Взгляд в профессию техник – землеустроитель
статья
«Чтоб дворяне и бояре знали чувство меры,
Появились на Руси люди-землемеры.
И делилась там земля сначала по велению,
А в течение годов – уже по назначению.
Может, двести лет прошло, может, сто – кто знает,
А все тот же Землемер по Руси шагает.
Он теперь знаток земли, да и покровитель,
Потому зовется он – Землеустроитель!»
Ефимова Е.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grabovskaya_sofya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Взгляд в профессию техник –землеустроитель
Грабовская С.В. студентка 3 курса специальности 21.02.04 Землеустройство
научный руководитель преподаватель Нижегородов Р.В.
«Чтоб дворяне и бояре знали чувство меры,
Появились на Руси люди-землемеры.
И делилась там земля сначала по велению,
А в течение годов – уже по назначению.
Может, двести лет прошло, может, сто – кто знает,
А все тот же Землемер по Руси шагает.
Он теперь знаток земли, да и покровитель,
Потому зовется он – Землеустроитель!»
Ефимова Е.Н.
В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым. Закончив школу, молодые люди начинают независимую жизнь. Они могут начать работать или продолжить учебу, чтобы получить высшее образование. Все знают, что такое выбирать профессию, ведь рано или поздно это касается каждого. Некоторые при выборе профессии уделяют внимание заработку, некоторые спросу, ну а реже всего выбирают для души, то, что им ближе.
Термин «Землеустройство» в русском языке появилось в 1906 году, с началом Столыпинской аграрной реформы. До этого при осуществлении землеустроительных работ употребляли термины: землемер; землемерство; межевание; геодезия (высшее землемерие); поземельное устройство.
Землеустроителя называют также старинным словом «землемер», и воображение живо рисует человека с деревянной меркой, похожей на циркуль. С этой меркой землемеры уже сотни лет шагают по полям, высчитывая их длину и ширину. Но это не единственная их функция. Землемер занимается отводом земель и под строительство частных домов, и для общественных нужд, и для промышленных предприятий, и для фермерских хозяйств. При этом он не только определяет размеры и границ земельных наделов. Он следит, чтобы земля использовалась рационально, эффективно и в соответствии с законом.
Землеустроитель - специалист в области метрики пространства, его измерения и фиксирования данных. Основными обязанностями специалиста такого профиля является съёмка местности с помощью геодезических приборов, анализ полученных результатов, произведение необходимых вычислений, на основании которых будет составлена карта исследуемой территории.
Профессия землеустроителя – одна из древнейших на земле. Исторически сложилось так, что человечество всегда нуждалось в землеустроителях, особенно на переломных этапах своего развития. Во все времена не исчезал интерес к происхождению земли, ее размеру, плодородию, стоимости. Образование государств незамедлительно порождало проблемы, связанные с необходимостью установления границ между владениями. Поэтому на каждом этапе развития общества возникала потребность в землемерах, и как следствие – проведении землемерных работ.
В большом количестве землеописания составлялись уже в Древнем Риме с V-IV вв. до н.э., где появились специальные люди – римские землемеры. Для общественности они были более известны, как люди, создающие абсолютно прямые линии и углы.
Они были способны измерять земли, описывать их и профессионально составлять планы местности (карты) для учета и распределения земель, нарезать земельные участки и перераспределять их различным образом (делить на части, объединять, делать прирезки). То есть в современном понимании они были одновременно и геодезистами, и землеустроителями, умеющими планировать территорию.
Геодезические работы по разделу земной поверхности на геометрически правильные участки с определением их площади производились также в Египте, Индии, Китае, Греции. Так, за шесть веков до н.э. в долине реки Нила существовали оросительные системы, возводились сооружения, строительство которых невозможно без выполнения таких геодезических работ, как нивелировка, трассировка и т.д.
С появлением собственности и развитием общественного разделения труда между пастушескими и земледельческими племенами, родовыми общинами появилась необходимость отграничивать земли, т.е. устанавливать границы используемых территорий. Сначала при этом отграничении земель использовались естественные рубежи (большие реки, озера, границы угодий и другие элементы рельефа). Затем стали применяться специально обусловленные знаки и пометки, устанавливаемые на межах (камни, столбы). Именно в это время у людей появляются первые карты. Причиной тому послужило стремление человека лучше ориентироваться на местности, знать расположение мест охоты, богатых пастбищ, лесов, соседних поселений, лучше запоминать и передавать эту информацию. Для этих целей на картах были ориентиры: тропы, дороги, реки.
