Методическая разработка воспитательного часа "Терроризм в мире, его история и борьба с ним"
методическая разработка на тему
Терроризм – один из вариантов политической борьбы, связанной с применением идеологически мотивированного насилия. Терроризм представляет собой наиболее опасный способ политической дестабилизации общества. Такие способы дестабилизации как военная интервенция, восстание, развязывание гражданской войны, массовые беспорядки, всеобщая забастовка и др. требуют значительных ресурсов и предполагают широкую массовую поддержку тех сил, которые заинтересованы в дестабилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terrorizm_vospitatelnyy_chas.docx | 254.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение профессионального образования
Республики Мордовия «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им.А.П.Байкузова»
Методическая разработка
воспитательного часа
на тему:
«Терроризм в мире,
его история и борьба с ним»
Разработал: мастер производственного обучения
Короткова С.А.
2016 г.
Введение
Методическая разработка воспитательного часа была использована при реализации образовательной программы среднего профессионального образования.
Воспитательный час проводился в группе обучающихся по специальности 43.01.06. «Проводник на железнодорожном транспорте». В результате его проведения обучающиеся были ознакомлены с историей терроризма, с его структурой и борьбой против него.
В ходе проведения данного мероприятия хотелось бы заложить обучающимся в их сознание идеи духовно-нравственного развития личности;
формировать гражданское самосознание;
уважения к правам и свободе человека;
любви к Родине;
привитие навыков самостоятельности и ответственности;
отсутствие вандализма, жестокости, преступности, наркомании;
современная молодежь перенимала самые лучшие традиции предыдущих поколений.
Содержание
- Пояснительная записка
- История терроризма
- Террористические акты, совершенные в России
- Виды терроризма
- Условия возникновения терроризма
- «…В Сирии террористическая опухоль купирована…»
- Заключение
- Литература
- Пояснительная записка
Терроризм – один из вариантов политической борьбы, связанной с применением идеологически мотивированного насилия. Терроризм представляет собой наиболее опасный способ политической дестабилизации общества. Такие способы дестабилизации как военная интервенция, восстание, развязывание гражданской войны, массовые беспорядки, всеобщая забастовка и др. требуют значительных ресурсов и предполагают широкую массовую поддержку тех сил, которые заинтересованы в дестабилизации. Терроризм подрывает власть и разрушает политическую систему государства. Юристы относят террористические действия к категории «преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства». Согласно общему мнению правоведов, терроризм в любых своих формах является наиболее опасным из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством.
Суть терроризма – насилие с целью устрашения .Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправильные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан. Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны и иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.
Определение терроризма представляется непростой задачей. Формы и методы террористической деятельности существенно менялись со временем. Это явление имеет устойчивую негативную оценку, что порождает произвольное толкование. С одной стороны, существует тенденция неоправданно расширенной трактовки, когда некоторые политический силы без достаточных оснований называют террористами своих противников. С другой – неоправданного сужения. Сами террористы склонны называть себя солдатами, партизанами, диверсантами в тылу противника и т.д. Отсюда трудности как юридически – правовых дефиниций, так и общетеоретического осмысления терроризма.
Цели:
воспитательная – воспитать у обучающихся любовь и уважение к людям и донести до сознания о невосполнимом вреде терроризма;
развивающая – развить у обучающихся правильное мышление в рамках воспитательного часа;
методическая - методическое повышение уровня педагогического мастерства.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход воспитательного часа
1.Организационный момент.
2.Ознакомление обучающихся с темой воспитательного часа и с целью его проведения.
- История терроризма
(сообщения обучающихся)
1-й обучающийся:
«Терроризм в Древнем мире»
Специалисты расходятся в мнении как относительно времени возникновения терроризма, так и в том, можно ли оценивать события далёкого прошлого с точки зрения современных терминов:
Некоторые источники считают, что «ещё за триста сорок лет до нашей эры отец Александра Македонского был убит в результате тракта».
