовательной техники для агрессивных условий эксплуатации, специфические системы защиты и контроля шахтного электрооборудования, принципы безопасной работы электрических машин и аппаратов в условиях шахт и рудников и многое другое.
Уникальные знания выпускником ГЭА в сфере проектирования систем электроснабжения горных предприятий, систем и средств автоматического управления технологическими процессами и объектами в неблагоприятных условиях горной промышленности и родственных отраслях, практические навыки осуществлять монтаж, наладку, промышленную эксплуатацию систем и средств автоматизации и электрификации горнодобывающей отрасли, допуск к эксплуатации силового электрооборудования шахт и рудников позволяют молодым специалистам со временем занимать руководящие должности на предприятиях горнодобывающей, металлургической, химической и др. отраслей.
- Демонстрация видео: «Горный электромеханик – мужская профессия»
- Подведение итогов воспитательного часа
Преподаватель Кудинов Ю.В.
Я желаю вам в будущем найти достойное применения знаниям, полученным в нашем техникуме.
Наше воспитательное занятие подошло к концу, но неизвестное будущее по-прежнему расстилается перед вами и в ваших руках сделать его светлым .
Заключение
Проведение воспитательного часа на данную тему актуально на первом и втором курсах специальности ЭМО. Именно в это время студентам необходима мотивация к обучению, следует сформировать интерес к будущей профессии и раскрыть ее значимость для общества.
В процессе проведения воспитательного часа студенты в увлекательной форме знакомятся с историей горного дела , узнают о достижениях студентов отделения ЭМО, проверяют свою профессиональную компетентность, вникают в сущность деятельности горного электромеханика, осознают взаимосвязь изучаемых дисциплин с профессиональной деятельностью.
Данную разработку можно рекомендовать для проведения профориентационной работы классным руководителям первых и вторых курсов.
Литература
- Маренич К.Н., Калинин В.В. Электрооборудование технологических установок горных предприятий – Донецк, 2016
- Егоров П.В. Основы горного дела: Учебник для вузов. / П.В. Егоров, Е.А Бобер, Ю.Н. Кузнецов, Е.А. Косьминов, С.Е.Решетов, Н.Н. Красюк. М.: Изд-во МГГУ, 2006.
- Кузьмин Е.В.. Основы горного дела. Учебник для вузов / Е.В. Кузьмин, М.М. Хайрутдинов, Д.К. Зенько М.: МГГУ, 2007.
- А.Б. Ефременков, А.А. Казанцев, М.Ю. Блащук. Горные машины и оборудование: Томск, изд. ТПУ, 2009.
Электронные системы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитательного часа "Терроризм в мире, его история и борьба с ним"
Терроризм – один из вариантов политической борьбы, связанной с применением идеологически мотивированного насилия. Терроризм представляет собой наиболее опасный способ политической дестабилизации...
Методическая разработка кураторского часа на тему:Безопасность жизнедеятельности в моей профессии
Методическая разработка кураторского часа на тему:Безопасность жизнедеятельности в моей профессии...
Методическая разработка кураторского часа на тему:Профессия в моей жизни
Методическая разработка кураторского часа на тему:Профессия в моей жизни...
Методическая разработка воспитательного часа
Расширить знания о сущности заболевания, способах распространения и профилактики ВИЧ-инфекции/СПИД;Развивать коммуникативные навыки студентов, навыки работы в группах;Воспитывать активную жизненную по...
Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: «Масленица, русская душа!»
Методическая разработка воспитательного мероприятияна тему:«Масленица, русская душа!» Выход скомороха. (Семенихин Игорь) Вместе: Спешите все! Спешите все!Масленица жде...
Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: «Масленица, русская душа!»
Методическая разработка воспитательного мероприятияна тему:«Масленица, русская душа!» Выход скомороха. (Семенихин Игорь) Вместе: Спешите все! Спешите все!Масленица жде...