В IX веке Восточная Европа была уже достаточно освоенной и оживленной территорией. Именно здесь проходили торговые пути «из варяг в греки», соединявшие Балтийское и Черное моря посредством рек бассейна Волхова и Невы, с одной стороны, и Днепра - с другой. Здесь соединялся караванными путями и торговал мусульманский Восток и христианский Запад.
Развитие торговых отношений сначала поддерживалось с юга греками, а с севера - норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли «варягами»), затем, начиная с VIII в., - хазарами, которые поселились в Прикаспийских степях, в низовьях Волги и объединились в Хазарский каганат.
Вдоль великого речного пути появились сначала временные торговые поселения (центры), которые позднее превратились в древние русские города: Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород и др. Торговый город становился на место прежних родовладений и подчинял себе окрестную, часто довольно значительную, имеющую границы, территорию, население которой признавало власть городских старейшин.
Так, например, князь Олег для обороны от кочевников стал строить на границах своих или присоединенных земель города. Племена северо-запада Руси (славяне, кривичи, меря) подчинялись ему и платили дань.
Реформа П.А. Столыпина.
Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 г. Обсуждение указа 9 ноября 1906 г. началось в Думе 23 октября 1908 г., т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.
После принятия указа 9 ноября Думой он с внесёнными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 г.
Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение, агрокультурные мероприятия.
После Октябрьской революции землеустройство становится средством глубоких аграрных преобразований в России. В первые годы Советской власти главной его задачей было проведение в жизнь Декрета о земле, принятого Вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. р частности, решалась задача практической передачи земель в пользование трудового крестьянства.
Одним из важнейших положений Декрета о земле, составленного на основе крестьянского наказа, была отмена права частной собственности на землю, ее недра, леса и воды. Крестьянам предоставлялось право самим выбирать форму землепользования.
В этот период основным содержанием землеустройства был отвод земель коллективным и советским хозяйствам.
Содержание землеустройства сельскохозяйственных предприятий в это время сводилось к отводу земель, отграничению основных видов сельскохозяйственных угодий, размещению дорожной сети.
Внутрихозяйственное землеустройство совхозов заключалось в размещении центральных усадеб, дорог, водных сооружений, отграничении сельскохозяйственных угодий и разбивке пахотных земель на клетки. Оно носило упрощенный характер и решало лишь простейшие задачи организации и размещения производства. Связано это было и с нестабильностью тогдашнего колхозного и совхозного землепользования, отсутствием опыта организации крупных сельскохозяйственных предприятии и их территории.
Проекты внутрихозяйственного землеустройства с начала 70-х годов стали приобретать все более комплексный характер. В них на научной основе решались не только задачи организации территории, но и вопросы, связанные с организацией системы ведения хозяйства, проектированием комплекса мелиоративных, природоохранных и противоэрозионных мероприятии.
К началу 1990 г. в стране была сложена стройная, отвечающая мировому уровню система землеустройства и землепользования, способная выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектированием использования земель, организацией территории, осуществлением комплекса мероприятий по защите земель повышению их плодородия.
Вместе с тем, в использовании земель, организации производства и территории, землевладения и землепользования имелись большие проблемы, которые сдерживали развитие всей экономики. Все это привело к необходимости земельной реформы, которая началась в 1990 г.
Для реализации новой земельной политики государства с использованием экономических методов был принят Закон РСФСР «О плате за землю» от 11 октября 1991 г., в который позднее вносились изменения и дополнения. В декабре 1992 г. был введен в действие Закон «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», в соответствии с которым было разрешено осуществлять куплю-продажу земли. В действующей Конституции РФ законодательно закреплено право граждан на получение земли в частную собственность и на ее продажу.
Земельные реформы всегда регулируются государством и осуществляются под его контролем. Они представляют собой концентрированное выражение земельной политики государства и обеспечиваются соответствующими правовыми, экономическими, техническими, организационными мерами.