Другие считают одной из наиболее ранних террористических группировок иудейскую секту сикариев («кинжальщиков»), действовавшую в Иудее в 1 веке н.э. Члены секты практиковали убийства представителей еврейской знати, выступавших за мир с римлянами и обвинявшихся ими в отступничестве от религии и национальных интересов и «коллаборационизме» с римской властью .В качестве оружия сикарии использовали кинжал или короткий меч – «сику».Это были экстремистки настроенные националисты, возглавлявшие движение социального протеста и настраивавшие низы против верхов и в этом отношении являющая прообразом современных радикальных террористических организаций. В действиях сикариев прослеживается сочетание религиозного фанатизма и политического терроризма: в мученичестве они видели нечто приносящее радость и верили, что после свержения ненавистного режима Господь явится своему народу и избавит их от мук и страданий. Сыграли важную роль в поражении Иудейского восстания 66 – г.г. и были уничтожены с его разгромом. В частности, их действия в осажденном Иерусалиме привели к его разрушению после захвата города римлянами.
2-й обучающийся:
« Терроризм в Средние века»
Классическим примером террористической организации Средних веков, которая значительно развила искусство тайной войны, диверсионной практики и насильственных средств достижения цели, является секта хашашаинов («курителей гашиша»), или, в европейском произношении, «ассассинов». Около 1090 года Хасан ибн Саббах захватил в горной долине к к северу от Хамадана (современный Иран) крепость Аламут. В течении последующих полутора столетий сторонники и последователи Горного Старца , под именем которого вошел в историю основатель секты, опираясь на контролируемый район, который сегодня профессионалы антитеррора назвали бы «серой зоной», лишили покоя правящие династии на обширном пространстве от Средиземного моря до Персидского залива. Движимые неясной до конца религиозной мотивацией, практически неуловимые, и от этого ещё более устрашающие адепты секты ( с позиций сегодняшнего дня – боевики), убили за период своей деятельности сотни халифов и султанов, военачальников и представителей официального духовенства, посеяв ужас во дворцах правителей, существенно дестабилизировав политическую ситуацию на обширном геполитическом пространстве Востока, и затем были уничточены монголо – татарами в середине ХIII века.
3-й обучающийся:
«Терроризм в наше время»
Риядус- Салихийн – диверсионно- террористическая группа, сформированная в 2001 году Шамилем Басаевым и возглавлявшаяся им до 2006 года. По данным ФСБ, «Риядус Салихийн» входит в состав террористической организации «Высший военный маджлисуль шура объединённых сил моджахедов Кавказа» и включает в себя контрразведку, разведку , информационное, хозяйственное подразделения и ряд других структур. Девиз террористов-смертников «Риядус-Салихийн» - «Победа или рай».
В структуре «Риядус-Салихин четыре линии : военная, боевая, политическая и духовная. Басаев совмещал функции политического и военного главы. Политическую линию возглавлял Меджлис аль Шура как Меджлис эмиро джаматов, военного командования и духовных лиц. Меджлис аль Шура выбирает Исполнительную Шуру во главе с Верховным эмиром на неопределенный срок. Исполнительная Шура образует комитеты для работы. Комитеты следующие: политический, социальный, информационный, шариатский, и боевой.
«Аль-кайда» - одна из самых крупных ультрарадикальных международных террористических организаций ваххабитского направления ислама.
Создана в 1988 году. После вывода войск из Афганистана «Аль-Каида» направила остриё борьбы против США, стран так называемого «западного мира» и их сторонников в исламских странах. Целью организации является свержение светских режимов в исламских странах, создание «Великого исламского халифата».
4-й обучающийся:
«Террористический акт в Беслане»
Террористический акт в Беслане – захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия), совершенный террористами утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвященной началу учебного года. В течении двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании более 1100 заложников ( преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям в минимальных естественных потребностях.
На третий день около 13ч.05мин. в школе произошли взрывы, и позже возник пожар, в результате чего произошло частичное обрушении здания. После первых взрывов заложники начали выбегать из школы, и федеральными силами был предпринят штурм. Во время хаотичной перестрелки, в том числе с участием гражданских лиц, пользовавшихся личным оружием, было убито 28 террористов. Единственный пойманный живым террорист, Нурпаша Кулаев, был арестован и в последствии приговорен судом к пожизненному заключению.
Затем большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта 334 человека, из них 186 детей, были убиты и свыше 800 ранены.
Экономический ущерб от теракта превысил 34 миллиона рублей. Ответственность за теракт в Беслане публично взял на себя Шамиль Басаев, опубликовав заявление на сайте чеченских сепаратистов «Кавказ-центр» 17 сентября 2004 года.
Теракт в Беслане стал заключительным в череде террористических атак России в 2004 году, после чего политическое руководство страны осуществило ряд серьёзных реформ в законодательстве. В частности, были отменены выборы губернаторов и созданы Общественная палата, Национальный антитеррористический комитет и «Комиссия по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО».
- «Террористические акты, совершенные в России за последние годы»
Ведущий:
- 2004г.,6 февраля – Взрыв в вагоне поезда между станциями Московского метро «Автозаводская» и «Павелецкая». Погибло 39 человек, ранено 120.
- 2004 г.,24 августа – Взрывы двух российских пассажирских самолетов ТУ – 134 и ТУ – 154.
- 2014 г.,31 августа – Взрыв около входа на станцию метро «Рижская» в Москве.
- 2007 г.,13 августа – Подрыв поезда «Невский экспресс»
- 2008 г., 6 ноября – Подрыв террористкой – смертницей маршрутного такси во Владикавказе.
- 2009 г., 22 июня – Подрыв террористом-смертником кортежа президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова.
- 2010 г., 29 марта – Подрыв террористками-смертницами Станций «Лубянка» и «Парк Культуры» в Московском метро.
- 2011 г.,24 января – Взрыв в аэропорта Домодедово, 10 июня - убийство Юрия Буданова.
Таких примеров можно привести ещё огромное множество.
5 -й обучающийся:
- «Виды терроризма»
Терроризм делится на:
1. Неорганизованный или индивидуальный – в этом случае терракт совершает один-два человека. за которыми не стоит какая – либо организация;
2. Организованный, коллективный – террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией. Организованный терроризм – наиболее распространённый в современном мире.
По своим целям терроризм делится на:
1. Националистический – преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;
2. Религиозный – может быть связан с борьбой приверженцев религии (индуисты и мусульмане, мусульмане и иудеи) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследуют цель подорвать светскую власть и утвердить религиозную.
3. Идеологически заданный, социальный – преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда этом вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, еврейский «левый», экологический терроризм и др.
6-й обучающийся:
- «Условия возникновения терроризма»
Использование этой тактики предполагает набор социально-культурных и политических характеристик общества. Если эти характеристики отсутствуют, тактика терроризма реализована быть не может.
Первое условие возникновения терроризма – формирование информационного общества. В своих современных формах терроризм возникает в 19 в. в Европе. То есть там возникает общество, которое регулярно читает газеты, слушает радио, смотрит телевизор, пользуется интернетом, но при этом блокирует свободный обмен информацией полицейскими методами, не так уязвимы для терроризма.
Второе условие возникновения терроризма связано с природой технологии и законами развития технологической среды человеческого существования .Суть дела в том ,что по мере разворачивания научного и технического прогресса, техногенная среда становится все более сложной и уязвимой. Развитие техники дает человеку возможность точечно разрушать социальную, технологическую и природную среду.
Третье существенное условие возникновения терроризма связано с размыванием традиционного общества и формированием общества модернизированного, ориентированного на либеральные ценности. Терроризм возникает тогда, когда на смену традиционной культуре приходит общество, знакомое с концепцией общественного договора. Либеральные ценности и идеи общественного договора дают представление о гарантированности человеческой жизни и ответственности власти перед гражданами.
Четвертое условие терроризма – реальные проблемы, возникающие в ходе исторического развития. Они могут иметь самое разное измерение – политическое, культурное, социальное. В благополучной стране возможны одиночные акты психически неуравновешенных маргиналов, но терроризм как явление слабо выражен. Самые частые основания терроризма – сепаратизм и национально освободительные движения, а также религиозные, этнические, идеологические конфликты. Терроризм – явление, присущее кризисным этапам модернизационного перехода. Характерно, что завершение модернизационных преобразований снимает основания для терроризма.