Современные специалисты техники - землеустроители могут осуществлять различные виды деятельности:
- наблюдение за состоянием земли - это обобщение процессов, которые позволяют выявить дефекты почв, их недостатки;
- работы геодезиста и картографиста - выступают основой для всех остальных основных видов деятельности при землеустройстве - измерения и запись полученных данных;
- почвенные и биологические наблюдения - вид деятельности, который является ответвлением общего наблюдения за состоянием земли и включает в себя изучение почв на предмет их разрушения из-за природных явлений или загрязнению различными веществами;
- качественное оценивание земли - это не та оценка, которая позволяет узнать рыночную стоимость дачного участка;
- инвентаризационные земельные работы - проводятся для того, чтобы определить площади, которые не используются вообще или используются с нарушением земельного законодательства;
- составление проектов, направленных на правильное пользование землей и ее охрану;
- установление в натуре и описания нахождения границ землеустроительных объектов;
- внутрихозяйственное землеустройство - все те же виды для специализации «землеустройство», но только касающиеся сугубо сельскохозяйственных земель.
Основные должностные обязанности землеустроителя следующие:
- проведение проектно-изыскательских работ на земельных участках;
- градостроительный анализ участков земли на их соответствие регламенту;
- проверка возможности подключения систем коммуникации к земельным участкам;
- разработка градостроительной и кадастровой документации (проектов межевания и планировки территории, различных разрешений);
- сбор, обработка, хранение и учет кадастровых и землеустроительных документов;
- составление писем, запросов и заявлений по землеустройству в краевые, областные, городские и муниципальные органы.
Иногда в задачи землеустроителя входит участие в продвижении землеустроительных услуг организации (интернет, печатные СМИ, радио и ТВ).
Требования к землеустроителю включают в себя:
- среднее или высшее профильное образование (по специализациям «землеустройство», «проектирование» или «градостроительство»);
- умение хорошо ориентироваться на местности, знание топографии региона, в котором придется работать;
- практический опыт работы на территориях с обременениями (прохождение через участок водопровода, линий электропередач и пр.);
- хорошее знание российского законодательства (земельного, градостроительного);
- понимание градостроительной документации;
- готовность к разъездам.
Список литературных источников;
- Волков С.Н. Землеустройство. Землеустройство в ходе земельной реформы (1991-2005 годы). - М., КолосС, 2007. - 163 с.
- Ковальченко И.Д. «Столыпинская аграрная реформа»; «История СССР» Москва 2013 г.- 160 с.
- Комов Н.В. Пособие по землеустройству / Н.В. Комов, А.З. Родин. - М.: Юни-пресс, 2001. – 394 с.
- Кузнецов, И.Н. История государства и права России Учебное пособие - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 500 с.
- От землемерной школы до университета. Очерки истории 2009 г. под ред. Проф. С.Н. Волкова - М.: Колос, 1999г.- 200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН ПМ. 05 – Выполнение механизированных работ в растениеводстве зарубежной техникой. МДК.01.01. Технология механизированных работ в растениеводстве зарубежной техникой. ПРОФЕССИЯ: «МАСТЕР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»
Количество часов по учебному плану на ____2014________/___2015_____ учебный год ________130______ час....
статья «Социальное партнерство как важный фактор повышения качества профессиональной подготовки по профессии техник – теплотехник»
Описание опыта работы. Организация и проведение уроков на производстве....
Моя профессия - «Землеустроитель» «СВОЯ ИГРА»
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей средне-специальных учебных заведений.В разработке содержится материал для проведения внеклассного мероприятия в форме «СВОЕЙ...
Методическая разработка воспитательного часа по теме: «Взгляд в профессию горного электромеханика»
В данной методической разработке показана одна из возможных форм организации профориентационной работы в виде беседы-лекции с презентацией.Классный час ориентирован на студентов специальности 13.02.11...
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ по учебной дисциплине ОП.04 Охрана труда и техника безопасности образовательной программы по профессии: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации (код и наименование профессии)
Комплект Контрольно – измерительных материаловпо учебной дисциплинеОП.04 Охрана труда и техника безопасности (код и наименование дисциплины)образовательной программы по профессии: 09.0...
Опыт применения инновационных технологий в области подготовки техников-землеустроителей
Сегодня нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь студентов своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каж...
ПМ 03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями. Работа на контрольно-кассовой технике «Меркурий – 185Ф» и обслуживание покупателей. Профессия СПО 38.01.02. Продавец, контролер-кассир
Пояснительная запискаGoogle Classroom - Бесплатный веб-сервис, разработанный Google для школ, который призван упростить создание, распространение и оценку заданий безбумажным способом. Основная цель G...