Ведущий:
Терроризм возникает на границах культур и эпох исторического развития. Самый яркий пример этого – ситуация в Израиле и палестинской автономии, где исламский мир сталкивается с выдвинутым вглубь Азии форпостом европейской цивилизации, и глубоко традиционное палестинское общество соприкасается с модернизированным обществом Израиля.
7-й обучающийся:
- «…В Сирии террористическая опухоль купирована…»
Правительством Российской Федерации было принято решение о начале военной операции в Сирии по просьбе легитимного правительства и президента этой страны. А главной целью военной операции РФ была поддержка сирийской армии в борьбе с террористическими группами.
Воздушная операция России в Сирии продолжалась пять с половиной месяцев. За это время удалось нарушить обеспечение террористов оружием и боеприпасами, перекрыть основные каналы поставок нелегальной нефти, оттеснить боевиков в ряде провинций. В Сирии самолеты и вертолеты российских ВКС совершали в день до 100 боевых вылетов, не говоря уже об ударах крылатых ракет. Всё это позволило фактически спасти и укрепить сирийское государство, стабилизировать ситуацию и начать межсирийские переговоры, от которых противники Башара Асада до этого всячески отказывались.
Ведущий:
Подводя итоги военной операции В.В.Путин отметил, что Россия провела огромную работу по укреплению законной власти в Сирии. А военная операция Российской Федерации в корне переломила ситуацию.
По мнению российского президента, во время военной операции в Сирии Россия «проявила своё бесспорное лидерство, волю и ответственность» в борьбе с международным терроризмом. Во всем мире действия России оценены как значительный успех.
«Ваша напряженная боевая работа в корне переломила ситуацию. Мы не дали разрастись террористической опухоли» - сказал глава государства.
Заключение
Терроризм – это глобальная проблема всего человечества и бороться с ним надо всем миром. Знать и понимать последствия его. Нужно любить людей разных возрастов и вероисповеданий, разных взглядов, возрастов, культур. Мы всегда будем помнить жертв террористических актов, чтоб рассказывать своим ученикам, своим внукам о том, сколько погибло ни в чем неповинных людей. Терроризм – это своего рода такая же война, её можно победить только сообща всем миром, а лучше всего не допускать таких страшных трагедий.
Литература
- Беляев М.И. «О терроризме», г.Москва, 1999 г.
- Петрищев В.Е. «Заметки о терроризме», г.Москва, 2001 г.
- Витюк В.В, Эфиров С.А. «Левый терроризм на Западе: история и современность», г.Москва, 1987 г.
- Хофман Б. «Терроризм – взгляд изнутри», г.Москва. 2003г.
- Алексин А.Г., Алексина Т. «Террор на пороге» г.Москва.2007 г.
- Бейдер В. «Безвыходный выход» г.Москва, 2014 г.
- Горбунов Ю.С. «Зарождение терроризма»/история государства и права/ г.Москва.2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Международному Дню Матери "Мама первое слово"
Данный материал представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященного Международному Дню Матери, - празднику, который отмечают в разных уголках мира. В этом мероприятии учащимся пред...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «А ну-ка, девочки».
Аннотация. Конкурсы один из несложных видов проведения воспитательных мероприятий, в которых с удовольствием участвуют дети. Важно лишь желание и немно...
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Квест "Герои-арзамасцы"
Квест «Герои-арзамасцы» проводится с целью привлечения молодежи к изучению исторического и культурного наследия города Арзамаса.Основными задачами являются:- воспитание чувства патриотизма, активной г...
Методическая разработка воспитательного мероприятия для старшеклассников: Праздник День Святого Валентина в школе.
Тема: Праздники. Традиции и обычаи.Автор: Кабанова Ольга Ивановна, учитель английского языка МБОУ «Школа № 91с углублённым изучением отдельных предметов», город Нижний НовгородОписание мате...
Методическая разработка воспитательного часа по теме: «Взгляд в профессию горного электромеханика»
В данной методической разработке показана одна из возможных форм организации профориентационной работы в виде беседы-лекции с презентацией.Классный час ориентирован на студентов специальности 13.02.11...
Методическая разработка воспитательного мероприятия " Мы разные, но мы вместе"
Основные цели классного часа: воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитание интернационализма, коммуникативной культуры общения и взаимопон...